В названии предыдущей главы с отчетом о путешествии по Индии я вставил фразу: «Сколько времени провести в Розовом городе?». Считаю, если вы – фотограф, достаточно двух дней. Первый потратите на посещение фортов Джайгарх и Амбер, на восхождение по соседним с ними холмам. На вторые сутки можно отправиться смотреть остальные достопримечательности. К огромному моему сожалению, у нас такой возможности не было: до 17 часов нужно было успеть на крепость забраться и Дворец ветров увидеть. Поэтому, окончив экскурсию по форту Джайгарх, идем к стоянке рикш договариваться о возвращении в центр.
Естественно, здесь — своя «таксистская мафия»: ни в какую дешевле, чем за 350 рупий ехать не соглашаются, мотивируя высокую цену проезда маленькими детьми, высокими налогами и сорока рупиями за платную стоянку у стен форта Амбер.
Мы обошли всех моторикш, выстроившихся в длинный ряд вдоль трассы у входных ворот крепости, вернулись в начало. Дважды садились в повозку, после чего водитель озвучивал: «О, сэр, тут какое-то недопонимание, повезу только за 300 рупий!» Выходим, идем к другому — та же история.
Часы тикают, скоро наш поезд в Бхаратпур, а нам еще и Хава-Махал посмотреть, и в гостиницу за вещами заехать. Делать нечего: покоряемся судьбе и за 250 рупий фрахтуем черного, как смоль, сына Шивы, который еще обещает на 10 минут остановиться и подождать нас у Дворца на воде.
Дворец Джал-Махал, как символ схожести индийской и российской действительности
Когда вы рассматриваете путеводители с картинками из Джайпура, три основные достопримечательности служат символами Розового города: Дворец ветров (Хава-Махал , Hawa Mahal), форт Амбер и Дворец на воде (Джал-Махал, Jal Mahal). По крайней мере, когда я составлял маршрут путешествия, три этих объекта числились в обязательном списке того, что мы должны увидеть в этом регионе Индии.
Туристы это здание представляют примерно, как на снимке выше. А если сфотографировать его при режимном свете, да с зеркальным отражением на глади озера Мэн Сагар (Man Sagar Lake), так вообще красотища!
Когда же я попытался поискать информацию об этом дворце, оказалось, сведения крайне скупы. В 1610 году раджа Ман Сингх I (Man Singh I), правивший княжеством Амер, решил построить водохранилище, для чего русло реки Дарбхавати (Darbhawati river) перекрыли плотиной — образовалось озеро Мэн Сагар. Затем, во времена правления махараджи Джай Сингха II (правил с 1699 по 1744 годы) высоту дамбы, то есть глубину озера, еще увеличили. В 1727 году Империя Великих моголов ослабла, махараджа Савай Джай Сингх II решил перенести столицу из засушливого Амбера во вновь построенный на равнинах южнее Джайпур. Город стал первым поселением у Индии, которое застраивали по градостроительному плану. Архитектор Видхиадхара Бхаттачарья нашел вдохновение в шастрах девятирядной мандалы (специальный геометрический символ, интерпретирующий модель вселенной): районирование из основных и второстепенных улиц, всё в гармонии с числовыми пропорциями с большой возможностью индивидуального развития.
К 1734 году махараджа Джай Сингх II задумался над тем, что во время охоты ему негде голову приклонить… и приказал построить посреди озера Мэн Cагар охотничий домик. Воду спустили и отгрохали пятиэтажный особняк, затопили снова – получили Джал-Махал (Дворец на воде: jal – вода на хинди, mahal — дворец).
Пока правили махараджи, с озером все было в порядке. Но в 1947 году Индия получила независимость от Великобритании, после чего княжества были упразднены, собственность махараджей национализирована.
Все мы знаем, государственное – значит ничье. Дворец Джал-Махал постепенно пришел в упадок. Разруху дополнила еще одна беда: в 1962 году Джайпурский горисполком постановил сбрасывать в озеро Мэн Сагар сточные воды города. Представьте: три миллиона жителей, а очистных сооружений нет… Превышение по содержанию органики — в 150 раз, по сравнению с СанПином, опасных бактерий в тысячи раз больше, чем допускается ГОСТами. Поверхность водоема быстро зарастает тиной, рыба дохнет, птицы улетают. Озеро Мэн Сагар — зона экологического бедствия, Дворец Джал-Махал лежит в г…не в прямом смысле.
