Ко мне часто обращаются начинающие фотолюбители с вопросами: «Можно ли снимать красивые фотографии на любительскую зеркальную камеру Nikon D3100? Не устарела ли она? Какие настройки выбирать для съемки пейзажей и портретов на фотоаппарат Никон Д3100?» И на многие из них я уже давал ответы на страницах моего блога, когда показывал замечательные фотографии, предоставленные мне фотографом из Воронежа Екатериной Ступниковой (https://www.odnoklassniki.ru/profile/348611199793). В последнее время у нее появилось много заказов на фотосессии и портфолио пополнилось свадебными фотографиями, портретами, фоторепортажами с крестин и венчаний. Мне удалось уговорить Екатерину показать еще примеры фото, снятых на Nikon D3100 во время детской фотосессии. Снимки настолько потрясли меня, что даже решил прервать свой рассказ о путешествии по Китаю дикарем, чтобы показать вам ее замечательные работы.
Катя рассказала, что больше всего ей нравится снимать детей. Ведь маленькие фотомодели ведут себя непосредственно, быстро отвлекаются от фотографа и живут в кадре своей настоящей, непритворной жизнью.
Нашу маленькую модель зовут Настя. Детская фотосессия состоялась теплым июльским днем, когда на улице стоял «золотой час» фотографии: за 1,5 часа до заката.
Сначала убрали территорию, а затем приступили к позированию. Можно сфотографироваться с серьезным, мечтательным видом.
А затем – посмеяться над фотографом, который слишком серьезно подходит к детской фотосессии.
Судя по первым кадрам, вы уже, наверное, догадались, что они сняты не на китовый объектив 18-55, а на что-то покачественнее. Конечно, Екатерина использовала свой любимый фикс – полтинник Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor. В обзоре новейшей модели любительской зеркалки Никон Д5300 со сравнением ее с другими фотоаппаратами, в том числе и с Nikon D3100, я показал, что эта «устаревшая» зеркалка при цене в 2 раза дешевле новинки, но оснащенная качественным стеклом, легко положит на лопатки разрекламированный аппарат с китовой линзой.
На сегодняшний день на моем сайте вы можете найти и примеры снимков, полученных на Никон D5300 KIT 18-140 VR. Безусловно, фотографии снимал опытный фотограф, и выглядят они замечательно. Для путешествий, съемок в отпуске, когда не очень удобно использовать объектив с фиксированным фокусным расстоянием, данную линзу можно рекомендовать, как один из бюджетных кандидатов на роль штатника. Но для души вы все же вынуждены будете приобрести себе фикс. Для съемки портретов, может быть, это будет Никкор 50/1,5G, как у нашего фотографа из Воронежа Екатерины или даже 85/1,8G.
Дальше у нас идет серия крупнолицевых портретов, глядя на которые трудно поверить, что снимались они не на профессиональную и очень дорогую зеркальную камеру, а, всего лишь, на фотоаппарат для начинающих фотолюбителей Nikon D3100. Модель, которую начали выпускать еще в 2010 году.
Если вы – совсем начинающий фотолюбитель и не знаете, как фотографировать на Никон Д3100, вам пригодится информация, какие настройки использовались в фотосессии. Мы видим, что на всех фотографиях размыт фон. Когда-нибудь, я напишу статью о том, как сделать фон за моделью нерезким. Сегодня лишь ограничусь кратким замечанием: размытие фона (боке) зависит от расстояния до объекта съемки, до заднего плана, от диафрагмы и размеров матрицы.
Если вы размышляете над тем, какой фотоаппарат купить для начала: мыльницу (суперзум) или дешевую, простенькую зеркалку, то учтите, что у компактов размеры матрицы в 3-5 раз меньше, чем у профессиональных камер. Поэтому так размыть фон, как на снимках выше, ни одна мыльница не сможет ввиду физических ограничений.
Наш фотограф из Воронежа Екатерина привыкла всегда снимать в ручном режиме «М». В уроке фотографии для новичков о том, как настроить зеркальный фотоаппарат Canon, Sony или Nikon мы отмечали, что в данном режиме фотолюбитель полностью контролирует все настройки камеры. А главными из них являются: выдержка, светочувствительность ИСО и диафрагма.
При съемке представленных выше трех портретов использовались следующие настройки:
- Апертура f/2
- Чувствительность матрицы к свету ISO 200
- Режим съемки «М»
- Выдержка первых двух фоток – 1/500 секунды, третьей – 1/250 секунды.
Эх, разве не прелесть у нас и фотомодель, и фотограф, сумевший красиво показать всю эту детскую непосредственность!
Посмотрев эти восхитительные примеры фотографий, снятых на любительский зеркальный фотоаппарат Nikon D3100 с фиксом Nikkor 50/1.8G, мне захотелось подробнее узнать у ее автора, как они были сфотографированы и потом обработаны. Вот, что мне рассказала Екатерина:
«Как уже я тебе говорила, мне очень нравится снимать детей. Я всегда радуюсь очередному заказу на детскую фотосессию. Всегда жду встречи с маленьким принцем или принцессой!
Когда меня попросили сфотографировать Настю, я решила, что ее загорелое личико хорошо будет контрастировать с бирюзовыми досками старенького дома. У них красивая текстура.
