\n

Размышления на тему «Как открыть собственную фотостудию»

Текст статьи обновлён: 21.04.2020

В сегодняшней статье поговорим о том, как открыть собственную фотостудию. Посмотрим отзывы о неудачном и об успешном опыте. Обсудим, какие требования предъявляются к помещению для фотосъемки, какое оборудование понадобится, какими знаниями и умениями нужно обладать фотографу. Какие шаги требуется предпринять, чтобы бизнес был прибыльным.


Содержание

  1. Предисловие
  2. Отрицательный опыт организации студии. Почему пришлось закрыться.
  3. Экскурсия к фотографу из Киева Юрию Трачуку.
  4. Фотограф из Уфы Дим Тулунгужин рассказывает: «О том, как я фотостудию открывал».
  5. Стоит ли этим заниматься. Как сделать из фотографии прибыльный бизнес.
  6. Советы по организации студии от свадебного фотографа из Барнаула Сергея Рожнова.
  7. Заключение.

Предисловие 

Для начала хочу рассказать, как родилась идея этой статьи. Дело в том, что у меня лично опыта организации фотостудии нет. И вообще, коммерческими съемками я занимался считанное количество раз.

Всё началось с того, что в ЖЖ мне попалась на глаза статья фотографа Дима Тулунгужина о том, как под Новый год он арендовал помещение в торговом комплексе в центре Уфы и проводил там рождественские фотосессии для своих клиентов. Меня поразила простота процесса. Оказывается, ничего сложного нет: подписал договор, договорился со студией декора, чтобы они обустроили интерьер – всё, можно снимать портреты счастливых семей!

Я связался с Димом и попросил разрешения опубликовать его отзыв у меня на сайте: всё-таки среди гостей блога есть начинающие и не очень фотолюбители, подумывающие о том, чтобы пойти таким же путем, и опыт этот им бы пригодился.

Но затем мне захотелось расширить этот рассказ и посмотреть, какие подводные камни ждут фотографа, который будет открывать фотостудию. А заодно и показать, какие затраты придется понести… Гм, неправильные слова для бизнесмена. Лучше сказать: «Какие инвестиции необходимо вложить на старте своего дела».

Как уже неоднократно случалось раньше, практически уверен, что в комментариях более опытные коллеги расскажут и о своем опыте открытия студии. В результате у нас получится такое совместное руководство для начинающих бизнесменов.

1. Рассказ о неудаче, постигшей фотолюбителя, открывшего свою фотостудию

Думаю, будем двигаться от плохого к хорошему. Поэтому сначала предлагаю посмотреть видео с отзывом Елены, автора канала SWEET GLOW на YouTube. Ее основной профиль деятельности – дизайн костюма и аксессуаров. Она творческий человек, увлекается пэчворком, батиком, росписью, акрилом и машинной вышивкой. Однажды она решила открыть коммерческую студию, которую можно было бы сдавать в аренду фотографам. Однако довольно быстро ее пришлось закрыть.

 

Не буду пересказывать весь ее рассказ, но отмечу некоторые моменты, которые зацепили лично меня.

Когда вы составляете бизнес-план по организации коммерческой фотостудии, тщательно прорабатывайте все финансовые вопросы. Один из затратных пунктов – ремонт помещения. Даже если вы решите всё ремонтировать своими руками, могут возникнуть работы, за которые требуется платить. Например, Елена говорит, как была неприятно удивлена стоимостью услуг электрика по разводке электропроводки. Мне эта тема знакома тоже: 9 лет назад я решил поменять проводку в однокомнатной хрущевке. Я ожидал, что это будет стоить не больше чем 100 USD, а мастера просили от 600 до 1000 USD… В 6-10 раз выше моего планируемого бюджета!

При выборе помещения под фотостудию обратите внимание на требования пожарников и других служб. В случае Елены комната была в аренде, арендодатель уверял, что разбираться с пожарниками будет сам. Но непонятно, что бы было по факту визита пожарного инспектора и какой штраф пришлось бы заплатить, и не пришлось ли бы вообще закрыться.

Не забывайте, что для полноценной работы коммерческой фотостудии нужны администратор, уборщица (пыль для фотографов противопоказана). Нужен гардероб, место для макияжа, зона ожидания и т.п.

В конкурентоспособной коммерческой фотостудии должны быть большие окна и много пространства. Елена арендовала полуподвальное помещение. Клиенты-фотографы были недовольны разницей между тем, что видели в рекламе, и тем, с чем сталкивались в реальности. Поэтому второй раз не приходили.

Лето – период затишья на рынке фотоуслуг. Подумайте, как пережить этот период.

