Давненько раздел «Походы выходного дня по Уралу» не пополнялся новыми отчетами. Сегодня расскажу о небольшой экскурсии в приятное местечко, расположенное всего в 48 км от центра Екатеринбурга. По-хорошему, туда бы осенью съездить, когда серые мраморные берега, опоясанные зеленым венком облепиховых кустов, покрываются оранжевым ожерельем зрелых ягод. Но и весной здесь здорово: «Идет-гудет Зеленый Шум, Зеленый Шум, весенний шум…» Тишина, спокойствие, пение птиц. Что еще нужно измученной душе городского человека, чтобы отдохнуть?
Содержание
- Наша поездка на машине вечером выходного дня.
- Как добраться на автомобиле, электричке или автобусе.
- Какие достопримечательности есть неподалеку.
- Про освещение портретов внешней вспышкой при съемке на улице.
- Заключение к отзыву.
1. Отзыв о нашей автомобильной поездке выходного дня к карьерам
Мы отправились в Колюткино уже ближе к вечеру: в 16.00 Мирослав просыпается, потом мы полдничаем и лишь затем готовы к путешествию.
Дорога к достопримечательности простая и знакомая (по ней мы не один раз ездили, разыскивая интересные места в Свердловской области): выбираемся на Тюменский тракт, сворачиваем на Каменск-Уральский, доезжаем до перекрестка на Двуреченск. От железнодорожной станции Колюткино нужно 2,2 км проехать по грунтовке (ниже расскажу, что, возможно, есть более удобная дорога до карьера). Бросаем в поле, звенящем птицами, машину и к первому Малому карьеру идем пешком (там 200 метров всего). Дорога к нему утопает в зарослях облепихи.
Признаюсь честно: первое впечатление от Малого мраморного карьера в Колюткино не ахти — небольшая лужица, заросшая тиной, исписанные вандалами стены, пятна костровищ. Но я знал, что на фотографиях эта достопримечательность выглядит великолепно: в воде отражается небо — если приехать в пасмурную погоду, водное зеркало будет зелено-свинцовым.
Согласно информации на сайте Uralmines, добычу мрамора на этом месторождении вело ООО «Ключевский мраморно-гранитный карьер», а подготовку к освоению организовало ОАО «Ключевский завод ферросплавов» из соседнего поселка Двуреченск (с 1991 года).
А вот Павел Распопов, главный редактор портала Ураловед, пишет, что мрамор в Колюткино стали добывать еще в 1711 году. Советую почитать его обзор, в котором приведена интересная информация об истории села, местной церкви, о здании фабрики по производству мешков. Там же можно увидеть фотографии Базальтовых скал, на которые мы попасть не смогли, потому что уже нужно было возвращаться домой.
Полюбовавшись этой рукотворной достопримечательностью, идем искать Большой карьер. Вдоль тропы то тут, то там лежат огромные глыбы породы.
Большой карьер зарос не так сильно, поэтому фотографировать его легче. С юго-восточной стороны берег высокий, сложен из гигантских мраморных ступеней.
Воздух спокойный, ни дуновения ветерочка. Со всех сторон доносятся весенние трели птиц. В зарослях вдоль берега приютились рыбаки.
Просматривая редкие фотоотчеты других туристов, посетивших эту достопримечательность, я уже знал, что в Большом карьере хороший вид для фотосессий открывается с северо-западного берега. Идем туда.
Не знаю, когда были начаты работы по добыче породы в этом «озере», то ли в 1991 году, то ли в 1711, но, если задуматься, сколько историй в этом месте! Село упоминается в документах 1708 года: сообщается, что налетели «мирные» башкиры и всё сожгли. В «Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона», издававшемся в Российской империи с 1890 по 1907 гг., есть упоминание и о нашем месторождении.
Как видим, в энциклопедии написано, что в самом селе мрамор бело-серый с темными полосками, а к северу от поселка – белый. Порода даже имеет свое название: «колюткинский мрамор». Также в здешних землях встречается кианит и авантюрин.
Мрамор – это метаморфическая горная порода, которая состоит из кальцита CaCO₃.
Кианит – минерал синего цвета, похожий на драгоценный камень, но в ювелирной промышленности редко используется. В основном, из него делают огнеупоры и фарфор.
