Большинство самостоятельных туристов едут в Яншо (Yangshuo County, 阳朔县) за двумя развлечениями. Во-первых, сплав на плотах по реке Ли (Li river,漓江). И во-вторых, чтобы покататься на велосипедах между великолепных карстовых холмов. Именно встреченный мною на просторах сети Интернет случайно отчет с фотографией сельского пейзажа (золотое рисовое поле, китайская деревенька, холмы на заднем плане) и подвигли меня на организацию поездки дикарями в Китай. И сегодня вы станете свидетелями того, что мечты, если они превращаются в цели – сбываются!
Аренда велосипедов в Яншо (Yangshuo)
Некоторые туристы пишут, что у них были проблемы с тем, чтобы взять напрокат велосипед в Яншо. Хозяева транспорта не знали английский язык и было чрезвычайно трудно понять условия аренды. Как понять, передают ли тебе байк на два часа или на целые сутки? К счастью, нас такая неприятность миновала. Утром мы вышли позавтракать на пешеходную улицу за автовокзалом, о которой писал ранее, и нас увидела молодая китаянка, говорившая по-английски. Так что условия сделки были ясные и понятные: залог 200 юаней, цена проката на день 15 RMB с человека. За 10 юаней продали карту окрестностей с отмеченными пунктирной линией велосипедных маршрутов.
Вы можете найти примерно такую же схему, набрав в Google поисковую фразу «Yangshuo bicycle routes map». Попробую объяснить, где находится офис фирмы по прокату велосипедов и мопедов.
На фото я остановился напротив нашего отеля Yangshuo West Street Vista Hotel. Он не виден, так как находится через дорогу справа чуть позади фотографа. В сотне метров за мной (где видно такси) есть поворот налево к пешеходной улице. Там располагаются кафе для туристов и небольшое озеро. На берегу озера и стоят велосипеды и байки.
К сожалению, сама карта тропинок вокруг Яншо у меня не сохранилась. Да и объяснить точно, где мы ездили, наверное, я бы не смог. Тропинок много, они никак не маркируются. Не всегда понятно в каком месте ты едешь в данный момент.
Мы решили, что сначала хотим попасть на Мост Дракона (Dragon Bridge) на реке Юлонг (Yulong River, 遇龙河). Затем – взобраться на гору Лунный Холм (Moon Hill, 月亮山). А далее, по малому кольцу по тропинке в восточной части вернемся обратно в нашу деревню.
Сначала было трудно выехать на нужную дорогу из города. Пришлось останавливаться несколько раз и спрашивать путь у прохожих. Наконец, проехали «триумфальную арку» и выехали на природу. Сначала дорога была заасфальтирована, потом пошли и грунтовые участки. Прогулка на велосипеде по деревне, между живописных холмов – очень приятное занятие. Душа отдыхает. Где-то кричат петухи, где-то хрюкают свиньи, крестьяне занимаются своей ежедневной рутиной и не обращают внимание на туристов. Лепота!
До первой точки нашего маршрута (Драконовый мост, Dragon Bridge) добирались около часа. Как я понимаю, сооружению этому уже более 400 лет. По мне, так мост, как мост… Ничего особенного. Зато вот виды вокруг – также захватывают дух, как и вчера во время сплава по реке у деревни Синьпин (Xingping, 兴坪).
Постояли, сфотографировались и отправились дальше, к горе Лунный холм (Moon Hill). В определенный момент выехали на большую дорогу и устроили фотосессию на велосипедах.
Поехали дальше и случайно проехали поворот к площадке с кассами и стоянкой. Вход на Лунный холм платный. Свернули на какую-то второстепенную дорогу вдоль кирпичной стены (достопримечательность огорожена по периметру) и нарвались на засаду из двух китайских бабушек. Бабули бойко шпарили по-английски: «Мистер, ты знаешь, что подъем на Moon Hill платный, 30 юаней с одного туриста? Предлагаем сделку: мы посторожим ваши велики, и покажем дырку в заборе всего за 15 RMB за двоих. Ну, может, потом вы еще у нас купите бутылку колы…»
Я знал о существовании такой услуги во многих туристических районах Китая, но как-то сомневался. Не хотелось оставлять велосипеды на попечение непонятно кого. Хотя, старушки показали 5 велосипедов, прикованных к дереву в сторонке. Пока я переводил суть предложения жене, за стеной послышался шум и через минуту через забор перелезли 5 немецких студентов. Один услышал русскую речь и выдал весь свой словарный запас русского языка: «Победа, Сталин, Катюша, сало, водка, Россия…» Последние сомнения улетучились, мы привязали на замок с тросиком велосипеды к тому же дереву и перескочили через забор.
Подъем занимает минут 20 с остановками. Сначала метров пятьдесят идете по грунтовой тропинке. Затем выходите на официальную каменную тропу, ведущую на вершину.
Лунный холм (Moon Hill) получил свое название из-за большого отверстия в верхней части, напоминающего полумесяц.
На вершине скалолазы отрабатывали свои навыки. Бабуля продала нам бутылку кока-колы. С высоты открывается потрясающий пейзаж на окружающий ландшафт.
