Рассказ о фотоохоте в заповеднике «Панна» близ Кхаджурахо мы закончили на том, что следующим утром приехали снова в Дели. За время отпуска это уже было второе посещение столицы Индии. Напомню, что в первый раз мы съездили посмотреть крепости Пурана-Кила и Красный форт. Сегодня у нас по программе: провести целый день, гуляя по интересным местам главного города страны, а в 20:00 вылететь лоукостером «Air-Asia» в Гоа, где, наконец-то, наступит релакс – шесть дней «тюленьего отдыха» на побережье Аравийского моря.
Поезд из Кхаджурахо прибыл на вокзал Хазрат-Низамуддин (Hazrat Nizamuddin railway station, code NZM). Мы с Катей заранее сговорились, что рикшу брать прямо с платформы не станем – наверняка три шкуры постараются сорвать, лучше уж выйдем «в город», где торговаться будет легче.
Дели еще только просыпается, туман. Влажно от чего-то. Толчея на перроне… Естественно, как только сошли с подножки вагона, были окружены галдящими рикшами.
— Сэр, здравствуйте. Куда Вас отвезти? Дешево!.. Не найти в столице лучшего предложения.
— Хм… нам на Мейн-Базар, отель «Vivek Hotel». Сколько стоит проезд?
— Всего лишь 200 рупий (3 USD).
— Господин, Вы очень великодушны. И глаза у Вас такие добрые. Но мне мама сказала, что поездка от вокзала Хазрат-Низамуддин на Мэйн-Базар дороже 60 рупий стоить не может.
— О, великий Шива! Ваша мать, наверное, давно не была в Индии: 200 рупий – честный ценник.
— Ой, верно, но лучше мы пойдем на улицу и изучим предложения, — с нашим огромным чемоданом, объезжая лужи на грязном перроне, направляемся к выходу в город, сопровождаемые настойчивым водителем, утверждающим, что других вариантов, кроме как согласиться на поездку с ним, у нас нет.
Увидев, что выходные ворота вокзала недалеко, а за ними уже радостно потирают руки конкуренты, рикша сдается.
— Ваша взяла, Сэр. Поехали за 100 рупий, — и он начинает грузить наши чемоданы в свой маленький драндулет.
Садимся. Водитель невозмутимо:
— Мейн-Базар? 150 рупий.
— Вы что, дядя, шутки с нами шутить вздумали! – возмущаемся мы такому мелочному обману, — Выгружайте!
Идем на улицу и за 100 рупий минут за 10 добираемся ко входу гостиницы «Vivek Hotel», в которой мы останавливались уже неделю назад.
Предложили сдать нам номер за полцены, так как вечером мы съезжаем. Не торгуются, даже не смотря на то, что делаю вид, будто ухожу (мы собирались поговорить с администратором отеля «Relax Hotel», с которым в 2015 году такую сделку провернули, но было лень с чемоданом туда тащиться ради экономии 200-300 рупий). В общем, поселились за 750 рупий и пошли завтракать в уже знакомый нам ресторан на крыше «Exotic».
* * *
В этом месте хочу привести строки из моего дневника (всегда опытные туристы советуют записывать свои эмоции, мысли и чувства на отдыхе – так отчет получится более живым).
Бесконечный поток мото- и велорикшей, пешеходов, гул людских голосов и неперестающее «бибиканье», запахи пряностей, канализации и ночных кострищ, у которых бездомные пытались согреться холодной делийской ночью. Продавец масала-чая толчет приправы, сливает молоко, очередь… Другой торговец в тандыре кипятит масло и окунает какие-то пирожки. Третий открывает свой тук-тук, готовясь к долгому трудовому дню. В кафе «Krishna Roof Top Cafe» напротив нашего все столы заняты голодными туристами, повара порхают бабочками у плиты. Продавцы тряпок еще спят. Ставни-рольганги опущены. Вспоминаются чьи-то слова из отзыва о поездке в Индию самостоятельно: «Ну, здравствуй мой вонючий, мой любимый Дели!»
