\n

Село Нижнеиргинское и туманное Белогорье

Текст статьи обновлён: 22.04.2020

На выходных съездили к родственникам в город Красноуфимск, расположенный на границе Свердловской области и Пермского края. Среди фотографов эта местность известна тем, что здесь можно сфотографировать впечатляющие железнодорожные виадуки. Но, оказывается, есть и другие интересные места. Например, деревня Нижнеиргинское, основанная староверами в 17-м веке на берегах реки Иргина. А еще, если вы добрались в Красноуфимск, то не так уж будет и далеко добираться до Уральского Афона – Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря в уральской тайге на горе Белая, что в Пермском крае. Небольшой фоторепортаж о поездке в эти места я и собираюсь показать сегодня.


Старинные деревни на берегу рек Иргина и Шуртан

Сначала мы приехали в село Нижнеиргинское, основанное в одна тысяча шестьсот каком-то году староверами, бежавшими с реки Керженец. Говорят, именно поэтому старообрядцев здесь называют кержаками. Поселение располагается в «ущелье», в глухом месте. Селяне сеяли поля, рыбачили, собирали мёд и занимались своими крестьянскими делами. Но, в 1728-м году «олигархи» Осокины запускают здесь металлургический завод. А в любом уральском городе главным признаком, что здесь варили металл, служит наличие плотины. Была она и в Нижнеиргинском, сохранилась до сего дня.

1. Вид на село Нижнеиргинское. Плотина справа.

1. Вид на село Нижнеиргинское. Плотина справа.

2. Село Нижнеиргинское

2. Село Нижнеиргинское

Речка, изгибаясь, течет вдоль крутой горы, которые местные называют просто: «Камень». Забравшись на вершину скалы, можно полюбоваться окрестными видами. Вот, для примера, картинка с Nikon D5100 и объектива Nikon 17-55mm f/2.8G…

3. Вид на село Нижнеиргинское в Красноуфимском районе. Снято на Nikon D5100 + Nikon 17-55/2.8 (ФР=17мм, f/11, ISO 500)

3. Вид на село Нижнеиргинское в Красноуфимском районе. Снято на Nikon D5100 + Nikon 17-55/2.8 (ФР=17мм, f/11, ISO 500)

Хочу отметить следующий кадр с видом на мост через реку Иргина. Конечно, трудно передать всю красоту на любительской фотографии, да еще снятой на коротком фокусном расстоянии, но когда ты стоишь на отвесной скале и осматриваешь окрестности – дух захватывает! Данный пейзаж очень похож на виды в деревне Ma’an (регион Chengyang) в Китае, куда мы забрались с женой во время самостоятельной поездки в марте сего года. Когда мой отчет о путешествии по Поднебесной дойдет до рассказа про Ма’ан, сможете сравнить… И пожурить меня, что за красотами еду в тридевятое царство, а не в нашу глубинку… Восторги – одни и те же, а как различается бюджет!..

4. Виды на реку Иргина. Прогулка по селу Нижнеиргинское.

4. Виды на реку Иргина. Прогулка по селу Нижнеиргинское.

Есть у меня мечта: отправиться однажды в путешествие по Норвегии. Там, вблизи городка Одда, есть гора Скьеггедаль, а из нее торчит горизонтально скала, называемая местными жителями Язык Тролля (Trolltunga). Смельчаки отваживаются проползти до края языка и, расставив руки над пропастью, полюбоваться пейзажами фьордов, озером внизу… Может и мне хватит отваги сделать это?.. По крайней мере, в деревне Нижнеиргинское есть свой Язык Тролля и я его покорил!

5. У меня свой "Язык Тролля". Прогулка в Нижнеиргинском.

5. У меня свой «Язык Тролля». Прогулка в Нижнеиргинском.

А теперь посмотрим те же пейзажи, но снятые на Nikon D5100 и корейский широкоугольный фикс Samyang 14/2.8.

6. Пейзаж. Виды на реку Иргина в селе Нижнеиргинское. Снято на Nikon D5100 и широкоугольник Samyang 14mm f/2.8.

6. Пейзаж. Виды на реку Иргина в селе Нижнеиргинское. Снято на Nikon D5100 и широкоугольник Samyang 14mm f/2.8.

7. Камень на берегу Иргины в селе Нижнеиргинское.

7. Камень на берегу Иргины в селе Нижнеиргинское.

Посмотрите интересное видео с видами села с высоты птичьего полёта и рассказом об истории села, размещенное на сайте «Ураловед».

 

Деревня Шуртан в Красноуфимском районе

Полюбовавшись окрестностями села на реке Иргина мы решили съездить еще в глухую, затерянную в уральской тайге, деревушку Шуртан, где прошло детство одной из участниц нашей туристической группы.

Проезжаем несколько километров по грунтовке… Но, сначала устраиваем фотоохоту на коз…

8. Фотоохота на мелкий рогатый скот. Прогулка по селу Нижнеиргинское в Красновуфимском районе Свердловской области.

8. Фотоохота на мелкий рогатый скот. Прогулка по селу Нижнеиргинское в Красновуфимском районе Свердловской области.

… И на их пастуха…

9. Путники. Село Нижнеиргинское в окрестностях Красноуфимска.

9. Путники. Село Нижнеиргинское в окрестностях Красноуфимска.

