Неделю назад мы с супругой посетили выставку вооружений Russia Arms Expo – 2015 в городе Нижний Тагил. Отчет и фотографии с этого мероприятия я уже опубликовал, и пообещал рассказать об экскурсии в музей развития техники и черной металлургии, расположенный в самом центре города. Дело в том, что на выезде из Тагила образовалась огромная пробка после выставки, мы поэтому решили ехать не в Екатеринбург, а в обратном направлении, в центр. Здесь мы собирались подняться на Лисью гору, чтобы запечатлеть панораму индустриального гиганта – Нижнетагильского металлургического комбината. Оказалось, что у подножья горки расположена еще одна известная достопримечательность: тот самый музей-завод.
Дополнение от 8 апреля 2023
Отзыв об экскурсии на заброшенный завод, что вы прочтете ниже, опубликован почти 8 лет назад. Тогда мы прошли на территорию «дикарями» через пролом в заборе. Не знаю, можно ли попасть сейчас к этой достопримечательности вот так вот самостоятельно…
Как я понимаю, чиновники Нижнего Тагила прорабатывали вопрос реставрации территории предприятия и открытия на его основе индустриального парка (см. статью в «Областной газете»). То есть планировали отреставрировать здания и открыть пешеходную зону по типу «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день, кажется, ничего из задуманного не реализовано.
Достопримечательность сегодня официально называется так: эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод». Попасть сюда можно только в составе группы туристов и только с экскурсоводом, записавшись заранее.
«Старый Демидовский завод» входит в состав объединения «Нижнетагильский музей-заповедник. «Горнозаводской урал». Вот официальный сайт: https://museum-nt.ru/ Судя по тому, как убого оформлена информация, касающаяся посещения экспозиции, простого способа посмотреть остатки металлургического производства не существует.
Вот страница на официальном сайте, посвященная «Старому Демидовскому заводу». Экскурсии организуют в период с 1 мая по 30 сентября. В холодное время года музей закрыт. Записываться нужно заранее по телефону, указанному по ссылке выше.
Вообще, в Нижний Тагил можно приехать и остановиться на ночь, если вы отправились в автомобильное путешествие по интересным местам Свердловской области и Пермского края. Приведу карту достопримечательностей, расположенных недалеко от этого моногорода, опубликованную мною в отчете о походе по скале Писаница Устьянчики.
В отзыве о поездке на оленью ферму в поселке Висим приведены примеры того, что можно посмотреть в Нижнем Тагиле. Мы заночевали в этом городе накануне новогодних праздников – ледовый городок здесь красивее, чем в Екатеринбурге, и очереди на горки меньше. Сейчас там свеже отреставрированный цирк, по отзывам знакомых, очень неплох.
* * *
Вообще, это – бывший металлургический завод им. Куйбышева, который закрыли в 1987 году. Что удивительно: не растащили на металлолом, а «подвергли музеефикации».
Мне давно уже хотелось попасть в этот уникальный заповедник урбан-трипа, но сделать это непросто. На официальном сайте музея-заповедника пишут, что экскурсии проводятся только для организованных групп туристов численностью от 10-ти человек. Цена билета составляет 600 рублей за группу, плюс 60 рублей за каждое дополнительное лицо, интересующееся развитием металлургического дела на Урале. При этом нужно предварительно записаться по телефону (3435) 41-64-01. Экскурсии проводятся только с 1 мая по 1 октября. Видимо, боятся, что зимой турист может кувыркнуться с обледенелых лестниц и не рискуют.
Когда мы приехали на Лисью гору, солнце уже подумывало, не спрятаться ли ему за горизонтом. У подножья – стоянка для автомобилей. Летом 2015 года здесь провели реконструкцию: починили сторожевую башню, проложили каменную дорожку наверх, подстригли траву. В общем, теперь Лисья гора – полноценная достопримечательность Нижнего Тагила, куда можно приводить иностранных генералов, приехавших купить пару танков на выставке вооружения.
Мы увидели, что в ограждении музея под открытым небом нет одной секции забора и туда ведет незарастающая народная тропа. По территории гуляют туристы. Решили попытать счастья и присоединиться к группе.
Оказалось, что это – не официальная экскурсия, а просто — местные подростки, гуляющие здесь сами по себе. Меня, как увидел брутальные «катакомбы», уже невозможно и за уши было оттянуть: достал фотоаппарат со штативом и давай щелкать.
