Прошел уже почти месяц с того дня, как я купил себе сверхширокоугольный объектив Samyang AE 14mm f/2.8 ED AS IF UMC. Очень хотелось испытать его на моей кропнутой зеркальной камере Nikon D5100, но все не выдавалось подходящего случая. То небо хмурое, то нет с собой штатива. А в предыдущих рассказах с примерами фото, снятых на Самьянг 14 мм на кропе, я указывал, что резкость фотографий, полученных без использования штатива меня не всегда устраивала. И вот, сегодня утром наконец установилась ясная погода. Проснулся по будильнику в 6:00, быстро собрался и уехал на озеро Шарташ на окраине Екатеринбурга, чтобы получить примеры фотографий этого корейского ширика.
Как и на многих других озерах Урала, берега Шарташа усыпаны живописными камнями. И я надеялся поснимать рассвет с валунами на переднем плане. Всю неделю у нас стояли туманы, поэтому теплилась надежда получить эффектные кадры: лучики восходящего солнца окрашивают алым седой туман над водой…
К берегу подошел минут за сорок до рассвета. Сразу стало понятно, что тумана не будет, так как дул довольно заметный ветерок. Но небо уже приготовилось залиться багрянцем.
Правда на берегу не видно ни зги. Пришлось подсветить близлежащий камень фонариком.
Пока солнце плавно всходило над горизонтом попробовал снять HDR фотографии.
То ли кадров для каждой ХДР я слишком много использую, то ли не умею подбирать параметры HDR в графическом редакторе, но HDR-фотографии меня не впечатлили. Мой Samyang 14 mm/2.8 в связке с кропнутой Nikon D5100 способен дать лучшую картинку.
Солнышко постепенно поднималось выше и выше. Света в кадре стало больше.
С южной стороны ветер, наконец, пригнал туман. Конечно, его было не так много, как я рассчитывал, собираясь на съемки.
В одном из предыдущем отзыве об объективе Самъянг 14 мм/2,8 я уже показывал пример панорамы, «склеенной» из нескольких вертикальных кадров. Но тогда я снимал с рук. Сейчас решил снять со штатива.
Вот панорама, собранная из 7 вертикальных кадров. Видим проблемы с резкостью в правом нижнем углу. Сегодня выяснить точную причину нерезкости для меня затруднительно. Съемка велась со штатива. Но какого штатива! В статье с размышлениями о том, зачем нужен профессиональный штатив для фотоаппарата я рассказывал о своем любительском алюминиевом штативе Era ECSA-3512. Бедная тренога не выдержала нагрузку телевиком Nikkor 17-300 и супершириком. Пару недель назад у трипода отломилась голова. Теперь я закрепляю свой Nikon D5100 на съемной площадке штативной головки. Но сама головка просто вставляется в трубу центральной штанги штатива и никак не фиксируется. Просто болтается труба в трубе…
В сегодняшнем обзоре Samyang 14 мм/2,8 с примерами фотографий на кропе все кадры сняты с описываемого «недобитого» трипода Era ECSA-3512. На мой взгляд, резкость на фотографиях в большинстве случаев вполне приемлема. Возможно, я был прав, когда в статье про необходимость штатива для фотографа высказывал соображение, что не стоит покупать дорогой штатив, т.к. его устойчивость определяется законами сопромата и статической механики, а не стоимости.
Конечно, треногу нужно подбирать с учетом веса вашей камеры и объектива. Но сегодняшние примеры фотографий доказывают, что даже штатив со сломанной головкой позволит вам получить отличные кадры.
Заказанный мною профессиональный карбоновый штатив Sirui T2204X с головой G20X Почта России затеряла где-то на бескрайних просторах нашей Родины на одном из полустанков из Москвы в Екатеринбург. Поэтому показать вам панораму, снятую Samyang 14 мм и Nikon D5100 с нормальной 3D головки и с учетом всех мер по предотвращению вибраций пока, к сожалению, не имею возможности.
