Три года назад, на ночь глядя, мы поехали с братом в природный парк «Оленьи ручьи», чтобы забраться в пещеру Дружба и сфотографировать её залы, освещая пространство фонариками. Тогда опыта у меня совсем не было и блин получился комом. Но в начале марта, видимо, что-то такое витает в воздухе, заставляющее фотолюбителей брать рюкзак с аппаратурой и спускаться в подземелье. По крайней мере, вчера мы с женой сели в машину и поехали искать, затерянный в снегах в Первоуральском районе заброшенный железнодорожный туннель. Давайте сегодня посмотрим пару снимков из этого пешего похода выходного дня и обсудим, как правильно фотографировать в полной темноте, чтобы фотографии получились красивыми. Само собой, узнаем, как до нашей достопримечательности добраться на автомобиле и на общественном транспорте.
Как доехать до Дидинского туннеля
Находится тоннель между городом Ревда и поселком Дружинино. Мы решили добраться на машине, поэтому двигались по Московскому тракту до 303-го километра и там свернули налево. Здесь – небольшая «дикая парковка», где мы и оставили наш автомобиль (GPS координаты: 56.857609, 59.714586). Мне показалось рискованным ехать дальше по заснеженной дороге с глубочайшей колеёй куда-то в неизвестность, в гору. Да и как мы сможем разминуться, если навстречу попадется какой-нибудь лесовоз?
От перекрестка до Дидинского тоннеля идти пешком 5,5 километров, то есть весь пеший поход выходного дня получится 11 километров. У нас прогулка заняла около 4-х часов, так как дорога нелегкая: идти по узкой колее, проложенной автомобилями; половину пути придется подниматься круто в гору.
День стоял солнечный и не очень морозный (- 60С). Вокруг – красивый еловый лес и сугробы. Как сказал, дорога не очень простая, но мы за физическими нагрузками сюда и отправились.
За все время прогулки к Дидинскому тоннелю встретили три автомобиля – полноприводные «Нивы» с внедорожной подготовкой. Видно, что их экипажи приехали за адреналином экстремального вождения по заснеженному зимнему лесу.
Зимой автомобильная дорога заканчивается у высоковольтной линии: на открытом пространстве под ЛЭП намело снега больше 1 метра глубиной и даже вездеходы не смогли через этот участок перебраться. Но тропинка для пешеходных туристов существует. Если посмотреть на карту маршрута, добравшись до этой точки, нужно взять правее метров 300, где мы уже увидим продолжение пути к нашей достопримечательности. Кстати, с этой точки видна гора Волчиха, куда я поднимался для фотосъемки осенью 2013-го.
Чтобы дойти до Дидинского тоннеля, нужно выйдя из лесу, свернуть влево и затем, не доходя 50 метров до железной дороги, сделать еще один поворот и идти вниз 500 метров. Там мы увидим портал входа в это подземное сооружение.
Построен Дидинский тоннель в 1918 году в неспокойное для нашей страны время, когда по железной дороги Сибири перемещались эшелоны с белополяками. Длина сооружения 1123.7, ширина 4.65 и высота 6.1 метра соответственно. По слухам, во время прокладки нитки бригады проходчиков, двигающиеся с разных концов, не смогли попасть в одну точку, поэтому в середине туннель имеет зигзаг. Но вообще, свет в конце видно…
При проектировании что-то там не учли, или во время гражданской войны белополяки намешали песка в цемент, но с гидроизоляцией у сооружения были проблемы. Поезда двигались с малой скоростью. Руководство Свердловской железной дороги в 1995 году приняло решение его закрыть, рельсы разобрать. А туристы сразу стали рассматривать Дидинский тоннель в качестве объекта урбантрипа.
Вот и мы с супругой зимним вечером 7 марта превратились в диггеров (люди, обследующие подземные коммуникации, линии метро, канализационные коллекторы, вентиляционные каналы и заброшенные шахты, военные бункеры).
Да, вернемся к вопросу, как доехать до Дидинского туннеля, если нет в распоряжении автомобиля. Можно добраться сюда на электричке (см. график на Яндекс-Расписания), выйдя на станции «Остановочный пункт 1590 км». Тогда переходим дорогу так, чтобы оказаться с северной стороны и идем вправо 1,5 километра.
