«Чем бы дитятко не тешилось – абы не плакало!» — гласит народная поговорка. Если перефразировать ее по отношению к увлечению фотографией, получим примерно следующую вариацию: «Какая бы на улице не стояла погода, а лишь бы дома у фотографа нашелся фонарик»! Сегодня расскажу, как мне пришла в голову идея сфотографировать ледяной натюрморт.
В Екатеринбурге уже как недели три пришла осень: холодно, дожди, пасмурно. Не каждая хозяйка выгонит своего мужа на улицу прогуливать собаку! Не то, что выпихнуть фотолюбителя снимать красивые пейзажи. Что же, значит пришла пора фотографировать красивые цветочные композиции в домашних условиях. Будем снимать цветы во льду, тем более опыт съемки ледяных скульптур у меня уже есть: фотографировал ледяной городок в Екатеринбурге.
Шаг первый
Нужно в чем-то наморозить лед. Идем в продуктовый магазин и слезно просим продавщицу подарить нам 6 подложек для мяса. Тут главное – не реагировать на ее круглые от удивления глаза: «Зачем вам все это нужно?» Как говорят английские фотографы: «Keep calm! Т.е. – будьте хладнокровными».
Шаг второй
Нам нужно сделать так, чтобы лепестки цветов не выпирали изо льда. Поэтому заморозку производим в два этапа: сначала наливаем в ванночку тонкий слой воды ставим ее в морозильник. Поскольку он у нас забит мясом, с трудом находим место лишь под одну подложку. Процесс занял 6 дней – по количеству формочек для льда.
Шаг третий
Найти цветы. Он самый сложный для меня. Занял трое суток вместо шести, поскольку я сдался и решил, что для пробной съемки сфотографирую только три натюрморта. На этом этапе, три поздних вечера подряд в городе Екатеринбурге можно было заметить странного 39-тилетнего фотолюбителя с пакетом и ножницами для аккуратного срезания, медленно прогуливающегося по окрестным дворам и внимательно осматривающего цветы на клумбах…
Укладываем соцветия на тонкий слой льда, стараясь получить красивую композицию, и заливаем все это добро водой.
Шаг четвертый
Пора организовать фотостудию для съемки цветов в домашних условиях. Если вы читали уроки фотографии в разделе «Натюрморты», знаете, что ее можно основать в кладовке, в садовом домике и даже – в бане. Сегодня наша съемка не будет такой экстремальной: фотографируем в квартире.
Чтобы получить ледяной натюрморт нам понадобятся следующие комплектующие:
- Полнокадровый зеркальный фотоаппарат Nikon D610 или его аналог.
- Объектив Nikkor 24-70/2.8 или что-то попроще.
- Карбоновый штатив Sirui-T2204X с головкой G-20KX.
- Стол. И стул – к нему мы прикрепим синюю туристическую «пенку», которая послужит фоном для нашего натюрморта.
- Поддон из духовки, чтобы не растекалась вода от нашей тающей цветочной композиции.
- Крепление для ледяной пластины. Я взял два металлических уголка и прикрутил их к деревянной дощечке на шурупы.
- Желательно, если будет у вас инфракрасный пульт ДУ для фотоаппарата Nikon (фото можно посмотреть в статье про подарки фотографу). Если пульта дистанционного управления нет – будете фотографировать свой ледяной натюрморт в режиме автоспуска.
- Световая кисть.
Думаю, не все начинающие фотографы знают, что такое световая кисть. Это – такой фонарик с цветными насадками разной формы, позволяющий получить направленный свет определенной температуры. Стоит он около 100 долларов, поэтому для съемки ледяного натюрморта никак не подходит. Точнее – его могут использовать в домашней фотостудии только буржуины. Пролетарии берут простой китайский фонарь за 300 рублей, оборачивают вокруг него лист бумаги, закрепляют скотчем. Если бы его доработать: кожух сделать из металла, можно было бы натянуть разноцветные воздушные шарики, чтобы получить светофильтр.
В блоге вы уже могли видеть примеры фотографий, снятых с освещением световой кистью, хотя я и не акцентировал особо внимание на этом факте. Во-первых, в предыдущем статье с отчетом о пешем походе на скалы Петра Гронского можно увидеть фото старого автомобиля, который я освещал фонарем. Во-вторых, в уроке фотографии для новичков «Зачем нужен трипод фотографу», есть натюрморты с луком и с гвоздями, которые я освещал световой кистью и обещал, как-нибудь, подробно рассказать, как их фотографировал.
Шаг пятый
Ставим цветочную композицию на наш импровизированный стенд, фотоаппарат – на штатив, отключаем стабилизатор изображения на объективе (если он есть) для исключения микросмаза и фокусируемся. Теперь отключаем автофокус (чтобы объектив не «рыскал») и переводимся в режим съемки «M».
