В ноябре 2011 я купил свою первую зеркальную камеру Nikon D5100 KIT 18-55, которой спокойно фотографировал до лета 2013, когда желание сменить штатный объектив на что-нибудь более качественное стало совсем уж непреодолимым. Моей первой линзой на замену КИТу стал телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G, который я взял практически наугад, не понимая особо, в чем разница между разными моделями. Просто исходил из желания: хочу, чтобы можно было птичек качественно издалека снимать. В сегодняшнем обзоре предлагаю оценить более осознанно, в чём плюсы и минусы выбранного варианта, и посмотреть, какие альтернативы для него существуют на рынке.
Прежде чем продолжить, сделаю небольшое пояснение: текст, который вы сейчас читаете, был обновлен 5 апреля 2018 года (первая версия опубликована 4 августа 2013). В феврале 2015 я перешел с кропнутой Nikon D5100 на полнокадровый Nikon D610 – по тегу «Nikon 70-300» можно найти на сайте большое количество статей со снимками, полученными с данным стеклом в связке с обеими камерами.
Содержание обзора Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G
Сначала предлагаю почитать текст, написанный в 2013 году – может быть, в нем вы встретите и свои мысли по поводу использования телевика на практике.
- Введение. Пояснение, почему меня перестало устраивать качество КИТового Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G.
- Рассуждения на тему, какой объектив можно взять на кропнутую зеркалку в качестве штатника.
- Примеры фотографий, снятых на любительскую зеркальную фотокамеру Nikon D5100 и рассматриваемый телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G.
Далее идет дополнение, написанное в 2018 году с учетом опыта использования Никон 70-300/4,5-5,6 на DX-камеру Никон Д5100 и FX-фотоаппарат Никон Д610.
- Зачем фотографу нужен телеобъектив.
- Обновленный отзыв о телевике Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G.
- Конкуренты, могущие рассматриваться, как альтернатива данной модели.
- Заключение к обзору.
1. Почему мне захотелось сменить КИТовый Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G
Когда я фотографировал в одиночку, качество картинки с КИТовой линзы меня полностью устраивало. Но, мы же всегда смотрим, что там происходит у соседа, и, когда я увидел, что получается у друзей, поставивших на Никон Д5100 более качественную оптику, хотелось заплакать.
Так, среди моих знакомых есть девушка, владеющая камерой Никон Д3100, еще более простой, чем моя модель. Недавно она купила себе портретник Никон 50/1,8Г и профессиональный зум Никон 17-55/2,8 – с тех пор большинство её снимков по-другому, нежели «восхитительно», я охарактеризовать не могу. Понятно, что на качество изображения влияет, в первую очередь, умение фотографа построить композицию и работать со светом. Но даже, когда в этом плане у моей знакомой случаются проколы, критиковать её снимки трудно. Ведь технически картинка очень и очень хороша!
Убедиться в том, что мой любительский КРОП Nikon D5100 может выдавать шедевры, если его оснастить хорошими стёклами, мне довелось и до приобретения подругой полтинника: дело в том, что свою камеру я взял в один день с товарищем, в одинаковой комплектации. Месяца через два Михаил решил заменить КИТовый Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G на тревел-зум Sigma 18-250mm f/3.5-6.3 Macro. Эх, как же красиво она рисует, какие глубокие снимки выдает…
Где-то через полгода мой друг решил, что тревел-зум от Сигмы слишком тёмный, и взял подержанный репортажный зум Никон 17-55/2,8. К сожалению, сегодня я не смогу показать примеры фотографий на Никон Д5100 и этот репортажник, но поверьте на слово: данный объектив заслуженно считается лучшим вариантом на КРОП для съемки в путешествии.
Примечание, через несколько месяцев после написания статьи я купил и себе тоже Nikon 17-55mm f/2.8G, в отзыве о поездке в ботанический сад «Nong Nooch Botanical Garden» в Таиланде можно увидеть репортаж, снятый на Nikon D5100 с объективами 17-55/2.8G, 70-300/4.5-5.6G, а также с шириком Samyang 14mm f/2.8.
И еще — крокодилы в зоосаде парка «Nong Nooch» города Паттайя.
В общем, с тех пор, как двое моих друзей-единомышленников сменили штатные объективы на более качественную оптику Nikon 50mm f/1.8G и Nikon 17-55mm f/2.8G (и, конечно, неидеальный, но все же качественный тревел-зум Sigma 18-250mm f/3.5-6.3 Macro), кадры, снятые на мой Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G, стали казаться тусклыми и невыразительными. И у меня появилась мечта: поставить на мой Nikon D5100 что-нибудь посерьезнее.
2. Что взять на кроп Никон Д5100 в качестве штатника?
Многие начинающие фотолюбители задают себе этот вопрос и не могут найти на него однозначный ответ… Я тоже не могу… Прочитав сотни страниц обсуждений объективов на различных фотографических форумах, я составил для себя список объективов, которые можно было бы использовать в качестве штатного на моем Nikon D5100:
- Nikon 17-55mm f/2.8 – для съемки в отпусках, на каждый день;
- Nikon 16-85mm f/3.5-5.6 – для съемки в путешествиях;
- Sigma 17-50mm f/2.8 – для съемки в самостоятельных путешествиях и на каждый день;
- Tokina AT-X 124 PRO DX II Nikon F – для съемки пейзажей на кропнутую камеру.
В данном списке, по соотношению цена/качества, по мнению большинства фотолюбителей лидирует объектив Nikon 16-85mm f/3.5-5.6. Он неплохо рисует картинку, резкий и имеет удобный диапазон фокусных расстояний. Из минусов – темноват. Именно Никон 16-85/3.5-5.6 я хотел купить перед самостоятельной поездкой на Шри-Ланку, чтобы фотографировать животных на сафари в Яла Парке. Но не судьба: приехал в магазин за день до начала путешествия, а его продали…
Второй вариант – Сигма 17-50/2,8. Очень хорошее стекло, но по отзывам частенько встречается фронт- или бэк- фокус. Нужно внимательно выбирать свой экземпляр при покупке. Подозреваю, что отзывам этим негативным не стоит особо доверять. Ведь на любом форуме вы найдете от силы 10 негативных отзывов, но при объемах продаж в сотни тысяч единиц – наличие десяти бракованных объективов – смешная статистика!.. Но, все равно, я его не купил… 🙂
Однажды я попробовал рассчиатать статистку того, какими фокусными расстояниями я чаще всего пользуюсь в самостоятельных путешествиях во время отпусков. Изучение двух сотен фото из нашего путешествия на арендованной машине по Мексике показало, что примерно 60% всех кадров сняты на фокусном 18мм, немного – на 32 и 48 мм, почти ничего – на 24 мм и немножко – на 55 мм.
Таким образом, совершенно очевидно, что чаще всего в отпуске я фотографирую на широкоугольных фокусных расстояниях и мне, по идее, нужна Токина AT-X 124 PRO DX II Nikon F, считающаяся лучшим пейзажным объективом для кропнутых камер.
Еще один вариант – светосильный зум Никон 17-55/2,8. Конечно, данная оптика – просто мечта, просто лучший репортажник для кропа (а в отпуске очень часто основной жанр съемки – репортаж). Минус Nikon 17-55mm f/2.8 – его цена… И, хотя я мечтаю о том, чтобы в качестве штатного объектива на моем Nikon D5100 стоял великолепный 17-55/2,8, я его пока не купил. И вот почему…
Однажды в магазине я пролистывал какую-то книгу-руководство по цифровой фотографии. Название и автора не помню, так как она меня не особо впечатлила. Мне врезалась в память мысль, которую автор руководства изложил в предисловии: «Если начинающий фотограф хочет, чтобы у него получались неординарные фотографии, то перед тем даже, как начать изучение основ фотодела (композиция, постановка света, передача динамики и объема на фотографии и т.д.) ему следует задуматься о покупке объектива с нестандартными фокусными расстояниями». Подумайте: миллионы фотолюбителей по всему миру покупают себе любительскую зеркальную камеру начального уровня (будь то Nikon D5300 или Canon 700D) с штатным объективом со стандартными фокусными расстояниями 18-55 мм и каждый день снимают сотни миллионов фотографий на этих стандартных фокусных.
Если вы приобретете себе широкоугольник (тот же Tokina AT-X 124 Pro DX II) или длиннофокусный телеобъектив (например, Nikon 55-300), то вы уже выделите свои фото из общего вала обычных фотографий. Недавно я листал электронный журнал, в котором самостоятельные фотопутешественники выкладывают фотоотчеты из своих туров по разным странам мира. Знаете на какой мысли я поймал себя просматривая их фотографии?.. Мне нравятся больше, сильнее цепляют струнки души те фото, которые были сняты на фокусных расстояниях меньше 18 мм и больше 55 мм. То есть, видимо, за 2 года съемок на свой Nikon D5100 с китовым объективом Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom мне данный диапазон фокусных расстояний достаточно «приелся».
