Во второй части отчета о самостоятельном путешествии по Таиланду в феврале 2015 года мы полюбовались с вами живописными развалинами старинных храмов в историческом парке Сукхотай. На велосипедах мы с супругой катались по территории Sukhothai Historical Park весь день, а к вечеру на междугороднем автобусе, приехали обратно в город Пхитсанулок. Дальше, согласно плану поездки, нам предстояло вернуться на поезде в Бангкок, добраться до аэропорта и забрать в офисе Sixt забронированный через брокера EconomyCarRentals автомобиль. И затем – махнуть на Юг, в сторону города Хуахин.
Поездка от остановки OId Sukhthai до автовокзала Phitsanulok Bus Terminal длилась около сорока минут. Прежде, чем отправиться за багажом, оставленном в хостеле P1 House, мы решили подкрепиться в привокзальном кафе. Хозяин тщательно делал вид, что хорошо говорит по-английски:
— Что хотите, гости дорогие? Суп с лапшой? Салат с огурцами и рис с курицей? Пожалуйста! Через десять минут все будет готово.
— А вот у вас на витрине стоит упаковка куриных яиц. Можно нам еще яичницу?
— Кончено! Хотите омлет или глазунью?
— Омлет.
Дядя начинает «колдовать» у жаровни и готовить суп. Потом берет и… разбивает в него яйцо.
— Вот вам, как хотели, суп с омлетом…
Прямо на автовокзале взяли тук-тук и дедуля отвез нас сначала в хостел P1 House, а затем – на железнодорожный вокзал Phitsanulok Railway Station. Цена поездки – 60 бат. Как видно, ночью и утром мы слегка переплатили за такси от ж.д.вокзала до гостиницы и затем – до автостанции (с нас брали по 100 бат).
Приехали на вокзал. До отправления – еще 3,5 часа. В ожидании достал свой штатив Sirui T-2204X-G20X и сфотографировал тайский поезд.
В паре сотне метров от железнодорожной станции расположен ночной рынок, на котором можно купить недорогие фрукты, попробовать вкусняшек. А также – пофотографировать местных жителей.
В этот раз я не спрашивал разрешения моделей на съемку, как утром у бабули в историческом парке Сукхотай, а фотографировал, как шпион: «с живота»… Представляю вашему вниманию примеры ночных снимков, снятых на полнокадровую зеркальную камеру Nikon D610 body с объективом Nikkor 24-70/2.8. Настройки везде одинаковые: ИСО 2000, фокусное расстояние 24 мм, диафрагма f/4.5, режим съемки – приоритет диафрагмы «А».
Вот палатка, где можно купить мясо-барбекю по 10 бат за один шампур.
Со взрослыми ходит на рынок и тайская принцесса.
В Таиланде большая часть продуктов, продающихся на улице – разного рода жаренья. Всегда и везде пища очень острая. Но какая вкусная! И не перченую есть невозможно: в туристических местах пару раз приносили слабоострую еду, так приходилось просить: «Please, spicy»!
В общем, судя по данным фотографиям, вы уже поняли, что в Таиланде от голода умереть невозможно: недорого и вкусно.
Если только, правда… от антисанитарии… Но затем и добавляется в пищу столько чили!..
Пробовали клубнику. В городе Пхитсанулок она вкуснее, чем была, например, в Китае (мы покупали ягоды во время поездки к пещере Crown Cave около города Гуйлинь).
Весь день ходили босиком – ноги пыльные. Подумали, что негоже будет ложиться на чистое белье в нашем плацкартном вагоне. Купили 5-ти литровую бутыль воды и в закоулках вокзала умылись…
Наконец, объявили о прибытии нашего поезда, следующего из Чиангмай в Бангкок. Заходим в вагон… Святый, Будда! Билеты оказались с сидячими местами!.. Кошмар! Ехать всю ночь (6 часов) в сидячем вагоне…
В отчете о путешествии по Шри-Ланке на арендованной машине я писал о самой тяжелой ночи в моей жизни 9 мая 2013 года: мы с женой восемь часов поднимались на священную гору Sri Pada (Пик Адама) и затем спускались с нее. Так вот, поездка из Phitsanulok в Bangkok была самая холодная! Вагон оказался еще и с кондиционером! К слову, у нас была проводница, выдавшая печенье, сок и теплый плед.