Авантюрин – это мелкозернистая разновидность кварца, поделочный камень. Может иметь красно-бурый, серо-желтый и зеленый цвет.
Да, отвлеклись. Вот виды на юго-восточную часть Большого карьера.
За сим наша экскурсия подошла к концу. Я планировал еще заехать посмотреть (и подняться на них) Базальтовые скалы – геоморфологический памятник природы, но уже вечерело, нужно было возвращаться в Екатеринбург, кормить нашего самого младшего участника экспедиции. На прощание сфотографировали веточки облепихи и пообещали себе, что приедем на пленэр сюда как-нибудь по осени.
Каков наш отзыв? Ничего сверхординарного вы здесь не увидите, но приехать прогуляться вечером можно. Симпатичные водоемчики, буйная растительность вокруг – здорово!
2. Как доехать до Колюткинских мраморных карьеров?
Для тех туристов, кто решит поехать сюда на автомобиле, даю координаты GPS:
- Малый карьер: 56.62372,61.19639.
- Большой карьер: 56.62471,61.19943.
- Подножие Базальтовых скал: 56.61654,61.19859.
- Начало тропы на вершину Базальтовых скал: 56.61677,61.20074.
Отмечу, что мы поехали по навигатору Maps.me, и он заставил нас свернуть с трассы Р-354 «Екатеринбург — Каменск-Уральский» на повороте на Двуреченск. Там нам пришлось 2,2 км ехать по лугу по плохой грунтовке. Сейчас изучаю карты Гугл и вижу, что лучше было проехать чуть подальше: перед селом Большебрусянское есть поворот направо на Колюткино (56.640030, 61.228878) — там дорога должна быть явно лучшего качества, поскольку по ней ездят дачники.
Базальтовые скалы находятся в 2-х км от карьеров. Когда я ввел координаты GPS, навигатор написал, что дорога у нас получится 14 км (делает несколько петель). Поэтому лучше добираться именно по второму варианту: по указателю на Колюткино, а не на Двуреченск. И желательно заранее изучить маршрут, чтобы перемещаться по месту без подсказок навигационной системы.
На карте: 1) оранжевая линия — асфальтовый участок пути при повороте на Двуреченск; 2) розовая — грунтовая дорога в поле; 3) синяя — пеший поход к малому и большому карьерам; 4) голубая — возможная прогулка пешком от железнодорожной платформы «47-й километр»; 5) жёлтая — «правильный поворот» на Колюткино перед селом Большебрусянское.
На общественном транспорте к этому месту тоже легко попасть: от центрального железнодорожного вокзала Екатеринбурга в Каменск-Уральский с 6.53 до 20.49 каждый день 6 раз ходит электричка (в пути 1 час 9 минут). Выходить нужно на остановочном пункте «47-й км» (Каменск-Уральское направление).
От станции до Базальтовых скал идти 3 км. До Мраморных карьеров — те же 3 км.
На следующем видео можно посмотреть, как выглядит дорога к описанным выше достопримечательностям и их расположение на карте.
3. Какие интересные места посмотреть в этом районе?
Всего в 7 км от Колюткино расположена деревня Гилёва. Здесь по весне можно посетить Гилевский водопад (падение потоков с высоты 1.5, 2.5 и 5 м) на реке Брусянка.
По дороге в Гилёва есть деревня Шиши – там весной так же можно увидеть небольшой рукотворный водопад (правильнее, наверное, сказать «порог»). Вот, посмотрите фото на сайте Автобродяга.
В 2 км от Гилёвского водопада – село Черноусово. Мне, как фотолюбителю, хотелось бы снять там здание старинной фабрики (вот увлекательный рассказ об истории этого предприятия). Еще есть плотина.
Если ехать от Колюткино дальше на северо-восток, то в 40 км от села можно посетить знаменитый порог Ревун на реке Исеть близ деревни Бекленищева. В разделе «Походы выходного дня по Уралу» у меня дано подробное описание этой достопримечательности и интересных мест поблизости (церковь Илии Пророка в селе Смолино, Смолинская пещера, скалы в селе Щербакова, Волковская плотина и Исетский каньон).
Ну и так, для информации, в статье с отзывом о походе на скалы Семь Братьев и Три Сестры я приводил карту с расположением еще одной горы с названием «Три Сестры» в селе Курье. По пути к ним – огромный Асбестовский карьер длиной 11 км и Уральский Марс (Полдневский участок Троицко-Байновского месторождения огнеупорных глин).
