Мне часто задают вопрос, просят дать совет, какой объектив выбрать начинающему фотографу для своей зеркалки. На самом деле, на эти вопросы чрезвычайно трудно дать хороший ответ. Могу сказать только определенно, что в арсенале каждого начинающего и профессионального фотографа должен быть полтинник – объектив с фиксированным фокусным расстоянием ФР=50 мм. Сегодня я хочу показать еще несколько фотографий, снятых на зеркальную камеру начального уровня Nikon D3100 с объективом Nikkor 50mm f/1.8G AF-S.
В статье «Стоит ли покупать новую зеркальную камеру Nikon D5300» я пытался показать, что качество фотографий в меньшей степени зависит от технических характеристик вашего фотоаппарата, и в большей – от того, какую линзу вы используете. В доказательство своих слов я приводил портреты, снятые таким же начинающим фотолюбителем, как ваш покорный слуга, Екатериной Ступниковой из Воронежа (https://www.odnoklassniki.ru/profile/348611199793).
Сегодня я уговорил ее разрешить мне показать еще несколько кадров, снятых этим чудесным фиксом. Может быть, если вы ломаете голову над выбором, какой объектив купить для своей зеркалки Nikon D5500, Nikon D5300 или Nikon D5200, то вам пригодится данная статья с образцами снимков.
Как я писал, в обзоре фотоаппарата Nikon D5300, подержанный фикс Nikkor 50/1,8G был приобретен всего за 5000 рублей. Посмотрите, как он потрясает своей картинкой даже в отсутствии хорошего света!
Не знаю, что влияет на рисунок, но мне кажется, что полтинник даже как-то лучше передает объем. Смотришь на фотографию ниже, и кажется, будто ты просто выглядываешь из окошка во дворик.
А если уж поймать правильный свет, то вообще, даже такой простейшей камерой, как Nikon D3100, можно снять настоящий шедевр.
При желании, на полтинник даже можно сфотографировать макро, хотя он и не способен получить картинку в масштабе 1:1, как это делают настоящие макрообъективы.
Конечно, на примерах фоток, представленных выше, существуют определенные огрехи в композиции. Екатерина сделала эти фотографии, когда изучала уроки фотографии для начинающих. Но, согласитесь, техническое качество картинки просто потрясает!
И знаете, почему так сложно дать совет, какой объектив выбрать для вашего Nikon D5300 или Nikon D5200, Nikon D5100? Потому что фиксом не очень удобно пользоваться: приходится зуммировать ножками и угол обзора у него узковат на кропе. Оптимальным советом для новичков было бы сказать: «Берите хороший зум для съемок в отпуске и на каждый день, и фикс – для души». Но какой зум? На страницах моего блога вы можете увидеть примеры фотографий, снятых на Nikon D5100 с различными стеклами (Sigma 18-250, Samyang 14/2.8, телевик Nikkor 70-300 и лучший зум для кропнутых зеркалок Никкор 17-55/2,8). Какой из объективов может сравниться по качеству фоток с описываемым фиксом? Как я уже неоднократно отмечал в обзорах ранее, Екатерина является владельцем репортажного Nikon 17-55/2.8, но почти не использует его. Полтинник Nikkor 50mm f/1.8G AF-S покорил ее, да и мою, душу…
Дополнение от 23.01.2015.
Сравнение портретных фиксов: Nikon 50mm f/1.8G vs Nikon 50mm f/1.4G vs Nikon 50mm f/1.4D
На сайте можно найти примеры фотографий, снятых на кропнутую любительскую зеркалку Nikon D3100 с популярным, недорогим портретным фиксом Nikon 50/1.8G. Также, в уроках фотографии про съемку портретов при свечах, про фотографирование собаки в комнатной фотостудии на Nikon D5100 я показал снимки, полученные на более дорогую версию портретника: Nikon 50mm f/1.4G. Теперь я задался вопросом, какой из трех объективов с фокусным расстоянием 50 миллиметров лучше бы приобрести? Вот, что я нашел, просматривая тесты и обсуждения в сети Интернет.
По отзывам многих профессионалов и фотолюбителей, как ни странно, более дешевая версия f/1.8G превосходит f/1.4G при использовании на матрицах с большим разрешением (например, на Nikon D800 или Nikon D810). Она показывает отличное качество фотографий на открытой диафрагме, а прикрытая до f/2.8 выдает просто потрясающие результаты – лучше, чем Nikon 50mm f/1.4G AF-S. При отверстии f/4.0 достигается пик возможностей этого объектива по центру картинки, по краям — тоже все отлично. Если зажать диафрагму до f/5.6, то светосильный фикс начинает выигрывать.
