Даже если вы нисколько не увлекаетесь фотосъемкой, и фотографируете не то, что на мыльницу, а просто на телефон, все равно, я уверен, что советы, представленные в данном уроке, вам пригодятся. Дело в том, что сегодня мы будем разбирать основы искусства рассказывать истории при помощи фотоснимков. Умение снимать так, чтобы из нескольких фото получился интересный рассказ о событии, пригодится при съемке фоторепортажа на свадьбе, на детском утреннике, на дне рождения вашего друга или при съемке товара для интернет-магазина, во время похода выходного дня в окрестностях вашего города или в поездке на отдых в дальние страны. В данном фотоуроке мы не будем обсуждать, какие настройки использовать или какой объектив выбрать для съемки на школьной линейке 1-го сентября (безусловно, эти вопросы важны, но мы их уже мусолили миллион раз в других статьях на сайте). Мы поговорим сегодня о художественной составляющей интересной фотоистории.
***
Прежде, чем мы начнем, хочу отметить, что советы, представленные ниже, не стоит рассматривать, как непреложную истину от гуру фотографии. Считайте их моим конспектом лекций по съемке репортажа, который я написал после чтения статей и интервью с профессиональными фотографами и фотожурналистами, а потом поделился записями с вами.
Кроме того, учтите, что для иллюстрации я использовал фотоснимки, снятые мною во время самостоятельного путешествия на Филиппины, всего дней 10 после приобретения своей первой в жизни любительской зеркалки Nikon D5100 KIT 18-55 VR (в конце ноября 2011 года). Естественно, что тогда я не умел даже делать технически качественные фотки (большая часть кадров получена в полуавтоматическом режиме: сцены “Пейзаж», «Спорт», «Портрет», «Ночной портрет» и т.п., поэтому не смотрите особо на данные EXIF), не говоря уже о том, чтобы задуматься о тех аспектах репортажа, что нужны для съемки интересного фотоотчета об отпуске.
В общем, надеюсь, что не будете судить строго – просто почитайте, «переварите» и, уверен, сможете снять свои интересные фотоистории.
***
В некотором царстве, в некотором государстве жил поживал богатый купец. И было у него три дочери. Собрался он как-то в далекое путешествие и спросил, какие подарки они хотели бы получить. Младшенькая сказала, что сладостей и драгоценностей она не хочет, что нужен ей позарез аленький цветочек. Папа сорвал краснокнижное растеньице, и последствием этого стало то, что любимая его дочь, любительница ботаники, попала в лапы зверя лесного. Сначала у них отношения не строились, но «любовь зла»… Когда она вернулась на побывку в отчий дом, и сёстры перевели стрелки на часах, животное подумало, что красавица ушла в самоволку, и чуть не умерло с тоски. Девушка поцеловала чудовище, что, как это бывает, заставило его сердце биться чаще – оно превратилось в принца-красавца. Ребята сразу же побежали к родителю, который благословил их на семейную жизнь. Свадьбу сыграли всем соседям на зависть — порвали три баяна, пока гости натанцевались. А потом стали жить долго и счастливо, нарожали детей, дождались внуков и правнуков…
Такой вот пересказ всем известной сказки получился в моем изложении. Привел его я специально, чтобы показать, что любой рассказ имеет завязку, развитие действия, кульминацию и финал. Истории скрывают в себе мощную силу. Они универсальны. Они обращаются к слушателям всех возрастов. Они преодолевают культурные и языковые барьеры, выдерживают испытание временем.
И, будучи фотографом, мы обладаем уникальной возможностью рассказывать великие истории, воспользовавшись одним из лучших инструментов для рассказа — фотоаппаратом.
Так давайте возьмем его в руки и начнем фотографировать. Но следует помнить, что мы должны не просто так, бездумно снимать в любой момент. Если мы хотим запечатлеть важные события в нашей жизни, и сделать это с помощью интересных фотографий, то мы ДОЛЖНЫ рассказать с их помощью некую историю. Нам нужно понимать, как поймать в кадр те события, что происходят перед нашими глазами, и как, используя фотоаппарат, превратить их в увлекательный репортаж, отражающий наши жизненные переживания.