Мы заказали специальный завтрак от нашего «Exotic Roof Top Restaurant» (картошка в индийских специях тушеная, тосты с джемом, омлет с сыром и помидорами). Я изголодался по мясу, поэтому попросил аж две порции пельменей из ягнят (момо). Собираемся на «Кутб-Минар». А вечером уже нас унесет серебряная птица от «Air Asia» в те же края, где мы забудем о работе и проблемах, на Гоа.
Отзыв об экскурсии к минарету Кутб-Минар
Во второй части отзыва приведен список основных достопримечательностей Дели, которые можно осмотреть за 1 или 2 дня экскурсий по столице Индии. Наверное, мне бы хотелось посетить сказочно богатый храм Акшадрам, но на входе нужно будет сдать всю фототехнику – не хотелось рисковать.
В первую поездку в Дели мы добрались до мечети Джама-Масджид, но было уже поздно, все закрыто. Там можно подняться на минарет за небольшую плату и сфотографировать окрестности, но не понятно, пустят ли жену.
Есть в Дели еще куча храмов и дворцов (см. таблицу в главе №2), но нам они уже приелись. Выбираем поездку к минарету Кутб-Минар, поскольку вокруг него располагается небольшой парк. Хоть погулять можно.
В разделе «Индия, отзывы гостей на сайте» есть подробный отчет с описанием истории этого самого высокого кирпичного минарета в мире (73 м), поэтому подробно описывать все не буду. Отмечу лишь, что строили его в период с 1192 по 1220 годы, реконструировали в XII, XIV и XIX веках.
Предназначение Кутб-Минара двойственное: это и Башня победы и минарет.
Время работы археологического комплекса Кутб-Минар: с 7:00 до 17:00. Цена билета для иностранных туристов: 500 рупий (7,6 USD).
Доехать до него решили на метро. Для этого по улице Мейн-Базар доходим до железнодорожного вокзала «New Delhi Railway station» и спускаемся в метро. В первой части отзыва о поездке в Индию в 2015 году есть карта метрополитена Дели с привязкой достопримечательностей столицы к линиям маршрутов, и рассказывается, как мы пытались доехать на нем к Красному форту и Соборной мечети Джама-Масджид, но вечером, в час-пик, не рискнули войти в вагон – пассажиры, как селедка в бочке. Было страшно нарваться на карманников и потерять документы. Тогда мы решили доехать на рикше (100 рупий). В этот раз экскурсия у нас дневная, в вагонах метрополитена свободно.
Стоимость проезда: 38 рупий с человека. Из упомянутой выше карты метро Дели видно, что самая известная достопримечательность индийской столицы находится вдоль одной линии (Jahangirpuri — Huda City Centre). Вот перечень станций на этом маршруте и их достопримечательности:
- Chandni Chowk – Красный форт и Джана Масджит;
- New Delhi (railway station) – выход на Мэйн-Базар;
- Central Secretariat – монумент Ворота Индии и Президентский дворец;
- Кутб-Минар – наш минарет с парком.
Ехать от вокзала «Нью-Дели» до станции «Кутб-Минар», наверное, полчаса. В метро — удивительная для Индии чистота: почти как в любом другом цивилизованном мегаполисе азиатского мира (Пекин, Шанхай, Гонконг или Бангкок).
Хотя станция называется «Qutab Minar», до минарета от нее еще далеко, нужно добираться на рикше. Мужики сначала запросили 60 рупий, но быстро согласились на 30…
Что вам сказать о впечатлениях от Кутб-Минара? Симпатичный парк, древние развалины. Если бы не такой дорогой входной билет, я бы сказал «отличное место», а так, «если приехали в Дели и есть свободные полдня, посетить можно».