На ячменном поле попробовали устроить фотосессию. Но отсутствие света и таланта не позволило сделать мне такие же шикарные кадры, как мы видим на примерах фотографий, снятых на Nikon D3100 и D3200 фотографами Екатериной и Юлией, чьи фотки есть в соответствующих статьях. Смог снять только это…

10. Колоски. Поездка в деревню Шуртан рядом с Нижнеиргинским.

10. Колоски. Поездка в деревню Шуртан рядом с Нижнеиргинским.

11. В поле. Поездка из Нижнеиргинского в Шуртан.

11. В поле. Поездка из Нижнеиргинского в Шуртан.

В селе Шуртан, как выразился мой знакомый, никогда не было ни царской, ни советской власти. Староверы жили по своим порядкам. Когда-то деревня процветала, но сейчас осталось только несколько жилых домов и… развалины…

Мне очень нравится художественный фильм режиссера Славы Росса «Сибирь. Монамур». Он, вполне, мог бы снять его и в окрестностях Шуртана…

12. Урал. Монамур. Там внизу - деревня Шуртан.

12. Урал. Монамур. Там внизу — деревня Шуртан.

Такое запустение. И, в то же время – мощь природы здесь ощущаешь! Я впервые посетил заброшенную деревню. Трогает…

13. Запустение. Деревня Шуртан, что недалеко от Нижнеиргинского.

13. Запустение. Деревня Шуртан, что недалеко от Нижнеиргинского.

14. Враги сожгли родную хату... Или сама она развалилась... Поездка из села Нижнеиргинское в деревню Шуртан.

14. Враги сожгли родную хату… Или сама она развалилась… Поездка из села Нижнеиргинское в деревню Шуртан.

16. Каково здесь зимой?.. Остатки деревни Шуртан в окрестностях села Нижнеиргинское.

16. Каково здесь зимой?.. Остатки деревни Шуртан в окрестностях села Нижнеиргинское.

В субботу, как видно по фотографиям, не очень повезло с погодой. На следующий день синоптики обещали, что небо будет ясное, и я решил отправиться в Белогорье, затерянное в таежных лесах Пермского края.

Nachalo otcheta o puteshestvii po Permskomu kraiu na avtomobile v nachale ianvaria 2018 Karta marshruta skhema raspolozheniia dostoprimechatelnostei Sovety turistam.
1. Начало отчета о путешествии по Пермскому краю на автомобиле в начале января 2018. Карта маршрута, схема расположения достопримечательностей. Советы туристам.
Zimoi 2018 my s suprugoi po puti k vodopadu Palkun i Kungurskoi peshchere zaekhali i na Beluiu goru Posmotrite kak vygliadit Belogorskii monastyr buduchi zaindevelym ot kholodnykh vetrov.
3. Зимой 2018 мы с супругой по пути к водопаду Палкун и Кунгурской пещере заехали и на Белую гору. Посмотрите, как выглядит Белогорский монастырь, будучи заиндевелым от холодных ветров.

Уральский Афон. Белогорский монастырь в Пермском крае

В Пермском крае есть гора Белая, на вершине которой построен огромный монастырь – Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь. Однажды мне на глаза попались фотографии Белогорья, снятые фотографом Вадимом Балакиным в морозное зимнее утро на рассвете. Виды заснеженной горной страны так поразили, что я отметил себе галочкой в уме: «Приеду туда в один прекрасный день, чтобы снять классные пейзажные фотки»!

И вот, этот день наступил. Поднялся в 6:00 утра, прыгнул в машину – и вперед, к мечте, встречать рассвет в Белогорье.

Навигатора у меня нет, гора Белая располагается в уральской глубинке. Заблудился. Восход солнца встретил в полях.

17. Рассвет в полях. В поисках Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

17. Рассвет в полях. В поисках Белогорского Свято-Николаевского мужского монастыря.

Отмечу еще, что уже неоднократно читал рекомендации фотографов, как снять красивые кадры. Профессионалы советуют всегда носить камеру с собой, а когда увидите замечательный сюжет – снимайте, не оставляйте «на потом». Этим утром я нарушил заповедь и теперь кусаю локти… Представьте: полчаса до рассвета, сонная лощина, густой молочный туман, черные вершины крыш спящей деревушки и верхушек деревьев… Проехал мимо…

Эх, если внизу – золотая осень и ясный день, то на вершине Белой горы – тучи… И не видно ни зги…Сам Крестовоздвиженский храм не видно уже с 50-ти метров. В ожидании, пока туман рассеется, прошелся по близлежащему лесу. Вспомнил, что ребята в Карпатах и Крыму снимают мистические фотографии именно в тумане.

Но здесь – не Карпаты, тут – заросли и болота. Трудно выделить какой-нибудь один объект, чтобы он не сливался с фоном.

18. Попытка выбрать главный объект в кадре. Рассказ о поездке в Белогорье, что в Пермском крае.

18. Попытка выбрать главный объект в кадре. Рассказ о поездке в Белогорье, что в Пермском крае.

Зазевался и провалился по колено в трясину… Решил судьбу не искушать, выбрался на сухое место.

19. В трущобе выбрать один объект нелегко. Экскурсия в Белогорский монастырь в Пермском крае.

19. В трущобе выбрать один объект нелегко. Экскурсия в Белогорский монастырь в Пермском крае.

Ожидал ясного неба больше часа. Понятно, что режимный свет ушел, но все равно хотелось показать золотую осень в уральских горах. Не судьба. Нужно уже домой ехать.

