\n

Воронеж. Фотограф Екатерина Ступникова и её детская фотосессия на Nikon D3100 с фиксом Nikon 50mm f/1.8G

Текст статьи обновлён: 16.04.2020

Ко мне часто обращаются начинающие фотолюбители с вопросами: «Можно ли снимать красивые фотографии на любительскую зеркальную камеру Nikon D3100? Не устарела ли она? Какие настройки выбирать для съемки пейзажей и портретов на фотоаппарат Никон Д3100?» И на многие из них я уже давал ответы на страницах моего блога, когда показывал замечательные фотографии, предоставленные мне фотографом из Воронежа Екатериной Ступниковой (https://www.odnoklassniki.ru/profile/348611199793). В последнее время у нее появилось много заказов на фотосессии и портфолио пополнилось свадебными фотографиями, портретами, фоторепортажами с крестин и венчаний. Мне удалось уговорить Екатерину показать еще примеры фото, снятых на Nikon D3100 во время детской фотосессии. Снимки настолько потрясли меня, что даже решил прервать свой рассказ о путешествии по Китаю дикарем, чтобы показать вам ее замечательные работы. 


Катя рассказала, что больше всего ей нравится снимать детей. Ведь маленькие фотомодели ведут себя непосредственно, быстро отвлекаются от фотографа и живут в кадре своей настоящей, непритворной жизнью.

Нашу маленькую модель зовут Настя. Детская фотосессия состоялась теплым июльским днем, когда на улице стоял «золотой час» фотографии: за 1,5 часа до заката.

1. Пример фото на Nikon D3100 и полтинник Nikkor 50/1.8G.  Уборка фотостудии перед фотосессией

1. Пример фото на Nikon D3100 и полтинник Nikkor 50/1.8G. Уборка фотостудии перед фотосессией

Сначала убрали территорию, а затем приступили к позированию. Можно сфотографироваться с серьезным, мечтательным видом.

Фотография 2. Камера Nikon D3100. Объектив - фикс Nikkor 50/1.8G.  Маленькая Мона Лиза

Фотография 2. Камера Nikon D3100. Объектив — фикс Nikkor 50/1.8G. Маленькая Мона Лиза

А затем – посмеяться над фотографом, который слишком серьезно подходит к детской фотосессии.

Фотография 3. Примеры съемки на фотоаппарат Никон Д3100 с объективом Никкор 50/1,8Г. Смешной ты, фотограф!

Фотография 3. Примеры съемки на фотоаппарат Никон Д3100 с объективом Никкор 50/1,8Г. Смешной ты, фотограф!

Судя по первым кадрам, вы уже, наверное, догадались, что они сняты не на китовый объектив 18-55, а на что-то покачественнее. Конечно, Екатерина использовала свой любимый фикс – полтинник Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor. В обзоре новейшей модели любительской зеркалки Никон Д5300 со сравнением ее с другими фотоаппаратами, в том числе и с Nikon D3100, я показал, что эта «устаревшая» зеркалка при цене в 2 раза дешевле новинки, но оснащенная качественным стеклом, легко положит на лопатки разрекламированный аппарат с китовой линзой.

На сегодняшний день на моем сайте вы можете найти и примеры снимков, полученных на Никон D5300 KIT 18-140 VR. Безусловно, фотографии снимал опытный фотограф, и выглядят они замечательно. Для путешествий, съемок в отпуске, когда не очень удобно использовать объектив с фиксированным фокусным расстоянием, данную линзу можно рекомендовать, как один из бюджетных кандидатов на роль штатника. Но для души вы все же вынуждены будете приобрести себе фикс. Для съемки портретов, может быть, это будет Никкор 50/1,5G, как у нашего фотографа из Воронежа Екатерины или даже 85/1,8G.

Дальше у нас идет серия крупнолицевых портретов, глядя на которые трудно поверить, что снимались они не на профессиональную и очень дорогую зеркальную камеру, а, всего лишь, на фотоаппарат для начинающих фотолюбителей Nikon D3100. Модель, которую начали выпускать еще в 2010 году.

Фото 4. Как фотографировать детей на портретный объектив Никон 50/1,8 с камерой Никон Д3100. Слов нет...

Фото 4. Как фотографировать детей на портретный объектив Никон 50/1,8 с камерой Никон Д3100. Слов нет…

Фотография 5. Пример съемки на кропнутую камеру Nikon D3100 и портретный фикс Nikkor 50/1.8G. Задумалась...

Фотография 5. Пример съемки на кропнутую камеру Nikon D3100 и портретный фикс Nikkor 50/1.8G. Задумалась…

Фото 6. Детская фотосессия. Пример снимка, полученного на кропнутую зеркалку Nikon D3100 с портретным объективом Nikkor 50/1.8G. Красотулечка...

Фото 6. Детская фотосессия. Пример снимка, полученного на кропнутую зеркалку Nikon D3100 с портретным объективом Nikkor 50/1.8G. Красотулечка…

Если вы – совсем начинающий фотолюбитель и не знаете, как фотографировать на Никон Д3100, вам пригодится информация, какие настройки использовались в фотосессии. Мы видим, что на всех фотографиях размыт фон. Когда-нибудь, я напишу статью о том, как сделать фон за моделью нерезким. Сегодня лишь ограничусь кратким замечанием: размытие фона (боке) зависит от расстояния до объекта съемки, до заднего плана, от диафрагмы и размеров матрицы.

Если вы размышляете над тем, какой фотоаппарат купить для начала: мыльницу (суперзум) или дешевую, простенькую зеркалку, то учтите, что у компактов размеры матрицы в 3-5 раз меньше, чем у профессиональных камер. Поэтому так размыть фон, как на снимках выше, ни одна мыльница не сможет ввиду физических ограничений.

Наш фотограф из Воронежа Екатерина привыкла всегда снимать в ручном режиме «М». В уроке фотографии для новичков о том, как настроить зеркальный фотоаппарат Canon, Sony или Nikon мы отмечали, что в данном режиме фотолюбитель полностью контролирует все настройки камеры. А главными из них являются: выдержка, светочувствительность ИСО и диафрагма.

При съемке представленных выше трех портретов использовались следующие настройки:

  • Апертура f/2
  • Чувствительность матрицы к свету ISO 200
  • Режим съемки «М»
  • Выдержка первых двух фоток – 1/500 секунды, третьей – 1/250 секунды.

Эх, разве не прелесть у нас и фотомодель, и фотограф, сумевший красиво показать всю эту детскую непосредственность!

Фото 7. Нужен ли фотографу портретный фикс Никон 50/1,8? Конечно! Как еще фотографировать красивые портреты детей? Скромница

Фото 7. Нужен ли фотографу портретный фикс Никон 50/1,8? Конечно! Как еще фотографировать красивые портреты детей? Скромница

Фотография 8. Если в вашем арсенале только один объектив и он фикс, трудно разнообразить фотоки. Но зато,  какая красота получается! Фотоаппарат Nikon D3100. Портретник Nikkor 50/1.8G.

Фотография 8. Если в вашем арсенале только один объектив и он фикс, трудно разнообразить фотоки. Но зато, какая красота получается! Фотоаппарат Nikon D3100. Портретник Nikkor 50/1.8G.

Посмотрев эти восхитительные примеры фотографий, снятых на любительский зеркальный фотоаппарат Nikon D3100 с фиксом Nikkor 50/1.8G, мне захотелось подробнее узнать у ее автора, как они были сфотографированы и потом обработаны. Вот, что мне рассказала Екатерина:

«Как уже я тебе говорила, мне очень нравится снимать детей. Я всегда радуюсь очередному заказу на детскую фотосессию. Всегда жду встречи с маленьким принцем или принцессой!

Когда меня попросили сфотографировать Настю, я решила, что ее загорелое личико хорошо будет контрастировать с бирюзовыми досками старенького дома. У них красивая текстура.

Фотографировала в режимное время: где-то в 19 часов, а солнце у нас заходит за горизонт примерно в 21 час. Ты видишь, что свет очень мягкий. На лице девочки нет резких теней. Это потому, что я старалась фотографировать ее в тени строения. Когда солнце светит в лицо во время съемок, я всегда прошу ассистента посветить на модель белым или серебристым отражателем, чтобы подсветить жесткие тени.

Снимаю всегда в формате NEF (так у Никон называется цифровой негатив RAW). Фото с данной детской фотосессии обработаны по следующему алгоритму:

  • Выравнивание горизонта.
  • Кадрирование, отсекание всех лишних в кадре деталей.
  • Пресет для улучшения цвета.

Дальше идет более детальная постобработка. Я работаю кистью: улучшаю четкость на волосах, отбеливаю белки глаз и осветляю радужную оболочку модели. В данном случае у девочки карие глаза – я добавила немного желтого в радужку.

Усилила цвет на бирюзовых досках фона. Всегда прохожу кистью по одежде, чтобы усилить естественные тени на складках платья. Осветляю впадины на лице, например, мешки под глазами.

Иногда мне кажется, что боке, и без того замечательное, которое выдает мой полтинник Nikkor 50/1.8G, не достаточно. Тогда, тоже при помощи инструмента «Кисть», я усиливаю размытие фона. Кисточкой же можно сделать небольшую виньетку, чтобы выделить главный объект на фотографии. Временами повышаю при помощи этого же инструмента экспозицию на главном объекте, чтобы привлечь к нему внимание зрителя.