В результате (не буду вдаваться в подробности процесса поиска и приобретения) я стал счастливым обладателем бывшего в употреблении объектива Nikon AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED). И сейчас я попробую на пальцах на снимках доказать постулаты, перечисленные ранее в этой моей статье:
- Фотографии, сняты на объектив с нестандартным фокусным расстоянием смотрятся более оригинально, чем сфотографированные на KIT 18-55;
- Тушка Nikon D5100, оснащенная объективом более высокого класса, чем штатный Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G показывает просто превосходные результаты;
- Чтобы удовлетворить свои потребности в получении высококачественных фотографий в разных жанрах и условиях, начинающий фотолюбитель, рано или поздно, придет к решении того, что парк стекол должен включать несколько зумов и ряд фиксов.
3. Примеры фоток, снятых на Nikon D5100 в паре с Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G
Одной из причин, побудивших меня открыть вот этот сайт начинающего фотолюбителя и путешественника стала невозможность найти практические рекомендации по съемке натюрмортов при естественном освещении. Нужно сказать, когда я пытался найти примеры фотографий, снятых на Nikon AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED, установленном на мою зеркалку Nikon D5100, то это тоже – не очень простая задача. И сейчас я постараюсь облегчить вам ее решение: вы увидите примеры фото, снятых на этот прекрасный телезум.
На многочисленных форумах, при обсуждении тестов данного объектива, в плюсы ему записывают приятную картинку, отличную резкость в диапазоне фокусных расстояний 70-250 мм, хорошую работу стабилизатора (все фото в обзоре далее сняты с рук, часто при недостаточном освещении). В минусы – то, что он «пылесос» (как и многие телевики), большой вес и слабую светосилу (хотя, за такую цену, слабая светосила – это не недостаток, а компромисс).
Чтобы получить хорошие результаты при съемке телеобъективом Никон 70-300/4.5-5.6, вам придется привыкнуть к использованию высоких значений ISO. Многие фотографии в данном обзоре сняты при ИСО 800-1000 единиц. До покупки этого телевика я на своем Никон Д5100, чаще всего, пользовался ИСО 100-400 единиц, а более высокие значения старался избегать, т.к. боялся появления шумов (глядя на фотки ниже, скажу, что матрица от Nikon D7000, установленная на нашем Nikon D5100, действительно, ведет себя хорошо на высоких ISO, и меня фото при таких значениях светочувствительности вполне устраивают).
3.1. Первые впечатления от объектива Nikon AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED
Выше я упомянул, что свой Nikon AF-S VR 70-300 мм я приобрел на вторичном рынке. На мой вопрос продавцу, почему он продает объектив так дешево, последовал ответ, что внутри достаточно много пыли (пыль я не вижу визуально и, как вы увидите ниже, на снимках ее действие тоже не проявляется), как, впрочем, будет у любого подержанного телевика.
Мы встретились, я прикрутил Никон 70-300/4.5-5.6 к своей тушке Никон Д5100 и сделал несколько тестовых кадров на разных фокусных расстояниях от 70 до 300 мм при различных диафрагмах. Закончив тест объектива, я поехал домой, чтобы на компьютере посмотреть результаты тестирования и, когда увидел на экране монитора фотографии, снятые этим телевиком, я просто ахнул! Это просто новый уровень! Какое боке! Какая резкость! Ни в какое сравнение с мои КИТовым Никон 18-55!
В тот же вечер, как я стал счастливым обладателем Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G, собрал вещички в рюкзак – и в лес, тестировать мой новый телевик на фотоохоте…
Первое разочарование: я пару часов бродил по лесу, по болоту, но так и не смог снять ни одной птички, ни одной зверушки, т.к. они не подпускают к себе… Вот вам урок: лесных птиц нужно снимать из укрытия-засидки! Второе разочарование: угол поля зрения телевика 70-300 на КРОПе сужается до 105-450 мм (эквивалентное фокусное расстояние) — ничего не влезает в кадр! В первый вечер я с трудом смог снять несколько кадров:
Видите на телеобъектив Nikon 70-300 можно снимать почти макро? И какая передача глубины пространства!!!
Вот эти три кадра – всё, что я смог снять на свой новый объектив Nikon 70-300 mm f/4.5-5.6G в первый вечер испытаний Nikon D5100 в полевых условиях.
Главные выводы: 1) на моем D5100 данный телевик выдает потрясающую картинку; 2) в кадр ничего не влезает; зачем тогда я его купил; 3) нужно покупать новый штатив и фоторюкзак (мой хлипенький трипод такую здоровенную бандуру держит с большим трудом). А рюкзак нужен, т.к. одним телеобъективом я не смогу обойтись, и придется пока пользоваться штатным КИТом: например, при съемках пейзажа потребуется, хотя бы, стандартный 18-55 мм.
Через недельку мой друг попросил поснимать его во время полета в воздушной трубе, и я снова захватил новую оптику, чтобы испытать ей в условиях пасмурного дня.
Чтобы аэротруба на этих кадрах вместилась в кадр на моем кропнутом Nikon D5100 с телевиком Nikon 70-300mm f/4.5-5.6, пришлось отойти на добрые 20-30 метров от объекта съемки. На мой взгляд, телеобъектив дает неплохие результаты и при использовании его в качестве портретника:
Портрет «Жена начинающего фотографа» снят с расстояния почти 18 метров (кроп из центра кадра). Кстати, на данном фото моя супруга держит фотоаппарат Nikon D5100 c объективом Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX (это камера моего друга, о которой я рассказал в начале моего обзора).
Кстати, вот три портрета, снятые на телевик Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G, когда я тестировал его перед покупкой. Можно посмотреть, как линза размывает фон на различных фокусных расстояниях.
Вечером мы поехали на озеро. Хотя было ветрено и пасмурно, мне захотелось поснимать сёрфингистов.
Обратите внимание на особенность телеобъективов сжимать пространство. На данном фото сёрф располагается примерно в 100 метрах от камеры, а берег на заднем плане – приблизительно в паре километров. На фотографии же, кажется, что берег сзади – совсем рядом.
На этих же фото видно, что, несмотря на то, что уровень ИСО 1000, качество картинки вполне приемлемо. Как я говорил ранее, низкий уровень шумов – положительная сторона матрицы Nikon D5100, устанавливаемой от старшего брата, Nikon D7000.
В своем тесте я совсем позабыл информировать вас о том, что между съемками гусениц на болоте в первый день и фотографированием парусников на озере у меня был еще один поход в лес с целью фотоохоты на пернатых. И в тот раз я вообще не смог близко подобраться хоть к одной птичке и ничего не снял. Поэтому вечером пришлось отыграться на дворовых воробьях и голубе.
Ну, а вот на этом снимке можно посмотреть, какие натюрморты получаются при съемке на Nikon D5100 и телеобъектив Nikon 70-300 мм при естественном освещении из окна.
И, для сравнения, посмотрите натюрморт, снятый на Nikon D5100 KIT 18-55. Единственное, что данный снимок фотографировался с освещением от двух больших окон (как-нибудь я напишу статью о съемке этого натюрморта и постановке света), а кадр выше получен с освещением из маленького оконца в бане (тоже планирую написать статью по постановке света при съемке натюрморта с полевыми цветами).
Еще через недельку я снова выбрался в лес, но испортилась погода, все небо затянуло тучами, и только на небольшой промежуток времени выглянуло солнышко и устроило такое вот светопреставление.
На данном фото также хорошо видна особенность телеобъективов сжимать расстояние. Видите, какими близкими кажутся облака?
Друзья, наличие телевика в вашем парке объективов не дает вам покоя: снова и снова вы пытаетесь пофотоохотиться в свободное время. В солнечный погожий денек я выбрался в лес и, опять же, не смог «подстрелить» ни одной птички. Так хорошо, что хоть шмели не боялись начинающего фотоохотника! 🙂
Примечание. В разделе «Фотодело» можно найти обзор полнокадровой зеркалки Nikon D800 с примерами фотографий, снятыми с использованием разных объективов. Так вот, в комментариях к ней владелец обратил внимание на такое явление, как “focus breathing”: уменьшение (иногда значительное) фокусного расстояния при съемке на минимальной дистанции фокусировки (МДФ). Оказывается, фокусное расстояние, указанное на корпусе объектива – та величина, что замеряется при фокусировке на бесконечность, и чем ближе объект съемки, тем оно меньше (у некоторых моделей). Самый известный и вопиющий случай – профессиональный и дорогой телевик Nikon 70-200 F/2.8 VR II, который на МДФ имеет всего лишь около 134 мм, вместо заявленных 200 мм.
