X

Подъем на скалы Шайтан-камень и Церковный камень в селе Арамашево

Последний день весны, по всем прогнозам, обещал быть дождливым. Но дома сидеть не хотелось, и, проверив по разным источникам прогноз погоды, мы выбрали место, где небесная канцелярия должна была выдать осадки лишь поздно вечером. Отправились смотреть природные достопримечательности Алапаевского городского округа (не часто в разделе «Походы выходного дня по Уралу» появляются отчеты из этого региона Свердловской области). Сегодня посмотрим фотографии скал (в наших краях их часто называют «камни») Шайтан-камень и Церковный камень на реке Реж.

Содержание

  1. Фотоотчёт о нашей экскурсии с двухгодовалым ребёнком.
  2. История села.
  3. Про реконструкцию храма.
  4. Выращивание роз по голландской технологии в местном тепличном хозяйстве.
  5. Интересные места по пути к достопримечательности.
  6. Как доехать на машине, электричке или на автобусе.
  7. Заключение к отзыву.
  8. Послесловие.

1. Наш отзыв о поездке выходного дня на автомобиле в село Арамашево

Не люблю я ездить по Режевскому тракту: очень загруженная трасса, множество знаков «Обгон запрещен», только до самого города Реж (от нашего дома – 82 км) добираться не менее 1,5 часов. А уж до Арамашево (расстояние от Екатеринбурга – 115 км) совсем кисло: 1 час 45 минут. С двухгодовалым ребенком не самое привлекательное место для поездки выходного дня. Скалы в Алапаевском районе победили Аракульский Шихан в Челябинской области только благодаря тому, что в Арамашево я был лишь однажды, а на Аракуль уже, может, десяток восхождений совершил. Хотелось новых ощущений.

1. Вид на скалу Церковный камень в селе Арамашево со стороны моста через реку Реж. Куда поехать на автомобиле в Свердловской области, чтобы увидеть интересные природные достопримечательности? Снято на зеркалку Nikon D610 с объективом Nikon 24-70mm f/2.8G. Настройки: В=1/80 сек., поправка экспозиции -0,67EV, f/10.0, ISO 500, 24 мм.

Вот это фото я снял летом 2015 (оно есть в статье «Несчастливая подкова, или примеры фотографий и пейзажей на высоком и низком ISO» в разделе «Фоторассказы»). Визитная карточка Арамашево – церковь Казанской иконы Божией Матери, стоящая на краю Церковного камня (высота скалы — 42 метра). Большинство туристов приезжает в село, чтобы получить снимки с этого ракурса или с вершины этой скалы, откуда открывается вид на пойму реки Реж и на еще более высокий Шайтан-камень (высота — до 50 метров).

Мне в этот раз хотелось попасть именно на Шайтан-камень: как мне казалось, с него открывается красивый вид на Церковный камень. Поэтому, прошерстив карты на разных сервисах (Google Map, OpenStreetMap, Wikimapia), выбрал точку на берегу Режа – к ней и поехали по навигатору. Забегая вперед скажу, что с вершины Шайтан-камня виден храм, но сама скальная стена Церковного камня скрыта от глаз – снимать не интересно. Нужно фотографировать либо от моста через Реж (см. карту ниже), либо уже с точки, расположенной в месте выхода грунтовой дороги к правому берегу реки.

Фотография 2. Маленький турист у подножия Церковного камня, вершину которого венчает храм Казанской иконы Божией Матери. Отзыв о поездке выходного дня на машине по Свердловской области. Настройки: В=1/160 сек., f/8.0, ISO 220, поправка экспозиции -0.67EV, ФР=70 мм.

Из-за того, что лес подходит близко к берегу, не удается отойти подальше и снять эту сцену на телеобъектив – тогда бы лучше удалось передать масштабы этой скалы. Она впечатляет. Церковь в Арамашево напоминает храм во имя Георгия Победоносца в селе Слобода в Первоуральском районе. Вот только Церковный камень здесь выше раз в восемь… Высота 42 метра – это как здание в 14 этажей. Представьте, что вы стоите у подножия жилого дома с такой этажностью и длиной 270 метров, задрали голову и смотрите на крышу, где стоит церковь. Примерно такие чувства испытываешь, гуляя по заливному лугу напротив и показывая маленькому сыну реку…

Примечание: не путайте сёла Арамашево в Алапаевском районе Свердловской области (название пишется через «а») и Аромашево в Тюменской области (через «о»).

Насмотревшись на храм, отправляемся вниз по течению вдоль правого берега Режа. Сначала идем по травянистой дороге, но позже она упирается в малопроходимые заросли лопухов и крапивы. Мало радости пробираться через них с ребенком на руках – так и клещей насобирать не долго. А скала манит: вот она хорошо обозревается, осталось 350 метров. Возвращаемся чуть назад – у одного из костровищ видна тропа, ведущая вглубь леса. Разведка – дальше она уходит в сторону Шайтан-камня. Двигаемся к нашей цели.

Двигаемся – это как-то сухо сказать. Те чувства, что я испытываю в походах по Уралу очень образно описал великий русский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк. Как-то я уже приводил эту цитату: «Я каким -то болезненным чувством люблю этот уральский лес, может быть потому, что оживаю в нем и душой и телом от всякой суеты сует наших городов, от дрязг и треволнений жизни» [Собр. соч.: В 10 т. М.: Правда, 1958, т. 8, с. 299].

