Утро теплого октябрьского дня мы с женой провели в песках пещер тысячи Будд Безеклик, любуясь фантастическими ландшафтами Пылающих гор. Неожиданно восхождение на песчаные холмы стало самым интересным событием в этом путешествии по Китаю. Второй точкой на маршруте экскурсий в окрестностях Турфана стала поездка в старинную деревню Туюк-мазар (Tuyoq Village, Tuyugou, 吐峪沟). Сегодня расскажу об этом событии.
Туюк-мазар не очень известная достопримечательность СУАР, о которой знают даже не все китайцы. Расположен он в 50 км от Турфана. От пещер тысячи Будд через Гаочан мы ехали туда минут двадцать, пару раз будучи подвергнуты досмотру полицейскими патрулями.
Слово «tuyuq» с уйгурского значит «непроходимый», а «mazar» — место, которое посещают или могила мусульманского святого (авлия). Мусульмане со всего СУАР, провинции Ганьсу, Нинься-Хуэйского автономного района, а так же с других стран (Узбекистан, Пакистан и Турция) приезжают сюда, чтобы посетить «могилу святых отроков в пещере» (Асхаб аль-Кахф Мазар, Al-Sahab Kahfi Mazar).
Некоторые из мусульман даже считают, что два паломничества в Туюк-мазар заменяют один хадж в Мекку. Но мы, как атеисты, ко всему этому равнодушны. Мне хотелось посетить кишлак, чтобы посмотреть, как жили в Восточном Туркестане люди пару сотен лет назад – деревню сохранили для туристов в том виде, как она выглядела в древности.
Приехали в поселок. Приобрели в кассе билеты и бегом вниз — окунуться в уйгурскую действительность.
В путеводителях по Китаю пишут, что Туюк-мазар — не просто музей под открытым небом, а настоящий жилой поселок. Поэтому, отправляясь сюда, мы немного нервничали: как ведут себя уйгуры с белыми туристами. Не случится ли разукомплектация: голова отдельно, туловище отдельно, под крики «Аллах Акбар!». Да ничего, обычные люди, типичная деревня в пустынных горах.
Посреди комплекса стоит древняя мечеть. Здесь мы встретили, наверное, первого уйгура с бородой – имама.
Конечно, не терпелось прогуляться по улицам-лабиринтам уйгурской деревни, насладиться атмосферой древней Средней Азии.
Уж не знаю, специально здесь создан беспорядок или все это натуральное, но гуляя по Туюк-мазару под палящим солнцем и слыша рев ишаков, кажется, что на машине времени попал в прошлое.
В детстве я любил смотреть фильм «Джура–охотник из Мин-Архара». Сдается мне, Туюк-мазар мог быть местом, где жил главный герой этого произведения.
Мы бродили по улочкам и увидели выход на окраине поселка. Здесь можно подняться на вершину холма. Катя осталась внизу, а я взобрался наверх, надеясь запечатлеть всю восхитительную панораму Пылающих гор и кишлака Туюк-мазар.
Главная достопримечательность Туюк-мазара – пещера святых отроков, как ее называл С. Ф. Ольденбург в своей книге «Русская туркестанская экспедиция 1909-1910 года» (см. предыдущую главу с рассказом об экскурсии к Пещерам тысячи Будд Безеклик).
Асхаб аль-Кахф Мазар представляет собой небольшую пещеру с круглой комнатой на склоне Пылающих гор. Она служит молитвенным залом. На стенах текст 18-й суры из Корана «Пещера» (Аль-Кахф, الكهف —).
В общем, в этих письменах рассказывается, как группа молодых людей искала убежище в пещере, когда они спасались от язычников. Жители Туюк-мазара считают, что эта каверна и есть Асхаб аль-Кахф Мазар.
Согласно легенде, 2000 лет назад семь сыновей султана Йемена решили узнать, как образовалось солнце, луна, небо и все сущее на Земле. Они решили отправиться в путешествие, чтобы найти ответ. Когда они приблизились к Дакинаусу (Dakianus — старинное название Гаочана), его правитель сказал: «Я — творец мира», — и пригласил их в свой дворец. Через несколько дней юноши догадались, что король никакой не творец, а коррумпированный чиновник.
Когда обманщик узнал, что его ложь раскрыта, он пытался убить паломников, но они успели убежать. В пути встретили пастуха, который отправил свою отару в кишлак, а сам примкнул к группе святых, пытаясь вместе с ними разгадать тайну создания мира. Его собака последовала за хозяином.
Группа прибыла в пещеру и улеглась спать, как они думали на 3-4 часа. А пёс в это время охранял вход.
Когда юноши проснулись, они спустились вниз, чтобы купить еду, но продавец не принял к оплате их монеты. Оказалось, они проспали 309 лет.
Сура из Корана в точности повторяет историю Асхаб аль-Кахф Мазар. После смерти семеро молодых паломников были захоронены там, где сейчас находится пещера в Туюке (по-китайски «Qi Xian Fen», что значит «могила семи святых»).
Местные имамы утверждают, что во времена Культурной революции многие мазары в Китае были разрушены, а вот в Туюке собака охраняла вход в пещеру, не давая красным безбожникам приблизиться.
Мы побродили по окраине поселка, затем пошли вдоль речки, надеясь перейти на другой берег по плотине. Вход оказался закрытым. Зато встретили вот такого дохлого верблюда.
Крутой склон изрыт пещерами. Здесь тоже любили коротать время отшельники. Сейчас тишина… Только стрижи щебечут.
Тропа к плотине через реку перекрыта шлагбаумом и переплетена колючей проволокой. Стоит пустой домик охранника. Дорога за плотиной уходит в ущелье. Интересно было бы там прогуляться, да пришлось возвращаться.
