X

Завод имени Куйбышева – музей под открытым небом и Лисья гора в Нижнем Тагиле

Неделю назад мы с супругой посетили выставку вооружений Russia Arms Expo – 2015 в городе Нижний Тагил. Отчет и фотографии с этого мероприятия я уже опубликовал, и пообещал рассказать об экскурсии в музей развития техники и черной металлургии, расположенный в самом центре города. Дело в том, что на выезде из Тагила образовалась огромная пробка после выставки, мы поэтому решили ехать не в Екатеринбург, а в обратном направлении, в центр. Здесь мы собирались подняться на Лисью гору, чтобы запечатлеть панораму индустриального гиганта – Нижнетагильского металлургического комбината. Оказалось, что у подножья горки расположена еще одна известная достопримечательность: тот самый музей-завод.

Фотография №1. Нижнетагильский музей-заповедник Горнозаводской Урал. Камера Nikon D610. Объектив Nikon 24-70mm f/2.8. Настройки при съемке: ISO 320, фокусное – 24 мм, диафрагма f/8.0, выдержка – 1/320 секунды.

Дополнение от 8 апреля 2023

Отзыв об экскурсии на заброшенный завод, что вы прочтете ниже, опубликован почти 8 лет назад. Тогда мы прошли на территорию «дикарями» через пролом в заборе. Не знаю, можно ли попасть сейчас к этой достопримечательности вот так вот самостоятельно…

Как я понимаю, чиновники Нижнего Тагила прорабатывали вопрос реставрации территории предприятия и открытия на его основе индустриального парка (см. статью в «Областной газете»). То есть планировали отреставрировать здания и открыть пешеходную зону по типу «Новая Голландия» в Санкт-Петербурге. На сегодняшний день, кажется, ничего из задуманного не реализовано.

Достопримечательность сегодня официально называется так: эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод». Попасть сюда можно только в составе группы туристов и только с экскурсоводом, записавшись заранее.

 

«Старый Демидовский завод» входит в состав объединения «Нижнетагильский музей-заповедник. «Горнозаводской урал». Вот официальный сайт: https://museum-nt.ru/ Судя по тому, как убого оформлена информация, касающаяся посещения экспозиции, простого способа посмотреть остатки металлургического производства не существует.

Вот страница на официальном сайте, посвященная «Старому Демидовскому заводу». Экскурсии организуют в период с 1 мая по 30 сентября. В холодное время года музей закрыт. Записываться нужно заранее по телефону, указанному по ссылке выше.

Вообще, в Нижний Тагил можно приехать и остановиться на ночь, если вы отправились в автомобильное путешествие по интересным местам Свердловской области и Пермского края. Приведу карту достопримечательностей, расположенных недалеко от этого моногорода, опубликованную мною в отчете о походе по скале Писаница Устьянчики.

1. Карта достопримечательностей, что можно посетить, отправившись в эко-индустриальный технопарк «Старый Демидовский завод» в Нижнем Тагиле.

В отзыве о поездке на оленью ферму в поселке Висим приведены примеры того, что можно посмотреть в Нижнем Тагиле. Мы заночевали в этом городе накануне новогодних праздников – ледовый городок здесь красивее, чем в Екатеринбурге, и очереди на горки меньше. Сейчас там свеже отреставрированный цирк, по отзывам знакомых, очень неплох.

2. Карта со схемой расположения эко-индустриального технопарка «Старый Демидовский завод» и других интересных мест в Нижнем Тагиле. Автомобильное путешествие по Свердловской области.

*    *    *

Вообще, это – бывший металлургический завод им. Куйбышева, который закрыли в 1987 году. Что удивительно: не растащили на металлолом, а «подвергли музеефикации».

Мне давно уже хотелось попасть в этот уникальный заповедник урбан-трипа, но сделать это непросто. На официальном сайте музея-заповедника пишут, что экскурсии проводятся только для организованных групп туристов численностью от 10-ти человек. Цена билета составляет 600 рублей за группу, плюс 60 рублей за каждое дополнительное лицо, интересующееся развитием металлургического дела на Урале. При этом нужно предварительно записаться по телефону (3435) 41-64-01. Экскурсии проводятся только с 1 мая по 1 октября. Видимо, боятся, что зимой турист может кувыркнуться с обледенелых лестниц и не рискуют.