Почему? Потому что, лет через 20, те чувства, что мы испытывали в момент съемки, будут отражаться на наших фотографиях. Снимки – вот то, что оживит наши воспоминания. Сделаем хорошую работу сейчас, и сможем насладиться ярким и глубоким фоторепортажем. Если же, мы снимем только часть рассказа, то в будущем обязательно обратим внимание на пробелы и дыры в нашей фотоистории.
Кроме того, нужно помнить, что мы не просто фотографируем для себя. Мы снимаем и для нашей семьи, для будущих поколений, что придут после нас. Мы не всегда будем рядом, чтобы рассказать наши истории. Но наши фотографии могут сделать это за нас, и они могут сделать хорошую работу, если мы научимся, как можно рассказывать о событиях с помощью снимков.
Структура рассказа в фотографиях
Любая история, любой репортаж начинаются с понимания структуры повествования. Если сказать упрощенно, то повествование всегда состоит из трех основных частей: начало, середина и конец.
Теперь давайте рассмотрим эти компоненты по отдельности и посмотрим, что происходит в каждом из них.
Начало фоторепортажа
Введение или завязка
Рассказ должен начинаться со вступления. Мы должны затянуть аудиторию в наш мир и сделать пребывание в нём комфортным. Зритель должен получить контекст.
Сделать это просто: нужно включить в кадр детали, которые подскажут зрителю, где фотография была снята. Тот, кто рассматривает снимки, должен догадаться о месте съемки. Для этого профессиональные фоторепортеры используют символы: узнаваемые здания, памятники, предметы. Например, если бы меня пригласили на свадебную съемку, я бы снял дверь подъезда с плакатом, где написано «Саша + Маша = Любовь» и нарисованы два обручальных кольца – сразу понятно, что сегодня будем смотреть репортаж со свадьбы.
Предположим, вы садитесь в самолет, летите на Филиппины и отправляетесь в большое путешествие по островам этой далекой страны. Невероятное приключение с сотнями событий, которые могут там случиться. Так как же оформить вступление? Как дать зрителю с первых кадров почувствовать место, куда мы направляемся?
Можно начать с фотографии аэропорта, чтобы рассказать о путешествии. Или мы можем показать фото номера в отеле, чтобы дать понимание, где мы остановились. Снимок с лодки, на которой мы приплыли на остров.
Нужно наполнить рассказ снимками с деталями, которые помогут зрителю построить богатый мир в их воображении. Подойти ближе и посмотреть на мелкие объекты, являющиеся малой частью большой сцены. Это приведет зрителя прямо в наш рассказ, позволит ему представить себя в этом месте.
- Покажите зрителям, как вы добрались из точки А в точку Б. Вы ехали на поезде, летели на самолете, шли пешком?
- Архитектура в той стране, куда вы приехали отдыхать, выглядит также, как у нас? Или отличается? Покажите нам!
- Покажите тому, кто читает ваш отчет о самостоятельном путешествии, мелкие детали, обогащающие рассказ и дающие зрителю возможность лучше почувствовать место, изображенное на снимке: сфотографируйте местную еду, одежду, изделия ремесленников.
Представление главных героев фотоистории
Теперь нужно представить действующих лиц рассказа.
Классический сюжет вращается вокруг главного героя, который отправился в большое путешествие, чтобы добиться какой-то цели. По пути он встречает других персонажей, которые ему помогают или наоборот мешают.
Кто действующие лица в нашем репортаже? Нужно потратить некоторое время, чтобы подумать об этом. Независимо от того, о чем мы повествуем (о поездке на отдых на Филиппины, которая случится, быть может, лишь один раз в нашей жизни, или о наших повседневных делах), всегда найдутся люди, имеющие решающее значение для нашего повествования. Иногда мы забываем, сфотографировать их, потому что воспринимаем их присутствие, как само собой разумеющееся. Но часто мы просто не в состоянии понять, что они являются важной частью нашего рассказа.
И поэтому мы должны начать учиться видеть, насколько ключевую роль персонажи занимают в нашем фоторепортаже. Чтобы снимать интересные фотоотчеты, нужно начать с того, что поставить себе задачу сфотографировать их, и сделать это таким образом, чтобы они получались живыми. Все наши герои имеют свои собственные роли в нашей пьесе. И наши фото могут показывать эту роль.
