В предыдущей части отчета о поездке в Китай самостоятельно мы узнали, как можно добраться в древний город-музей Фэнхуан, полюбовались лодочками на реке Тоцзян (Tuojiang). Берега реки – рабочее место множества фотографов, предлагающих свои услуги толпам туристов, прибывшим сюда со всей Поднебесной. Даже мы с Катей не устояли от соблазна получить портрет в национальной китайской одежде. Сегодня продолжим рассказ об экскурсии по Fenghuang Ancient City и узнаем, как город превратился в туристическую Мекку.
После фотосессии проголодались и решили подкрепиться в одном из уличных кафе. Как и в деревне Юлинъюань (Wulingyuan) в горах Аватара (Zhangjiajie) еда здесь выглядит не очень привлекательно, но всё так вкусно!
После завтрака прогулялись вдоль крепостной стены в сторону, обратную от Моста Радуги (Rainbow Bridge in Fenghuang Old Town, Hong Qiao). Местные жители привыкли уже не обращать внимание на туристов, жить своей жизнью.
В данном отчете есть несколько нерезких фотографий (не пойму, отчего присутствует смаз, ведь выдержка 1/200 секунды), но все же, я их оставлю, чтобы показать простых китайцев.
В дневном свете город Фэнхуан выглядит по-другому, какой-то свой шарм у него появляется. Наверное, именно это и привлекает сюда миллионы туристов со всего Китая. Мы с Катей наблюдали за работой китайских коллег-фотографов, объясняющих своим моделям, как правильно стать, чтобы получить классную фотографию.
Я уже почти выучил китайский язык и знаю, что слово «jiang» означает «река». Вспомните наш сплав по реке Ли в окрестностях деревни Яншо (Li River, Lijiang, Лицзян, 漓江)! Так вот, через реку То (Тоцзян, Tuojiang) в нескольких местах проложены мосты разных типов. Такие…
Или такое вот приспособления для переправы. Ради «необычного кадра» пришлось «загнать» Катю на середину реки.
На самом деле, не одни мы такие. Почти, каждый самостоятельный турист, прибывший в Фэнхуан, старается снять фото на память с данного «моста».
Нужно сказать, что мостик на фото №7 и камни на 8-й фотографии расположены друг от друга на расстоянии 30-50 метров друг от друга. Поэтому практикуется следующий вид фотосессии: фотограф стоит на деревянном мосту, а модель – на каменных столбах. Мне захотелось снять необычный пейзаж и я слез с деревянного настила на камни посередине реки. Естественно, белый человек с фотоаппаратом Nikon D5100 и объективом Nikkor 17-55/2.8 под мостом в Фэнхуане сразу же обратил на себя внимание. Успел снять только пару кадров…
Обернулся и стал фотографировать двух китайских мужиков, устроивших фотосессию на бетонных блоках.
Они меня заметили и за несанкционированную съемку заставили присоединиться к их компании.
Происходило всё так. Фотограф – китаянка, с прокуренным голосом и зеркалкой Canon EOS 600D Kit 18-55 DC III в руках, стоит на бетонных столбиках. Рядом – Катя, как ассистент профессионала… Тётя смотрит в видоискатель, прикидывает кадр и орет на все горло:
— Так, мужики! Согните ногу и наклонитесь… Ах, этот же лаовай не понимает русского китайского языка… Вот, показываю для гостей из России…
В момент съемки мы загородили проход по мосту для других туристов. Но никто не возмущался – не каждый же день в Фэнхуане путешественники из Северного Соседа устраивают такие представления…
Продолжаем осмотр достопримечательностей Fenghuang Ancient City.
Ночные фотографии Phoenix Old Town сняты вот с того высоченного моста.
«Мельница» здесь, видимо, стоит на потеху гостям города. А вот когда мы доберемся с вами до деревни Ma’an (Ма’ан, регион Ченъян, Chengyang, 程阳), увидим, что крестьяне поливают рисовые поля с помощью этого хитрого приспособления.
Давайте сравним, как выглядит днем мост, который мы снимали ночью (в 7-й части отчета о поездке в Китай самостоятельно в марте 2014), и на котором я учил китайских туристов, как пользоваться штативом.
Если вы – любитель деликатесов, да еще любите, чтобы еда была необычным образом сервирована, то Фенхуан – место для вас, гурманы!
Кстати, вот карта достопримечательностей Fenghuang Ancient City с указанием мест, где есть банкоматы, гостиницы, рестораны и точки, откуда открываются самый красивые виды на город, которую давал нам в аренду администратор хостела FengHuang Old Town International Youth Hostel.
