X

Один цветной рассвет

Вдохновленный красивыми пейзажами, что я сфотографировал во время утреннего пленэра на Слободском камне у деревни Коуровка, в конце ноября решил снова встать пораньше и ехать встречать рассвет с фотоаппаратом.

Поскольку заранее место для съемки пейзажа не было выбрано, решил отправиться к Нижне-Исетскому пруду в микрорайоне Химмаш Екатеринбурга. Здесь построили высотный жилой комплекс из четырех зданий, эффектно увенчанных красными куполами, светящимися в ночи.

Как и во время поездки в Коуровку, прибыл на место съемки до рассвета, на зорьке.

Рассвет на Нижне-Исетском пруду в Екатеринбурге. Камера Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8G. Снято с использованием карбонового штатива Sirui T-2204X.

Как-то стало уже традицией, когда вместе с моим Nikon D5100 в темное время суток используется объектив Nikkor 17-55/2.8. Не везет ему: так еще и не попробовал им снимать в режимное время. И все фотки в этом блоге, снятые на данное стекло, получены либо в темноте, либо в ненастные дни.

Пользователь Shmakov.Misha2012 в Яндекс-Фотках размещает замечательные HDR фотографии, снятые в ночное время. Честно говоря, я бы не подумал, что это ХДРки. Так они похожи на обычную, но качественную фотографию! Мои ночные пейзажи пока что не радуют. Карточка выше снята на ISO 100, однако, все равно, шумновата и что-то с ней не то. То ли матрица в нашей камере не очень, то ли руки кривые у начинающего фотографа.

Светало…

Рассвет в микрорайоне Химмаш в Екатеринбурге. Тушка Никон Д5100, линза Никон 17-55/2,8.

На поверхности воды уже установился лёд. Мне показалось, что камыши на переднем плане загораживают картинку, и нужно подойти ближе к берегу. Кто же знал, что я уже стоял не на берегу?!! Я сделал 20 шагов… и провалился!.. Оказывается, снег припорошил лёд, что ввело меня в заблуждение.

К счастью, глубина оказалась небольшой, и я провалился только по колено. Только представьте: морозное утро, человек стоит на полметра в ледяной воде в 20-ти метрах от берега! С каждым шагом ледяная поверхность обламывается и снова обжигающая вода хватает вас за ноги… В одной руке фоторюкзак (я как раз снял его, чтобы сменить объектив), в другой – штатив, на шее – фотоаппарат.

Кое-как выбрался на сушу. Ноги скручивает. От холода закололо сердце. Теперь я могу представить, каково это – провалиться в ледяную воду полностью! Шансы выжить у человека не велики.

На берегу немного согрелся. Решил съемки продолжить.

Вот так выглядят ваши мокрые ноги после купания в ледяной воде, когда вы их снимаете на суперширик Samyang 14/2.8. Фотоаппарат Nikon D5100.

Рассвет обещал быть знатным. Не хотелось пропускать такую красоту.

Цветной рассвет. Съемка пейзажа на зеркальную камеру Nikon D5100 с широкоугольным объективом Samyang 14mm f/2.8.

Эх, два раза не помирать! Проверил толщину льда и решил сделать автопортрет при помощи моего карбонового штатива Sirui T-2204X-G20X.

Автор портрета — штатив Sirui T-2204X-G20X. Камера Nikon D5100. Объектив — суперширокоугольный Samyang 14/2.8

В статье «Зачем мне нужен штатив для фотоаппарата» я приводил примеры портретов, снятых нами самими со штатива. Не сегодняшний день, самая удачная серия автопортретов, где автор – легкий алюминиевый штатив Era ECSA-3512, представлена в 12-й части отчета о самостоятельной поездке за рулем арендованного автомобиля по Мексике.

Так, внесём ясность. Первые две фотографии сняты на Nikon D5100 + универсальный топовый зум для кропа Nikkor 17-55/2.8. Следующая тройка – пример фоток, снятых в паре с супершириком Samyang 14/2.8.

Попробовал снимать против солнца. ХДР у меня не получается, а без HDR получаем сильную засветку. Жаль… Мне нравится огненное пламя по вершинам камыша. Если бы солнце было не так засвечено, фотография была бы качественная.