Достопримечательность Нижнего Тагила – музей-завод истории развития черной металлургии. Фотографии
Сначала, попав на территорию музея, вы видите цистерны и старый паровоз 9ПМ-161.
Конструкцию паровозов 9-й серии разработало бюро «Локомотивпроект» наркома тяжелой промышленности СССР в 1934-1935-м годах. Выпускалась данная модель с 1935 по 1957 год. Я не посмотрел, какая у него точная маркировка. Если именно «9ПМ-161» (как пишут в Википедии), то это означает, что на свет его произвели в Муромском паровозостроительном заводе имени Дзержинского в 1956 году. Еще эти модели выпускались Коломенским машиностроительным и Новочеркасским паровозостроительным заводами.
Конечно, интереснее было бы пройтись здесь с экскурсоводом, чтобы он рассказал, какое где оборудование на территории музея под открытым небом, его историю. Например, вот эти башни, мне кажется – доменные печи, но я не уверен.
Рядом с паровозом 9ПМ-161 наблюдаем ковши для расплавленного металла.
Входим внутрь, пробравшись через хитросплетения заводских металлоконструкций.
Уж очень мне свет нравится на этой фотографии, волшебный он просто…
Везде вокруг – какие-то механизмы, приспособления, сооружения. На каждом из них свой отпечаток времени.
Согласитесь, очень колоритно выглядят эти ржавые старые домны.
Когда-то везде здесь кипела жизнь: стук, лязг, вода, пар, металл…
А сейчас здесь тишина… Ну, только крики редких туристов, да лай собак где-то внизу (все время вы ходите по металлическим помостам, лестницами и площадкам – будьте осторожны, так как некоторые из них совсем хлипкие).
Представляете, как в этих ковшах возили расплавленный металл? Примерно вот так его разливали.
Хотя, может в Навои был другой процесс, поскольку сначала рабочий ломиком что-то там пробил в печи, достал образец, исследовал его, и только потом стали выливать металл.
В таком бы антураже сфотографировать какую-нибудь красотку в стиле «ню»…
Иногда мне казалось, что в этом огромном музее под открытым небом можно заблудиться среди металлических паутин из швеллеров и двутавровых балок.
Выход на открытое пространство – как глоток воздуха.
Нравится мне, все-таки, как масштабно захватывает пространство супер-ширик Samyang 14/2.8 на полном кадре. Вот эту фотографию не могу представить, снятой при узком угле обзора.
А какие колоритные в музее-заводе имени Куйбышева стены! Старинный кирпич…
Нижнетагильский железноделательный завод построили Демидовы в 1725 году. Поблизости здесь была гора Высокая, по большей части, состоящая из магнетита (магнитный железняк) – сырья для металлургического производства. На реке Тагил соорудили плотину, так как в те времена вода была главным поставщиком энергии, двигателем процессов.
Нижнетагильский завод в 18-м веке выпускал железо под торговой маркой «Старый соболь». Половину всей продукции, как водится, отправляли на экспорт, в основном, в старушку Англию.
В советское время предприятию присвоили имя Куйбышева. Неоднократно здесь реконструировали и расширяли производство. Во время войны, когда Гитлер захватил западную часть страны, на нашего героя в несколько раз возросла нагрузка – нам нужны были танки, а значит и металл для них. Так что, завод-музей, как и тысячи других, ковал Великую Победу.
В 50-е годы прошлого века запустили промышленный гигант — Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК), пришла пора нашему старичку собираться на пенсию. Сначала, в 1961 году закрыли прокатное производство, потом в 1978 – остановили мартен. Осенью 1987 в домнах состоялась последняя плавка. Демидовский завод прослужил Российской Империи и Советской России больше трех с половиной веков – 262 года.
Правительство решило сохранить постройки, территория подверглась «музеефикации». И, несмотря на лихие постперестроечные времена, сегодня мы видим первый в России музей горнозаводского дела. Странно, что никакая гадина не снесла это все к чертовой матери и не построила очередной торговый центр или крольчатник (элитный жилой дом с видом на городскую плотину).
Атмосфера в этом месте особенная, историю чувствуешь в каждом закуточке. Не знаю, хотел бы я, чтобы здесь все покрасили, почистили, или оставили, как есть. Ведь, если не окрашивать, не следить, все медленно сгниет.