Кстати, ты обратил внимание, что портреты сняты при диафрагме f/2, а у фикса 50/1,8G максимальная апертура – 1,8? Знаешь, почему я прикрываю диафрагму на 1-2 стопа? Во-первых, чтобы добиться максимальной резкости. А во-вторых, на f/1.8 получается очень маленькая ГРИП и один глаз может оказаться размытым…»

Что же, я заканчиваю свой небольшой обзор возможностей любительской зеркальной камеры Nikon D3100 и примеров фотографий с неё. Как видим, в руках талантливого фотолюбителя эта простая зеркалка позволяет сделать фотографии, как у профессионала. Хочу поблагодарить Екатерину за предоставленные образцы фоток и за то, что поделилась секретом их обработки, за ее отзыв.

Если вы живете в Воронеже и вам нужен фотограф на свадьбу, для съемок на дне Рождения или на крещение ребенка, на детскую фотосессию, пожалуйста, обращайтесь: (https://www.odnoklassniki.ru/profile/348611199793).

Ну, а всем новичкам могу порекомендовать еще следующие статьи:

Sravnenie kamery Nikon D5100 s Nikon D3100, D5200 i D5300. Privedeny eshhe primery foto na Nikon D3100 s poltinnikom Nikkor 50/1,8G.
Сравнение камеры Nikon D5100 с Nikon D3100, D5200 и D5300. Приведены еще примеры фото на Никон Д3100 с полтинником Никкор 50/1,8Г.
Neskol'ko shikarnyh snimkov, snjatyh na Nikon D3100 i portretnyj fiks Nikkor 50/1.8G, predostavlennyh vladelicej kamery.
Несколько шикарных снимков, снятых на Nikon D3100 и портретный фикс Nikkor 50/1.8G, предоставленных владелицей камеры.
Urok fotografii kak nauchit'sja krasivo fotografirovat' hot' na zerkalku Nikon D3100, hot' na Canon EOS ili na bezzerkal'nuju kameru Sony. Kakie rezhimy ispol'zovat'.
Урок фотографии как научиться красиво фотографировать хоть на зеркалку Nikon D3100, хоть на Canon EOS или на беззеркальную камеру Sony. Какие режимы использовать
Urok fotografii dlja novichkov po s#emke na koncertah. Matrica Nikon D3100 uzhe staren'kaja dlja jetogo, a vot Nikon D5100 so svetosil'nym Nikkor 17-55/2,8 spravilsja s nedostatkom sveta
Урок фотографии для новичков по съемке на концертах. Матрица Никон Д3100 уже старенькая для этого, а вот Никон Д5100 со светосильным Никкор 17-55/2,8 справился с недостатком света.
Shiroko otkrytaja diafragma u poltinnika Nikkor 50/1.8G mozhet prinesti i problemy, svjazannye s maloj glubinoj rezkosti. Simuljator boke i kal'kuljator GRIP.
Широко открытая диафрагма у полтинника Nikkor 50/1.8G может принести и проблемы, связанные с малой глубиной резкости. Симулятор боке и калькулятор ГРИП.
Posmotret' primery foto, snjatyh na staren'kuju model' zerkal'noj kamery Nikon D50 s ob#ektivom Nikkor 50/1.4D, a takzhe Tamron 10-24 i Tamron 24-75
Посмотреть примеры фото, снятых на старенькую модель зеркальной камеры Nikon D50 с объективом Nikkor 50/1.4D, а также Tamron 10-24 и Tamron 24-75.

P.S. Плюсики в «Гугл+» и желание поделиться этой статьей с друзьями в соцсетях очень приветсвуются! 😉

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required



комментариев 126

  1. Екатерина:

    Сережа, у меня не «Для съемки портретов, может быть, это будет Никкор 50/1,5G» , а 1,8 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Точно, Катя, ошибся! Конечно же, портретный объектив Nikkor 50/1.8G. Так был поражен твоими фотографиями и хотел поделиться с другими фотографами, что печатал 5000 знаков в минуту… Такая ерунда получается… 🙂

  2. Екатерина:

    Я тебя выведу на чистую воду! 🙂 Искажает он тут информацию… :):):)

  3. Апис Красноярский:

    Извините, внесу нотку сомнения в Вашу премилую беседу. Я не свадебный фотограф, но семейные торжества и встречи с друзьями регулярно снимаю (у меня Nikon D5300, если кто не в курсе). Так вот, на мой взгляд, для оперативной съёмки всё-таки нужен более продвинутый аппарат, класса Никон Д7000, так как на серию 5000, а тем более 3000, быстро менять настройки не получается. Слишком мало функций выведено на кнопочки. А насчёт быстрого переключения через менюшку верится с трудом.

    А портретами я тоже восхищён, своим «универсальным, а не портретным» фиксом Nikkor 35/1,8G DX тоже пытаюсь снимать портреты, не лицевые конечно. Пока показать не готов, есть над чем поработать…

    • Сергей Лахардов:

      Олег, у тебя, как мне кажется, еще месяц назад был фотоаппарат Nikon D5200? Уже сменил на продвинутую версию? 😉 И фотки у Екатерины я попросил, чтобы доказать твое же мнение, что не нужно гнаться за дорогой техникой, что очень красивые фотографии можно снимать и простым фотоаппаратом класса Nikon D3100. Кроме того, хотел продемонстрировать какой прогресс может показать начинающий фотограф, если он будет постоянно совершенствовать свои навыки. Мы познакомились с Екатериной пару лет назад и знал бы ты, сколько критики пришлось ей от меня выслушать поначалу. Не каждый слабонервный фотолюбитель переживет!.. 🙂

      Прошло время – стали получаться фотки, какие мы продемонстрировали в сравнении Никон Д5300 с другими камерами. Там я еще ворчал, что на большинстве кадров «слишком тесно» обрезана рамка: мало места над головой и под ногами. И вот через полгода мы видим результат – снимки высокого качества! 🙂 Я, по крайней мере, не ожидал, что на Nikon D3100 можно получить такие фотографии.

      • Апис Красноярский:

        С чего ты взял, что тушу сменил? Не вижу смысла, лучше объектив прикупить. Я ведь «бомбить» не собираюсь, а что с Nikon D5200 можно вытащить, я уже давно понял. Новые модели Nikon D5300 и полупрофессиональная Nikon D7100 не далеко ушли. К тому же, отсутствие низкочастотного фильтра далеко не всегда влияет благотворно на качество картинки. На ФФ пока ни денег (ещё и штатник ведь сразу надо менять, а это сразу под 80 тысяч рублей вылазит), ни силы в руках (и плечах) -таскать. А главное — желания нет. Творческий потенциал Nikon D5200 ещё далеко не раскрыт. Просто я имею уже немаленький и довольно регулярный опыт съёмок на «мероприятиях» и ощущаю постоянно нехватку нескольких кнопочек, из-за чего не успеваю снять! Либо просто пропускаю некоторые кадры и сцены, чтобы не лазить в менюшки. К тому же, таинства постобработки тоже ещё не освоены (даже в LR).

        • Сергей Лахардов:

          Ты просто опечатался, что у тебя – зеркалка D5300. Мне повезло меньше: друг, с которым в один день купили Никон Д5100 КИТ 18-55 ВР в 2011 году, месяц назад купил полнокадровый фотоаппарат Nikon D610 и съездил с ним в отпуск. Я посмотрел его фотки и… 😉 Охота – пуще неволи! Теперь нужно молиться фотографическому богу, чтобы дал сил держать себя в руках и не расставаться со своим КРОПом пока не научусь фотографировать.

          • Апис Красноярский:

            Да конечно, опечатался, менять Nikon D5200 на Никон Д5300 — ну если бы с доплатой штуки в три, а так — терять около 10 тыс. за некоторые фичи, которые не дают кардинального прироста в качестве и не известно, так ли уж нужны (WiFi и GPS). Даже Nikon D5100 на D5300 и то замена очень сомнительная. А в твоём случае при переходе на с КРОПа на полный кадр придётся менять все объективы, кроме телевика. Лично мне кажется, что, не говоря о серьёзном изучении композиции, освоение ФШ даст серьёзные преимущества перед неискушёнными владельцами ФФ камер.