Вдоволь налюбовавшись красотами, спускаемся вниз и расплачиваемся с нашими сторожами. Бабушки просят написать в тетрадке по-русски рекомендацию: «Ребята, все ОК! Китайские старушки наших не обманывают…» Судя по тому, что вся тетрадка исписана отзывами на сотне языков, услуга востребована и халяву любят не только русские люди…
Недалеко от Лунного холма (Moon Hill) есть еще пещера с грязями и подсветкой. Увидев огромное количество туристических автобусов на площадке перед входом, мы не захотели туда спускаться.
Обратно поехали другой дорогой. Но, так как указателей нигде нет, то сбились с пути и некоторое время шли по настоящей мандариновой роще.
На этой фотографии совсем не то, что вы подумали! 😉 Я присел, чтобы показать, как растут на воле мандарины…
В какой-то момент выехали к клубничному полю. В сторонке крестьянки пололи грядки с ягодами. Мы подозвали одну и предложили купить. Она достала старинный, ржавый безмен и показала, что полкило стоят 35 юаней. Попытался торговаться. Не буду же я покупать клубнику в Китае по цене супермаркета в Екатеринбурге! Но тетка психанула, развернулась и ушла. Сделка не состоялась…
К полудню приехали в какую-то совсем глухую деревню. Как думаете, что за фрукт растет за моей спиной?
Это помело. Продается в отделе фруктов в наших супермаркетах. Строение на заднем плане – сарай с хрюкающими поросятами. Справа за кадром бабуля серпом косила траву для хрюшек. А впереди тетя носила воду коромыслом.
Домой вернулись уже под вечер. Устали, но прогулкой очень довольны.
Если вам доведется приехать в Яншо (Yangshuo), то от всей души рекомендую вам взять напрокат велосипед и покататься по ближайшим деревушкам. При чем, именно велик. На следующее утро мы арендовали мотобайк и проехали в три раза большее расстояние. Но на большой скорости вы не можете так расслабиться, насладиться пейзажами, как во время велосипедной прогулки.
Расходы за день, юани:
- 30+10+3,5+9+97+3+10+4+5,9 Еда
- 60 велосипеды
- 10 карта окрестностей с велосипедными маршрутами
- 15 плата бабулям за охрану
Аренда мотобайка в Яншо (Yangshuo)
На четвертый день пребывания в деревне Яншо мы решили взять напрокат мотобайк. Цена аренды на день – 120 юаней. Залог – 600 RMB. Арендовали там же, где и велосипеды.
Решил сначала его сфотографировать, чтобы избежать неожиданностей при возврате. Мопеды можно было взять двух типов: с электроприводом и с бензиновым двигателем. Подумали, что у электрического мотобайка в самый неожиданный момент где-нибудь в поле может разрядиться аккумулятор. Остановили свой выбор на бензиновом аппарате.
Аренда мотобайка позволила нам значительно расширить ареал экскурсии. Мы успели проехать два больших круга с заездом в Яншо (Yangshuo) для дозаправки. В четвертой части отчета я разместил видеоролик с любимым кафе и автозаправкой и объяснил подробно, как их найти.
Честно, фотографии может и однообразные, но вживую ландшафты не надоедают. Опять рисовые поля…
Крестьяне со своими домашними животными, всякий раз вызывавшими у меня восторг и желание достать свой Nikon D5100 KIT 18-55 и фотографировать их так же бесцеремонно, как вчера китаец снимал нас на реке Ли.
Под конец жена уже стала ругаться, что я стараюсь сфотографировать каждого встречного буйвола.
Рис уже убрали. На полях стоят только снопы соломы.
Если вы приедете в подходящий сезон, то, наверное, застанете вот такой пейзаж с рисовыми побегами (мы его увидели через четыре дня на Филиппинах).
Еще хотел рассказать, что мы планировали уехать обратно из Яншо в Гуйлинь часов в пять вечера. Но комнату в отеле нужно освободить к полудню. Предложение оставить вещи в камере хранении и разрешить нам помыться вечером в душе за 100 юаней на ресепшене отмели. Но мы прошлись по округе и в сотне метров от нашей гостиницы нашли Park Line Hotel. Девочка в отеле не говорила ни слова по-английски, зато набрала подружку по сотовому и мы успешно договорились за ту же сотку. Номера в данном заведении чуть попроще, чем в нашем Yangshuo West Street Vista Hotel, зато и дешевле. Сегодня я бы лучше остановился в Park Line Hotel… Считайте, что это – мой положительный отзыв… 😉
Еще утром мы сходили на автовокзал и купили билеты на автобус-экспресс Яншо – Гуйлинь (Guilin). Отправление в 17:15, кажется. В столице автономного округа были пробки, поэтому добирались полтора часа. Автостанция Гуйлиня, действительно, находится в 10-ти минутах от железнодорожного вокзала.
По пути успели перекусить в кафе быстрого питания. Невкусно, как везде на станциях.
Из предыдущих частей моего отзыва вы знаете, что на руках у нас были билеты в плацкартный вагон на третью полку.