Так продолжалось до 1999 года, когда руководители Джайпура поняли, что отзывы типа: «Не селитесь в районе Мэн Сагар, там ужасно воняет», — вредят туристическому имиджу города, надо что-то делать. Провели тендер, который в 2004 году выиграла строительная группа, принадлежащая местному ювелирному олигарху. Озеро, дворец и прилегающую территорию отдали в аренду на 99 лет с условием ежегодного платежа 20,5 млн. рупий в год и 10% ежегодным ростом арендной платы.
Работа закипела, спустили в воду и вывезли несколько миллионов тонн фекалий, углубили водоем на несколько метров. Прорыли два дополнительных канала, чтобы отвести городские стоки напрямую в реку. В местах сбора дождевых вод сделали ловушку для крупного мусора (по окрестным холмам полно населенных пунктов без очистных сооружений, откуда сбрасываются тысячи тонн полиэтиленовых бутылок, пластиковых пакетов и т.п.).
Также пригласили команду реставраторов, отремонтировавших стены, разукрасивших интерьеры и разбивших на крыше цветущий сад. Во дворце Джал-Махал планировалось открыть фешенебельный отель. Кроме того, была обустроена прогулочная зона вдоль набережной.
Надо сказать, что усилия новых управляющих дали свои плоды: водоем из мертвого болота стал превращаться в озеро, появились рыбы и даже птицы.
Сегодня, пусть пейзаж Мэн Сагара и не идеально чистый, но хотя бы туристы не крутят носом, любуясь дворцом Джал-Махал.
Все было безоблачно на небосводе, нависающем над изумрудными холмами, водной гладью Мэн Сагара и янтарным Джал-Махалом, пока в 2010 году местный юрист по фамилии Гаур не стал «варить компот», как известный всем россиянам Алексей Навальный. Он поднял бумаги и раскопал, что в 2004 году чиновники нахимичили с оценкой стоимости объекта культурного наследия Индии, разделив на отдельные лоты дворец, водоем и холмы вокруг него. Все это позволило снизить арендную ставку на 10 млн. рупий в год.
Ну, а дальше – серия судов в 2011, 2012 и 2015 годах, аресты коррупционеров и объявление озера Мэн Сагар и дворца Джал-Махал национальным парком с запретом любой хозяйственной деятельности на этой территории.
Экскурсия во дворец Хава-Махал
На берегу Мэн Сагара провели четверть часа. Больше всего впечатлили полудикие хрюшки, разрывающие кучи мусора, сброшенного у кромки воды. Дальше едем смотреть знаменитый дворец ветров, или Хава-Махал (Hawa-Mahal).
Здание построено в 1799 году, как помещение для многочисленных жен махараджи. Мусульманки не должны показывать лицо посторонним, поэтому, по легенде, в здании утроено 953 маленьких окошка, чтобы женщины могли наблюдать за жизнью на улице, не показывая свою красоту посторонним.
Стены здания построены из желтого песчаника. Но в 1876 году в Джайпур приехал принц Альберт, и махараджа Савай Рам Сингх приказал все здания в городе выкрасить в розовый цвет, символизирующий у индуистов приветствие и добродушие.
Перед поездкой в Индию мне доводилось считать такие отзывы про Джайпур: «Обязательно сходите в Хава-Махал, поскольку обычно индийские дворцы и крепости красивы только снаружи, но скучные внутри, и только Дворец ветров выбивается из общего ряда, там необычайно красивые интерьеры». Ну, не знаю…На мой взгляд, ничем не отличается он от прочих мест, где мы побывали в это путешествие.
Самый верх здания состоит из маленьких комнаток в один ряд, куда ведет узкая лестница. Пришлось даже в очереди постоять в ожидании, когда освободится площадка.
Сверху открывается симпатичный вид на городские улицы, на которые через окошки когда-то взирали жены раджи.
…или на обсерваторию Джантар-Мантар…
Ну, мы не жены раджи: можем выйти и на балкон Дворца ветров, чтобы лучше рассмотреть место, откуда предсказывались затмения и погода, рассчитывалось точное время.
Говорят, что в архитектурном стиле Хава-Махал угадывается головной убор Кришны. Наверно что-то есть…
В предыдущих главах отзыва о путешествии по Индии, я сетовал, что стеснялся просить местных жителей сфотографироваться. Ну, так вот, иногда все же со своей скромностью я боролся. И теперь у меня в отчете время от времени будут проскакивать хотя бы групповые портреты сынов Шивы.
Мой отзыв о Дворце ветров: побывать в Джайпуре и не посетить эту достопримечательность — наверное, я бы пожалел. Но, в целом, ничего особенного — карабкаться по крепостной стене из форта Амбер в Джайгарх было в 300 раз интереснее. Было бы время, я бы провел в Розовом городе два дня: в первый бродил по холмам Амбера, во второй — обязательная программа по старинному центру.