Раньше мне казалось, что здания в стиле ампир, барокко или наши «сталинки», слишком вычурны. Нет, в Индии тоже строители знали, как раздуть смету на возведение культовых сооружений! Посмотрите, какой резьбой разукрашена башня минарета.
На территории археологического парка есть не только сам минарет, но и развалины различных средневековых построек. Мне кажется, в данном случае, индийские реставраторы нашли правильный баланс между тем, чтобы восстановить здания полностью (когда рушится атмосфера старины) и не оставить лишь фундаменты (когда и посмотреть простому туристу нечего).
Хотя я и говорил, что еду к минарету лишь, чтобы погулять по парку, но как увидел местные красоты, сразу глаза загорелись и, с фотоаппаратом наперевес, ходил и высматривал сюжеты для фотоотчета.
Вроде бы, территория комплекса небольшая, но мы провели здесь часа два-три. Разделились с женой, и каждый исследовал то, что было ему интересно. Мне, например, хотелось смотреть поближе знаменитую Железную колонну, которую выковали индийские кузнецы 1600 лет назад (ее установили в 415 году в честь царя Чандрагупты II в храме Вишну города Матхура).
Как все-таки непредсказуема жизнь. Наверное, классе в 5 на уроках мировой истории я видел в учебниках фото этой колонны. Мог ли я предположить, что через 30 лет, можно будет за 28’000 рублей купить билет на самолет и, уже через 8 часов, стоять у ее ограды, пытаясь разобрать древние надписи?..
Рядом с Кутб-Минаром стоит основание еще большей башни: минарет Ала-и-Минар. Его начал строить султан Алауддин Хильджи в ознаменование завоевания Деккана и подчинения своей власти всей Южной Индии. Чтобы доказать, что он является самым могущественным правителем своего времени, падишах решил построить башню в два раза выше, чем Кутб-Минар. Но последние годы правления его были не самыми удачными и, когда возвели лишь первые 24,5 метра минарета, султан умер…
Каждый раз, посещая подобные достопримечательности в разных странах мира, поражаешься, как наши предки могли строить столь грандиозные сооружения, не имея автомобилей и грузоподъемной техники!
Кстати, не забудьте, отправляясь на экскурсию в этот археологический парк, прихватить с собой орешки. Здесь можно не только дышать историей, но и развлекаться с Чипом и Дейлом.
Мечеть Кувват-уль-Ислам поражает именно резьбой на потолке купола и на колоннах.
Дяденька-охранник увидел мои упражнения с фотоаппаратом и предложил снять снимок с другого ракурса, чтобы видно было и туристов, и купол.
Хотя мы уже насмотрелись таких резных колонн, путешествуя по штатам Раджастхан и Мадхья-Прадеш, посещая индуистские и джайнистские храмы, бродить здесь все равно было приятно.
Высота колонны Кутб-Минар – 73 м, диаметр у основания – 14 м, у верхушки – 3 м. Внутри установлена спиральная лестница с 379 ступенями. Хотя формально это сооружение является минаретом, с которого муэдзины должны были призывать правоверных к молитве, вряд ли на практике она служила по назначению: с такой высоты кто их услышал бы в Средневековом Дели, наполненном шумом торговых улиц, криками продавцов и ревом верблюдов.
Вот как выглядело это место лет 500 назад (если бы еще достроили минарет Алай-Минар).
Вдоволь нагулявшись по парку, решаем съездить посмотреть Правительственный квартал. Снова на рикше добираемся к станции метро «Qutab Minar», откуда нам нужно доехать до “Central Secretariat”. Водитель зачем-то просит наши использованные билеты в парк. Думаю, он — в сговоре с контролером: продаст их другим туристам за полцены, а партнер пропустит их на территорию. Так что, имейте в виду, что, по-видимому, в Кутб-Минар можно сходить, потратив меньше средств.