Когда мы приехали на Лисью гору, солнце уже подумывало, не спрятаться ли ему за горизонтом. У подножья – стоянка для автомобилей. Летом 2015 года здесь провели реконструкцию: починили сторожевую башню, проложили каменную дорожку наверх, подстригли траву. В общем, теперь Лисья гора – полноценная достопримечательность Нижнего Тагила, куда можно приводить иностранных генералов, приехавших купить пару танков на выставке вооружения.

Мы увидели, что в ограждении музея под открытым небом нет одной секции забора и туда ведет незарастающая народная тропа. По территории гуляют туристы. Решили попытать счастья и присоединиться к группе.

Оказалось, что это – не официальная экскурсия, а просто — местные подростки, гуляющие здесь сами по себе. Меня, как увидел брутальные «катакомбы», уже невозможно и за уши было оттянуть: достал фотоаппарат со штативом и давай щелкать.

Достопримечательность Нижнего Тагила – музей-завод истории развития черной металлургии. Фотографии

Сначала, попав на территорию музея, вы видите цистерны и старый паровоз 9ПМ-161.

Фото №2. Железнодорожные цистерны на территории завода-музея в Нижнем Тагиле. 1250, 24, 8.0, 1/160

Фотография №3. В музее-заводе им. Куйбышева. Маневровый паровоз 9ПМ-161. Настройки: 1250, 38, 2.8, 1/1250

Конструкцию паровозов 9-й серии разработало бюро «Локомотивпроект» наркома тяжелой промышленности СССР в 1934-1935-м годах. Выпускалась данная модель с 1935 по 1957 год. Я не посмотрел, какая у него точная маркировка. Если именно «9ПМ-161» (как пишут в Википедии), то это означает, что на свет его произвели в Муромском паровозостроительном заводе имени Дзержинского в 1956 году. Еще эти модели выпускались Коломенским машиностроительным и Новочеркасским паровозостроительным заводами.

Конечно, интереснее было бы пройтись здесь с экскурсоводом, чтобы он рассказал, какое где оборудование на территории музея под открытым небом, его историю. Например, вот эти башни, мне кажется – доменные печи, но я не уверен.

Фото №3. Доменные печи в музее-заводе в Нижнем Тагиле. Фотоаппарат Nikon D610. Объектив Nikkor 24-70/2.8. Параметры съемки: 1250, 38, 8.0, 1/640

Рядом с паровозом 9ПМ-161 наблюдаем ковши для расплавленного металла.

Фотография №4. Ковш в музее металлургии, что находится рядом с Лисьей горой в Нижнем Тагиле.

Входим внутрь, пробравшись через хитросплетения заводских металлоконструкций.

Фото №6. Всегда, когда бываю на больших металлургических или химических заводах, поражаюсь гению, способному это спроектировать. В институте, проектируя какой-нибудь редуктор, часто получалось «отверстие в воздухе висит» — ошибка проектирования, а тут – такая махина! Отзывы о поездке на Лисью гору в Нижнем Тагиле. 4000, 24, 8.0, 1/40

Уж очень мне свет нравится на этой фотографии, волшебный он просто…

Снимок №7. В дебрях музея-завода горнозаводского дела. Поездка в Нижний Тагил на Лисью гору. 4000, 24, 2.8, 1/25

Везде вокруг – какие-то механизмы, приспособления, сооружения. На каждом из них свой отпечаток времени.

Фото №8. Лебедка. Отзывы об экскурсии в Нижний Тагил. Посещаем музей-завод и Лисью гору.

Согласитесь, очень колоритно выглядят эти ржавые старые домны.

Фотография №9. Домны в музее-заповденике «Горнозаводской Урал», расположенный рядом с Лисьей горой. 4000, 28, 7.1, 1/1600

Когда-то везде здесь кипела жизнь: стук, лязг, вода, пар, металл…

Фото №10. Всякие железяки в музее-заводе рядом с Лисьей горой в Нижнем Тагиле.

А сейчас здесь тишина… Ну, только крики редких туристов, да лай собак где-то внизу (все время вы ходите по металлическим помостам, лестницами и площадкам – будьте осторожны, так как некоторые из них совсем хлипкие).

