\n

Споры о том, что лучше взять: профессиональный кроп Nikon D300s или продвинутую любительскую зеркалку Nikon D7000

Текст статьи обновлён: 8.11.2019

В мае сего года один из читателей сайта поделился примерами изображений, полученных на профессиональную зеркальную камеру Nikon D4s с объективом Nikon 24-70mm f/2,8. И, несмотря на то, что я позволил себе немного покритиковать его работы, а также не согласился с тем, что простому фотолюбителю вообще существует резон покупать топовый фотоаппарат, Василий захотел показать образцы снимков, снятых им на остававшийся долгое время в линейке Никон самым продвинутым и самым дорогим Nikon D300s, предшественник современного Nikon D500. Автор так же, как и в прошлый раз, стоит на позиции, что фотокамера с самыми серьезными характеристиками может быть одним из основных кандидатов на покупку. А я вот, не могу согласиться и не удержался от того, чтобы не вступить с ним в полемику. Поэтому, если вы любите холивары на технические темы, вместо обсуждения художественного качества фотографий, добро пожаловать «на войну».


Содержание обзора

  1. Отзыв владельца Nikon D300s о своём фотоаппарате.
  2. Примеры фото на эту камеру и КИТовый объектив Nikon 18-105mm f/3.5-5.6.
  3. Снимки на Никон Д300с и ширик Никон 14-24/2.8, предназначенный, в первую очередь, для полнокадровых моделей.
  4. Использование портретного фикса Nikon 85mm f/1.4G на Nikon D300s.
  5. Съемка со студийным светом.
  6. Применение телевика Nikon 70-300mm f/4.5-5.6.
  7. Фотографии с полнокадрового репортажного зума Nikon 24-70mm f/2.8G.
  8. Резюме владельца.
  9. Мои аргументы, почему цена на Nikon D300s выглядит завышенной.
  10. Детальное сравнение моделей Nikon D7000, Nikon D7100, Nikon D7200 и Nikon D500. Анализ параметров матриц по динамическому диапазону, цветопередаче и рабочему ISO. Фотоохота на Никон Д300с и профессиональный светосильный телеобъектив Никон 70-200/2,8.

* * *

1. Краткий обзор модели Nikon D300s

Автор текста ниже — Василий К.

Добрый день, дорогие читатели! Прочитав на днях обзор Nikon D200 на этом сайте, я решил продолжить тему и рассказать о её «внуке» – камере Nikon D300s, которая мной была куплена в далеком 2012 году в тот самый момент, когда стало известно, что её снимают с производства (может, совпадение, но спонтанное решение о покупке профессионального полнокадрового фотоаппарата Nikon D4s было принято также, когда увидела свет новая модель Nikon D5 и, соответственно, снят с производства Никон Д4с).

Внешний вид камеры Nikon D300s с объективом Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Обзор с примерами фотографий.

Внешний вид камеры Nikon D300s с объективом Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Обзор с примерами фотографий.

Модель Никон Д300с относится к линейке профессиональных зеркальных камер с матрицей формата APS-C и представляет собой продукт модернизации Никон Д300. Минимального набора улучшений хватило, чтобы фотоаппарат оказался не то, что не хуже своих конкурентов, а стал своеобразным эталоном в своем классе (увеличена скорость непрерывной съемки, появилась функция «виртуальный горизонт», расширен режим «Активный D-lighting», стало возможной видеосъемка, появилась «тихая съемка», 2 слота для карт памяти и прочие улучшения). Поступила в продажу она в июле 2009 года, снята с производства в первой половине 2012 года. В те времена её более дешевыми аналогами были Никон Д90 и Никон Д7000.

Буквально пару слов о выборе этой модели, или почему я прошел мимо нового поколения Nikon D7000.  Перед выбором системы в целом и модели в частности, было изучено море информации, живьем подержал в руках и Nikon D300s, и Nikon D7000 (который мне держать в руках не так удобно).  Основными достоинствами, которые и определили мой выбор стали: профессиональный 51-точечный автофокус, скорость серийной съемки с дополнительным батарейным блоком, эргономика (все основные функции выведены на отдельные кнопки), затвор с заявленным ресурсом 150’000 срабатываний, более «жирный» пиксель, наличие слота для двух разных карт памяти, что тоже имеет свои достоинства.