Впрочем, читатели блога знают, что обожаю я не только боры Урала, но с таким же трепетом хожу по горам Турции (см., например, отзыв о пешем походе на мыс Гелидония), карабкаюсь среди колючих кустарников в джунглях Таиланда (см. рассказ, как мы с супругой лазали на скалу Кхао Даенг в окрестностях города Хуахин).

Идешь себе, вдыхаешь запахи весенних цветов, слушаешь птичьи оркестры. Периодически любуешься видами нашей цели – Шайтан-камня.

Фото 3. Вид со смотровой площадки на скалу Шайтан-камень, что в окрестностях села Арамашево. Интересные места в Свердловской области, куда поехать на авто с маленьким ребенком. 1/50, 14.0, 220, -0.67, 52.

Когда добрались до подножия, я решил залезть на небольшую скалу, чтобы снять вид каменных стен над водой. Цепляясь за уступы, поросшие мхом, поднялся наверх и… чуть не получил разрыв сердца от неожиданности! Там, укрывшись одеялом, спала девушка, которая от неожиданности чуть не свалилась в реку. Это была одна из участниц группы скалолазок, в тот вечер тренировавшихся на Шайтан-камне.

4. Вид на Шайтан-камень с вершины небольшой скалы у подножия, расположенной выше по течению реки. Отзывы туристов о походе выходного дня в окрестностях сел Арамашево в Алапаевском районе Свердловской области. 1/250, 8.0, 200, -1.33, 24.

5. Спортсменки у подножия каменной стены. Наш отзыв о поездке выходного дня на машине с ребёнком. 1/125, 8.0, 200, +0.33, 70.

На вершину ведет крутая тропа. В сухую погоду подняться по ней несложно, а вот во время дождя или зимой будет непросто и даже опасно. Но виды, открывающиеся с высоты 50 метров, стоят того!

Фотография 6. Излучина реки Реж. Вид с вершины скалы Шайтан-камень в окрестностях Арамашево. 1/160, 8.0, 250, -0.67, 14.

Примечание. Этот снимок получен в технике «Стекинг по фокусу». Как это делается я описывал в статье «Один цветной рассвет» и давал ссылку на фотоурок в комментариях к ней. Фото снято на ширик Samyang 14mm f/2.8 с рук.

Кстати, в описании снимка выше я применил термин «излучина», но более точно, мне кажется, такой изгиб, как в Арамашево, называется «меандр». Фотки разных меандровых русел я показывал в упомянутой выше статье о съемке пейзажей при высокой и низкой светочувствительности.

Фото 7. Вот та скалолазка на малой скале, которая чуть не довела простого фотолюбителя-туриста до сердечного приступа. 1/60, 8.0, 250, 60.

Вся вершина горы покрыта живописным ковром сиреневых цветочков. Катя назвала их ромашками, но я спорил, что ромашки бывают только белыми.

8. Портрет маленького туриста на фоне храма Казанской иконы Божией Матери в селе Арамашево. 1/800, 3.2, 250, -0.67, 38.

При подготовке этой статьи я перерыл тонны статей в Интернете и пришел к выводу, что цветы эти – астра альпийская. Они растут в горных степях, на каменистых склонах гор, по берегам рек, на известковых обнажениях.

Фотография 9. Цветки астры альпийской на склоне Шайтан-камня в селе Арамашево. 1/500, 3.5, 250, 66.

И что важно, растение астра альпийская (лат. Aster alpinus) занесено в Красную книгу Свердловской области (а также Республики Коми, ХМАО и Югры, Тюменской области). Охранный статус – V категория (восстанавливающий численность). Соответственно, рвать букетики детям нельзя разрешать ни в коем случае. Сожалею, что мы по незнанию позволили сделать это нашему малышу.

10. Краснокнижными цветками астры альпийской можно только любоваться, срывать запрещается. Вид со скалы Шайтан-камень на храм, стоящий на скале Церковный камень.

Примечание. Снято также со стекингом по фокусу, реализация не очень удачная: видно переход зон резкости.

Завершив экскурсию, вернулись к машине и переехали на смотровую площадку у храма. Здесь перекусили, я сделал пару кадров с видами Шайтан-камня, и мы отправились домой.

11. Так выглядит Шайтан-камень на реке Реж близ села Арамашево, когда турист находится на Церковном камне. Не путать со скалой с таким же названием в селе Октябрьское. 1/250, 6.3, 320, -0.67, 45.

Почитайте отчёт о ПВД к этой достопримечательности на портале E1.

 

Описание поездке по интересным местам Челябинской области на машине. Какие достопримечательности можно увидеть за два дня. Короткий путь из Юрюзани в Екатеринбург.
3. Сейчас я вспомнил, что такие же сиреневые ромашки видел на холме по дороге в горы Башкирии в Белорецке (см. карту маршрута нашего автомобильного путешествия).
1. Маршрут масштабного путешествия по Пермскому краю. Какие интересные места посетить по пути из Екатеринбурга в Пермь, если ехать по Тагильскому тракту или по Пермскому тракту.
3. Рассказ о покорении горы Полюд и камня Ветлан на Северном Урале. Отзыв о поездке на автомобиле в город Красновишерск в Пермском крае на новогодние праздники.

2. Немного об истории Арамашево

Мне захотелось кратко рассказать об истории этого небольшого поселения, ведь она, история эта, очень богатая. Хотя бы в сравнении с Екатеринбургом: село основано в 1632, столица Среднего Урала – на 91 год позже (в 1723 году).