В частности, сфотографировать стрекозу, как на снимке выше, при использовании телеобъектива Nikon 70-200 F/2.8 VR II не получится, поскольку при реальном фокусном 134 мм с этого расстояния она будет значительно мельче. Похожая ситуация и с ультразумами типа Nikon AF-S DX NIKKOR 18-300mm f/3.5-6.3G ED VR или Nikon 18-300mm f/3.5-5.6G ED AF-S VR DX…
Думаю, кроме всего прочего, данный обзор объектива Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G отлично показывает, насколько важно в фотографии поймать правильный свет. Вот, выше было показано пять фотографий, снятых при солнечном свете, и, думаю, что результат сразу бросается в глаза. А вот фотография при облачной погоде.
Согласитесь, разница в качестве восприятия изображения сразу бросается в глаза? А вот пример съемки телеобъективом Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 уже совсем в сумерках…
3.2. Мое мнение о качестве фотографий пары Nikon D5100 и объектива Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G
Что же, вы прочитали мой обзор о качестве фотографий, полученных связкой камеры Nikon D5100 и телеобъектива Nikkor AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED, и, наверное, хотите узнать мое мнение? Попользовавшись уже в течение месяца этим замечательным стеклом, могу сказать следующее:
-
- Качество картинки, которое выдает Никон 70-300/4,5-5,6 на тушке Никон Д5100. Посмотрите на мои фотографии, сделанные до сегодняшнего дня – все они сняты на штатный объектив Nikon 18-55/3.5-5.6. Думаю, что споров не будет – мой новый телевик выдает картинку на голову выше, чем КИТовая линза. И теперь я точно знаю, что при первой возможности поменяю штатный 18-55 на более качественный объектив. Мне кажется, мой сегодняшний тест телеобъектива от Nikon доказал постулат о том, что дешевая тушка с дорогим стеклом покажет отличные результаты (думаю, что фотки будут лучше, чем на дорогой камере с дешевым объективом). Т.е. начинающему фотолюбителю следует ориентироваться на такую комбинацию: дешевая тушка + качественный объектив (если бюджет ограничен).
- Надеюсь, вам, как и мне, бросилось в глаза, что фотографии на фокусных расстояниях, отличных от КИТовых 18-55, смотрятся интереснее.
- В начале своего отчета я упомянул, что объектив стоил довольно дешево (7000 рублей у перекупщика), потому что внутри него много пыли. Бывалые фотографы утверждают, что пыль почти не влияет на качество картинки. Конечно, мне не приходилось снимать новым телеобъективом Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G, но мой пыльный старичок меня на сегодняшний день вполне устраивает. Влияния пыли я пока не замечал.
-
- Как и многие другие владельцы данного телеобъектива, я считаю, что у него очень хорошо работает стабилизатор. Вы видели, что многие фотографии в данном обзоре объектива Nikkor AF-S VR 70-300 mm f/4,5-5,6G IF-ED в связке с Nikon D5100 сняты в пасмурное и вечернее время с рук. И качество фотографий получается вполне приемлемым.
В заключение хочу сказать, что поскольку теперь я уже совсем не хочу снимать на КИТ Никон 18-55/3.5-5.6, то мой идеальный набор объективов на все случаи жизни для КРОПа выглядит так:
- Nikon 17-55mm f/2.8 – в отпуск и на каждый день;
- Tokina AT-X 124 PRO DX II Nikon F – пейзажи;
- Nikon 70-300 mm f/4,5-5,6G – фотоохота, съемки на сафари (только представьте, какие фотографии я мог привезти из моей самостоятельной поездки на сафари в национальный парк Яла на Шри-Ланке или из поездки в национальный парке Селестун в Мексике если бы на тот момент у меня был этот телеобъектив);
- Фиксы 35/1.8 G и 50/1.8 G – съемка портретов;
Ох, и совсем не хочется считать во сколько это все хозяйство обойдется по деньгам!
4. Для чего фотографы используют телеобъективы
Текст выше написан в 2013 году, всё, что ниже – в 2018. Во-первых, хочу сказать, что за 5 лет компания «Никон» не сделала революции в производстве матриц, и, на сегодняшний день, модель Nikon D5100 является одним из лучших вариантов для приобретения первого фотоаппарата. Согласно измерений сайта DxOmark, по рабочему ИСО (Low-light ISO), динамическому диапазону и цветопередаче она не сильно проигрывает в разы более дорогой, современной Nikon D5500. И, если стоит выбор между новинкой с КИТовым объективом или D5100 с качественной оптикой, то я голосую за второй вариант.
Во-вторых, в камере Никон Д5100 система автофокуса включает лишь 9 точек фокусировки, что не очень удобно. Конечно, в течение 3-х лет я снимал с этим фотоаппаратом и был доволен, но, перейдя на полный кадр Никон Д610 с его 39-ю точками, оценил, насколько они важны: нерезких из-за промаха АФ кадров на D610 практически не бывает (на D5100 случаются). Поэтому, как вариант, можно рассматривать Никон Д7000 с такой же матрицей, но с более продвинутой системой управления и автофокуса.
В-третьих, объектив Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 по качеству картинки довольно неплохой. Если научиться правильно обрабатывать снимки в редакторе «Lightroom» или «Photoshop», можно получать результаты, которые вполне удовлетворят многих фотолюбителей. Долгое время, учитывая его невысокую стоимость, на страницах блога, когда меня спрашивали, какой штатник выбрать на кропнутую зеркалку, я советовал именно эту модель. Но, попробовав поснимать на Canon 600D KIT 18-135mm f/3.5-5.6, сочетающий в себе не только широкоугольник и объектив с нормальными фокусными, но и телевик, пришел к выводу, что лучше переплатить немного и на КРОПнутый Nikon взять в качестве КИТа Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G.
Варианты Nikon 18-140mm f/3.5-5.6 или Nikon 18-200mm f/3.5-5.6 не предлагаю, так как стоят они дороже, и фотолюбитель должен осознанно понимать, что он приобретет, и что потеряет, купив данные линзы. Если бюжет ограничен, лучше потренироваться на 18-55 или 18-105.
Чем КИТовый объектив плох? В первую очередь, тем, что он тёмный. Например, в ситуации, когда на Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 нам придется при f/5.6 выставить ISO 6400, на Nikon 17-55mm f/2.8 будет достаточно снимать при f/2.8 на более-менее приемлемых ISO 1600, а на Nikon 50mm f/1.4G при f/1.4 — и вовсе получится настроить ISO 400, чтобы обеспечить ту же выдержку. Каждому опытному фотолюбителю известно, что для кропнутых камер Никон и Кэнон более-менее рабочими являются 1000-1600 единиц.
Прежде чем двигаться дальше, предлагаю прочитать фотоуроки для новичков, объясняющие, зачем фотографам нужны светосильные объективы, для чего используется ширик и телевик, как пользоваться этими специфическими типами линз. Когда прочитаете эти статьи, станет понятнее, нужен ли вам Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 и стоит ли переплачивать за более дорогие версии.
5. Отзыв об использовании телеобъектива Никон 70-300/4,5-5,6 на КРОПе и на полном кадре
В корпусе Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G установлены 2 элемента из низко-дисперсионного стекла (ED, extra low dispersion glass), снижающих хроматические аберрации, а значит, повышающих чёткость картинки. И на кропнутой зеркалке Nikon D5100, и на полном кадре Nikon D610, на который я перешел в феврале 2015, на фокусных расстояниях 70-230 мм объектив выдает очень качественную картинку. В диапазоне 230-300 мм начинает мылить, поэтому можно считать, что их у вас просто нет.
В телеобъективе Никон 70-300/4,5-5,6 имеется возможность включить стабилизатор в одном из двух режимов: нормальный (когда фотограф остается неподвижным) и активный (например, когда вы снимаете, находясь в движущемся автомобиле). Работа стаба меня полностью устраивает.
Большим плюсом данной модели считаю относительно небольшие габариты и вес. Да, с покупкой Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G мне пришлось сменить фотосумку на более вместительный фоторюкзак, но в сравнении со светосильным телезумом Nikon 70-200mm f/2.8G, который я приобрел в декабре 2016, тёмный собрат – дюймовочка и пушинка (см. первый отзыв о Никон 70-200/2.8, сделанный сразу после покупки, под которым я подпишусь и сегодня).
Для тех фотографов, кто в будущем планирует сменить КРОПнутую тушку на полнокадровую, немаловажным фактором при выборе телевика будет то, что Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G выпускается под фуллфрейм – не придется сразу же тратиться на смену объектива.