Во время отдыха на Филиппинах нас очень доставали продавцы жемчуга. Они обращались с предложением о покупке ожерелья, когда мы сидели утром на веранде и, нежась под лучиками солнца, завтракали. Когда мы купались и загорали на белоснежных филиппинских пляжах, они не давали покоя. Даже, когда мы приплыли на необитаемый остров, там тоже были «жемчужные продавцы»…
Во время экскурсий по джунглям, посещения шоколадных холмов и питомника обезьян, сплава на кораблике по речке в джунглях Филиппин мы сделали сотни снимков. Но какие фотографии должны присутствовать в отчете об отпуске? Те, что помогут рассказать полную историю? Фотографии персонажей, которые нас сопровождали в поездке: треклятый продавец сувениров или водитель, доставивший к заповеднику, или повар в уличном ресторанчике.
Мы видели этого паренька всего, может, минут пять. Потом углубились в джунгли и сняли множество шикарных фотографий. Но этот снимок докучливого продавца может стать мостом, связывающим нас с тем далеким островом. Если бы мы снова поехали в отпуск на Филиппины, я бы сфотографировал его снова.
Точка зрения фотографа
Теперь — пункт, на котором многие из начинающих фотографов спотыкаются, когда рассказывают свои фотоистории. Мы забываем дать зрителю возможность почувствовать нашу точку зрения. Это то, что отвечает на вопрос: КТО рассказывает историю?
Перед нами находится такое большое количество вещей, которые можно снять, что очень легко забыть включить наше собственное «я». Сделать так, чтобы в кадре было наше присутствие, может быть трудно. Но это – критическая часть рассказа. Кто вы такой и о чем переживаете — необычайно сильно влияют на рассказ, так что вы должны быть уверены, что зрители могут увидеть вас, что они могут узнать вас.
Это можно сделать простым, а можно сложным способом. Мы можем, например, включить наши ноги или руку в кадр. Тогда внезапно зритель интересуется персоной, стоящей за камерой. Удивительно, как мало нужно, чтобы полностью изменить ощущения от фотографии!
В этом месте мне бы следовало показать фото, где, например, я снимаю морской пейзаж на краю обрыва на широкоугольный объектив, а внизу кадра – мои ботинки. Или, например, во время съемки я держал правой рукой фотоаппарат, а левую протянул человеку, изображенному на портрете. Тогда сразу создается необычная атмосфера. Многие видели, наверное, кадры: девушка в красивом платье снята со спины, она протягивает руку фотографу, увлекая его за собой (рука того, кто снимает – в кадре)…
Но, особенно, когда мы фотографируем для нашего семейного фотоальбома, этого недостаточно. Нам нужно полностью войти в кадр, чтобы стать частью нашей собственной истории.
Это можно получить, снимая «селфи», держа камеру на вытянутой руке и фотографируя самого себя. Ничего в этом нет зазорного, и такие фото важны. Камеры с поворотным экраном облегчают задачу получения таких кадров.
Пара советов, как делать селфи: обращайте внимание на качество освещения и фотографируйте слегка под углом, не с фронтального ракурса.
Также пробуйте снять портрет самого себя в полный рост. Можно воспользоваться штативом и пультом ДУ, всё настроить и снять групповое фото. Сделайте несколько снимков, чтобы быть уверенными, что все получилось, как надо.
Конечно, можно попросить других людей снять портрет с автором рассказа.
В общем, не нужно быть невидимым рассказчиком. Наши друзья и семья захотят посмотреть фото с нами, и мы тоже, спустя годы. Попадите в кадр!
Середина фотоистории
Теперь, когда мы закончили вступление и представили главных героев, настало время продолжить рассказ. И это – середина истории, в которой происходит действие. Здесь мы ищем пути вызвать интерес зрителя.
Мне кажется, фотографии, что я привел в качестве иллюстраций к фотоотчету об отдыхе, не очень динамичны. Несколько вещей, которые нужно было поискать, снимая репортаж об отпуске на Филиппинах.
Движение. Его не только интересно смотреть на снимке, оно буквально двигает рассказ вперед. Всегда нужно обращать внимание на движущиеся объекты и подумать, как их сфотографировать, чтобы рассказать больше. Можно даже попробовать снять кадр на длинной выдержке, чтобы добавить ощущение движения.
Эмоции. Действие может быть не просто физическим. Оно может быть эмоциональным. Нужно пробовать снять эмоции, чтобы передать чувства в рассказе.