Для информации, кто вообще не имеет представления о камере Никон Д300с, основные ее особенности:

  • высокое качество изображения;
  • отличная эргономика (сравнимая с аналогичным по размеру и весу полнокадровым Nikon D810) и продуманное управление (все основные функции вынесены на отдельные кнопки и переключатели);
  • хорошее быстродействие;
  • емкий буфер, позволяющий непрерывно снимать 45 кадров в формате RAW (обычное сжатие, 14 бит; правда, скорость при использовании формата 14 бит падает до 2,5 кадра/секунду);
  • точный и быстрый автофокус;
  • видеосъемка в формате HD;
  • пыле- и влагозащищенный корпус;
  • фотоаппарат Nikon D300s, естественно, имеет встроенный мотор фокусировки;
  • имеется командный режим управления внешними вспышками и режим высокоскоростной синхронизации.

В комплекте с тушкой шел «китовый» объектив Nikon 18-105, который, в первое время, являл собой предел совершенства в моих глазах.

Впоследствии была докуплена вспышка Nikon Sb-910 (выбор был только между «системных» моделей), как самая мощная из представленных на рынке. На практике, в дальнейшем, оказалось, что для повседневных нужд было бы достаточно и менее мощной модели. Так в моем распоряжении появилась Nikon Sb-700, ставшая незаменимой при съемке в помещении и которая позволяла использовать ИСО в диапазоне 200-1000 (для камеры Никон Д300с минимальное ИСО составляет 200 единиц).

По прошествии уже более 4-х лет я ни разу не пожалел о своем выборе, и ни разу не было ситуации, чтобы камера меня в чем-то ограничивала. Даже перейдя на полный кадр Nikon D4s, я не допускал мысли о ее продаже, и теперь она также будет служить мне верой и правдой, но уже в качестве второй камеры.

В освоении фотоаппарата мне отлично помогли две фундаментальные книги:

  1. «Thom Hogan’s Complete Guide to the Nikon D300 and D300s 3rd Edition» – детальное описание конструктива камеры и практические советы использования всех ее настроек.
  2. Джо Макнелли, «Дневник горячего башмака. Идеальная фотография со вспышкой» – описание профессиональной работы камеры как со вспышкой, так и без. Автор рассказывает, как думает и что делает фотоаппарат в той или иной ситуации, часто будто бы он умеет читать ее (камеры) мысли.

После прочтения последней книги, начинаешь понимать, что камера никогда не ошибается — это мы неправильно вводим исходные данные для съемки. Нужно начать думать так, как думает аппарат и, зная это, предупреждать возможные свои ошибки. Особенно это касается работы экспозамера – понимая алгоритм его работы, можно смело использовать любой режим, вводя соответствующие поправки.

И еще есть очень интересные видео уроки от Scott Kelby «D-Town TV»всем начинающим и любителям очень рекомендуется!

Итак, начнем рассматривать примеры фотографий, снятых на профессиональный кроп Nikon D300s с разными объективами.

2. Образцы фото на Никон Д300с КИТ 18-105

Все снимки в сегодняшнем обзоре получены в формате RAW, проявлены в программе ViewNX2.

Фотография 1. Обзор камеры Nikon D300s KIT 18-105. Лондон. Биг Бен. Параметры съемки: ISO 200, F8, 1/800 s.

Фотография 1. Обзор камеры Nikon D300s KIT 18-105. Лондон. Биг Бен. Параметры съемки: ISO 200, F8, 1/800 s.

Фотография 2. Отзывы о профессиональном кропе Nikon D300s KIT 18-105. Псков. Вид на Псковский кремль. Настройки: ISO 200, F8, 1/500 s.

Фотография 2. Отзывы о профессиональном кропе Nikon D300s KIT 18-105. Псков. Вид на Псковский кремль. Настройки: ISO 200, F8, 1/500 s.

Фотография 3. Отзывы владельцев о камере Никон Д300с КИТ 18-105. Турция. Белек. Лунная дорожка. 3200, F7,1; 1/8 s.

Фотография 3. Отзывы владельцев о камере Никон Д300с КИТ 18-105. Турция. Белек. Лунная дорожка. 3200, F7,1; 1/8 s.

Фотография 4. Когалым. Портретные зарисовки. Камера Nikon D300s KIT 18-105. Настройки: 800, F5,6; 1/60 s, экспо коррекция: +0,7.

Фотография 4. Когалым. Портретные зарисовки. Камера Nikon D300s KIT 18-105. Настройки: 800, F5,6; 1/60 s, экспо коррекция: +0,7.

Фотография 5. Съемка на Nikon D300s KIT 18-105 в отпуске. ОАЭ. Дубай. Бурж Халифа. ISO 3200, F3,5; 1/6 s.

