Четвертую часть отчета о грандиозном мероприятии на новогодние выходные – о поездке на машине по интересным местам Пермского края, мы закончили на невеселой ноте: рассказе об экскурсии в мемориальный комплекс жертв политических репрессий «Пермь-36». Что же, постараемся отбросить печальные мысли и поедем дальше. Из первой части отзыва о путешествии мы помним карту маршрута, и знаем, что следующая остановка – деревня Хохловка. Здесь 17 сентября 1980 года открылся филиал Пермского краеведческого музея – архитектурно-этнографическая экспозиция, представляющая образцы деревянного зодчества Южного и Северного Прикамья, построенных начиная с 17-го века. Мне давно уже приходилось слышать восторженные отзывы об этой достопримечательности, поэтому решено было включить посещение её в программу нашего новогоднего тура.
Отзыв об экскурсии в архитектурно-этнографический музей «Хохловка»
Находится экспозиция на окраине деревни Хохловка, в 45-ти километрах от Перми или в 143-х километрах от села Кучино Чусовоского района, где мы посещали колонию политзаключенных. По пути пересекли мосты с живописнейшим видом на Камское водохранилище через реку Чусовая и Кама, потом блуждали по какому-то поселку и, наконец, подъехали к центральным воротам музея. Пришлось немного покружить в поисках места для стоянки автомобиля.
На территорию зашли в 15:40, а солнце должно было зайти за горизонт в 16:40, поэтому быстренько купили билеты и отказались от настойчивого предложения экскурсовода осмотреть сначала усадьбу зажиточного уральского крестьянина – нам хотелось успеть сфотографировать деревянные строения Хохловки в режимном свете. Пошли бродить по дорожкам самостоятельно.
Сначала заглянули в гумно, где можно увидеть крестьянские телеги и предметы, используемые для молотьбы зерна.
Построили его в конце 1920-х годов в селе Ошиб Кудымкарского района. В музей под открытым небом строение перевезли в 1981 году.
Следующий объект – деревянная Церковь Преображения 1707 года постройки, доставленная в Хохловку в 1983 году из села Янидор Чердынского района.
Здание церкви было реконструировано в 1960-1962 году по месту нахождения. Второй раз реставрационные работы проводились в 1984-1985 годах уже после «переселения» в музей.
В храм можно зайти. Вот как он выглядит внутри.
Конечно, посетителей привлекает издалека и старинная ветряная мельница.
Раньше она принадлежала мельнику по имени Сафрон Кузьмич Рахманов, проживавшему в деревне Шихари Нововознесенского сельсовета Очерского района. В 1931 году мельница перешла в собственность колхоза, а в 1950-м во время урагана с нее сорвало крылья. Но до 1966 года на ней продолжали молоть, использовав в качестве привода тракторный двигатель. В музей Хохловка деревянная реликвия попала из Шихарей в 1977 году.
Интересно, в скворечниках по весне селятся птицы?
Если да, представляю, как здесь интересно наблюдать за пернатыми, когда, наверное, вся округа наполняется чириканьем птенцов!
Музейный комплекс располагается на живописном берегу Камского водохранилища на полуострове Варнач. Опытные туристы говорят, что лучше сюда приезжать летом, будет намного красивее.
Представляю: зелень вокруг и голубое «Камское море» до горизонта, берег изрезан.
Еще один интересный экспонат – сторожевая башня из села Торговище Суксунского района.
Село Торговище основано на одной из остановок водного пути по реке Сылва еще во времена Ивана Грозного. Для защиты от кочевников (башкиры, наверное, имеются ввиду) был построен острог с 8-ю башенками, огороженный рвом с водой. Деревянная крепость простояла до конца 18-го века. Сторожевая башня «Спасская проезжая» была построена в XVII веке, в 1899-м году сгорела. Селяне построили уменьшенную копию, которую в 1971-м и перевезли в музей «Хохловка».
В общем, пока мы ходили по территории архитектурно-этнографического комплекса, солнце окончательно скрылось за горизонтом и внутрь крестьянской усадьбы мы уже не стали заходить (можно, как я понимаю, только с экскурсоводом туда попасть). А жаль! Смотрел фотографии других фотографов, съездивших в Хохловку – понравились «натюрморты» с деревенской утварью, снятые при естественном свете от окна.
Посмотрите видео, снятое с дрона, чтобы представить, что из себя представляет этот архитектурный музей.