Вы не сможете долгое время сдавать в аренду один и тот же интерьер – его придется обновлять каждые 2-3 месяца. Учтите это в разделе «Бюджет» вашего бизнес-плана.

2. Экскурсия по студии фотографа из Киева Юрия Трачука

Очень интересное видео опубликовано на канале «Olegasphoto». Владелец открыл студию в основном для съемки портретов и товаров для каталога только для себя лично. В аренду он сдает ее лишь от случая к случаю.

 

В ходе интервью обсуждаются такие интересные вопросы, как:

  1. Цвет стен в студии. Как он влияет на фотографии.
  2. Размеры помещения и высота потолков.
  3. Отопление с помощью керамических обогревателей.
  4. Организация гримерки для моделей.
  5. Почему Юрий пользуется старенькими студийными вспышками Mircopro и не покупает современные модели?

Кому интересно, само видео снято на беззеркалку Canon R с шириком Canon EF 14mm f/2.8L II с освещением от двух светодиодных осветителей Godox SL60W (через софтбоксы). Параметры съемки: ISO 650, f/4, В=1/50 секунды. А часть – на беззеркалку Sony A6400 + Sony 18-105mm f/4 при плохом свете и высоком ISO.

В конце интервью обсуждаются условия съемки в нескольких киевских коммерческих фотостудиях, какие недостатки в них имеются в точки зрения фотографов. Например, не стоит допускать того, чтобы пересекались клиенты те, что снимают в зале, и те, что ждут своей очереди. Гримерка должна быть отдельно от съемочной комнаты, тогда вторые будут иметь возможность подготовиться, пока первые работают.

В одной из коммерческих студий залы разделены шторками. В этом случае мешают отблески света от соседей, раздражают шум и посторонние голоса.

А уж если вы арендуете такую интерьерную студию для записи видео (интервью, например), вы просто не сможете работать, пока за шторкой не закончится фотосессия.

Могу посоветовать еще почитать большое интервью с фотографом Фархадом Валеевым из города Альметьевска (Татарстан) об опыте открытии фотостудии «Colibri».

На сайте «Pikabu» — серия статей о ремонте помещения под студию и строительстве циклорамы своими руками.

На сайте «Тинькофф» начинающие предприниматели делятся своим опытом «ожидание vs реальность». В том числе, есть рассказ Юлии Яковенко из Краснодарского края.

3. Фотограф из Уфы Дим Тулунгужин рассказывает: «О том, как я фотостудию открывал»

Теперь переходим к рассказу, с которого всё началось. Автор – ДТ.

Оригинал статьи можно прочитать здесь.

Профиль во Вконтакте здесь.

Фото 1. Дим Тулунгужин, автор статьи об опыте организации фотостудии в Уфе.

Фото 1. Дим Тулунгужин, автор статьи об опыте организации фотостудии в Уфе.

Наверное, каждый фотограф хотя бы раз в жизни рано или поздно должен через это пройти. Практический каждый любитель фотографии мечтает открыть свою собственную фотостудию и воплощать в жизнь свои фотопроекты, имея для этого неограниченный временной ресурс. Однако, увы, реальность не так чудесна, как это может показаться на первый взгляд, и владеть своей фотостудией — дело весьма хлопотное и затратное, и выгодно далеко не всегда. Я хочу рассказать о своем опыте открытия студии, объяснить как и почему я на это пошел.

2. Фотозона в студии для съемки новогодних фотосессий. Опыт фотографа из Уфы.

2. Фотозона в студии для съемки новогодних фотосессий. Опыт фотографа из Уфы.

Пойти на это меня заставило желание сделать семейные новогодние фотосессии всем своим клиентам. Сделать это в готовой фотостудии с готовым декором было бы хорошим решением, если бы не проблема с их занятостью в разгар сезона новогодних фотосессий. Всё удобное время в студиях города бронируется задолго (за месяц, а то и за два). В выходной день в хорошей и удобной студии все расписано от рассвета и до заката, в студиях же попроще либо с декором все печально, либо расположение крайне неудобное. Фотостудия должна территориально находиться в удобном месте, обязательно с паркингом, на котором гарантированно есть свободные места. Это была главная причина, которая сподвигла меня заняться оформлением своей фотостудии со своим блек джеком и шлюхами новогодним декором.

