Очередная часть рассказа туриста из Москвы о туре по Индии, где он был уже четыре раза. Сегодня смотрим фотографии и читаем отчет о достопримечательностях, встреченных по дороге в город Хассан штата Карнатака.
Автор: Михаил Шмаков (https://fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/)
***
Почти весь третий день нашего путешествия по штату Карнатака мы провели в дороге. Программа от туристического агентства была лаконична: «21.02.2014 Переезд в Хассан (130 км/3 часа). После регистрации в отеле — экскурсия в Шраванабелагола. Посещение храмов. Ночь в отеле».
Но, как я уже говорил, нам повезло с гидом и водителем. Водитель оказался терпелив и услужлив, а Анудж, скорее всего, сам вел туристов по этому маршруту первый раз, а его происхождение (брамин) и природное любопытство не позволило проехать мимо важного религиозного центра вайшнавов – города Шрирангапатнам (Srirangapatnam), расположенного в 13 километрах от Майсура на одноименном острове реки Кавери. Конечно, это — крюк в маршруте, но он компенсировался тем, что мы, не заезжая в Хассан, увидели первое из семи чудес Индии (по версии индийской газеты «Times of India»): статую Бахубали в городке Шраванабелагола (Shravanabelagola).
В Шрирангапатнам мы попали той же дорогой (NH275), что ехали из Бангалора в Майсур. Накануне мы пересекли остров, не заметив города. В этом нет ничего удивительного — он мал: всего 23 тысячи человек, а с автострады достопримечательностей не видно. Теперь же, переехав по мосту со стороны Майсура реку Кавери, мы сразу свернули с автострады и оказались среди развалин старого города, бывшего резиденцией узурпаторов Майсура — Хайдара Али и Типу Султана.
Шрирангапатнам называют городом дворцов и храмов. Отчасти, это верно: в городе множество храмов разных эпох, а дворец сохранился один – Летний дворец Типу Султана в парке Дария Дулат (Dariya Daulat Palace, Summer Palace). Запечатленное на фотографии – это отреставрированные руины: тюрьмы, нескольких фортов и храмов, оружейной палаты Типу Султана и Делийских ворот. В городе проводится огромная работа по реставрации памятников архитектуры, но она еще далека от завершения.
Я люблю старые камни и с удовольствием побродил бы здесь не один час, но нас ждала главная святыня этого места – храм Шри Ранганатхасвами.
По легенде, все острова на реке Кавери принадлежат Шри Ранганатхасвами — одной из ипостасей бога Вишну. Обычно, Ранганатха изображается возлежащим на огромном змее Ананте-Шеше – Бесконечном Шеше, который в свою очередь олицетворяет вечное время. На трех из многочисленных островов реки расположены храмы, посвященные этой ипостаси Вишну, и являются тремя из 108 самых значимых для вайшнавов святынь (об одной из таких святынь, храме Падманабхасвами в Тривандруме, я рассказывал в статье про экскурсии в Керале).
Храм в Шрирангапатнам был построен в IX веке (для сравнения, Софийский собор в Киеве был построен в XI веке) и, судя по всему, много раз перестраивался и подвергался значительным разрушениям. Скорее всего, это был комплекс храмов, который теперь имеет единую крышу. Не углубляясь в детали философской символики архитектуры традиционного индуистского храма, поясню ее словами Ануджа: «Представьте сидящего на земле человека с вытянутыми вперед ногами: шикхара – это спина и голова сидящего». Одноцветные храмы — посвящены мужским богам, раскрашенные – женским. Традиционно башня и стены украшаются скульптурами и изощренной резьбой по камню, в годы исламского правления, естественно, их уничтожили.
Город и храм имеют огромное религиозное значение: сюда стекаются паломники- вайшнавы со всей Южной Индии не только для молитв, но и развеять прах умерших над водами Кавери.
Нам повезло, обычно, даже если пустят в храм, то фотографировать точно не разрешат, но мы были с Ануджем, единственное чего я постеснялся, так это использовать вспышку и фотографировать молящихся и священников. У меня был с собой штатив, но язык не повернулся спросить о возможности его применения, о чем теперь жалею.
Выйдя из храма, мы прогулялись по улицам городка, до места гибели Типу Султана в мае 1799 года во время решающего сражения 4-ой Англо-Майсурской войны. Монумент мне показался столь незначительным, что я не стал его фотографировать, а запечатлел остатки фортификационных сооружений древнего города. В окружении ухоженного газона с цветниками они давали только слабое представление о былой мощи и стратегическом значении для резиденции наместников сначала виджаянгарских царей, а потом и Вадияров.
Еще одна примета городка — огромная мечеть Джама Масджид (Jama Masjid). Она очень большая для такого маленького городка и очень красивая. Типу Султан построил ее в 1784 году, когда взошел на трон в Майсуре.
Расставшись с Шрирангапатнам, следующие полтора часа мы провели за разговорами и в созерцании сельских пейзажей.