В общем, если вы ищете относительно недорогой телеобъектив, которым можно снимать приличные фотографии для любительского фотоальбома, альтернативы Никон 70-300/4,5-5,6 я не вижу, и от всей души его рекомендую. Правда, и минусы у данной модели тоже имеются, но о них мы поговорим ниже.
6. Конкуренты Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Какой телеобъектив купить
В статье о том, что я снимаю широкоугольным объективом, а что телевиком, по ссылке выше, я поделился главным своим заблуждением: раньше я считал, что объектив с большими фокусными расстояниями нужен только, чтобы приближать удаленные объекты, но на практике оказалось, что чаще он нужен, чтобы сжать перспективу. Вы берете Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G и отходите с ним как можно дальше от объекта съемки, установив максимальное фокусное расстояние — получаете картинку, где и передний план, и задний – одинаково огромные (сжатая перспектива).
В качестве отступления: ширик нужен тоже не для того, чтобы в кадр вместить как побольше объектов; он требуется, чтобы подойти как можно ближе, и тогда передний план будет крупным, а задний – очень мелким (растянутая перспектива).
Таким образом, телеобъектив может быть использован, когда требуется фотографировать следующие сюжеты.
- Нужно приблизить отдаленные объекты. Примеры: съемка спортивных соревнований, фотоохота на диких животных.
- Съемка людей издалека, чтобы они тебя не заметили. Примеры: стрит-фото, дети, играющие на детской площадке перед домом. Правда, я лично считаю, что данные жанры лучше снимать шириком – более затягивающее изображение получается.
- Фотографирование портретов с размытым фоном. Мы знаем, что боке зависит от дистанции до объекта, до фона, от фокусного расстояния объектива и степени открытия диафрагмы. Телевик с ФР=200 мм отлично размывает задний план «в хлам».
- Макросъемка. Модель Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G для макро не очень подходит из-за довольно большой МДФ (минимальная дистанция фокусировки), но я умудрялся фотографировать и змей, и пауков, к которым близко подходить не очень хочется.
- Изолирование главного объекта. Представьте, на митинге в толпе вы видите интересно одетого персонажа. Вы можете снять его на телевик, чтобы другие люди не отвлекали взгляд зрителя от главного.
- Передача масштабов объектов в кадре. Мой любимый прием. Пример: вы приехали в незнакомый город и увидели огромный памятник. Как показать зрителю, что он очень большой? Отходите от него подальше и снимаете на большом фокусном расстоянии. Ну, то о чем мы говорили выше: сжимаем перспективу.
Исходя из перечисленных сюжетов, для съемки которых может понадобиться телеобъектив, всех конкурентов Никон 70-300/4,5-5,6 разделим на четыре группы:
- Телевики с невысокой ценой и сходными характеристиками.
- Объективы среднего ценового диапазона.
- Профессиональные светосильные телезумы.
- Телеобъективы с большим диапазоном фокусных расстояний.
6.1. Дешевые альтернативы Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G
В данный раздел предлагаю включить, например, следующие модели, выпускаемые компанией «Никон» и сторонними производителями:
- Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G ED DX VR AF-S;
- Nikon 70-300mm f/4.5-6.3G ED AF-P DX;
- Nikon 70-300mm f/4.5-5.6E ED VR AF-P Nikkor;
- Tamron LD DI AF 70-300mm 1:4-5.6 Tele-Macro (1:2) A17;
- Tamron SP AF 70-300mm f/4.0-5.6 Di VC USD A005;
- Sigma AF 70-300mm f/4-5.6 APO Macro DG;
- Sigma AF 70-300mm f/4-5.6 DG MACRO;
К недостаткам телеобъективов Nikon, перечисленных в этом списке, я бы отнес то, что они предназначены для КРОПнутых камер.
Примечание. Поймите правильно: я имел опыт только съемки на мой Никон 70-300/4,5-5,6 и на Никон 70-200/2.8, поэтому мои размышления нельзя принимать за чистую монету, я просто пытаюсь немного анализировать.
Версию Nikon 55-300mm f/4.5-5.6G часто ругают за очень низкую скорость фокусировки. Неродные объективы Tamron и Sigma могут иметь отличного качества изображение, но компания «Никон» периодически обновляет прошивки для своих фотоаппаратов, после чего у владельцев сторонней оптики могут начаться проблемы. Имейте это ввиду, делая свой выбор.
Основная самая слабая черта всех перечисленных моделей, включая Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G – их низкая светосила. Профессионалам часто приходится снимать в условиях недостаточного освещения (например, спортивные соревнования в зале или фотоохота в режимное время), и для получения качественной картинки они открывают диафрагму, чтобы не слишком повышать ISO. Тёмные телевики с диафрагмой f/5.6 (или, того хуже, f/6.3) заставят фотографировать при очень высокой светочувствительности (см. урок про светосильную оптику по ссылке выше).
Именно по причине низкой светосилы я бы отнес Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G и его конкурентов из первой группы к любительской оптике: профи вытащить качественную картинку при плохом свете трудно, а любители часто фотографируют днем, когда проблема высокого ISO не стоит так остро.
6.2. Что можно взять взамен Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G в среднем ценовом диапазоне
В эту категорию, по моей версии, попадают родной полусветосильный Nikon 70-200mm f/4G ED VR AF-S и неродные объективы Tamron SP AF 70-200mm f/2.8 Di LD (IF) Macro, Sigma AF 70-200mm f/2.8 APO EX DG OS HSM.
Как фотограф, перешедший с Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G на светосильный телезум Nikon 70-200mm f/2.8G, скажу, что выбор между перечисленными тремя вариантами непростой. Огромное преимущество Никон 70-200/4 – малые габариты и вес при отличном качестве изображения (на уровне более дорогой версии Никон 70-200/2,8), и при несколько большей светосиле.
Телезумы Tamron 70-200mm f/2.8 и Sigma 70-200mm f/2.8 выигрывают по возможности снимать в условиях недостаточной освещенности, и по красоте боке, но гигантская масса 70-200/2,8 меня смущает даже после года владения… Прежде чем сделать выбор в пользу этой версии, сходите в магазин, подержите в руках, и только после этого принимайте решение.
Если сравнивать Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor и Nikon 70-200mm f/4G ED VR AF-S, то у второго мы имеем рабочие 200 мм фокусного расстояния против 230 мм у первого. При этом владелец версии 70-200/4 может докупить телеконвертер Nikon TC-14E II, если ему не хватает приближения, и получить объектив 98-280/5.6, и эти 280 мм будут рабочими!
Таким образом, если бы я выбирал себе телеобъектив сейчас, остановить выбор было бы непросто:
- Никон 70-300/4,5-5,6 – относительно легкий, небольшой, но недостаточно светлый.
- Никон 70-200/4 – имеет очень качественную картинку, но цена кусается и светосила – ни туда, ни сюда.
- Тамрон 70-200/2,8 и Сигма 70-200/2,8 – классные объективы с рисунком и боке, но вес и цена заставляют голосить мою шею и руки.
6.3. Дорогая альтернатива для Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G
Тут всё ясно: речь идет об объективе Nikon 70-200mm f/2.8G. По ссылке выше вы читали первый отзыв о своём приобретении: выбор я остановил в пользу светосилы и качества изображения, но, попользовавшись им, шокирован массой и размерами. Пришлось покупать новый фоторюкзак, в который входит меньше вещей, чем когда у меня был Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G.
Еще раз про светосилу. Данное фото, если бы на Никон Д5100 и Никон 70-200/2,8 я прицепил телеконвертер Никон ТС-14 Е2, снижающий светосилу с f/2.8 до f/4.0, пришлось бы фотографировать при ISO, приблизительно, 850 единиц. Если заменить телевик на более темный Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G, то при f/5.6 придется выставить уже ISO 1600 единиц. При съемке на новую модель телевика Nikon 70-300mm f/4.5-6.3G ED VR для КРОПа с его диафрагменным числом f/6.3 на открытой — ISO 2000. См. по ссылке выше статью, зачем фотографам светосильная оптика.
Плюсы и минусы у данного варианта те же, что у Tamron 70-200mm f/2.8 и Sigma 70-200mm f/2.8 из предыдущего пункта.
6.4. Телеобъективы с большим фокусным расстоянием, как вариант вместо Никон 70-300/4,5-5,6
Первые три альтернативы мы рассматривали с точки зрения похожего диапазона фокусных расстояний и руководствовались светосилой. Другой подход к выбору телевика базируется на его способности сжимать перспективу. Мы никогда не сможем получить на Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G при 300 мм фокусного расстояния такой же впечатляющий кадр с огромным самолётом “Airbus А380”, загораживающим собой все здание аэровокзала, как на 600 мм (см. видео в фоторепортаже о споттинге в аэропорту «Кольцово» с камерой Nikon D5100).