Место было выбрано, пожалуй, самое удобное в Уфе, удобнее просто не найти: торгово-деловой комплекс «Гостиный двор». Исторический центр города, всегда чистые дороги, платная парковка (1 час бесплатно, в выходные и праздники — вообще бесплатно) — всегда есть место, где можно поставить автомобиль. В трех минутах — остановка общественного транспорта с кучей маршрутов. Просто рай на земле! 🙂 Вот так выглядело помещение, когда я его принимал. Площадь — 36 квадратных метров с высотой потолка от 3 до 4,5 м. Без окон, правда, и со стеклянной стеной в коридор. Слышимость — 100 процентная, но в коридоре всегда было тихо. Помещение оборудовано приточной вентиляцией, кондиционером и радиатором отопления.

3. Помещение под мою студию до начала работы.

3. Помещение под мою студию до начала работы.

Чтобы не видно было, как я работаю, повесил шторы длинной 3,5 метра нейтрально серого цвета, не пропускающие свет.

4. Вид со стороны коридора торгового центра.

4. Вид со стороны коридора торгового центра.

И затем началось самое интересное! Я дороговорился с девочками из студии декора «Мятный кот» (занимаются оформлением свадеб и фотосессий, сдают в аренду декоративные аксессуары) и они оформили мне новогоднюю фотозону. Сами всё привезли, смонтировали и увезли потом. Привлекли своих парней, занесли и дали в аренду на 2 месяца весь необходимый крупногабаритный реквизит. Заказали для меня через свои каналы очень крутую новогоднюю ёлочку, купили игрушки и украсили её. Работа кипела 2 дня.

5. Как оформляли фотостудию профессиональные декораторы.

5. Как оформляли фотостудию профессиональные декораторы.

6. Создание фотозоны интерьерной фотостудии. Справа внизу - финальный шрих: Катя заворачивает коробочки от моих объективов в подарочную упаковку, чтобы положить их под елку. :)

6. Создание фотозоны интерьерной фотостудии. Справа внизу — финальный шрих: Катя заворачивает коробочки от моих объективов в подарочную упаковку, чтобы положить их под елку. 🙂

Готовая фотозона выглядела вот так.

7. Фотозона для съемки новогодних фотосессий.

7. Фотозона для съемки новогодних фотосессий.

Вот примеры фотографий, снятых в этой фотозоне моей новоявленной студии.

9. Пример №2.

9. Пример №2.

11. Как я открыл студию для новогодних фотосессий.

11. Как я открыл студию для новогодних фотосессий.

Студию посетил Rais (примечание от Лахардова С.П.: известный блогер, спортсмен и путешественник из Уфы Раис Габитов).

13. В студии побывали и знаменитости.

13. В студии побывали и знаменитости.

14. Отзывы фотографов об открытий своей фотостудии.

14. Отзывы фотографов об открытий своей фотостудии.

Затем я поставил справа у стены еще серый фон для портретной съемки. Так же справа стоял стол и компьютер, чтобы фотографии тут же обрабатывать, а слева ширмами отгородил зону для переодевания и сделал небольшую подсобку. Повернув светильник на 180 градусов можно было делать портреты.

15. Зона для съемки студийных портретов на темном фоне.

15. Зона для съемки студийных портретов на темном фоне.

Не обошлось, конечно, без моих любимых отражателей.

16. Справа вверху - набор студийных отражателей. В этой студии был снят сюжет для рекламного продукта "Уфимской Академии Фотомастерства" (снизу слева). Справа внизу - в середине января срок аренды декора истек и "Мятный кот" все аккуратно вывез, студия превратилась в чисто портретную.

16. Справа вверху — набор студийных отражателей. В этой студии был снят сюжет для рекламного продукта «Уфимской Академии Фотомастерства» (снизу слева). Справа внизу — в середине января срок аренды декора истек и «Мятный кот» все аккуратно вывез, студия превратилась в чисто портретную.

Вот примеры портретов, которые я снял в такой упрощенной фотозоне.

19. Отзывы фотографов об открытии собственной фотостудии.

19. Отзывы фотографов об открытии собственной фотостудии.

20. Очередной пример.

20. Очередной пример.

24. Отзывы фотографов о работе в собственной студии.

24. Отзывы фотографов о работе в собственной студии.

25. Как я открыл фотостудию.

25. Как я открыл фотостудию.

Я поработал еще полтора месяца, и пришло время с ней прощаться. Фотостудия приносит доход в основном со съемок или с аренды. Интерьерные фотостудии с декором для свадебных фотосетов утра невесты приносят доход также летом. Я студию в аренду не сдавал, ориентирована она была лишь на новогодние фотосессии и портретную съемку. Учитывая, что, преимущественно, я занят свадебными и репортажными съемками, в студии работать весной и летом времени мало, поэтому я закрыл её до того, как она начала бы приносить убытки.