Взаимодействие. Как только наши герои начинают взаимодействовать, они двигают рассказ вперед. Снимите это!
Конфликт. Прежде всего, конфликт и борьба являются частью того, что движет фотоисторию. Думаю, многие согласятся, что рассказ на тему «Я вышел из дому и увидел симпатичный закат» не является привлекательной для зрителя историей. Мы должны показать проблемы, с которыми наш герой сталкивается, а также то, как он их решает – вот, что привлекает аудиторию, тем более, если задачи решены успешно. «Я вышел на улицу, забрался на высокую гору, заблудился, встретил ослика, который вывел меня обратно на тропу. Мы сидели вместе и наблюдали потрясающе красивый закат.» Вот это история!
Окончание фотоистории
Эту часть фотоотчета я так часто забываю сфотографировать. После того, как мы запечатлели действие, мы часто решаем, что сняли важную вещь, и можем спрятать камеру в рюкзак. Но репортаж не закончен, если мы уберем фотоаппарат, мы оставим зрителей (и себя) в замешательстве, неудовлетворенными.
Поэтому всегда, всегда, всегда, когда мы снимаем, нужно думать, как завершить наш фоторепортаж. Что можно снять, чтобы показать, что история окончена? Что конфликт разрешен? Герой нашел свою дорогу к финишу?
Возможно, солнце, заходящее за горизонт. Или самолет, летящий домой. Прощальные взмахи рукой новым друзьям, встреченным в путешествии.
Пример структуры фотоистории, что мы рассмотрели выше – это длинный рассказ, но даже самое короткое повествование подчиняется тем же правилам. Например, хороший отчет на тему «Как я провел вчерашний вечер дома» тоже должен иметь все описанные компоненты: сцены в гостиной, дети прыгают на диване, потом спокойно читают книгу, в заключение – спящий малыш в кроватке.
Даже самые простые события станут интересным рассказом, если мы снимем все обязательные части фоторепортажа.
Промежуточный финал
Снимок может запечатлеть короткий рассказ внутри большой фотоистории, например, момент прощания с нашим гидом, который отвозил в питомник обезьянок долгопятов.
Окончательный финал
Также нужно не забывать снять большой финал: наш отъезд из города или из страны, самолет или автобус, или детали нашего дома, когда мы вернулись после большого путешествия.
Советую вам прочитать статью Артема Чернова «Построение драмы и фотоистории. Как связаны линейный и нелинейный рассказ?» В ней более детально описывается состав фоторепортажа, а также представлен короткий видеоролик (26 секунд), просмотрев который, вы увидите все составляющие хорошего фоторассказа, которые мы обсудили.
Понятно стало, что такое экспозиция, завязка и развитие действия, кульминация и эпилог?
Съемка короткого фоторепортажа
Можно показать зрителям отчет, используя большой набор изображений, и многие рассказы от этого выигрывают. Но иногда мы хотим поделиться историей всего лишь в нескольких снимках. Или даже в одном.
Контекст
Мы можем рассказать много историй даже в одном кадре, но что нам нужно обязательно включить, так это контекст. Если отойти немного назад, и включить в кадр больше пространства, это поможет нам задействовать все элементы фоторепортажа, что мы обсудили ранее. Это даст нам почувствовать место, где всё происходит, возможно, включить больше героев, некоторое действие, конфликт. Каждый раз, перед тем, как нажать кнопку «Спуск», нужно думать о том, что мы собираемся включить в кадр, убедиться, что тот или иной объект поможет рассказать историю, и не будет отвлекать внимание от главного объекта.
Трюки с широким, средним и крупным планами при съемке фоторепортажа
Быстрый способ выработать навыки рассказа в фотографиях – использовать подход с широким, средним и крупным планом. Фотографируем 3 снимка.
- Общий план – используется в качестве введения к рассказу, и служит для показа зрителю всех важных деталей контекста нашей истории. Здесь мы отходим назад и почти не показываем свое присутствие. Бывает трудно вспомнить о необходимости включать в фоторепортаж общий план, особенно, если мы реально увлечены действием, происходящим в момент съемки, но нужно помнить, что эта часть повествования очень важна.
- Средний план — для знакомства с главными героями репортажа, а также для показа действия в кадре. Он поможет зрителю понять фотоисторию: что происходит, и кто это делает.