Для таких эффектных кадров предлагаю рассмотреть следующих конкурентов:
- Nikon 80-400mm f/4.5-5.6D ED VR AF Zoom-Nikkor.
- Nikon 200-500mm f/5.6E ED VR AF-S Nikkor (относительно невысокая цена, резкий на всех фокусных).
- Tamron SP AF 150-600mm f/5-6.3 Di VC USD (A011) или Tamron SP AF 150-600mm f/5-6.3 Di VC USD G2 (A022).
- Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Contemporary или Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Sports.
Прямо скажем, купить такой тяжелый объектив будут готовы те фотографы, кто чётко понимает, чего с ним добьется: тут либо приближение очень удаленных объектов, либо все та же пресловутая игра с перспективой. Обычный человек таскать на себе такой вес не готов.
Преимущества сверхтелевиков: приближение и очень сильное сжатие перспективы. Недостатки – слабая светосила. Посмотрим, какое ISO придется установить, чтобы снять в сумерках утреннего леса крадущуюся лисицу на f/6.3…
Судя по отзывам, у Никон 80-400/4.5-5.6 вполне рабочий диапазон фокусных расстояний вплоть до 400 мм. У Тамрон и Сигма – до 500 мм. Одну из самых качественных картинок выдает Nikon 200-500mm f/5.6E ED VR AF-S Nikkor при отличной работе автофокуса и возможностью прикрутить телеконвертер без потери качества картинки. Знаю, что смотреть примеры фото на видео — моветон, но все же выложу здесь видео, где демонстрируются примеры снимков на этот телезум и профессиональную кропнутую камеру Nikon D500.
По качеству картинки супертелевик Nikon 200-500mm f/5.6 уступает только Sigma 150-600mm f/5-6.3 DG OS HSM Sports. Вот примеры видео, снятого на этот зум + Nikon D7100.
7. Заключение к обзору Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G
На этом отзыв с примерами фото на КРОПнутый Nikon D5100 и телевик Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G заканчиваю. Как уже говорил, в блоге можно найти множество статей с примерами съемки на эту линзу в различных ситуациях. Считаю, что для тех фотолюбителей, у кого денег в обрез, альтернативы данной линзе фактически и не существует. Более состоятельные фотолюбители могут себя помучить, рассматривая светосильные варианты. Ну и, когда вы ищете ответ, на вопрос, какой телеобъектив купить, не забывайте про старые версии. Например, Nikon 80-200mm f/2.8 ED AF-S многие владельцы хвалят (но тут еще нужно смотреть, есть ли в вашей камере отвертка).
Удачных вам фотографий, други мои! Надеюсь, мой отзыв и рассуждения об альтернативных вариантах кому-то помогут сделать правильный выбор.
Дополнение от 01 ноября 2022
Случайно обнаружил, что на КРОПнутые камеры «Никон» и «Кэнон» есть аналог полнокадровому телевику 70-200mm f/2,8. Речь идет о светосильном телеобъективе Tokina 50-135/2.8 AT-X Pro DX (AT-X 535 PRO DX).
С учетом КРОП-фактора Кф=1,5 на Nikon его эквивалентные фокусные расстояния составят 75-202,5 мм. Судя по обзорам, качество изображения у этого телевика отличное. Правда, он работает только на камерах с «отвёртками», на дешевых версиях типа Nikon D5600 автоматической фокусировки не будет.
Ну и, скорость фокусировки у Tokina 50-135/2.8 не сравнить с тем же Nikon 70-200mm f/2.8G.
Да, и в зуме для APS-C матриц нет встроенного стабилизатора изображения.
Если правильно понимаю, версия Canon EF все же имеет свой встроенный мотор фокусировки.
Вот примеры фотографий, снятых на этот телеобъектив с тушкой Nikon D300 (у нее есть отвертка).
Максим, на КРОПе «фокусное расстояние от 80 мм» равно «фокусному от 120 мм», а 170 мм на последней фотке — это уже 255 миллиметров. 🙂 Добро пожаловать в наш клуб любителей портретов на длинном фокусном!.. 🙂
Павел, да это понятно, что ЭФР такие, но фокусное расстояние объектива-то не изменяется: меняется только угол обзора (захвата). Вы так же смогли бы получить с полнокадровой зеркалки Nikon D800 на Nikon 85/1.8G, в моем последнем примере, то же самое, если бы снимали с того же места, но потом обрезали края до нужного размера в редакторе.
А вот, чтобы получить с ФФ абсолютно такую же картинку (естественно, только угол) с того же места, Вам придется на телевике Nikkor 70-300 поставить фокусное, примерно, ФР=225мм, что, в свою очередь, усугубит оптические искажения, как написал выше Сергей. Чем больше фокусное расстояние, тем сильнее выходит такой эффект: «Получаются неестественные пропорции лица и носа фотомодели…». Вот поэтому я и пишу реальное фокусное, а не эффективное фокусное расстояние.
В моем предыдущем посте фразы «…с Nikon D800 на 85-ке в моем последнем примере…» нужно читать, как «…с Никон Д800 на 85-ке в моем предпоследнем примере…». А фразу «… фокусное, примерно, 225 мм, что…» нужно читать, как «…фокусное, примерно, 255 мм, что…». Не проснулся, видимо, ещё. 🙂 Фокусные 80-135 мм считаются наиболее подходящими для съемки портретов именно из-за минимальных оптических и пропорциональных искажений.
Максим, КРОП — это не только простое обрезание кадра по краям. Картинку определяет не только оптика, но и размер матрицы. Глубина резкости на полном кадре меньше — это факт. И картинка выглядит несколько по-другому.
Разрешающая способность линзы на КРОПе снижается. Например, сравнить разрешение, которое показывает одна и та же линза Nikkor 85/1.8g на КРОПе: http://www.photozone.de/nikon_ff/717-nikkorafs8518ff?start=1 и на полном кадре: http://www.photozone.de/nikon—nikkor-aps-c-lens-tests/718-nikkorafs8518dx?start=1.
Разница существенна. Примерно на мегапиксель: 3554 на КРОПе против 2607 — на полном кадре. Разрешающая способность линзы падает почти на 30%. Видимо, она съедается натягиванием обрезанной картинки на мегапиксели матрицы, но это — только мое предположение.
Соответственно, оптика будет выдавать разную картинку в зависимости от матрицы. И я могу точно сказать, что телеобъектив Nikkor 70-300 vr на полном кадре работает по-другому: лучше, резче, картинка красивее, более объемная что-ли.
Вот например:
plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6043430951813666529/6043432919695535378?pid=6043432919695535378&oid=118139542653004520473
plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6043430951813666529/6043432842552396722?pid=6043432842552396722&oid=118139542653004520473
Так что? утверждение «вы так же смогли бы получить с зеркалки Nikon D800 на Nikkor 85 в моем последнем примере то же самое, если бы снимали с того же места» не совсем верно. Не получишь тоже самое на полном кадре. Понятно, картинка будет увеличенная, как при зуме, но главное — рисунок будет другой.
Думаю, именно это — главная причина, почему люди уходят на полный кадр.
Павел, это я прекрасно понимаю: картинка будет, естественно, другой. Я хотел лишь сказать, что ФР 80мм на КРОПе — это и есть 80 мм, а не 120 мм.
По поводу фокусных расстояний вспомнил свои старые измышления после осознания того, что ЭФР не равно ФР. Если взять наш зум Никкор 70-300 — он не DX, поэтому с ним должна получатся картинка на DX камере при фокусном в 200 мм сопоставимая (сопоставимая, но не такая же) не только по углу, но и по качеству с картинкой на этот же объектив но на FX-камеру при 300 мм. Этим, как бы, можно объяснить то, что для FX рабочий — весь отрезок 70-300 мм, а для DX — после ФР=200 мм качество начинает падать.
Из этого сделал для себя вывод, что зум-объективы для ФФ тушек можно применять на неполнокадровых камерах, но с осознанием того, что после какого-то предела фокусного расстояния качество картинки ухудшится.
Отсюда — и то, что фиксы для ФФ дают менее качественную картинку на DX, и поэтому лучше на КРОПе использовать именно DX фиксы. Это всё мои теоретические размышления, не подтвержденные практикой. Если у кого-то есть возможность снять, например, с нашего любимого телевика Nikkor 70-300 на DX c 200 мм и на ФФ с 300мм одно и тоже, разумеется, лучше со штатива и выложить РАВвы для всеобщего рассмотрения, буду благодарен.