В каждом ряду – по два кресла. Всю ночь я пытался заснуть, скрючившись клубочком на двух сиденьях, в обнимку с фоторюкзаком (не оставишь же фототехнику на полке) и стуча зубами, хотя накрылся пледом и одел свитер.
Приехали в Бангкок в 4:00 утра. Метро начинает работу в 6:00. Пришлось сидеть в зале ожидания и глазеть на буддийских монахов еще два часа.
Стойка международного прокатчика Sixt находится в зале прилета, а паркинг для автомобилей – как во всем мире, на специальной площадке в 5-ти минутах езды от аэропорта.
Машина нам досталась прекрасная! Новая Honda Jazz: пробег, всего, 12480 километров. Когда я оформлял бронь, на сайте указывалось, что типоразмер машины: аналог Hyundai Solaris и я надеялся, что будет седан. Хонда Джаз – хетчбек. Но ничего, наш огромный чемодан и сумка в багажнике помещались. Объем двигателя – 1,5 литра, коробка – автомат. В общем, отличный автомобиль! Правда, бензин кушал, как мастодонт: 14 литров на сто километров.
Фотографии нашей арендованной машины сзади, спереди и внутри смотрите в первой части отзыва. Привыкать к правому рулю и левостороннему движению особо не пришлось: так же, как взять у знакомого чужой автомобиля (за час привыкнешь). Единственное, поначалу путаешь рычажок включения омывателя и поворотников.
Следующая точка на карте маршрута нашего самостоятельного путешествия по Таиланду – резиденция короля, город Хуахин (Hua Hin). Точнее, в сам мегаполис мы заезжать не планировали, ночевка предусматривалась на пляже, в окрестностях. Схема поездки и перечень достопримечательностей представлены в первой части отчета. Сейчас приведу укрупненную карту, чтобы вы могли оценить, что можно успеть посмотреть за 4 дня в окрестностях Хуахина.
На схеме обозначены:
- Зеленая линия – маршрут первого дня экскурсий на пути из Бангкока в гостиницу.
- «А». Черная Бабища. Координаты GPS: 946533, 100.034058.
- «В». Храм Wat Na Yang, в котором можно увидеть статую огромного монаха. Туристы называют его – Великий Ушастик. Координаты GPS: 881905, 99.946634.
- «Н». Гостиница Ing—Fah Villa, расположенная на пляже, минутах в десяти езды от входа в национальный парк Sam Roi Yot National Park. Координаты GPS: 12.25325, 99.97697. Контакты в Facebook: ingfahvilla.
- Красная линия – маршрут поездок по окрестностям Хуахина во второй день.
- «D». Место, где расположены кассы по продаже билетов для посещения пещеры Пхрайя Накхон Каео (Phraya Nakhon Cave). Координаты GPS: 12.205104, 100.008972. Здесь же, на территории нацпарка – пляж Лаем Сала (Laem Sala).
- «E». Лотосовые болота Thung Sam Roi Yot в национальном парке Сам Рой Йот.
- Желтая линия – схема поездки на третий день. Мы выписались из гостиницы, чемоданы сложили в багажник.
- «G». Смотровая площадка Khao Daeng View Point и храм Wat Khao Daeng (GPS: 12.135659, 99.960995). Машину оставили на парковке около касс Sam Roi Yot National Park (это другие, не те, что рядом с пещерой Прайя Након). После подъема на площадку мы уехали на Юг, в Чумпхон, Краби и, на обратном пути, из города Ранонг, снова заселились в отель Ing-Fah Villa.
- Синий пунктир – что мы посмотрели в окрестностях Хуахина на четвертый день.
- «I». Черный монах. Wat Huay Mongkol (วัดห้วยมงคล) или Черный монах (Mongkhon). GPS; 553272, 99.825688.
- «J». Пещера Khao Luang Cave с золотым Буддой. Как добраться по навигатору: GPS 13.138180, 99.933196.
Итак, после оформления формальностей с бумагами на прокат автомобиля, мы поехали смотреть памятник персонажу по имени Черная Бабища.
Такое название укоренилось за скульптурой страшилища, стоящего недалеко от берега на пляже Puek Tian Beach или Hat Puek Tian (ปึกเตียน). Даже в Википедии его так называют. Но я провел свое собственное расследование и выяснил, что это – морское чудище Pee Seua Samut, превратившееся в женщину и родившее ребенка от принца, играющего на флейте. Кроме Черной Бабищи здесь есть и русалка, и принц с дудочкой и другие персонажи, но я их не сфотографировал, так как историю еще не знал.