Ближе к восьми утра солнце, наконец, показалось над кромкой леса. А я запечатлел этот момент еще одной жуткой HDR фотографией.
Попробовал снова снять пейзаж при боковом свете.
Точнее, здесь солнце светит справа сзади. Никакой засветки угла фотографии, ближайшего к источнику света не наблюдается. В одном из предыдущих отчетов об использовании Nikon D5100 c Samyang 14 mm/2.8 я указывал на эту особенность сверхширокоугольного объектива.
Хотя… чуть разворачиваемся в сторону солнца и риск засветки появляется снова.
Помаленьку солнце поднялось выше. Я решил прогуляться вдоль берега озера.
Опять на солнце – мыло. Видимо, пока не придет мой Sirui T-2204X я так и не пойму, то ли это шевеленка, то ли это особенность объектива – давать кашу при ярком свете.
Поснимал лодочку. Какой фотограф пройдет мимо лодки?!! 🙂
Решил, что для отзыва отзыв о ширике на кроп будет не полным без фотографий камней уже не в воде, а на берегу.
И решил, что на этом тест объектива Samyang 14 мм на кропе можно заканчивать и ехать домой.
В заключение хочу сказать, что объективом полностью доволен. И хотя я не профи, сегодня я могу с уверенностью сказать, что согласен с теми фотолюбителями, которые на вопрос «какой ширик взять на кроп» уверенно советуют Самъянг 14 mm/2.8. Конечно, на кропнутой камере этот суперширик не может показать себя в полной мере, как на фулфрейме. Но, даже с учетом меньшего угла обзора на DX матрице, фотографии получаются просто замечательные.
Наверное, особенностью использования этого ширика на кропнутой камере является то, что хочется эффектно показать передний план (на сегодняшних примерах фотографий – это камни). Но тогда в кадр не входит небо. Как видно, на большинстве моих снимков сегодня небо занимает меньшую долю по высоте, чем классическая 1/3 кадра. На Full-frame матрице, как раз, еще на 20% больше неба вошло бы.
Что же, панорамы из вертикальных кадров я уже пробовал «склеивать». Нужно теперь для пробы снять панораму из 2-х горизонтальных кадров и собрать их вертикально, чтобы растянуть небо, как на FX камере…
View Comments (37)
Привет. Посмотрел отчет, великолепнейшие фото. Эх! Кто равно встает или очень поздно ложится, получит отличные фото. Кто тебе сказал, что сейчас плохо сделал HDR? Отлично сделано. Есть несколько вопросов. В каком режиме снимал? В какой программе HDR склеивал?
P.S. Пейзажи, правда, отличные, хоть в журнал вставляй! Так держать! Хотелось бы только, чтобы под фотками основные данные exif-файла вставлял.
Привет, Даниил! Спасибо за комплименты к фоткам. ХДР-ки получаются недостаточно резкими - много артефактов. Это и не нравится. Простые фото снимал, в основном, в приоритете диафрагмы с настройками: ISO-100, f=9-10. Выдержка ставилась автоматически. В зависимости от освещенности она составила от 30 секунд до 1/3 секунды и т.п.
Все фотки для панорам и для HDR снимались в режиме "М", чтобы обеспечить одинаковые параметры съемки. Там тоже - ISO 100, диафрагма f/10.
Кстати, насчет артефактов и нерезкости. Попробуй снимать через функцию "брэкетинг" - задержка между фотками будет минимальная. Может помочь.
Спасибо за совет, Даниил! Я,честно говоря этой функцией никогда не пользовался и забыл, что она есть на Nikon D5100. Нужно будет попробовать. Спасибо за совет!
Опять не пишешь, чем HDR собираешь... С каким интервалом экспозиции и сколько кадров делаешь для одного HDR?
Даниил, HDR собирал в Фотошопе. Вот проанализировал, какие кадры я собирал для HDR. Ужас!!! Слишком много.