Как видно, в китайском плацкарте нет полок в проходе: только сиденья и решетки для багажа.
Путешествие по маршруту Гуйлинь — Шэньчжэнь (Shenzhen) на поезде занимает всю ночь. Спалось плохо. Во-первых, крыша вагона скошена под углом: вам в лицо упирается. Во-вторых, жена жаловалась, что дуло от кондиционера (у меня проблем не было). Зато в Китае в поездах туалеты не закрывают на промежуточных остановках, как у нас. В общем, думаю, что при поездке по железной дороге оптимально выбирать среднюю полку в плацкартном вагоне.
Расходы за день, юани:
- 100 – новый отель;
- 120 – аренда мотобайка;
- 25 – заправка мопеда бензином;
- 30+70+10+7+5 – еда;
- 36 – два билета на автобус Yangshuo-Guilin
Мы с вами закончили рассказ о первой части нашего путешествия по Китаю самостоятельно. Утром следующего дня мы прибыли на вокзал Шэньчжэнь (Shenzhen, 深圳). Здесь перекусили и по подземному переходу перешли границу с Гонконгом. В Hong Kong погуляли до вечера и ночью улетели на Филиппины. Отчет об отдыхе в этих двух странах я выделю в отдельное повествование. В следующий же раз, расскажу, что можно успеть посмотреть в Шанхае за один день. В этот город на сутки мы попали на обратном пути с филиппинских островов в Россию.
А пока давайте освежим содержание первого этапа:
0) Советы по планированию маршрута самостоятельной поездки по Китаю. Данные по расходам на еду, гостиницы, экскурсии. Вообще, дана информация по бюджету путешествия.
1) Рассказ об экскурсии в Летний императорский дворец в Пекине.
2) Продолжение отзыва о прогулке в парке Ихэюань (Yiheyuan) вокруг дворца. Описание прогулки по пешеходной улице Ванфуцзин (Wangfujing) и дегустацию морской кухне на ночном рынке Дунхуамэнь (Donghuamen).
3) Советы, как самостоятельно доехать до самого красивого участка Великой Китайской стены Mutianyu Great Wall (慕田峪长城).
4) Рекомендации, как купить железнодорожные билеты на поезд в Китае. Первые впечатления от деревни Яншо.
5) Фотографии со сплава на бамбуковом плоту по реке Лицзян (Ли, Lijiang river, Li river,漓江) вблизи поселка Синьпин (Xingping, 兴坪).
6) Отчет о прогулке на арендованных велосипедах и поездке на мотобайке по холмистым полям региона Yangshuo.
7) В следующих рассказах я планирую поделиться информацией, что можно увидеть в Шанхае за одни сутки. Мы посетили шанхайский океанариум и прогулялись между небом и землей среди небоскребов. Жаль, что мы смогли выкроить в графике нашего отпуска только один день на этот город.
Дополнение: посмотрите видео, снятое туристом в Яншо. Начинается оно с арки Лунного холма, на который мы поднимались.
Сергей, и снова в Китае такое ощущение, что я там побывал. От снимков дух захватывает, хорошие.
Дорого стоит взять в Яншо скутер напрокат в рублях? Какие впечатление от поездки на мопеде по просторам Китая?
Айдар, куда-куда, а в городок Яншо, если соберетесь путешествовать по Китаю, советую попасть обязательно! Такие карстовые холмы есть и в провинции Краби в Таиланде. и в бухте Халонг во Вьетнаме, и на острове Эль Нидо на Филиппинах, но мне понравилось именно здесь.
Поездка по Китаю, здесь описанная, состоялась аж 7 лет назад: в 2011 году. Сейчас уже не вспомню, сколько мы платили за аренду мопеда. Кажется, около 1200 рублей за день. С тех пор курс юаня по отношению к рублю вырос в 2,5 раза. Наверное, в наши дни скутер обойдется в 3000 рублей в день.
В целом, мне не понравилось: мопед едет быстро — не успеваешь все рассмотреть, так как сосредоточен на дороге. Тарахтение отвлекает от красоты и не дает насладиться звуками и запахами. Кататься на велосипеде по окрестностям Яншо мне понравилось больше. Если поеду в этот регион еще раз, буду рассматривать именно велопрогулку.
Хм, пересмотрел сейчас свой отчет — там указана цена на аренду скутера в Яншо: 120 юаней в день, т.е. примерно 600 рублей по курсу обмена валют 2011 года. В 2018-2019 году, получается, такая услуга будет стоить около 1200 рублей в день.
Многое зависит от искусства торговаться. В 2011 году мы были «зелеными путешественниками», а вот после закалки торговлей в Центральной и Северо-Восточной Индии стали «матёрыми». 🙂 Сейчас, наверное, удалось бы цену сбить раза в два. Хотя, не факт: Яншо — сверхпопулярное место и среди китайских туристов, и среди западных, поэтому хозяин скутера мог бы и заартачиться.
Сергей, люблю мопеды, велосипеды. Сам иногда катаюсь у себя в городе, взяв напрокат.
В Китае почти все только на велосипедах и скутерах передвигаются — дёшево и сердито!