20. За звонницей, в 20-ти метрах - Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь. Но его не видно из-за тумана. Поездка на экскурсию в Пермский край.

20. За звонницей, в 20-ти метрах — Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь. Но его не видно из-за тумана. Поездка на экскурсию в Пермский край.

Снял пару кадров, чтобы рассказать, что «я здесь был».

21. Колокола. Поездка в Белогорский монастырь в Пермском крае.

21. Колокола. Поездка в Белогорский монастырь в Пермском крае.

22. Наедине... Экскурсия в Белогорский монастырь. Что интересного посмотреть в Пермском крае.

22. Наедине… Экскурсия в Белогорский монастырь. Что интересного посмотреть в Пермском крае.

Вот за этой часовенкой мы увидели бы потрясающие виды с изумрудными елями и золотыми березами…

23. Второй купол почти не видно... Как и пейзаж золотой уральской тайги... Экскурсия в Белогорский монастырь.

23. Второй купол почти не видно… Как и пейзаж золотой уральской тайги… Экскурсия в Белогорский монастырь.

Ввиду тумана, храм можно сфотографировать только вблизи и на коротком фокусном расстоянии. Но тогда – большие геометрические искажения (дисторсия). Не люблю я такие ракурсы…

24. Уральский Афон... Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь на горе Белая в Пермском крае.

24. Уральский Афон… Белогорский Свято-Николаевский мужской монастырь на горе Белая в Пермском крае.

Придется теперь вернуться сюда зимой…

Еще, в эти выходные я попробовал снимать натюрморт при естественном свете из окна на черном фоне. Но об это я расскажу в одной из следующих статей. А пока рекомендую вам подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить фотоурок. Ну, и рекомендую посмотреть другие статьи на темы, затронутые в сегодняшнем рассказе.

Rassvet na Nizhne-Isetskom prudu
На Белогорье меня угораздило провалиться в трясину. Это не так страшно, как провалиться под лед. Читайте рассказ об одном «цветном рассвете» на Нижне-Исетском пруду в Екатеринбурге.
Pohod v gory Bashkirii - Malinovaja
Интересные снимки в тумане можно увидеть также в рассказе о походе в горы Башкирии. Там, у подножья горы Малиновая, я снял фотосессию с веселой лошадью.
Primery photographij sniatih na Nikon D5100 KIT 18-55. Utro tumannoje
Фотки, снятые на Nikon D5100 KIT 18-55 в туман, есть и в рассказе «Утро туманное». Трудно осенью застать хороший свет по утрам…
Photo derevnja Kourovka
Более удачные снимки со скалы Слободской камень на окраине деревни Коуровка, снятые на рассвете можно увидеть в соответствующей статье.
Primery photo sniatih na Nikon D3100 i Nikkor 50/1.8G
Колоски, снятые на Nikon D3100 и полтинник Nikkor 50/1.8G смотрите в примерах фотографий, предоставленных Екатериной Ступниковой.
Obzor Nikon D5300
Колосья на Никон Д3200 в контровом свете снимала и Юлия, фотограф из Саратова.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required



комментариев 69

  1. Екатерина:

    Красиво, Сережа! Очень понравились фото 8 (ребятишки на речку купаться идут 🙂 ), номер 17 — очень и очень, 21-ое (обволакивающая тишина + туман приглушает все звуки — «кокон вакуума» при возможностях силы колокольного звона). И работа №22 — без комментариев: очень хорошая фотография и правильно подобрано название! Мо-ло-дец!

    • Сергей Лахардов:

      Катя, привет! Спасибо огромное! Знала бы ты, как была снята фотография №8… Представь ситуацию: древнее село Нижнеиргинское. За всё время существования, наверное, здесь ни разу не видели фотографа. Тут, в один прекрасный день, приезжает иномарка, забирается на гору на окраине села. Из автомобиля выскакивает 38-милетний мужик с зеркалкой, с огромным объективом (репортажник Nikkor 17-55/2.8 с блендой) и начинает бегать за местными козами… 🙂 Видела бы ты, как растерянно на меня посмотрел тот мужичок, что на фотке №8… 🙂

  2. shmakov.misha2012:

    Привет, Сергей! Мое мнение о твоих фотках читай в личке.

    • Сергей Лахардов:

      Миша, жаль, что не пишешь комментарии здесь в блоге. Как и любому фотографу, мне очень бы хотелось бы услышать не только похвалу, но и конструктивные замечания. Тогда и другие гости сайта не стеснялись ругать мои фотки… 🙂

  3. shmakov.misha2012:

    Не люблю холод и Север, но твоя мечта (Норвегия) мне нравится, и я, как Шура Балаганов, говорю: «Я тоже хочу в Рио-де-Жанейро, хочу в белых штанах»! Извини за неточность цитаты.

  4. Александр:

    А почему ракурс не нравится? Я, к примеру, такими ракурсами не брезгую. Просто правлю потом параллели и все получается чудненько!

    А монастырь — это, который буддийский? На горе стоит?