Что еще можно посмотреть в Дели за полдня? Правительственный квартал
Двадцать минут поездки на метро, выходим на станции «Central Secretariat» и… попадаем в совершенно другую, неестественную Индию. Здесь нет грязи, нет чада, нет той дикой какофонии запахов и звуков, что окружают вас в любом городе страны.
Честно говоря, мы не могли поверить, что такая стерильность вообще может существовать где-либо в Индии. Кажется, что ходишь по декорациям какого-то фильма о будущем, а не по настоящей улице.
Самое грандиозное и узнаваемое здание Правительственного квартала выглядит так.
На момент экскурсии, мы не знали, но при подготовке статьи, я выяснил, что за дворцом Раштрапати-Бхаван находится красивый парк Могольские сады (Mughal Gardens). Сюда пускают посетителей в течение февраля каждый год.
А еще дворец президента Раштрапати-Бхаван известен тем, то здесь туристы могут посмотреть смену караула президентской охраны (Changing the guard).
Церемония смены караула длится 30 минут во дворе. Обычно она начинается в 8:00 в летнее время и в 10:00 зимой каждую субботу.
Единственное, я не видел ни одного отчета российских туристов об этом мероприятии, и, как я понял, чтобы попасть туда, нужно заранее бронировать билеты через Интернет.
С противоположной стороны от Дворца президента Раштрапати-Бхаван расположен проспект Раджпатх (Rajpath Marg), и вдалеке — арка «Ворота Индии» (India Gate).
Монумент «Ворота Индии» построен в период с 1914 по 1925 годы. Первоначально он назывался «Мемориал всех войн в Индии». Его возвели в память о 82’000 солдат индийской армии, погибших в Первой мировой во Франции, Фландрии, Месопотамии, Персии, Восточной Африке и в Галлипольском сражении, а так же, на Ближнем и Дальнем Востоке, в Третьей англо-афганской войне.
В 1971 году Индира Ганди открыла рядом с «Воротами Индии» Могилу неизвестного солдата в память о героях Третьей индо-пакистанской войны. В общем, для индусов это место — как Александровский сад у стен Кремля в Москве для россиян: сакральное место.
От Дворца президента до Ворот Индии расстояние составляет 2,5 км. Стояла жара, поэтому пешком идти было лень. Мы решили к арке не приближаться. На рикше уехали на Мейн-Базар, где нужно было успеть купить новый чемодан (в старом сломались колесики), поужинать, выписаться из отеля и добраться в Международный аэропорт имени Индиры Ганди. Вечером летим в Гоа…
О том, как из аэропорта «Даболим» в Гоа мы попали на пляж Палолем (Palolem Beach), расскажу в следующей главе с отзывом об отдыхе в Индии самостоятельно. Сейчас лишь отмечу, что на предыдущем фото вдали за «Воротами Индии», видна небольшая башенка. Это — купол на крепости Пурана-Кила, об экскурсии в которую я рассказал во второй главе отчета. Если будете составлять свой план экскурсий по Дели, учтите, что эти достопримечательности находятся совсем рядом друг от друга (там же и столичный зоопарк).
На этом повествование о том, как провести в Дели несколько часов, заканчиваю. Думаю, у меня прямо путеводитель по столице Индии получился.
Если вы прочитаете четвертую главу из раздела «Индия. Гостевые», сможете узнать интересные факты от Михаила Шмакова о минарете Кутб-Минар и Правительственном квартале, увидеть интерьеры храма Акшардам и Храма Лотоса.
В первой главе отчета о нашей поездке в Индию в 2015 году говорится, как пройти пешком от вокзала «Нью-Дели» на Мейн-Базар и как найти билетную кассу для иностранцев, где можно купить проездные документы на индийский поезд. Так же там рассказывается, как на метро доехать во внутренний терминал Т-1 аэропорта имени Индиры Ганди.
Во второй части отчета о путешествии в 2017 году даны советы, где вкусно покушать на Мейн-Базаре, а так же размещен фотоотчет об экскурсии в крепости Красный форт и Пурана-Кила.