- Крупный план — чтобы показать детали. Они добавляют красок нашему репортажу и помогают людям глубже окунуться в сцену, присутствовать на месте событий. Нужно стараться подсмотреть детали, которые кто-то обычно не замечает, но которые что-то говорят о нашей истории.
В частности, может помочь прогулка вокруг объекта съемки, изменение угла зрения и ракурса. Это поможет нам увидеть сцену с другой, выгодной точки, и позволит нам найти снимки, лучше всего рассказывающие о нашей истории.
- Широкий план дает нам контекст, показывая девочку, едущую с родителями на рынок, показывает в каком месте она живет.
- Средний план позволяет нам сфокусировать на девочке лучше, обратить внимание на неё и её отца.
- Крупный план позволяет нам лучше замечать детали, эмоции на лице фотографируемого.
Когда я фотографирую такие серии для репортажа, я использую объективы с разными фокусными расстояниями: ширик, чтобы показать улицу; средний диапазон для того, чтобы выделить главный объект; телеобъектив – чтобы отсечь лишнее и сконцентрироваться на деталях.
Советую внимательно ознакомиться со статьей «Мастерство визуального повествования». В ней подробно описываются приемы чередования планов и приемы композиции для формирования фотоистории.
Подготовка к съемке репортажа
Понятно, что советы по съемке фоторепортажа не уместить в рамках одной статьи. И сегодняшний урок – лишь набросок, предисловие к большой серии разговоров на эту тему. Неоднократно я говорил, что, когда пишу такие обзоры, то, в первую очередь сам, лучше запоминаю обсуждаемую информацию. Надеюсь, что теперь я смогу сделать мои фотоотчеты более интересными для зрителей. Нужно лишь, помнить советы:
- Фотографировать кадры, которые могут служить вступлением, основной частью рассказа и заключением. Чтобы на снимках присутствовал контекст.
- Стараться, чтобы снимки не были скучными, и чтобы на фото зритель увидел эмоции, действие, взаимодействие между разными объектами в кадре, контраст, конфликт.
- Всегда следует разнообразить фоторепортаж, чередуя общие, средние, крупные и сверхкрупные планы. Также не забывать менять горизонтальные и вертикальные изображения.
В идеале, нужно добиться того, чтобы каждая отдельная фотография содержала в себе свою маленькую историю, которая будет являться главой общего повествования. Как этого добиться, вопрос отдельный, и не простой. Еще буду изучать. Сейчас могу вспомнить, что наибольшее эмоциональное воздействие на зрителя оказывают те снимки, что заставляют его включать воображение. Например, когда он вынужден думать о том, что произошло за секунду до того, как фотограф нажал на спуск затвора, или через секунду после этого момента.
Очень много уделено вопросам художественно составляющей снимка в учебнике Лидии Дыко «Беседы о фотомастерстве». Советую обязательно его разыскать и вдумчиво прочитать.
Вернемся к тому, как рассказать фотоисторию. Профессиональные репортеры советуют всегда составлять план съемки, список обязательных сюжетов. В начале урока я отметил, что советы, что мы получим, применимы к большинству типов фотоотчетов. Почему? Потому что принципы, здесь описанные, можно использовать не только при съемке активных действий типа танцевального конкурса и спортивных соревнований, но и даже при фотографировании пейзажей и предметки для каталога интернет-магазина.
Посмотрите в предыдущей статье обзор рюкзака для фотоапарата Case Logic TBC-411-Black. Вы также увидите общий, средний и крупный планы. Был бы макрообъектив, еще и сверхкрупно сфотографировал, например, собачку застежки.
Вот несколько заготовок плана съемки фоторепортажа на разные темы.
- Свадебная съемка. Вас пригласили пофотографировать на свадьбе. Нужно понять, что весь рассказ будет состоять из маленьких глав, в каждой из которой будет введение, середина и конец. Так, в комнате невесты нужно снять общий план помещения с разбросанными платьем, туфлями и косметикой. Средний план – девушка одела свадебное платье и красуется перед зеркалом. Крупный – руки с необычным маникюром. Приехали в ЗАГС – снова общий вид зала бракосочетаний, средний – родители молодых, крупный – слеза, скатившаяся по щеке невесты.
- Ваш ребенок принимает участие в танцевальном конкурсе? Общий план: объявление на заборе школы и само здание учебного заведения позади. Средний – танцующий мальчик или девочка. Крупный – лицо преподавателя, кусающего губы, во время наблюдения за выступлением своего подопечного.