Видно, что свои сильные стороны стекло Nikon 50mm f/1.4G начинает показывать после диафрагмы f/5.6, а при более открытом отверстии немного проигрывает темному собрату. Но, когда мы фотографируем портретником, мы хотим получить красивое боке. При съемке свадьбы или детского утренника, фотографы используют диафрагмы от f/1.4 до f/2.8, чтобы красиво размыть фон. И, несмотря на то, что светосильный фикс имеет выигрыш в 2/3 стопа по пропускаемому свету, из-за мягкости рисунка на открытой диафрагме, приходится, все равно, ее поджимать.
Поэтому опытные фотографы рекомендуют присмотреться внимательней к Nikon 50mm f/1.8G при выборе между этими двумя моделями. Кроме того, по отзывам профессионалов, тёмная версия фокусируется быстрее и точнее. Также, если сравнить их по дисторсии, устойчивости к «зайцам» и хроматическим аберрациям, более дешевый портретник снова выигрывает.
Если вы знаете английский язык, можете посмотреть сравнительный обзор, снятый на полный кадр Nikon D800 с двумя полтинниками.
Сравнение портретника Nikon 50mm f/1.4D и Nikon 50mm f/1.4G
Модель f/1.4D выпускается уже очень давно, у нее нет встроенного мотора, поэтому автоматическая фокусировка возможна только с камерами, оснащенными «отвертками». Какие основные отличия у неё в сравнении с более новой версией Nikon 50mm f/1.4G?
- Скорость автоматической фокусировки, встроенный мотор. Портретный объектив Nikon 50mm f/1.4G оснащается встроенным двигателем, поэтому можно было бы ожидать, что “AF-S” версия будет быстрее. Однако, по мнению многих опытных фотографов, новейшая модель фокусируется медленнее. В случаях, когда нужно перестроиться с дистанции в 45 см (минимальное расстояние фокусировки) до бесконечности и обратно, наведение на резкость длится в 2 раза дольше, чем у Nikon 50 mm f/1.4D. Хотя, в реальной жизни такая необходимость (переводиться от ближней дистанции на бесконечность) нечасто выпадает в реальных съемках. Если вы будете фотографировать на свадьбе, например, разница в скорости наведения резкости на средних дистанциях, практически, не будет заметна между этими двумя моделями. Маркировка “AF-S” у фикса Nikon 50 mm f/1.4G говорит о наличии встроенного моторчика (Silent Wave Motor). Поэтому он будет автоматически фокусироваться, будучи установленным на любительские зеркалки, не имеющие «отвертки» (например, на Nikon D5500, Nikon D5300, Nikon D5200 или на Nikon D3300, Nikon D3200). Более старые портретники Nikon 50/1.8D или 50/1.4D автоматическую фокусировку обеспечат только на камерах Никон Д7200, Никон Д7100, Никон Д7000 или на новейшем Никон Д500. Понятно, что полнокадровые фотоаппараты Nikon D610, Nikon D750 и Nikon D810 тоже оснащаются «отверткой», т.е. встроенным двигателем для автофокуса.
- Оптика и резкость изображения: оптически новая модель 50mm AF-S имеет больше элементов: 8 штук в 7-ми группах против 7 штук в 6-ти у старой версии AF-D. Резкость объектива 1.4G немного выше, чем у старой версии, особенно на открытой диафрагме.
- Кольцо настройки диафрагмы: буква «G» в обозначении объективов Никон означает наличие специального колечка, чтобы вручную изменять диафрагму. Для современных цифровых зеркалок это не имеет значения, а для старых пленочных камер такая линза не подойдет.
- Модель f/1.4D имеет 7 лепестков диафрагмы, поэтому кружки размытия боке имеют форму семигранника. Новая линза f/1.4G оснащается 9-ю лепестками и кружки у неё круглые. При съемке на максимально открытом отверстии у обеих версий полтинника заметны линии вокруг кружочков боке, но при закрытии до f/2.0 они исчезают.
- Фокусировка в ручном режиме: один из раздражающих факторов у портретного фикса Nikon 50mm f/1.4D – когда на нем установлено «автоматическая фокусировка», нельзя настраивать резкость вручную: нужно перевести фотоаппарат в режим «ручная фокусировка». Новая модель Nikon 50mm f/1.4G избавилась от этого недостатка: есть переключатель “M/A”, означающий «АФ с возможностью доводки в ручном режиме» и есть «М» — полностью ручная наводка. Удобно, поскольку при съемке активных действий (например, фотографирование конкурсов на свадьбе) не нужно думать, в какой позиции стоит фокусировка.