Фотография 5. Съемка на Nikon D300s KIT 18-105 в отпуске. ОАЭ. Дубай. Бурж Халифа. ISO 3200, F3,5; 1/6 s.

К слову, этот здание в блоге уже появлялось: Михаил Шмаков рассказывал про ночную съемку в Дубаи на полный кадр Canon EOS 6D.

3. Примеры фотографий на Nikon D300s c широкоугольным объективом Nikon 14-24mm f/2.8G ED AF-S Nikkor

Фотография 5. Оман. Рассвет в горах. Пример фото на профессиональную кропнутую зеркалку Nikon D300s с широкоугольным зумом Nikon 14-24mm f/2.8G. Настройки: 200, F7,1; 1/125 s.

Фотография 5. Оман. Рассвет в горах. Пример фото на профессиональную кропнутую зеркалку Nikon D300s с широкоугольным зумом Nikon 14-24mm f/2.8G. Настройки: 200, F7,1; 1/125 s.

Фотография 7. Оман. Горные пейзажи. Пример фото на Nikon D300s + ширик Nikon 14-24mm f/2.8G. Настройки: 200, F7,1; 1/800 s., экспокоррекция: +0,2.

Фотография 7. Оман. Горные пейзажи. Пример фото на Nikon D300s + ширик Nikon 14-24mm f/2.8G. Настройки: 200, F7,1; 1/800 s., экспокоррекция: +0,2.

Поход в горы султаната Оман. Почему снял в черно-белом варианте? Дело в том, что в оригинале на ближнем плане — тёплый цвет горного склона слева сразу акцентирует на себя внимание.

Фотография 8. Снято на длинной выдержке, на штативе, что в корне меняет картинку, которую видит человеческий глаз: она намного скучнее. Камера Nikon D300s с объективом Nikon 14-24mm f/2.8G. Параметры: ISO 200, F8; 15 s.

Фотография 8. Снято на длинной выдержке, на штативе, что в корне меняет картинку, которую видит человеческий глаз: она намного скучнее. Камера Nikon D300s с объективом Nikon 14-24mm f/2.8G. Параметры: ISO 200, F8; 15 s.

Фотография 9. ОАЭ. Фуджейра. Тестирование Nikon D300s с шириком Nikon 14-24mm f/2.8G. Настройки: 200, F13; 1/320 s, экспокоррекция: +0,3.

Фотография 9. ОАЭ. Фуджейра. Тестирование Nikon D300s с шириком Nikon 14-24mm f/2.8G. Настройки: 200, F13; 1/320 s, экспокоррекция: +0,3.

Фотография 10. Оман. Горный оазис. Обзор камеры Никон Д300с и примеры фото на Никон 14-24/2,8. 200, F7,1; 1/800 s, экспокоррекция: +0,2.

Фотография 10. Оман. Горный оазис. Обзор камеры Никон Д300с и примеры фото на Никон 14-24/2,8. 200, F7,1; 1/800 s, экспокоррекция: +0,2.

4. Примеры фотографий на Никон Д300с на Nikon 85mm f/1.4G ED AF-S Nikkor

Фотография 11. Крупно плановый портрет на камеру Nikon D300s и портретный фикс Nikon 85mm f/1.4G. 200, F1,8; 1/80 s, экспокоррекция: -0,3.

Фотография 11. Крупно плановый портрет на камеру Nikon D300s и портретный фикс Nikon 85mm f/1.4G. 200, F1,8; 1/80 s, экспокоррекция: -0,3.

Фотография 12. Портрет. Примеры съемки на профессиональный кроп Nikon D300s и портретный фикс Nikon 85mm f/1.4G. 200, F1,6; 1/250 s, экспокоррекция: +0,2.

Фотография 12. Портрет. Примеры съемки на профессиональный кроп Nikon D300s и портретный фикс Nikon 85mm f/1.4G. 200, F1,6; 1/250 s, экспокоррекция: +0,2.

5. Примеры снимков на Никон Д300с со студийным освещением

При съемке со студийным светом или накамерными вспышками, как правило, выдержка не имеет значения. Обычно устанавливается минимальная выдержка синхронизации, экспозиция регулируется только диафрагмой (ИСО для максимального качества изображения устанавливается на минимальное значение).

Фотография 14. История игрушки. Камера Nikon D300s с штатным объективом Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR Nikkor. Параметры съемки: 200, F8; 1/250 s.