- Обзор велосипеда? Один кадр – велик на улице мегаполиса. Второй – велосипед занимает весь кадр. Третий – съемка деталей: катафоты, педали, название бренда и т.п.
Прямо сейчас включите телевизор и посмотрите новости или кино. Обратите внимание, как оператор меняет планы, на что фокусирует внимание зрителя. При съемке фотоистории мы должны поступать таким же образом.
На этом, друзья мои, свой фотоурок по съемке интересных репортажей на свадьбе, утреннике или на отдыхе я заканчиваю. Но с вами не прощаюсь. Дело в том, что в ближайшее время будет объявлен фотоконкурс на съемку лучшего фоторепортажа. Тему и условия участия я оглашу позже. Главным призом будет фоторюкзак Case Logic TBC-411-Black, обзор которого представлен в предыдущей статье. Подписывайтесь через форму ниже на извещения о новых публикациях, чтобы не пропустить сей волшебный день.
Дополнение от 2 апреля 2023
К сожалению, тема, поднятая в этой статье, не пользуется интересом у читателя. Публикации с обзорами фотоаппаратов и объективов просматривают в сотни раз чаще, чем руководства как сделать по-настоящему интересную фотографию. Для тех же фотолюбителей, кто заинтересован научиться создавать творческие фотоснимки, размещу дополнительные материалы, так как к вопросам того, как рассказать историю, я обращался на страницах блога не раз.
В сегодняшней статье мы познакомились с тем, как создать историю из серии снимков. В комментарии посмотрите мой список литературы по основам фотоочерка. Сейчас мне попался на глаза обзор учебника «Сторителлинг для фотографов: мастер-класс из пяти шагов по созданию незабываемых кадров» от Билса Финна. Эту книгу я не читал, но, поскольку на рынке очень мало качественной литературы, уверен, что она будет полезной.
Перед поездкой в отпуск советую распечатать список кадров, которые нужно сделать в путешествии. Так ваш фоторассказ об отдыхе будет более многогранным.
Фотограф должен уметь создавать не только историю из нескольких фотографий, но и в каждом фотоснимке должно содержаться повествование. Я попытался осветить эту тему в статье «Рассуждения о том, как снимать интересные кадры. Шаблоны композиции и контекст в фотографии». Обязательно прочитайте её!
Создание фотоистории базируется на тех же основах, что и создание текстового репортажа. Если удастся найти, советую купить и изучить следующие две книги:
- Автор Лонская Алеся. «Репортаж. От идеи до гонорара. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений».
- Автор Колесниченко Александр Владимирович. «Практическая журналистика : учебное пособие».
В обеих изданиях показываются приемы написания такого текста, который создает в голове читателя «кино». Понимая эти методики, вы сможете применить их в фотографии и заставить зрителя «создать кино» в его воображении.
Для тех, кто понимает по-английски, размещу лекцию израильского фотожурналиста Натана Двира (Natan Dvir).
Спасибо, Сергей! Много тоже читала о репортаже… и люблю снимать репортажные истории. Не факт, что получается идеально, но… нет предела совершенству. В твоей статье очень подробно изложен план съёмки фотоистории. А некоторые пункты я упускаю. Теперь знаю что именно.
Привет, Галина! О многих рекомендациях, здесь изложенных я уже довольно давно знаю, но тоже забываю о них во время съемки. Опыт показал, что, когда я записываю новую информацию письменно, потом использую на практике, то быстрее усваиваю материал и всё получается лучше.
По результатам этого урока съездили на съемку в железнодорожный музей (см. следующую статью), держа в уме необходимость фотографировать крупные планы. Сразу скажу: было очень тяжело. 🙂 Не вижу я мелкие детали, которые могут быть интересны зрителю. Хотя, когда уже пришел домой и обработал снимки, оказалось, неплохие сюжеты я выбирал… ну, мне так кажется. 🙂
Очень интересно. Спасибо за урок. А я вообще не думаю о каком-либо плане, когда фотографирую. Просто выбираю ракурсы поинтереснее. Надо будет попробовать сделать фотоисторию по плану.
Валентина, наверное, Вы — профессиональный фотограф, поэтому и не задумываетесь о технических вопросах, когда фотографируете. 😉 У меня навык замечать интересные ракурсы, строить композицию приходит с тренировкой.
