Отчет о командировке в Швейцарию мы начали с того, какие настройки потребуется использовать при фотографировании на Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8 в клубах, барах, на концертах, в церкви или в музее. Собственно говоря, вся параметры съемки актуальны и для других зеркалок данного класса: Nikon D5200 или Nikon D5300, например. Только следует учесть, что матрица данных камер содержит больше пикселей, поэтому, возможно, формула для расчета самой длинной выдержки, на которой можно снять резкий кадр с рук, в знаменателе должна иметь двойное фокусное расстояние. Далее мы с вами погуляли немножко по набережной Женевы и отправились в Швейцарскую Ривьеру.
Так называют участок с курортами вдоль Женевского озера. Водоём хорошо защищен от северных ветров горами, поэтому здесь сложился климат, аналогичный тому, что в нашем Сочи. Весь берег усажен пальмами и цветами.
Мы приехали ночевать в столицу Ривьеры – город Монтрё (Montreux). Он расположен в северной части озера. Со стародавних времен здесь селились рыбаки и виноделы. Сейчас все террасы в долинах вокруг покрыты виноградниками Лаво (Vignoble en Terrasses de Lavaux), занесенными в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Когда мы обсуждали настройки фотоаппарата при съемке в баре, я отмечал, что в тот вечер для моей камеры Nikon D5100 случился, практически, первый раз, когда потребовалось фотографировать в экстремальных условиях: сцена с артистами была слабо освещена. Данный швейцарский пейзаж – тоже пример нестандартных съемок. Он снят через ветровое стекло автомобиля, движущегося с большой скоростью. Вот еще один кадр, снятый подобным образом.
Мне кажется, что на данном фото не хватает пространства снизу. Его пришлось обрезать, так как мешает створка двери машины.
Нас заселили в восхитительный четрехзвездочный отель прямо на берегу женевского озера. Выходите на террасу с рестораном на третьем этаже, и у вас захватывает дух от красоты вокруг!
В прошлом году я опубликовал отчет о съемке одного и того же пейзажа разными объективами: широкоугольным Samyang 14mm f/2.8 и телевиком Nikon 70-300mm f/4.5-5.6. Там стало наглядно видно, что телеобъектив гораздо лучше передает всю громаду гор. Позже, я неоднократно пользовался этой информацией, что позволило хорошо сфотографировать скалу у озера Тальков камень в Природном парке «Бажовские места» или пейзаж с вершины горы Сигирия на Шри-Ланке.
Сегодня есть шанс, в очередной раз, подтвердить данное утверждение на примере камеры Nikon D5100 body и репортажного зума Nikon 17-5mm f/2.8. Сначала посмотрим, как выглядит горная гряда при съемке ее на широком угле.
Здесь использовалось фокусное расстояние ФР=23 мм. А на следующем фото объектив был выкручен на длинный конец (узкий угол съемки) ФР=44 мм.
Теперь я знаю ответ на вопрос «Какой объектив взять для съемок в горах». Нужно брать и ширик, чтобы в кадр входило больше деталей, и телевик – чтобы можно было показать грандиозность горного пейзажа.
Как всегда и везде, местные жители живо интересовались, чем это здесь в Швейцарии занимается начинающий фотолюбитель и путешественник.
Драматическая история и советы, как привезти из отпуска красивые фотографии на фоне достопримечательности
Хочу немного остановиться на такой простой вещи, как правильное кадрирование и выравнивание горизонта, позволяющие значительно улучшить впечатление от фотографий. В статье про настройки Canon и Nikon мы уже видели пример неправильного кадрирования снимка (фотография всадника на лошади). Очень часто, когда вы путешествуете по разным странам в отпуске, вы хотите сфотографироваться на фоне какой-нибудь достопримечательности и просите других туристов помочь вам. Обычно мы обращаемся к человеку с большой зеркалкой и здоровенным телеобъективом, который с немного снисходительным видом берется вас снять. Опыт показывает, что, в 9 случаях из 10-ти, результат будет, как на фото ниже:
Если завтра вечером вы будете идти по парку и увидите профессионального фотографа с большим штативом, снимающего пейзаж или фотосессию, и решите подойти и показать ему свои работы, чтобы получить совет профи, то упаси вас бог предъявить ему такую фотку!