Фотография 14. История игрушки. Камера Nikon D300s с штатным объективом Nikon 18-105mm f/3.5-5.6G AF-S ED DX VR Nikkor. Параметры съемки: 200, F8; 1/250 s.

При съемке этого снимка использовано 3 источника света.

Фотография 15. В темноте. Использована одна портретная тарелка. Камера Nikon D300s. Объектив Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor. 200, F11; 1/60 s (моя ошибка, но на результат не повлияло).

Фотография 15. В темноте. Использована одна портретная тарелка. Камера Nikon D300s. Объектив Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor. 200, F11; 1/60 s (моя ошибка, но на результат не повлияло).

Фотография 16. Портрет. Использовано два источника света. Фотоаппарат Nikon D300s. Объектив Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor. 200, F7,1; 1/160 s.

Фотография 16. Портрет. Использовано два источника света. Фотоаппарат Nikon D300s. Объектив Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor. 200, F7,1; 1/160 s.

6. Фото на Никон Д300с с телеобъективом 70-300mm f/4.5-5.6G ED-IF AF-S VR Zoom-Nikkor

Фотография 17. Странный летательный аппарат. Тестирование Nikon D300s с телевиком Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Настройки: 200, F5.6; 1/500 s.

Фотография 17. Странный летательный аппарат. Тестирование Nikon D300s с телевиком Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Настройки: 200, F5.6; 1/500 s.

Фотография 18. Съемка портрета на камеру Nikon D300s с объективом Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Настройки: 200, F4,5; 1/1000 s, экспокоррекция: -0,3 (плюс подсветил вспышкой)

Фотография 18. Съемка портрета на камеру Nikon D300s с объективом Nikon 70-300mm f/4.5-5.6G. Настройки: 200, F4,5; 1/1000 s, экспокоррекция: -0,3 (плюс подсветил вспышкой)

Фотография 19. Съемка на Nikon D300s и телевик Nikon 70-300mm. Розовые фламинго. 200, F8.0; 1/1000 s.

Фотография 19. Съемка на Nikon D300s и телевик Nikon 70-300mm. Розовые фламинго. 200, F8.0; 1/1000 s.

7. Кропнутая камера Никон Д300с и репортажный зум для фуллфрейма Nikon 24-70mm f/2.8G ED AF-S Nikkor

Фотография 20. Портрет на кропнутую профессиональную зеркалку Nikon D300s и полнокадровый зум Nikon 24-70mm f/2.8. 800, F2,8; 1/60 s., экспокоррекция: +0,3 (подсветил вспышкой)

Фотография 20. Портрет на кропнутую профессиональную зеркалку Nikon D300s и полнокадровый зум Nikon 24-70mm f/2.8. 800, F2,8; 1/60 s., экспокоррекция: +0,3 (подсветил вспышкой)

Фотография 21. Портрет верблюда. Тестирование зума Nikon 24-70mm f/2.8 на кропнутой тушке Nikon D300s. Параметры съемки: ISO 200, F3,2; 1/5000 s. (один из редких случаев, когда нужна выдержка короче 1/4000с, так что это ответ тем, кто говорит, что 1/4000 достаточно «за глаза»)

Фотография 21. Портрет верблюда. Тестирование зума Nikon 24-70mm f/2.8 на кропнутой тушке Nikon D300s. Параметры съемки: ISO 200, F3,2; 1/5000 s. (один из редких случаев, когда нужна выдержка короче 1/4000с, так что это ответ тем, кто говорит, что 1/4000 достаточно «за глаза»)

Фотография 22. Домик в Пушкинских Горах (музей). Пейзаж, снятый на Nikon D300s с зумом Nikon 24-70mm f/2.8G. 200, F6,3; 1/1000 s.

Фотография 22. Домик в Пушкинских Горах (музей). Пейзаж, снятый на Nikon D300s с зумом Nikon 24-70mm f/2.8G. 200, F6,3; 1/1000 s.