- Размеры фильтра: новинка f/1.4G имеет резьбу 58 мм, старичок f/1.4D – 52 мм.
- Вращение передней линзы и использование фильтров. Для фикса Nikon 50mm f/1.4G требуется нестандартный для полтинников размер резьбы 58 мм, зато при наведении на резкость переднее стекло не вращается. Более старый портретник Nikon 50mm f/1.4D вращает переднюю линзу, в зависимости от дистанции фокусировки, что может привести к проникновению пыли внутрь. Т.е. новая версия немного более пылезащищенная, если можно так сказать.
- Удобство и вес. Обе модели весят мало: 290 против 260 граммов. И оба портретных объектива удобны в использовании. Только одно отличие между ними, не имеющее практического значения – у новинки корпус чуть больше.
- Виньетка. И новая и старая версия имеют небольшое виньетирование, исчезающее при f/2.0.
- Бленда и засветка. Новый портретник Nikon 50mm f/1.4G продается в комплекте с блендой. Для старой модели ее нужно было покупать отдельно. По мнению профессиональных фотографов, ситуация с «зайцами» у обеих линз нормальная.
- Дисторсия. У новинки дисторсия чуть заметнее, чем у Nikon 50mm f/1.4D. Как известно, данный недостаток правится одним кликом при последующей обработке. Ну и, понятно, что портретным объективом чаще снимают свадьбу или корпоратив, чем выполняют заказы по съемке архитектуры, поэтому геометрические искажения особого значения не имеют.
Какой же полтинник выбрать из описанных трех моделей? Старый объектив Nikon 50mm f/1.4D немного превосходит Nikon 50mm f/1.4G по скорости фокусировки. Зато у версии f/1.4G выше резкость и более красивое боке. Ну, а фикс Nikon 50mm f/1.8G, по мнению некоторых фотографов, по этим параметрам еще лучше, при заметно меньшей стоимости…
P.S. Вся информация, представленная в этой главе, получена путем изучения отзывов владельцев на различных сайтах для общения фотографов. Лично у меня нет ни одной из описываемых моделей во владении, поэтому обзор нельзя считать репрезентативным. Просто, теперь вы знаете, на что обратить внимание, когда сами будете стоять перед выбором, какой объектив купить для съемки красивых портретов.
View Comments (12)
Ой, Сереж, а я не видела этого обзора с моими фотографиями, снятыми на Nikon D3100 + портретный фикс Nikon 50mm f/1.8G...
Катя, но ты же мне сама присылала эти фотографии. Когда я не нытьем, так катаньем их у тебя выпросил... :) Спасибо тебе! Надеюсь, твои снимки помогут какому-нибудь начинающему фотографу выбрать объектив для съемки прекрасных портретов. Может, кто-то благодаря тебе будет счастлив, рассматривая свой фотоальбом со свадьбы.
Ну да... Но я все жду-жду, когда ты мне ссылку на обзор пришлешь... А ты, оказывается, уже все давным-давно сделал... :) :)
Катя, я ни на что не намекаю... Но начинающие фотографы и профессионалы уже заждались статью с примерами фотографий, снятых на Nikon D3100 body и советские объективы... ;)
Спасибо за этот обзор с примерами фото, снятых на КРОП и на полтинник!
Вова, и Вам спасибо за отзыв! У Екатерины, как мне кажется, получились отличные фотографии. Мне хотелось показать, что любительская зеркалка Nikon D3100, оснащенная хорошим объективом, показывает отличные результаты.
Спасибо за хороший обзор! Очень помогли с выбором объектива!
Здравствуйте, Илхам! И Вас за отзыв благодарю! :) Вообще, к примерам фотографий с Nikon 50 mm f/1.8G, что предоставила Екатерина, с Nikon 50 mm f/1.4G, на который я снимал фотосессию с собакой и Nikon 50/1.8D из рассказа про старенькую модель Никон Д50 не помешало бы показать снимки с портретного полтинника Sigma 50mm F1.4 DG HSM Art. Тогда выбор объектива сильно бы усложнился. :)
Всех гостей сайта прошу задавать вопросы через форму комментариев, а не в личку. Так и другим читателям, возможно, польза будет. Размещу здесь переписку по поводу покупки полтинника для полнокадровой камеры Никон Д610.