Фотографировала в режимное время: где-то в 19 часов, а солнце у нас заходит за горизонт примерно в 21 час. Ты видишь, что свет очень мягкий. На лице девочки нет резких теней. Это потому, что я старалась фотографировать ее в тени строения. Когда солнце светит в лицо во время съемок, я всегда прошу ассистента посветить на модель белым или серебристым отражателем, чтобы подсветить жесткие тени.
Снимаю всегда в формате NEF (так у Никон называется цифровой негатив RAW). Фото с данной детской фотосессии обработаны по следующему алгоритму:
- Выравнивание горизонта.
- Кадрирование, отсекание всех лишних в кадре деталей.
- Пресет для улучшения цвета.
Дальше идет более детальная постобработка. Я работаю кистью: улучшаю четкость на волосах, отбеливаю белки глаз и осветляю радужную оболочку модели. В данном случае у девочки карие глаза – я добавила немного желтого в радужку.
Усилила цвет на бирюзовых досках фона. Всегда прохожу кистью по одежде, чтобы усилить естественные тени на складках платья. Осветляю впадины на лице, например, мешки под глазами.
Иногда мне кажется, что боке, и без того замечательное, которое выдает мой полтинник Nikkor 50/1.8G, не достаточно. Тогда, тоже при помощи инструмента «Кисть», я усиливаю размытие фона. Кисточкой же можно сделать небольшую виньетку, чтобы выделить главный объект на фотографии. Временами повышаю при помощи этого же инструмента экспозицию на главном объекте, чтобы привлечь к нему внимание зрителя.
Кстати, ты обратил внимание, что портреты сняты при диафрагме f/2, а у фикса 50/1,8G максимальная апертура – 1,8? Знаешь, почему я прикрываю диафрагму на 1-2 стопа? Во-первых, чтобы добиться максимальной резкости. А во-вторых, на f/1.8 получается очень маленькая ГРИП и один глаз может оказаться размытым…»
Что же, я заканчиваю свой небольшой обзор возможностей любительской зеркальной камеры Nikon D3100 и примеров фотографий с неё. Как видим, в руках талантливого фотолюбителя эта простая зеркалка позволяет сделать фотографии, как у профессионала. Хочу поблагодарить Екатерину за предоставленные образцы фоток и за то, что поделилась секретом их обработки, за ее отзыв.
Если вы живете в Воронеже и вам нужен фотограф на свадьбу, для съемок на дне Рождения или на крещение ребенка, на детскую фотосессию, пожалуйста, обращайтесь: (https://www.odnoklassniki.ru/profile/348611199793).
Ну, а всем новичкам могу порекомендовать еще следующие статьи:
P.S. Плюсики в «Гугл+» и желание поделиться этой статьей с друзьями в соцсетях очень приветсвуются! 😉
Совершенство не знает предела, это верно. Равно верно как и то, что «под лежачий камень вода не течет». Можно еще вспомнить про 1% гениальности и 99% процентов пота. Есть врожденные способности и есть приобретенные, наработанные. Я полностью согласен с Вами: можно и талант загубить безделием и праздностью, и можно средние способности отточить до очень приличного уровня.
Да, Ваш блог — тому живое подтверждение. Помню, тренировался с балансом белого по Вашим первым фотографиям с лошадьми зимой, где он был сильно нарушен. Проверял чужие экшены (в частности, Андрея Журавлева, Евгения Карташова и прочих), ну и свои идеи. Согласен, что уровень растет с тренировкой, как же иначе может быть?
Хотя, справедливости ради, я бы заметил, что растет уровень вообще-то не по прямой линии. Сначала быстро, а затем угол начинает уменьшаться и для получения даже маленького прогресса надо очень много работать. Это везде так. Вы же изучали английский язык, значит хорошо знаете, что тут занятия в охотку не прокатят, тут пахать надо основательно. Фотомастерство — не исключение.
Помню смотерел передачу о работе фотографа где-то в Азии, он рассказывал, что в день приходится делать 1000-1500 снимков. Конечно, это не показатель роста мастерства, но работоспособность впечатляет. Без постоянной тренировки говорить о каких либо результатах, в чем угодно, просто не имеет смысла. Если снимать только в отпуске, на днях рождений, да и по редким, случайным поводам, то забудешь как фотокамера включается. Это аксиома жизни.
Я просто хотел сказать в прошлом посте, что нет линии с земли на небо, из посредственности в гении, и только. Опять же, вспоминаю рассказ одного боксера, который из любительского бокса пошел в профессиональный. Так он рассказывал, что его там чуть не убили, и он просто понял, что для того, чтобы быть профессионалом, надо иметь совершенно другие врожденные способности, которых у него не было. Чем ниже, так сказать, врожденный уровень человека, тем быстрее кривая его тренированности будет стремиться параллельно земле, что означает, много-много тренировки и мало-мало прироста результата.
Вот в чем проблема, на мой взгляд. Интересно будет послушать Ваше мнение по этому поводу, Сергей.
Влад, больше мнений нет. 🙂 Мы сошлись на том, что талантливый человек может достигнуть гораздо лучших результатов меньшими силами. Но и гению, и простому ремесленнику стоит постоянно заниматься, тренировать своё мастерство, чтобы фотографии у него получались лучше, чем у «серой массы».
Вы правы: философствование — не лучшее занятие для фотографа! В конце концов, язык фотографа — это фотография.