Картины сельской жизни: упряжки белых волов, рисовые поля, крестьяне, занятые каждодневным трудом, пролетающие за окном автомобиля, и предстоящее посещение Шраванабелагола, города со знаменитой почти 18-ти метровой статуей джайнистского святого Баху Бали — Гоматешварой, определяли тему наших бесед. Как выяснилось, наш проводник Анудж родом из села, и он не понаслышке знаком с крестьянским бытом. Мне всегда казалось, что крестьяне — это самая обездоленная часть населения в мире: тяжелый физический труд, полная зависимость от капризов погоды, оптовиков, скупщиков урожая. Мнение нашего спутника внесло сомнение в мои умозаключения. Прежде всего, в Индии крестьяне собирают по два урожая — особенности климата, сезонность способствуют этому. Крестьянские семьи большие, а это — бесплатные рабочие руки. Плюс реформы, проведенные в стране после обретения Индией независимости. Конечно, надо учитывать, что это — достаточно субъективное мнение человека, родившегося в крестьянской среде, но все же — из касты священников.
Другая тема непосредственно касалась предстоящей встречи с шедевром одной из ветвей религиозной культуры Индии. Джайнизм, а Гоматешвара — реликвия именно этой религиозной традиции, для меня был просто отвлеченным понятие. Все мои знания о Джайнизме сводились к факту, что монахи — приверженцы учения, ходят голыми.
Но, как выяснилось, с некоторыми основными принципами я был уже знаком. Например, обет Ахимса (не причинять вред всему живому, полный отказ от насилия) лежал в основе доктрины Сатьяграха Махатмы Ганди. Другие же принципы полностью согласуются с некоторыми из христианских заповедей: быть искренним и благочестивым (Сатья), не красть (Астейя), не прелюбодействовать (Брахмачарья), не стяжать (Апариграха).
Не углубляясь в то, в чем сам не силен, отмечу самое существенное, на мой взгляд, в Джайнизме: все живое имеет душу, и нет высшего божества, которое все создает, всех спасает, или все разрушает, только своими усилиями каждая душа может достичь божественного просветления и стать сиддхом – полубогом.
Джайнизм – не секта, а древняя самостоятельная религия, опять же, на мой непросвещенный взгляд, в ней нет ничего противоречащего Индуизму. По индийским меркам, община джайнистов небольшая — всего 5-6 миллионов, но, по словам Ануджа — очень богатая и влиятельная. Как богов, джайны почитают тиртханкаров. Джайнисты представляют процесс очищения души и освобождение от круговорота жизней, как переправу через бурный поток.
Тиртханкар, дословно – строитель переправы, религиозный и духовный учитель, достигший дхармы, освободившийся от круговорота жизней, и имеющий право наставлять. Всего Джайнизм знает двадцать четыре тиртханкара, все они жили в дохристианскую эпоху, последний – в шестом веке до нашей эры, а первый — когда люди не умели писать и читать. Бахубали (или Гоматешвара) был одним из двухсот сыновей первого тиртханкара Бхагавана Ришабха. Вот изваяние ему, стоящее на высоком скалистом холме, и предстало нашему взору за несколько километров до города Шраванабелагола.
Небольшой городок Шраванабелагола (на языке каннада означает «белое озеро») расположен у подножья двух скалистых холмов – Чандрагири и Виндьягири с большим квадратным прудом посередине, наверное, это и есть белое озеро из названия.
На обоих холмах — джайнистские святыни. На Чандрагири — огромный храмовый комплекс VII– VIII веков нашей эры. По легенде, на этом холме стоял более древний храм, построенный императором Ашокой еще в третьем веке до н.э. в память о медитировавших здесь учителе (джина) Бхадрабаху Свами и его ученике — императоре Чандрагупта Маурья.
Рядом с храмом находится еще одна святыня V века нашей эры: пещера, где медитировал раджа Маньякхета.
На холме Виндьягири — статуя Бахубали. Виндьягири значительно выше Чандрагири, его высоту я указать не могу, но, чтобы добраться до статуи, надо преодолеть 740 ступеней, вырезанных в гранитном монолите скалы. Любопытный факт: металлические перила вдоль ступеней выполнены на одном из заводов Тата.
Статуя Бахубали была выполнена из монолитного камня в 993 году по приказу полководца и министра Чамундараей, им же был построен один из сохранившихся храмов на холме Чандрагири.
Теперь, по законам жанра, после долгой интриги, я должен все-таки поведать: отчего же статуя именно Бахубали, а не иного джина.
«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату своему?» — Книга Бытия 4-9.
Это у нас, а у индийцев, решая тот же вопрос первородства, Бахубали сначала победил брата в пяти битвах за царство отца, затем отказался от наследства в пользу брата и сделался монахом. Упорством в медитации и аскезе он достиг дхармы и освободился от сансары. По преданию, Бахубали медитируя, оставался неподвижен несколько месяцев, за это время его ноги вросли в землю, растения обвили их, а птицы нашли себе дом в его волосах и бороде.