Кстати, Гугл-Карты утверждают, что через тоннель можно проехать на автомобиле. А еще они предлагают альтернативный маршрут через Ревду, по которому можно подъехать к О.П. 1590 км с южной стороны, через дачный поселок. Правда, не знаю, чистится ли там дорога зимой.
Как фотографировать в полной темноте (заброшенные шахты, коллекторы) на примере Дидинского тоннеля
Итак, мы добрались до Дидинского тоннеля и зашли внутрь. К счастью, перед своим пешим походом мы догадались одеть утепленные резиновые сапоги и взять с собой фонари. Несмотря на то, что на улице стоит минусовая температура, в 50-ти метрах от входа в сооружение разлилась большая лужа. Посветили: глубина небольшая (по щиколотку) и через 15 метров начинается «суша». Форсируем. Здесь «на твердь земную» свет снаружи уже не доходит – темно, хоть глаз выколи о свисающие со сводов ржавые провода.
Пробую сделать снимок, и, чтобы показать масштабы, ставлю перед камерой человека. Вот, какое фото у меня получается.
Если в графическом редакторе Лайтрум пройти маской, осветлить тени и подправить цветовой баланс, получаем результат чуть лучше.
Как видим, результативный снимок получился далеко не на 5 баллов. Что же не так? Как можно было снять сцену в Дидинском тоннеле лучше?
Во-первых, при выдержке 20 секунд никто не сможет стоять неподвижно, будет микросмаз. Т.е. для посветки модели нужно было применять внешнюю вспышку, которой у меня нет. Выход – отвести фотомодель намного дальше, чтобы не было заметно небольшого смаза из-за ее движения. Заодно и масштабы сооружения были бы показаны более наглядно.
Во-вторых, снимать этот сюжет не одним кадром, как сделал я, а несколькими, склеивая их потом в Photoshop, используя при этом маски, чтобы «затереть» ненужные участки изображения. Например, в отчете про пеший поход выходного дня к скалам Петра Гронского я показал фотографию ржавой машины, собранную из 15-ти кадров.
Как снято это фото в Дидинском тоннеле? Поставил свою полнокадровую зеркалку на Nikon D610 на штатив Sirui T-2204X с головкой G-20KX, по внутрикамерному гироскопу выровнял горизонт. Режим съемки – «М», автоспуск через 5 секунд.
Опытные фотографы используют для освещения при съемке в темноте метод «световой кисти»: светят фонарем, постоянно его перемещая. При этом нужно заранее продумать карту освещения – например, 10 секунд ближний план, 5 секунд подсветка теней, 8 секунд – задний план и т.п.
Только вот, диггеры в своих обследованиях подземных коммуникаций пользуются профессиональными фонарями с очень мощным световым потоком. Цена таких устройств доходит до 500-та долларов США. Свет у них получается, почти как от прожектора. У меня же в распоряжении было 2 налобных светодиодных фонарика, купленных для путешествия в город Варанаси в Индии, чтобы не наступить в темном переулке на коровью лепешку, и еще один – ручной, которым я освещал ледяной натюрморт в соответствующем уроке фотографии для новичков. Стоимость каждого – 3.5 доллара.
Конечно, с таким оборудованием задача получения качественной фотографии Дидинского тоннеля несколько усложняется. Но как можно было получить лучшее изображение? Заранее составляем план освещения:
- Камера на штатив. Обязательно отключаем стабилизатор на объективе, чтобы не было микросмаза. Контровая подсветка налобными фонариками. Модель ставим дальше от фотоаппарата. И лучше было использовать мой сверхширокоугольный объектив Samyang 14/2.8 Подхожу вплотную слева и «рисую» фонарем так, чтобы получить 70% экспозиции. Стоять нужно рядом, так как плотность светового потока падает пропорционально квадрату расстояния до объекта. Т.е., если человек стоит у окна на расстоянии 1 метр и получилась выдержка 5 секунд, то затем, если его отвести на 3 метра, время для получения такой же экспозиции вырастет в 9 раз, т.е. до 45 секунд.
- Второй кадр – становлюсь справа и подсвечиваю теневую часть портрета, 30% экспозиции. Таким образом у нас получился красивый светотеневой рисунок на нашей фотомодели.
- Девушка уходит, и мы начинаем делать кадры самого туннеля. Их потребуется несколько, так как мощности дешевого фонарика не хватает для хорошего освещения. В каждом снимке получаем небольшой участок с правильной экспозицией. Кроме того, при выдержке 5-10 секунд цифровых шумов будет меньше, чем при 30 секундах и дольше.