Проработала моя фотостудия 3 месяца, за это время я успел сделать около 150 съемок, из которых больше половины — новогодние фотосессии. Я получил хороший опыт в открытии своей студии, сделал те съемки, ради которых её открывал и считаю проект благополучно закрытым. Естественно, это совсем не значит что я завязываю со студийными и портретными съемками — буду продолжать их делать, но уже в городских студиях, коих сейчас немало, и почасовая аренда для меня будет удобнее и выгоднее. По крайней мере, до следующего Нового года. 😉

*    *     *

4. Как сделать из студии прибыльный бизнес? Кому не стоит этим даже начинать заниматься?

В этом разделе я хочу поговорить о том, стоит ли вообще начинать это дело новичкам. Нужно понимать, что фотостудия – это бизнес, такой же как организация пекарни или производства самолетов. И несмотря на огромное количество нюансов, он подчиняется той же логике и законам, что и любой другой.

Прежде чем решиться тратить хотя бы один рубль на открытие студии, нужно оценить себя, свои способности вести дела. Если на работе вы проводите 8 часов, то своим делом придется заниматься круглосуточно. Ответьте себе честно на такой вопрос: «Я лично могу работать в офисе без начальника? Вот руководитель уехал в командировку на 2-3 недели – могу я работать с отдачей 100%, даже если он не требует присылать отчетность?»

Если ответ отрицательный, то не стоит и начинать.

Если до сих пор у вас не было опыта ведения своего бизнеса, советую стартовать с чтения соответствующей деловой литературы: юридические вопросы, маркетинг, продажи, учет, налогообложение.

Из моего жизненного опыта скажу, что самое важное – это умение продавать. Какое бы ни было продвинутое производство, без продажи своего товара завод не сможет работать. Что касается фотодела, то здесь то же самое: фотостудию не обязательно открывать только если вы суперталантливый фотограф. Я знаю множество людей с фотоаппаратом, которые снимают на уровне чуть выше среднего (любой из нас, потратив на самообразование месяц-другой, также сможет) и купается в заказах. Есть множество талантливых, потрясающих мастеров, кто не может прокормить себя фотографией.

Почему? Потому что кто-то умеет себя и свои услуги продавать, а кто-то нет. Вопрос продаж очень комплексный. Читайте книги. Например, библия для менеджеров по продажам – «Искусство торговать» Тома Хопкинса. В ней описывается:

  • Как правильно задавать вопросы клиентам и отвечать на их вопросы?
  • Как общаться по телефону?
  • Как рассказывать о себе и о своей фотостудии?
  • Как преодолевать возражения?
  • Как заключать сделки?
  • И тому подобное.

Думаете, что это неприменимо к бизнесу фотографов? Хм, вот видео с мастер-классом фотографа Игоря Сахарова (этот урок рекомендует Сергей Рожнов, чьи рекомендации к параметрам помещения, к технике освещения будут даны ниже).

 

В нем Игорь Сахаров рассказывает, что по телефону не называет цену, добивается прихода потенциального клиента к себе в студию, где тот видит профессиональное осветительное оборудование – чувствует, за что придется платить. Во время личной встречи за чашкой чая и печеньем вырабатывается доверие. Что это как не позиционирование себя, своих услуг?

Ну и маркетинг. Это — и ведение аккаунтов в соцсетях (правильное ведение), и сайт, и нетрадиционное продвижение, и создание имиджа профессионала, и нетворкинг.

 

В нескольких видео и статьях, посвященных открытию фотостудий, я увидел неожиданную для себя информацию. Оказывается, клиентами фотографов являются не только семьи, но и компании, а также предприниматели, журналы. Большое количество бизнесменов во всех отраслях народного хозяйства нуждаются в хороших снимках для подготовки каталогов, публикаций в «Инстаграм», оформления выставочных стендов и т.д. И они могут прийти за заказом к вам в студию.

Но чтобы у вас разместили заказ, о вас должны знать, ваше имя должно быть на слуху. А для этого нужно стать медийной фигурой, нужно принимать усилия для активных продаж.

Я часто стою на стенде во время промышленных выставок. Иногда приходят фотографы, предлагающие снять нашу экспозицию. Но никто и никогда не сделал предложение устроить фотосессию, чтобы на нашем сайте были фото сотрудников в едином стиле, чтобы красочно снять репортаж о нашем производстве.

Поэтому если мне понадобится сделать съемки в цеху, я обращусь к какому-нибудь Стасу из ZAVODFOTO, так как лишь он мне показал свое портфолио. А если потребуется снять интерьер в ресторане или в гостинице, я обращусь к Андрею Кирнову… А если нужно будет сопровождение концерта, то еще к считанному количеству профессионалов.