Фотография №11. Сумрак в заброшенном металлургическом заводе. Репортаж снят на полный кадр Никон Д610. Широкоугольный объектив Samyang 14/2.8. Теперь я догадался расправить свой карбоновый штатив Sirui T-2204X-20KX, что дало возможность уменьшить ISO. Настройки при съемке: 100, 14, 8.0, 2.5 секунды.

12. Передвижные ковши на металлургическом производстве в музее под открытым небом в Нижнем Тагиле. Отчет о поездке на Лисью гору. (100. 14.0, 8.0, 0.4 s)

Представляете, как в этих ковшах возили расплавленный металл? Примерно вот так его разливали.

Снимок №13. Расплавленный металл. Фото снято мною в 2010 году на мыльницу Sony DSC-W350 в Узбекистане в Навоийском горно-металлургическом комбинате во время командировки. Наверное, то же было и на заводе имени Куйбышева в Нижнем Тагиле.

Хотя, может в Навои был другой процесс, поскольку сначала рабочий ломиком что-то там пробил в печи, достал образец, исследовал его, и только потом стали выливать металл.

Фото №14. Предварительная проверка готовности металла. Навоийский горно-металлургический комбинат. 2010 год. Сравниваем с заводом им. Куйбышева в Нижнем Тагиле.

В таком бы антураже сфотографировать какую-нибудь красотку в стиле «ню»…

Фотография №15. Печь. Поездка на Лисью гору и в музей под открытым небом в Нижнем Тагиле. 250, 14, 8.0, 25 секунд

Иногда мне казалось, что в этом огромном музее под открытым небом можно заблудиться среди металлических паутин из швеллеров и двутавровых балок.

16. Музей-завод в Нижнем Тагиле. Экскурсия на Лисью гору и на заброшенное производство. 100, 14, 8.0, 2.0

Выход на открытое пространство – как глоток воздуха.

17. Музей под открытым небом рядом с Лисьей горой в Нижнем Тагиле. Поездка выходного дня из Екатеринбурга. 100, 14.0, 8.0, 1/6

18. Колесо в музее-заповеднике горнозаводского дела в Нижнем Тагиле. 1000, 14.0, 8.0, 1/30

Нравится мне, все-таки, как масштабно захватывает пространство супер-ширик Samyang 14/2.8 на полном кадре. Вот эту фотографию не могу представить, снятой при узком угле обзора.

Фото №19. Старый маховик. Отзывы о походе в музей под открытым небом в Нижнем Тагиле рядом с Лисьей горой. 400, 14.0, 8.0, 1/30

А какие колоритные в музее-заводе имени Куйбышева стены! Старинный кирпич…

Фотография №20. Старые кирпичные стены повидали многое на своем веку. Музей горнозаводского дела на Урале. Отчет о поездке в Нижний Тагил. (400, 14.0, 8.0, 1/8)

Нижнетагильский железноделательный завод построили Демидовы в 1725 году. Поблизости здесь была гора Высокая, по большей части, состоящая из магнетита (магнитный железняк) – сырья для металлургического производства. На реке Тагил соорудили плотину, так как в те времена вода была главным поставщиком энергии, двигателем процессов.

Нижнетагильский завод в 18-м веке выпускал железо под торговой маркой «Старый соболь». Половину всей продукции, как водится, отправляли на экспорт, в основном, в старушку Англию.

В советское время предприятию присвоили имя Куйбышева. Неоднократно здесь реконструировали и расширяли производство. Во время войны, когда Гитлер захватил западную часть страны, на нашего героя в несколько раз возросла нагрузка – нам нужны были танки, а значит и металл для них. Так что, завод-музей, как и тысячи других, ковал Великую Победу.

В 50-е годы прошлого века запустили промышленный гигант — Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК), пришла пора нашему старичку собираться на пенсию. Сначала, в 1961 году закрыли прокатное производство, потом в 1978 – остановили мартен. Осенью 1987 в домнах состоялась последняя плавка. Демидовский завод прослужил Российской Империи и Советской России больше трех с половиной веков – 262 года.