В общем, теперь у вас есть готовый план, как провести полдня, день или два во время вашего отпуска в Дели. Если вы считаете, что информация оказалась полезной, для организации путешествия, буду благодарен, если поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.
А сейчас, до встречи в тринадцатой главе. В ней я расскажу, где в Индии можно отдохнуть на море, какие плюсы и минусы у каждого курорта и понравилось ли нам на Южном Гоа.
Какие бурундуки в Индии «хвостатые»… в отличие от наших, уральских. Как-то мы с разницей в несколько дней выложили фото своих бурундуков, Сергей! 🙂
Резьба, орнаменты на минарете Кутб-Минар в Дели… просто мозг вскипает, когда представляешь этот труд. Сколько людей трудилось над этим чудом? Как долго всё это делалось? Красиво!
Снимок №23 «Купол мечети Кувват-уль-Ислам» впечатлил. Не зря гонял туристов!
Привет, Галина! Наверное, сейчас — «сезон бурундуков», вот мы и опубликовали их фотографии одновременно. 🙂 По поводу филигранной резьбы на стенах зданий комплекса Кутб-Минар, тысяч других храмов по всей Индии — если подумать, наверное, время было такое. И это касается не только архитектуры: картины раньше писали как тщательно, музыка классическая насколько сложна, скульптуры эпохи возрождения намного более детальные, чем современные.
Даже наличники на окнах наших деревенских домиков 100 лет были более вычурными, резными, чем сейчас — повесят доску, покрасят, вот и все. 🙂
Отлично!
Спасибо, Сергей! Немногословный, конечно, отзыв у Вас получился, но приятно… 🙂 Есть что-то такое в индийской атмосфере, что постоянно тянет к себе. Прошло вот лишь только полгода с тех пор, как мы вернулись из Индии, а уже тянет снова обратно.
Когда Миша Шмаков написал первый отзыв о своих путешествиях в Гоа и Кералу, и затем выяснилось, что он там побывал 5 раз, я удивлялся: «Что там смотреть?» Сейчас он собирается в отпуск в Кералу, это будет его 6-я поездка в Индию. И я уже не удивляюсь… 🙂
Минареты впечатлили, красиво украшены. Кстати, сейчас при строительстве сметы тоже раздувают, только вот красоты от этого не прибавляется. Душевно раньше строили, чтоб глаз радовался и душа пела.
Сергей, отрывок из твоего дневника мне очень понравился и почему-то напомнил произведения Эрнеста Хемингуэя. Эх, давненько я его не читала! После твоего отрывка даже захотелось снова перечитать.
Упрощение в архитектуре, живописи, литературе и в других жанрах искусства — наверное, дань человечества научно-техническому прогрессу… Интересно, такую кропотливую работу над Кутб-Минаром проделали потому что искренне хотели создать красоту, или двигатель всего — тщеславие султана. Ведь Кутб ад-Дин Айбак строил этот минарет в надежде превзойти Джамский минарет, что находится на северо-западе Афганистана. На нём тоже тысячи изразцовых узоров, и высота — 60 метров…
То, что мои скромные потуги рассказать о путешествии по Индии вызывают желание перечитать Хемингуэя — неожиданный побочный эффект ведения блога. 🙂 Думаю, это — хороший повод продолжать вести блог… и пойти почитать что-нибудь самому. 🙂
Великолепно, Сергей! Посетить Дели в августе — заслуживает отдельной похвалы. Когда смотрела на Кутб-Минар, ощущение абсолютного новодела. Пыталась найти снимки его же 30-40-х годов прошлого века — не нашла.
Глубина резьбы по камню в Индии поражает. В 2008 году во дворе Красного Форта в Агре увидела резчиков по камню — резали тетивой, натянутой на лук (типа). Резьба такая же, как и в старых сооружениях.