Фотографируем наш ледяной натюрморт в полной темноте. Световой кистью освещаем композицию строго в плоскости льда. Хотя… Экспериментируйте! У меня при направлении пучка света с фронтальной стороны образовывались блики, а в контровом свете лед становился белым.
Время экспозиции определяем опытным путем, поскольку оно зависит от мощности фонарика. После съемки каждого кадра контролируем наличие пересветов и недосветов по гистограмме. В последнее время я стараюсь фотографировать с уводом графика вправо.
Моя схема постановки света при освещении натюрморта световой кистью выглядела следующим образом:
- Светим 15 секунд слева.
- Освещаем 5 секунд справа, чтобы не образовывались густые тени.
- 10 секунд подсвечиваем фон.
Чтобы световой рисунок лег равномерно, во время экспозиции постоянно двигаем фонариком, а не держим его неподвижно. Как уже отмечено выше, выдержка у вас получится своя – все зависит от мощности световой кисти.
Шаг шестой
Итак, провозившись вечер в своей домашней фотостудии мы получили заготовки ледяного натюрморта.
Диафрагма f/8.0 установлена, чтобы обеспечить достаточную глубину резкости (ГРИП). Как мы помним еще из урока фотографии по съемке котят в домашней фотостудии она зависит от расстояния до объекта фокусировки. Поскольку ледяной натюрморт снимался с очень близкой дистанции, то ГРИП была очень мала.
Ну, теперь загружаем наш натюрморт в Лайтрум или в Фотошоп. Обработка у меня здесь стандартная: горизонт, кадрирование, насыщенность, контраст и так далее.
Первый блин, конечно, получился немного комом. Так, фото №6 получилось белым. Во-первых, по какой-то причине лед при заморозке побелел. Во-вторых, при закладке цветов в морозильник они всплыли и толщина ледяного слоя здесь самая большая.
Поскольку у меня больше нет места в холодильнике, чтобы сфотографировать новый вариант, придется ждать, пока не слопаем все продукты. Так что, если у вас есть свой великолепный натюрморт с ледяными цветами, присылайте – опубликую.
Удачных фотографий, други мои! Не забывайте, если поделиться данной статьей в социальных сетях, можно очистить свою фотографическую карму.
Ну, ты и затейник! Фотки классные! У шестой стоило бы подрезать низ, для однородности.
Спасибо, Миша! 🙂 Справедливости ради, нужно добавить: не сказать, что фотки именно эти получились уж совсем-совсем замечательные, идея — интересная. Поработать над ошибками, найти место побольше, чтобы морозить лед без белых вкраплений и большего размера, тогда, надеюсь, можно получить классные натюрморты.
Воду кипячёную, хотя бы, используй для своих ледяных натюрмортов. А так — идея классная. Я на натуре уже снимал водоросли, вмёрзшие в лёд этой зимой. Выбор, конечно, минимальный был, но зато солнце натуральное. 😉
Ух, ты! Тоже красиво, Олег! А я всю прошлую зиму планировал поехать на озеро снимать рассвет. У нас в одном месте моржи устраивают огромную полынью, чтобы купаться: размерами 20*5 метров, а кирпичиками льда выкладывают стену. Если сфотографировать лучи утреннего солнца, светящие сквозь лед, было бы, наверное, красиво.
А ты свое фото сверху вниз фотографировал или на просвет?
На просвет фотографировал: глыба льда была выпилена из замерзшего водохранилища и установлена, как ограждение на ледяной горке.
Уххх… Какие шикарные результаты! Нужно будет тоже попробовать ледяные натюрморты поснимать. Но сначала нужно, в принципе, поснимать натюрморты. 🙂
Спасибо, Саша! Зато ты уже фотографировал дым, а я еще не пробовал. 🙂 Для меня съемка натюрмортов — трудная задача, поскольку на таких фото всегда бросаются в глаза огрехи композиции.
Это да… Составить композицию — вечная проблема. 🙂
Очень и очень понравились твои ледяные натюрморты. Добавить даже нечего к тому, что уже сказали.
Максим, спасибо за отзыв. Значит буду еще придумывать, как снять какой-нибудь необычный натюрморт. 🙂
Удивительно, что с помощью самых обыкновенных материалов Вы построили «инсталляцию» и добились замечательных результатов. Почему бы не попробовать цветной источник LED-света (он является, почти, когерентным источником излучения) или лазер (используют для указания в презентациях — зеленый, красный цвет)? Можно экспериментировать с одним или двумя цветами, меняя ракурс освещения. А что Вы скажете о разных комбинации дыма и лазерного света, лазер и свет свечи или дым догорающей свечи? Пламя свечи — это сверх охлажденная плазма. А что происходит, когда пропускаем лазерной луч через туман из пульверизатора, меняя цвет или ракурс освещения?