Правительство решило сохранить постройки, территория подверглась «музеефикации». И, несмотря на лихие постперестроечные времена, сегодня мы видим первый в России музей горнозаводского дела. Странно, что никакая гадина не снесла это все к чертовой матери и не построила очередной торговый центр или крольчатник (элитный жилой дом с видом на городскую плотину).

Атмосфера в этом месте особенная, историю чувствуешь в каждом закуточке. Не знаю, хотел бы я, чтобы здесь все покрасили, почистили, или оставили, как есть. Ведь, если не окрашивать, не следить, все медленно сгниет.

Фотография №21. Конвейерный барабан и ролики в музее-заповеднике в Нижнем Тагиле. 1600, 14.0, 1/25.

Фото №22. Музей под открытым небом. Отзывы о поездке в Нижний Тагил на Лисью гору. 1600, 14, 8.0, 1/125

Пробовал забраться по лестнице на макушку доменной печи. Да высоты боюсь… Одолел только половину расстояния.

Фотография №23. Вид на Лисью гору со «стены» музея-заповедника в Нижнем Тагиле. 250, 14, 8.0, 1/25

Фото №24. Печь в Тагиле. Музей металлургического производства. 250, 14, 8.0, 1/60

Когда уже засобирались наружу, случилась неожиданная неприятность. Во время всей экскурсии по территории музея под открытым небом где-то в стороне лаяли собаки. Так вот, вдруг они появились внизу: две огромные дворняги. Увидели меня с супругой и девочек-подростков, тоже исследовавших завод. Злобно зарычали и устремились к нам по металлической лестнице… Пришлось изобразить супергероя и отбиваться штативом. Как оказалось, трипод нужен не только для обеспечения неподвижности фотоаппарата во время съемки, но и в целях безопасности… Оказалось, вместе с собаками пришел сторож, разрядивший обстановку.

Фотография №26. Музей под открытым небом в Нижнем Тагиле. 250, 14, 8.0, 1/25. Справа — мой карбоновый штатив Sirui T-2204X

Фото №27. Железнодорожный состав на территории музея-завода. 250, 14.0, 8.0, 1/100

Далее мы отправились на главную смотровую площадку Нижнего Тагила.

Лисья гора в Нижнем Тагиле. Фотографии

Горка эта располагается у плотины железоделательного завода. По мнению геологов, это – потухший 340-360 миллионов лет назад вулкан. Почему у нее такое название, никто уже не скажет точно. Может, в демидовскую пору здесь водились лисы, а возможно – от металлургического завода шел рыжий дым… Другая версия: гора эта Лысая, поскольку весь лес срубили, а не Лисья.

В 18-м веке на вершине построили деревянную смотровую башню для отслеживания пожаров. В 1818 году ее заменили на каменную постройку. Вот какой Лисью гору увидел великий русский фотограф и путешественник Сергей Михайлович Прокудин-Горский в 1909 году.

Фото №27. Вид на Лисью Гору со стороны Свято-Троицкой единоверческой церкви. Извините, EXIF за 100 лет не сохранился…

На фотографии мы видим Свято-Троицкий кафедральный собор, Демидовский медный рудник, Лисью гору с пожарной смотровой башней на ней. На сайте Нижнетагильской Епархии можно почитать историю этой церкви.

У жителей Нижнего Тагила и гостей города это место очень популярно. С вершины Лисьей горы открывается захватывающий вид на Нижнетагильский металлургический комбинат, музей-завод и окрестные холмы.

Фотография №27. Сторожевая башня на Лисьей горе в Нижнем Тагиле

29. Панорама НТМК, сфотографированная с вершины Лисьей Горы в Тагиле. Снято на Nikon D610 с объективом Nikon 70-300mm f/4.5-5.6, со штатива (100, 300, 8.0, 1/20 секунды). Три горизонтальных кадра. Наверное, первый раз, когда не смог добиться резкости: наверху было ветрено и, хотя, центральную колонну трипода опустил вниз, не помогло.

С одной стороны видим построенный в 1862-1877 годах Храм во имя святого князя Александра Невского.

30. Храм Александра Невского. Виды с Лисьей горы на окрестности. Поездка в Нижний Тагил. 400, 300, 8.0, 1/60

С другой – уже известный нам Свято-Троицкий кафедральный собор. Мне нравится вот такая центральная композиция.