Вот карта расположения этих достопримечательностей.
4. Про съемку портретов у карьеров с освещением естественным светом и внешней вспышкой
Все фотолюбители знают, что фотографировать лучше в режимное время, когда свет мягкий. Но мы, туристы, ходим по разным интересным местам часто совсем в другие часы: в полдень, когда солнце стоит в зените и оставляет жесткие тени, когда под глазами у портретируемого черные круги, как у медведя панды.
Побороть эту проблему (человек-панда) можно либо используя отражатель или вспышку для заполнения теней, либо поставив модель под укрытие, чтобы получить на лице рассеянный свет. Но солнечным днем все равно снять качественное фото не получится, придется идти на жертвы. В случае фотосъемки в походе это — засвеченная листва.
Чтобы снять этот портрет с демонстрацией походного рюкзака для переноски маленьких детей, мне пришлось выбрать такой участок на маршруте, где солнечные лучи закрыты листвой, и свет равномерный (тень).
В этот раз, собираясь на карьеры в Колюткино, я решил прихватить с собой внешнюю вспышку Yongnuo YN-685N, радиосинхронизатор Yongnuo YN-622N-TX и белый зонт на просвет с переносной стойкой. Зачем? Мне казалось, что при съемке против яркого неба в пасмурный вечер будет трудно снять портреты туристов так, чтобы не «выбить в белое» небосвод и потребуется заполняющий свет (см. отдельный фотоурок на эту тему).
В отчете снимки №4, 14 и 24 сняты с освещением от вспышки, №11, 16, 19, 22 и 23 – без нее. Рассматривая фотографии, вспоминаю слова старухи из сказки Александра Сергеевича Пушкина о рыбаке и рыбке: «Не хочу быть вольною царицей, хочу быть владычицей морскою…» Это я к тому, что много лет фотографировал в путешествиях без всяких рассеивателей и отражателей, и всё было хорошо. А вот сейчас, несмотря даже на то, что схема освещения не везде поставлена правильно (да и как ее выставить нормально, если пленэр проходил под возгласы: «Мирослав, стой, не подходи к краю! Сынок, повернись ко мне, пожалуйста! Оторвись от этого жука! Фу, комары заели!» и т.п.) результат гораздо интереснее там, где световой рисунок выполнен импульсным светом.
Думаю, теперь всегда в походы, не связанные с передвижением на большие дистанции, буду таскать с собой еще и дополнительный комплект света.
Конечно, с возможностями матриц современных фотоаппаратов можно многое «вытянуть» при обработке снимков в «Photoshop». Но профи говорят, что лучше получить заготовку максимально качественную, и тогда портреты будут лучше. Вот для сравнения как выглядят необработанные цифровые негативы снимков (RAW), снятых на Колюткинских карьерах без вспышек.
А вот заготовки, полученные с освещением при помощи вспышек Yongnuo YN-685N.
Мне очень нравится, что радужная оболочка на этих снимках светлая, присутствую блики, которые придают жизни взгляду моделей. Когда бликов нет, получается уж очень зловещий вид. Я пробовал нарисовать из в «Фотошопе», но, когда они натуральные, получается лучше.
Мда-а-а! Если не в поход, то на семейную фотосессию точно без дополнительного освещения идти уже нельзя. Даже вечером, даже в пасмурный день…
Заключение к отзыву о нашем походе выходного дня в Колюткино
Ну вот, удалось совместить в одной статье и отчет о ПВД по красотам Урала, и мини-урок по фотосъемке портретов с внешней вспышкой на улице. Буду рад, если моя писанина дала вам идею, где приятно провести выходные недалеко от Екатеринбурга. Берегите природу, друзья. Удачного отдыха и фотографий!
Сергей, приветствую! Всегда завидую (по хорошему) вашим походам. И посмотреть есть что, и пишите замечательно.
Спасибо, что освещаете не только заморские страны, но и не забываете родные края.