По поводу мастерства древних строителей и наших построек — мне кажется, мы (наша цивилизация) где-то надолго потеряли темп… Наверное, в Средние века. Стоя на таком фундаменте, мы должны быть много дальше и искуснее.
Удачного отдыха и легкой дороги!
Инна, я Вас в заблуждение ввёл: мы были в Индии с 18 февраля по 8 марта 2017 года, а экскурсия к минарету Кутб-Минар и к Президентскому дворцу, в этой главе отчета описанная случилась 28 февраля. Просто не получается у меня быстро написать отзыв, вот и публикую по-маленьку… уже в течение 5-ти месяцев…
Погода в конце февраля в Дели была вполне приятная. Вот, когда улетали с Гоа 7 марта, тогда уже пекло стояло — не походишь так просто по паркам, наверное.
Не знаю, как темп, но душу мы в Средние века или чуть позже, по-видиму, потеряли…
P.S. Не знал, что реставрация Красного форта производится аутентичными орудиями труда — думал, «тяп-ляп», по-современному. Молодцы индийцы!
Здравствуйте, фотографии из этого отчета об экскурсии в Дели — супер! Очевидно, для Вас объектив Nikon 24-70mm f/2.8 стал основным в путешествиях.
Большое спасибо, Сергей, за комплимент! Развиваться есть куда: например, мне очень трудно снимать крупноплановые фотографии, и я жалею, что и в этом рассказе про Дели их нет. Репортаж об экскурсии по столичным достопримечательностям был бы интереснее, если бы в нём присутствовали портреты людей крупным планом (лицо, или даже только глаза), какие-то детали архитектуры…
В ноябре 2011 года я купил свою первую зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55 и фотографировал ею до лета 2013. А потом приобрел телеобъектив — сразу же отпало желание фотографировать КИТом… Очень скоро взял ширик Samyang 14mm f/2.8 и позже — профессиональный репортажник Nikon 17-55mm f/2.8, предназначенный для КРОПнутых камер.
И вот, весной 2014 года отправился с этим набором в Китай и в Таиланд. Каково же было моё удивление, когда по возвращению из путешествия обнаружил, что 90% снимков получены на Никон 17-55/2.8, и лишь по 5% приходится на широкоугольник и на телеобъектив! Тут всё понятно: основной жанр в поездках по дальним странам — стрит-фото и репортаж. Универсальные фокусные расстояния удобны тем, что ты можешь в любой момент переключиться с широкого угла для съемки в тесной пещеры на портретник для фотографирования местных жителей, и обратно…
Поэтому, при переходе на полный кадр Nikon D610, вопроса о выборе штатного объектива не стояло: только с универсальными фокусными, и с хорошей светосилой. Репортажник Nikon 24-70mm f/2.8 полностью удовлетворяет этим требованиям, поэтому им чаще всего и снимаю. 🙂
Спасибо Вам за развернутый комментарий, Вы делаете очень большое дело. Благодаря Вашему сайту и Вашим фотографиям я выбрал себе Nikon D750 и Samyang 14mm f/2.8…
Отличные фото и рассказ. Пальмовые белки чисто наши бурундуки, 3 дня как с тайги вернулся, если бы не написали — не отличил бы (ну разве что окрас у бурундуков чуток темнее).
Спасибо, Алексей! Этих белок мы видели и в Шри-Ланке, и в Индии во время двух путешествий. И были уверены, что это — бурундуки. Только при подготовке этой главы отзыва случайно узнал, что, все же — пальмовые белки. 🙂
Век живи — век учись! На прошлой неделе смотрел передачу о путешествиях, и с удивлением узнал, что горбатые индийские коровы — это, на самом деле, не бурёнки вовсе, а зебу…
Про горбатых коров в Индии тоже не знал, хотя в Тае целую передачу о них на английском слушал (из США завезли в северные провинции), и нигде не сказали, что это зебу. Точно, век живи — век учись!