Пробовал забраться по лестнице на макушку доменной печи. Да высоты боюсь… Одолел только половину расстояния.
Когда уже засобирались наружу, случилась неожиданная неприятность. Во время всей экскурсии по территории музея под открытым небом где-то в стороне лаяли собаки. Так вот, вдруг они появились внизу: две огромные дворняги. Увидели меня с супругой и девочек-подростков, тоже исследовавших завод. Злобно зарычали и устремились к нам по металлической лестнице… Пришлось изобразить супергероя и отбиваться штативом. Как оказалось, трипод нужен не только для обеспечения неподвижности фотоаппарата во время съемки, но и в целях безопасности… Оказалось, вместе с собаками пришел сторож, разрядивший обстановку.
Далее мы отправились на главную смотровую площадку Нижнего Тагила.
Лисья гора в Нижнем Тагиле. Фотографии
Горка эта располагается у плотины железоделательного завода. По мнению геологов, это – потухший 340-360 миллионов лет назад вулкан. Почему у нее такое название, никто уже не скажет точно. Может, в демидовскую пору здесь водились лисы, а возможно – от металлургического завода шел рыжий дым… Другая версия: гора эта Лысая, поскольку весь лес срубили, а не Лисья.
В 18-м веке на вершине построили деревянную смотровую башню для отслеживания пожаров. В 1818 году ее заменили на каменную постройку. Вот какой Лисью гору увидел великий русский фотограф и путешественник Сергей Михайлович Прокудин-Горский в 1909 году.
На фотографии мы видим Свято-Троицкий кафедральный собор, Демидовский медный рудник, Лисью гору с пожарной смотровой башней на ней. На сайте Нижнетагильской Епархии можно почитать историю этой церкви.
У жителей Нижнего Тагила и гостей города это место очень популярно. С вершины Лисьей горы открывается захватывающий вид на Нижнетагильский металлургический комбинат, музей-завод и окрестные холмы.
С одной стороны видим построенный в 1862-1877 годах Храм во имя святого князя Александра Невского.
С другой – уже известный нам Свято-Троицкий кафедральный собор. Мне нравится вот такая центральная композиция.
Но в момент съемки солнце спряталось за гору. А мы знаем: нет света – нет фотографии. Вот, сравните со снимком, снятым через несколько мгновений.
Глядя на эти фотографии, и сравнивая со снимком Прокудина-Горского, вспоминается такой случай. В 1993 году я видел сюжет по белорусскому телевидению: старичок-немец собрал гуманитарную помощь и привез в небольшую деревню в Беларусь. Он воевал в этих местах… Вышел за околицу, грустно посмотрел и сказал: «Последний раз я был здесь 50 лет назад. Что у вас изменилось? Ничего… Разве что, сняли с крыш солому и заменили ее на шифер…» В Нижнем Тагиле за 104 года с момента визита знаменитого фотографа не только убрали солому с крыш, но и в некоторых строениях пластиковые окна поставили…
На этом рассказ об экскурсии в музей под открытым небом и посещении Лисьей горы заканчиваю. Было бы время, можно посетить историко-краеведческий музей, Дом Черепановых (в 1834 году они построили первый в России паровоз) и, при желании – выставочный комплекс ОАО «Уралвагонзавод» (там выставлено 13 танков). Сегодня мы с Катей целый день ходили по лесу: поход выходного дня к скалам Семь Братьев, расположенным недалеко от трассы на Нижний Тагил. Подписывайтесь на обновления блога, если хотите вовремя получить сообщений о том, что рассказ уже опубликован.
View Comments (33)
А мы сегодня в школьном турслёте участвовали в городском парке. :razz: :razz: Завод-музей впечатляет. Но больше захотелось на Лисью... Панорамами полюбоваться. Я на химическом заводе проработала более двадцати лет. Все эти хитросплетения труб, агрегатов различных не только ногами прочувствовала, но и обслуживала. А так как была мастером, много производств повидала и много, где поработала.
Но снимать это не хочется. Хотя, твои фотографии на широком угле просто шикарны. А вот расплавленный металл, металлургию... Ох, с каким-бы удовольствием посмотрела бы и поснимала бы... Да уже не пустят никуда. :razz:
Сегодня погода не подкачала: обещали дождик, а было сухо - детворе повезло! :) Понятно, что тебе химические заводы "оскомину" уже набили... :) Мне здесь нравится именно заброшенность... Что-то неуловимое в атмосфере есть, когда бродишь среди этих железяк. И очень нравится свет, когда фотографируешь внутри... Хочется еще куда-нибудь в заброшенное место попасть.