31. В уральских горах уже осень. Съемка с Лисьей горы в Нижнем Тагиле. (100, 200, 8.0, HDR из трех кадров)

Но в момент съемки солнце спряталось за гору. А мы знаем: нет света – нет фотографии. Вот, сравните со снимком, снятым через несколько мгновений.

32. Свято-Троицкий кафедральный собор в Нижнем Тагиле. Фотографируем с вершины Лисьей горы. 100, 102, 8.0, HDR из трех кадров

Глядя на эти фотографии, и сравнивая со снимком Прокудина-Горского, вспоминается такой случай. В 1993 году я видел сюжет по белорусскому телевидению: старичок-немец собрал гуманитарную помощь и привез в небольшую деревню в Беларусь. Он воевал в этих местах… Вышел за околицу, грустно посмотрел и сказал: «Последний раз я был здесь 50 лет назад. Что у вас изменилось? Ничего… Разве что, сняли с крыш солому и заменили ее на шифер…» В Нижнем Тагиле за 104 года с момента визита знаменитого фотографа не только убрали солому с крыш, но и в некоторых строениях пластиковые окна поставили…

На этом рассказ об экскурсии в музей под открытым небом и посещении Лисьей горы заканчиваю. Было бы время, можно посетить историко-краеведческий музей, Дом Черепановых (в 1834 году они построили первый в России паровоз) и, при желании – выставочный комплекс ОАО «Уралвагонзавод» (там выставлено 13 танков). Сегодня мы с Катей целый день ходили по лесу: поход выходного дня к скалам Семь Братьев, расположенным недалеко от трассы на Нижний Тагил. Подписывайтесь на обновления блога, если хотите вовремя получить сообщений о том, что рассказ уже опубликован.

Далеко на юге от Нижнего Тагила стоит город Карабаш. Тамошний медеплавильный завод 100 лет поливает окрестности серной кислотой. Отчет с восхождения к Поклонному кресту.
По пути в Нижний Тагил можно заехать еще в один очень интересный музей под открытым небом: «Боевая Слава Урала» в Верхней Пышме.
Музей-заповедник деревянного зодчества Нижняя Синячиха позволит получить представление об архитектуре Урала в 17-19 веках.
1. В Германии мы посетили музей зодчества земли Гессен под открытым небом Гессенпарк (Hessenpark).
15. В этом году мы съездили в музей под открытым небом Муанг Боран (Mueang Boran, Ancient City) в окрестностях Бангкока. Здесь можно увидеть всю историю архитектуры Таиланда.
4. Еще один интересный музей, где представлена история автомобилей и техники — Auto & Technik MUSEUM SINSHEIM. Там можно увидеть сверхзвуковые самолеты Ту-144 и Конкорд.
Сергей Лахардов:

View Comments (33)

  • А мы сегодня в школьном турслёте участвовали в городском парке. :razz: :razz: Завод-музей впечатляет. Но больше захотелось на Лисью... Панорамами полюбоваться. Я на химическом заводе проработала более двадцати лет. Все эти хитросплетения труб, агрегатов различных не только ногами прочувствовала, но и обслуживала. А так как была мастером, много производств повидала и много, где поработала.

    Но снимать это не хочется. Хотя, твои фотографии на широком угле просто шикарны. А вот расплавленный металл, металлургию... Ох, с каким-бы удовольствием посмотрела бы и поснимала бы... Да уже не пустят никуда. :razz:

    • Сегодня погода не подкачала: обещали дождик, а было сухо - детворе повезло! :) Понятно, что тебе химические заводы "оскомину" уже набили... :) Мне здесь нравится именно заброшенность... Что-то неуловимое в атмосфере есть, когда бродишь среди этих железяк. И очень нравится свет, когда фотографируешь внутри... Хочется еще куда-нибудь в заброшенное место попасть.

      Спасибо за отзыв, Галина! Ширик Samyang 14/2.8 - любимый объектив, не подкачал.

    • Я где-то слышал, что на один из медеплавильных заводов в Свердловской области можно записаться на экскурсию. Да вот запамятовал, на какой... А найти сейчас информацию не могу.

      • Раньше было такое понятие: "шефство над классами". Организовывали экскурсии в цеха. Нам не повезло: наши шефы не были металлургами. :razz: А сейчас на заводе только в музей водят.