В целом, вехи истории схожи с теми, которые я описывал в рассказе о путешествии по Юго-Востоку Пермской области. Вот как были заселены земли в районе Кунгура:

  1. Сначала территория захватывается монастырями (30-40-е гг. XVII века).
  2. В середине столетия земли обживают крестьяне по государственной программе «Кунгурская селитьба».
  3. Аборигены восстают и всё рушат к чертовой матери, чужаков вырезают.
  4. Русское царство присылает подкрепление, и освоение Урала продолжается.

Если говорить про территорию Арамашевского округа, то здесь я ссылаюсь на тезисы доклада Юрия Витальевича Коновалова, который называется «Переселенческие процессы на Среднем Урале в XII-IX веках».

В нем говорится, что до прихода на Средний Урал русских местных жителей здесь было не много. Большая часть территории нашей области была заселена обскими уграми: хантами (остяки) и манси (вогулы). На юго-востоке было немного сибирских татар (наследники Золотой Орды). На крайнем юго-западе – смешанное население (автор не расшифровывает, но я так понимаю, это были башкиры и татары). Бассейн реки Исеть был фактически необитаем, это была граница владений вогулов и башкир.

Сколько здесь проживало людей, трудно сказать. В 1592-1593 гг. в ясачной книге сообщалось: «Волость Таборы, а в ней ясачных людей при Кучуме было 60 человек…». В 1600 году в поселениях по Туре (ниже устья реки Тагил) проживало 34 человека и по Нице – еще 13. По ясачной книге 1626 года в Верхотурском уезде на территории от Лозьвы до верховьев Уфы насчитывалось 321 плательщика ясака и еще девять молодых, прибранных «во 134-м году вновь, а окладом не исполнились». В этих «реестрах налогообложения» указывались только главы семей, значит в действительности людей было раз в 10 больше.

Первые два города возникли после похода отряда Ермака в Сибирь: Верхнетагильский городок (1584-1589) и Лозьвинский (1589-1598). Позже появился Пелым (близ устья одноименной реки). Видимо, в то же время (1593-1594) русские все еще воевали с манси. Крестьян тогда на территории Свердловской области не было – лишь служивые люди (чиновники).

В 1598 году Лозьву перенесли в Верхотурье, и только тогда начинают формироваться крестьянские поселения. В 1624 году крестьяне заселили берег реки Тагил от устья Салды до впадения Тагила в Туру и по притоку Тагила в Мугаю, берега Нейвы (Невьи) и нижнего течения Режа.

Тагильская слобода была заселена выходцами из Верхотурья, Невьянская слобода – приезжими из европейской части Русского царства. По переписи 1624 года (41 человек) обитатели Невьянской слободы составляли «казанские переведенцы» — организованная партия, набранная в Казанском уезде; другую половину (39 человек) – выходцы из Прикамья.

Дальше слободы заселялись преимущественно жителями уже освоенных земель. В частности, Арамашевская слобода основана в 1632 году как крепость для охраны от набегов кочевников.

12. Карта со схемой проживания башкир, булгарских и сибирских татар, манси и хантов до прихода русских колонизаторов на Урал.

Очень увлекательно об истории Среднего Урала рассказывается в статье на сайте Ураловед. Там обсуждается, в частности, кто на наших землях жил до появления манси, татар, башкир и хантов. А о колонизации в целом Урала и Сибири – в статье А.П. Казаркина «Этапы колонизации Сибири».

В другом труде «Развитие сельской поселенческой сети на Урале в первой половине XX века» доктор исторических наук Людмила Николаевна Мазур сообщает, что в 1720-е годы всё население Среднего Урала составило 101 878 человек (75% — русские). Больше всего людей жило в Верхотурском и Кунгурском уездах. На первом этапе колонизации основными жителями были черносошные крестьяне (принадлежали не помещикам, а государству), хотя также приходили беглые и добровольцы. В этот период (с XVI до начала XVIII) произошёл сельскохозяйственный захват Прикамья и Зауралья. На втором этапе (с начала XVIII до середины XIX в.) начинается промышленное освоение территории, сопровождаемое строительством заводом и ростом количества заводских и приисковых поселений.

 

Зачем я так подробно остановился на предыстории возникновения Арамашево? А просто задело то, что везде пишут: «Форпост от набегов кочевников». Кто же они были, эти кочевые племена? Почему их название стыдливо замалчивают? Как видно, это были «мирно» присоединившиеся к Русскому царству татары и башкиры, а также манси и ханты.

В наш обиход незаметно вошли традиции США. Уже по телевизору не услышишь в новостях: «Негры устроили беспорядки после убийства задержанного чернокожего полицией». У нас теперь, как и в Америке, говорят «афроамериканцы»… То же самое относится и к российской действительности. Уже как-то неприлично говорить о том, что 237 лет над русскими землями довлело Монголо-татарское иго, теперь выражаются «Ордынское владычество».

После того как владычество сбросили, русские пошли на восток. На Урал они пробирались с севера, поскольку было легче перебить манси. С юга наши города жгли кочевники.

На следующем видео на 13-й секунде показана схема продвижение русских колонизаторов на восток через Урал.