    • Сергей Лахардов:

      Александр, если присмотреться, к данной фотографии, видно, что я ровнял дисторсию: парапет у основания почти прямой. В редакторе в разделе «Правка геометрических искажений» ползунок «Дисторсия» я выкрутил на максимум. Дальше можно исправить, наверное, если только применить свободную трансформацию, что скажется на резкости картинки…

      Единственный на Урале буддийский монастырь Шад Тчуп Линг находится на горе Качканар у одноименного города Свердловской области. Тоже нужно туда как-нибудь зимой добраться. А в данном отчете я рассказываю про Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь на горе Белая в Пермском крае. Это километрах в пятидесяти от города Кунгур. Данная местность известна, как Белогорье…

      • Александр:

        Я не местный, только изучаю территорию! В буддийский храм на Качканаре я собираюсь зимой, в пеший поход на пару дней… 🙂 И сюда нужно будет как-нибудь поехать!

        Все понял, я сейчас не смогу объяснить как и что, не могу излагать технические мысли понятно. Просто, если не сложно, мог бы ты мне на почту исходник кинуть в RAW? Покажу тебе результат, ну который я вижу… 🙂

        • Александр:

          Спасибо! Получил, отправил! На скорую руку вертикали поравнял, как смотрится? Интереснее? Ну а если посидеть и выровнять полностью, то вообще картинка будет! И, кстати, резкость не пострадала 🙂

  5. Олег:

    Серж, спасибо за очередной очень интересный и познавательный репортаж! Сидя на диване, очень комфортно открывать новые горизонты с твоей помощью… 🙂

    Думаю, все читатели твоего блога должны ценить то, сколько сил ты тратишь, в том числе и на поездки по этим живописным уголкам, а особенно, сколько километров приходится проехать, пройти, проползти (нужное подчеркнуть 🙂 ) ради одного единственного ракурса, достойного быть снятым кадром… 🙂

    Перелистывал этот репортаж, и, где-то в глубине, долго не мог понять, что вызывает неоднозначные ощущения от представленных снимков…

    Потом понял, что это некий конфликт, который можно описать словами «репортажность» и «монументальность». Если первая часть рассказа — это легкая «репортажность», то во второй части появляется совершенно другая эмоция, другое настроение, другие ощущения.

    Вот поэтому и приковывает внимание, заставляет вернуться еще и еще раз снимок «Наедине», к которому обращаешься, чтобы попытаться услышать в этой туманной мгле рассказ одинокой фигурки человека, его историю, затерявшуюся среди многих, между двумя незыблемыми крестами…

    Поэтому так бередит мысль «Уральский Афон», который в тумане и с необычной геометрией из-за нюансов съемки остается в памяти, как олицетворение вечного поиска смысла происходящего, и с его картиной линий и тумана — доказательством иллюзорности этих поисков…

    Если помнишь, мы в одной из веток обсуждали формулу Ральфа Гибсона: «Что это, как это, почему ЭТО, моё ли это?» Вот вторая часть рассказа — это попытка отвечать на эти вопросы…

    В первой же, «репортажной части» очень понравились снимки с отвесной скалы (6,7), а также «Монамур»… 🙂 Могу провести параллели… Может, заходя в Фейсбук, ты обращал внимание на снимки, которые публикует Аарон Гершон (найди его ради интереса), у которого тоже созвучные с тобой мотивы пейзажных фото и, что интересно, вы иногда делаете потрясающие пейзажи — он Израиля, ты — своего края в сопоставимых ракурсах… И, когда смотришь на них и сравниваешь, возникает стойкое ощущение единения нас, жителей разных уголков планеты, как бы пафосно это ни звучало. Ибо мы разные, но, все равно, есть то, что нас объединяет… Не правда ли? 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Олег, после общения с тобой чувствую себя, как минимум, Микеланджело Буонарроти! 🙂 А твои комментарии — особый вид творчества! 🙂

      Снимки деревни Шуртан — больше для иллюстрации, чем для демонстрации пейзажной фотографии. Ненавижу фотографии с «выбитым» небом… 🙂 Может, если бы был один, попробовал бы HDR снять, чтобы не потерялось небо…

      Конечно, людей в разных странах, на разных планетах, даже, многое объединяет. На этом сайте, как минимум — увлечение фотографией! 😉

      Нереальное спасибо, Олег, за твои слова, за поддержку!

  6. Сергей Лахардов:

    Вот твой вариант фотографии Крестовоздвиженского монастыря в Белогорье. Пожалуй, без дисторсии выглядит интереснее… 🙂
    Монастырь в Белогорье

    • Александр:

      Спасибо! Правда, аккуратнее стоило бы вертикали сравнять… 🙂 На скорую руку, да еще не привык к своим 13 дюймам, фотошоп еще особо не настраивал под себя… ))) Ну, главное, что я смог донести суть!

      • shmakov.misha2012:

        Пользуясь вашим терпением, хочу сделать еще одно замечание.
        Мы не всегда оправдано используем широкоугольный объектив. Желание втиснуть в кадр как можно больше — понятно, хочется показать все купола, и все приделы.
        Но это использование, кстати, еще одна причина дополнительных искажений.

        • Александр:

          С этим согласен! Но в условиях ограничения денег, приходится выбирать что-то более универсальное! Я любитель пейзажей, архитектуры — поэтому ширик, но вот такие сильные искажения я не правлю, для меня это брак, но в рамках этого поста, просто хотел немного показать, что можно выровнять вертикали, не теряя резкости снимка! Получилось не очень, но суть донес!

          А сам я стараюсь снимать на макисмальном фокусном, ну и бегаю вокруг да около ища ракурс… 🙂

          • shmakov.misha2012:

            Боюсь, идеал не достижим. Универсального объектива нет. Наши пристрастия совпадают. Вот ширик я в последнее время редко использую. Только, если зажат плотной городской застройкой. Тут, конечно, много значит какой фотоаппарат: пользуясь кропнутой зеркалкой, я многих проблем просто не замечал. Перейдя на Canon EOS 6D, просто ахнул, и начал переучиваться.