        • Сергей Лахардов:

          Те фотки, которые я увидел с полного кадра Nikon D610, отличаются от моих кропнутых, во-первых, геометрией. Рисунок получается совершенно другим, так как в кадр входит намного больше, фотограф подходит к объекту съемки ближе, искажения другие (ведь на кропе они просто обрезаются). Во-вторых – совершенно поразительной цветопередачей, микроконтрастом. Я не разбираюсь почему так происходит, но картинка существенно отличается в лучшую сторону. Раньше я думал, что матрицы у Nikon D610 и у моего Никон Д5100 отличаются только размерами. Оказалось, что у Д610 не просто к датчику от D5100 прибавили еще половинку и получился полный кадр. Фотки отличаются чем-то «изнутри»… А может, просто, тот фотограф лучше владеет Лайтрумом и поэтому у него такие поразившие меня снимки получились… 😉

          У меня широкоугольник Samyang 14/2.8 предназначен именно для ФФ, телевик Nikkor 70-300 – тоже для полного кадра. Менять только придется универсал 17-55/2,8 на аналог для полного кадра Никкор 24-70/2,8… Всё равно, вложения большие. Поскольку на фотографии не зарабатываю, то о полнокадровой зеркалке только мечтаю… В реальности, не думаю, что в обозримом будущем буду переходить на него… Что и грезить нельзя? 😉

          И вообще, когда я снимал на мыльницу, пришел такой момент, когда я понял, что знаю, как снимать лучше, но не позволяют технические возможности компакта. В настоящее же время, мне хотелось бы купить полный кадр, но я понимаю, что знаю как снять лушче на имеющуюся зеркалку Nikon D5100, но для этого нужно почитать учебник, использовать правильный свет, композицию, ракурс и т.п., толково потом обработать в LR и фотошопе. Т.е., с тобой соглашусь: дай мне в руки Nikon D610 – качественного скачка не произойдет, как это было при переходе с мыльницы на зеркальную камеру… Но блин, я почти уверен, что на новые модели Никон стал устанавливать кнопку «Шедевр»… 🙂 Именно поэтому они такие дорогие…

          • Апис Красноярский:

            Я тоже считаю, что полноформатки сильно переоценены и всё жду, когда китайцы начнут выпускать, хотя бы, КРОПы, пусть беззеркалки и соответствующую оптику. Это — не за горами, их просто кто-то искусственно сдерживает. И тогда цены, пусть не мгновенно, поползут вниз. Ведь при той же практически электронике сама матрица не должна стоить в 10 раз дороже. Пока же спрос большой, но тиражи не достаточны и беззеркалка с матрицей APS-C, весом вместе с объективом в пределах 400 грамм и ценой 300-400 баксов (а лучше 200-300, именно столько стоят массовые продвинутые мыльницы) порвёт всех. Сонька с Самсунгом пытаются что-то делать в этом секторе, но это слишком дорогие марки, а рынок ждёт настоящих КИТАЙЦЕВ. И тогда дело сдвинется с мёртвой точки.

          • Павел Черталев:

            Сергей, привет!

            Я тоже перешел на полный кадр. Долго мучился в жесточайших «жабадушных грызениях», уговаривая себя: «Ну куплю… Потрачу кучу денег… Серьезного скачка не будет… Мой Nikon d7000 отлично снимает… Оптику придется дорогущую брать…»
            В конце концов, моя жаба умерла в жесточайших мучениях, так как я выставил на продажу свой компакт Fujifilm x20, объективы (Sigma 17-50 и Nikon 50 1.8d) и тушку d7000. 🙂

            И я купил Nikon D800. Удачно подвернулся на Авито БУ вариант за 55 тысяч. И боже — ОН снимает просто фантастически! Кажется динамический диапазон ну просто, как у глаза человека. Делаешь снимок темного дома на фоне синего неба — и блин небо действительно синее, а дом не черный, а такой, каким ты его видишь. Я свой Никлн Д7000 знаю — вышло бы небо белое, а дом черный и пришлось бы Лайтрум крутить.

            А еще 36 мегапикселей создают невероятную детализацию. У Nikon D610 поменьше мегапикселей (24 Mpx), но это тоже уже прилично. Никон Д610, кстати, не взял из за автофокуса — при большей в 1.5 раза матрице фокусировка у него от d7000 🙁 . Зона автофокусировки у 610 покрывает только центр кадра :(. (101tema.ru/gallery2/main.php/d/315117-1/Nikon-D600-vs-D800-Viewfinder.png)

            Я очень люблю снимать в следящем режиме мою дочурку (это метеор, у которого никогда не заканчивается батарейка). И с такой зоной мелкой центральной зоной автофокуса d610, мне кажется уследить за ребенком просто не реально.

            Что еще заметил на полном кадре — меньше глубина резкости — портреты получаются более красивыми — более объемными что-ли. И еще очень круто получать снимки c минимальными шумами аж на iso 3200!!! (для мой d7000 iso 800 уже давала критичные шумы). Кстати, если картинку немножко пересвечивать то лайтрум давит шумы так, что их вообще, как не бывало – главное в полный пересвет не свалиться.

            Так что очень рекомендую вам Сергей по серьёзному задуматься о полном кадре.
            Это другой уровень.

            P.S.
            Из объективов на полный кадр у меня уже Nikon 28mm 1.8g, Nikon 85mm 1.8g и ваш любимый телевик Nikon 70-300 vr. Похоже я пошел дорогой фикс-любителей – уж очень меня впечатлил мой Nikon 50mm 1.8d за 3 тысячи деревянных:
            fotki.yandex.ru/users/pchertalev/album/451130/

        • Сергей Лахардов:

          Кстати, никогда не задумывался, почему китайцы не выпускают зеркальные фотоаппараты (я имею ввиду — собственные бренды). Они ведь копируют всё: от мухобоек до космических кораблей! А зеркалки почему-то не выпускают. Попробовал прошерстить интернет на русском и английском языках — не нашел ни одного бренда. А в самом Китае фотоаппараты дороже, чему у нас или такие же по цене.

          • Апис Красноярский:

            Кстати, китайцы выкупили бренд Kodak Pixpro и уже выпустили беззеркалку Kodak Pixpro S-1. Не шедевр, конечно, но лиха беда начало. Ух, держитесь, японцы (и начинающие корейцы, заодно)!

          • Сергей Лахардов:

            Может и не стоит ухмыляться, что китайцы Кодак приобрели. Есть положительные примеры: купили IBM и переименовали в Lenovo — сильные позиции у бренда сейчас. Или, например, они приобрели автомобильный концерн Volvo — конечно, не лидеры, но и не угробили марку. Може и фотики классные и дешевые станут выпускать. 🙂

        • Сергей Лахардов:

          Привет, Павел! Бередишь душу! 🙂 На самом деле моей тайной мечтой был Nikon D800… Но я — в смятении… Уж очень много замечаний от фотографов, которые перешли на него, что есть проблема: микросмаз (до 70% от всех фотографий) — в связи с колоссальным количеством пикселей и дешевые объективы не разрешают такую матрицу. Многие фотолюбители утверждают, что Никон Д800 — камера предназначенная для студийных съемок и для пейзажей.

          Конечно, у меня преобладают, в основном пейзажи. Но вот в отпусках — там ведь все жанры намешаны: и портреты, и пейзажи, натюрморты и спорт, концерты и т.п. Не хотелось бы из отпуска «кашу» привозить…

          На сколько я понял, у тебя таких проблем нет. Всё решается «задиранием» ИСО до приемлемой выдержки? Кстати, какая минимальная выдержка для съемки с рук: 1/2*ФР или 1/3*ФР? (где ФР — фокусное расстояние).

          Посмотрел твои фотки с полтинником. Что сказать? Полтинник — он и в Африке полтинник… 🙂 Но, это — примеры фотографий, снятых на Nikon D7000. А где фотки, снятые на Никон Д800?

          Еще такой вопрос: почему твой D800 б/у стоил так дешево? Как считаешь? Узнавал, какие могут проблемы быть при покупке б/у камеры такого класса (наверняка ведь, после свадебного фотографа)? Сколько может стоить возможный ремонт? Это я для себя спрашиваю, так как рассматривал возможность покупки б/у тоже.

          Как разрешает такую матрицу Nikkor 70-300?

          Спасибо за твой отзыв о зеркальной камере Nikon D800! Буду изучать вопрос и мечтать дальше… 🙂

          • Павел Черталев:

            Привет, Сергей!

            Насчет микросмазов — чушь полнейшая. Я пока отснял только 2 сессии, но могу с полной уверенностью утверждать, что никаких проблем со смазами не было — брака было очень мало, около 5-10% и все по вине автофокуса или корявого ракурса.

            Насчет оптики:
            Я имею набор из 2-х относительно недорогих фиксов и одного дешевого телевика: Nikon 28mm 1.8g (купил бу за 17000), Nikon 85mm 1.8g (купил новый за 18000) и Nikon 70-300mm vr (купил б/у за 9000).

            По идее, самый проблемный должен быть телевик (судя по тестам Фотозоны разрешение его не велико) и он должен бы мылить на 36 мегапикселях — но нет никаких проблем не увидел — он резок, точен и быстр. Даже сам удивился. Реально на полном кадре он работает лучше. Может люди, все таки, переоценивают проблемы разрешения?

            Насчет ИСО и выдержки — зеркалка Nikon d800 — это единственный фотоаппарат, которому я доверил самому управлять ISO. Я сделал несколько тестов и понял, что Никон действует ровно так, как действовал бы я: он автоматически поднимает ISO до нужного значения, чтобы при фокусном расстоянии 70mm выдержка была 1/80 сек. При 135mm никон с помощью ИСО догоняет выдержку до 1/160. Это настолько здорово! А шумов по сравнению с Nikon D7000 — ну просто в разы меньше!

            Мои фотки на Nikon D800 можно посмотреть тут: plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6043430951813666529
            plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6043193019049011281

            Фотки делались всеми моими объективами, но больше всего телевиком. И я считаю, что результат — просто отличный. Мне кажется, передо мной новые границы открываются! А как хорош Nikkor 85mm 1.8g на полном кадре! И Никкор 70-300 c Никон Д800 — просто великолепен! Я скажу больше — на кропе мой телевик частенько мылил и был ну очень мягок на 300мм, а на полном кадре он раскрылся — 300mm стали рабочими! И главное, при такой картинке Nikkor 70-300 vr — очень легкий и маленький (если например сравнить с Никкор 70-200).