Фотография 23. Пейзаж каменных джунглей. Фотоаппарат Nikon D300s с объективом Nikon 24-70mm f/2/8G. 200, F8; 1/5s., экспокоррекция: +0,2 (использован штатив, так называемые «гражданские сумерки»)

Фотография 23. Пейзаж каменных джунглей. Фотоаппарат Nikon D300s с объективом Nikon 24-70mm f/2/8G. 200, F8; 1/5s., экспокоррекция: +0,2 (использован штатив, так называемые «гражданские сумерки»)

Фотография 24. Дом в облаках. Съемка на камеру Nikon D300s и объектив Nikon 70-200mm f/2.8G. 200, F10; 1/1000 s., экспокоррекция: +0,3

Фотография 24. Дом в облаках. Съемка на камеру Nikon D300s и объектив Nikon 70-200mm f/2.8G. 200, F10; 1/1000 s., экспокоррекция: +0,3

8. Заключение к обзору профессиональной зеркальной камеры Nikon D300s

Теперь пришло время подвести итоги. Есть ли фотокамеры без минусов? Конечно нет! Но есть фотокамеры, найти недостатки в которых приходится с большим трудом. Именно к ним и относится Nikon D300s. Если Вы выбираете серьезную зеркальную фотокамеру, но, по тем или иным причинам, пока не готовы перейти на полный кадр, то данная модель будет отличным выбором.

Этому фотоаппарату по зубам любая съемочная задача: от повседневной и художественной фотосъемки до серьезной репортажной работы.  Неслучайно замену ей готовили долгих 7 лет, и лишь только в этом году появился Nikon D500, но учитывая стоимость новинки, рекомендовать к покупке ее можно лишь самым отчаянным энтузиастам матриц APS-C (ввиду крайне завышенной стоимости).

И в этом самом месте снова и снова мы возвращаемся к вопросу выбора фотокамеры, но, к сожалению, ничего нового Вы не услышите. Однако, повторение — мать учения: если вы не имеете представления о зеркальных камерах Никон, то у Вас одна дорога – Никон семейства 3*** или 5***. Отличный выбор для начинающего фотографа.

Если Вы любитель, вам придется определиться с бюджетом, из которого вытекают два пути: полный кадр (для большинства сценариев будет достаточно Никон Д610 и Д750; модель Никон Д810 можно рекомендовать только для настоящих гурманов, возводящие в Абсолют детализацию и динамический диапазон, да и цветопередача у неё – одна из лучших среди камер Nikon).

Существует также огромный рынок камер предыдущих поколений, конечно, уже бывших в употреблении, но от этого ни капли не теряющих своих свойств. Для любителя здесь имеется очень четкий выбор: безусловно, это или Никон Д300с (матрица формата APS-C) или профессиональные полнокадровые модели Никон Д3, Д3с, Д4 и Д4с (тут — одна надежда на везение: найти в отличном состоянии фотоаппарат по вполне вменяемой стоимости, а может — и вообще почти даром). Если Вы профессионал, то советы Вам ни к чему…

Спасибо за внимание! Удачного сочетания цвета и света, интересных моментов и красивых моделей.

Primery zhenskikh portretov sniatykh na Nikon D5600 s manualnym obieektivom Vivitar 135mm f 2 8 i reportazhnykh snimkov na Nikon 18-55mm f 3 5-5 6G AF-P VR DX predostavlennykh fotografom s Madagaskara.
Примеры женских портретов, снятых на Nikon D5600 с мануальным объективом Vivitar 135mm f/2.8 и репортажных снимков на Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-P VR DX, предоставленных фотографом с Мадагаскара.
Dlia kropnutykh zerkalok Nikon i Canon ne sushchestvuet svetosilnogo zuma s EFR 14-24 krome Tokina 11-16mm f 2 8 Obzor s primerami fotografii na Nikon D7100.
Для кропнутых зеркалок Nikon и Canon не существует светосильного зума с ЭФР 14-24, кроме Tokina 11-16mm f/2.8. Обзор с примерами фотографий на Nikon D7100.
Trudno poluchit khoroshie foto pri sieemke v pomeshchenii bez impulsnogo istochnika sveta Sravnitelnyi obzor vspyshek Godox TT685n i Nikon SB-910 Pochemu oni luchshe Yongnuo YN-685N Zakon obratnykh kvadratov
Трудно получить хорошие фото при съемке в помещении без импульсного источника света. Сравнительный обзор вспышек Godox TT685n и Nikon SB-910. Почему они лучше Yongnuo YN-685N. Закон обратных квадратов.
A vy znali chto makroobieektivy byvaiut shirikami Obzor Laowa 15mm f4 1 1 Macro i testirovanie ego na polnom kadre Nikon D800 na KROPe Nikon D5600 so vspyshkoi YongNuo Speedlite YN-560 IV.
А вы знали, что макрообъективы бывают шириками? Обзор Laowa 15mm f4 1:1 Macro и тестирование его на полном кадре Nikon D800, на КРОПе Nikon D5600 со вспышкой YongNuo Speedlite YN-560 IV.