В компаниях за ведение аккаунта в социальных сетях отвечают контент-менеджеры или маркетологи. Последние обычно присутствуют и на стендах на выставках. С ними нужно контактировать, показывать, как хорошо фото помогут им улучшить имидж бренда. Нужно писать статьи на сайты типа «TexTerra», где тусуется много специалистов, которым потенциально нужны хорошие фотографии для текстового продвижения, и публиковать там примеры, как фотография поможет решить проблемы SMM.

Им же – маркетологам – легче работать с компанией, которая может сделать работу под ключ. Вывод: нужно кооперироваться с дизайнерами, копирайтерами, специалистами по SMM, чтобы, в отличие от других фотографов, иметь конкурентное преимущество, которое состоит в том, что вы можете помочь решить задачу клиента в комплексе.

А также идея: мониторить сайты крупных компаний, отмечать, в чем их слабые места с точки зрения фотографии, и выходить на лиц, принимающих решения, с предложением как улучшить фотографическую составляющую с вашей помощью.

Сергей Цезарь, фотограф с Камчатки, рассказывал как-то на страницах сайта, как он напросился в фитнес-клуб поснимать бесплатно. С течением времени он стал профи в этом направлении, и теперь заказы к нему приходят по сарафанному радио.

Роман Федченко, написавший статью о фотосессии на улице, в разговоре поведал, что у многих театров небольших городов нет нормального фотографа – можно предложить сотрудничество, наработать опыт и портфолио для экспансии на рынок event-фотографии. То же касается фуд-фотографии, салонов красоты и любого другого.

5. Советы по организации студии от фотостудии от свадебного фотографа из Барнаула Сергея Рожнова

В последней главе предлагаю посмотреть серию видеоуроков от фотографа Сергея Рожнова из Благовещенска, касающихся технической части вопроса. Хотя мое мнение: если вы смотрите такие видеоуроки, то начинать бизнес еще рано.

 

Автор делит студии на 3 типа.

  1. Мини-студия для себя. Вы можете купить за 20’000 рублей набор подержанного, но качественного осветительного оборудования и организовать место, где будете учиться фотографировать с искусственным светом. Это дешевле, чем поступать на учебу в фотошколу, и в 100 раз эффективнее. Для такой фотостудии достаточно размеров помещения 3х3 метра.

Стены желательно выкрасить в черный цвет, а еще лучше закрыть их черными шторами. Это нужно для устранения нежелательных рефлексов.

  1. Творческая мастерская. Основная цель – коммерческая съемка собственных заказов. Ширина помещения — не менее 4,7 м (2,7 м – ширина фона плюс под световое оборудование требуется по 1 м с каждой стороны). У Сергея высота потолков H=2,6 м (можно снимать портреты людей в сидячем положении, но ростовые уже проблематично).

Имея широкую и высокую студию, можно снимать динамичные сюжеты. Например, фото для каталога одежды для спортивных танцев – там требуется фотографировать моделей в движении, машущих руками и ногами.

  1. Коммерческая фотостудия для сдачи площадей в аренду другим фотографам. Здесь нужно готовиться к серьезным инвестициям на старте, чтобы обеспечить конкурентоспособное предложение. Просторное помещение с большими окнами, широкий выбор профессионального осветительного оборудования и аксессуаров, ресепшн с грамотным администратором, способным помочь не очень опытным фотографам с настройкой светового оборудования, визажисты, парикмахеры и т.п.

Владельцы коммерческих фотостудий могут получать доходы и от дополнительных/связанных услуг:

  • Аренда помещений для классов йоги.
  • Поставили телевизор, проектор – вот вам помещение для тренингов и семинаров.
  • Фотодень для журналов (организация кофе-паузы, кейтеринга и т.д.).

Во втором видеоуроке объясняется, чем отличаются разные световые насадки.

 

Мне кажется, довольно наглядно всё показано.

Софтбокс – это аналог окна комнаты с северной стороны дома, куда не попадают прямые солнечные лучи.

Октобокс – то же, что и софтбокс, но блики в глазах модели получаются круглыми, а не квадратными.

Стрипбокс с сотами – имитация узкой полоски света, проникающего в комнату через щель между шторами.

Портретная тарелка, или «ведро». Представьте, что в солнечный день вы снимаете портрет под лучом, пробивающимся между густыми ветвями. Пучок света узконаправленный, жесткий, но кадр можно получить интересный. Данные насадки имитируют такую вот ситуацию.