            Насчет почему так дешево купил тушку: продавец сказал, что у него есть Nikon D5300 и ему надоело таскать с собой большую тушку D800. Ну и пробег у него был 50000 — но при гарантированном ресурсе в 200000 это ерунда. Я — калач тертый в покупке подержанной фототехники. Так что при покупке проверил всё, что считал нужным, включая пробег. После приобретения сдал тушку на юстировку с Nikkor 85mm 1.8g в официальный сервис Никон. Мне обновили прошивку, поправили бэк фокус тушки. Заплатил за это, кстати, 5000 рублей. И не жалею: дали гарантию год на все работы. Так что получается финально аппарат встал мне в 60000 руб., но я, черт возьми, совершенно не жалею и абсолютно счастлив! :) Чего и вам желаю.

            Кстати, тушки Никона, практически, не убиваемы: я изучал вопрос надежности и читал, что статистика выхода из строя затвора крайне мала. А так как сам Nikon D800 — пыле- и влагозащищенный, я причин для волнений совершенно не вижу. Кстати, и Никон d7000 тоже брал б/у с приличным пробегом в 60000 кадров, отщелкал еще 20000 и продал его, практически, за те же деньги, что и купил.

            Так что, Сергей, повторюсь Nikon D800 великолепен и для Ваших целей он подойдет отлично.

            Желаю вам поскорее обзавестись таким аппаратом. :)

  4. Екатерина:

    По постобработке мне еще многому надо научиться. К тому же, всю обработку я пока делаю только в ЛР… Не хватает времени на изучение ФШ…

    • Апис Красноярский:

      Такая же фигня 😉 Для обучения ФШ накачаны терабайты всяких учебников и мануалов, в том числе видео. Представляю, сколького я лишён из-за неиспользования ФШ, но другие дела пока не дают вплотную взяться за него, а в ЛР даже простая замена части снимка фоном вырастает в целую эпопею, лежит пока «на полке» HDR паровоза из Новосибирска из-за этого, к примеру. Для Вас это ещё актуальнее, я например из-за незнания ФШ даже пока не подступаюсь к обработке портретов (хотя «сырьё» есть) — практически все методики используют ФШ.

  5. Екатерина:

    Алис, я и не говорю, что изменение настроек у меня происходит быстро… Да, это — проблема, возможность в этот момент «не словить» хороший кадр… Но, к сожалению или к счастью, я приучила себя именно к такому режиму. Изначально, после покупки камеры, с китовым объективом 18-55 я некоторое время снимала на автомате :) (покупка фотоаппарата такой ценовой категории была обусловлена ограниченным бюджетом и перераспределением остальной суммы на покупку качественного стекла). Когда стала изучать основы фотографии, читать книги, я поняла, что хоть и трудно будет, но нужно постараться довести работу с мануальным режимом до автоматизма, чтобы получить в итоге то, что я хочу,на картинке. И теперь абсолютно все мои снимки сняты в режиме М.

    От продвинутого аппарата я бы не отказалась :) И, надеюсь, скоро это у меня получится. Но, как говорят, чтобы ездить на автомате, нужно поездить и на механике :) И, конечно, мне бы хотелось, чтобы в данный момент мои работы подтверждали правило : «Встречают по камере, а провожают по снимкам».

    • Апис Красноярский:

      Да с самими снимками у Вас пока всё нормально, коммерческие фото конечно без постобработки «не пройдут», а Вы и здесь поднаторели. Просто наличие серьёзной, в данном случае ближе к репортажной, камеры, даёт ощутимое преимущество при равных условиях, с чем вроде и Вы согласны. Я пока на коммерцию не заглядываю, поэтому тоже считаю, что главное в любительском фото — не техника (хотя какой-то минимум тоже есть), а навыки, и главное — вИдение. Остальное — дело тренировки. Очень приятно было пообщаться, жду Ваших комментариев на мою статью здесь же про телевик 70-300 с тушкой D5200.

      • Сергей Лахардов:

        У меня замечание про постобработку «для коммерческого использования»… 🙂 Если бы я так умел обрабатывать, то и для себя с удовольствием делал такие же фотографии. 🙂

        • Апис Красноярский:

          Ну для тебя LR не тайна за семью печатями — тренируйся, хотя в ФШ это делается намного эффективнее.

        • Павел Черталев:

          Кстати, Сергей! Мне очень нравятся снимки Екатерины. Я был просто поражен её «Примерами фотографий, снятых на Nikon D3100 с объективом Nikon 50mm f/1.8G AF-S Nikkor» в вашем посте «Стоит ли покупать новую модель любительской зеркалки Nikon D5300? Сравнение с Nikon D3100, D5100 и D5200». Я, кстати, сразу пошел покупать палтос, как увидел те фото. 🙂 Но мне совсем не понравилось тонирование, примененное Екатериной к фото в этой статье. В глазах рябит от всей этой синевы и синюшный цвет кожи девочки мне режет глаз. Я предпочитаю оригинальные цвета, и люблю естественный цвет кожи человека и зеленый цвет травки. Прошу прощения за критику.

          • Сергей Лахардов:

            Максим, думаю, что вопрос глубины обработки фотографий в редакторе — он не спорный, его просто нет смысла обсуждать. Кому-то нравится, кто-то — терпеть не может. По мне, данные фото без цветокоррекции и постобработки были бы просто хорошими снимками. А так — почти шедевры! 🙂

            Но я могу понять и Вашу точку зрения тоже… 🙂 Это, как обсуждать музыку. Если вы не любите джаз, как Вас не убеждай, как ни давай послушать шедевральную композицию — она вам не понравится априори. И это не значит, что музыканты плохие. Просто Вам джаз не нравится, а я — в восторге. 🙂

          • Сергей Лахардов:

            Максим, благодарю за подоробный отзыв по камере Nikon D800, обзор качества объективов и опыт покупки б/у. Буду еще смотреть примеры фотографий, снятых с разными стеклами в разных режимах и по-тихому мечтать… 🙂

            В последние годы я имел опыт покупки б/у принтера и 2-х автомобилей. Принтер сломался без возможности восстановления через месяц. Первая машина за 3 года высосала 50% стоимости покупки и убила душу постоянными поломками. Вторая — тьфу, тьфу-тьфу- уже четыре года служит исправно.

            Поэтому психологически мне очень сложно будет на это решиться. Хотя «кроилово» рекомендует именно покупать подержанный фотоаппарат… Буду копить деньги, а там — видно будет. 🙂

        • Павел Черталев:

          Сергей, я не Максим, а Павел. 🙂
          Пишу в ответ к этому комментарию так как под последними твоими ответами нет кнопочки ответить. 🙁
          Насчет пост-обработки фото Екатерины — думаю ты согласишься, что например на первом фото лодыжки у девочки выглядят синими, что выглядит не красиво, на мой взгляд.
          А вообще насчет кому что нравится, ты прав. Я придираюсь только к тонированию. С технической точки зрения фото очень хороши.
          А что ты скажешь про мои первые фото D800?

          • Сергей Лахардов:

            Ой, сорри, Павел! 🙂 Ну, присмотрелся сейчас — ступни у девочки темноватые… Но, я эти фотографии уже двадцать раз посмотрел и не замечал, пока ты не сказал… Наверное, я больше в глаза смотрел… 🙂

            Удивили фотографии Nikon D800 с телеобъективом Nikkor 70-300. Картинка, ведь с фактором +1,5 в сравнении с моим кропнутым Никон Д5100… Думал, что это — полтинник… 🙂 Действительно, на всех фотках резкость отменная. И Nikkor 85/1.8g — хорош.

            А те фотки, что в помещении сняты, они без вспышки? Если без — я впечатлён!

  6. Кирилл:

    Тоже думаю, какой фотоаппарат выбрать и рассматриваю Nikon D3100-3300. Пока весь в думах: стоит ли доплачивать грубо между Никон Д3100 и Д3200 или Nikon D3200 и D3300 по тысяче рублей разница. Все же, доплатив 3 тысячи получаем в 2 раза больше Мпикс и скорость снимков повыше + еще по мелочи, но ведь и 3000 сверху уже D3300 голову сломать можно. Сергей, вы так же писали что советуете объектив Nikkor 18-140 в одной из статей а в отзывах вычитал что Nikkor 18-55 не хуже, запланировал поход в магазин Никон что бы покрутить эти игрушки самому.

    • Сергей Лахардов:

      Кирилл, моему блогу уже полтора года. За это время мне миллион раз задавали такие вопросы: «Какой зеркальный фотоаппарат выбрать начинающему фотолюбителю?» и «Какой объектив выбрать новичку в качестве штатника?» И, если вы прочитаете все статьи, увидите, что мое мнение постоянно менялось: кто-то меня убеждал, что-то я сам переосмысливал. На сегодняшний день мое мнение по данным вопросам таково:

      1) Я считаю, что по соотношению цена/качество лучше, чем Nikon D5100 на сегодняшний день ничего не придумали. У него отличная матрица и есть поворотный экран. Что касается мегапиксельности, например, у Никон Д3300, то нужно иметь ввиду, что чем больше пикселей – тем больше требования к качеству объектива.