9. Послесловие от Сергея Лахардова по поводу характеристик камеры Nikon D300s

В разделе «Фотодело» можно посмотреть снимки, полученные на Nikon D200 – профессиональный кроп, отделенный в линейке Никон от сегодняшнего героя обзора моделью Nikon D300 (без буквы «s»). В статье я высказался о нем положительно, поскольку, несмотря на то, что выпущен в свет он был аж в 2005 году, по характеристикам матрицы (динамический диапазон, цветопередача и рабочее ИСО) фотоаппарат Никон Д200 сопоставим с более свежими Кэнонами (например, с Canon EOS 700D). При этом, тушку Nikon D200 можно купить на вторичном рынке по цене дешевле мыльницы, которую он легко заткнет за пояс.

А вот с моделью Nikon D300s совсем другая история: её сняли с производства, но до сих пор продают. Цена составляет… барабанная дробь… 80’000 рублей!!! Дороже, чем последняя модель продвинутой любительской зеркалки Nikon D7200…

Как-то я сравнивал новый профессиональный кроп Nikon D500 со своим любительским полным кадром Nikon D610, и не мог понять, кто является покупателем кропнутых моделей. Профи возьмет себе дорогую полнокадровую камеру Nikon D4s или Nikon D5. В подавляющем большинстве случаев с задачами съемки свадьбы, корпоратива, фотоохоты или спорта, отлично справится полнокадровая Nikon D750, стоящая дешевле, но имеющая уровень рабочего ISO выше в 2.2 раза. То есть, цифровые шумы у нее появляются гораздо позже, чем у кропнутого конкурента.

Для обычного фотолюбителя, снимающего в отпуске или на даче цветочки и детей, вполне подойдет простая модель 5-й серии (я говорю о Nikon D5100 или Nikon D5200). А уж камеры 7-й серии способны покрыть 95% потребностей среднестатистического фотографа.

Наверное, тут еще стоит определиться, что значит термин «профессиональный фотоаппарат». Первая версия: тот, которым зарабатывают на хлеб. Когда-то я читал интервью с директором фотошколы, который сказал такую вещь: «Профессионалы не покупают профессиональные зеркалки, поскольку свадебщик замучается отбивать цену Nikon D5. Такие камеры покупают состоятельные фотолюбители, желающие покрасоваться перед коллегами». И я с этим утверждением согласен.

Вторая версия: профессиональная зеркалка – это модель, в которой используются самые передовые технические новшества. К ним и относился Nikon D300s, и теперь – его «сын» Nikon D500.

Так вот, профессиональный фотоаппарат, в отличие от любительского, обычно имеет хорошую пыле- и влагозащиту, быстрый и цепкий автофокус, больший буфер обмена, чтобы обеспечить длительную непрерывную съемку, удобное управление.

За все эти особенности приходится выкладывать денежные купюры. Поэтому я всегда и рекомендую сто раз подумать, нужна или нет вам та или иная опция, а потом уже принимать решение. И, если обоснованность покупки Nikon D500, хоть гипотетически, я могу еще принять, то приобретение Nikon D300s по цене на 14% выше, чем Nikon D7200 – на мой взгляд, нонсенс.

Это – первое. А второе – считаю, что Василий в очередной раз продемонстрировал, что в обычных условиях (когда не нужно фотографировать вражеских диверсантов, под ледяным дождем пытающихся в густых сумерках пересечь границу в узком ущелье) типичный фотолюбитель не использует многие преимущества профессионального фотоаппарата.

Да, я охотно верю, что Nikon D300s ни разу его не подводила. Но также и я фотографировал подобные же сюжеты на свою любительскую зеркалку Nikon D5100 и получал, как мне кажется, неплохие результаты, хотя у неё нет климатозащищенности и система автофокуса состоит из 1-й крестовой и 8-ми обычных точек.

Фото 25. Пример съемки на Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8G. Стоит ли покупать старенькую Nikon D300s? 1/200, 9.0, 320, 55.

Фото 25. Пример съемки на Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8G. Стоит ли покупать старенькую Nikon D300s? 1/200, 9.0, 320, 55.

Этот снимок получен с использованием профессионального репортажного зума Никон 17-55мм f/2,8 во время поездки в горную деревню в Китае. Если сейчас взять такой набор бывшим в употреблении, то стоимость его будет сопоставима с новой тушкой Nikon D300s body. И я свято верю, что в подавляющем большинстве случаев фотолюбителю лучше взять такой комплект, каким я фотографировал вместо Никон Д300с.