В лавках можно купить сувениры, поделки, текстильные изделия, изготовленные местной народностью.
Так мы провели в Fenghuang полдня. Согласно плану нашего путешествия по Китаю дикарем, мы хотели отправиться после обеда в город Хуайхуа (, 怀化), чтобы в районе 23 часов сесть на поезд и добраться на нем до (Sanjiangxian, 三江县). По описанию других путешественников я понял, что станция Sanjiangxian стоит в чистом поле. Прибывшие садятся в маршрутку и едут в районный центр Сянзян (Sanjiang,三江).
Но, обсудив такой план с администратором хостела, решили заночевать в Хуайхуа, так как непонятно как в полвторого ночи искать ночлег (гостиницу ни в Huaihua, ни в Sanjiang мы не бронировали заранее и, даже, предварительно не смотрели, где поселиться). Ну, а следующим утром, ранёхонько, отправимся в Сянзян, чтобы оттуда попасть в деревню Ма’ан (Ma’an) и посмотреть Мост Ветра и Дождя.
Чтобы добраться до автовокзала Fenghuang, нужно пройти по центральной улице к стоянке такси, которая располагается рядом с памятником птице Феникс – символу древнего города.
Как Фэнхуан превратился в туристический аттракцион
Мне захотелось узнать больше информации об Phoenix Old Town. Вот что рассказывает про него Корпорация Добра Google.
До 2001 года Фенхуан представлял собой глубоко провинциальное селение на западе региона Хунань (Hunan Province). Его, по праву, называли «беднейший регион с нацменьшинствами в Китае». А сегодня Фэнхуан считается примером модели успешного развития туристического бизнеса, городом с миллиардными оборотами. Бывшие крестьяне, влачившие жалкое существование, превратились в мелких предпринимателей, зарабатывающих деньги на обслуживании нескончаемого потока туристов со всего Китая.
Город Фэнхуан расположен на плато Yun Gui, окружен высокими горами, реками и лесами. Данный регион, состоящий из заброшенных горных деревушек, сотни лет был забытым богом, внутренним районом Китая, оторванным от основной территории. Почти 70% населения провинции составляют малые народности (29 из 55 нацменьшинств, официально признанных в Китае, проживают здесь).
Наличие традиционных деревушек с особой архитектурой, колоритная «экзотика» местных народов, горные пейзажи «как на картинах китайских художников», хорошо сохранившаяся застройка центральной части города и южный участок Великой Китайской Стены (China’s Southern Great Wall) превратили Фэнхуан в клад, найденный китайскими бизнесменами в начале 21-го столетия.
И это сокровище было, в прямом смысле, продано с молотка. На аукционе компания Yellow Dragon Cave Corporation (YDCC) со штаб-квартирой в городе Чанша, являющаяся дочерней структурой пекинской Datong Industrial Corporation of China (DICC) выкупила право аренды на 50 лет и управления 8-ю историческими достопримечательностями, в том числе и рекой Тоцзян. На условиях партнерства с муниципалитетом Fenghuang компания обязалась инвестировать 0,83 миллиарда юаней в реконструкцию и развитие исторических памятников.
Как видим, в Новом Китае, даже города и деревни могут быть проданы или сданы в аренду. Социализм с капиталистическим лицом.
Инвестор вложил огромные деньги в поддержание инфраструктуры, реконструкцию домов и, естественно, хочет «отбить» вложенные средства. За вход в город введена плата 148 юаней с человека, как объясняется – чтобы предотвратить скопление толп туристов. Вводятся ограничения для местных жителей. Те начинают митинговать. Правительство посылает полицейские войска для усмирения недовольных. Сегодня в Fenghuang Ancient City мир и спокойствие…
Наводнение в Фэнхуан летом 2014
При подготовке информации для этой статьи я, с сожалением, узнал, что 17-18 июля 2014 года на провинцию Хунань обрушился сильнейший за последние 300 лет ураган, уровень воды в реке Тоцзян поднялся на 7 метров. «Арочный мост», который мы видим на фотографии 9 почти по самую «крышу» ушел под воду. Множество разрушений, 50000 человек эвакуировано, 18 погибли…
Трудолюбивые китайцы за месяц всё восстановили и в конце августа 2014 мэр города Фэнхуан объявил, что Fenghuang Ancient City снова готов принимать гостей со всего света… Поэтому, если вы решите повторить маршрут нашей поездки по Китаю самостоятельно, внимательно изучайте отзывы, какова ситуация там на сегодняшний день
View Comments (20)
Привет, Сергей! Твой рассказ скрасил мое утро. Есть просьба - пожелание на будущее: нельзя ли коротенько EXIF под фотками, буквально 3-4 позиции под названием (время съемки- не каждый раз). Переходить на Яндекс.Фотки каждый раз или сохранять - морока.