Поэма про Черную Бабищу
Все эти статуи – персонажи поэмы Phra Aphai Mani, написанной известным тайским поэтом Sunthorn Phu в 1821 году. Произведение полностью опубликовано в стихотворной форме и состоит из 30’000 строк. Наверное, это – самое длинное произведение в тайской литературе.
Поэма рассказывает историю двух тайских принцев древнего Сиама, которым отец приказал уйти из дому, чтобы приготовить себя к королевской жизни. Когда дети вернулись, король был взбешен, так как один сын Sisuwan, как нормальный принц, изучал искусство боя на мечах, а другой – учился играть на волшебной флейте, с помощью которой можно провалить человека в сон или даже убить его. И звали этого парня Aphai Mani. Он сбежал от отца и пережил много приключений в сказочных землях, населенных гигантами, волшебными животными, красивыми девушками и русалками.
Однажды, когда друзья принца Aphai Mani спали, усыпленные звуками его флейты, появилась женщина-великан по имени Nang Phisua Samut (в переводе на русский язык — «Морская Бабочка») и утащила его к себе в подводное царство, которым она правила. Чтобы влюбить в себя принца великанша превратилась в очаровательную девушку. Они поженились и у молодоженов родился сын Sinsamut.
Когда парень раскрыл обман, он, конечно, сбежал, не без помощи семьи русалок: мамы, папы и прекрасной дочки.
Черная Бабища поймала тестя с тещей и слопала их. А принц с русалкой встретили отшельника, который спрятал их на острове Ko Kaew Phitsadan (Остров Магического Кристалла). Кстати, так раньше назывался остров Koh Samet, на котором любят отдыхать самостоятельные туристы из России. Затем принц влюбляется в свою русалку, они рожают сына Sutsakhon. Но… приключения продолжаются, и он снова встречает других красавиц на своем пути, влюбляется, женится, рожает детей и т.п.
Сам автор поэмы Sunthorn Phu родился в 1786 в Бангкоке и в разное время своей жизни служил придворным поэтом при царском дворе. Ему благоволили, его ненавидели разные монархи Сиама. А потом поэт, как это часто бывает с художниками, запил. За участие в боях 1821 года господина Sunthorn Phu закрыли в тюрьме, где он и начал писать историю принца Aphai Mani и Черной Бабищи. Поэта выпустили, он опубликовал поэму и заработал немного денег и большую славу.
Вообще, произведение писалось 20 лет и так, кажется, не было окончено. Умер он в 1855 году. В наши дни автор бессмертной поэмы Phra Aphai Mani глубоко почитаем в Таиланде, а его День рождения, 26 июня, в стране отмечают как День Sunthorn Phu Day. В отличие от своих предшественников, писавших сложным языком для людей с высшим образованием, господин Сутхорн Пху рассказывал о любви, о романах и о разбитых сердцах простым языком, понятным каждой домохозяйке из Хуахина или Краби.
Принца Aphai Mani, его русалку и Черную Бабищу (правда, не такую огромную) можно увидеть также на пляже Hat Sai Kaew beach на острове Самет (Koh Samet). По мотивам произведения снимаются мультфильмы, комиксы и кино. Например, на сайте Кинопоиск можно увидеть фильм Легенда Судсакорна (Sudsakorn), снятый в Таиланде в 2006 году по мотивам поэмы.
Кроме статуи Черная Бабища, на пляже есть и другие персонажи: принц с флейтой, русалка и другие. Вот, огромная черепаха.
Пляж с Черной Бабищей принадлежит какому-то отелю. Мы провели здесь, от силы, полчаса, а за это время приехало пару делегаций с туристами, желающими сфотографироваться на фоне гигантской статуи.
На улице стояла жара. Из-за того, что мы не выспались, мы очень устали, глаза слипались. Хотелось быстрее добраться до гостиницы, которую, кстати мы не бронировали и даже не были уверены, что на том пляже, недалеко от пещеры Phraya Nakhon, вообще, есть отели. Поэтому, не теряя времени, выдвинулись к следующей точке нашего маршрута.
Отзывы об экскурсии в храм Ват На Ян (Wat Na Yang)
Если историю Черной Бабищи мне удалось, кое-как, разыскать, то какая-либо информация об огромной статуе монаха в деревне Na Yang недалеко от города Ча-Ам (Cha Am) вообще отсутствует.