Знаете как поступит любой профессионал? Он медленно снимет фотоаппарат со штатива, упакует его в фоторюкзак, сложит три ноги трипода вместе, чтобы придать дополнительную жесткость конструкции и… Как шандарахнет вас со всего размаху триподом по спине!.. А того и гляди – по вашей любительской зеркалке Canon EOS 650D или Nikon D5200 KIT 18-105. Он сорвется на истерику и будет кричать вам в лицо:
— Это тебе раз! За заваленный горизонт… Пока не выучил правила композиции – не нарушай их. Это — два! За то, что обрезал фотомодели пальцы на левой руке… Три – потому что не сказал модели поставить правую руку по-другому, чтобы она не выглядела инвалидом без кисти. Четвертый удар – заработал, поскольку не выбрал такой ракурс, чтобы правое ухо было чуть-чуть видно. Вот тебе и пятый раз – чтобы в следующий раз скомпоновал кадр так, чтобы глаза были в одной из точек пересечения «золотого сечения»!
В ответ вы закричите:
— Хватит, дяденька?!! Я буду учить уроки фотографии и снимать только красивые фотки!
Тут он остановится, переведет дух и скажет:
— Скажи спасибо, что еще не шандарахнул штативом в шестой раз за то, что не посоветовал фотомодели выпрямить голову вертикально. А если бы из уха торчала ветка или линия горизонта «отрезала голову по шее», я бы тебя вообще камнями закидал!.. Ладно, сынок, прочитаешь фотоурок «25 правил композиции» и будешь из отпуска привозить отличные фотки, снятые на свой Nikon D5200. Вот тебе и от меня бесплатный совет: если бы ты снимал не в спешке и не на экскурсии, данное фото могло бы получиться лучше, если бы ассистент слева держал белый отражатель, подсвечивая затененный участок на лице фотографируемого. За такой портрет я бы тебя даже в ученики взял. Нужно стараться сразу фотографировать красиво, а не надеяться на постобработку… Смотри, мы вынуждены ровнять линию горизонта.
В результате левая рука вообще попала под ампутацию. Такой портрет никуда не годится. Придется обрезать конечности выше локтевого сгиба.
Во! Не шедевр, конечно, но получше.
— Да, кажется, и первое фото ничего было, — говорите вы.
— Щас как дам больно!..
Наверное, вы не знали, что фотографическое ремесло столь опасно? Дорогие начинающие фотолюбители, согласитесь, что вам повезло, что вы не стали показывать подобное фото профессионалам, а посоветовались со мною, коллегой по увлечению! Отблагодарить меня за то, что спас вашу спину от синяков, можно нажав кнопку Google+ или поделиться в социальных сетях данным отчетом (см. кнопки внизу страницы).
Но и я – не бог фотографии. На снимке ниже – обрезал берег. Т.е., как минимум, один удар штативом я тоже заработал.
Кстати, на сайте в разделе «Фотодело» вы можете прочитать статью «Зачем нужен хороший штатив для начинающих и для профессионалов». В ней я рассказываю новичкам о случаях, когда снять качественное фото без треноги невозможно. Но что же делать, если вы находитесь в путешествии, трипод с собой не брали, а освещение недостаточно для съемки с рук? В таком случае можно, как сделал ваш покорный слуга, положить камеру на что-нибудь твердое. Мне пришлось положить фотоаппарат на бетонный парапет набережной, чтобы снять вот этот ночной пейзаж Женевского озера (выдержка 10 секунд, диафрагма f/8, ISO 100, ФР=17 мм).
Здесь небо светлее, поэтому время экспозиции- 2,5 секунды при тех же настройках камеры.
Первое фото смотрелось бы лучше, если бы камни на переднем плане простирались бы по всей ширине кадра. Будь у меня штатив, я бы снял, возможно, панораму из двух или трёх горизонтальных кадров, чтобы вошел и передний, и средний и задний план.
На рассвете свет был уже не тот, что накануне на закате. Лишнее подтверждение тому, что красивую фотографию можно снять только при хорошем, качественном освещении.