        • Экскурсия в музей - мероприятие, может и интересное, но не сравнится с походом в действующий цех металлургического производства. Ну, может, когда-нибудь повезет и позовут детей в мартеновский цех... :)

  • Классный обзор и фотографии. Эх такие заводы просто созданы для фишая! Ну или - фишай для заводов. :) Понравились все фотки, кроме тех что идут после старинной фотки. Фотка с колесом не очень понравилась засвеченным углом с трубой. Тут бы наверно HDR надо было сделать. Свет на 32-й карточке понравился. Вообще, ты - большой молодец Сергей: приятно читать твои обзоры!

    • Спасибо, Паша, за комментарии. Мне фото №27 "Сторожевая башня" на Лисьей горе нравится... :| По поводу фотографии с колесом - полностью согласен: поленился складывать штатив, чтобы снимать HDR с низкой точки. Вот и получил неудовлетворительный результат.

      Последнее время начинаю обращать внимание на цвета фотографий. Сейчас уже и пресеты не использую, а все равно что-то не то делаю. Фото после "Лисьей горы" Прокудина-Горского мне тоже как-то не очень по цветам нравятся. :) Читаю блог одного путешественника, снимающего на Canon 6D: kezling.ru/travels/ceylon-5/. Думаю, может, на Кенон перейти... ;) И у Миши Шмакова последняя глава по Индии снята на Canon EOS 6D - завидую... :)

      • Сергей, блог Владимира, действительно, великолепен так же, как его фотографии. Признаться, я сам иногда подумываю перейти на Canon - особенно из-за великолепного объектива 135mm. Но потом смотрю фотки некоторых владельцев Canon 5d Mark 3 с топовой оптикой и понимаю: дело не в технике, дело - в умении сделать красивый кадр и обработать его должным образом.

        Про фишай - глянь последний альбомчик, который я выложил в Гугл плюсе (примеры фото на Nikon D800 и объектив фишай Nikon AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D: plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6196264701864393265?authkey=CLP2t4jz67KVJw) - там, как раз, использовал его по назначению, чтобы снимать в узких темных кельях замка. Незаменимое стекло для таких съемок.

        • Посмотрел еще раз фотки с фишаем, Паша. Некоторые очень нравятся! Эх, начинаю хотеть... :)

    • С фишаем твоим - да-а-а, ух как развернуться можно было бы в тесных пространствах этого завода-музея! :) Дразнишь ты им... :)

  • Привет, Сергей! Спасибо за ссылку на блог Владимира Кезлинга! Дело - не в фирме-производителе камеры. По фотографиям видно, что поджимало время. Фотографировал подряд, на что глаз ляжет. Нагромождение спутанного железа. Одни общие планы. А самое главное - небо! Вернее, его отсутствие, для таких фоток я вижу пасмурное небо с грозными тучами. HDR - было бы в самый раз. Там, где неба нет - фото № 15, например, хорошо. Еще придирка - граффити, там, где не очень трудоемко, лучше убрать. Понимаю, ты просто заскочил по пути. Без обид.

    • Михаил, я, смотря на фотки Сергея, понимаю что снимал бы так же как он. Ведь и снималось нагромождение железа... Будь с Сергеем люди - я бы ставил их в кадр, но я так понимаю, Сергей был один. Твоя критика просто вынуждает задать вопрос, как бы ты снял? Больше HDR - согласен. Но это - скорее, относится к обработке. Вопрос: чем бы ты заменил такие общие планы? Спрашиваю ради повышения образованности.

    • Миша, благодарю за честный отзыв. Спешил немного - есть такое: хотел еще успеть подняться на Лисью гору до заката... :) Но спешка, как мы знаем, фотографа не оправдывает. :) Так что, соглашусь с тобой.

      Надписи не стал убирать, так как думал, что это - признак "сталкерности", заброшенности. Мусор - по этой же причине.

  • Павел! Критиковать всегда проще. Но попробую ответить, хотя оговорюсь, что эта тема не моя.

    Возьмем фото №3. Я подошел бы ближе, насколько позволил бы паровоз, и взял больше влево. Кадр бы, скорее, построил бы вертикально. Не зная места, сложно сказать, понимаю, что за оградой справа пустота.