В ночной съемке зеркалка Nikon D5100 превосходит древнего конкурента уже потому, что у нее выше динамический диапазон и цветопередача (см. рассказ про обучение китайцев в городе Фэнхуан).

Фотография 26. Пример ночного пейзажа, снятого на Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8. Сравниваем с старшей по рангу и по возрасту Nikon D300s. Параметры съемки: ½, 2.8, 100, 35.

Фотография 26. Пример ночного пейзажа, снятого на Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8. Сравниваем с старшей по рангу и по возрасту Nikon D300s. Параметры съемки: ½, 2.8, 100, 35.

И, несмотря на слабую систему автофокуса, я также фотографировал летательные аппараты (см. отчет о поездке на споттинг в аэропорту Кольцово).

Фото 27. Образец использования Никон Д5100 для съемки подвижных объектов. Сравнение с Никон Д300с. 1/1000, f/4.8, ISO 320, ФР=145 мм.

Фото 27. Образец использования Никон Д5100 для съемки подвижных объектов. Сравнение с Никон Д300с. 1/1000, f/4.8, ISO 320, ФР=145 мм.

По поводу фотографирования динамики – тут нужно еще обратить внимание на следующие различия между профессиональной и любительской фотосъемкой. Допустим, фотограф зарабатывает на жизнь съемкой свадеб. Каждую неделю он должен сфотографировать, как невеста кидает букет, и его ловят подружки. Конечно, ему лучше взять камеру с самым совершенным автофокусом (только, почему КРОП Nikon D500, а не полный кадр Nikon D750?).

Другой случай. Вы – обычный фотолюбитель. Внезапно звонит телефон, и ваш друг просит: «Ваня, завтра у нас свадьба, денег на фотографа нет. Можешь своей зеркалкой Nikon D5200, хотя бы, поснимать?» Даже, если вы не успеете снять кадр с летящим букетом, ваш знакомый будет счастлив, если вы предоставите кадр, где девушка, поймавшая цветы, блистает глазами, а все окружающие радуются её удаче!

Фото 28. Пример съемки репортажа и портрета на любительский кроп Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8. Сравнительный обзор Nikon D300s. 1/200, f/3.5, 320, 38.

Фото 28. Пример съемки репортажа и портрета на любительский кроп Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8. Сравнительный обзор Nikon D300s. 1/200, f/3.5, 320, 38.

Хорошо, не нравится слабый фокус Nikon D5100, покупайте Nikon D7000, у которого матрица такая же, но уже 39 точек фокусировки, возможность командного управления внешними вспышками, подстройка автофокуса и множество других усовершенствований, характерных для профи камер.

А если и Nikon D7000 по фокусировке смущает (меня 39 точек на полном кадре Nikon D610 почему-то устраивают), от чего бы не обратить взор на Nikon D7100, стоящий на 42% дешевле и с 51-й точкой автофокуса? Давайте сравним модели 7-й серии более подробно.

Esli vy budete fotografirovat s ispolzovaniem tiazhelogo televika ili shirika vozniknet problema kak zakrepit kameru vertikalno ona norovit kliunut Sushchestvuet prostoe reshenie kronshtein L-plate
Если вы будете фотографировать с использованием тяжелого телевика или ширика, возникнет проблема, как закрепить камеру вертикально – она норовит «клюнуть». Существует простое решение: кронштейн L-plate.
Nedavno obieiavleno o vypuske na rynok pervoi bezzerkalki s KROPnutoi matritsei Nikon Z50 Vo vtoroi chasti obzora Fuji X-T10 sravnivaem ee s Fujifilm X-T30 i X-T3.
Недавно объявлено о выпуске на рынок первой беззеркалки с КРОПнутой матрицей Nikon Z50. Во второй части обзора Fuji X-T10 сравниваем её с Fujifilm X-T30 и X-T3.
Mnogie vladeltsy KROPov podumyvaiut o perekhode v budushchem na fullfreim poetomu pokupaiut optiku dlia polnogo kadra CHto budet esli kachestvennyi DX-obieektiv Nikon 17-55mm f 2 8G postavit na FX
Многие владельцы КРОПов подумывают о переходе в будущем на фуллфрейм, поэтому покупают оптику для полного кадра. Что будет, если качественный DX-объектив Nikon 17-55mm f/2.8G поставить на FX.
Rasskaz o postanovochnoi fotosessii na ulitse sniat na Nikon D7100 s zumamm Tamron AF 17-50 F 2 8 A16N i Tokina AT-X 535 AF Pro SD 50-135 F 2 8 S kakimi slozhnostiami prishlos stolknutsia fotoliubiteliu.
Рассказ о постановочной фотосессии на улице снят на Nikon D7100 с зумамм Tamron AF 17-50 F/2.8 A16N. и Tokina AT-X 535 AF Pro SD 50-135 F/2.8. С какими сложностями пришлось столкнуться фотолюбителю.