Благодарю, Игорь. Да, нам, жителям Среднего Урала, повезло: есть довольно много интересных мест, куда можно отправиться в небольшой поход на выходные. Хотя, нет предела совершенству: на Южном Урале (в Челябинской области и Башкирии) природных достопримечательностей больше, и они более масштабные. Сейчас вот ждем, когда закончится история с коронавирусом, чтобы отправиться куда подальше. 🙂
Освещать свои края труднее: в окрестностях Свердловской области подавляющее большинство интересных мест уже посетили, и они описаны в блоге. На многие достопримечательности мы уже съездили не один десяток раз — чего ж про них на сайте писать? 🙂
Отличный рассказ и замечательные снимки.
Позвольте заметить, что на мой (!) вкус Вы слегка перестарались с обработкой. Скажем так, «пережили», поскольку заготовки RAW смотрятся более естественно по цветопередаче и контрасту. Не хочу задеть или обидеть, просто я так вижу. 🙂
Благодарю за обратную связь, Олег. Мне стало скучно с обычной (натуральной) обработкой снимков — захотелось немного «пошалить». 🙂 Снимок №16 с одуванчиками (точности ради нужно сказать, что эти «парашутики» — соцветия мать-и-мачехи) мне показался более выразительным именно в такой обработке, остальные кадры уже делал, похожими на него.
Но, как видно, как и с макияжем у девушек, главное здесь — не переборщить. 🙂
Ради интереса поинтересовался, как по-научному называется шапка одуванчика, мать-и-мачехи или козлобородника. Оказывается, это — паппус.
Здравствуй, Сергей! Мне очень понравилось фото №11 — и сюжет интересный, и пейзаж на заднем плане красивый, хочется его разглядывать.
Я так понимаю, раз карьер затоплен водой, значит месторождение уже не разрабатывается. Интересно, а на берегу большие глыбы мрамора остались — это брак что ли, почему их не вывезли?
Привет, Валентина. Спасибо за отзыв! Фото №11 — очередной пример, что кадры, где модели не позируют, получаются более живыми, чем те, где человек осознанно готовится к съемке.
Не знаю, почему эти блоки не вывезли. Наверное, действительно, в чём-то они бракованные. Причём, когда я рассказывал об экскурсии в карьер в селе Мраморское, там на краю ямы тоже были брошенные глыбы.
Вообще, забыл в статье рассказать, что, когда я приехал на Урал, три года ходил пешком от железнодорожной станции «Сидельниково» на остановку в лесу, чтобы сесть на автобус, едущий по маршруту «посёлок Шабровский — Южная подстанция». Так вот, мой пут пролегал через действующий карьер по добыче мрамора (он находился недалеко от хвостохранилища Талькового комбината и Старой линзы). И я своими глазами видел, как и зимой, и летом, днём и ночью огромными пилами рабочие выпиливали такие блоки.
Про то, что кадры получаются живые, когда люди не позируют — это очень верное замечание. Согласен на все сто.
Когда я был маленьким, а мой отец еще жив, то он часто снимал и с фотоаппаратом не расставался. Фотографировал все и везде. Моей бабушке (его теще) почему-то это очень не нравилось.
— Ну что это за снимки, когда в кадре случайно запечатлен человек, да еще и с поднятой рукой или несущий ведро воды? — говорила она. Была любительницей постановочных студийных кадров в стиле «когда муж сидит, а женщина стоит рядом». 🙂
Но вот теперь, по прошествии времени, самые живые и самые лучшие фото, что есть у меня из той жизни — это те самые «нелепые» фото, на которых запечатлена ЖИЗНЬ. И у многих других людей, которым мой отец раздавал фото (просто раздавал) — это самые лучшие фото и самые лучшие воспоминания.
Уже сейчас в моей практике я столкнулся с точно таким же явлением. Например, мои родные частенько критикуют мои фото, что я снял их как-то неудачно и нужно все удалить.
Я киваю, но не удаляю. Если на фото нет явных косяков с кривым ртом или закрытыми глазами и т.п., то это фото оставляю для истории. А потом через какое-то время показываю их и, как правило, все начинают говорить: «Ух как здорово пойман кусок жизни! Ух ты, смотри, помнишь эти ботинки? Мы их купили тогда-то там-то и мне они так нравились… А вот этот старый забор на даче… А вот мой детский велосипед… А это — соседская кошка…»
Буквально две недели назад сын приехал в отпуск, и я показал ему его фото, снятые в 2018 году. И получил тот же самый эффект «Вау». При этом он мне сказал, что почему я ему раньше не показал эти классные фото, хотя я точно помню, как он был недоволен ими ранее. 🙂
И Вы правы. Репортажные случайные фото — это очень здорово. Лично мои глаза зацепились за фото №11, 16 и 22. Считаю, что в последствии для Вашего сына фото №16 будет в копилке самых ценных.