Пётр: «Сергей, сейчас пойду забирать в магазине объектив: привезли Nikon 50mm f/1.8G. Также заказал ещё светофильтры.
Скажите, пожалуйста, как новичку, если объектив с бэк- или фронт-фокусом, а я ещё этого теоретически не знаю. Владельцам Nikon D610 на это вообще нужно или не нужно обращать внимание? То есть накручивать объектив в самом магазине, тестировать по мишени? Ведь, насколько я понимаю, даже если объектив с бэкфокусом или фронтфокусом, у нас в камере есть в настройках меню "Точная настройка автофокусировки", где по шкале +/- можно настроить корректную работу автофокуса. Или так не делают, по идее, а нужно выбирать изначально объектив без этих недостатков?
Я просто почему это спрашиваю: когда покупал саму камеру, изначально к ней взял объектив Sigma 35mm f/1.4. Продукты компании «Сигма» сами по себе славятся косяками в виде бэк/фронт-фокуса. Найти идеальный объектив у них практически невозможно, иногда даже берут докстанцию к ним, а если не помогает, то уже отдают на юстировку в московский сервисный центр. Он - единственный в России, и, как я понимаю отдают вместе с камерой где-то сроком на неделю-две.
Так вот, продолжая скажу, что объектив, который изначально я выбирал, он, конечно же, имел косяки с ярко выраженным фронт-фокусом, где на тестовых снимках по мишени резкость оказалась ближе, и пришлось вводить положительную коррекцию +7. После этого, собственно, Сигма 35/1.4 стала работать как надо.
Как Вы, например, выбирали свои объективы, Вы делали упор на бэкфокус и фронтфокус или для нас, владельцев Nikon D610, это некритично и абсолютно фиолетово?»
Сергей: «Мне попадался только один объектив с фронт-фокусом: Nikon 35mm f/1.4G - я его покупал для друга в Петербурге. Там хватило внутренней подстройки АФ в Nikon D610. В отдельном обзоре писал и показывал, как подстраивал фокусировку».
Вообще, читал, что бывают такие косячные объективы, что диапазона внутренней подстройки (у нас на Nikon D610, кажется, 20 единиц) не хватает - тогда приходится в мастерскую сдавать».
Пётр: «Спасибо большое за статью! Я взял полтинник - вроде бы, ярко выраженного бэк- или фронт-фокуса нет. Завтра буду тестировать по мишени у окна, когда будет солнечный свет.
Вы правильно поняли ход моих мыслей: собственно, про шкалу +/-20 и хотел узнать: насколько бэк- и фронтфокус может оказаться критичным при коррекции именно в этом диапазоне.
На Sigma 35mm f/1.4 у меня стояла положительная коррекция +7. В меню точной подстройки данные сохранились для всех объективов. Когда я поставил новый, у меня всё ушло в дикий бэк-фокус, потом сообразил, что значения +7 - это по умолчанию для всех. Выставил метку «01» нового Nikon 50mm f/1.8G и пока поставил значение корректировки «0».
Кстати, это очень здорово, что такая функция есть в Никон Д610. От себя добавлю ещё, что хотел изначально взять Nikon 50mm f/1.4G, но, почитав отзывы, и главное - просмотрев много интересующих меня фотографий, понял, что Nikon 50mm f/1.8G более резкий и правильный в плане геометрии.
Мне как-то картинка с Nikon 50mm f/1.8G намного больше понравилась, чем с Nikon 50mm f/1.4G. Полтинник взял для съёмок лесных пейзажных снимков, где сильное размытие мне как раз не нужно, нужен не особо размытый, но загадочный задник.
Брал в «Фотоскладе» - там серой фототехникой торгуют, поэтому гарантию вроде и дали, но речи об NPS вообще никакой, зато сэкономил на стоимости полтинника и в эту разницу взял три светофильтра: 2 градиентных Fujimi (58 и 67 мм) и защитный полярик Кenko слим (58 мм).
У меня Nikon 50mm f/1.8 и 3 фильтра обошлись в 16440 рублей, а в «Ярком мире» только один объектив стоит 16790 рублей.
И какой же он лёгкий — это не передать, камера с ним стала пушинкой!
Почитал также комментарии к Вашей статье - всё абсолютно правильно все отметили. И, кстати, взял полезную опцию с Вашей статьи: продувать стык байонета перед съёмом объектива грушей. Что-то я до этого не догадался сейчас, а ведь правда, когда объектив долго стоит на камере, лучше это сделать.