Миша, спасибо, за твой отзыв! Тем приятно, что ты уже видел эти фотографии, но, все равно, читаешь отчет. Прости за EXIF... Мне казалось, что здесь нет каких-то особенных фотографий, чтобы у них был интересен EXIF. Почти всегда снимаю в приоритете диафрагмы. Нужно размыть фон - раскрываю апертуру. Все фото в данном отчете сняты на объектив Nikkor 17-55/2.8 и камеру Nikon D5100.
На портретах, чтобы люди попали в ГРИП диафрагму не всегда зажимаю до f/2.8. К примеру, девочки на фото 6 сняты при F/3.5, ISO 320, ФР=38мм, выдержка 1/200 секунды).
Те фотографии в данном отчете, что получились со смазом (а в основном это - прохожие), видимо, не получились резкими, так как снимал их "втихаря", не через видоискатель. Я шел, на уровне живота, фокусировался через поворотный экран. Наверное, поэтому фотоаппарат и не успел сфокусироваться...
Загрузка фотографий к статьям занимает у меня 50% времени от написания статьи. Поэтому прошу прощения, но ЭКЗИФ лень вводить... Набери в Гугл "Виджеты для просмора EXIF для Chrome". Установил, навел мышкой на фотку - все данные высветятся...
Вообще-то - клиент всегда прав! Ну, да ладно. Для меня найти виджет и установить - равносильно полету на луну.
Хотя: фотография №6 "Красотулечки" (f/3,5; В=1/200с; ИСО 320) много времени не займет, а я вижу фотку, условия съемки, и твой выбор. И сразу вопрос: фон ты размыл, а вода и блестяшки на девицах засветились, стоило оно того? Или я ошибаюсь? Я в таких условиях еще не фоткал.
Про время, отнимаемое блогом - понимаю. Еще же надо всем ответить, обратная сторона популярности.
Миша, соглашусь с тобой, что "обратная связь" помогает мне сделать и блог, и фотографии лучше. Учту твое пожелание и в будущем буду стараться хоть пару-тройку EXIF вставить.
Я категорически уверен, что фотографию №6 (красотки на реке Тоцзян в городе Фэнхуан) нужно было снимать именно таким образом: чуть размытый фон. На снимке мы четко различаем задний план, понимаем, что дело происходит в Китае. Но фон не отвлекает нас от главного объекта съемки.
При обработке фото, видимо, отключил функцию "Подсветка засвеченных областей". Сейчас проверил в Лайтруме - есть микроскопические пересветы по правой руке (для зрителя - левой) и на 2-х листочках серебряного украшения той девушки, что стоит слева... Убрать их (если бы заметил сразу) - одно движение ползунка "Recovery" или мазок кистью и уменьшение "exposure" на 30% для выделенной области. Минутное дело.
На воде бликов программа не показывает. Но, если бы захотелось, сделал бы тоже самое.
Если бы фон не был размытым - он отвлекал бы зрителя от девушек. Считается, что не резкий передний план - это плохо. Размытый фотограф на этой фотке - может быть, не правильно... Но, здесь главное - девушки...
Раз уж мы заговорили про эту фотку, с моей стороны, это - просто ответ на твой пример, но фото, действительно, достойно разговора.
Для себя я ее назвал "Красный дракон на серебре". Серебристый, или свинцовый, фон и красное пятно - супер. Портит голубая куртка. Наверно, сделать уже ничего нельзя, но если бы попробовать перевести в монохром, сохранив все красное, или одни платья... А уж, если бы ты сумел перекрасить куртку в серый цвет!.. Я такие вещи делать не умею. Лайтрум для меня - только пылесос и выпрямитель.
По поводу синей куртки - согласен полностью. Можно перевести в монохром всё, кроме девушек... Перекрасить куртку так, чтобы не было заметно - я не смогу.
Есть еще несколько фоток с этим сюжетом, но под другим ракурсом. Там можно просто вырезать одних девчонок... Но тогда фото превратится из "репортажа" в "портрет"... А мне хотелось именно рассказать мини-историю одним кадром. Как мне кажется, с фотографом - интереснее.
Благодаря тебе, Миша, посмотрел на данное фото другими глазами. Конечно, поленюсь перерабатывать его, но вот что можно сделать еще с ним:
1) Выделить весь фон и размыть, усилить эффект боке.