Спасибо за отзыв, Галина! Ширик Samyang 14/2.8 - любимый объектив, не подкачал.
Я где-то слышал, что на один из медеплавильных заводов в Свердловской области можно записаться на экскурсию. Да вот запамятовал, на какой... А найти сейчас информацию не могу.
Раньше было такое понятие: "шефство над классами". Организовывали экскурсии в цеха. Нам не повезло: наши шефы не были металлургами. :razz: А сейчас на заводе только в музей водят.
Экскурсия в музей - мероприятие, может и интересное, но не сравнится с походом в действующий цех металлургического производства. Ну, может, когда-нибудь повезет и позовут детей в мартеновский цех... :)
Классный обзор и фотографии. Эх такие заводы просто созданы для фишая! Ну или - фишай для заводов. :) Понравились все фотки, кроме тех что идут после старинной фотки. Фотка с колесом не очень понравилась засвеченным углом с трубой. Тут бы наверно HDR надо было сделать. Свет на 32-й карточке понравился. Вообще, ты - большой молодец Сергей: приятно читать твои обзоры!
Спасибо, Паша, за комментарии. Мне фото №27 "Сторожевая башня" на Лисьей горе нравится... :| По поводу фотографии с колесом - полностью согласен: поленился складывать штатив, чтобы снимать HDR с низкой точки. Вот и получил неудовлетворительный результат.
Последнее время начинаю обращать внимание на цвета фотографий. Сейчас уже и пресеты не использую, а все равно что-то не то делаю. Фото после "Лисьей горы" Прокудина-Горского мне тоже как-то не очень по цветам нравятся. :) Читаю блог одного путешественника, снимающего на Canon 6D: kezling.ru/travels/ceylon-5/. Думаю, может, на Кенон перейти... ;) И у Миши Шмакова последняя глава по Индии снята на Canon EOS 6D - завидую... :)
Сергей, блог Владимира, действительно, великолепен так же, как его фотографии. Признаться, я сам иногда подумываю перейти на Canon - особенно из-за великолепного объектива 135mm. Но потом смотрю фотки некоторых владельцев Canon 5d Mark 3 с топовой оптикой и понимаю: дело не в технике, дело - в умении сделать красивый кадр и обработать его должным образом.
Про фишай - глянь последний альбомчик, который я выложил в Гугл плюсе (примеры фото на Nikon D800 и объектив фишай Nikon AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D: plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6196264701864393265?authkey=CLP2t4jz67KVJw) - там, как раз, использовал его по назначению, чтобы снимать в узких темных кельях замка. Незаменимое стекло для таких съемок.
Посмотрел еще раз фотки с фишаем, Паша. Некоторые очень нравятся! Эх, начинаю хотеть... :)
С фишаем твоим - да-а-а, ух как развернуться можно было бы в тесных пространствах этого завода-музея! :) Дразнишь ты им... :)
Привет, Сергей! Спасибо за ссылку на блог Владимира Кезлинга! Дело - не в фирме-производителе камеры. По фотографиям видно, что поджимало время. Фотографировал подряд, на что глаз ляжет. Нагромождение спутанного железа. Одни общие планы. А самое главное - небо! Вернее, его отсутствие, для таких фоток я вижу пасмурное небо с грозными тучами. HDR - было бы в самый раз. Там, где неба нет - фото № 15, например, хорошо. Еще придирка - граффити, там, где не очень трудоемко, лучше убрать. Понимаю, ты просто заскочил по пути. Без обид.
Михаил, я, смотря на фотки Сергея, понимаю что снимал бы так же как он. Ведь и снималось нагромождение железа... Будь с Сергеем люди - я бы ставил их в кадр, но я так понимаю, Сергей был один. Твоя критика просто вынуждает задать вопрос, как бы ты снял? Больше HDR - согласен. Но это - скорее, относится к обработке. Вопрос: чем бы ты заменил такие общие планы? Спрашиваю ради повышения образованности.
Миша, благодарю за честный отзыв. Спешил немного - есть такое: хотел еще успеть подняться на Лисью гору до заката... :) Но спешка, как мы знаем, фотографа не оправдывает. :) Так что, соглашусь с тобой.