      2) Человек, собравшийся купить первую зеркалку, не знает как сильно увлечет его это занятие и поэтому ни он сам, ни кто-то другой не могут дать ему правильный совет. В связи с этим, возможны несколько вариантов покупки штатного объектива:

      2.1. У вас – ограниченный бюджет и Вы возьмете фотоаппарат, поснимаете им пару раз и он будет пылиться в шкафу. Тогда для Вас будет оптимальным купить камеру без объектива и отдельно б/у Nikkor 18-55VR за 2000 рулей или дешевле.
      2.2. После покупки фотоаппарата Вы станете заядлым фотолюбителем, приобретете себе кучу объективов, аксессуаров, увлечение фотографией Вас затянет. На мой взгляд, способ сэкономить деньги – купить все тот же штатник Никкор 18-55 ВР. Он – хороший инструмент для оттачивания навыков фотографа. После того, как я 2 года поснимал на Nikon D5100 KIT 18-55 VR, я уже вполне осмысленно представлял, чего мне не хватает от моей линзы.
      2.3. Деньги для Вас не проблема, но вы все же не хотели бы переплачивать. Тогда берите Nikkor 18-105 VR или Никкор 18-140 ВР. У них — еще боле универсальный диапазон фокусных расстояний, можно посильнее размыть задний фон на ФР=105 или ФР=140мм, чем на 55 мм. Через какое-то время, как и в п.2.2 поймете на что хотите их заменить.
      2.4. В этом году я брал с собой в отпуск все свои объективы. Выяснилось, что мне очень часто было лень менять штатник Nikkor 17-55/2,8 на телевик или ширик, так как это неудобно. Зато, часто нужна была светосила f/2.8. Поэтому, как вариант, выбрать себе стекла уже из другого ценового эшелона – я говорю про Tamron, Simga, Tokina 17-55/2,8…

      Вообще, про объективы мне сложно что-то добавить. На страницах сайта есть куча примеров снимков, снятых на Nikon D5100 KIT 18-55, D5200 с КИТ 18-105, D5300 KIT 18-140, D5100 Sigma 18-250…

      • Кирилл:

        Спасибо, Сергей! Всё очень доходчиво объяснили. Буду придерживаться ваших рекомендаций.

  7. Екатерина:

    Апис Красноярский, коммерческим фото занялась по необходимости, поскольку требования к аппаратуре возрастают, желаний и хотелок много. 🙂 Думаю, согласитесь со мной, что фотография — хобби дорогое. Так как я работаю на основной работе, не связанной с фотографией, зарплаты мне не хватит, чтобы без серьезного ущерба для семейного бюджета тратить деньги на хобби. К сожалению, я не отношусь к тем женщинам, которые тратят всю свою з/п на себя, а муж обеспечивает полностью. Поэтому я, посмотрев на объявления земляков — фотографов/бомбил, которые этим и живут, и зачастую владея дорогостоящей техникой, выдают совершенно поганейшие картинки, и запрашивают при этом баснословные деньги, решила:

    1. Коммерческая съемка поможет мне в приобретении дорогостоящей аппаратуры и аксессуаров.
    2. Среди клиентов есть люди и с идеальными пропорциями, и с нестандартной внешностью… Мастерство приходит с опытом, а на ком-то нужно практиковаться… А в нашем случае, нет предела совершенству… В обычном варианте вы либо снимаете своих друзей, друзей друзей, родных и прочее… Либо на бесплатной основе выбираете модель… Но согласитесь, подсознательно вы выберете для съемки наименее проблемную по внешности модель… А в моем варианте выбирать не приходится. Да к тому же в таком случае приходится думать, как подать человека с лучшей стороны…
    3. Я работаю с 9 до 18 часов ежедневно. Плюс у меня ежедневная подработка. К тому же женских обязанностей в доме больше, чем мужских. Снимаю либо после работы, либо в выходные. Я думаю, что мое время, потраченное на съемку, обработку и амортизацию техники стоит хоть каких, но денег. В то время, когда другие отдыхают, гуляют, занимаются своим здоровьем и семьей.
  8. Екатерина:

    Но я встречала людей, которые целенаправленно сразу покупали в кредит дорогую технику и ходили на курсы, с целью сиюминутно начать зарабатывать фотографией, без душевного подхода… Вот это печально…

    • Апис Красноярский:

      Да, и даже основы композиции они знают, но смотришь какой-нибудь пейзаж — а там всё вылизано, но одни штампы, глазу (а главное душе) зацепиться не за что. Я состою в клубе «Жизнь — объективный взгляд» на ВК. Недавно у нас прошёл 1-й конкурс, где каждый выставлял свои лучшие фото. Ну, я ладно — давно там участвую, выбрал фото на тему «Снег в горах» и занял 2 место. Но 1 место, и я с этим согласен, заняло фото молодого человека, практически все остальные фото, которого абсолютно безграмотны с точки зрения композиции. Я думаю, если подучится — будут сплошные шедевры. Главное — удержать его в клубе, и он сам всё поймёт. Заходите в гости в клуб, если есть время. У Вас отличные работы, а в клубе есть чему поучиться.

  9. Екатерина:

    Павел, спасибо за оценку технического исполнения фотографий 🙂 для меня это основной критерий. 🙂 Теперь по тонировке фотографий : я тоже приверженец натурализма, но здесь мне захотелось придать фактурности модели, вывести все в два превалирующих оттенка- фон и модель. По поводу синюшности — у меня монитор калиброваный , на IPS матрице, не искажает цвета, т.е. какой цвет на мониторе, такой получаю на выходе. У меня на мониторе синюшности нет….. Я не говорю , что все идеально с цветом кожи в тенях, но к сожалению, я так понимаю, это я могла бы исправить в ФШ, который пока мной не изучался. Обработка велась только в ЛР.

    • Павел Черталев:

      Екатерина, спасибо вам за комментарий.

      Позвольте я выскажу мое мнение по поводу использования тонировки.
      По моему не нужно впадать в крайности с тонированием. Цвета должны выглядеть естественно, чтобы посмотрев на фото палитра не вызывала эмоции у человека «Странные цвета… Так не бывает…». Примерно те же эмоции у меня вызывают крутейшие HDR снимки… Ну прямо сюрреализм — что-то из мира фантастики и комиксов…

      Например, ваши фото полтосом, которые выкладывал Сергей с девочкой, осенью и с зонтиком… Они вызвали у меня столько эмоций: Как круто… осень… листья… девочка… зонтик… как же все гармонично и красиво… снимал профи не иначе… Палтос чудо — надо брать!
      Я показал своим друзьям эти фотки, и даже портретные гурманы были очень впечатлены. Я даже пытался копировать… но у меня так и не получилось… 🙂 fotki.yandex.ru/next/users/pchertalev/album/451130/view/1307527?page=1

      Но эти тона, как будто все облили зеленкой… бирюзовый песок… Опять же кожа девочки… У детей кожа красивая, не думаю что её нужно тонировать в зелену… Сюрреализм какой-то… Позолотить, как будто загар или лучи заката да… Подбелить может быть… На фотке «я красотулечка» подпортили глаз тонировкой…
      Мне кажется оригиналы смотрелись бы интереснее 🙂
      Еще раз простите за критику, надеюсь вы не обидитесь.

      А технически фоты безупречны, чудная резкость, фон уходящий в размытие, блеск в глазах девочки…
      (хех, получилось как в старой песне: а в основном прекрасная маркиза… — но я правда не хотел)

      Из моих портретов пока меня радует только один: fotki.yandex.ru/next/users/pchertalev/album/416256/view/1293098?page=0
      И он сделан любимым телевиком 70-300 vr на фокусном 135мм практически без обработки — только со вспышкой, которая стояла рядом с дочуркой.

      • Сергей Лахардов:

        Павел, в статье про настройки фотоаппаратов я рассказывал, что периодически выставлял свои фотографии на форуме фотографов, где можно собирать «плюсики» и «минусы». И в первые шесть месяцев я получал, в основном, несколько десятков минусов и ни одного (или очень малое количество) плюса.

        Такие фотографии, как Вы показали «радует только один», они не являются художественными. Т.е. они – хороши для семейного альбома и могут Вас полностью удовлетворять. Но, если бы, скажем на конкурс была выставлена «тонированная фотография» от Екатерины и Ваша, думаю Вы бы заведомо проиграли. К работам Екатерины, конечно, могут быть умеренные претензии. Но я думаю, что они больше связаны с тем «любит ли человек джаз»… 😉

        Примеры фотографий на телевик Nikkor 70-800 и зеркалку Nikon D800: мне больше понравились те, что Вы показали ранее. На флайтборде, конечно, бОльшая доля смазанных снимков. Как мне показалось, несмотря на жёсткий свет, камера Никон Д800 дает более приятную картинку с точки зрения теней под глазами – «панда» 🙂 , чем Nikon D5100…

        • Павел Черталев:

          Может быть вы и правы Сергей, но я бы проверил, сколько лайков бы набрали оригиналы против обработанных. 🙂
          Просто если вы правы, то нужно тонировать и обрабатывать в жесткую фотки, чтобы они стали представлять художественную ценность и набрали лайков. Я не хотел бы так думать. Я смотрел множество мастер-классов мастеров — и они наоборот, все как один упирают на то, что нужно стремится сделать фото сразу таким чтобы не нужно было обрабатывать — это высший класс. А таким образом добиться таких искусственных цветов не выйдет — ну максимум баланс белого сдвинуть в холодную сторону можно, но все равно не получится так как в LR или фотошопе.