- Все снимки сшиваем в Photoshop, вытирая масками ненужные места и используя разные режимы наложения слоев.
Советы профессиональных фотографов по съемке в темных тоннелях, заброшенных шахтах, коллекторах и пещерах
Выбор оборудования для фотосъемки под землей:
- Зеркальный или беззеркальный фотоаппарат, способный снимать в формате RAW.
- Объектив – ширик или фишай, которым легко снимать в тоннелях (см. примеры фото на Nikon D800 и Nikon 16mm f/2.8D AF Fisheye-Nikkor). Хотя, здесь всё зависит от нашей творческой задумки, можно и телевик применить, если место позволяет.
- Обязательно иметь штатив. В таких местах всегда много грязи, песка, трипод быстро выйдет из строя, поэтому лучше купить недорогую модель для подземных съемок.
- Пульт дистанционного управления, чтобы была возможность сделать выдержку больше 30 секунд, и вообще с ним удобнее.
- Различные источники света (газовые лампы, фонарики с направленным и рассеянным пучком, цветные насадки, свечи, факела и лучины).
- Чтобы передать текстуру стены, лучше во время съемки стать ближе к ней, а не так как я в этой фотосесси: находился посередине.
- Объекты, что расположены ближе к фотокамере, лучше освещать рассеянным светом, а те, что дальше – жестким.
Вот такой урок фотографии по съемке в темноте у меня получился. Идеальный снимок пока не снял. Но вы, дорогой читатель, теперь вооружены знаниями и советами, можете отправиться в Дидинский туннель и получить шикарный снимок. Выслать его мне для публикации в блоге со своими замечаниями и рекомендациями.
М-г-м… Но должен же я был показать вам, как это сооружение выглядит изнутри? Со стороны входа естественный свет проникает на некоторое расстояние внутрь. Вот что получается, если мы фотографируем со штатива.
На этом рассказ про пеший поход выходного дня к очередному интересному месту в окрестностях Екатеринбурга заканчиваю. По случаю, поздравляю прекрасную половину аудитории моего сайта с Праздником Весны. Желаю, чтобы ваша красота, таланты и приятный характер ослеплял окружающих мужчин, как фонарик в темноте, но не заставлял их бежать подальше. 😉 И, чтобы в вашей жизни, в отличие от снимка выше, в конец тоннеля всегда просматривался свет…
Замечательные фотографии и объяснения! 🙂 Спасибо за поздравление. 🙂
Полина, спасибо за отклик! 🙂 Приятно, что понравились объяснения и поздравления! Всегда рад стараться. 🙂
Интересно. А тоннель весь прошли? Спасибо за поздравление.
Валентина, последний раз, когда ходили к скалам Семь Братьев этой зимой, припозднились и еле вышли из дремучего леса: в темноте не видно ни зги. Вчера приняли решение поехать в поход к Дидинскому тоннелю снова внезапно и, как всегда, поздно: приехали к повороту на 303-м километре в четвертом часу вечера. К машине возвратились в глубоких сумерках. Если бы прошли весь тоннель (а это — 2,2 км туда и обратно), снова пришлось бы плутать в потемках.
Но главная причина не эта даже: я надеялся, что здесь будут висеть ледяные сталактиты и сталагмиты, как в пещере Дружба в парке Оленьи ручьи (ссылку на тот поход дал в конце статьи). К сожалению, видимо, растаяли они уже — только небольшие сосульки свисали с потолка. Потому и не стали проходить туннель насквозь.
ЭХ, жалко, что тогда в пещере Дружба я не знал про метод освещения световой кистью, поэтому снял только небольшую нишу в огромном зале. Сейчас бы получились более эффектные снимки.
На прошедших выходных как раз сюда в Дидинский тоннель собирался, но не дала погода… Надеюсь, позднее получится туда съездить, а то давно под землёй не был! 🙂
Что значит не дала погода, Андрей? Стояли прекрасные солнечные дни… Даже, если в прошлые, то какая разница, что за погода стоит на улице? В тоннеле ведь все равно… 🙂
А я чувствую, что нужно было слазить в шахту Слюдорудника в Челябинской области. Зимой интереснее — там ледяные наросты везде. Сейчас тоже, наверное, уже растаяло. 🙁
Сергей, спасибо за хороший фотоотчет-урок. Позволю себе немного позанудничать. Снова немного забыли подправить оформление: «День стоял солнечный и не очень морозный (-60С)». 🙂
Спасибо, Глеб! Верхний индекс нужно вручную с помощью кода HTML прописывать. Вот и забываю. Исправил сейчас. 🙂
Хороший урок по съемке. Не думал, что зимой есть проходимая дорога до тоннеля. Уже много лет собираюсь посетить Дидинский тоннель и все никак не соберусь. Надо взять социальное обязательство и как-нибудь заехать в те края.