Надписи не стал убирать, так как думал, что это - признак "сталкерности", заброшенности. Мусор - по этой же причине.
Павел! Критиковать всегда проще. Но попробую ответить, хотя оговорюсь, что эта тема не моя.
Возьмем фото №3. Я подошел бы ближе, насколько позволил бы паровоз, и взял больше влево. Кадр бы, скорее, построил бы вертикально. Не зная места, сложно сказать, понимаю, что за оградой справа пустота.
Фотография №3 (та, что с печами). Мешает березка, отойти вправо на пару шагов, если можно.
Фото №4 "Ковш". Я бы сфоткал не обе железяки, а только правую - уж очень она похожа на останки Далика из "Доктора Кто" (Doctor Who, сериал).
Снимок №7. Я бы сел на уровень "глаз" железяки внизу.
Хороша фотография №15, но, опять же, я сделал бы ее вертикально.
Ну, и т.д и т.п.
Спасибо за Ваши комментарии, Михаил! Я так понимаю, фото номер 3 Вы хотели бы сделать больше акцента на поезд - как-то так с небольшой коррекцией ракурса: drive.google.com/file/d/0B5u5IzDMNl2pa1RSWW9yalRpaDA/view?usp=sharing
Но мне снимок и так нравится, он - как знаменитое "прибытие поезда": хорошо читается сюжет. Прибыл паровоз на погрузку - на заднем плане цистерны, наверно, с зерном и элеваторная лента. Мне нравятся вагоны, уходящие в даль - на вертикальной карточке, мне кажется, смотрелось бы хуже.
По картинке, кажется, вряд ли бы удалось подойти ближе с хорошим ракурсом. Конечно, будь у Сергея фишай, может быть, и получилось сделать интереснее, подойдя вплотную. Но с 14 мм и углом обзора 114 градусов - вряд ли.
Про фотографию 3, что с трубами - думаю, Сергей уже не делает таких ошибок и, если бы он мог убрать березку, он бы обязательно взял правее или левее. Наверно, не было возможности.
Про фото 4 могу тоже сказать, что мне нравится снимок: тележка прикольная на рельсах и какая-то штука сзади - стоят на постаменте, как единое целое, как памятник. Я бы снял именно, как Сергей. Хотя, справедливости ради, скажу, что и по отдельности я бы снял эти штуки тоже. Но думаю, оставил бы снимок именно со всей платформой - такой, как Сергей выложил. Я еще лучше бы засунул в тележку свою младшенькую дочку!. :)
Я бы фото №7 подкропил немножко - как то так: drive.google.com/file/d/0B5u5IzDMNl2paGY1aUNSdjl4RFE/view?usp=sharing
Фото 15 - в вертикальном положении, наверно, не получилось бы захватить трубки расходящиеся по сторонам, или получилось бы, но тогда попало бы что-то сверху над печью, то что, наверно, Сергей не хотел брать в кадр.
А вообще, Михаил, чувствуется, что у Вас наметанный глаз. Но согласен с вами: критиковать всегда проще. Мне, например, гораздо легче критиковать снимок, чем сразу сделать правильный кадр. Чтобы не упустить, стараюсь делать несколько снимков одного и того же с разных ракурсов и на разных апертурах - правда, кадров становится гораздо больше и перебирать карточки становится сложнее. Но чем больше снимаешь, тем меньше кадров делаешь и меньше выбрасываешь. Короче, снимать, снимать и еще раз снимать.
Павел, полностью согласен с последним абзацем Вашего комментария. Я не могу посмотреть ссылки, работаю сегодня, но завтра обязательно. Но главная мысль моего первого комментария: Сергею не хватило времени, мне кажется. Выставки вооружения для одного было достаточно.
Павел и Миша, спасибо за подробный разбор композиции и советы. Как я говорил раньше, даже если я не согласен, все-равно, такие замечания заставляют сделать анализ снимка, а это - очень полезно для развития навыка фотографа.
Фотографию №3 (паровоз в музее-заводе). В данном конкретном случае мне хотелось показать, что он находится на заброшенном металлургическом заводе. Справа - городская улица, слева - домны. Мне казалось, что так выигрышней. Только нужно было зайти чуть левее, чтобы справа, в самом хвосте состава осталось больше места. У меня получилось, что последний вагон касается края кадра - нехорошо. :)
Фото №3 (домна с березой) - считаю, что дерево служит передним планом. Если его убрать - получится фотография, у которой есть 2-й план, чуть-чуть виднеется 3-й, но нет переднего. Такие снимки скучные и я их стараюсь удалять... Может, была бы возможность подняться на лестницу и сфотографировать так, чтобы березы получились пониже, чтобы не так отвлекали внимание... Тогда согласен.