Так 1-я HDR (третья сверху фотка): ISO 100, f=9, кадры с выдержкой: 8, 10, 10,20,13 секунд. Зачем два кадра по 10 секунд объяснить не могу…
2-я HDR (где длинный камень на переднем плане): выдержка 1,3 / 1,6 / 2,0 / 2,5/ 3/1/0,8/0,6/0,5/0,4/0,33/0,25/0,2/0,15/ и 1/8 и 1/10 и 1/13 секунды. Видимо, я пытался МАКСИМАЛЬНО расширить динамический диапазон… :)
3-я HDR (восход солнца): 1/8 1/13 1/15 1/20 1/25 1/30 1/160 /1/100 1/60 1/25 1/40 1/20.
Понятно, почему ХДР не резкие... Столько кадров вместе собрать!
Справедливости ради скажу, что в следующем обзоре – восхождение на гору Волчиха – ХДР собрана из 5 кадров: 0, -2, -4, +2,+4 и результат не намного лучше.
А вообще, что касается HDR, я от них не слишком в восторге, это просто другое изображение действительности, на любителя.
Я пока тоже не в восторге. Но в целом, у других фотолюбителей видел очень красивые фотки. Но у них, думаю, была не только склейка HDR, но еще и постобработка в фотошопе: доводка контраста, цветокоррекция, резкость и т.д.
А я пока не умею в фотошопе обрабатывать... :(
Мое имхо, что 5-9 кадров для одного HDR нужно при коммерческой печати на большом формате, где важна не просто детализация за счет многопиксельности проф. камер, но и высокая детализация полутонов, т.е. максимальное увеличение ДД (динамического диапазона), что нам, обывателям пока не нужно.
Ну должен же "начинающий фотограф" :) проверить всё на своей шкуре... на своих фотографиях! :)
конечно должен, я думаю лучше попробуй на приоритете диафрагмы пощелкать и сдвигом экспокоррекции сдвигать кадры.
Не переживай, HDR - отличный инструмент (некоторые даже умудряются в Фотошопе клонить один кадр и меняют экспозицию в плюс и минус, и склеивают), но очень капризный. Ты правильно сказал тогда насчет заката: любое изменение портит кадр, также и изменение состояния листвы на ветру тоже все портит. Т.е. нужна некая статика без ветра, без смены освещения, без смены положения кадра (шевеленка, например).
Я вот только, Серега, правда, не могу понять, почему ты делаешь так много кадров? Трех кадров должно хватать, а увеличение числа, вроде, нужно для подчеркивания полутонов, но и резко увеличивает риск порчи конечного снимка. Я реально использую HDR только там, где небо засвечивает землю. Приведу пример на практике (фотографировал тестово, с рук, шевеленка - жуть, но у меня склеило более-менее).
Снимок №1 (недоэкспонированый, -1,7 EV).
Снимок №2 (среднеэкспонированый, -0,3 EV).
Фото 3 (переэкспонированное, +1 EV).
А теперь соедини их в своей программе. У меня нормально, относительно, получилось, т.е. не смотря на то, что кадры кривые (сдвинуты относительно друг друга). Небо и земля проработаны. Кстати, посмотри Exif и поймешь, как работает брэкетинг.
Даниил, спасибо за материал для экспериментов с HDR фотографией. Вот какая фотка у меня получилась.
Еще для примера выложил фотку, которую смог получить в Lightroom.
Качество HDR фотографии из твоих исходников мне больше нравится. Может, потому что используется 3 кадра вместо 5-ти. А может, потом что нет на переднем плане объектов, которые шевелятся от ветра…
Отличная работа, Сергей! Да, думаю, тут не только в количестве дело, а в том, как съемка велась. Ты же правильно подметил, что большие интервалы между кадрами у тебя. Во-вторых, смена выдержки без правильного расчета, не приводит к одинаковой разнице в светосиле кадров (грубо говоря, как с интервалом менять выдержку, чтобы число стопов светосилы между кадрами одинаково было), а брекетинг за тебя все это и делает, соответственно, можно даже пренебречь штативом при более-менее коротких выдержках (только для баловства). Хорошо, что хоть программа-склеивалка это понимает и выравнивает.