Теодосий, спасибо за столько интересных идей! В будущем нужно попробовать обязательно Ваши предложения. Выше я описывал Апису Красноярскому свою идею сфотографировать ледяные глыбы на озере. Следующей зимой попробую их подсветить лазером, ну или — цветным лучом.
Кроме свечи можно купить специальные ароматизированные палочки (их у нас продают в магазинах азиатских товаров)…
Приезжай к нам в город в новогодние каникулы… Снимать живые цветы, замороженные в глыбах льда. У ёлки устанавливают такие композиции. Да ещё подсветка постоянно меняется. Всё старалась снять красиво. Терпимо получилось, насчёт красиво… Самой не очень понравилось. Бликов много.
Верхняя Пышма, вообще — город, который может удивлять! 🙂 От такого приглашения не откажусь. Кому ж не интересно поснимать цветы во льду. 🙂 Только вот Нового года дождаться нужно… Фотографирование Ледовых городков уже вошло в традицию сайта… 🙂
Интересная задумка! Ни разу про такое не слышал и не видел. Самое главное — правильно заморозить! 😀
Самое главное, не получить от бабули, выращивающей цветы на клумбе, когда ты срываешь три цветочка для ледяного натюрморта! 😉
Воду, что бы при замерзании не белела, действительно, желательно прокипятить. Это правильно посоветовали. И еще замечено на собственной шкуре — если холодильник имеет функцию «Ноу-фрост», то — 100% лёд побелеет и пузырьков будет много. Лучше на улицу выносить, или в каком-нибудь старом холодильнике советских времен замораживать воду. Я на застекленной летней веранде замораживаю и там же фотографирую. Температура -1…-5 градусов, не больше. Самое главное — термос с чаем взять. 🙂
О, спасибо за ценные советы, Вадим! У меня, действительно, холодильник с системой No Frost… Хорошо, что напомнили своим комментарием об этой статье — может, выберусь поснимать ледяные «кирпичи» на берегу озера, с рассветом…
Вот ещё пример съёмки льда «в натуре», ещё один повод зимой смотаться на Байкал. И вообще, я для себя уже понял, что туда лучше ехать зимой — красот на порядок больше.
numach.livejournal.com/1625449.html
Классные кадры! Я уже вторую зиму планирую выйти на озеро (у нас в одном месте рубят огромную прорубь для тренировки моржей и по краям складывают блоки льдин) и снять также на рассвете. Да всё ноги не доходят… 🙂
Вот тоже фотограф показывает фото и дает рекомендации как фотографировать лед: marateaman.livejournal.com/45248.html.
Да, я в прошлом феврале фактически «бесплатно» оказался на Красноярском море, но о съёмке льда особо не задумывался. При желании можно было и на рассвете сходить поснимать, а предварительно днём разведать интересные места. Ту глыбу просто увидел на горке, и немного поэкспериментировал. Погода, правда, была всё время очень пасмурная. Думаю, и утром какого-то режимного света вряд ли бы поймал.
В нашем деле (в любительской фотографии) многое и от удачи зависит — как с погодой повезет в тот единственный день, когда мы приедем фотографировать достопримечательность.
Сергей, спасибо за идею! Надо будет попробовать! У меня есть возможность даже поснимать такой ледяной натюрморт в студии со светом, а не только с фонариком.
Пожалуйста, Роман! Главное, учтите рекомендации по замораживанию воды, которые дали другие фотографы в комментариях — чтобы пузырьков меньше было во льду. Со студийным светом, думаю, Вам намного проще будет выстроить хорошее освещение, подобрать баланс белого. Удачных натюрмортов!
Сергей, лучше на «ты». Я не настолько древний. 😎 Да, я читал все комментарии и буду, разумеется, учитывать их. Недавно сделал самодельную насадку на чашку студийной вспышки и несколько разноцветных фильтров. По-бедности, приходится извращаться. Думаю еще над подсветкой с помощью RGB светодиодной ленты с контроллером.
Завидую тебе, Роман, что есть возможность снимать в студии: понимаю, что пропускаю целый пласт фотографии — и натюрморты, и портреты… Конечно, можно экспериментировать со светом при — наверняка, результат у тебя еще лучше получится!
Я тоже только начинаю домашнюю студию оборудовать. Взял 50Вт светодиодную лампу, пробовал снимать цветочки — результат нравится. К осени, наверное, буду расширяться: продавец светодиодной продукции (тоже немного фотографирует) посоветовал ещё взять лампочку 20 Вт и оторвать у неё рассеиватель — получается достаточно направленный излучатель с небольшим углом рассеивания. При желании, на него и фильтры можно городить.