          • Александр:

            Такая же ситуация, когда перешел с Canon EOS 600D на Canon 5Dm2. 🙂

        • Сергей Лахардов:

          На мой взгляд, тут еще нужно правильно использовать широкоугольный объектив. Ширику нужен обязательно передний план, тогда фотки лучше смотрятся. На данной фотке Белогорского храма в данной качестве выступает бетонный парапет. Но, если бы, присутствовало что-то более значимое, оно бы отвлекло внимание от самого собора.

          • shmakov.misha2012:

            Тут, или что-то значимое снимаешь на переднем плане, или уж собор. А в остальном и спорить не о чем.

          • Александр:

            Ну с этими тонкосятми я уже не знаком! У меня метод тыка все решает 🙂

            Но в общей композиции было бы здорово! Я иногда ставлю человека на передний план, который смотрит на сам объект и если композиция меня удовлетворяет, оставляю. 🙂

      • Сергей Лахардов:

        Кстати, Александр, недавно читал такой совет: после выпрямления дисторсии средствами программы Photoshop иногда рекомендуется растянуть кадр немножко по вертикали. Иначе, картинка смотрится несколько сплющенной. По-моему, твоя обработка — пример такого случая, когда желательно бы вытянуть чуть-чуть кадр вверх…

  7. shmakov.misha2012:

    На мой взгляд, фото от редактуры не выиграло. Храм расплющило, а колокольни поехали в стороны.
    Для уменьшения дисторсии иногда достаточно просто встать по центру объекта, а в этом случае еще залезть на парапет. Конечно, композиция проиграет.

    • Сергей Лахардов:

      Михаил, не было бы тумана, я бы смог отойти намного дальше от храма: метров на 100… Взял бы в кадр чуть больше переднего плана (скажем, это были бы деревья, кустики какие-то) и снять на длинном фокусном расстоянии. И дисторсия была бы меньше, и композиция удачнее.

      А если подойти ближе, стать на парапет, то тогда придется вообще объектив, почти, вертикально вверх задрать. Учитывая, что фотография снималась на широкоугольный объектив Samyang 14/2.8, мой Белогорский монастырь сложился бы, как карточный домик от дисторсии… 🙂

    • Александр:

      Согласен! Не выиграло! Особенно, если учесть момент «на скорую руку»! Но если Вам нравятся заваленные вертикали, то да!

      Этого не избежать никак! Парапет, по центру и так далее, вы правильно говорите, но это не всегда имеется, и не всегда есть такая возможность!

      • shmakov.misha2012:

        В том-то и дело, что заваленные вертикали — мой «пунктик». Мне кажется, есть еще одно решение — сшивать из нескольких кадров. Мне пришла такая мысль, когда проявлял башни Лумпура. Как я не кружил вокруг них, а в кадр попадали еще одна-две, кроме самих «близнецов». Вот и пришлось, прежде чем спрямлять, отрезать соседей. Естественно, композиция пострадала. Добавлю, из-за лени я так и не испробовал этот метод.

        • Александр:

          Как вариант! Несколько кадров, тогда все будет шик! Но и с этой фотографией, если повозится подольше, можно выдернуть максимум. Места на плоскости снимка много, поэтому можно все выровнять! 🙂 Было бы желание!

          • shmakov.misha2012:

            Не думаю. Объектив фотокамеры — не человеческий глаз. Чем больше Вы будете тянуть вертикали, тем больше будут заметны другие искажения, особенно, на больших мониторах. Дома — 17-тидюймовый, а на работе иногда просматриваю на 21 дюймовом экране. И косяки режут глаз. Возможно, искажения надо обернуть в свою пользу? Просто удачный кадр, под необычным углом?

          • Александр:

            В принципе, как вариант, можно немного пофантазировать! Вы сейчас натолкнули на мысль, ведь необязательно отходить далеко или забраться выше, достаточно лишь походить кругом и найти ракурс, где завалены вертикали Белогорского монастыря будут смотреться благородно!

        • Сергей Лахардов:

          Миша, по поводу того, чтобы собрать фотографию из нескольких кадров… Тоже нужно учиться… Возможно, не из «нескольких», а из двух — трех фоток. Я уже пробовал такой способ съемки собора. Например, в рассказе про экскурсию по Дюссельдорфу в Германии показал панораму Церкви Непорочного Зачатия Девы Марии, собранную из 6-ти горизонтальных кадров. Геометрические искажения — огромны. Там, видимо, нужно было снимать либо 2 вертикальных кадра, либо 2 ряда по 2 вертикальных фотографии…

          • shmakov.misha2012:

            Сергей, привет! Думаю — да, нужны вертикальные кадры. Но, опять, как я помню, кропнутую камеру, как не верти, кадр не меняется, утверждать не берусь.

            У меня есть задумка, как будет свободное время, переделать башни. Одинаковых кадров нет, но можно попробовать, выбрать 2 из 3 с разной выдержкой, подогнать по свету и слепить, тем более фотки ночные.
            Посмотрел Дюссельдорф, почему-то я эту статью пропустил, нечего сказать — закруглил собор. Очень сложный объект. Я в Праге тоже не справился, вот у Александра — супер. Хотя из всех пяти, на мой вкус, первая — самая удачная. Не технически, а эстетически. Первая передает суть, а остальные — иллюстрация.