Снут дает еще более узкий пучок света, который можно использовать для акцента или для оживления фона.

Параболический зонт, в отличие от обычного софтбокса или зонта на отражение, даст пучок света либо с равномерным освещением, либо с более плотным световым потоком по краям. Получается, что свет от «параболы» буквально обволакивает объект съемки. В простых софтбоксах центр светового пятна плотнее, чем края.

Здесь не могу удержаться, чтобы не вставить видео от талантливейшего китайского фотографа Sails Chong — он демонстрирует мастерство работы с параболическим зонтом.

 

 

Маска Гобо используется для проецирования узоров на фон.

 

В следующем видеоуроке Сергей Рожнов «называет» меня диванным экспертом и в пух разносит всё то, о чем я писал в обзоре вспышек «Godox» про закон обратных квадратов. Он настоятельно утверждает: нельзя относить источник света от модели, нужно ставить его как можно ближе. Не получается осветить весь объект малым софтбоксом – нельзя относить его дальше, а просто нужно использовать софтбокс большего размера.

 

И еще один видеоурок – говорится о том, о чем я слышал и от других профессиональных фотографов: не всегда оправданно покупать дорогое оборудование, когда его лучше сделать своими руками. В видеоуроке Сергей объясняет, почему фабричный отражатель за 6000 рублей не так хорош, как тот, что можно сделать из листа для оконных откосов за 1000 рублей.

 

Заключение

Хочу поблагодарить Дима Тулунгужина за то, что позволил перепечатать его рассказ об организации своей фотостудии. Он показал, что начать свой бизнес может быть проще, чем кажется (в то же время, обратите внимание, что он на момент открытия студии уже был коммерчески успешным фотографом и у него был портфель заказов).

И он сподвиг меня на публикацию этой статьи, которая, быть может, кому-то очень поможет в жизни. Не исключаю, что мои изыскания в ведении бизнеса фотографа многим покажутся наивными: нет опыта – нет доверия. Но все же имею я право на «а поговорить»?

Спасибо за внимание. Всем удачи!

Кому интересно, вот ссылка на плейлист с уроками от Игоря Сахарова.

Ссылка на рассказ об открытии фотосутдии «Миниматика».

P.S. Тем фотолюбителям, кто особо не знаком со вспышками, студийным светом, возможно пригодится моя серия статей на эту тему.

Obzor vspyshek Yongnuo YN-685N i radiosinhronizatora YN-622N-TX. Kak vybrat rasseivateli. Kakovy rezhimy raboty etih priborov. Pravilnye akkumulyatory i zaryadki
Обзор вспышек Yongnuo YN-685N и радиосинхронизатора YN-622N-TX. Как выбрать рассеиватели. Каковы режимы работы этих приборов. Правильные аккумуляторы и зарядки.
Obzor modelnogo ryada vneshnih vspyshek Godox. Chem oni luchshe Yongnuo? Otzyv vladelca Godox ThinkLite TT685N i-TTL. Dejstvie zakona obratnyh kvadratov na praktike pri semke portretov
Обзор модельного ряда внешних вспышек Godox. Чем они лучше Yongnuo? Отзыв владельца Godox ThinkLite TT685N i-TTL. Действие закона обратных квадратов на практике при съемке портретов.
Fotoohota na ptic s iskusstvennym svetom. Kakie oshibki ya dopustil. Kakoj cvet gelya vybrat, chtoby uravnyat balans belogo, i kak vyrovnyat ekspoziciyu obekta i fona
Фотоохота на птиц с искусственным светом. Какие ошибки я допустил. Какой цвет геля выбрать, чтобы уравнять баланс белого, и как выровнять экспозицию объекта и фона.
Kak ya uchilsya snimat portret na fone novogodnej elki tak, chtoby ne utratit volshebstvo. Kak zamorozit obekt svetom. Kak menyaetsya cvetovaya temperatura pyha v techenie vremeni.
Как я учился снимать портрет на фоне новогодней елки так, чтобы не утратить волшебство. Как заморозить объект светом. Как меняется цветовая температура пыха в течение времени.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required



комментариев 16

  1. Галина:

    Как-то не совсем вовремя ты завёл разговор о бизнесе, Сергей! В связи с последними событиями… Но зато подошёл опять же скурпулёзно и осветил все вопросы. Ничего открывать не собираюсь, но почитала… для саморазвития. 🙂

    • Сергей:

      Галина, я по натуре пессимист, поэтому думаю, что моя статья вышла очень вовремя. Не знаю, когда закончится вся эта коронавирусная свистопляска, но думаю, что по окончанию мы столкнемся с экономикой времён 1998 года с миллионами безработных людей. И нужно будет как-то выживать.