Все российские туристы в отчетах называют его Великий Ушастик. Раньше скульптура была черного цвета и с оттопыренными ушами. Недавно ее отреставрировали, покрасили и соорудили навес.
Деревенька Na Yang затерялась среди живописных пальмовых рощ. Приехали к храму минут за пятнадцать. Лишь один монах скучает под навесом, больше – ни души. Ласково веет прохладный ветерок, курлыкают голуби на крыше, звучит буддийская молитва. Прогулялись по территории храма Wat Na Yang.
Поднялись на площадку, где сидит Великий Ушастик. Здесь же – и его сотоварищи.
И, такая вот странная парочка.
Сам Великий Ушастик для меня показался неожиданным уже тем, что ему прикрепили из проволоки настоящую щетину.
В сторонке стоит группка молодых монахов.
Они, наверное, тоже чем-то известны, так как точно такие скульптуры мы видели на горе с другим монахом в 300 километрах южнее, на подъезде к городу Чумпхон.
Скульптуры святых людей по всему Таиланду зачем-то облепляют золотым пергаментом.
Пока мы рассматривали Великого Ушастика подошел молодой послушник и пригласил жестом следовать за ним:
— Big fish… Большая рыба.
Прошли через «живой коридор», выросший напротив памятника.
… И вышли к небольшому прудику. Здесь второй юноша сидел и бросал горсти комбикорма рыбкам.
Монах показал на «комбикормомат», в котором за 10 бат можно купить корм. В общем представьте: в России – мороз, вы сидите за тридевять земель в беседке, слушаете пение птиц и песнопения буддистов и кормите рыб… Полный релакс!
После посещения храма Ват На Ян и осмотра Великого Ушастика забили в навигатор координаты пляжа, что рядом с пещерой Пхрайя Накхон (точка «D» на карте достопримечательностей города Хуахин (Hua Hin) выше) и поехали искать жилье. Не доезжая, несколько километров до финиша, выехали на побережье Сиамского залива.
Вдоль моря идет аккуратная дорожка, стоят отели. На вид – все на 5 звезд. Решили узнать сколько стоит номер на одну ночь. Зашли в великолепный резорт с белоснежными бунгало и изумрудным бассейном с видом на море. Цена 1800 бат за VIP и 1500 бат с завтраком – за обычный номер, который я бы назвал шикарным. Остаемся!
Не выспавшиеся (сутки не спали) забываем даже поторговаться. Заселяемся и спим до позднего вечера. А затем – ужин с моим любимым рыбным супом Том Ям (кисло-острый суп на основе куриного бульона с креветками, курицей, рыбой и другими морепродуктами), королевскими креветками, рыбой и пивом…
На этом заканчиваю отзыв о третьем дне самостоятельного путешествия по Таиланду за рулем арендованного автомобиля. Наш план на этот день включал еще посещение Черного Монаха и Горы Летучих Мышей (GPS 12.874674, 99.939097), из пещеры которой каждый вечер, около 18:00 вылетают тысячи вампиров, образующих черный дым на небе, как в фильме ужасов. Но… «не шмогла» после бессонной ночи.
Подписывайтесь на обновления сайта через форму ниже, чтобы не пропустить следующие части отчета. Кстати, в главе №4 мы спустимся в невероятно красивую пещеру Phraya Nakhon Cave, покупаемся на пляже Laem Sala и съездим к Лотосовому Болоту (Thung Sam Roi Yot). Все три достопримечательности расположены на территории великолепного национального парка Сам Рой Йот в окрестностях Хуахина.
Отличный, живой рассказ, классные фотки! Не боишься насмехаться над чужими богами? Слышал историю француженки, посаженной в тюрьму Шри-Ланки только за то, что сфоткалась на фоне Будды?
Миша, благодарю еще раз! Так я, кажется, не насмехался. Ведь, Черная Бабища — это не бог, а сказочный персонаж. Ну, монах Великий Ушастик — мне неприятно его так называть, но я перерыл весь Интернет, не могу найти информации никакой. Даже в англоязычной сети почти нет отзывов об этом храме Wat Na Yang.