 

Кто такие кочевники? Башкиры и сибирские татары (потомки жителей Золотой Орды). Принято считать, что освоение Урала и Сибири было мирным. Ну да, наши предки приходили, брали плодородные пашенные земли, ставили свои избы, а татары им говорили: «Добро пожаловать, Ивашки! Забирайте наш скот и наших жён имейте. Мы себе новых заведем!» Именно поэтому в Арамашево построили крепость, чтобы защищаться от «мирных татар».

13. В музее деревянного зодчества в селе Нижняя Синячиха можно увидеть сторожевую башню. Это — реплика башни крепости в Арамашевской слободе. 1/50, 10.0, 100, 55.

Этот снимок снят на КРОПнутую камеру Nikon D5100 с зумом Nikon 17-55mm f/2.8G летом 2014 года.

На сайте «Сибирский летописец» можно посмотреть рисунок Арамашевского острога.

Ладно, кто хочет представить, как в XVI веке происходило взаимодействие русских и татар, башкир и манси в Арамашево, можно посмотреть на пример американского Дикого Запада в величайшем фильме «Танцующий с волками» (снят режиссером и актёром Кевином Костнером).

 

Ну, или более слабое его подобие – «Аватар» Джеймса Кэмерона.

А вообще, очень наглядно об истории татар, башкир от глубокой древности до наших дней рассказывается в следующем видео.

 

 

Ну и немного представления о манси.

 

Мы видим, что изначально поселок назывался Арамашевская слобода, что означает, что на момент его основания жители имели свободу от бояр, находились на службе у государства (см. описание в Википедии). Часто такое поселение располагалось вокруг города-крепости (в нашем случае вокруг Арамашевского острога).

В статье про Арамашево в той же Википедии утверждается, что как минимум 1 год (с 1654 по 1665) здесь работал железоделательный завод (в других источниках я эту информацию найти не могу).

В 1662-1664 гг. случилось Башкирское восстание, в результате чего практически вся Арамашевская слобода была сожжена и разграблена. После этого лет 7 русские здесь не появлялись.

 

К северу от Арамашево находится другое старинное село – Нижняя Синячиха. Среди туристов оно славится музеем деревянного зодчества под открытым небом.
Примеры съемки пейзажей на низком и высоком ISO. В статье я приводил снимки Церковного камня в Арамашево и Мантурова камня в селе Мироново.
Скала с названием Шайтан-камень не единственная на реке Реж. Отзыв о зимнем походе выходного дня в окрестностях села Октябрьское.
Природный парк «Река Чусовая». Здесь в селе Слобода начинается интересный пеший маршрут вдоль извилистого берега. Храм Георгия Победоносца на скале.

3. Церковь Казанской иконы Божией Матери

Теперь, когда мы знаем, что первые поселенцы пригнаны в Арамашево из Казани, не удивляет, почему храм носит такое название. Первая церковь построена с основанием форта в 1631 году. Кстати, не все историки разделяют эту дату. Вот запись из книги П.Н. Буцинского «Заселение Сибири и быт ее первых насельников».

Рисунок 14. Немного об истории основания села Арамашево в книге А.Н.Буцинского.

Поскольку «мирные татары» периодически набегали на Арамашево, деревянная церковь не сохранилась (да и сжигали ее, скорее всего, несколько раз). То здание, что мы видим сейчас, построено в 1800 году. В 1929 (или в 1928) храм закрыли, а в помещениях устроили избу-читальню, затем клуб, в 1936 году – Дом культуры. В 1970-х гг. он был закрыт, а в 2002 случился пожар, после чего здание стояло в очень убогом виде.

15. Вид отреставрированной церкви на скале Церковный камень в селе Арамашево. Красивые места в Свердловской области, куда можно выехать на фотосессию. 1/125, 8.0, 320, 24.

В этом месте я хотел «проехаться» на тему, что «вот, жалко, что развалины восстановили, убили атмосферу своей черепичной крышей, всё испортил новодел». Поискал информацию о реставрации церкви – тоже интересная история.

 

На сайте «Осколки» есть рассказ Веры Васильевны Реутовой о том, как храм был восстановлен. Учитель русского языка и литературы, она приехала в Арамашево в 1981 году. В 2003 ей предложили возглавить сельский краеведческий музей. В нем стали проводить не только экскурсии, но и праздники, мастер-классы и встречи. На одном из таких собраний у директора музея и родилась идея восстановить храм.

Она обратилась к ректору Архитектурной академии в Екатеринбурге А.А. Старикову с просьбой сделать проект реконструкции храма. Тот послал студентов 6-го курса. На сайте Cyberleninka можно почитать увлекательную статью ведущего архитектора научно-реставрационного отдела Института УралНИИПроект РААСН, старшего преподавателя кафедры истории искусства и реставрации УралГАХА Агранович Владимира Александровича «Реставрация церкви во имя Казанской иконы Божией Матери в с. Арамашево, или история одного дипломного проекта». В ней автор увлекательно рассказывает, как впервые приехал в село, как пытался найти информацию о том, как выглядел деревянный храм, сколько раз он горел, когда и как построено кирпичное здание. Если коротко: данные практически отсутствуют.

Когда я писал рассказ об экскурсии по селам Юго-Востока Пермского края, то приводил сканы ревизских сказок (листов переписи населения) и метрических книг из местных храмов. По Арамашево таких документов я не нашел. По мнению В.А. Агранович, в 1928 году при закрытии церкви были изъяты метрические книги и документы. Некоторые их них уничтожили на месте, другие вывезли в бывший Синодальный архив в Ленинграде. Часть документов из церквей Екатеринбургской епархии могли попасть в Оренбург. Так что, если кого интересует история Арамашево, кто-то разыскивает данные о своей биографии, следует поискать концы в Санкт-Петербурге в фондах РГАДА (Российский государственный архив древних актов) или Государственного архива Оренбургской области.