Против солнца снимать, не используя метод ХДР очень тяжело. Камера Nikon D5100, объектив Samyang 14mm f/2.8.

Солнце всходило всё выше и живописно освещало туман над болотистыми берегами Нижне-Исетского пруда. Сменил объектив Самьянг 14/2,8 на телевик Nikon 70-300.

Домик в деревне. Съемка пейзажа на Nikon D5100 и телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G.

Карточка мне нравится. Но еще в отчете, как добраться в деревню Коуровка и поснимать завораживающие пейзажи, одна из читательниц моего блога дала совет к фотке, с примером пейзажа, снятого на телеобъектив.

Пасторали в деревне Коуровка… Не хватает леса на заднем плане. Этот пейзаж я тоже фотографировал на Никон Д5100 и телевик Никон 70-300.

Она предположила, что данное фото смотрелось бы лучше, если бы сверху, за деревом, было больше места (вид на лес на заднем плане).

Поэтому сейчас я решил исправить свой недочет: снял вертикальную панораму из 4-х горизонтальных кадров.

Особенность этой панорамы в том, что, поскольку у телеобъектива величина ГРИП очень мала, в каждом кадре пришлось фокусироваться на новой точке.

Вертикальная панорама из 4-х горизонтальных кадров, снятых на зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 с телеобъективом Nikon 70-300.

Правда ведь, такая панорама смотрится лучше, чем один горизонтальный кадр?

А вот пример еще одного инновационного для меня подхода к съемке пейзажей на Nikon D5100 – фотографирование с, так называемым, бреккетингом резкости. Снято два кадра со штатива Sirui T-2204X с головкой G20X. На первом резкость наводилась на передний план, на втором – фокусировка на заднем. Затем загружаем в программу 2 фотографии вместе и масками убираем нерезкие области. В результате у нас есть пейзаж, на котором в зоне резкости находятся и ближние и дальние объекты.

Фотография с брекетингом резкости (стэкинг). Снято два кадра на зеркалку Nikon D5100 с объективом Nikon 70-300mm с резкостью на переднем и заднем плане. Затем они сведены в один кадр. Масками убрал нерезкие участки в Фотошопе.

Тоже самое, но с тремя кадрами (передний, средний и дальний план).

Собор Айя-София в Екатеринбурге. Пример стекинга (брекетинга фокусировки) при съемке на зеркалку Nikon D5100 с телевиком Nikon 70-300mm.

Ну, и напоследок, сравнительный тест объективов на зеркалке Nikon D5100 при съемке натюрморта.

Осенний натюрморт 1. Снято на Nikon D5100 + объектив???

Осенний натюрморт 2. Снято на Никон Д5100 + объектив???

Не буду указывать, какая фотография снята на суперширик Samyang 14mm/2.8, а какая – на Nikkor 70-300… Что-то у меня постепенно появляется желание продать свои зумы и купить несколько фиксов… 🙂

Удачных фотографий, коллеги! И будьте осторожны на съемках пейзажей на зимних водоемах.

Что можно еще почитать интересного в блоге:

Зачем профессиональные фотографы используют штатив для фотоаппарата. Урок фотографии с примерами применения трипода в различных ситуациях.
Опытные фотографы наблюдают за прогнозом погоды, чтобы угадать случится или нет красивый рассвет и закат. Почитайте признаки.
12. В данной статье упоминается о том, что в Мексике мы устроили фотосессию, снимая себя со штатива Era ECSA-3512. Посмотрите фотографии.
Чтобы не повредить фотоаппарат, снимая зимой на холоде, нужно принять меры предосторожности. Они описаны в конце фотоотчета о прогулке по деревне Нижнеиргинское.
1. Несмотря на туман, получились интересные фотки, когда я встал рано утром и вышел снимать горы Башкирии на базе отдыха «Малиновка».
Как доехать в деревню Коуровка и сфотографировать классные пейзажи на телеобъектив Nikkor 70-300 и широкоугольник Samyang 14/2.8.
Сергей Лахардов:

View Comments (12)

  • Впечатляющий отчёт! Немного не хватает данных EXIF. По-моему, их можно как-то впечатывать в Watermark.

    ИМХО натюрморт №2 сделан на объектив Samyang 14mm/2.8.

    Будьте впредь осторожны и удачных снимков!

