Сегодня хочу рассказать о нашей поездке к озеру Бездонное в 180-ти километрах от Екатеринбурга. Вообще, меня пригласил в поход выходного дня мой друг Михаил, которому поручили снять фотоматериал для путеводителя по Уралу. Заказчик оплатил расходы на бензин и на закупку мяса для шашлыков. Так что, данный пленэр стал первым опытом платной съемки. И к тому же, три моих фотографии в итоге были напечатаны в путеводителе…
С погодой не повезло: было пасмурно и временами шел небольшой дождь. Зато повезло с попутчиками, которые терпеливо ждали, пока два начинающих фотографа утолят свою жажду в фотографии (я снимал на любительскую зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55VR, партнер — на ту же тушку Никон Д5100, но с объективом Сигма 18-250мм f/3.5-6.3 макро). И положительной энергией зарядили свою психологические аккумуляторы доверху.
Как доехать до озера Бездонное в окрестностях поселка Висим
Чтобы добраться до озера Бездонное нужно доехать почти до самого Нижнего Тагила. На подъезде к мегаполису свернуть налево, в сторону города Серов. Приблизительно через 12 км сворачивайте к поселку Черноисточинск и далее езжайте в деревню Висим (кто знает, там расположена оленья ферма). От Висима по грунтовой дороге едем к водохранилищу Смородинское, организованное на пересечении рек Межевая Утка и Смородинка.
Шел дождь, поэтому в оленью ферму в Висиме заезжать не стали. Чтобы попасть к Бездонному озеру, нужно свернуть с асфальтированной трассы направо на первом перекрестке после оленей (по-моему, проедем мимо какого-то «хутора»). Далее километров 7 дорога идет по грунтовке через поля и леса.
Машину оставляем на берегу Смородинского водохранилища. Лесная тропа к Бездонному озеру идет по левому берегу. Но сначала нужно вброд переправиться через плотину. Сначала я сфотографировал «водопад» с человеком, поэтому не мог делать выдержку слишком короткой.
Потом решил испробовать мой нейтральный фильтр ND-4, который я купил специально для того, чтобы получить возможность удлинить время экспозиции, тем самым получив эффект «молочные реки» при съемке водопадов.
Чтобы максимально удлинить выдержку мне пришлось еще и зажать диафрагму до f/32.0 — получил 1/1.7 секунды. Но теперь невозможно получить резкое фото при съемке с рук. Пришлось поставить фотоаппарат Nikon D5100 KIT 18-55 VR на штатив (читайте урок фотографии для новичков с перечислением случаев, когда фотографу требуется трипод). Конечно, фильтр ND-4 слабоват: подумываю о приобретении, скажем, модели ND 400-1000, чтобы иметь возможность в солнечный день получить очень долгое время экспозиции. Но пока это — так, неопределенные планы.
После плотины на Смородинском водохранилище прогуливаемся по лесной дороге около полутора километров и сворачиваем на тропинку к озеру (на запад). Говорят, что собирание грибов – это тихая охота. Как тогда охарактеризовать следующую фотографию? Тихая фотоохота? 😉
Через 500 метров выходим на берег Бездонного озера. Оно, к слову, является самым глубоким в Свердловской области, поскольку образовалось на месте карстовой пещеры, у которой обвалился свод. Максимальная глубина водоема составляет 49 метров.
Красотища вокруг такая, что даже дождь не мешает начинающим фотолюбителям утолить жажду к фотоискусству.
Как уже я упомянул, озеро Бездонное образовалось после затопления карстовой пещеры. В отчете о походе выходного дня в парк Оленьи Ручьи вы можете прочитать, как мы добрались до пещеры Дружба и Большого провала — они также представляют собой карстовые геологические образования. Представьте, что Большой провал затопило водой и вы поймете, что из себя представляет Бездонное.
Кстати, читали роман Алексея Толстого про ихтиандра? Так вот… писатель не сочинял: у нас на Урале реально водятся ихтиандры!
Еще – пара фотографий, на которых вы можете увидеть, как выглядит зеркалка начального уровня Nikon D5100 с различным фотооборудованием: более мощный штатив, способный удержать тушку с тяжелым объективом Sigma AF 18-250mm f/3.5-6.3 DC OS HSM Macro Nikon F. В отдельном фотоуроке (ссылка будет дана ниже) можно посмотреть примеры фотографий, предоставленных мне Михаилом, и сравнить, есть ли отличие в качестве изображения с моим «китовым» комплектом.
В упомянутом ранее фотоуроке для новичков «Зачем нужен штатив для фотоаппарата» я рассказывал, как два года пользовался для съемок легким и дешевеньким триподом Era ECSA-3512. Он неплохо держал тушку с китовым Nikon 18-55. Но, когда мы провели тест-драйв штатива с камерой и Сигмой, стало понятно, что не выдержит. Тогда Михаил купил за 1800 рублей вот эту, изображенную на снимке выше треногу. Она держала неплохо и Сигму 18-250, и сейчас – тяжелый репортажный зум-объектив Nikon 17-55/2,8.
А если вы купите себе внешнюю вспышку Nikon Speedlight SB-900, то ваш комплект будет выглядеть следующим образом.