Спасибо, Михаил! Для меня — там вообще загадок много. Мы возвращались уже поздно вечером, солнце зашло, стояли сумерки. Навстречу, по этой жуткой колее, проехала «Ока», в которой уместилось 9 человек!!! Он штабелем лежали внутри, задняя дверь открыта, естественно. Двое — на крыше, снимали на GoPro видео. 🙂 Подростки. Затем навстречу попалась Жигули-Шестерка с лысой резиной. Водитель и пассажир ходили вокруг и откапывали ее от снега. Потом — иномарка-седан, закопанная в снегу на обочине с включенными фарами без хозяина. Одного не могу понять: там около высоковольтной линии — тупик (как я писал, занесло снегом проезд), развернуться невозможно — куда ехали все эти люди в восьмом часу вечера зимой?.. 🙂 Я предположил: всё это были зомби, которые бегут в свой тоннель… 🙂
Пытались пробратся к туннелю 11 октября 2015 года. Выпал обильный снег и на «Ларгусе» не смогли подняться в гору от трассы. Времени тоже было уже много, солнце садилось. В ближайшее время повторю попытку, пока снег не выпал.
В конце августа Андрей Шадрин ходил в поход к Дидинскому тоннелю — внутри туман, и вода стоит. Так что, в любом случае, берите с собой на экскурсию резиновые сапоги. Если не сможете добраться на машине, можно и пешком дойти — что там, не больше часу прогулки по замечательному лесу. 🙂
В прошедшие выходные скатались в Дидинский тоннель. Не доехали до левого входа 300 метров, а так — по всей дороге потихоньку на Ларгусе прошли.
Народу в туннеле много, даже с маленькими детьми были. Тумана не было, лёд тоже отсутствовал, вода была. В вентиляционную шахту не залезли — слишком ненадёжная лестница. Ограничились осмотром её сверху.
Прошли по нижнему дренажному тоннелю. Вся прогулка от дома до дома у нас вышла в 590 километров. Понравилось.
Ничего себе, Александр! Это откуда же Вы добирались в Дидинский тоннель, что почти 600 км намотали? 🙂 Мне кажется, эта достопримечательность не стоит таких жертв… Или я не прав? 😉
За Тагилом живём. Бывало, и дальше ездили в путешествие выходного дня на машине. Сейчас в планах — французский замок под Миассом осмотреть.
А как Вам такое: съездить за 230 км в Кольцово, чтобы посмотреть аэропорт? Или за 200 км съездить в «Ашан» за хлебом и молоком…
🙂 Предполагаю, что достопримечательности Северного Урала типа Жигаланских водопадов или Медведь-камня в окрестностях Нижнего Тагила Вы уже посмотрели.
Водопады пока не посещали. А скалы Медведь-Камень и Семь братьев, гора Колпаки, Пашийская пещера — уже осмотрены. Пещера даже дважды.
Посмотрел информацию по «Французскому замку» и Пашийской пещере. Интересные места, тоже захотелось побывать.
Увидел, что Пашийская пещера находится в скалах Большие воронки. Никогда не слышал об этих достопримечательностях. Относительно недалеко от Усьвинских столбов. Беру на заметку. Спасибо!
Еще хочу попасть в пещеры Сепиевская, Игнатьевская и особенно — Казачий стан в Челябинской области. Особенно отмечу пещеру Казачий стан — судя по фото, напоминает каньоны в национальном парке Глен-Каньон в США.
Разминуться на узкой дороге к Дидинскому тоннелю можно так: сначала водители договариваются, потом один съезжает в сугроб, второй проезжает и выдергивает первого, если тот сам не может выехать.
Виктор, можно выбрать и такой способ решения проблемы, как добраться до Дидинского тоннеля… Но лучше, на мой вкус, пройтись эти 4 километра от трассы до достопримечательности пешком, любуясь чудесным лесом и вдыхая свежий воздух. Для того мы и ходим в походы выходного дня, чтобы расслабиться.