      Я тоже не планирую пока открывать фотостудию. Но вижу, что в «мире будущего» будет неплохой шанс заработать на хлеб этим ремеслом, так как различные онлайн-сервисы, магазины, рестораны и прочее будут развиваться семимильными шагами. И потому, что поведение потребителя изменится, и потому что будет меньше денег на оффлайн бизнес (аренда/содержание офиса, выставочного зала и т.п.). Всё это подстегнет конкуренцию в онлайне, качественный визуальный контент компаниям даст преимущества. Поэтому фото- и видеоуслуги для юридических лиц точно будут пользоваться популярностью.

      А рассказ Дима Тулунгужина зацепил меня тем, как просто может всё получиться, если начать действовать. Нашёл подходящее помещение, заключил договор, позвал декораторов — всё, работай. Ведь раньше и я таким был: действовал, искал возможности. А теперь жирком оброс, ленивый стал, неинициативный. По окончании пандемии придётся заново научиться рисковать, принимать решения и действовать. По-другому будет трудно выжить.

  2. Наталья:

    Сергей, шикарный получилась статья! Очень интересная! Прочитала на одном дыхании (правда, оставила досмотреть на досуге последние видеоролики). Видимо, Дим — человек легкий на подъем и рука у него легкая. Удачи и процветания ему!

    Портреты у Дима красивые, повезло его моделям. Не в критику, а то, что сразу бросилось в глаза по первой фотостудии: барби-студия, приторная, не универсальная, нет мобильных модулей, и окна маленькие… Может, это на любителя?

    А вот Вам спасибо, что показали тему открытия студий с разных сторон. Открыть свое дело — это не для лентяев, в него не только средства нужно вкладывать духовные и материальные. Нужно часть себя отдать вместе со всем свободным временем. Тогда точно все получится!

    • Сергей:

      Благодарю, Наталья, за такой душевный отзыв. Мне тоже понравился этот рассказ — потому и напечатал.

      По поводу фотозоны — я сейчас готовлю отчет об экскурсии в древний город Термессос в Турции, и там рассказываю, что хотели всей семьей устроить фотосессию под Новый год, но отказались. Причина — зачем нам фото в несуществующем интерьере, с несуществующими эмоциями? Мы решили, что лучше сфотографируемся у каньона обветренными лицами и растрёпанными волосами, пусть и не профессионально, но зато этот кадр будет дарить живые эмоции, вспоминания всю оставшуюся жизнь.

      Но опыт Дима показывает, что найдется, как минимум, 150 семей, которым хочется и в таком интерьере сняться. Сколько людей, столько и вкусов. Тоже желаю ему удачи в фотографии!

  3. Валентина:

    Не каждый может быть бизнесменом, верно отмечено в статье: получается у того, кто умеет продавать свой товар, мастерство; кто умеет преподнести себя, как профессионала.

    Опыт Дима с фотостудией очень интересен. Кажется со стороны, что это легко и просто.

    Понравились видеоролики от китайского фотографа — ощущение, будто у него целая индустрия.

    • Сергей:

      Сейчас читаю шикраный учебник «Фотоистории в свадебной съемке». Автор описывает всё, что касается этой отрасли, в том числе, очень много внимания уделяется психологическим аспектам свадебной фотографии: как расположить к себе невесту, что делать, если жених не хочет фотографироваться, как себя вести, когда кто-то из гостей при всех нелестно отзывается о ваших способностях.

      Понимаю насколько это важно, и не только в свадебной, но и в студийной съемке. Поэтому да: не каждый может открыть свою фотостудию, а тем более — сделать ее коммерчески успешной.

  4. Анатолий:

    Рожнов прав. Чем меньше источник, тем жёстче свет. Поэтому лучше иметь один большой бокс 150х200 см, чем два 80х80 см. И 2 стрипа 35х180 см, по-сути, тоже являются обязательными насадками.

    Большим боксом можно светить краем, углом, его можно отодвинуть, он станет меньше. Из маленького же большой не сделать…

    • Сергей:

      Видно, что большой софтбокс — это как объектив с высокой светосилой: если нужно f/1.4, используешь её, если f/9 — ставишь такое диафрагменное число, а вот из тёмного f/5.6 не получишь f/1.4. То есть получаем большую универсальность с большим софтбоксом.