    • Виктор, что-то не то с выводом EXIF, видимо, в браузере. Все фотографии вы можете посмотреть непосредственно на Яндекс.Фотках. На Яндексе на всех фотографиях из этой статьи все метаданные легко просматриваются.

  • Да в яндекс.фотках EXIF видно.
    Первые два фото немного озадачили: такое впечатление что резкость наведена на передний план с камышами или ошибаюсь?

    • Так и есть: фокус на камышах. По идее, здесь нужно применять методику, опробованную на фотографиях ниже: бреккетинг резкости. Если сфокусироваться на зданиях и передний план будет нерезким, то тоже фотография будет смотреться не очень...

  • Виктор, здравствуйте! Приятно, что Вам понравился. Вам тоже хорошего света и великолепных снимков! Думаю, что уже пора писать отдельный пост про безопасность во время пейзажных съемок… :)

    Как впечатать Watermark я не нашел. Но я рекомендую поставить в браузер виджет для просмотра EXIF. Например, для Google Chrome можно установить дополнение Exponator или Image Properties Context Menu. Почти во всех фотографиях EXIF сохранен. Его только нет, обычно в тех кадрах, что я экспортировал из фотоальбомов в Одноклассниках. И сейчас, видимо, сбились настройки при экспорте (нет данных по сегодняшним фоткам). Нужно проверить Лайтрум.

    Натюрморт №1 сделан на Samyang 14 мм/2,8. Нижний – на телеобъектив Nikkor 70-300. :)

  • Ну или попробовать поместить передний план и здания в гиперфокальное пространство (имхо). По поводу HDR сказать ничего не могу, но вот наковырял в сети снимок похожего плана сделанный "одним махом": 101tema(ТОЧКА)ru/gallery2/main.php/d/322833-1/Nikon_D5200_Nikkor_24-70-2_8_101tema_ru_Filberd_DSC_0403.jpg

    • Виктор, могу только прокомментировать, почему, на мой взгляд, у меня не получилось сделать качественную фотографию.

      На степень размытия заднего плана влияют: значение диафрагмы, размер матрицы камеры, фокусное расстояние и соотношение расстояние между фотоаппаратом, передним и задним планом.

      Мои кадры сняты на ФР=55 мм, f/10. Расстояние до точки фокусировки примерно 2-3 метра. Расстояние до заднего плана - думаю, что более 1 км.

      Ваш пример снят на ФР=28 мм,f/8 и, как мне кажется, расстояние до точки фокусировки раза в 3 больше. Калькулятор ГРИП показывает, что при таких параметрах съемки (если фотограф наведется на резкость на точку в 13 метрах от камеры - гиперфокальное расстояние) будут резкими все объекты на расстоянии от 6,3м до бесконечности. Вполне может быть, что рейка на переднем плане находится на расстоянии 6 метров от камеры. И тогда это объясняет, почему кадр резкий по всему полю. Как Вы сказали, все объекты находятся внутри гиперфокального пространства.

      Для моих условий расположить передний план внутри гиперфокального расстояния (ГР) невозможно. Так как но равно 17 метров. А до камышей - 2 метра. Конечно, я мог снять картинку на Samyang 14 мм и тогда в зоне резкости было бы все от 1 метра до бесконечности. Но здания выглядели бы маленькими столбиками. Мне же хотелось показать их монументальность. Это достигается только на больших ФР.

      Вывод: в моем случае снять фотографию, где предметы резкие на переднем и заднем плане можно только с бреккетингом фокусировки.

      Спасибо за Ваш пример!

  • "... хотелось показать их монументальность..." Может тогда слегка пожертвовать камышами? :-) Хотя, если по мне, то все Ваши фотки замечательные, а опыт (мать ошибок трудных) - вообще бесценен! Так держать и удачи в Ваших начинаниях!

    • Камышами жертвовать - категорически против! ;) Благодарю Вас за поддержку! :)

  • Прочитал. Из статьи и комментариев понял, что, как ни крути (а задний план - почти всегда, далеко), надо складывать несколько фоток с разными точками фокусировки. Вопрос, что за программа и что такое маска? Уж прости, совсем дилетант! Результат впечатлят. А, как панораму из двух кадров и с разным фокусом, можно сделать?