Снимок №4. Согласен, что можно было бы оставить только правый котел... По крайней мере, это фото - не самое лучшее в коллекции, можно было и не публиковать. :)
Фото №15. Там так тесно, что ничего не входит... :) Согласен, что композицию можно было придумать и лучше.
Фото №7. Мне нравилось. Но после замечаний присмотрелся получше и согласен - в топку! :) В моем варианте - не пойми что. В исполнении Павла - железяка на полу превращается в указательную линию, показывающую на трубу, которая расположилась точно посередине кадра - плохо... Нужно, чтобы труба была в правой трети, железка - в левом нижнем сечении... :)
Еще раз благодарю за советы. Буду учиться!
Вот же вандалы. Все изрисовали в музее!
Саша, дети же... дети дикарей... В Германию езжу в командировки последние пять лет. Появляются и у них граффити и мусор на улицах. Понаехали пакистанцы и африканцы...
Да вообще! В субботу ехали в автобусе. Была компания из 4 пацанов школьного возраста. Слезно просили, чтобы кондуктор пробил 2 проезда по социально карте. Так делать нельзя, и вторую поездку, кажется, можно совершить только через 10 минут, вроде того. Кондуктор согласилась, пошла им навстречу. Те маркером изрисовали новый автобус и ушли. Я даже не знаю, как этот поступок прокомментировать.
А о таких местах, как завод имени Куйбышева и ему подобные музеи под открытым небом, вообще не приходится говорить, потому что они никак не защищены от вандализма.
Что тут сказать… Такие человекоподобные были и раньше, и в будущем никуда не исчезнут… Пока людей не станут в пробирках выводить, с заданными генетическими свойствами. :)
Музей - просто классный, я бы там бродил и бродил. Хотел летом там побывать, чтоб запечатлеть металл + зелень. Но экзамены, свадьба и путешествие не дали мне это сделать.
А как на территорию музея попали, с гидом? Созванивались заранее?
Мы просто прошли на территорию и всё. :) В завод-музей, как минимум, три входа. Я думаю, что их ещё больше. За время гуляний по заводу мы никого не встретили.
Мы прошли в музей уже довольно поздно. Вероятно, собаки в свободном доступе бегают там не всегда, а только после 17 часов их с цепи спускают, чтобы охраняли.
Когда мы заходили через главный вход на завод имени Куйбышева, нас обтявкали собаки, как могли. Когда соберетесь туда, меня зовите! :)
Ну, во второй раз в этот музей под открытым небом, может, на свое 95-летие выберусь. :) Тогда и позову. :)
А сторожевую башню неплохо так отреставрировали. Можно глянуть у меня в блоге, какой она была до реставрации. Теперь там всё так ухожено! :)
Андрей, я читал Ваши отчеты об экскурсии в музей под открытым небом (andreyshad.ru/zavod-muzej-im-kujbysheva/) и на Лисью гору. Классно! Особенно понравилась прогулка по заводу-музею. Тоже хотелось бы и времени побольше, и доступа.
Какая мощь. Действительно, как это территорию музея-завода еще не оприходовали.
На последней выставке вооружений Russia Arms Expo - 2015 в Нижнем Тагиле объявили, что будут развивать здесь туристический кластер. Как бы ни смешно звучало, хотя бы, есть шансы, что музей под открытым небом не разрушат... :)
В 90-х на Куйбышеве вовсю распиливали рельсы. Сам завод, правда, не трогали. Помимо завода-музея и Лисьей горы есть художественный музей, культурно-исторические объекты (господский дом - один из них).
В окрестностях Нижнего Тагила было крупнейшее месторождение платины. В годы гражданской войны здесь шли ожесточенные бои - до сих пор находят гильзы и остатки амуниции.
Спасибо, Владимир, за дополнение к отчету. Можно только порадоваться, что завод-музей не растащили полностью на металлолом. Вижу, что тем, кто интересуется музеями вплотную, можно ехать в Нижний Тагил на целый день - еще и не успеешь всё посмотреть.