Мой тебе еще совет: попробуй Photomatix. Мне, в свое время, один мастер посоветовал именно ее. Она позволяет регулировать саму глубину эффекта HDR и, более того, позволяет "люминосити"(светимость освещенных поверхностей) и "шадоусы" (затемнение теневых участков) регулировать.
Варианты HDR из 5 или 9 фоток тоже можно делать, но в более продвинутых камерах. У нас Nikon D5100 ограничена 3-мя. Из-за таких мелочей и перехожу на полный кадр Nikon D600: очень нужна Nikon CLS, FR-синхронизация, к примеру.
Даниил, сам наснимал для меня эти исходники… И потом сам же похвалил свою работу! :) Оригинал! :)
Моя программа тоже позволяет регулировать все эти параметры при склейке HDR… Так что теперь только дело в кривизне рук и глаз фотографа! :)
И хватит уже душу травить своим Nikon D600…. И так от зависти изойду на нет!.. :)
Ну я же хвалил грамотное создание HDR и коррекцию в Лайтруме, а исходники мне самому и не нравятся, без штатива и криво снимал, баловства ради. Тогда все хорошо если программа все умеет. :)
Ну уж не D800, а D600. Я говорю, у меня денег лишних нет, но я постоянно натыкаюсь на отсутствие тех или иных функций в д5100, например отсутствие многих мелких функций, таких как: работа с несколькими флэхами сразу, исо рабочие до 1250, нет "отвертки", нет юстировки объективов, работа с несколькими пыхами вообще бида-пичаль, управление просто жуть, на репортажке тучу моментов упускаешь из-за того, что пока настройки поменяешь через меню(в продвинутых все кнопками на корпусе), нет экрана сверху, нет предподъема зеркала и т.д. и т.п. Так по мелочи целый список. Я понял, что просто ее перерос, но ни за что не продам, т.к. полюбил ее всей душой, это как любимая старая "копейка", вроде устарела, но ни за что не продашь. Останется у меня в парке второй рабочей камерой.
Да. Просто мне больше пейзажи нравятся, а там такой оперативности не требуется… И, к счастью, я никакой другой зеркалкой, кроме Nikon D5100, не пользовался. :) Поэтому и нет такого жгучего желания поменять эту камеру на более продвинутый вариант!
А если бы, тот же Nikon D600, попробовал, наверное, всё – спасть спокойно не смог! :)
Я, просто, очень много чего в работе хочу попробовать и вечно мне чего-то не хватает. Я в Интеллекте выбирал между 28-300 f3.5-f5.6G AF-S Nikkor и Никкор 24-120 4G N. Тестил, естественно с полнокадровй камерой Nikon D600. Поигрался с ним, понастраивал, пощелкал значить, а выбрал в итоге Nikkor 28-300 (ну очень хочется иметь возможность живность "пострелять" издалека). После этого теста взял нашу малютку и жутко расстроился, что он просто игрушечный и какой-то... детский что-ли. Правда, потом через полчаса ощущения отпустили.
Зеркалка Nikon D5100 точно легла в руку.
Вывод один: ни за что и никогда, если не хочешь менять камеру, не бери в руки фотоаппарат выше классом, чем тот, что у тебя сейчас! Можно и сильно расстроиться...
Я, в то утро, когда фотографировал рассвет на мой Samyang 14 мм/2,8 на озере Шарташ, когда солнце взошло – сменил объектив на Nikkor 70-300. И еще раз убедился, что живность, даже воробьи, не даются фотографироваться даже на таком фокусном… Улетают сразу.
Нужно снимать из укрытия и еще использовать конвертер 1,7 – если реально хочешь фотоохотой заниматься (ну это я чисто теоретически рассуждаю – читаю одного блогера – фотоохотника на птиц)…
Вообще, подумываю как-нибудь тоже сходить в лес и из «засидки» попробовать поснимать.