Вот как-то так.
Я как-то говорил, что был на презентации Nikon D850, где выступали амбассадоры «Никон». Один из докладчиков — свадебный фотограф Рустам Хаджибаев. Он показывал много таких «случайных фото», из зала задали вопрос, о том, как к ним относятся клиенты, их бабушки и дедушки. Он засмеялся: «Да, бабулям нужны кадры в стиле «Молодожены и родители по стойке смирно». Что делать? Приходится и такие кадры делать».
Сейчас я читаю шикарный учебник по свадебной съемке от американского фотографа. Роберто Валенсуэла. Он говорит примерно о том же: «Приходится 20% фоток делать в стиле чистого фотожурнализма, 35% — постановочного фотожурнализма (когда модель занимается своим делом, не позирует, но слушает указание фотографа — например, одевает костюм и поворачивается лицом к окну, а не спиной к источнику света), 15% — портреты с взглядом в сторону, 10% — портреты с взглядом в объектив, 20% — серии кадров для коллажа с развитием истории.
Надо признать, что и постановочные портреты бывают интересными — достаточно посмотреть работы мастеров. Но профи умеют расслабить модель, снять напряжение перед камерой. Это, конечно, не те фотки, о которых я говорю (и снимаю, в основном).
Сергей, а мне особенно понравились фото №13, 16 и 24. Видео о селе Колюткино очень летнее. Было интересно посмотреть на природу возле карьера.
Карьер — это как мавзолей: все строго и геометрично. А вот вокруг — более приятная и привычная для глаз красота. С освещением Вы хорошо поработали — лица «ровные», без ненужных бликов и теней. Бывает беда, когда кепка дает тень на поллица. Хотя иногда хочется увидеть и от веточки легкий теневой рисунок (но, наверное, это неправильно по студийным правилам) для оживления персонажей.
Получился легкий, познавательный и красивый отчет по уральским местам! Здорово!
Спасибо, Наталья. Да, автор видеоролика хорошо передал летнее настроение. Засматриваешься.
Освещение на большинстве кадров (даже со вспышкой), наверное, не правильное: вместо того, чтобы светить под 45 градусов сверху/сбоку, Катя «била» в лицо. Поэтому портреты плоские, и хочется иметь более выразительный светотеневой рисунок. Но я писал в каких условиях всё снималось (наша модель — тот еще непоседа), поэтому получилось «как есть». Тем не менее, мне так больше нравится, чем без вспышки, когда в глазных впадинах получаются густые тени.
А вспышка была в TTL режиме? Когда-то на курсах по репортажу «гуру» нас учил так: съемки со вспышкой на улице — всегда в TTL. В помещении — только ручной режим.
Но лично я на практике не всегда придерживаюсь данного совета, т.к. с внешней вспышкой, порой, не совсем правильно подбирается мощность импульса.
Не знаю, то ли из-за того, что вспышка неродная (не Nikon, а Godox), то ли я неправильно снимаю — возможно, надо сменить режим замера экспозиции.
Как-то снимал людей в парке около школы, освещение примерно везде одинаковое. Так пришлось установить настройки вспышки вручную, саму вспышку в положение «в потолок», на вспышку прикрепил отражатель из белого листа, и вот тогда стало красивей. А если направить вспышку на человека, то стандартного рассеивателя недостаточно. Возможно, надо прикупить дополнительные модификаторы света.
Но, так как снимаю от случая к случаю, то решил, что и простым отражателем обойдусь.
Ну а в целом, у Вас неплохо получилось. Живые и интересные снимки.
Игорь, я на практике никогда режимом TTL не пользуюсь (его минусы описывал в обзоре Yongnuo YN-685, главный — двойное моргание). Чтобы результат был лучше, при съемке в TTL лучше ставить режим экспозамера по точке — тогда экспозиция будет замерена по лицу модели и мощность пыха будет подобрана так, чтобы человек был нормально проэкспонирован.