А, кстати, Вы написали, что можно повредить просветляющее покрытие, если попадёт под дождь. Я вот две недели назад ездил в поездку и начался дождь. Я не побоялся дальше снимать (фотографировал с блендой, естественно), но кое-какие капли попали на защитное стекло, оно также с просветлением. Остались капли, карандаш для фильтров Lenspen не смог их убрать. Пришлось банально дышать на стекло и проходить карандашом с помощью круговых движений. Получается, напыление повреждается, стирается?»
Сергей: «Пётр, поздравляю с покупкой! Надеюсь, все будет удачно и объектив будет радовать. У меня у друга Nikon 50mm f/1.4G, ему нравится. Я про него читал, что он медленнее фокусируется. Себе взял бы, наверное, тоже Nikon 50mm f/1.8G.
В 2018 году я купил средство для чистки объективов (стоило, по-моему, рублей 200 где-то). Называется «Parity». Его фотка есть в статье про восстановление резинок на старом зуме Nikon 17-55mm f/2.8G (фото №7). Капли отчистились без проблем от всех моих объективов - ни нажимать не пришлось, ни сильно тереть.
Пётр: «Теперь для полного счастья мне остался широкоугольник + макро. Мечтаю об объективе Laowa 25mm f/2.8 2.5-5X Ultra-Macro, он же - и ширик, и потрясающий макро (убийца Canon MP-E 65mm f/2.8 1-5x Macro)».
Сергей: «Я в пятницу купил советский «Вега 11у» за 700 рублей (1600 рублей с переходниками и маркокольцами) - вот это точно убийца Кенон и всех других)!»
Пётр: «Здорово! Поздравляю! Я, кстати, в этом плане знаете ещё на какие вещи смотрю? У нас в Питере есть магазинчик "Фотолюбитель" на «Гостинном дворе», там торгуют советскими б/у объективами. Хочу там прикупить парочку фиксов именно для макросъёмки.
Индустар 61 у них уже ушёл, зато Гелиосов - в полный рост. Картинка с них изумительная просто, хочу себе обычный Гелиос 44-2, а также Волну-9.
К Никону Д610 всё просто там это дело подходит с помощью переходника «M42-Nikon», он ещё какое-то название носит (советское). А тот же Гелиос 81Н вообще встаёт на байонет Nikon F без переходника (раньше фотики «Киев» шли с аналогичным байонетом, как у Никона, но надо смотреть на маркировку «Н», «Гранит» ещё, вроде, подходит).
Там, короче, куча объективов советских и с резьбой М39 и М42, переходники есть, есть с корректирующей линзой, но тогда в картинку вносятся геометрические искажения. А если без, тогда теряют Гелиосы в бесконечности. Но если под макро, то это и не нужно.
А так там и редкие Зоннары, Биотары, Калейнары, Зенитары, Таиры по абсолютно нормальным ценникам. Я не боюсь мануалов, есть отвёртка, в некоторых объективах чип Лушникова стоит. А стоят - от 2 тысяч (ну, максимум там, до 10), но там очень много редких объективов. И производители самые разные: КМЗ, ММЗ, Валдай, Юпитер и т.д. Годы выпуска - в среднем, конец 80-х».
Не понятно, в каких единицах указана разрешающая способность на диаграммах.
По вертикали - баллы, намерянные компанией Imates. Можно посмотерть в Сети статью "MTF curves and Image appearance" - на английском языке описано что и как измеряется.
А вообще, смотрите на эти графики, чтобы понять как один объектив по качеству отностится к другому (относительную разницу в резкости). Если нужны точные данные, то ищите графики MTF для каждого объектива и по ним сравнивайте.
Я так понял это LW/PH (line widths per picture height), оно же линии на высоту изображения. А это значит, что эта величина зависит от размера матрицы. Вам стоило перевести в линии/мм, потому что это величина, которая не зависит от того какого размера матрица. Это чтобы не вводить в заблуждение, потому что меня это ввело в заблуждение, т.к. у Вас это нигде не обозначено. Да и вообще это общепринятая величина для характеризации разрешающей способности.
Имеем: у d3100 КМОП-матрица размером 23,1x15,4 мм; разрешение 14,8 млн. точек. У вас на графике, скажем, 3500 линий на высоту изображения (и черных, и белых вместе). Тогда 3500 линий/15,4 мм = 227,3 линий/мм. Это если считать черные линии, и промежутки между ними. Тогда это 113,7 линий/мм в общепринятом представлении (черные линии с промежутками между ними одной величины).