 

4. Тепличный комбинат «Долина роз» в Арамашево

У дороги «Реж – Алапаевск» на въезде в село туристы видят огромный тепличный комплекс. Я думал, здесь выращивают огурцы и помидоры. Оказалось, нет. Здесь находится цветочное хозяйство «Долина роз». В 2012 году его выкупила семья Дёминых и инвестировала 100 млн. рублей на закупку оборудования в Голландии.

На сайте «Делового квартала» можно почитать пространное интервью с директором Светланой Дёминой, повествующей об истории комбината, о голландской технологии выращивания роз в теплицах на Урале. Вот видео – кто бы подумал, что в Арамашево работают «космические технологии»!

 

5. Интересные для туристов достопримечательности в окрестностях Арамашево, куда можно поехать на авто

В августе 2015 мы с женой впервые увидели Церковный камень в Арамашево (фотографировал я его с левого берега и даже не знал, что вдали скрывается Шайтан-камень). Дальше мы направились смотреть скалу Мантуров камень около села Мироново (каменная стена длиной 300 и высотой до 40 метров). Прогулка нам так понравилась, что эту достопримечательность (единственную в блоге) я не стал даже называть в своей статье «Несчастливая подкова, или примеры фотографий и пейзажей на высоком и низком ISO».

Как я выяснил сейчас, буквально в 500 метрах от него находится еще одна каменная стена с великолепными видами – Тигров камень (Тигриная голова). Вот видео, где можно увидеть обе скалы (а также Липовские карьеры и расписной дом кузнеца Кириллова в селе Кунара).

 

Координаты GPS для навигатора:

1. Подвесной мост через Реж у подножия скалы Мантуров камень, ведущий на хребет Тигрового камня: 57.48139, 61.70065.

2. Поляна перед тигриной головой: 57.4815, 61.6947.

Расстояние от Арамашево – 15 км, от Екатеринбурга – 123 км.

В тех же краях (в районе скалы Мантуров камень) можно посетить полуразрушенные храмы. Первый – в вымирающем селе Родники (церковь Вознесения Господня, построена в 1906 году). Второй носит такое же название Вознесенская церковь, построен около 1800 года в селе Коптелово (судя по фотографиям 2017 года, его начали реставрировать).

Координаты GPS:

1. Село Родники: 57.468866, 61.755449.

2. Село Коптелово: 57.707173, 61.856693.

Хорошие фотографии храма в Коптелово можно посмотреть в отчёте о походе выходного дня на сайте «Моя провинция».

Музей под открытым небом в селе Нижняя Синячиха

Сейчас во многих регионах России и других стран можно увидеть подобные музеи. Для меня лично старинные деревянные постройки в Нижней Синячихе стали первым знакомством с выставкой объектов деревянного зодчества и впечатления произвели неизгладимые.

16. Вид на музей-заповедник деревянного зодчества в селе Нижняя Синячиха, что находится не так уж далеко от Арамашево. Снято на Nikon D5100 + Nikon 17-55mm f/2.8G с настройками: 1/20, 10.0, 100, 40.

Координаты GPS: 57.951534, 61.768368.

Расстояние от Арамашево – 45 км, от Екатеринбурга – 158 км.

Скала Шайтан-камень на реке Реж у села Октябрьское

Мирослав поднимался на вершину Шайтан-камня не первый раз: когда Катя была беременна, мы ходили в поход на скалу с таким же названием, возвышающуюся также над рекой Реж, но расположенную в окрестностях села Октябрьское. По моему мнению, это одна из живописнейших каменных стен в окрестностях Екатеринбурга, где можно сделать эффектные снимки. Благодаря изгибу можно захватить в кадр всю громадину и показать ее масштабы.

Как добраться и координаты см. в отдельной статье.

Адуйский камень

Мы сами не посещали, но знаем, что в 7 км от Шайтан-камня в Октябрьском на правом берегу речки Адуй стоит скала Адуйский камень (высота 25, длина 150 метров).

Координаты GPS: 57.32158, 60.99333.

Липовские карьеры

В 1900 году крестьянин Русин Петр Родионович обнаружил россыпь турмалинов. Так появилось Липовское лепидолит-рубеллитовое месторождение. В 1958 году в здешних землях открыли Липовское месторождение силикатных никелевых руд.

Добыча полезных ископаемых велась в период с 1960 по 1991 годы, после чего карьеры были брошены и подверглись затоплению. Сейчас это — туристическая достопримечательность с озерами зеленого цвета, обрамленными оранжевыми берегами. Координаты GPS: 57.4329, 61.1090.

Расстояние от Арамашево – 58 км, от Екатеринбурга – 101 км.

Невьянская падающая башня

В 116 км к западу от Арамашево находится город Невьянск. Как мы знаем из описания истории села выше, именно из него произошли первые жители Арамашевской слободы.

Мы неоднократно посещали Невьянск, хотя фотоотчета об этом в блоге нет. Среди туристов он славится наклонной Невьянской башней (построена в 1721-1725 гг. по приказу Акинфия Демидова).