Например, раньше я забывал думать об отражении деревьев, когда фотографировал пейзажи с озером или рекой в кадре. Посмотрите отчет о походе выходного дня в природный парк «Бажовские места». Там почти на всех снимках верхушки отражений берез обрезаны. Позже я стал «принудительно» заставлять себя думать об этом нюансе, и, с течением времени, пришел к тому, что сейчас автоматически выбираю такой ракурс, чтобы не портить отражения. 🙂
Так же было с правилами композиции. Возьмем, направляющие линии в кадре — сначала я их не замечал, потом стал говорить себе, каждый раз глядя в видоискатель: «Где линии? Куда они ведут?» На сегодняшний день, когда фотографирую, они у меня сами указывают на главный объект в кадре. 🙂
Советы составить план съемок я читал уже давно, применительно к отпуску. Скажем, собрался я посетить такой-то храм в Дели — стоит составить список того, что желательно снять: свечи, кадило, иконы… Уверен, что будет легче ориентироваться по месту. Раньше я так не делал, но к следующему отпуску обязательно подготовлюсь.
Будем считать, что про профессионального фотографа — это была шутка. Я просто настолько начинающий фотограф, что ещё не знаю многих нюансов, и фотографирую то, что мне нравится и интересно.
Тогда, Валентина, идеи о съемке репортажа, изложенные в этой статье, если их по-своему осмыслить, поискать дополнительную информацию, могут пригодиться. Вообще, я задумал серию статей на эту тему: как снимать свадьбу, как научиться использовать приемы фотожурналистики (так называемый, семейный фотожурнализм). Буду сам учиться, и делиться с читателями тем, что новенького узнал.
Не мог найти пример фотографии, где для большего чувства индивидуальности фотографа используется прием «части тела в кадре». Вспомнил, что есть один такой кадр в отчете о восхождении на гору Круглица в национальном парке Таганай.
Согласитесь, что ноги в кадре сразу делают снимок необычным, хочется узнать об их обладателе? 🙂
P.S. Снято на мыльницу Sony Cyber-shot DSC-W350.
Сергей,
Интересная статья. Я как раз сейчас прохожу обучение в онлайн-фотошколе по теме «Репортажная съемка». Могу поделиться с Вашими читателями материалами: 9 уроков по данной тематике.
Василий, если речь идет о конспектах лекций, то не стоит — уважаем авторское право. Интересуют уроки такого плана, как я здесь показал: я узнал такие и такие теоретические правила, вышел на улицу, применил их на практике и вот, что у меня получилось.
Только, ввиду занятости, не смогу их в ближайшее время опубликовать на сайте. Предлагаю такой вариант: в начале года я «прикручу» на сайт форум, где ты сможешь зарегистрироваться и публиковать материалы сам.
Я хотел форум открыть уже сейчас, чтобы результаты фотоконкурса в нем публиковать, но оказалось, что на моем сервере программное обеспечение слишком мощное, движок конференции под неё подгонят только к концу года…
Сегодня неожиданно обнаружил, что жанр, который я перевел с английского, как «фотоистория», по-русски называется «фотоочерк». На русском языке есть два неплохих учебника на тему съемки очерка.
1) «Съемка фотоочерка. (Из опыта работы фотокорреспондента)», Королев Ю. 1959. 136 с. Мягкая обложка. В электронном виде нашел только на сайте Istoriya-foto.ru… Но скачать в PDF нельзя. На нескольких других сайтах — вирус. Сейчас разместил заказ на получение наложенным платежом букинистического издания. Посмотрим, актуально ли.
2) На сайте Озон можно посмотреть «Фотоочерк. Искусство создания ярких визуальных историй» от Майкла Фримана. Есть в наличии. Возможно, тоже закажу.
Хочу разместить отзыв о книге «Съемка фотоочерка. (Из опыта работы фотокорреспондента)», о которой рассказал выше. Как и писал, заказал в магазине подержанную (1959 год издания). Пришла в прошлые выходные по почте (оплачивал наложенным платежом).
На вид — невзрачная брошюрка в 100 страниц. К композиционному исполнению фотографий можно придраться: видал и получше. Но вот содержание… Проглотил за 2 вечера. Очень интересная и полезная книга для фотографов, снимающих репортажи! До сих пор я говорил, что считаю лучшим учебником «Беседы о фотомастерстве» Лидии Дыко. Пожалуй, «Съемка фотоочерка» еще лучше.