          • Сергей Лахардов:

            Михаил, не знаю, что ты там собрался переделывать со своими башнями Петронаса. Если речь идет о HDR фотографиях — там всё супер! У Александра отчет о католическом соборе — супер! Нет слов! Мне больше нравится та, что показывает внутреннее убранство храма…

          • Сергей Лахардов:

            Александр, я не считаю, что 5-я фотография бракованная. Да, у нее есть геометрические искажения, но они придают фото особый шарм… Мне нравится и она, и все остальные в твоей статье!

          • Александр:

            А вот, кстати, когда я снимал католический храм в Караганде, косяковая фотка была только одна, с которой я не смог справится и составил так как есть, а именно: если отсчитать 5 фотографию. А во всех остальных немного завалились вертикали!

          • Александр:

            Спасибо! С внутренними убранствами, к сожалению, доступ бы ограничен! Решетка отделяла меня от самого зала! Но, в целом, там нужен штатив… 🙂

  8. shmakov.misha2012:

    Я не пробовал на КРОПе, хотя был уже широкоугольник, но на полнокадровой зеркалке Canon EOS 6D делаю так (всё методом проб и ошибок, литературу не читаю, ну почти): снимаю фотографию вертикально, а значит, угол, как можно меньше (еще что хочу заметить — стандартный объектив больше подходит, если вы не зажаты, конечно, плотной городской застройкой) фокусируясь на объект, двигаю объективом верх или вниз, в зависимости от моего расположения (ниже — выше) к объекту съемки. Искажения все равно есть, но они не такие катастрофичные, и в Лайтруме убираются легче.
    Наверное, я «открываю Америку», но…

    • Сергей Лахардов:

      Миша, с тобой спорить нечего – чтобы получить фото с минимальной дисторсией, нужно использовать стандартный диапазон фокусных расстояний и не фотографировать с ближней дистанции. Но в данном, конкретном случае у меня были «объективные ограничения»: плотный туман, накрывший Белогорье. Крестовоздвиженский собор на фото №24 снимался с парапета, расположенного на одной линии со звонницей (фотография №20) и он почти не виден… И, кроме того, применяя широкоугольный объектив Samyang 14/2.8, я еле уместил храм на кропнутой матрице своего фотоаппарата Nikon D5100.

      Чтобы снять Белогорский монастырь, как ты советуешь, Миша, на объектив со стандартным фокусным расстоянием, придется отойти подальше. Видимо, к той точке съемки, что использовалась на снимке №20, а там, как мы видим, храм теряется в молочной мгле…

    • Александр:

      В любом случае, будут присутствовать искажения на фотографии, которые нужно править! Мы тоже методом тыка все делаем! А Ваша информация, все равно, полезная: кто-то может и не знать этого… 🙂 Чаще делитесь своим опытом!

  9. shmakov.misha2012:

    Я это и имел в виду, Александр!

  10. shmakov.misha2012:

    Сергей, почему-то нет слова «ответить» под твоим комментарием.

    Выложил я эти башни на National Geographic в «Ценном кадре» — там она огромного размера. Все косяки — налицо, особенно, если я правильно выражаюсь, «муар». Хотя это я, наверное, и не исправлю.

    Покупая «шестерку», подозревал, что есть какая-то разводка. При сравнении описаний Марка 3 и D6, особо больших различий не видно: ну корпус у Mark лучше, ну кнопки расположены эргономичней. Так почему он в половину дешевле? Потом выясняется: нет, например, фильтра Aliasing and Moire. Интересно, чего еще нет в «шестерке»?

    • Сергей Лахардов:

      Миша, сайт позволяет делать древовидные комментарии с глубиной вложения не более 5-ти ответов. Чтобы разместить ответную реплику там, где нет такой возможности, нужно нажимать «Ответить» на одну ступень выше. Присмотрись, как мы с Александром «в одну линию общались»…

      Не очень разбираюсь в моделях профессиональных зеркалок Кэнон. Если правильно понял, ты сравниваешь фотоаппараты Canon EOS 5D Mark III и Canon EOS 6D?

      Как я понимаю модель Кэнон 6Д уступает Марку 3 по техническим характеристикам: 11 точек фокусровки простив 61 и 1 крестообразная против 41 (это значит, что тройка быстрее фокусируется и больше подходит для съемки спорта, фотоохоты, танцев и т.п.). Также, у шестерки 1 слот карт памяти против 2 у конкурента. У твоей модели не полная влаго- и пылезащита…

      Фильтр этот Aliasing and Moire, на мой взгляд ерунда… В смысле, лучше бы он стоял, чем его убрали… Резкость, если нужно, и в редакторе подкрутить можно…

      Но, наверное, полнее на тему различий данных зеркалок Александр больше в теме…

      • shmakov.misha2012:

        Тут резкость не подкрутишь.Возьми мою любую с парусником, обрати внимание на тросы, или как их там моряки называют, они составлены как бы из квадратиков. Или на тех же башнях, линии этажей — «зубчатые». Чем сильней подкручиваешь резкость — четче их видишь.

        Точки фокусировки и два слота карт памяти 1,5 тысячи зеленых не стоят. При том, что матрица у меня, как пишут, более продвинутая… Извини, что засоряю эфир.