    Фотография №3 (та, что с печами). Мешает березка, отойти вправо на пару шагов, если можно.

    Фото №4 "Ковш". Я бы сфоткал не обе железяки, а только правую - уж очень она похожа на останки Далика из "Доктора Кто" (Doctor Who, сериал).

    Снимок №7. Я бы сел на уровень "глаз" железяки внизу.

    Хороша фотография №15, но, опять же, я сделал бы ее вертикально.

    Ну, и т.д и т.п.

    • Спасибо за Ваши комментарии, Михаил! Я так понимаю, фото номер 3 Вы хотели бы сделать больше акцента на поезд - как-то так с небольшой коррекцией ракурса: drive.google.com/file/d/0B5u5IzDMNl2pa1RSWW9yalRpaDA/view?usp=sharing
      Но мне снимок и так нравится, он - как знаменитое "прибытие поезда": хорошо читается сюжет. Прибыл паровоз на погрузку - на заднем плане цистерны, наверно, с зерном и элеваторная лента. Мне нравятся вагоны, уходящие в даль - на вертикальной карточке, мне кажется, смотрелось бы хуже.

      По картинке, кажется, вряд ли бы удалось подойти ближе с хорошим ракурсом. Конечно, будь у Сергея фишай, может быть, и получилось сделать интереснее, подойдя вплотную. Но с 14 мм и углом обзора 114 градусов - вряд ли.

      Про фотографию 3, что с трубами - думаю, Сергей уже не делает таких ошибок и, если бы он мог убрать березку, он бы обязательно взял правее или левее. Наверно, не было возможности.

      Про фото 4 могу тоже сказать, что мне нравится снимок: тележка прикольная на рельсах и какая-то штука сзади - стоят на постаменте, как единое целое, как памятник. Я бы снял именно, как Сергей. Хотя, справедливости ради, скажу, что и по отдельности я бы снял эти штуки тоже. Но думаю, оставил бы снимок именно со всей платформой - такой, как Сергей выложил. Я еще лучше бы засунул в тележку свою младшенькую дочку!. :)

      Я бы фото №7 подкропил немножко - как то так: drive.google.com/file/d/0B5u5IzDMNl2paGY1aUNSdjl4RFE/view?usp=sharing

      Фото 15 - в вертикальном положении, наверно, не получилось бы захватить трубки расходящиеся по сторонам, или получилось бы, но тогда попало бы что-то сверху над печью, то что, наверно, Сергей не хотел брать в кадр.

      А вообще, Михаил, чувствуется, что у Вас наметанный глаз. Но согласен с вами: критиковать всегда проще. Мне, например, гораздо легче критиковать снимок, чем сразу сделать правильный кадр. Чтобы не упустить, стараюсь делать несколько снимков одного и того же с разных ракурсов и на разных апертурах - правда, кадров становится гораздо больше и перебирать карточки становится сложнее. Но чем больше снимаешь, тем меньше кадров делаешь и меньше выбрасываешь. Короче, снимать, снимать и еще раз снимать.

      • Павел, полностью согласен с последним абзацем Вашего комментария. Я не могу посмотреть ссылки, работаю сегодня, но завтра обязательно. Но главная мысль моего первого комментария: Сергею не хватило времени, мне кажется. Выставки вооружения для одного было достаточно.

  • Павел и Миша, спасибо за подробный разбор композиции и советы. Как я говорил раньше, даже если я не согласен, все-равно, такие замечания заставляют сделать анализ снимка, а это - очень полезно для развития навыка фотографа.

    Фотографию №3 (паровоз в музее-заводе). В данном конкретном случае мне хотелось показать, что он находится на заброшенном металлургическом заводе. Справа - городская улица, слева - домны. Мне казалось, что так выигрышней. Только нужно было зайти чуть левее, чтобы справа, в самом хвосте состава осталось больше места. У меня получилось, что последний вагон касается края кадра - нехорошо. :)

    Фото №3 (домна с березой) - считаю, что дерево служит передним планом. Если его убрать - получится фотография, у которой есть 2-й план, чуть-чуть виднеется 3-й, но нет переднего. Такие снимки скучные и я их стараюсь удалять... Может, была бы возможность подняться на лестницу и сфотографировать так, чтобы березы получились пониже, чтобы не так отвлекали внимание... Тогда согласен.