      • Екатерина:

        Спасибо, Павел, за критику!  :) Я ничуть не обижаюсь, т.к. «закалена» критикой Сергея… Вы не поверите, но после его замечаний у меня наворачивались слезы и я сколько раз порывалась бросить свое увлечение… Сейчас, надеюсь, этот этап у меня пройден :) , потому что уверена в своих знаниях, чутье, вкусе, умении почувствовать свет и уловить нужный момент. О примененной тонировке объяснилась выше и возвращаться к этому больше не буду… :) Я художник, как душа просит, так и творю… :)
        По поводу Вашей фразы: «смотрел множество мастер-классов мастеров — и они наоборот, все как один, упирают на то, что нужно стремится сделать фото сразу таким, чтобы не нужно было обрабатывать — это высший класс. А таким образом добиться таких искусственных цветов не выйдет — ну максимум баланс белого сдвинуть в холодную сторону можно, но все равно не получится так как в LR или фотошопе». Я надеюсь, вы снимаете в RAW, а соответственно знаете, что при съемке в Джипег автоматически накладывается цветовая схема производителя камеры, т.е. «обработка». А вот при съемке в RAW на выходе мы имеем «сырой» кадр, более блеклый и невыразительный по цвету, чем в реальности… Поэтому получить «шедевр» вы можете только :

        • правильно подобрать место съемки;
        • найти правильный свет;
        • выстроить правильную композицию;
        • выставить правильные параметры съемки;
        • не дай бог обрезать то, чего не нужно резать;
        • поймать эмоцию;

        и много другого, что нужно еще соблюсти…

        Я не смотрела по инету, но ходила в живую на МК мастеров, и там говорилось именно о правильности съемки самого кадра именно по этим критериям. Кадр должен быть правильным не по цвету, как вы утверждаете, а по содержанию.

        Павел, посмотрела ваши фотографии, критиковать не буду, для этого есть мастер этого дела, Сергей :) Я буду нейтральна :) Единственно, что хотела обсудить (и у самой такая проблема бывает — не знаю, как еще ее избежать)… на некоторых фото вашей дочки рефлекс от зелени на лице. Для меня это — брак, и когда я вижу, что такое может произойти, либо пользуюсь вспышкой, либо увожу модель в другое место, или использую отражатель для отражения другим цветом. Может знает кто, как наименее затратно справиться с этой проблемой? Т.к. я предпочитаю естественный свет, и стараюсь не пользовать вспышку… одной с отражателем тоже не удобно справляться (это если мне муж не помогает) …

        • Сергей Лахардов:

          Лучше, Катя, не упоминай про то, что фотограф может неправильно скадрировать снимок и обрезать лишнее… Какой ужас при этом может приключиться вы можете узнать, прочитав в разделе «Самостоятельные путешествия. Швейцария» статью о прогулке по набережной вечером в городе Монтрё. Там я в красках расписал встречу новичка и профессионального фотографа со штативом… 😉

        • Апис Красноярский:

          Может всё-таки вспышка поможет? Правда, нужен радиосинхронизатор, чтобы накамерную не использовать. Или на накамерной выставить минимальную мощность (будет минимальный «прямой» блик), а «нормальную» вспышку ведомой с любым, какой нравится, рассеивателем, сбоку где-нибудь на штативе. Иначе одному сложновато управиться. Я, кстати, уже вроде созрел на дополнительный рассеиватель для своей вспышки Nissin 622 MarkII. Даже на природе при недостаточном свете родные дают жестковатый свет.

          • Екатерина:

            Да я и использую вспышку в таких случаях. Но более сложный свет выстраивать на природе не хотелось бы, особенно, если ты снимаешь ребенка — егозу, меняющего дислокацию со скоростью звука… Пытаюсь найти другие варианты… И ничего на ум не приходит…

        • Павел Черталев:

          На фотках с флайбордом действительно имел место дефект с фокусировкой, который я устранил в сервисе Никона — разница заметна если смотреть фото из «Токсово» ссылк.
          Да и вы правы — я люблю «джаз» — но не в фотографии. 🙂 Даже было что дарил любимой жене сертификат на фото-сессию в крутой фотостудии — и результат не понравился из-за ретуши.

          • Сергей Лахардов:

            Павел, когда я говорил, что мечтаю купить профессиональную зеркальную камеру Nikon D800, но останавливают меня отзывы фотографов, которые жалуются, что матрица 36 Mpx очень требовательна к стеклу. Но, посмотрев Ваши примеры фоток с телевиком Nikkor 70-300, часть из них отсеялась. Отлично Никкор 70-300 разрешает данную матрицу! И идея взять б/у камеру тоже — здравая. Только вот буду бороться со своими страхами по поводу подержанной техники сначала.

          • Сергей Лахардов:

            Был в командировке в Сибири на выставке. По павильону ходил фотограф с большой тушкой Nikon и массивным объективом. Завязал разговор с ним, интересно же! Оказалось,тушка Nikon D800 и штатный объектив Nikkor 24-120mm f/4G ED VR AF-S. Я немного расспросил его мнение о камере.

            Фотограф (он из Хабаровского края) — в восторге. Говорит, что, конечно, требования к нормальной выдержке во избежание микросмаза жестче, чем на других тушках, что у него были. Но в целом, качество его устраивает: «Главное, чтобы у фотографа руки от пьянки не тряслись!» 😉 Показал мне примеры фото, снятых на выставке без вспышки. Понятно, что на монитрочике камеры не понять точно резкие ли кадры, но первое впечатления — качество отличное.

            Я попросил «поиграться» минутку с камерой. Сделал пробный снимок с рук (фотограф из Хабаровска говорит, что достаточно выдержки 1/2*ФР) — резкий. Хочу отметить, что меня поверг в шок видоискатель. Картинка в нем — просто огромная!!! Намного удобнее наводиться на резкость, чем на КРОПе…

            Короче, прекращаю думать о Nikon D610 и начинаю мечтать только о Nikon D800… 😉

        • Павел Черталев:

          Екатерина, насчет «эффекта панды», видел специалисты по разному борются: кто-то вспышку использует, кто-то отражатель, кто-то уводит модель в тень (тоже неплохой способ). Я тоже имею отражатель, но как-то успешно использовать у меня его не получалось: уж очень агрессивно он как-то подсвечивает.

          Например:
          Тут серебряная сторона отражателя:
          fotki.yandex.ru/next/users/pchertalev/album/416256/view/1294718?page=1
          Тут золотистая сторона:
          fotki.yandex.ru/next/users/pchertalev/album/416256/view/1294716?page=1
          У вспышки я могу прибрать мощность, а у отражателя — нет. А может я просто не умею его готовить? 🙂

          Хотел поделиться одним интересным способом съемки в яркую погоду, который я увидел на мастер классе одного известного фотографа. В ясный яркий полдень он снимает портреты против солнца — ставит модель так чтобы солнце било ей в спину — сам уходит в тень и из тени телевиком светосильным снимает. Экспозицию он выставляет по лицу модели. Для меня было очень удивительно, как же так у него выходит!? Ведь, по идее, детали фона проваливаются в пересвет…

          Я сам попробовал — ничего особо не вышло. Лица имеют странный цвет со световым обрамлением.
          plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6020259790938194769
          Что вы думаете о таком способе съемки? Может моя проблема в том, что у Nikon d7000 динамический диапазон маленький? (Фотограф снимал на Nikon D4 телевиком Nikkor 70-200mm/f2.8). Может стоит провести подобный эксперимент на Nikon d800?

          • Сергей Лахардов:

            Павел, кстати, по поводу Вашего совета покупать полноформатную камеру Nikon D800 — в англоязычном интернете прочитал, что ходят слухи (от «очень авторитетных источников»), что в сентябре 2014 компания Никон представит новый полнокадровый фотоаппарат с матрицей 24 Мп. Ожидается, что по своим характеристикам, он будет занимать среднее положение между Nikon D610 и Никон Д800… Т.е., новая фотокамера будет, как бы заменой Д700, ведь Д800 позиционируется, как пейзажная и студийная модель. А новая модификация будет не так требовательна к стеклу (меньше пикселей на матрице) и к линзам.

            Поэтому пока буду копить деньги со спокойной совестью и ждать, что из этого выйдет… 🙂

          • Сергей Лахардов:

            Я тоже себе купил отражатель «4 в одном» (белый, черный, серебристый и золотой), но использовал только два раза, так как людей на фотосессиях не снимаю. Из моего скудного опыта могу сказать, что отражатель — единственный способ получить хорошие снимки на солнце…

            Тем не менее, нефиг снимать не в режимное время!!! Все равно, ничего толкового не получится! Если нужна фотка для отчета (например, фотографируетесь возле памятника в отпуске в Италии) — ну снимайте вспышкой «в лоб». Все равно «г…» получится: что «панда», что вспышка засветила физиономию. 🙂

          • Сергей Лахардов:

            Компания Никон показала, наконец, свою новую модель полнокадровой зеркалки, о которой раньше был запущен слух: «Что ее покажут на фотографической выставке Photokina-2014». Уже и на сайте есть её характеристики.