        • Сергей Лахардов:

          Миша, такая разница в цене на «новые» в кавычках модели фотоаппаратов — маркетинг и ничего более. На сайте у меня есть подробное сравнение любительских кропнутых зеркалок Nikon D5100 и Никон Д5300: вся разница, по большому счету, в том, что пикселей напихали в два раза больше. Так это только минус — возрастают требования к объективам.

          Или другой пример. Мечтаю о переходе на полный кадр. Ждал новую модель полнокадровой зеркалки с поворотным экраном. Ее в середине сентября на выставке Photokina-2014 показали… И что, самая дешевая полнокадровая зеркалка Nikon D600 стоит сегодня 50 тысяч рублей. А новая модель Nikon D750 анонсируется за 85 тысяч деревянных.

          Знаешь в чем между ними разница: поворотный экран и модуль фокусировки с большим количеством точек… Просто маркетологи рассчитывают «сгрести сливки» на тех ненормальных, что, например, живут по две недели под забором у магазина Apple, чтобы купить новый смартфон Iphone 6… 🙂 Они же и 35000 рублей сверху заплатят за зеркалку Nikon D750, я думаю…

          Хотя, мне по-зарез, нужен поворотный экран в фотоаппарате… Поэтому не буду покупать Никон Д600, буду ждать, пока подешевеет Д750…

          • shmakov.misha2012:

            Про маркетинг и Apple — во всем солидарен. Но с Canon EOS 6D все обстояло несколько иначе. Это только в России Кэнон 6Д продавался по цене Марк 3, а в зарубежье эта камера анонсировалась и продавалась, как бюджетный полный кадр. Я дождался снижения до 50 тысяч и купил. Но это — Москва, а твой земляк мне на Родосе жаловался, что у вас камера и сейчас стоит в районе 80 тысяч.

            Согласись, заманчиво иметь полный кадр в два раза дешевле, при том, что Yandex-Маркет при сравнении камер дает почти идентичность основных характеристик. Хотя нет, теперь влаго-, пыле- непроницаемый корпус я отношу к существенным характеристикам. Моя нахватала столько грязи в Индии, что фотки приходится пылесосить… Но чудес не бывает… А камерой, при всем том, доволен. Все остальное — опыт и талант.

  11. Олег:

    Миша, спасибо за интересную ссылку на публикацию в National Geographic! Я уже давно слежу за творчеством штатного фотографа этого журнала Джима Ричардсона. Это потрясающий пейзажный фотограф. В той статье, которую ты приводил, взяли к иллюстрации советов почему-то не пейзажную 🙂 его работу (Совет номер 6). Но вот на его сайте и в Инстаграмме есть много пейзажных работ из его многочисленных путешествий: instagram.com/jimrichardsonng

    Рекомендую! 🙂 Попутно спрошу — не совсем понял 10-й совет про «солнечное правило шестнадцати»… Может кто-нибудь растолоковать его мне?

    • Сергей Лахардов:

      Олег, хорошо дяденька фотографирует! 🙂 Правило f/16 широко применялось во времена пленочной фотографии. Считается, что в наших, средних широтах, оптимальная экспозиция может быть рассчитана следующим образом: выдержка должна составлять 1 деленная на значение ISO при условии, что диафрагма равна f=16.

      Правило относится к съемке днем, в не режимное время. Т.е., если приехал я снимать в Белогорье мужской монастырь в 2 часа дня, а на камере у меня не работает экспонометр, то я могу получить нормально экспонированный кадр по такой схеме: выставить апертуру f/16, ISO 100 и выдержку 1/100 секунды. Кадр получится нормально освещенный: ни пересветов, ни провалов в тенях. Если же мне нужно размыть фон и я делаю диафрагму f/2.8 при том же ИСО 100 — то выдержку нужно пересчитать на соответствующее число ступеней (где-то 1/500 секунды в нашем примере).

      Сейчас, в эру цифровых фотоаппаратов, данное правило, на мой взгляд, не актуально…

    • shmakov.misha2012:

      Взаимно! Действительно, замечательный художник! Думаю, термин «городской пейзаж» взяли в расширенном толковании. Трудно в городе пейзаж отделить от репортажа. Честно говоря, совет сам не очень понял, вернее — лень считать… Но на Родосе, фотографируя в замке, стиснутый стенами и тенями, в не режимное время, выставляя ISO 200-320, при диафрагме f8 — f9 уже не боялся значений выдержки 1/450 — 600 секунды. Плохой я математик, а вот результатами почти доволен. А еще я перестал боятся густых теней! Звучит как паранойя, особенно, с учетом моей профессии, ха-ха… Эту статью мне бы перед Прагой прочитать.