Об этой и других легендах, связанных с Джайнизмом, повествуют многочисленные надписи на обоих холмах и наскальные рельефы. Самые древние надписи выполнены на языке маратхи, другие же — на каннада и тамильском. Статуя окружена храмом и многочисленными святилищами джинов.
На этом месте мне придется прервать рассказ о нашем путешествии по индийскому штату Карнатака в феврале 2014 года – «муза дальних странствий» зовет опять в дорогу. Через месяц я обещаю вернуться к этой теме и рассказать о замечательных храмах двух городов (Белур и Халебид) в окрестностях Хассана, о водопаде Джог и 12 днях отдыха в Гокарне.
P.S. Штат Карнатака славится очень красивой и необычной природой и множеством крепостей, храмов и других культурно-исторических достопримечательностей. Здесь есть множество маршрутов для пеших походов. В комментариях к отзыву я разместил краткое описание мест, которые можно посмотреть в этом регионе, отравляясь на отдых в Индию.
Прошло 4 месяца, как мы вернулись со второго путешествия по Индии. Наступила ностальгия, или правильнее сказать: тоска… Очень хочется обратно! Просматриваю отчеты туристов, побывавших в Хампи (Hampi) и в Бадами (Badami) – мы собирались съездить в эти места из Южного Гоа, но после насыщенных приключений «на материке» не захотели, отложили на следующий раз.
Так вот, обратил внимание, что Хампи находится в штате Карнатака. И там многие туристы берут на прокат велосипеды (или мопеды) и катаются по нескольку дней. Мечта фотографа – снять закат, сидя на холме, сложенном из огромных валунов. Стал искать информацию по достопримечательностям этого штата, и оказалось, что это – terra inkognita. Столько интересных, красивых, по-индийски колоритных достопримечательностей!
Нашел блог индуса, который называется “Journeys across Karnataka” («Путешествия по Карнатаке», karnatakatravel.blogspot.com). Его владелец размещает отчеты о поездках по родному штату. Настоящий кладезь информации об интересных местах этого региона!
Отмечу для себя, чтобы не забыть, места, которые хочу посмотреть и сфотографировать:
• Крепости Fort Midigeshi и Madhugiri Fort находятся на вершинах холмов из камней, как в Хампи.
• Chitradurga Fort
• Anjanadri Betta (Anjanadri Parvatha) – место рождения бога Ханумана. Каменные россыпи, как в Хампи.
• Gandugali Kumara Ramana Kote, Jabbalgudda – красивая цитадель в скалах.
• Shivapura — Hosaharalapur fort – еще одна достопримечательность, окруженная каменными долинами.
• Savandurga Betta – самый большой в Азии холм, состоящий из одного камня… Высота – 1200 метров над уровнем моря. Здесь есть треккинговые маршруты – походить пешком (моя любимая тема).
Раз уж пошла речь о пеших походах по Индии, то в штате Карнатака мне известны следующие треккинговые маршруты:
• Mullayanagiri Trek In Chikmagalur.
• Anthargange Trek.
• Kunti Betta Trek — очень красивая гора, с вершины которой открывается чудесный вид. Возможен однодневный маршрут.
• Ramanagara Trek.
• Makalidurga Trek.
• Savandurga Trek.
• Kalavarahalli Betta Trek.
• Thirumaleguppe Trek.
• Ranganathaswamy Betta Trek.
Чтобы все не перечислять, отмечу сайт: thrillophilia. Когда соберусь в Индию, нужно его подробно изучить, так как там есть описание маршрутов пеших походов не только в Карнатаке, но и в других регионах страны. Еще полезный сайт — bangaloretrekkingclub (клуб любителей треккинга города Бангалор). Индийские туристы публикуют свежие отчеты с фотографиями о восхождениях на живописные вершины штата.
В общем, Индия – место для бесконечного количества поездок. Придется еще поломать голову, какой регион выбрать для отпуска.
Хочу разместить сюда интересную информацию. На фото №11 изображена упряжка с быками. Так вот, я всегда обращал внимание, какие необычные в Индии коровы: обычно они горбатые с длинными рогами, выглядят не так, как европейские сородичи.
Так вот, вчера случайно узнал из передачи про Мадагаскар, что это — не коровы, а зебу (с ударением на «е») — подвид дикого быка, распостраненный изначально в Индии, а затем попавший в Африку и в Южную Америку. В отличие от коров, он более приспособлен к жаркому климату.
По версии Википедии, зебу, в отличие от коровы, ведет свое начало не от дикого тура, а относится к отдельной ветви эволюции, отколовшейся от него 300 тысяч лет назад. Вот так : век живи — век учись.
Все верно: коровы в Индии — это зебу. А на фото с пляжа Агонда (Agonda Beach) — азиатские буйволы.