Сергей, возник вопрос: при посещении храмов нужно оставлять обувь — какие шансы, что кроссовки будут ждать нас на выходе (например, в Акшардхаме)?
Наталья, ловлю себя на мысли, что за 2 путешествия по Индии в действующие храмы мы не заходили ни разу. Один раз попросили снять обувь, когда мы вошли в храм в городке Кхаджурахо, но там — музейный комплекс, всё под охраной. Поэтому вопроса безопасности обуви не возникло.
На Шри-Ланке при посещении пещерного храма в Дамбулле платили где-то 20 рублей, чтобы сдать обувь в импровизированную камеру хранения (так сказать, деньги за вход в храм брать нельзя, а плата за охрану кроссовок — вроде как, благотворительность).
Попрошу Михаила Шмакова ответить — он только по храмам и ходил.
P.S. Насколько понимаю, такая мысль по поводу обуви у храма в Индии Вам пришла после просмотра фильма «Миллионер из трущоб». 🙂
Наталья, в Акшардхаме у вас точно обувь не упрут — там камера хранения. Не помню, возможно, надо будет дать рупий 10. Обычно, в храмах-музеях эта услуга платная, в действующих храмах — просто оставляете в сторонке от входа. Платить не надо. Бывает, местный скажет, что посторожит — тогда надо дать денюжку. Никогда не спрашивайте сколько — взяли обувь и дали 5-10 рупий.
У нас для путешествий хорошая обувь: Геокс, Пума, Эко — ни разу, нигде и никто не покушался.
Несколько советов.
1. Возьмите по паре носок, если вас беспокоит санитария.
2. Не носите деньги в бумажнике (не помню точно, но кажется, я свой сдавал в Акшардхаме).
Возможно, вы захотите поприсутствовать на молитве (очень советую) — надо сесть на пол, как индусы, по-возможности подожмите пятки под себя.
3. Наменяйте мелочи. Если вы захотите подойти к алтарю, и вас брамин благословит — положите маленькую денюжку в специальный ящик.
4. Подавать и брать — только правой рукой (левая — нечистая), здороваться, приветствовать — тоже.
5. Смотрите на других и смело повторяйте за ними (брамин совершил очищение огнем — сложите ладони лодочкой, зачерпните огонь и умойтесь им — просто, как пример).
6. Около каждого храма продают «дары богам» для пуджи — цветы, угощения на листьях банана. Брать не брать — ваше дело. Взяли — поднесите богам (опять, смотрите, как делают местные). Обычно, надо подать дары брамину.
7. Еще про одежду: у женщин прикрыты плечи и юбка ниже кален; мужчина — брюки. В некоторых храмах можно купить дхоти — а зачем? Проще один день отходить в джинсах или брюках.
Если есть еще вопросы — спрашивайте. Рад буду помочь!
Просто, люди в Гоа предупреждали на пляже или у храмов следить за обувью, так как для индусов это — подарок «от Бога». Они не могут позволить купить себе нормальную обувь, и та, что плохо лежит, может уйти…
Может, пара простой обуви и осчастливит кого-то, но не хотелось бы босиком добираться в отель.
Думаю, стоит с собой в Индию взять пакеты — в них складывать обувь, когда будет экскурсия в храм.
Насколько помню, Михаил говорил, что на входе в Акшардхам забирали все вещи (фотоаппараты, ключи даже) — наверное, и гардероб для обуви у них есть.
Будем считать что храм — это святое место! До этого всегда было все в порядке.
Сергей, как на счет такси? До храма мы доберемся на такси из отеля или метро. А обратно ловить на улице или через ближайший отель?
Забронировали жилье ближе к аэропорту: по отзывам, метро — в 15 минутах ходьбы.
Ох, и утомила я Вас мелочными распросами!