Подводя итого экскурсии, могу сказать, что мы были не очень впечатлены. То ли повлияло подавленное настроение после музея «Пермь-36», то ли тот факт, что мы уже видели подобную экспозицию деревянного зодчества Урала под открытым небом в окрестностях Екатеринбурга: в деревне Нижняя Синячиха. Думаю, жителям Перми будет интересно побывать в Хохловке. А вот тем, кто живет в Свердловской области проще добраться в Синячиху. Кроме того, если не заходить внутрь строений, фотографировать у нас можно и бесплатно. Там тоже можно увидеть усадьбы XVII…XIX веков, принадлежавшие зажиточным крестьянам, деревянную мельницу, острог и пожарную башню. Лучше бы мы съездили в Белогорье и сфотографировали Свято-Николаевский мужской монастырь – зимой там все покрыто инеем, получаются просто волшебные фотографии.
Маршрут нашей автомобильной поездки по Пермскому краю на длинные новогодние выходные включал еще упомянутую Белую гору рядом с Кунгуром и, заодно, Ледяную пещеру. Но к вечеру погода испортилась: потеплело и стало пасмурно (не будет подходящего для фотографий света). Поэтому решено было пропустить Белогорье, поехали ночевать к родственникам в Красноуфимск. По пути заглянули в Пермь, чтобы удостовериться в одной простой мысли: «Счастье — не за горами!»
История музея-заповедника под открытым небом «Хохловка»
Очень трудно найти какие-либо документы в Интернете. Удалось только узнать, что открыть такую экспозицию деревянного зодчества Северного и Южного Прикамья предложил в 1966 году историк архитектуры Прикамья Александр Сергеевич Терехин. Через 2 года, в 1968-м главный архитектор Пермской области Николай Николаевич Кукин решил, что лучшая площадка для нее – окраина села Хохловка. Для согласования всех формальностей приезжала московская комиссия под руководством В.В. Маковецкого. По результатам всех этих действий в апреле 1969 года Пермский областной исполнительный комитет постановил создать здесь музей.
Хохловка. Как добраться на машине или на автобусе
Если вы решили доехать в Хохловку из Перми на автомобиле, то маршрут следующий: микрорайон Гайва (лучше ехать по Коммунальному мосту и потом через Сосновый бор). Тем, кто захочет добраться в музей из микрорайона Мотовилиха, проще ехать через Камскую ГЭС. Выезжаем на улицу Гайвинскую, проезжаем заводы «Камкабель» и «ЖБК №7» и на Т-образном перекрестке сворачиваем налево: на Ильский тракт. Через 9 километров увидим указатель «на Скобелевку» направо. Координаты GPS архитектурно-этнографического музея «Хохловка»: 58.258092, 56.260875.
А вот добраться сюда на автобусе – как всегда, мутный вопрос. Официальная группа музея во Вконтакте сообщает, что доехать можно на пригородном маршруте №487 от остановки «Центральный рынок» (автовокзал). Но на различных форумах туристы пишут, что этот автобус иногда не приходит вовремя или, вовсе, рейсы отменяются, и поэтому лучше доехать на №340 (с автовокзала: 9:25, 14:05, 17:30, из Хохловки: 10:45, 15:10, 19:00). Думаю, проще позвонить в справочную музея или по телефонам на официальном сайте Хохловского сельского поселения (http://hohl.permraion.ru/page/transport).
Цена билета на вход в музей – 120 рублей с человека. Официальный сайт утверждает, что время работы: с 10:00 до 18:00 без выходных (кроме последнего понедельника месяца, когда проводится санитарный день). Но на других площадках упоминается, что с 1 июня по 31 октября заведение открыто с 10 до 18-ти, с 1 ноября по 31 мая – с 9-ти до 17-ти. Во время нашей экскурсии 5 января они закрывались в пять часов вечера. В общем, проще позвонить и проконсультироваться.
За сим эпопею с рассказом о поездке по Пермскому краю на машине заканчиваю. Как уже сказал в первой части отзыва, нам путешествие понравилось не меньше, чем приключения в Гималаях в Индии в ноябре 2015 года, хотя денег на сие мероприятие затратили в 10 раз меньше. Особенно рекомендую, конечно, посетить природные достопримечательности из нашего маршрута: Каменный город, Усьвинские столбы, камни Полюд и Ветлан на Северном Урале. Карту с описанием маршрута и GPS координаты каждого интересного места, что мы постелили, можно увидеть в первой главе. Мы для себя поставили цель съездить в Пермский край еще и летом, заглянуть в Соликамск и Чердынь, где полно древних улочек и церквей, сходить на Помянный камень и к Жигаланским водопадам. Но, поживем – увидим. Удачных, вам друзья, путешествий по родной земле!