2) Фигуры над головами девушек оранжевого и красного цвета, разноцветные буквы отвлекают внимание. Я сам ни разу не пробовал, но читал фотоурок: они легко тонируются в цвет фона. Делается примерно так: а) создаем дублирующий слой в фотошоп; б) выбираем сероватый цвет пипеткой (например, на дяденьке в серой куртке в правом верхнем углу);. в) выделяем цветные фигуры; г) закрашиваем их выбранным "пипеточным" цветом;
Будет смотреться гораздо лучше... Хотя, можно просто эти фигуры "залатать" заплаткой, вырезанной из кирпичной стены на заднем плане... Но для меня это - пока высший пилотаж... :)
Идею с перекрашиванием фона я увидел в фотоуроке, где стоял человек, а на заднем плане, был размытый забор. Весь фон, в том числе, и доски на заборе были серые, а столбики - ярко красные... Когда их "перекрасили" в цвет соседних досок (выбрав пипеткой нужный колер), фотография стала смотреться лучше.
Так что, спасибо за замечание и идею, Миша!
"Отписка: «Не могу выбрать» — не принимается…" К комменту про "синюю куртку" у меня, кроме этой цитаты, ничего нет.
Михаил, в статье про поездку в деревню Нижнеиргинское ты привел в комментариях ссылку на рекомендации National Geographic, как снимать городской пейзаж. И в одном из пунктов там советовали снимать, как готовят еду, кормят туристов.
Согласись, первая фотка в сегодняшнем отчете, действительно, получилась интересной. Может, из-за того, что она соответствует указанной статье от профессионалов...
За National Geographic низкий поклон Красноярскому Апису. Кроме того, что для меня это - место для публикации (за одну из фоток я удостоился похвалы редакции), так еще там полно советов от профессионалов.
Все, конечно, в голове не удержишь, но в любом случае помогает посмотреть на съемку под другим углом. Как, например, и твой репортаж из Швейцарии. При том, что в нем не было достопримечательностей, он больше рассказал о стране, чем мои красоты с Родоса.
Удержишь - не удержишь, а если постоянно смотреть хорошие фотографии, получать советы, как фотографировать красиво, то потом у тебя оно на подсознании откладываются, и на сознании - тоже. Все мои кадры, которые я сделал, и которые мне нравятся - они, на самом деле, реплики чьих-то работ. Я не имею ввиду слепое копирование. Просто, в момент, когда я смотрел в видоискатель фотоаппарата, я вспомнил, что видел похожее фото (скажем, только не в Китае, а в Европе) и попробовал снять также, но в моих условиях света, композиции и т.п.
У меня к тебе только одна претензия - не удаляешь дубли. Тяжело смотреть одни и те же кадры. Отписка: "Не могу выбрать" - не принимается... :) Творец сам должен выбрать, какое дитя оставить живым! ;)
Про дубли ты конечно прав. Только Яндекс, ко всему прочему, для меня - еще и просто "карта памяти". Как ни странно, а в нашем "кефирном" учреждении собрались заядлые путешественники, а я еще выбираю самые экзотические места, по их мнению. Вот и приходится показывать все, что видел. В этот раз я более категоричен: проявил 64 Гб, а фоток выложено - 235.
Попутно вопрос - почему для хранения фотографий используется сервис Яндекс-Фотки, а не Flickr ? Мне со всех моих ящиков перепало 5 ТЕРАбайт, что лично для меня избыточно, а вот фотографам, у которых много материала, думаю, в самый раз... Или что-то в сервисах есть более привлекательное ?
Олег, если вопрос ко мне, почему выкладываю на Яндексе? Привычка. Т.е., я не складирую там в прямом смысле. Я изначально пользовался им как поисковиком, а когда пять лет назад возобновил увлечение фото, то и выкладывать стал на Яндекс-Фотки.
Да и, начав ездить, пользовался фотками на Yandex, чтоб иметь представление, куда попаду. Особенно помогли фотки Кералы (Индия): в 2011 году редко кто туда ездил из наших, да, в общем-то, и сейчас. Описания - это всегда субъективно. Помню, пишет девица: "Все хорошо, только сильные волны из-за волнореза". Как так? Должно быть наоборот! На деле это - что-то вроде дамбы или подобие набережной, ну а волна - приливная, и очень высокая.
По той же причине люблю фотки с привязкой к карте. Лайтрум в Гугле по моим фоткам прокладывает маршрут - тоже огромная помощь. Со слов гида не все названия мест улавливаешь. Например, Шраванабелагола - можете со слуха повторить?