Опять же, забыл упомянуть о том, что всё написанное выше не касается оптических искажений. Под качеством имел ввиду «мыльность» и тому подобное…
Как я уже описал в моем комментарии выше, на КРОПе разрешение объектива падает. И это — главная причина почему на кропе стекло для ФФ работает хуже. Просто, никто никогда не выкладывает снимки DX объективами на полном кадре в сравнении с кропом… 🙂
Думаю, на полном кадре DX стекло также будет работать лучше (например Nikon D800 может снимать в режиме DX — камера сама обрезает края). Жаль, у меня их больше нет, чтобы проверить.
Павел, сколько не вчитывался в обзор характеристик объективов на полнокадровом и КРОПнутов фотоаппарате, так и не понял, почему разрешающая способность линзы падает на КРОПе… Ты можешь пояснить «физику» этого процесса…
В моем понимании КРОП — это, как если бы перед матрицей FX-камеры мы поместили металлический лист с прямоугольным отверстием посередине с площадью в 1,5 раза меньшей. Каким образом это скажется на разрешающей способности объектива, если это — константа? Материал стекла, геометрия, расстояние до матрицы ведь не поменялось… Количество пикселей внутри КРОПа осталось тем же…
По поводу «физики» этого процесса…» — к сожалению, не могу. Я пытался найти ответ на этот вопрос, но так и не нашел. Знаю, что на полном кадре ГРИП заметно меньше. Если КРОП — это просто вырезание из центра, то тогда разницы в ГРИП быть не должно. Но она есть. Почему?
Почему телевик Nikkor 70-300 на КРОПе мылит нещадно на фокусном 300 мм, а на полном кадре становится, практически, рабочим? Если бы было наоборот, я бы предположил, что матрица меньше в полтора раза и, соответственно, мы растягиваем обрезанную в 1.5 раза картинку на большое количество пикселей маленькой матрицы. Но нет: у полонокадровой зеркалки Nikon D800 сенсор имеет 36 Mpx против 16 Mpx на кропнутой камере Никон Д7000. Пикселей больше в 2 раза, что на 0.5 больше чем 1.5 размер КРОПа. Значит, на фотоаппарате Nikon D7000 картинку делаем в полтора раза меньше, но натягиваем её на 16 Mpx. На Никон Д800 картинку не меняем, но натягиваем её на 36 Mpx.
Итого, вроде бы, на Nikon D800 фокусное расстояние 300 мм должно быть хуже, а по факту — оно лучше! Короче, непонятная магия.
Ну ты запута-а-ал! 🙂 Всю жизнь я был уверен, что ГРИП на КРОПе и на полном кадре будет одинаковой, если фотограф стоит на месте, т.е. расстояние до точки съемки равнозначное…
Сейчас проверил через калькулятор ГРИП (vladimirmedvedev.com), расчеты показывают, что глубина резкости на полном кадре, наоборот, значительно больше… С ума сойти… Ничего не пойму…
И вот, насколько я помню, то на объектив для ФФ можно что-то получить с КРОП тушки, а вот с ФФ тушкой и DX стеклом ничего не получается.
Конечно, с объективом для полнокадровой зеркалки можно снимать и на КРОПнутую камеру. Пример того, что получится — данная статья… 🙂
Почему не получится — я снимал своим полнокадровым фотоаппаратом Nikon D800 с кропнутой Сигмой. Получалось нормально, просто фотки выходят меньше: камера их автоматом обрезает. Жаль, я не сохранил снимков.
На моем Nikon D7100 тоже есть режим КРОПа, и я пробовал. И не увидел ничего: я также эти края могу обрезать в редакторе. Это, скорее, интересно тем, кто в Джипег снимет, чтоб потом не обрабатывать.
Что-то я запутался, читая ваше обсуждение, коллеги! Камера Nikon D7100 — и так КРОПнутая. Что за режим КРОПа на ней можно было пробовать? Обычно, у полнокадровых зеркалок есть возможность переключения в DX режим…
Насколько я знаю, дополнительный КРОП-режим на зеркалке Nikon D7100 позволяет увеличить скорость серийной съемки — карточки получаются меньше, а буфер переполняется медленнее. Это редко используется.
🙂 Я представляю снимки…
Павел меня поправит в случае неточности, но вот фрагмент описания зеркалки Nikon D800: «Как и большинство полнокадровых зеркальных фотоаппаратов Никон, камера может снимать и в режиме полуторного КРОПа, незаменимом при использовании DX-оптики. В этом случае разрешение понижается до 16 Мп». То есть получается кропнутый Nikon D5100. 🙂 Фотографии с которого, являются основой этого блога. Есть ли глубокий смысл в этом — ну, тут уже решать каждому.
Павел! Максим прав в части обсуждений фокусных расстояний. У меня есть фулфреймовые и DX объективы. Могу на DX камере сделать Вам два снимка на одинаковых фокусных: по углу, заполнению кадра и по перспективе это будут ОДИНАКОВЫЕ кадры. Всех вводит в заблуждение формулировка ЭФР (эквивалентное фокусное расстояние), так как подразумевает то фокусное расстояние, которое даст на полнокадровой камере такое же изображение по УГЛУ. Но! Ввиду того, что это будет, таки, другое ФР, то и искажения перспективы будут ДРУГИМИ.
Сергей, одним из первых факторов, почему я купил зеркалку с кропом К=1.5, так это — невозможность размывать фон на мелкой матрице моего компакта. Я писал, что мой первый фотоаппарат был Fujifim x20 c КРОПом К=4. Я не мог размыть фон на нем. Я снимал дочку на максимальном фокусном почти в упор, и задний фон был отчетливо различим. Размыть задний фон так, чтобы детали на заднем фоне были неразличимы, просто не возможно. ГРИП на нем огромен. Вот пример такого снимка на фуджике: fotki.yandex.ru/next/users/pchertalev/album/416256/view/1295614?page=1
По этой же причине я переходил на полный кадр: для хорошего портрета нужно меньше ГРИП. Вот пример статьи с калькулятором, который четко показывает, что на полном кадре на одинаковом фокусном для достижения ГРИП такого же, как на кропе нужно зажимать диафрагму сильнее. Глава «Требования к глубине резкости»: cambridgeincolour.com/ru/tutorials/digital-camera-sensor-size.htm
По той-же причине на Айфоне с матрицей с горошину — все в кадре резкое.
Павел, я лично в этой статье прочитал то, о чем говорят и Максим и Олег: объектив и матрица не меняют ГРИП. Глубина резко изображаемого пространства зависит от фокусного расстояния и дистанции до точки фокусировки.
Если данные два параметра будут одинаковые, то крупнолицевой портрет, снятый на айфон, на мыльницу, на КРОП 1,5 и на полный кадр получится с одной и той же глубиной резкости. Разница лишь в том, что, если на полный кадр влезет все лицо, то на КРОП — обрежется лоб и подбородок, на мыльнице вместятся только глаза, а на айфоне (не знаю его кроп-фактор) — только кончик носа… Но ГРИП при этом будет одинаковая у всех устройств…
Сергей, я, кажется, понял: чем больше кроп-фактор, тем более широкоугольный объектив нужен, чтобы получить удобный угол съемки. Соответственно, чтобы, например, на Фуджи с кропом К=4 получить ЭФР=50 мм, нужен объектив с фокусным 50/4=12 мм. А у такого ширика уже с пары метров — все в фокусе. Поэтому, наверно, фон не размывается.
Сергей, ты согласен с утверждением, что, чем шире угол, тем больше ГРИП? Если так, то на кропе используют стекла с более широким углом, чтобы компенсировать уменьшение картинки. А у таких объективов ГРИП будет шире. Почему на КРОПе портретиком советуют полтос? Потому что его ЭФР будет равно 75 мм. А на полном кадре я беру объектив Nikon 85/1.8G и получаю ГРИП гораздо более узкую, чем у полтинника.
А теперь представь, какого размера матрица стоит телефонах и какую линзу нужно использовать, чтобы получить достаточно широкий снимок. Понятно теперь, почему в моем телефоне нет автофокусировки… 🙂
Павел, ну вот — не нытьем, так катаньем, за три дня обсуждения объективов и матриц к фотоаппаратам, пришли к единому знаменателю! 🙂
Ну и факт, что телевик Nikkor 70-300 на моем Nikon D800 стал лучше: резче, рисунок красивее, 300mm стали рабочими! А на кропе фокусное расстояние 300 мм — сплошное мыло. Так что, влияние ФФ на линзу я хорошо ощутил.
Вот нашел интересную выдержку еще. Предположим, мы рассматриваем фикс 50/1,4G. На полном кадре он, что понятно, выдает характеристика полтинника 50/f1,4. На кропнутом же фотоаппарате, он ведёт себя как эквивалент 50 (ФР) * 1,6 (кроп-фактор) = 80 мм. Другими словами, из стандартного объектива он превращается в слабый телевик — это почти все знают. Однако многие не догадываются, что его эквивалентное минимальное диафрагменное число ТОЖЕ изменяется. Оно становится равным 1,4 (F) * 1,6 (кроп-фактор)=F/2,24!