Думаю, что вас могут заинтересовать другие мои статьи на подобную тематику:
- Ответ на вопрос «Зачем нужен штатив фотолюбителю».
- Посмотреть, как красиво получаются горы при съемке на длинном фокусном расстоянии на примере вида со скалы Сигрия на Шри-Ланке.
- Пример съемки скалистого берега в Природном парке «Бажовские места» на коротком и длинном фокусном расстоянии, снятого во время обзора штатива Sirui T2204X.
- Пейзаж, снятый с одной точки супершириком Samyang 14/2.8 и телеобъективом Nikon 70-300 на камеру Nikon D5100.
- Скалолазы у порога Ревун получились эффектно при съемке на длиннофокусный объектив.
- Во время самостоятельной поездки на полуостров Краби (Krabi) в Таиланде мы поднимались к Тигровому храму на отвесную 600 метровую скалу. Попросили фотографа с огромным фотоаппаратом снять нас с женой на фоне горного пейзажа. Фотка – типичная: обрезана рука, горизонт из ушей.
Это просто феерично :):) Во-первых, очень живописно. Во-вторых, каждая КРУПИЦА опыта подробно изложена. Ну и я догадывался, в общем-то, что родина Жванецкого, на самом деле — Могилёв 🙂 Дочь быстро списала себе этот фотоурок на iPad — сидит изучает :):) Спасибо!
Олег, спасибо! Всегда так эмоционально расписываешь свои чувства! Тебе пора самому начинать блог вести. 🙂
Фотки классные, в большинстве своём, и поучительная информация тоже 😉 Вот только хотелось бы оригиналы в бОльшем разрешении ещё проглядывать, ты же знаешь, что я — эстет, и дома и на работе довольно приличные моники приобрёл специально чтоб с фотками работать.
Кстати, на фотке, где ты себя обезручил, правая рука всё равно с культёй осталось, так что как ни бейся, приличного фото из этого кадра уже не сделаешь, разве что родственникам-лохам показать 🙂
Спасибо, Олег! 🙂 По поводу разрешения фоток — тут дилемма: поисковые системы накладывают ограничения на объем статьи мегабайтах. Яндекс, например, рекомендует — не более 10 Мб. Если обратишь внимание, я и так использую размер больше, чем на многих сайтах. Если буду выкладывать фото в большем размере (сейчас 1024px по длинной стороне, а выложу, например, 1280px), то страницы станут медленнее грузиться, Гугл и Яша понизят сайт в рейтинге и тогда многие читатели не найдут его… 🙂
А поскольку многие фотографии выкладываю только в блог, то я сразу их экспортирую из Лайтрум в размере 1024px. Т.е., у меня даже нет оригиналов в JPEG в бОльшем размере…
По поводу того, что картинка, всё равно, не стала идеальной. Так именно это я и хотел сказать новичкам: «Снимайте сразу правильно. Ну, а если не получилось — хоть немного облагородьте фото».
Зайди в «Одноклассники» и посмотри фотографии из отпуска у людей. Часто хочется сделать то, что совершил профессионал в моей статье… 😉
Ны мы же не в Одноклассники выкладываем 😉
Ты же давно меня уже, Олег, знаешь… Тяжело болен перфекционизмом… 🙂
Сергей, мы уже как-то встречались на Вашей страничке (если помните, мой «опус» по определению «профессиональной» камеры) 🙂 Мне нравятся Ваши публикации. Простите, но не удержался и «побезобразничал» с одной из Ваших фотографий из рассказа о прогулке по городу Монтрё в Швейцарии. Что скажете? Не согласны?
Здравствуйте, Виктор! Приятно, что заглядываете в гости! 🙂 Соглашусь с Вашей версией формирования кадра… Есть у меня такая проблема: часто выношу на передний план какие-то огромные предметы, о которые упирается взгляд зрителя. Лишние они… Спасибо за совет! Несколько раз ткнут носом, надеюсь, усвою урок композиции… 🙂
Воспитывать вкус штативом? — Дорогое удовольствие!