Вышли на улицу, поймали электрического рикшу, с которым договорились за 250 рупий (3,78 USD) заехать в отель, подождать, пока заберем чемодан, и оттуда — на вокзал.
Джайпур называют очень романтичным эпитетом «Розовый город». На видео выше можно увидеть, что реальность слегка расходится с тем образом, что представляешь себе, слыша такое название…
Еще на этом видео можно понять, как не нужно путешествовать по Индии: я имею в виду наш огромный синий чемодан, с которым мы ездили и в Гималаи, и в священный Варанаси, и сейчас половину Индии пересекли.
Особенности рикшей на электротяге – проезд дешевле, но медленнее. Нас обгоняли даже велосипедисты, а когда заехали на эстакаду, круто поднимающуюся вверх, едва не заглохли. Мы уже стали волноваться, что опоздаем на поезд. Тут водитель остановился у обочины, открыл короб с аккумуляторами (их оказалось 2 штуки), переключил рубильник и до железнодорожной станции мы долетели с ветерком. Было еще время поглазеть на пассажиров в зале ожидания и на перронах.
Поезд №12196 – это скоростная электричка, курсирующая между Джайпуром и Агрой. Отправилась по расписанию: в 17:10. А в 20:10 мы уже сошли на вокзале в Бхаратпуре (Bharatpur), где на следующее утро запланировано фотосафари в птичьем заповеднике Кеоладео (Keoladeo National Park). Но об этой экскурсии я уже буду рассказывать в следующей главе отчета.
К слову, в этой электричке впервые за оба путешествия по Индии вагон был с сидячими местами (): простенько, но чисто, сидения кожаные. Пассажиры – европейские туристы и богатые индийцы. Цена билета — 740 рупий (11 USD) на двоих, копейки.
Прежде, чем попрощаться с вами, приведу список интересных мест в Джайпуре, куда еще можно сходить на экскурсию, если окажитесь в этом городе.
Название по-русски | Название латинскими буквами | Время работы | Цена билета, рупий | За фотосъемку, рупий |
Форт Амбер | Amber Fort | 9.30 — 16.30 | 500 | 50 |
Форт Джейгар | Jaigarh Fort | 9.30 — 16.30 | 200 | 30 |
Дворец ветров (Хава-Махал) | Hawa Mahal | 9.30 — 16.30 | 400 | 30 |
Дворец на воде (Джал-Махал) | Jal Mahal | от рассвета до заката | 0 | 0 |
Храм обезьян (Галта) | Galta Ji | 5.00 — 21:00 | 0 | 0 |
Джантар-Мантар | Jantar Mantar (Observatory) | 9.30 — 16.30 | 100 | 50 |
Музей Альберт Холл | Albert Hall (Museum) | 9.30 — 16.30 | 30 | 0 |
Сити Палас | City Palace | 9.30 — 17.00 | 500 | 0 |
Нахаргар Форт | Nahargarh Fort | 9.30 — 16.30 | 30 | 0 |
Ну, теперь говорю до свиданья! Стандартный тур по достопримечательностям, широко известным большинству россиян, закончен. Далее у нас: сафари в национальном парке в Бхаратпуре, старинные храмы в Орчхе и Кхаджурахо, велопрогулки по индийским деревням, фотоохота на крокодилов в каньоне Ранех (Raneh), и на тигров в заповеднике Панна (Panna Tiger Reserve), повторная прогулка по Дели с посещением минарета Кутб-Минар и перелет на Гоа, пляжный отдых на Палолеме (Palolem Beach). Поэтому, если еще не подписались на извещения о новых статьях в блоге, пора это сделать. Увидимся, други мои.
Впечатляет история озера Мэн Сагар. Архитектура на фото красиво смотрится. 19-ое фото, мне кажется, очень удачное.
Спасибо, Миша, за отзыв! Поезда в Индии колоритные — там много фотоисторий, при желании, наснимать можно. 🙂 Сейчас вот смотрю свои фотографии, вспоминаю ощущения — все таки, мне в отпуске больше нравится по природным достопримечательностям ходить, чем по архитектурным…
Какая красота! Замечательные фотографии. На нашей планете существует множество уголков, которые не оставят равнодушными даже самого придирчивого человека. Дивная страна – Индия, она удивляла и продолжает удивлять нас своими контрастами, мировоззрением. Люблю Индию. Спасибо большое!
Здравствуйте, Марина! Спасибо за комплимент фотографиям! Очень приятно.
Индия, действительно, умеет удивлять и восхищать, кого-то разочаровывать — но равнодушным не оставит ни одного путешественника. Фотографировать там можно на каждом углу, не переставая ни на секунду.