  12. Олег:

    Спасибо, Сергей! Очень интересное правило!
    Век живи — век учись, однако! 🙂
    Чисто ассоциативно напомнило анекдот от Юрия Никулина: «Один англичанин все время проигрывал деньги на скач­ках. И однажды он, наконец, понял, что нужно сделать, что­бы взять крупный выигрыш. Он не играл шесть лет. За шесть лет он скопил шесть тысяч фунтов стерлингов. И через шесть лет, шестого числа, шестого месяца, в день больших скачек в Лондоне, он встал в шесть часов утра, специально вызвал такси с номером 66-66, приехал на ипподром, дал шесть шил­лингов на чай таксисту, пошел в шестую кассу и все шесть тысяч фунтов стерлингов поставил на шестой заезд на шес­тую лошадь… И лошадь пришла шестой…» 🙂 🙂 🙂

  13. Олег:

    Легкий оффтоп 🙂 На Flickr сейчас проходит тематическая публикация работ молодых фотографов 20under20
    flickr.com/20under20
    Как для молодежи, так, с моей точки зрения, очень даже прилично, но вот что подумалось: преобладают работы постановочные и те, где используется сложная техника обработки… Мало пейзажных работ, ибо это должно быть сочетание очень ювелирной обработки, «дабы не испортить…» (как у того же Джима Ричардсона)… И открытия мест, которые будут «уводить» от повседневной обыденности привычных ландшафтов… А это очень хлопотно… Поэтому, спасибо, Серж, что с твоей помощью в этом блоге живет очень интересное и СЛОЖНОЕ, даже если с первого взгляда кажется иначе, направление фотографии… Будем с нетерпением ждать новых отчетов…

    P.S. также , кроме новой Nikon D750 🙂 , будем ждать другого рабочего монитора с другой цветопередачей и открытия новых алгоритмов постобработки 🙂 ( скажи, я нудный в плане монитора 🙂 ? но я все ж таки вижу, что и тут есть куда двигаться , хотя, возможно, я ошибаюсь 🙂 )

    • Сергей Лахардов:

      Олег, ты меня хвали, но не перехваливай. Все работы, представленные в данной публикации — высокохудожественные, на мой взгляд. Мои поделки рядом с ними — смешно сравнивать!

      Получать такие фотографии не намного легче, чем хороший пейзаж. И сил требуется не мало, чтобы организовать съемку, чтобы обработать правильно.

      Нужен мне и монитор, и обрабатывать учиться… Всему свое время. 🙂 Спасибо, что даешь мне правильные советы!

  14. Олег:

    Да ладно, насчет поделок!.. 🙂 Это ты очень самокритичен!.. 🙂 Хотя, говорят, это — залог творческого роста… 🙂

  15. Максим:

    Сергей, последнюю неделю не просматривал твой блог, а зря… ))) В минувшую субботу с семьей и сестрой съездили на Белую гору тоже. Для съемок нужно ехать в будний день, чтобы народа было поменьше. Да и погода, поначалу, когда народа было мало, плохо для съемок подходила. Сестра у меня поехала одетой по-летнему, поэтому с сына кофту сняли, а я куртку свою отдал. Холодно ведь там на Белогорье. Но я не шибко замерз, хотя ухо продуло (больные они у меня с детства) и руки замерзли… А так мне очень понравилось, да и моим родным тоже.

    Так как после горы времени вагон оставался, то ещё и до города Кунгур доехал. Ребенок сходил в Кунгурскую пещеру. Первый раз, наверное, пожалел, что не пользуемся картами банковскими, так как в Кунгур не планировал и денег с собой было немного. А цена за вход составляет 700 рублей с человека плюс съемка 150 рублей. На троих взрослых получается почти 2500 рублей. Но там и у пещеры есть что делать. Съезжу к зиме ближе ещё раз, специально, поснимать в пещеру. Фото Белогорского монастыря и пейзажей, открывающихся с горы Белой тут лежат: fotki.yandex.ru/users/maxcps/album/158484/

    • Максим:

      Судя по карте, расстояние от Екатеринбурга до Белой горы составляет 326 километров, у меня вышло — 255 км. Не намного меньше при наших-то просторах! 🙂

      • Сергей Лахардов:

        Мне нужно было добраться в Белогорье не из Екатеринбурга, а из Красноуфимска. Всего лишь, 140 километров… 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Максим, спасибо за свой рассказ о поездке на Белогорье. Действительно, собираясь на гору, даже такую небольшую, как Белая, нужно думать о температуре. Мы с Александром (чьи комментарии есть в начале этой статьи), его девушкой и моей женой в эту субботу съездили вместе на гору Аракульский Шихан в Челябинской области. Перед поездкой посмотрел температуру – минус 2 градуса с утра, поэтому оделись – как на Север, даже зимние перчатки с собой взяли. К счастью, ничего из теплых вещей не понадобилось, так как после восхода солнца было довольно тепло – плюс 8-10 градусов.

      В общем, рад, что понравилось вам на Белогорье! И желаю быстрее поправиться с ушами. Знаю – что это такое: во время путешествия на Филлипины простудил тоже и на острове на стену лез от боли.

      В кунгурской пещере я не был ни разу, но место известное. Кстати, говорят, лучше туда приезжать именно зимой, так как потолки будут обледенелые и так красивее.

      Отдельное спасибо за фотографии! В очередной раз вижу, что люди, увлекающиеся одним делом – и мыслят одинаково. Когда я ехал фотографировать Белогорский монастырь, хотел привезти именно такие кадры, как у тебя на снимках: 5339 и 5392. И, кстати, мне ОЧЕНЬ понравилась фотка 6291 (правда, обработка какая-то необычная) и 6305!

      • Максим:

        Всё-таки, я люблю снимать, когда не сплошная пелена, а когда лучи солнца в разрывы туч пробиваются (это — не в режимное время). В золотой час, вообще бы, чистое небо. 🙂 Поэтому я получил далеко не всё, чего хотел от съемки. Но, повторюсь, в остальном доволен. 🙂 А последние снимки: там, вообще, хотел подъехать ближе к комбайну, но все мои ненавязчиво постанывали насчет поесть… 🙂



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required