Согласен вполне, там счет идет на 600 ФР + 1,7 конвертер.
Я про засидку. У меня случай был близ деревни Сасыково. В 300 метрах в реке ходил журавль, кушанькал. Я довольный такой на KIT Nikkor 18-55 фотаю, а он мелкий-мелкий на кадрах. Побежал к нему, а он сразу "на ногу", т.е "на крыло".
Вот после такого и хочу телевик. Я пока непугливых фотать буду, а потом красться начну: тетерева, глухаря, дятла поймаю в кадр, а лучше сокола в небе. :)
Кстати, забыл сказать еще: в программе Photomatix для сборки HDR есть функция подавления "призраков" (ghosts). "Призраки" - это и есть несовпадения участков кадры, например, от листвы на ветру. Там есть автоматическое исправление, но мне не нравится, как работает. Есть ручной режим исправления - там сам указываешь участки, а он каким-то "макаром" выравнивает.
В моей программе тоже есть этот режим. Пользуюсь. Спасибо!
День добрый, Сергей! Являюсь читателем Вашего блога. Пишите просто замечательно! Читаю уже третий день. Сначала прочитал все про фотографию, так как являюсь сам начинающим фотографом. Сейчас читаю про ваши путешествия, не могу оторваться.
У меня камера - похожая на Вашу: зеркалка Nikon d5200. Купил совсем недавно, в ноябре 2013 года. Сейчас штудирую Интернет по вопросам фотографии. Учусь в свободное время, как фотографировать красиво. И я тоже, преимущественно, снимаю пейзажи. Хотел бы у Вас спросить, чем Вы собираете HDR?
Здравствуйте, Алексей! Приятно, что мои труды Вам нравятся. Спасибо! Я пробовал собирать HDR в программе Photoshop. Многие фотографы говорят, что в Photomatix лучше получается. Кстати, если с английским языком порядок, очень рекомендую книгу автора Christian Bloch, которая называется "The HDRI Handbook 2.0. High Dynamic Range Imaging for Photographers and CG Artists". Очень подробно расписывает все аспекты HDR.
Спасибо за быстрый ответ. Я с английским языком не очень дружу. Попробую при удобном случае Photomatix. У меня есть еще вопрос. Объектив Samyang 14mm T3.1 ED AS IF UMC VDSLR Nikon F имет ли чип? Тоже хочу широкоугольный объектив приобрести. Пока рассматриваю варианты.
Кстати, обозначение VDSLR означает, что данный объектив предназначен для съемки видео...
Та модификация, которая имеет чип, содержит в обозначении буквы AE. Мы вот здесь подробно это обсуждали в комментариях.
Сергей, добрый день. Почему выбор пал именно на мануальный ширик Samyang 14mm, а не, скажем, Tokina 12-24 или Tokina 12-28? Понимаю, что вопрос цены для некоторых принципиальный, но у Токины получился качественный ширик, да еще и с автофокусом.
Вячеслав, я очень серьезно рассматривал широкоугольные зумы Tokina AT-X 116 Pro DX II и Tokina AT-X 124 AF PRO DX. По сути, выбор стоял между Токина 11-16 (по ней отзывы лучше) и Samyang 14/2.8... Взял Самъянг 14/2,8 поскольку цена на 30% меньше, у фикса качество картинки лучше и он может использоваться на полном кадре.
Уже много раз отмечал, что Samyang 14/2.8 - мой любимый объектив для творчества. Но, честно говоря. не хватает автофокуса - хочется не только пейзаж, но и репортаж им фотографировать, а без автоматической фокусировки неудобно. Думаю, со временем, для этих целей приобрету фишай Nikon 16/2.8 с автофокусом, как Павел Черталев.
Сергей, спасибо за ответ. Я фишай не рассматриваю. Думаю, после приобретения фулфрейма следующим в списке покупок будет на Nikkor 16-35 f/4, если не найду бюджетного, но качественного аналога.