Михаил взял вспышку Speedlight SB-900 с собой в лес, потому что считал, что Sigma AF 18-250mm темновата. Он говорит, что ярким солнечным днем фотографии получались отличными, а вот в пасмурную погоду уже был небольшой смаз. Позже Сигма 18-250 была продана и заменена на подержанный репортажник Nikkor 17-55/2.8. После покупки моего телевика Nikon 70-300, который тоже нисколько не светосильный, я стал фотографировать на высоких ИСО (до 1000 единиц и выше). Теперь уже не знаю: то ли Sigma 18-250 была темновата действительно, то ли мой друг не поднимал ISO и поэтому не достигал приемлемого результата. Мне кажется, верно второе предположение: ведь до приобретения Nikkor 70-300 я не задирал ISO выше 400 единиц.
А сейчас покажу фотоурок на тему «Как снимать фототрюки». Сначала изобразим сценку «Ветер, ветер, ты могуч».
Вы видите, что диафрагма во время съемки была открыта на максимум для китового объектива Nikon 18-55mm f/3.5-5.6. В данном случае мне следовало наоборот зажать отверстие апертуры, чтобы увеличить глубину резко изображаемого пространства (ГРИП). Тогда и «великан», и «лилипутка» получились бы одинаково чёткими.
И, чтобы не возвращаться к этому вопросу еще, расскажу, как правильно снимать трюк «Высокий полет». Фото снято во время нашего самостоятельного путешествия по филиппинским островам, отчет о котором, надеюсь, когда-нибудь появится в разделе «Самостоятельные поездки».
Мы не умеем так высоко прыгать. Чтобы добиться данного эффекта, нужно приблизить вашу камеру как можно ниже к земле (здесь фотоаппарат стоял практически в 5 см от поверхности) и снимать в режиме «Мультисъемка». В сравнительном обзоре фотоаппаратов Nikon D5100 и Nikon D5300 я писал, что мультисъемкой пользуюсь не так уж и часто. Но, как видите, все же пользуюсь!..
По пути обратно в Екатеринбург остановились на лугу и устроили фотосессию в рулонах сена.
Примечание от 23 июля 2016 года. Все снимки в этом отчете о походе выходного дня сняты на фотоаппарат Nikon D5100 Kit 18-55 VR в те времена, когда я был совсем начинающим фотографов. Тогда я не умел настраивать камеру и фотографировал, скорей всего, используя автоматические режимы «Пейзаж», «Портрет», «Ночной пейзаж» и тому подобное. К счастью, я снимал в формате NEF (RAW), что позволило мне обработать сейчас снимки заново.
Под каждой фотографией вы видите параметры съемки (данные EXIF). Не обращайте особого внимания на них: почти везде автоматика камеры использовала слишком длинную выдержку, что привело к микросмазу. Лучше изучите урок фотографии по выбору настроек, ссылку на который я дал в таблице выше и тогда вы поймете, как сделать резкие снимки.
Еще одна моя ошибка — в то далекое время я не знал, что при съемке сцен, где имеется много темных областей, камера всегда ошибается и старается выставить слишком длинное время экспозиции. Это приводит к тому, что черный цвет получается серым, зеленый хвойный оттенок выходит выцветшим. Подробное объяснение, что такое экспокоррекция представлено по ссылке выше.
В данном отчете снимки обработаны заново: в графическом редакторе Лайтрум я увел ползунок экспозиции на 0,3…0,7EV в минус. Теперь зелень получилась изумрудной. Если хотите узнать, как фотки выглядели раньше, почитайте сравнительный обзор с примерами снимков на китовый Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom-Nikkor и более качественный тревел-зум Sigma AF 18-250mm f/3.5-6.3 DC OS HSM Macro Nikon F.
Привет, Сергей! Надо было оставить несколько старых снимков для сравнения. В любом случае, фотки вполне удовлетворительные. Понравилась с машинами. А на десятой, наверное, надо было заштамповать низ слева (тростник, камыш)? Перечитывать не стал, уж прости!
Здравствуй, Миша! Примеры фото, обработанных «по-старому» можно увидеть в статье с обзором объектива Sigma 18-250mm (ссылка в таблице внизу).
Не получится у меня ихтиандра заштамповать аккуратно. Это — высший пилотаж. 🙂
Очень мне оттенок воды нравится в Бездонном озере, и листья кувшинок. Не Моне, конечно, но тоже хорошо!
Спасибо, Миша! В отчете про поход к Карстовому мосту в Оленьих ручьях я упомянул, что пару недель назад мы с Катей снова съездили к Бездонному озеру и заодно заскочили на оленью ферму в поселке Висим. Так вот, стоял солнечный день, отражение на воде было другим и впечатление не такое сильное. 🙁 В обозримом будущем опубликую отзыв об этой экскурсии.
Еще, обработал снимки с пешего похода в каньон Кёпрюлю в Турции. Там вода — нечто фантастическое! 😉
Красиво! А то, что шел дождик, даже добавило красоты, капельки дождя на ветках, как на фото № 9. Фото № 2 очень понравилось. Ух, какие брызги!
В принципе, я люблю снимать в ненастную погоду: и портреты без резких теней, и в пейзажах зелень листьев сочной получается. Ну и, капельки, соглашусь, не лишние на снимках. Летом этим, мы приехали в воскресенье и в жаркий день на озеро Бездонное, поэтому вода была мутная немного, и отдыхающих — на каждом шагу. Тем не менее, понравилось.
Прекрасные фото. Как раз собираюсь на Урал в августе — надеемся с сыном побывать на этом озере.
Спасибо большое за комплимент! Советую еще съездить в соседний поселок Висимо-Уткинск (всего 13 км от Висима). Там можно посмотреть хоть и искусственно построенный, но весьма впечатляющий водопад. Я о нем рассказывал в отзыве о поездке на Омутной камень.