17. Вид на Невьянскую падающую башню. К этой достопримечательности тоже можно съездить на экскурсию в выходной день.

Данный снимок мне предоставил Павел Кравченко, давний читатель сайта. Снят он на беззеркалку Sony A6000.

Мы ходили на экскурсию в музей при ней и забирались наверх с экскурсоводом. На удивление посещение очень понравилось. От всего сердца рекомендую.

Координаты GPS: 57.48970, 60.22331.

Как видно, по направлению «Реж – Алапаевск» находится также много интересных мест, как и в других районах Свердловской области, куда можно отправиться в поездку на машине и устроить поход выходного дня. Размещу здесь карту расположения достопримечательностей, чтобы было легче составить маршрут.

18. Карта интересных мест в окрестностях городов Реж и Алапаевск. Что посмотреть недалеко от села Арамашево. Схема проезда к скалам Церковный и Шайтан.

Кстати, советую на сайте «Ураловед» найти статью «Река Реж. Путеводитель по маршруту сплава» — можно еще множество интересных мест открыть для себя.

6. Как доехать в Арамашево и добраться к Шайтан-камню

Предположим, вы хотите повторить наш маршрут автомобильного путешествия выходного дня по Свердловской области. Чтобы добраться в Арамашево, по улице Блюхера выезжаем на Проезжую в сторону города Березовский. С Березовского тракта попадаем на ЕКАД и далее на Режевской тракт.

В Арамашево нам нужно попасть на правый берег Режа. Для этого переезжаем реку по мосту и через 300 метров видим слева свалку. Сворачиваем сюда и сразу же по грунтовке — влево (если поехать прямо, упретесь в тупик).

19. Карта маршрута тропы. Как добраться на скалу Шайтан-камень в Арамашево.

20. Кусты слева от вершины берёзки — место, где пришлось принять решение о возвращении назад. Справа в середине — костровище, от которого идет тропа к Шайтан-камнью вглубь леса. Вид со скалы Церковный камень.

Мы оставили авто на поляне у свалки, а дальше пошли пешком.

21. Как выглядит свалка в окрестностях Арамашево. Чтобы дойти до Шайтан-камня или сфотографировать Церковный камень, нужно свернуть налево.

От свалки до берега Режа идти 600 метров. Дорога заканчивается впечатляющим видом на Церковный камень (см. фото №2).

До подножия Шайтан-камня отсюда идти еще 600 метров.

Координаты GPS для навигатора:

1. Поляна с видом на Церковный камень: 57.60601, 61.73779.

2. Подножие Шайтан-камня: 57.61015, 61.74349.

3. Смотровая площадка у храма на Церковном камне: 57.60854, 61.73735.

Добраться в Арамашево можно и на общественном транспорте. Во-первых, долго и нудно — на электричке: трижды в день ходят поезда из Екатеринбурга в Алапаевск. В пути – 4 часа. Выходить нужно на станции «Самоцвет». Отсюда до поляны – 3 км (полчаса пешком).

Гораздо проще доехать в село на автобусе: с Южного и Северного автовокзалов чуть ли не каждый час отправляются маршруты тоже по направлению в Алапаевск. От остановки «Поворот на Арамашево» до поляны идти те же 3 км, но время в пути автобус проезжает всего за 2 часа 12 минут.

 

7. Заключение к отзыву об автомобильном путешествии выходного дня

Такой вот интересный маршрут автомобильной поездки выходного дня по Свердловской области у меня получился. Мы посмотрели природные красоты рядом с селом Арамашево. В процессе подготовки отзыва к публикации я узнал многое об истории освоения Урала. Для меня было открытием, что татары в Свердловской области, это не те, что жили в районе Казани, а они наши, местные…

Ну, это не совсем так. Из Татарстана на Средний Урал тоже приехало много людей, но это уже позднее. Вот еще одно интересное видео об истории и современности Сибирских татар.

Надеюсь, и вам было интересно. Берегите природу. Подумайте, что наши правнуки увидят в здешних краях. Хороших путешествий, друзья. Удачи!

8. Послесловие

«…Но память прошлое хранит,

Душа моя к тебе стремится…

Так, вздрогнув,

Все еще летит

Убитая в полете птица».

Эти строки написал в 1970 году поэт Василий Фёдоров, страдая о расставании с любимой девушкой. А у меня перед глазами, когда я их читаю, встаёт… Индия. А снимок №2 напоминает другой, сделанный мною пять лет назад на «Крыше мира» в «докоронавирусную эпоху».

22. Этот кадр я снял на другом краю Земли, в местах довольно отдаленных от Арамашево. 1/40, 22, 160, 66.

Выше я писал, что дорога в Арамашево довольно изнурительная. Хм… смотря с чем сравнивать. В 2015 году мы захотели попасть в Гималаи – прилетели в Варанаси, а оттуда должны были сесть на поезд и добираться в предгорья, но он опоздал на 7 часов.

Как сейчас перед глазами: индийский вокзал – шум, гам, калеки, нищие, попрошайки. Сесть негде, стоять нет больше сил. Мы не выдерживаем, раскладываем на грязном полу спальники и садимся на них. Из щелей вылезают крысы – от усталости на них уже не обращаешь внимание.