Ну, если говорить про широкоугольный объектив для полного кадра и с наличием автофокуса, при этом - за вменяемые деньги, то Nikon 16-35mm f/4G ED AF-S VR Nikkor в моих мечтах стоял бы на первом месте тоже. :)
Про автофокус у меня есть только одно замечание: сейчас не найду таблицу гиперфокальных расстояний, что приводил где-то в обсуждениях, но у Samyang 14/2.8 при диафрагме f/8.0 оно начинается с 1,5 метров. Поэтому в 70% случаев у меня стоит фокус на бесконечности и необходимости в автоматической фокусировке нет. Еще в 20% объект неподвижен и я могу переключиться в Live View, чтобы навести резкость визуально. Т.е., реально тяжело без автофокуса не так уж и часто.
А вот такую модель не рассматривали: Samyang 16mm F2.0? Он на камеры DX идет. Девочка за 10'000 рублей продавала, пока изучал что и по чем? Продался.
Михаил, на момент покупки своего Самъянг 14 мм f/2.8 я уже осознавал, что мечтаю о переходе на полный кадр, поэтому покупка объектива на КРОП была нецелесообразной. Да и, кажется, модель Samyang 16mm f/2.0 ED AS UMC CS AE Nikon F в то время еще не выпускали.
Сейчас глубоко в детали различия не вдавался. Но, какой может быть мотив у фотографа для покупки именно модели для КРОПа? Мне кажется, только меньший вес и размеры, если он не собирается покупать фуллфрейм.
Смотрю сейчас характеристики. Ширик Samyang 16mm f/2.0 ED AS UMC CS AE Nikon F имеет габариты 86 x 89.4 мм и вес 583 грамма. Его полнокадровая версия Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE Nikon F имеет размеры 93.6 x 87.0 мм и массу 535 грамм... Какой смысл покупать модель для КРОПа, если объектив для полного кадра по размерам почти такой же...
Разница в диафрагме f/2.0 и f/2.8 мне представляется существенной только для астросъемки. Но я звезды не фотографирую. А в остальных случаях на полностью открытой снимаю очень и очень редко... Сейчас подумываю о замене Samyang 14mm f/2.8 на Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S Nikkor поскольку мне безумно нравится снимать стрит-фото на ширик, а Самъянг без автофокуса не очень удобный...
Кстати, готовлю две статьи на тему "Зачем мне ширик и телевик" и "Как правильно фотографировать широкоугольным объективом". Если интересно, подписывайтесь на обновления блога... Может быть, моя писанина пригодится. :)
Подыскиваю ширик для Nikon D80: зум или фикс в фокусных 14-20, который будет интереснее, чем КИТ 18-55... именно для природы. В приоритете - неплохая геометрия, сочная, резкая картинка и цена. Имею Nikon 18-55 последней версии с кнопкой - скажу, что резкость на широком крае в центре - достойная, но края похуже. В принципе? цена-картинка у Samyang выглядит заманчиво. А мануальные стеклышки я умею крутить: стоят чипы на Nikon Nikkor-P 105 mm f/ 2.5 non-Ai, Юпитер Ю37А, Гелиос44-2, имеются экраны КацАй (Katz Eye) с клиньями на Nikon d40 и Nikon d80.
В обзоре Nikon D200 я пробовал снимать на Samayng 14mm f/2.8. По-моему, неплохо получилось. Матрица похожа на Nikon D80. Посмотрите - может, и решитесь.
Не забывайте только, что у ширика Samyang 14mm f/2.8 волнообразная дисторсия по центру кадра: если снимать в JPEG, будет портить фотографии. Я фотографирую всегда в RAW, поэтому не парюсь, поскольку одним кликом исправляю в Lightroom.
Вообще, мне кажется, для КРОПа есть только два объектива: описанный мною Samyang 14mm f/2.8 и Tokina AT-X 116 Pro DX II Nikon F... :) Ну, или на худой конец - Tokina AT-X 128 f/4 PRO DX Nikon F... Все остальные имеют те или иные болячки...