Про француженку не слышал. Читал отчеты, что палкой могут отдубасить, если фотографируешься, стоя спиной к изображению Будды. И еще читал про ирландского туриста, который был пьяный и бросил черную краску в портрет короля Таиланда Пхумипона Адульядета… Дали 7 лет тюрьмы…
В Индии, обычно, у кришнаитов есть обычай называть храм в честь учителя (гуру). И, наравне со статуями богам, стоит статуя гуру. Рискну предположить, что и здесь так. Порылся в сети Интернет. Есть версия — Шиваго Комарапатр, друг Будды, великий учитель техники тайского массажа. Посмотри фотку, там он, правда, с бородой и с усами. Но, как допущение, а?
althaiman.ru/thai%20htm/massage.htm
Миша, история о том, что это — основатель храма Wat Na Yang выглядит правдоподобной. Но, что касается фотографии Шиваго Комарапатр — навряд ли. Дело в том, что в Таиланде очень много таких вот огромных скульптур монахов.
Два огромных памятника были в храме по дороге к Лотосовому болоту (Thung Sam Roi Yot) в национальном парке Сам Рой Йот. Затем, мы поднялись на гору с золотым монахом, только что построенном, по дороге в город Chumphon (фотки будут позже). Позже мы еще с десяток видели подобных статуй, но уже не фотографировали — надоело.
Видимо, данный монах — какая то деревенская знаменитость. Вообще, на трассе, начиная километров за 10 до деревни, везде стояли у обочины билборды с его изображением и названием Wat Na Yang. Но тоже самое было, когда мы поехали смотреть Черного Монаха в храме Wat Huay Mongkol…
В любом случае — не так это и важно кому, хотя истории основателей буддийских монастырей всегда занимательны, по Ланке и Вьетнаму сужу.
Вот фотки на 2000 (ISO) -замечательно. Хорошая камера.
Если найдется читатель, который сможет разузнать настоящее имя монаха из храма Wat Na Yang, буду благодарен, если поделитесь информацией!
Миша, благодарю за ISO 2000! Еще в обзоре Никон Д610 я писал, что впечатлен качеством картинки при высокой светочувствительности. Теперь ясно, что ИСО 2000 у данной матрицы — рабочее. Камерой доволен!
Привет, Сергей! Мне кажется, что ты через чур шум давишь: текстура пропадает и сливается. Это хорошо видно 11-й фотке, где показан интерьер вагона в тайском поезде. 🙂
Привет, Александр! Спасибо за замечание! У тебя ко всем фотографиям претензия или именно к снимку №11? Дело в том, что он снят на ISO 5000, а я не часто так светочувствительность задираю. И на данном конкретном снимке, действительно, специально «давил» шумы. Вот передавил… 🙂
Шумы у тебя задавлены на всех ночных фотках, где ты снимал с рук. Дело в том, что есть два вида шумов: световой и цветовой. Световой дает текстуру — это наш друг, а цветовой — плохой парень, он рушит все. Поэтому, когда давишь цветовой шум, то световой лучше сильно не убирать. В итоге получается такая пластмассовая текстура, почти однородная — это касается кожи: морщинки затираются, родинки и так далее…
Я на словах не могу объяснить. Но я на каждой фотке использую шумодавы, даже, если ИСО 100 стоит. Мне не очень нравится световая зернистость на снимках, поэтому чуток я ее убираю. Но ты прям с размахом! 🙂 🙂 🙂 🙂
Ну, шумы на фотографиях убирал «на глаз», как мне понравилось: просто двигал ползунки туда-сюда. 🙂 А нужно было, наверное, почитать фотоуроки, типа вот такого: q3d.livejournal.com/242418.html
Хотя, не считая снимка №11, мне картинка нравится. Не могу сказать, прекращу я «пластилинить» снимки или продолжу пока. 🙂
Спасибо, Саня, за отзыв! 😉
Ну тогда, может быть, тебе пригодится совет: если любишь «пластилинить», тогда добавляй контраста, возможно, будет что-то интересное.
К слову говоря, ты видел мои снимки из больнички. Там, вообще, у меня ИСО в атомате болталось. Ну, представляешь, какие могут быть значения! Так что, я добавлял контраста и четкости, плюс — сильно давил шум и цветовой, и световой. В итоге такой ХДР вперемешку непонятно с чем получилось. А вообще, стоило бы туда штатив брать… 🙂
Понятно, про контраст. Буду экспериментировать…
Для съемки в заброшенных зданиях шахтах и туннелях, безусловно, штатив нужен. Ну и, в пещерах… В следующей статье уже буду снимке со штатива показывать.
Буду ждать… В принципе, я и хотел такого рода фотки получить. Но для сравнения, стоило бы штатив с собой взять. 🙂 Ну что ж, порой наивность перевешивает…