Наталья, отчеты о путешествиях — мои любимые «дети». На них тратится очень много времени и сил, но комментируют мало. А любому автору важна обратная связь. И, когда вы задаете вопросы по организации поездки по Индии, я снова туда переношусь мысленно. Поэтому мне Ваши вопросы — в радость. 🙂
Мы по Дели ездили на моторикшах. Пробовали на велорикшах — медленно. На такси передвигались только два раза: из отеля в аэропорт. Просили вызвать машину в нашем отеле, там же заранее спрашивали, сколько стоит. По-моему, с Мэйн-Базара — 400 или 450 рупий. Ну, еще 50-100 рупий давали водителю, как чаевые.
Вызывать такси через отель дороже, но, поймать на улице не всегда просто (к тук-тук это не относится). Есть стоянки такси. Проще спросить, где ближайшая.
Сергей, спасибо! Спасибо за ответы и советы! За статьи, которые просматриваю, перечитываю.
С такси все понятно. Сегодня загуглили предполагаемые маршруты от отеля до мест назначения, сделали распечатки со всеми видами транспорта. Пока собирались в Акшхардхам, перевесил вариант с Кутб-Минаром и его окресностями (готовим орешки для бурундуков, передадим им от вас привет).
Оказывается, вокруг столько неизведанного и не туристического… по местным огородам… где можно сделать множество фотографий (жирный минус Акшардхаму)! Выглядели рядом с Кутб-Минаром такое место, как Jain Mandir Dadabari (необычную мечеть в лесочке) и др. Решили туда обязательно попасть.
Подготовка идет полным ходом! Кстати, про визы: с электронной почты визового центра пришло два письма, где нас успокаивали, что все будет в порядке на таможне, и нас пропустят в город. Так что, почта работает!
Ох, бурундуки без нас соскучились! Обязательно привет передавайте, и самолетам, пролетающим нат Кутб-Минаром, машите привет от нас. 🙂
Да, для меня тоже места, куда меньше ездят туристы, более интересны. Когда сейчас готовил карту для рассказа Миши Шмакова о поездке в Индию в 7-й раз, рассматривал карту Дели при большом увеличении. Тоже нашел кучу мест, куда очень хотелось бы попасть. Например, к юго-востоку от крепости Пурана-Кила находится птичий заповедник Окхла (Okhla Bird Sanctuary).
И чуть ли не в каждом парке, в каждом лесочке в Дели — какие-нибудь развалины. Например, в «Гугл-просмотр улиц» захожу смотреть Bhuli Bhatiyari Ka Mahal на севере парка Central Ridge Reserve Forest — крепость, судя по виду и фоткам туристам, не восстановленная. Конечно, по такому месту побродить в 10 тысяч раз интереснее, чем по Красному форту или Перана-Кила!
Обязательно отпишитесь по возвращению — очень интересно узнать, каково Ваше мнение об Индии.
Порекомендуйте, за сколько часов приехать в аэропорт в Дели при вылете? Слышала про большие и медленные очереди. Вылет у нас в 5 утра. К 2-м часам ночи нормально будет?
Регистрация на рейс начинается не раньше, чем за два часа, к 2 часам — нормально. На входе в аэропорт Дели приготовите паспорта и билеты, если билеты в смартфоне — откройте страничку.
Мы тоже приезжали в аэропорт, как обычно (за 2-2,5 часа) — очередей оба раза не было. В билете обязательно должны быть прописаны ваши фамилии. В рассказе об отдыхе на Гоа в 2017 году я писал, что в авиабилете их не было — не пустили в зал вылета.
Ок! Проверила распечатку билетов — все написано! Теперь, главное, чтобы «Air Astana» ничего не меняла в расписании, а то из-за этих «сказочников» приходится ночевать а Алма Ате, Астане и Дели. А такой легкий маршрут был в начале планирования!
Зато наше маленькое путешествие в 2 недели можно назвать «Гранд туром» с посещением 4 столиц: Астаны, Дели, Коломбо и Мале.