На обратном пути оказалось, что площадь у мечети перекрыта. Снимают какой-то художественный фильм. Пришлось сидеть минут 15 за углом и не высовываться.
Понаблюдать, как снимают кино, вышел местный житель. Помощник режиссера (хань по национальности), следящий, чтобы посторонние не попали в кадр, сделал ему знак, чтобы тот ушел во двор. Дядька сначала спрятался, потом подумал и с выражением на лице «я тут живу, и мне всякие ханьцы-собаки не будут указывать, где стоять», вылез обратно и наблюдал за съемкой картины.
А за дядечкой со второго этажа в это время наблюдал то ли внук, то ли сын.
Я нацепил на свой Nikon D610 телеобъектив Nikon 70-200mm f/2.8, чтобы снять, как выглядит настоящий уйгур с бородой. Успел сделать два кадра, когда налетели китайцы: «А-а-а, караул, снимать запрещено!» Наверное, местных знаменитостей запечатлел.
Как фотографа заинтересовал метод удаления теней с портретов – отражатель используется размером 3х3 метра, огромный!
Наконец, нам дали добро на проход. К пещере Асхаб аль-Кахф Мазар не пошли, так как время уже поджимало. Нужно еще пообедать и ехать в городище Цзяохэ.
Утром, кода заказывали такси, договорились через китаянку, что на обед водитель отвезет в какой-то другой кишлак. В чайхане в Туюк-мазаре был только чай, рисовая лапша и дыня. Нам же хотелось мяса. И СУАР тебе не Индия: шашлыки можно попробовать на каждом шагу.
Пока готовили пищу, я фотоохотился на местных жителей.
Следующая достопримечательность – городище Цзяохэ (мы совсем забыли, что еще договорились смотреть минарет Эмина). Расположен он, если помните карту экскурсий в Турфане с предыдущей главы, на другой стороне от города. Едем той же дорогой: через площадку Пылающих гор. Вот за такие фотографии мы утром пожалели отдать 45 RMB.
Вход в минарет оказался недешевым: 45 RMB. Покрутили носом и заходить не стали, едем в Цзяохэ. Водитель набрал кого-то по телефону, передал мне трубку. Кто-то по-английски объяснил:
— Ехать от Цзяохэ до вокзала скоростных поездов около получаса, во сколько у Вас поезд?
— В 20:00, нам нужно время, чтобы выкупить билеты в кассе. Они у нас электронные.
— Ну, тогда в 18:30 Вам нужно будет закончить осмотр руин. Пожалуйста, расплатитесь с водителем перед железнодорожным вокзалом, так как там нельзя останавливаться, будут проблемы с полицией.
— Договорились!
Мы были уверены, что таксист везет нас в «Dap Youth Hostel», так как уговор об этом был утром: забираем чемоданы, чтобы вечером из Цзяохэ отправиться на Северный железнодорожный вокзал Турфана. Когда мы проехали через весь город, я заподозрил, что водитель про это забыл! Пришлось звонить «английскому голосу» и объяснять. Действительно запамятовал. Приходится разворачиваться и нестись обратно в гостиницу, а затем догонять падающее за холмы, возвышающееся над старинным Цзяохэ, солнце…
В заключение хочу сказать, что до кишлака Туюк-мазар можно добраться и на автобусе. Отходят они в Турфане от автовокзала. Билет стоит, кажется, 5 RMB. В целом, в этом регионе мне понравилось. Если бы приехал сюда в фототур, такси не стал бы нанимать, а воспользовался бы общественным транспортом. В отзывах туристов встречал жалобы, что в Турфане докучают «помогалы» — и такси вызвать, и жилье найти. Нет от них спасения. Так же жалуются, что в городке много карманников. Будьте осторожны при походе на городской рынок.
И еще про жилье. В СУАР многие гостиницы не аккредитованы для заселения иностранцев. Обращайте на это внимание, когда бронируете себе гостиницу.
View Comments (7)
Сказать, что очень интересно и познавательно - значить ничего не сказать! Спасибо большое! Вы в закладках и в подписке. :)
Большое спасибо, Александр! Да, эту поездку можно было назвать "Необычный Китай" или "Узбекский Китай". :) Кстати, подобные строения, как в кишлаке Туюк, можно увидеть и в Узбекистане: мы однажды с коллегой пошли в Ташкенте в Старый город - заблудились среди лабиринтов почти вот таких улочек... Ну, чуть современнее они были, но тоже очень колоритные.
Сергей, спасибо за интересный рассказ про экскурсию в Туюк. Я в восторге от этой виртуальной прогулки по улочкам кишлака! Сразу вспомнились советские фильмы о Туркестане. На фото №20 и №21 заметила колючую проволоку. Что там такое?
Здравствуй, Валентина! Да, эта древняя деревушка в Пылающих горах СУАР производит впечатление. Думаю, если в Туюк приедут фотографы-профессионалы, да доберутся в кишлак поутру, когда свету будет мягкий и, возможно, от горной речки парить немного, вообще волшебные фотографии можно привезти.
Колючая проволока вокруг мечети в Туюке - так кто их разберёт этих исламистов. Они не только кафиров взрывают, но и своих тоже. Думаю, колючка "егоза" на заборе и блоки у входа - защита от террористов.
Спасибо за рассказ! Колоритно смотрятся улочки кишлака Туюк. Малолюдно, будто кишлак покинут. Интересны виды сверху. Чего только нет на крышах!
И я благодарю, Миша, за отзыв. Туюк - прямо скажем, не обычное место. Хотя я и писал выше, что подобные деревни видел во время поездок по Узбекистану, все равно было интересно здесь побродить.
Благодаря Вам побывал в Китае там, куда мне нельзя. Спасибо большое!