Мы фотографировали с расположением вспышки сбоку/сверху и с рассеиванием света белым зонтом. Исходя из тех фотоуроков, что я видел, при съемке на улице группы людей, можно рассеиватель не использовать, так как на мелких лицах светотеневого рисунка не видно. А при фотосъемке одного человека (крупным планом) уже лучше использовать зонт или софтбокс.
Я тоже, к сожалению, редко тренируюсь, поэтому результат не всегда получаю даже такой, как в этом рассказе про Колюткино. Но что же? Буду тренироваться дальше.
Хорошие получились портреты!!! Однозначно, со вспышкой лица выглядят лучше (и совсем они не плоские). Иногда трудно подобрать нужное слово, чтобы кратко и точно выразить мысль. Серое спокойное небо с практически везде монотонным освещением, возможно, и создает эффект ровности.
Исключение — солнечный снимок №19, который прямо выбивается из общей палитры, там даже кусочки неба голубые. Фотоснимок будто из другого дня (когда девушка каталась на велосипеде). А со вспышкой нужно практиковаться, вещь хорошая, если с ней подружиться!
Тут нужно отметить, что снимать портерты при естественном свете при отсутствии яркого солнца тоже можно без вспышки. Проблема возникла именно в нашем случае, когда небо было на заднем плане, и хотелось его сохранить, не выбивать в клиппинг справа — поэтому лица моделей недоэкспонированные.
И второе: фотография №19, действительно, снята в другой день, когда солнце стояло почти в зените, и на другую камеру: на Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6, и в другом месте.
Добрый день, Сергей, или вечер. 🙂
Замечачельный фоторассказ. Это по поводу самобичевания с шедеврами в одном из постов. Фотографии смотрятся легко. Вспышка, на мой взгляд, везде очень даже на месте и в помощь.
Только (это мое видение) перебор в постобработке — увлечение функцией «Dehaze», или ее аналогами.
Не могу утверждать точно, может мой монитор так показывает, но как-будто цветность и контрастность завышены, и, как результат — черное сликом черно, и перебор с цветом, снимки выглядят темноватыми.
Не знаю, но что-то убивает естественность.
Ни в коем случае не хочу Вас задеть. Еще раз — это мое видение. Монитор у меня калиброваный, т.к. печатаю много.
И еще раз. Извините за ложку дегтя…
А рассказ об этих замечательных местах — будто сам там побывал. Спасибо.
Спасибо за честный отзыв, Николай. Выше я Олегу уже отвечал, что захотелось мне в этот раз нестандартной (не натуральной обработки), вот и попробовал такой стиль. Начал плясать от портрета №16, к нему остальные кадры подгонял. Согласен, что вышел некоторый перебор. Но в целом, фотосессией доволен.
Мне очень понравился композиционно снимок №9. Как в учебниках: вначале замечаешь рыбаков, потом — буйство зелени (рыбаки-то мелкие), затем — ее (зелени) отражение, далее — хлоп, что за бардак, прореха в отражении и, о чудо — тропинка… А за ней — потойная дверь.
Как бы научиться снимать так, с ведением (от слова водить) взгляда? Самый замечательный кадр.
Хм… Тогда, наверное, нужно было взять немного правее, чтобы тропинка к калитке не располагалась так близко к краю кадра.
Научиться нормально фотографировать (и мне, и каждому) можно только одним способом. Мы его уже не раз обсуждали: тренировка — анализ ошибок — тренировка — анализ ошибок. И так много раз по кругу.
Пришёл вопрос в личку от Ангелины. Размещу ответ здесь, чтобы и другим туристам пригодилась информация.
Ангелина: «Сергей, здравствуйте! Зачиталась сегодня Ваш блог. Спасибо за подробные маршруты и описания.
Заинтересовал маршрут на Аять. Исеть исхожена вся.
И интересыны мраморные карьеры в Колюткино. Но друзья из Гилево говорят, пытались туда проехать несколько лет назад — наткнулись на автоматчиков.
Уточните, пожалуйста, Ваш поход как давно был? Не поняла по фото…»
Мой ответ: «Благодарю, Ангелина, за доброе слово. Всегда приятно читать положительные отзывы о своём труде.
В Колюткино мы ездили чуть больше месяца назад: 23 мая 2020 года. На Кырманских скалах в последний раз побывали в мае 2018, но знакомые ходили туда этой весной. Ни там, ни там автоматчиков не встречали.
Удачных Вам походов по нашему замечательному краю!»