Таким образом, если основываться на высказанном выше определении эквивалентности кадров, на кропнутой зеркалке этот фикс 50 мм позволяет получать фотки, равнозначные тем, которые получились бы на FF камере при использовании (не существующего на самом деле) стекла 80/f2,24…
Поэтому ГРИП, все же, разный будет, так как эквивалент диафрагмы тоже нужно умножать на кроп-фактор! Вот такие выводы!
Это отсюда: photo.oper.ru/torture/read.php?t=1045689262
Если рабочий отрезок (у Никона, ну так, по памяти, это — 46 мм), то задний отрезок для одного и того же объектива, фокусное расстояние и выходной зрачок не меняются в зависимости от того камера это DX или фулфрейм, то боюсь, что люди слабо понимают о чем пишут. Ибо как может зависеть диафрагма от размера матрицы, исходя из самого определения относительного отверстия?
Да многие ставят это под сомнение… Мол, диафрагма не меняется. Но кто-то пишет: «Да, правильно умножают. Этим достигается понимание того, какая будет ГРИП на кропе по сравнению с ФФ. Только, чтобы совсем уж не запутаться с выдержкой, надо помнить, что и ИСО кропа надо делить на квадрат кроп-фактора. Например, такие две картинки будут сделаны на одной выдержке и ни по какому признаку Вы не отличите, какая была снята на кроп, а какая на ФФ».
— ФФ: ИСО 225, 75mm, f/2.1
— кроп: ИСО 100, 50mm, f/1.4
На практике это все — ни к чему. Выкладки позволяют понять, как влияет формат камеры на формальные признаки: уровень шума, ГРИП, выдержка. Короче, пока сам не попробуешь, не узнаешь.
Светочувствительность — это параметр матрицы, а не объектива. Как она может меняться? И по этой формуле получается, что если на полном кадре ISO=100, то на КРОПе оно станет 75… Но так не бывает… Вот, были бы производители камер рады!
А на мыльницах с кроп-фактором 5 — вообще, светочувствительность была бы 20 единиц…
Тут я с Олегом солидарен: не может светосила меняться…
Я не буду спорить с Павлом, так как этот вопрос не изучал, но программа Dof calculator (андроид-версия) говорит, что на кропе, при всех остальных равных, ГРИП меньше, чем на ФФ.
Я уже здесь выкладывал портрет, снятый на 50 мм. Для крупнолицевого портрета ФР=50 мм неприемлемо: как минимум, 80 мм, без разницы кроп или ФФ, геометрические искажения ужасны. Я даже поясной портрет не буду снимать на 50 мм.
Я хотел взять второй Nikon D7100 себе, но или займу, или подожду и возьму ФФ… Просто очень не хочется брать Никон Д610, так как автофокус мне у него не нравится. Продают Nikon D3 с пробегом 19К за 99’000 рублей. Вот его бы взял, да денег таких сейчас нет. 🙁
Ну вот, мы уже расставили все точки над «i», а ты, Максим, снова — масла в огонь… 🙂 Так-то, в комментарии от 23.11.2014 в 2:37 я писал, что проверил ГРИП по калькулятору и удивился, что она в КРОПа меньше. 🙂 На том сайте, что я тогда указал есть статьи разработчика о природе резкости объектива. Думаю, все дело в кружках резкости… 😉
Ребята, я сдал, на всякий случай, свой объектив Nikon 24-70 f2.8 на юстировку в сервис, и они обнаружили фронт-фокус. Поправили. Сейчас резкость отличная! Разницы с полтосом по резкости на открытой я больше не вижу, а грипп на f2.8 больше! 🙂 Резкий, точный, быстрый. Радости полные штаны! 🙂 Но полтинник на открытой дает более художественный рисунок — оно и понятно: f/1.8 vs f/2.8. 🙂
Поздравляю, Павел! Всегда приятно пользоваться вещью, которая работает, как надо. Тем более, такая недешевая… А на других объективах эта юстировка не отразится?
Все свои гарантийные объективы я сразу сдавал на юстировку c жалобой — фокус промахивается. Ребята в сервисе всегда находили фронт/бэк фокус и исправляли его. На тушку это не отражается, так как объектив сдается без тушки.
Но, как я уже говорил, тушку Nikon d800 я тоже сдавал на юстировку и сервис сказал, что Body есть сильный бэк фокус. Его исправили и прошивку обновили.
После этого моя тушка со всеми объективами стала абсолютно точна. Так что, сейчас я точно знаю — покупаешь новый объектив, все равно, сдай его на юстировку.
Сам ты можешь не понимать, что у тебя проблема. Я, например, стандартным способом определения бэк и фронт фокуса на объективе Nikkor 24-70 дефекта не увидел. И расстроился — картинка на открытой была слегка мягковата. Cразу стал грешить на зумистость объектива, типа фикс круче. И, как оказалось, проблема была в маленьком фронт фокусе.
В сервисе юстировка занимает один день и по гарантии бесплатно, зато результат налицо. А если проблему не найдут, так тебе спокойнее.
Я читал одна девушка-фотограф отправила юстировать зум Никкор 24-70 в Германию — у неё были жалобы на то, что в одном из углов на широком фокусном один из участков был более мыльным. Местный сервис сказал, что все в норме и предложил супер точную настройку в Германии на заводе. Стоит такая супер юстировка, что-то около, 90 евро. Она ждала довольно долго — и когда ей вернули стекло, она, вроде как, осталась почти довольна. 🙂
А я сейчас доволен полностью. Вообще, сервис у Никона четкий. А гарантия на объектив — 4 года: 1 год с возможностью ремонта и возврата денег в случае не ремонтопригодности + 3 года с возможностью бесплатного ремонта.
Вроде, Никон — клевая марка, но немного напрягает, что все стекла надо юстировать. 🙂
Наконец, удалось использовать зум Nikon 24-70 f2.8 по прямому назначению:в репортаже. Вердикт: как и ожидалось, гораздо удобнее чем фиксы. 🙂 В целом, вроде, получилось неплохо, но, как в очередной раз показала практика, наличие дорогой техники не гарантирует отличного результата… 🙂 Абсолютно ясно, что навыки репортажа нужно долго и упорно нарабатывать. Чаще всего проблема композиции — как построить кадр не отпилив у кого-нибудь голову или руку. В запале перестаешь обращать внимание на такие «мелочи». 🙂 Короче, многое нужно штудировать, многому нужно учиться.
Если интересно, примеры фотографий на Никон Д800 с объективом Никкор 24-70/2,8 выложил тут: fotki.yandex.ru/users/pchertalev/album/467036/
Павел, в общем-то, ты и сам всё сказал: фотки нравятся технически, но не художественно. Нет такого: «О, сейчас пошлю ссылку другу, пусть тоже восхитится»!
Наверное, если эти фотографии добавить в блог и написать сопроводительный текст, будет интересно. А просто смотреть — достаточно оставить пару кадров… Честно говоря, я не знаю, как их снять лучше, как их сфотографировал бы фотожурналист… Лично я, снял бы также, как и ты…
Павел, посмотрел еще раз твои фотографии и решил снова немного поумничать… 🙂 Вот мои размышления на тему «Как можно было бы снять данный репортаж интереснее»…
Вообще, в статье «Сравнение параметров модели Nikon D5300 с другими зеркальными камерами» есть комментарий от 19.06.2014 в 22:09, который называется «Как снимать на зеркалку профессиональное видео». В нем я касался вопроса съемки репортажа. Есть много нюансов, но основные: фоторепортаж должен давать зрителю ответ на вопросы: «что происходит», «где случилось это событие» и «почему». Также, чтобы отчет о событии получился интересным, нужно чередование общего, крупного и сверхкрупного плана, изменять ракурсы съемки.
Если проанализировать твои снимки, почти все они сняты с одной высоты (хорошо еще, что присел, чтобы глаза детей были на одном уровне) и с одного плана. Мне кажется, снимки было бы смотреть интереснее, если бы было несколько кадров, например, с такими картинками:
Все эти планы должны чередоваться и не должно быть слишком много одинаковых. Думаю, что тогда твой репортаж был бы более захватывающим.
Обрати внимание, как снимают репортажи для программы новости. Берут интервью у начальника РОВД. Он дает интервью. В это время показывают картинки: вывеска на двери «руководитель РОВД Октябрьского района Иванов В.В.», общий вид кабинета, полицейский по пояс за столом, лицо, звездочки на погонах, опять кабинет, снова – статуэтка на письменном столе, глаза интервьюируемого… И т.д.