  5. Роман:

    Приветствую, Сергей! Да, уметь снимать — это только полдела, еще нужно уметь продать себя/свое творчество и сделать себе рекламу. Не зря же у артистов (хоть кино, хоть певцов) есть «специально обученные люди-продюссеры", которые, по сути, и занимаются продажей талантов артиста. Посмотрите на А.Петрова — крайние года три какой фильм ни возьми, он там есть! И думаю, вовсе не от того, что это И.Смоктуновский в молодости. Однако, его продюссер работает на все 100%…

    В фотографии то же самое: тоже нужен своего рода менеджер по продажам. Для старта, потом может и «сарафанное радио» заработает, но в начале…

    Китаец молодец! Голова соображает классно! Отличные видео! Спасибо, Сергей, за такую хорошую (впрочем, как всегда) статью! Студию тоже не собираюсь открывать, но всегда с интересом смотрю за тем, как работают фотографы.

    • Сергей:

      Хороший пример, Роман, про продюсеров в артистов и актёров: не каждый человек умеет торговать, а для того, чтобы строить бизнес, нужно это делать постоянно.

      Благодарю и Вас за отзыв, за комплименты. Надеюсь, эта статья может стать неким черновиком для тех фотолюбителей, кто хочет стать профессиональным фотографом, зарабатывающим на этом ремесле на хлеб и масло.

      P.S. На выходные в компании организовали корпоратив на природе (с выездом в природный парк), пригласили фотографа из фотоагентства. Вроде этот же специалист снимал и в прошлые разы (с последнего мероприятия результаты будут в четверг), и фотографии у него хорошие. Но… Он во время съемок ничего не говорит, и лицо у него практически каменное. Совершенно нет никакой эмоциональной связи с клиентом. Он пробыл с нами полдня, за это время можно было стать товарищем. А мы его не видели, не запомнили. Если бы я отвечал за наём исполнителя на такую работу, я бы его не позвал больше.

      Всё это к тому, что бизнес — это процесс построения человеческих отношений. Ни фотостудия, ни ларёк по продаже мороженого не станут успешными, если владелец его — интроверт. Есть старая китайская поговорка: «Кто не умеет улыбаться, не должен открывать магазин».

      • Роман:

        Сергей, а фотографа из фотоагентства зачем? У Вас вроде аппаратура достойная, для фотосессии (да и уроки надо закреплять опять же). Что же Вы не потренировались на друзьях? Или потом будет, как водится, резонный вопрос:
        — А ты-то где на фотографиях?
        — Я-то? А я с обратной стороны фотокарточки! 🙂

        З.Ы. Да, таймер — штука хорошая, а пульт ДУ — вообще вещь!

  6. Сергей Лахардов:

    Роман, могу похвастать, что мои фото на Nikon D610 + Nikon 24-70mm f/2.8G с освещением вспышками Yongnuo YN-685N используются в качестве иллюстраций в рекламных материалах в России и в Германии…

    Съемка на Никон Д610.

    Как снимать в фотостудии

    Съемка в студии.

    Как я фотографировал за деньги.

    Но в данном случае мне не очень хотелось фотографировать, хотелось расслабиться. И, кроме того, есть целая очередь снимков для обработки, статей на сайт — не очень хочется тратить время на «возню» с корпоративной съемкой.

  7. Роман:

    Отличные фотографии, Сергей! Надо из названия блога слово «начинающего» убирать уже!

    З.Ы. Эх, смайлов тут, жалко, нет!

    • Сергей Лахардов:

      Благодарю, Роман, за комплимент. Косяков тут предостаточно:

      1) На плакате с выставки у 2 фотографий отличается баланс белого. Тут могу в оправдание сказать, что остальные 2 кадра снимал в другой раз и обработал по-разному, задачи использовать эти снимки вместе не было, дизайнер их использовал без моего ведома. Я узнал только, когда мне прислали фотоотчет о выставке. Тем не менее, у профессионала был бы ББ одинаковый, ведь все вспышкой освещалось в том же помещении при тех же лампах.
      2) На общей фотографии пробирки и колбы на переднем плане стоят бестолково.
      3) На фото в лаборатории отвлекает розовая колба в руках парня на заднем плане. Я говорил дизайнеру, что нужно в «Photoshop» цвет поменять на голубой, чтобы не отвлекала, но… он у нас «дизайнер». 🙂

      Все равно приятно, все равно опыт набирается. Так что спасибо еще раз.

  8. Oлег:

    Спасибо за упоминание моего видео.

    Olegas

    • Сергей:

      Олег, с точки зрения простого фотолюбителя, который лишь чуть-чуть знаком с работой со вспышками, Ваша видеоэкскурсия по фотостудии и интервью было очень интересно посмотреть. Поэтому и Вам большое спасибо за Вашу работу.

Добавить комментарий для Роман Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required