Не понял, что ты имел ввиду, Миша… Без штатива — никак не обойтись! Сам же знаешь…
А! Ты имел ввиду удары штативом по спине от профессионального фотографа? Так ведь даже уравновешенный человек не выдержит такого издевательства над композицией в кадре! 🙂
Конечно — штука дорогая, мой еще и погнется, «люминий».
Сергей, за что Вы так невзлюбили Никон Д5200?
Борис, наверное, каждый кулик хвалит своё болото! 🙂 Ну, а если серьезно, то упоминание зеркалки Nikon D5200 в данной статье производится лишь для того, что начинающие любители, независимо от модели фотоаппарата: хоть Canon EOS 700D, хоть — Никон Д3300, могут совершать типовые ошибки… А не только такие новички — владельцы Nikon D5100, как я… 🙂
По поводу фотографии с воробъем на переднем плане. В книге Брайан Петерсон «Как снимать шедевры любой камерой. Сила экспозиции. 2011» советуется такие фото снимать при диафрагме F/22 и устанавливать фокус в ручном режиме на расстояние 1.5 метра (кажется так).
Заканчиваю читать эту книгу. На очереди — учебник Брайан Петерсон «Как снимать шедевры с помощью фотовспышки. Сила освещения.2012″…
Могу предположить, что г-н Брайан советует зажать апертуру до f/22 в связи с тем, что нужна максимально возможная ГРИП. Рекомендует перевестись в режим ручной фокусировки, так как, в среднем, производитель гарантирует автофокусировку на «дырках» не уже, чем f/5.6 (имеется ввиду f/1.4 — f/5.6). Но почему именно 1,5 метра?..
Я до этого дошел опытным путем. Если посмотрите первую главу отчета о поездке в Китай в 2014 году, там есть репортаж о путешествии коника Борьки. Первые фотки я снимал при стандартной «пейзажной» диафрагме f/8 — f/11 и фон настолько сильно размывался, что ничего не разглядеть (поскольку объект съемки очень близко к фотографу, а задний план — очень далеко). А вот в последних трех фотографиях диафрагма уже зажата максимально, так как я понял в чем моя ошибка… 🙂
Вы моем тексте подправили F22 на F/22. Не уверен, но думаю, что это неправильно. Надо писать либо диафрагменное число F22, либо относительное отверстие f/22.
🙂 Никогда об этом не задумывался, сейчас проштудировал Википедию…. Видимо, вы оказались правы: f/22 — обозначение относительного отверстия, F22 — обозначение диафрагменного числа. Спасибо!
Кстати, цифра 1,5 метра могла возникнуть, если используется широкоугольный объектив. У моего суперширика Samyang 14/2.8 гиперфокальное расстояние начинается именно с этой величины, т.е. все объекты от 1,5 метра и до бесконечности будут резкими…
Цитирую из книги:
«Если Вы снимаете камерой с кроп-фактором, а угол обзора … 18 мм, сначала установите диафрагму f/22, а затем сфокусируйтесь на чем-то приблизительно в полутора метрах от объектива. А затем, если Вы работаете в ручном режиме, настройте выдержку по встроенному экспонометру.
…
(кстати, автофокус нужно выключить).
Обладателям полноформатных фотоаппаратов, работающим на фокусных расстояниях от 12 до 24 мм, следует выбирать точку фокуса в метре от камеры. При диафрагме f/22 глубина резкости составит от полуметра до бесконечности.»
——
Почему автор советуют отключать автофокус — понятно. Проще настроить его вручную на требуемое расстояние (а это — не ближний фон!) и решать остальные задачи по компоновке кадра. А в режиме автофокуса нужно что-то, типа, полу-нажать кнопку спуска на нужном объекте, и держать так, пока не скомпонуете кадр. Для следующего кадра — повторить. Это менее удобно.
Швецария красивые, живописные места горы природа..
В Швейцарии я был очень короткий срок и практически ничего не увидел. Но, из того, что посетил, от всего в восторге. Главная красота — конечно, горы!
Эх, в наше время не так и дёшево путешествовать по Швейцарии. А так бы хотелось пойти куда-нибудь в поход по скалам.