Потом всю ночь колотились в плацкартном вагоне. На джипе-маршрутке несколько часов добирались в город Гангток, столицу штата Сикким. Получение разрешение на поездку к границе с Китаем. С десяток часов по грунтовым дорогам, когда ты едешь над пропастью, а сверху, с высоты в несколько сотен метров на машину падает водопад, под колёсами – обрыв. Ночёвка в холодном, как склеп, бетонном гэстхаусе и, наконец, подъем в долину Yumthang Valley… В то путешествие мы побывали в самой высокой точке, где я бывал: 4663 метра над уровнем моря.

А вы говорите в Арамашево далеко и сложно добираться…

Кстати, подсказка для единомышленников-фотолюбителей. Если на рассвете или на закате (нужно проверять по приложениям положение светила) солнце светит в проём между большой и малой скалами. Снимки выглядят очень эффектно.

23. Вот в этом месте, если поймать в кадр заходящее солнце, можно снять симпатичный пейзаж. 1/200, 8.0, 200, -0.67, 31.

Дополнение от 1 июля 2020

В конце июня мы решили съездить снова на реку Реж: теперь в село Мироново, на окраине которого находится меандр со скалами Мантуров камень и Тигриная голова. В этот раз я с собой брал беззеркалку Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6.

24. Вид на скалу Мантуров камень (слева) и Тигриная голова (справа) на реке Реж на окраине села Мироново. 1/60, 9.0, 125, 16.

Поскольку мы добирались немного по другому маршруту (в Арамашево ехали из города Реж прямо на север, в Мироново – повернули направлению к городу Артёмовский), то наш путь пролегал через село Родники. Выше я рекомендовал иметь его ввиду, как возможное место для поездки выходного дня на машине, поскольку там располагается разрушенная церковь.

25. В селе Родники по пути к Мантурову камню можно увидеть старую церковь. 1/60, 13.0, -0.7, 640, 50.

Храм не впечатлил: окна и ворота заколочены. Уже понемногу стали восстанавливать (на крыше – новый куполок). Как фотографический объект не очень интересен.

Если из Нижней Синячихи поехать на север, попадете в Верхнюю Салду и Нижний Тагил. Там можно посмотреть музей-завод и подняться на Лисью гору.
1. Насколько интересно побродить по полуразрушенному храму, можно представить, почитав отчет о поездке в Исетский каньон. Церковь Троицы Живоначальной в селе Некрасово в Белоярском районе.
Из Невьянска можно попасть в посёлок Верх-Нейвинский, откуда начинается маршрут на гору Семибратскую к скалам Семь братьев и одна Сестра. Какие достопримечательности есть неподалеку?
Рудники у села Липовское я не фотографировал. Но подобный никелевый карьер посещал в Челябинской области – Ново-Черемшанский карьер.
Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта находится на Сортировке. И о нём мало кто знает. А между тем, там побывать будет интересно любому человеку, кто интересуется техникой.
По пути к Невьянской башне можно посетить Музей военной техники в городе Верхняя Пышма. Впрочем, на экскурсию стоит выделить отдельный день – там можно провести полдня.
Сергей Лахардов:

View Comments (11)

  • Как всегда, познавательно и исключительно замечательно! :) Из тебя вышел бы отличный краевед!

    А про Липовский скоро можно будет забыть: там уже шлагбаумов понаставили, КПП построили, домишек понавтыкали. Народу, конечно, прибавилось, а значит скоро появится большая свалка. И, конечно, все это будет не бесплатно. Теперь это - не заброшенный карьер, а особо охраняемая зона. Вот так-то! :)

    • Когда год назад жители Екатеринбурга боролись за сохранение сквера у драмтеатра, я думал: "Неужели в таком большом городе-миллионнике, четвёртом в России по экономической мощи, нет состоятельных и влиятельных жителей-патриотов? Да, два мерзавца задумали снести сквер. Но есть же люди, у кого здесь жили родители, деды и, быть может, даже прадеды, и у кого есть выход, рычаги влияния на власть? Неужели, если бы у меня была возможность, я бы просто сидел и наблюдал, а не попробовал остановить подонков? Неужели я не хотел бы, чтобы и мои дети, внуки могли пройтись по этому месту через много лет?"

      Ответ риторический. Нет в Екатеринбурге таких людей. Всё что помогло - активные действия неравнодушных. Что удивляться, что их нет и в Реже?

      Тут только на ум приходит цитата из легендарного фильма "Афоня": «Знаешь, что в тебе самое плохое, Борщов? То, что ты равнодушный. А я вот где-то читал, Борщов, что не так страшны предатели и убийцы, потому что они могут только предать или убить, а страшны равнодушные: это с их молчаливого согласия происходят все преступления!»

      Спасибо за отзыв, Павел. Я на Урале пришлый, поэтому мне и интересно копаться в этих исторических дебрях. Возможно, местные жители более подробно изучали вопросы освоения территории в школе, поэтому для вас это не в диковинку. А я - как слепой котёнок: мне всё в новинку. :)

  • Очень интересный рассказ. Большое спасибо. С большим удовольствие прочитала и посмотрела историю Урала.

    • Благодарю, Лика, за обратную связь! Конечно, моим повествованиям об истории Урала сильно верить нельзя - я так, по верхам нахватался. Но, в статье данны ссылки на некоторые источники - если почитать, захватывает с головой. Может они будут полезны.

  • Сергей, замечательный отчёт, замечательные исследования истории заселения Урала. Наконец-то я разобралась с татарами, как так получилось, что татары казанские, сибирские, крымские. И поняла, почему созвучно название города Булгар и Болгарии.