Надеюсь, не обиделся за критику… Как я сказал ранее, сам бы я сфотографировал также…
Я согласен с тобой, Сергей. Но, скорее всего, нужно такой план иметь заранее, по крайней мере, мне… 🙂 Ну или вырабатывать в себе навык мыслить, как ты, даже, в суете съемки.
А еще — одного объектива Nikkor 24-70 не достаточно: хотелось большего зума, чтобы более крупный план делать, но возможности ходить по залу и подходить ближе не было. Видимо, когда нибудь, все таки, придется разориться на светосильный телевик… 🙂
Хотя, одно понял точно: снимая фоторепортаж группы людей светосильная оптика — не панацея. Так как хочется резкими сделать нескольких человек, а они, как правило, находятся на разном расстоянии вас. Вывод — нужно зажимать диафрагму, а значит — без вспышки никуда.
Но одной вспышки на камере на весь большой зал явно не достаточно — она не добивает. Вывод — нужно расставить стойки с несколькими вспышками по всему залу. У вас их нет? Тогда делаем как я: накручиваем ИСО за 1000 и выше (зависит от освещения) и при обработке дополнительно осветляем задний план кистью… Для борьбы с шумами при съемке стараемся немножко переэкспонировать картинку. Ну и, конечно, никакого автомата — только мануал, так как свет по залу ложится по-разному, плюс действие вспышки (приоритет диафрагмы часто ошибается).
«Так же, как ты» — у меня, к сожалению, тоже нет такого навыка, я также забываю… Посмотри любой мой отчет о самостоятельном путешествии — одни общие планы… В одной из последних статей рассказывал о поездке в музей под открытым небом Гессенпарк… Отправляясь на съемку я помнил о тех рекомендациях, что сегодня написал: про необходимость разноплановых фоток. А сам снял всё в одном ракурсе… Нужно просто стараться в какой-то момент, перед тем, как нажать на спуск остановиться и подумать: «Правильно ли я выбрал кадр»?..
Кстати, нашел отзывы по книге на эту тему на английском языке: «Photojournalism: A Professionals’ Approach, 6th Edition» под авторством Kenneth Kobre. Объем 500 страниц + CD диски с медийными иллюстрациями. Буржуйские читатели пишут в отзывах, что это — лучшее из того, что когда-либо выпускалось по основам фоторепортажа… Перерыл интернет — у нас нигде не могу найти.
Сергей, а что думаешь о рисунке объектива? Не кажется он тебе синтетическим или бездушным? 🙂 По резкости у меня нареканий к нему нет. А если, например, сравнивать его с моей Сигмой 17-50/2.8 на КРОПе, то рисунок у зума Никкор 24-70/2.8 просто волшебный! 🙂 Наверно, все-таки, буду продавать фиксы на 28mm и 50mm… А вот Nikkor 85mm/1.8G ни за что не продам. 🙂
Павел, тут ведь свет плохой, чтобы оценить и снято на один объектив. Мне очень нравится рисунок твоего репортажника Nikkor 24-70/2.8… Но подозреваю, что ситуация такая же, как с моим Nikkor 17-55/2.8: когда снимаешь на одну эту линзу — всё отлично, а как нацепишь фикс — уже все только хорошо… Наверняка, если бы ты сфотографировал свой репортаж еще и на Nikkor 85/1.8G, то был бы не в таком восторге от Никкор 24-70/2,8… 😉
По теме поста — выложил тут небольшой репортаж из петербургского дельфинария:
plus.google.com/photos/118139542653004520473/albums/6090589230043786705
Все фотографии сняты на камеру Nikon D800 и телеобъектив Nikkor 70-300 VR. К сожалению, свет был хуже некуда.
Не буду оценивать косяки художественные, но с технической точки зрения, с учетом того, что снято на ISO 2500, фотки смотрятся неплохо. Шум не убран, ты в JPEG снимал?
Нет, снимал в РАВ. Шумы убирал немного: так, чтобы не портило картинку. Не нравятся мне сильно шумозажатые фотки. Проблема была в том, что светосила — низкая, света мало и почти все карточки на f/5.2 и выше, а выдержку надо было не меньше 1/200. Думаю, еще Google зернит — попробуй скачать оригиналы. Мне кажется, что шумы — на вполне рабочем уровне.
Павел, да я не говорю, что нерабочие… Просто, обратил внимание… 🙂 Я же говорю: неплохо! 🙂
Кому интересно, на городском портале Екатеринбурга, в разделе «Обсуждение фотографий» подводят итоги лучших работ за год.
1) Январь-Сентябрь 2014: e1.ru/talk/forum/read.php?f=117&i=347438&t=347438 — где-то там, в конце, попала моя фотка, опубликованная в статье «Марсианский пейзаж»… 😉
2) Июль — Сентябрь 2014: e1.ru/talk/forum/read.php?f=117&i=348453&t=348453
Много красивых фотографий. Есть, чего позаимствовать для собственного развития…
Приобрел сегодня полнокадровую камеру Nikon D750. От моего же кропнутого фотоаппарата Nikon D7100 отличается размерами (совсем немного), а управление — один в один: одна кнопка (включения инфы на основном экране) в разных местах, в меню тоже всё одинаково.
Для этой камеры у меня только телевик Nikkor 70-300 подходит, поэтому только с ним снимки смогу показать пока… 🙂 Очень многие (и я верю) в сети утверждают, что с DX объективом на D7100 будут снимки лучше, чем с этим же объективом на FX камере.
Продавать Никон Д7100 не собираюсь, поэтому может и сравню, как-нибудь, работу объективов на DX и FX… Зимой, просто, что-то не слишком хочется этим заниматься. Единственное, что не понравилось: то, что редактор Capture NX 2.4.7 не поддерживает эту камеру. Ну да ладно, придётся пережить. 🙂
Поздравляю, Максим! При курсе доллара за 70 рублей, наверное, своевременная покупка. 🙂 После Нового Года покупка таких девайсов, вообще, станет нереальной.
Уже обратил внимание: народ в Питере все б/у телевики Nikkor 70-200 VR и VR II по старым ценам, которые весели уже не один месяц, раскупили за неделю… 🙂
Думаю Nikon d7100 ляжет теперь на полочку и будет пылиться. Какие первые впечатления от снимков? Вы пользуетесь Capture NX? Почему не Лайтрумом?
Эх, Максим! От всей души завидую!!! Моя, теперь уже не сбывшаяся мечта!!! Скажу честно, в блоге, по-зарез, нужен нормальный фотоотчет с отзывом и примерами фотографий, снятых на Nikon D750… 😉 Был бы благодарен, если бы ты в разных жанрах при хорошем свете снял фотки и написал обзор полнокадровой зеркалки Nikon D750… Удачных, красивых, радующих кадров и новых высот с новой камерой!
Снимать буду только завтра. 🙂 Вот только приехал из столицы Пермского края… 🙂 У нас в городе такого аппарата не найти. Пользуюсь и Лайтрумом тоже… Под Никон мне намного больше нравятся фотки, проявленные в никоновской проге. Конечно, может просто я в Лайтруме не умею готовить, но вот так…
Ну, нужны фотки не обязательно завтрашние — нужны качественные фотографии… 😉 С хорошим светом, композицией, сюжетом и обработкой… 🙂 Чтобы читатели знали, зачем нужен полнокадровый фотоаппарат… 🙂 И нужна статья, а не ссылки на фотоальбом… 😉
Сергей, постараюсь сделать пробные фотографии. Если погода будет, то в ближайшие дни наснимаю по-любому. У самого же руки чешутся!
Вот только, однобоко пока выйдет, так как уже написал, что объектив только один. Постараюсь завтра наших местных профи от фотографии на какой-нибудь ещё объектив раскрутить попользоваться. 🙂
А себе «на сдачу» полтиник Nikon 50/1.8G не думали взять в качестве штатника? Думаю, он бы помог показать камеру Nikon D750 во всей красе.
Апис, как в воду глядели: в то время, когда Вы писали свой комментарий, я, как раз, и тестировал полтинник Nikon 50/1.8D (самый дешёвый который). Взял его, начитавшись про него прямо по самое не хочу! 🙂 Но, пока, немного обескуражен: на КРОПнутой камере Nikon D5100 фикс Nikkor 35mm/1,8G мне нравилась больше, чем этот полтинник на полнокадровом Никон Д750. В нем есть всё, что про него пишут, но, к примеру, мне нравится бритвенный срез от края до края на f/1.8 у Никон 35, а тут — даже на f/2.8 резкость только в центре…
Это, конечно, очень неплохо в некоторых случаях. Контрастность ниже, чем у Никкор 35/1,8Г… Короче, нужно привыкать к нему. Погоды пока нет, чтоб посмотреть хорошо, а вот в студии сегодня вечером поснимаю немного. 🙂