            Как я понял при беглом осмотре, новая модель DX Nikon D750, практически, идентична по своим параметрам Nikon D610. Основные отличия: имеется поворотный экран и система автофокуса используется та, что стоит на Никон Д800: MultiCAM 3500FX…

            До этого я много изучал характеристики и сравнивал D610 и D800. Изучая графики шумов и динамического диапазона, понял, что матрицы у обеих моделей одинаковы по своим параметрам. Минус Nikon D600 — в том, что у него точки фокусировки расположены «кучно». Слабый момент у Nikon D800 — слишком много пикселей, повышающих вероятность шевеленки.

            Похоже, новая модель полнокадрового фотоаппарата Nikon D750 — полностью отвечает моим ожиданиям: матрица 24,3 Мпх + поворотный экран + хороший автофокус. Если когда-нибудь разживусь деньгами — наверное, его брать буду… 🙂

  10. Павел Черталев:

    Саргей из фоток в помещении только первая сделана без вспышки.
    На самом деле серия в квартире, где играли не имеет художественно ценности — думаю d7000 наверно выдал бы картинку не хуже.
    Я добавил еще серию как мы катались на флайтборде — но она была сделана до юстировки аппарата и там не везде приемлемая резкость получилась, но зато почти все фото сделаны на 300мм — и однозначно могу сказать — на такой дистанции на кропе на этом фокусном замылил бы все карточки: plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6043550813151088577

  11. Павел Черталев:

    Сергей, я рассматривал 3 варианта объективов для моего Nikon D800: линза Nikkor 24-120 vr или Никкор 24-70 2.8, или 2 фикса: ширик и портретник.

    Пересмотрел много отзывов и обзоров… Но нет — фиксы гораздо лучше снимают. Судя по отзывам и обзорам, объектив зум Nikkor 24-70 — лучший кандидат, но не содержит стаба. Он — полный аналог Вашего Никкор 17-55 на кропе. Жаль, что у Никона нет аналога Canon EF 24-105mm. По отзывам и обзорам — очень хорошее универсальное стекло… 🙁

    Так что я, поразмыслив, ударился в фиксоманию и пока не жалею. А еще объектив Nikkor 24-120 vr или Никкор 24-70 весит больше, чем оба мох фикса (28mm 1.8 и 85mm 1.8) вместе взятые. 🙂

    Про Nikon d800 я с Вами солидарен — других вариантов для никониста любителя, жаждущего полного кадра, просто нет. 🙂

    Не волнуйтесь — берите БУ, ведь Никоны неубиваемы. А если защелкаете его до смерти (200000 ресурс), то затвор всегда поменять можно. Но 200 тысяч снимков — это мне трудно представить, сколько фоткать надо))).

    Интересно, кстати, как будет работать ваш Самъянг 14mm на полном кадре с 36 мега-пикселями. Судя по обзору Фотозоны, разрешение у него очень хорошее на полном кадре. Только дисторсия и виньетирование на открытой сильные: photozone.de/canon_eos_ff/532-samyang14f28eosff?start=1

    • Сергей Лахардов:

      Павел, я все планирую написать полный отзыв по моей фототехнике (рюкзак для фотоаппарата, штатив Sirui T-2204X и объективы) по результатам поездки в Китай дикарем в этом году. Краткий вывод я уже неоднократно озвучивал на этом сайте: фиксы рисуют намного приятнее, но в отпуске, когда вы путешествуете и снимаете в разных жанрах, без зум-объектива не обойтись! Хочешь — не хочешь, а удобство доставляет именно объектив, позволяющий быстро изменить фокусное расстояние и по-другому построить кадр.

      Я давно читаю блог фотографа Алексея Соловьева. Он купил себе не так давно полноформатную зеркалку Nikon D800. А совсем недавно — мой широкоугольный фикс Samyang 14/2.8. Вот здесь можно посмотреть примеры фотографий и его отзыв, совет, как поставить профиль для корректировки дисторсии: https://alexey-soloviev.livejournal.com/103350.html#cutid1

      • Павел Черталев:

        Сергей, привет! По поводу нового полнокадрового Никона — очень интересно. Я знаю, что совсем недавно выпустили Nikon D810, а это — обновление Никон Д800. А вот про полнокадровую репортажку для любителей с 24Мп ничего не слышал. Зеркалка Nikon d610 же еще совсем недавно появился… Я, возможно бы, взял Никон d610, если бы не древний автофокус. Интересно, что же это будет… Если по своей быстроте и авто-фокусу он приблизится к Canon 5d mark 3, то цена, наверно, на такую новинку будет в районе Nikon d800 или выше.  🙂

        На самом деле, как мы с вами увидели, проблема с разрешением матрицы дорогим стеклом пока не подтверждена — только теория. Так бюджетный телевик Nikkor 70-300 с средненькой разрешающей способностью работает на ура на Nikon d800. Зато детализацию и возможности для КРОПа, которую дают 36мп, ничем не заменить. Ну и огромный ДД у Никон d800, который на голову выше, чем у того же топового Canon 5d mark 3… Так что будем ждать новинку и копить деньги… 🙂

        Хотел вас спросить, Сергей, Вам не мешает отсутствие стабилизатора на объективе Никон 17-55? У меня была Сигма 17-50 и стаб ну очень помогал в сумерках: кажется, около 3 стопа экспозиции дополнительно давал! Так же Nikkor 70-300 с его чудо стабом… Пока мне не очевидна покупка штатного объектива без стабилизатора. Спрашиваю, так как приглядываюсь к никоновскому Nikkor 24-70…  🙂

        • Сергей Лахардов:

          Доброго дня, Павел! Отношение к тому мешает или нет отсутствие стабилизатора на штатном объективе, на мой взгляд, во многом определяется тем, в каких жанрах чаще мы фотографируем. Перед покупкой зума Nikkor 17-55/2,8 у меня были такие же сомнения. Но они не подтвердились: в поездке в Китай и Таиланд в этом году я снял приблизительно 1200 кадров. Процент брака из-за смаза — ничтожный.

          Я уже привык и машинально контролирую значение ИСО, диафрагмы и, соответственно, максимальной выдержки. Если нужно — повышаешь ISO или диафрагму так, чтобы выдержать нужное время экспозиции. И проблем и неудобств, я не испытывал.

          Но, после покупки телевика, я приучился без колебаний поднимать ИСО до 600 — 800 единиц, а если нужно — и до 1000 или выше. Приводил уже примеры фотографий, снятых на концерте в Таиланде.

          Все же, у меня, в основном, пейзажи. Если нужна длинная выдержка — ставлю на штатив камеру. Если бы свадьбы снимал на свой Nikon D5100, наверное бы было туго… Опять же… Фотографируем молодых в солнечный день на улице — стабилизатор не нужен, так как света хватает и так… Снимаем их в помещении — стабилизатор поможет мало, так как четкость зависит не столько от стаба, сколько от того, чтобы модели не двигались. А чтобы избежать смаза из-за движения человека — нужна выдержка 1/200 секунды, например… И при такой выдержке стабилизатор не требуется.

          Мой друг Михаил, чьи примеры фотографий, снятых на Nikon D5100 и Сигма 18-250 macro, я приводил в одной из статей в разделе «Фотодело», недавно приобрел полнокадровый фотоаппарат Nikon D610. Продал зум Никкор 17-55/2,8 (он тоже никогда не жаловался на отсутствие стаба: на улице снимать — стаб не нужен, в помещении — без внешней вспышки, хоть какой у Вас стаб, качественно не снимешь) и купил Nikkor 24-70/2.8 и мой Самьянг 14/2,8. Недавно вернулся из отпуска, где тоже отснял больше тысячи фоток. Тоже отсутствие стаба он не заметил.

          С другой стороны, наверное, нет этой функции — мы и не замечаем. А была бы, сказал бы: «О, супер!»… 😉

    • Виктор:

      Павел, для Никона есть аналог объектива Кэнон 24-105. На мой взгляд, лучше Кэнона новый объектив Сигма 24-105 Арт (Canon 24-105 очень сильно хроматит). А по поводу «огромного» ресурса затвора, я думаю вы погорячились. Как только «присядете» на увлечение таймлапсом, увидите, как ресурс тает на глазах… 🙂

      • Сергей Лахардов:

        Да уж, для таймлапса лучше, наверное, беззеркальную камеру приобрести… 🙂

      • Павел Черталев:

        Виктор, я знаю про этот объектив. Я много карточек пересмотрел и обзоров, сравнивал его с Nikon и Canon аналогами. Он очень не плох, но мне кажется, что он не особо отличается от объективов Canon 24-105 f4 и Nikon 24-120 f4. В итоге, себе в качестве репортажника я предпочел Nikkor 24-70 f2.8 и ни капельки не жалею.

        Про про таймлапс могу точно сказать, это о-о-о-очень крутая штука, но ей я заниматься точно не буду, так же как и 99,9% фотолюбителей. И прежде всего потому, что результатом является видео ролик.

        Я смотрел обучалки «как собирают таймлапсы» и понимаю: чтобы снять стоящий таймлапс, нужно потратить уйму времени и ресурса камеры.