На подобной телеге, только попроще немного мне приходилось ездить в детстве. У нас была лошадь, и я сам запрягал, распрягал и прочие дела.
Бассейн Сылвы мне кажется, был за вогулами, хотя и башкиры, наверное, могли иногда свершить набег, но вряд ли. Название — Торговище говорит скорее всего, что там было что-то типа ярмарки. Народ собирался поторговать или обменять товар.
Фото 12. вполне режимное получилось. Мне кажется, там не хватает теней на переднем плане. Чуть-чуть бы больше простора впереди.
Я тоже с дедом на сенокос и в лес по дрова именно на такой телеге ездил. 🙂 Сейчас, мне кажется, в основном, уже на резиновом ходу их делают. Вообще, дед удивлялся как быстро технический прогресс идет: в его детстве еще рожь серпом жали, цепями мололи, а в моё — все это комбайны проделывали. Правда, когда он вырос, то построил себе такую же ветряную мельницу. И был зажиточным мужиком, поскольку молоть возили зерно со всех ближайших окрестностей.
В тексте написано было «кочевники». Мне казалось, что манси они были охотниками. Но утверждать не могу. Да и у каждого автора свои нововведения в тексте, которые искажают смысл. Вот, например, до революции в России говорили «завоевание Сибири» или «покорение», а во времена СССР стали писать «вхождение Сибири в состав Российской Империи». Вроде бы тоже самое, но смысл отличается кардинально. 🙂
Про фото №12 согласен. Вообще, снимки в этом отчете мне не нравятся. То ли меня Хохловка разочаровала, то ли на душе было погано с утреннего посещения музея Пермь-36, но кадра не видел. 🙁 Многие фото сняты с поляризационным фильтром — с цветопередачей беда и резкость упала. Недоволен.
Насчет кочевников не оспариваю. Все тексты пишут люди, и каждый может ошибиться или сделать описку. Да, манси — охотники. Я чисто свое мнение высказал, что вряд ли там были кочевники.
По поводу цвета, думаю, особо переживать не стоит. Всё в этом мире относительно (не мной сказано).
Ого, целое скопище скворечников. Сторожевая башня очень понравилась. Красиво.
Сергей, почему «к Жигаловским водопадам»? Имеешь ввиду водопады на реке Жигалан, что стекают с плато Кваркуш? Правильнее написать «к Жигаланским водопадам». Мы ездим на них через Североуральск. Проезжаем границу «Европа-Азия» и любуемся видами Главного Уральского Хребта и со стороны Свердловской области, и со стороны Пермского края.
Кстати, у подножия ГУХа есть турбаза «Звезда». Там можно остановиться и совершить подъём на хребет. Особой физической подготовки не требуется, главное — обувь и тёплая одежда, наверху холодно.
Спасибо за поправку, Валентина! Правильно: речь идет о Жигаланских водопадах. Исправлю в отчете.
Не выдержу, дам ссылку на отчет замечательного фотографа, снимающего на Nikon D5100 просто шедевральные отчеты. Он поднимался на плато Кваркуш и снял просто потрясающие снимки Жигаланских водопадов. Пример для подражания! Именно за такими фотками хочется отправиться еще на Северный Урал.
den-solotareff.livejournal.com/90907.html#cutid1
По тегу «Пермский край» можно увидеть еще отчеты о тех местах, что я у себя описал: музей под открытым небом «Хохловка», камни Ветлан и Помяненный, Каменный город и Усьвинские столбы, Кунгурская пещера. Я получил удовольствие от фоток его.
Посмотрела по ссылке — красивые фотографии пейзажей Урала. Но вот, как вода в Жигаланском водопаде снята, мне не понравилось: неестественно, какое-то кисель-молоко.
Ну, конечно, на вкус и цвет… Мне нравятся фотографии водопадов именно с размытой водой. Жалею вот, что нет у меня нейтрального серого фильтра HOYA ND500 Pro, чтобы тоже так размывать. Использую полярик, но он слабенький слишком.
Валентина, и отдельное спасибо за наводку по месту остановки для восхождения на Главный Уральский Хребет. Я туда пока серьезно не собираюсь, но обычно всё происходит спонтанно. Теперь буду знать, куда заглянуть, если соберусь в пеший поход по Северному Уралу. 🙂