В книге сначала дана краткая теория о том, что такое фотоочерк и как к нему готовиться:
1) Определяемся с темой репортажа.
2) Готовимся: изучаем информацию на тему изо всех доступных источников (от Интернета до отчетов статистического министерства).
3) Составляем план фотоочерка: нужен такой-то снимок общего плана, такой-то среднего, такой-то крупный.
4) Выезжаем и фотографируем.
Затем начинается самое интересное: в книге приводится несколько фотоочерков, и автор по шагам описывает весь процесс. Очень полезно почитать размышления, почему в репортаж включено такое-то фото, а такой снимок удалили…
Например, есть желание снять репортаж про спортивные соревнования женщин-лыжниц. Обычно фотографируют молодую девушку, съезжающую со склона горы. А автор решил снять другой: девушка едет в поезде, одета в лыжные ботинки и вязаную шапочку. Вкупе с сопроводительным текстом репортажа такой снимок гораздо сильнее воздействует на зрителя, так как даёт ему контекст!
Сразу же по прочтении решил заказать на «Озоне» другой учебник на тему съемки фоторепортажа, о котором упоминал выше: «Фотоочерк. Искусство создания ярких визуальных историй» от Майкла Фримана. В нем рассмотрены, по сути, те же вопросы, что в моей статье про фотоистории, но более развернуто. Не смог найти в электронном виде именно эту книгу, нашел лишь «Дао цифровой фотографии. Искусство создавать удачные фотоснимки» (перевод на русский «The Photographer’s Vision», «Видение фотографа») — язык не такой богатый, как в «Фотоочерке» Королева, но для «внеклассного чтения» сойдет. 🙂
В общем, всем фотолюбителям, кто мечтает привезти из отпуска, или со свадьбы друга, или со спортивных соревнований интересный фоторепортаж, советую поискать эти книги.
Как фотографировать в путешествии, используя список кадров, чтобы привезти интересный фоторепортаж
Прочитав несколько книг о съемке фоторепортажа, написанных фотографами-путешественниками, я понимаю, что для получения отличных кадров их нужно планировать заранее. Очень рекомендуется составить список фотографий, которые нужно привезти обязательно. Это не значит, что мы должны строго придерживаться заданного перечня, но мы можем на него ориентироваться.
Ниже я приведу пример такого перечня кадров. Надеюсь, в дальнейшем с его помощью из следующего отпуска смогу привезти более интересный фоторассказ. Фактически, я придерживался такой стратегии в последней поездке в Таиланд в 2018 году, и мне было гораздо легче иллюстрировать отчеты, так как частично я снял задуманные снимки.
Вот, мы имеем такой список желаемых кадров. Теперь перед поездкой в ту или иную страну, проверяем его, изучаем в Сети интересные примеры фото, снятых профессионалами, берем что-то на заметку. После этого можно составить примерные план своего отчета о путешествии, в котором будут включены не обязательно все кадры, что мы перечислили. Так мы получим более структурированный материал, который поразит зрителей сильнее.
Например, в последнюю поездку в Паттайю я знал, что мне обязательно нужно снять тайские креветки и кальмары на гриле, колоритных котиков, туристов на фоне чего-то, что говорит о месте отпуска. И я это задание выполнил: в первой главе отчета можно увидеть снимок №6, где туристы сидят на скамейке у стелы с надписью «Pattaya». Такие же запланированные кадры: «дети на пляже», «туристы, прогуливающиеся по улице», «отзыв об отеле», «обезьяны на скале» и другие.
Я не знал, что буду снимать мартышек на горе, но в моем списке было: «сфотографировать обезьяну в аутентичной обстановке». Когда приматы появились в поле зрения на острове Ко Лан, родился тот кадр. В общем, список желаемых кадров – очень полезная вещь.
Спасибо, очень интересно, замечательные фото и Ваш рассказ! 🙂
Благодарю Вас за отзыв! Считаю, что этот фотоурок один из самых важных на сайте.
P.S. Учитывая Ваш оригинальный ник, могу посоветовать прочитать еще статью «Как снять интересные кадры», в которой речь идет о создании истории в одном снимке. В архитектурной съемке это важно.