  12. Павел Черталев:

    Сергей, привет! Осваиваю сейчас свою полнокадровую зеркалку Nikon D800 и заметил одну очень классную особенность у матрицы 36 мегапикселей: шарп работает! Им можно пользоваться на карточках Никон Д800!!! Нет, ну он реально не действует! На Nikon D7000 брал фотку — смотришь резкости не хватает и тогда пытаешься «шарпить» в Лайтруме. Нее… ерунда: сразу жуткое зерно появляется. Давишь шумы — фотка неестественная становится, ну не то… Использовать шарп практически не возможно, так как портит карточку. Вчера фоткал на корпоративе на работе: беру фотку — резкости определенно не хватает. Выкручиваю Sharp на 50%, смотрю на фотку отмасштабированную по экрану — определенно стала резче, приятнее глазу. Смотрю в увеличении — появилось шарп-зерно, но оно какое-то не очень значительное, мелкое что-ли. Экспортирую в Жепег 7-мегапиксельный и получаю чудо карточку: почти резкое красивое фото. Просто невероятно! Как-же это круто! Сколько деталей…
    Короче счастья полные штаны 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Павел, добрый вечер! 🙂 Приятно слышать слова счастливого человека — обладателя качественной зеркалки! 🙂 Предположу, что резкость становится лучше, так как ужимается кадр с 36Mpx до 7Mpx. Я читал в отзывах, что пресловутая шевеленка от тремора рук заметна при попиксельном рассмотрении, а когда сжимаем фотографию (т.е. количество пикселей на дюйм уменьшается) резкость становится лучше. Удачных фоток!

      • Павел Черталев:

        Так о том и речь: мегапиксельность дает большие возможности для КРОПа и повышения качества за счет интерполяции. Это — реально круто: полноразмерные 36 мегапиксельные JPEG-файлы хранить, все равно, ни к чему, а тем более — 70 мегабайтные равы…

      • Павел Черталев:

        Кстати, фотки с корпоратива о которых я говорил: plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6053496071887682337

        • Сергей Лахардов:

          Павел, дневные фотки — ладно! Понятно, что полноформатная зеркалка Nikon D800 хорошо нарисует, света достаточно. Но вот смотрю на кадры «с концерта» и сравниваю с теми, что я наснимал на Nikon D5100 в Паттае на Альказар-шоу… Впечатлили Ваши снимки на Никон Д800! Круто!!!

          • Павел Черталев:

            Меня впечатлил этот снимок сделаный в сумерках под светом уличного фонаря. ISO 4500!!! Шумов ноль, резкий, детали все на месте… Что тут скажешь — полный кадр решает… Ну и шарп на 36мп тоже 🙂

            plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6053496071887682337/6053497448597962466?pid=6053497448597962466&oid=118139542653004520473

          • Сергей Лахардов:

            🙂 Веселый снимок! Молодец, успел заснять эмоции. Качество при ISO 4500 — на уровне у Nikon D800. С точки зрения деталей — убрать бы коляску на заднем плане…

        • Сергей Лахардов:

          Кстати, книги по фотокомпозиции, а лучше, все же, Л.Дыко «Беседы о фотомастерстве» не помешало бы глянуть… 😉

          • Павел Черталев:

            Ой спасибо — почитаю обязательно. Я, пока что, сильно любитель — осознал пока мозгом только правило третей… 🙂

          • Сергей Лахардов:

            Павел, помнится кто-то в комментариях к обзору рюкзака для фотоаппарата Ainogirl-A2163 сравнил моё стремление покупать всё новую технику с одним целеустремленным фотографом…. 😉

          • Павел Черталев:

            Согласен с тобой, Сергей! Кажется, я даже тебя уже переплюнул… 😉 Или еще нет… Еще только штатив нужно получше прикупить, ну и макро-объектив… Ой, о чем это я…
            Я, все-таки надеюсь, (и особенно на это надеется моя жена), что на этом ВСЕ и остановлюсь в стремлении наращивать свой фото-парк объективов, и более крутых тушек… 🙂
            Кстати, я участвовал в фотоконкурсе организованном внутри компании, где я работаю. Наша команда взяла первое место и приз зрительских симпатий за последнее фото… 🙂
            Тема довольно интересная «Санкт-Петербург в классической литературе». Все наши конкурсные работы я выложил тут: fotki.yandex.ru/users/pchertalev/album/456736/?p=0
            Интересна оценка твоя и коллег по форуму. 🙂

          • Сергей Лахардов:

            Павел, думаю остановиться будет сложно!.. 🙂 По поводу макрика — готовлю статью с примерами фотографий, снятыми на Nikon 105mm f/2.8G IF-ED AF-S VR Micro-Nikkor и зеркалку начального уровня Никон Д3200… Я что хочу сказать… Ты лучше ее не читай! 😉

            Посмотрел фотографии. Мне ОЧЕНЬ понравились! Креативненько! Нужно будет у себя на работе предложить такое мероприятие. Спасибо за идею!

  13. Апис Красноярский:

    По Фотокроссу. «Ответить» уже не позволяет, поэтому продолжаю ленту. Мне тоже очень понравились идеи. К стыду своему, далеко не все произведения, по мотивам которых сделаны кадры, я знаю. Исполнение тоже вполне на уровне, докопаться к чему-нибудь наверное можно, но здесь — впечатление главное, а оно самое хорошее. Молодцы!

    • Сергей Лахардов:

      Павел, за 1,5 года, что я знаю Аписа Красноярского, Олег только раза три что-то похвалил!… 😉 Поэтому, это высшая оценка из возможных!!! Цени её… 😉

      • Апис Красноярский:

        Да этими хвалебными отзывами все фотосайты завалены, хватает «хвалильщиков». Я сейчас, в основном, просто плюсую, если нравится. А вот если есть что обсуждать — то пишу. Или покритиковать, если человек это приемлет. Но тут, действительно, зацепило… И само мероприятие тоже. Хотя «остальные» фото Павла — несколько не в моём вкусе. Правда, сам «по обязанности, но с удовольствием» много снимаю друзей и родственников, но не выкладываю это на публичные ресурсы. Процентов 60 — внучка: тоже показываю только близким друзьям и родственникам. Но реальных обработанных портретов пока с неё не делал. Лет до 3-х, считаю, дети интересны «в натуре». Фотаю свою с пелёнок и она с удовольствием снимается, на вспышку давно не обращает внимания.

  14. Павел Черталев:

    Сергей и Апис, спасибо вам за высокую оценку! Интересно, какая карточка вам больше понравилась? 🙂
    Если хотите, для сравнения, могу засветить фотки наших конкурентов, но это не через открытый доступ, так как фотки не мои… 🙂
    Могу выложить их себе на FTP, например, или на Гугл диск и скинуть ссылку вам на почту.

    • Сергей Лахардов:

      Мне понравились все, кроме автопортрета. Больше «Маяковский» и «Маршак». Как уже писал, необычная идея. Присылай на почту и ссылку на конкурентов. С удовольствием посмотрю. Адрес моей почты в разделе «Об авторе». А Апису я перешлю.

      • Павел Черталев:

        Сергей, как раз Маршак и взял приз зрительских симпатий и набрал огромное число лайков 🙂 И самое прикольное это было одно из самых простых фото из всех что мы делали — сделано буквально пробегая мимо. 🙂 А самое сложная в исполнении карточка по Достоевскому почему-то оказалась середнечком по оценкам. Наверно что-то с ней все-таки не так. 🙂

        • Сергей Лахардов:

          Павел, исходя из опыта участия в подобных конкурсах, могу сказать следующее. Большинство людей не разбирается в фотографии, поэтому все высокоинтеллектуальные, правильные с точки зрения экспозиции, цветопередачи, глубинного смысла и т.п. фотки заведомо проиграют снимку с юмористическим сюжетом. Даже, если последний будет снят на «дверной глазок»… Так что, ничего странного нету.

    • Апис Красноярский:

      Мне понравилась серия в целом (кроме автопортрета, понятно). Но выделить могу, наверное, Гоголя — внешне незатейливо, но загадочно (если смотрели мои фото на ЯФ, мне присущи сюр, сатира, скрытый смысл, за внешней броскостью не очень гонюсь, слегка уже поднаторел в монохроме и HDR), и вообще люблю всего Гоголя (произведения, естественно). По большому счёту, художественная ценность практически всех фото «не слишком высока» — но ведь это фотокросс с совсем другими задачами. C удовольствием гляну конкурентов, кидайте Сергею, а он мне. Если не боитесь жёсткой критики — пусть он мне сообщит Ваш Емыл, пообщаемся. 😉 Ну и Ваши мысли по поводу моих работ тоже мне интересны.

    • Апис Красноярский:

      Понравились ещё девчёнки, done. Идея есть, технически сделано менее грамотно, с перехлёстами. Остальные тоже не совсем бросово, но простовато. Ваш сет наиболее интересный как по идее, так и по уровню исполнения.

  15. Павел Черталев:

    Сергей, недавно увидел ролик на ютубе о съемке левитации: youtube.com/watch?v=9NWjq-CJKt8
    Идея так понравилась!! Я кстати тоже сделал попытку снять несколько таких фотографий 🙂
    plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6057002086321199281/6057002231548733410?pid=6057002231548733410&oid=118139542653004520473
    А еще одну идею со съемкой левитации вычитал тут: photo-monster.ru/lessons/read/kak-sfotografirovat-levitatsiyu.html
    Предлагаю Вам тоже попробовать и, может даже, сделать отдельный бог-пост посвященный этой теме. 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Забавно! Я уже читал раньше про такой трюк. Мастера могут делать впечатляющие фотографии: когда по комнате летает девушка, книги и подушки… 🙂 Просто так писать не интересно, в тех статьях, ссылки на которые ты дал, внятно всё расписано. Если,когда-нибудь, дойдут руки поснимать в студии, может и попробую…



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required