    Снимок №4. Согласен, что можно было бы оставить только правый котел... По крайней мере, это фото - не самое лучшее в коллекции, можно было и не публиковать. :)

    Фото №15. Там так тесно, что ничего не входит... :) Согласен, что композицию можно было придумать и лучше.

    Фото №7. Мне нравилось. Но после замечаний присмотрелся получше и согласен - в топку! :) В моем варианте - не пойми что. В исполнении Павла - железяка на полу превращается в указательную линию, показывающую на трубу, которая расположилась точно посередине кадра - плохо... Нужно, чтобы труба была в правой трети, железка - в левом нижнем сечении... :)

    Еще раз благодарю за советы. Буду учиться!

  • Вот же вандалы. Все изрисовали в музее!

    • Саша, дети же... дети дикарей... В Германию езжу в командировки последние пять лет. Появляются и у них граффити и мусор на улицах. Понаехали пакистанцы и африканцы...

      • Да вообще! В субботу ехали в автобусе. Была компания из 4 пацанов школьного возраста. Слезно просили, чтобы кондуктор пробил 2 проезда по социально карте. Так делать нельзя, и вторую поездку, кажется, можно совершить только через 10 минут, вроде того. Кондуктор согласилась, пошла им навстречу. Те маркером изрисовали новый автобус и ушли. Я даже не знаю, как этот поступок прокомментировать.

        А о таких местах, как завод имени Куйбышева и ему подобные музеи под открытым небом, вообще не приходится говорить, потому что они никак не защищены от вандализма.

        • Что тут сказать… Такие человекоподобные были и раньше, и в будущем никуда не исчезнут… Пока людей не станут в пробирках выводить, с заданными генетическими свойствами. :)

  • Музей - просто классный, я бы там бродил и бродил. Хотел летом там побывать, чтоб запечатлеть металл + зелень. Но экзамены, свадьба и путешествие не дали мне это сделать.

    • А как на территорию музея попали, с гидом? Созванивались заранее?

      • Мы просто прошли на территорию и всё. :) В завод-музей, как минимум, три входа. Я думаю, что их ещё больше. За время гуляний по заводу мы никого не встретили.

        • Мы прошли в музей уже довольно поздно. Вероятно, собаки в свободном доступе бегают там не всегда, а только после 17 часов их с цепи спускают, чтобы охраняли.

          • Когда мы заходили через главный вход на завод имени Куйбышева, нас обтявкали собаки, как могли. Когда соберетесь туда, меня зовите! :)

          • Ну, во второй раз в этот музей под открытым небом, может, на свое 95-летие выберусь. :) Тогда и позову. :)

  • А сторожевую башню неплохо так отреставрировали. Можно глянуть у меня в блоге, какой она была до реставрации. Теперь там всё так ухожено! :)

    • Андрей, я читал Ваши отчеты об экскурсии в музей под открытым небом (andreyshad.ru/zavod-muzej-im-kujbysheva/) и на Лисью гору. Классно! Особенно понравилась прогулка по заводу-музею. Тоже хотелось бы и времени побольше, и доступа.

  • Какая мощь. Действительно, как это территорию музея-завода еще не оприходовали.

    • На последней выставке вооружений Russia Arms Expo - 2015 в Нижнем Тагиле объявили, что будут развивать здесь туристический кластер. Как бы ни смешно звучало, хотя бы, есть шансы, что музей под открытым небом не разрушат... :)

  • В 90-х на Куйбышеве вовсю распиливали рельсы. Сам завод, правда, не трогали. Помимо завода-музея и Лисьей горы есть художественный музей, культурно-исторические объекты (господский дом - один из них).

    В окрестностях Нижнего Тагила было крупнейшее месторождение платины. В годы гражданской войны здесь шли ожесточенные бои - до сих пор находят гильзы и остатки амуниции.

    • Спасибо, Владимир, за дополнение к отчету. Можно только порадоваться, что завод-музей не растащили полностью на металлолом. Вижу, что тем, кто интересуется музеями вплотную, можно ехать в Нижний Тагил на целый день - еще и не успеешь всё посмотреть.