А еще мне не надо таскать с собой флешку. На вопрос коллег: "Где был, что видел?" - предлагаю зайти на Яндекс-Фотки и набрать в разделе фото: shmakov.misha2012
Спасибо, Миша, за подробный ответ! Я, собственно, прояснил ситуацию для себя, кое в чем, по поводу специфики сервисов фотохостинга. Что касается Яндекса, я так понял, просто дело в привычке...
Задавал вопрос, так как хочу для себя подобрать два "непотопляемых" сервиса. Ибо раньше хранил фото в виде двух копий на ДВД разных производителей и одной - на внешнем винте... Ввиду того, что наименее надежный вид хранения - винчестер , ибо механически он наименее устойчив, не говоря уже, про поломки файловой системы, решил подстраховать его как средство резервного копирования (А что уж говорить про ДВД, которые со временем могут просто перестать читаться).
Вот, пока подобрал Flickr, но ввиду того, что еще легендарный Возняк говорил: "Думать, что единственный сетевой облачный сервис - это законченное решение хранения данных - глупость", - то подумываю, чтобы копию всех фото загрузить на другой, тоже надежный, фотохостинг. Не так давно услышал про Яндекс-Фотки. Буду изучать вопрос.
Кстати, спасибо за ссылку на Ваши работы, сохраненные на Яндексе! Интересно будет на досуге полюбоваться... :)
Олег, есть замечательная книга двух современных писателей и мыслителей: Карьер Ж.К. и Эко У. "Не надейтесь избавиться от книг".
Если в двух словах, то самое надежное хранилище информации - была и есть книга. А в нашем случае - фотографии в "бумажном виде". Все возражения знаю, но, как мне все время твердит Сергей: "Убери дубликаты"!
Сам храню на внешнем винте вперемешку с фильмами и книгами. О сохранности не парюсь, прежде всего - не шедевры. По опыту - очень редко возвращаюсь к старым фоткам, ко всему прочему в RAW cтал фоткать в сентябре 2012 года, да и то, сохранил в JPEG, а оригиналы удалил. Сейчас храню все, и места требуется много. Для примера - в феврале в Индии отснял пять карт по 32 Гб, мусора много, а расстаться жалко.
Теперь еще про Яндекс-Фотки. Прежде всего, до недавнего времени, там фотки выкладывались в приличном качестве и размере. Еще неоспоримый плюс - попадание в "Новые интересные" или в ТОП (у меня в ТОПе попало только 5 штук). Нам всем необходим редактор, пусть это, даже - робот, но есть от чего плясать. Еще на Яндексе было сборище клубов по интересам: "Я.ру." и я к ним присоединился в прошлом году, выбрал три или четыре клуба (фото) с наименьшем количеством выкладываемых кошечек и собачек. И выкладывал свои, иногда получая конструктивное обсуждение и критику. В любом случае, было от чего отталкиваться. Но летом Яндекс перепродали, сервис Я.ру - закрыли, а фотосервис стал таким, какой он сейчас есть - мне не нравится.
Делать нечего - альтернативы нет, а блог я заводить не буду.
Я тоже, Олег, Яндекс-Фотки по привычке использую. Но, если до сих пор Flickr дает халяву в виде нескольких терабайтов, то нужно зарегиться. Сейчас смотрел их сайт - нигде не упоминается... Ни на Yahoo, ни на Flickr... Может, как регистрироваться начнешь, подскажут...
В прошлом году это была широко разрекламированная акция... Просто заходишь во Flickr с учетной записью Yahoo и на странице flickr справа вверху появляется объем 1 Терабайт... Как сейчас - не скажу. Надо пробовать регистрировать ящик на Yahoo, а потом заходить во Flickr.
Update #2
Единственное, что мне дико непривычно во flickr - тематическую папку для фотографий можно сделать ТОЛЬКО в момент загрузки очередного потока ( на странице слева )или после ( с помощью миниатюр из потока ) . Хотя , памятуя " Шпрехен зи инглиш , наш монохромный друг" :) из мультфильма "Мадагаскар" , возможно , я что-то недопонимаю в специфике настроек из-за этого самого "Ингилиш" :) ?
Кстати, знаешь, Миша, что мне чертовски приятно? Ты являешься активным читателем сайта National Geographic и при этом не отписываешься от обновлений на мой блог, находишь время, чтобы выразить своем мнение. При этом качество моих фотографий, конечно же, далеко от тех. что представлены у NatGeo.
Вывод, хотя бы пишу я не хуже, чем журналисты из издания мирового уровня... Останусь без работы - с голоду не помру, пойду к ним работать! ;)
Самое главное - блог дает общение, а личный опыт такого же человека, как и я, не заменят советы и рассказы профессиональных путешественников.