И 40 Вт панель для Армстронга — тоже неплохой рассеянный источник. Но нужны стойки. Наверное, буду на Е-бэе или Алибабе искать. У нас в городе всё это — редкость, да и цены ломовые…
Апис, а как с балансом белого при светодиодной подсветке? Когда я фотографировал натюрморт с гвоздями (см. ссылку «Зачем нужен штатив для фотоаппарата» внизу статьи), подсвечивал диодным фонариком. Замучился выводить правильный ББ… Хотя, можно же серую карту использовать для точной настройки.
Попробуй посмотри стойки лабораторные для посуды — может, их приспособишь для домашней фотостудии. В Китае заказывать, все равно, с доставкой недешево выходит… Хотя, один раз вложился и наслаждаешься фотографией, а не «колхозишь».
Спасибо за наводку, надо в лабораторию свою сходить — стойки посмотреть, хотя я там не помню стоек, в основном полки. А температуру при светодиодной подсветке можно от авто начать подбирать — у меня лампа 50 Вт с температурой 6500, но мне больше 5500 понравилось, а это — уже как у вспышки. Вот пример розочек: plus.google.com/u/0/+АписКрасноярский/posts/a9LAzGimuD2?pid=6315765940659849746&oid=102668001171592640234.
Апис, хватит дразниться своим макрообъективом Тамрон 90мм! 🙂 Детализация у него шикарная…
Ну так, а для чего бы я его ещё брал, как не дразниться? Твой-то штатник тоже ООООчень хорош, а я вот так ничего взамен Nikon KIT 18-105 не подберу. Хотя он и так неплох, темноват — вот его основной недостаток. А что на длинном конце мыльноватый — так для портретов даже излишне резок, приходится капитально «доводить напильником».
Недавно на Nikon D5200 KIT 18-105 «мероприятие» отснял (понятно, со вспышкой) и ещё раз убедился: главное — РУКИ, после 3 лет тренировки уже и этим объективом можно очень прилично снимать.
Хотя фиксы конечно «художественнее». 😉
Если под штатником ты имеешь ввиду Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor для кропа, то, как я писал раньше: он мне нравится, но я его не люблю — ровно отношусь. 🙂 У фикса, даже у Samayng 14mm f/2.8 мне картинка больше нравится. Если говорить про штатный объектив на полный кадр Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor — уже больше нравится… если на художественные фиксы не смотреть. 🙂
Опыт много значит! И в фотосъемке, и в обработке. Сейчас смотрю свои старые отчеты о путешествиях и понимаю, что снял бы совсем по-другому. Со временем стал кадр лучше видеть, мне кажется. И с обработкой — нет-нет, да и не выдержу, обрабатываю заново. Например, в отчете о поездке в Мексике на водопад Агуа Асуль есть кадры, что я переделал в Lightroom заново, а есть — первоначальный вариант. Смотришь и плакать хочется… 🙂 А ведь снято все на Nikon D5100 KIT 18-55 VR.
Сейчас, вроде бы, б/у стойки купить не проблема, больше вопросов именно со светом. Студийный свет недешев, а вот светодиодные прожекторы — уже вполне демократичны по цене. Как вариант — светодиодные прожекторы для дискотек, они управляются по протоколу DMX. Ну и, светодиодные или газосветные лампочки, как уже упоминали здесь. В общем, простор для экспериментов громадный.
Как красиво получилось! Даже и не знала, что так можно делать. Натюрморты на 4-м и 5-м фото больше всего понравились. И про световую кисть тоже для меня ново.
Я вот только не поняла про схему постановки света. Это три световых кисти или по очереди с разных сторон подсвечивали, а фотоаппарат в это время снимал?
Спасибо, Валентина! Всё собираюсь написать фотоурок про съемку с освещением световой кистью, да всё времени не хватает. Натюрморты в этой статье сняты одним кадром: камера ставится в режим «М», управление спуском — с пульта (можно, конечно, выбрать время выдержки вручную). Пока затвор открыт, свечу по очереди с нескольких сторон, соблюдая принцип: основного света, моделирующего и т.п. Таким образом, с одной стороны время выдержки — например, 60%, с другой — 20/%, с третьей — 15%, с четвертой — 5%. Конкретное время экспозиции подбираю опытным путем.
Еще примеры такой же съемки со световой кистью — «Натюрморт с луком» и «Из жизни гвоздей» в уроке фотографии про необходимость штатива (ссылка внизу статьи). Гвозди там освещались даже не фонарем, а светодиодным фонариком-брелком.
В рассказе про поход выходного дня на Скалы Петра Гронского есть фотография автомобиля, снятая тоже с освещением световой кистью (этим же фонариком), но немного по другой методике: снято штук 10 кадров, в каждом из которых освещалась определенная деталь, а затем в Фотошопе с применением инструмента «Маски» затиралось лишнее и все слои собирались вместе.