    Пейзажи реки Реж очень красивые, даже захотелось на сплав по этим местам.

    Спасибо за интересную статью.

    • Привет, Валентина. В школе никогда не любил историю - не мог запомнить даты. А вот сейчас ищу информацию о прошлом Урала прямо с упоением. Наверное, это - как с грядками: в детстве их не навидят, а после 40 лет задумываются о покупке участка, чтобы морковку да картошку посадить. :)

      Спасибо за тёплый отзыв. Думаю, для сплава интереснее выбрать Чусовую или Сергу (чтобы сплавиться по территории парка "Оленьи ручьи").

  • Сергей, замечательно прогулялась с вами по красивым уральским местам! Виды шикарные! Фото (как сорт роз) - вау (особенно № 10)! Опять же, благодаря вашему отчету пришлось погрузиться в историю и просветиться по поводу разных татарских племен. Видео материал очень интересный. Но особенно понравился документальный фильм "Охотники", есть в нем что-то захватывающее и ностальгическое по нетронутой дикой тайге...В общем, спасибо за очередной увлекательный отчет!

    • Привет, Наталья. Спасибо за комплименты, очень приятно.

      Фото №10 с видом на церковь Казанской иконы Божией Матери мне нравится, но оно не очень удалось технически. Этот кадр собран из двух: стекинг по фокусу. Один из них - фокусировка на бесконечность, чтобы храм был в ГРИП, второй - на астры альпийские на переднем плане. Чтобы и цветы, и задний план были в резкости, фото наложил друг на друга и на верхнее (с растениями) установил маску слоя "Layer mask", где нужно было белым цветом закрасить всё, что нерезкое. Как видно, усидчивости мне не хватило (нужно было аккуратно кисточкой обрисовать каждую травинку, каждый лепесточек на переднем плане), поэтому трава немного размытая.

      Вот думаю, как поступить в следующий раз: когда мы фотографируем, например, поле, то можем снять три или четыре кадра для стекинга, и они "сошьются" без таких артефактов. Но здесь, на Шайтан-камне, сразу обрыв, поэтому, вроде как, в промежуточном снимке проку нет...

      Фильм про жизнь манси на Урале берёт тем, я думаю, что снимали его люди с академическим образованием. Многие хорошие фотографы, раскрученные в соцсетях, они - самоучки. Они разобрались в том, как правильно строить композицию, работать со светом, обрабатывать. Но, чтобы снять фотографию, которая будет именно искусством, нужно, по-видимому, ещё что-то: человек должен быть пропитан искусством. Он должен разбираться и чувствовать композицию не только в изображении, но и в музыке, в литературе, архитектуре. Профессиональные видеооператоры за время учёбы в институте, наверняка, изучали не только те предметы, что относятся непосредственно к видеосъемке и киносъемке, но и общие художественные предметы. Поэтому они и могут снять кино, которое так цепляет.

  • Добрый день, Сергей! Я уже много лет Вас читаю и хочу сказать большое спасибо за отличные статьи и фотоотчеты о путешествиях! В данной статье Вы написали, что оставили машину возле свалки и дальше пошли пешком. Соответственно, автомобиль довольно долгое время стоял без присмотра на пустыре. Не боитесь оставлять?

    Почему возник такой вопрос - я пару раз выезжал в подобные локации, оставлял машину и также шел пешком к интересному месту. Но мысль, что с автомобилем что-то может случиться, не позволяла расслабиться и получать удовольствие от прогулки и фотографии. Поэтому выезжать перестал и сейчас спасаюсь Вашими отчетами. :)

    P.S. Ещё раз большое спасибо за статьи, всегда очень интересно и атмосферно!

    • Добрый день, Павел. Благодарю Вас за комплименты. Очень приятно.

      У меня "KIA Sportage" на литых дисках. Раньше стояли обычные болты - волновался. Некоторое время назад поставил "секретки" - теперь оставляю авто спокойно. Исхожу из того, что в деревне живут более простые люди, которым моя иномарка особо не нужна. Как-то не задумывался об этом. В прошедшую субботу мы с семьей съездили на скалы Мантуров камень и Тигровая голова, о которых я писал в отчёте. Там тоже пришлось оставить на поляне, а самим прогуляться пару километров вдоль реки.

      Конечно, Ваши опасения тоже имеют право на существование - мало ли кто может приехать в лес со всей Свердловской области и позариться на чужое имущество?

      Для того, чтобы со спокойной душой идти в поход, пожалуй, автомобиль лучше оставлять в черте населённого пункта. В случае Шайтан-камня - это Арамашево (прогулка удлинится на пару километров), в случае Мантурова камня - в селе Мироново.

      Желаю и Вам интересных поездок, и чтобы никогда не встречать людей, из-за которых будут проблемы с машиной. Удачи!

      • Большое спасибо за ответ и за пожелание! :)

        Некоторые популярные автопутешественники наоборот рекомендуют не останавливаться в деревнях или сёлах, а отъезжать от них на некоторое расстояние, чтобы не привлекать лишние внимание. Но в их случае, возможно, играет роль время суток. Т.е. днем лучше оставить машину в деревне и идти на прогулку. А если ночевать в машине, то стоит останавливаться на некотором расстоянии от населенного пункта, чтобы не привлекать местных.

        Благодарю за названия населённых пунктов, где можно оставить авто, но мне до них ехать 1100 км. Поэтому буду с нетерпением ждать новых записей в блоге. :)