10. Сравнение фотоаппаратов Nikon D7000, Nikon D7100 и Nikon D7200 с камерами Nikon D300s и Nikon D500

Когда только появилась в продаже новая модель Nikon D7000, многие фотолюбители не могли определиться, стоит ли им покупать Никон Д7000 или уже существовавшую в то время профессиональную кропнутую зеркалку Никон Д300с. Наверное, сейчас такие сомнения тоже могут настигнуть тех фотографов, кто решается на покупку подержанной камеры. Поэтому предлагаю посмотреть подробнее, в чем основные различия между этими двумя зеркалками.

Компания Никон позиционировала модель Nikon D7000, как новое поколение, стоящее в линейке между Nikon D90 и Nikon D300s, поэтому её можно назвать «полупрофессиональной зеркальной камерой с кропнутым сенсором». Отличительная ее особенность – новейшая матрица с улучшенными характеристиками (раньше я уже упоминал, что также похожий сенсор устанавливали на мою зеркалку Nikon D5100). Фотоаппарат Никон Д7000 оснащался процессором Expeed II, позволяющим снимать качественное видео в формате 1080p, в отличие от чипа первой серии, которая справлялась только с видеосъемкой в разрешении 720p.

Если сравнить камеру Nikon D7000 и Nikon D300s, то ключевая разница между ними в следующем:

  1. Во-первых, в зеркалке Никон Д7000 используется матрица с большим разрешением: 16,2 мегапикселей против 12,3 мегапикселя. Между фотографами идут постоянные холивары на тему, хорошо или плохо, когда в зеркалке много пикселей. Увеличение разрешения матрицы приводит к повышению вероятности цифровых шумов и возрастанию требований к оптике. Зато появляется возможность, при наличии хорошей оптики, снимать фотографии в высоком разрешении и затем печатать их на бумаге без потери детализации.
  2. Еще одно отличие сенсора у Nikon D7000 от Nikon D300s – более широкий диапазон рабочего ИСО: от 100 до 6400 единиц (натуральное) и до 25’600 – в расширенном режиме. Зеркалка Никон Д300с может похвастать лишь ISO 200 – 3200 с возможностью расширения до 6400 единиц, т.е. разница у них – в 1 стоп по натуральному ISO и 2 стопа по расширенному.
  3. Новый процессор Expeed II на зеркалке Nikon D7000 позволяет снимать Full HD видео (1920x1080p) @ 24 fps (24 кадра в секунду). Более старенькая Nikon D300s, как сказано выше, снимает видео в разрешении 720p (1280x720p) @ 24 fps. Кроме того, Никон Д7000 имеет возможность видеосъемки в режиме 720p и 30, 25 или 24 кадра в секунду, а также в разрешении 424p при 30 и 25 кадра в секунду; камера Никон Д300с — только 24 к/с.
  4. У обеих камер материал корпуса – магниевый сплав. Хотя, у Nikon D7000 из такого сплава сделан верх и задняя стенка, а у Nikon D300s весь корпус.
  5. У модели Никон Д7000 имеется обновленный датчик замера экспозиции TTL с 2016-типиксельным RGB-сенсором, у Никон Д300с – более старый 1005-типиксельный.
  6. Обе камеры имеют два слота для карт памяти, но у D7000 оба они под SD-карточки, у D300s — Compact Flash + SD.
  7. По весу зеркальный фотоаппарат Nikon D7000 легче на 140 граммов, чем Nikon D300s.
  8. Скорость непрерывной съемки у модели Никон Д7000 составляет 6 к/с при емкости буфера 10 фоток в RAW 14 бит против 7 к/с у Никон Д300 с и емкости буфера 30 снимков несжатого 14 битного РАВа. При использовании батарейной ручки MB-D10 и скоростных карт памяти профессиональная модель способна выдать 8 кадров в секунду.
  9. Фотоаппарат Nikon D7000 снимает с брекетингом экспозиции до 3-х кадров, а D300s — до 9 снимков.
  10. Если сравнить системы автофокуса, профессионал Никон Д300с может похвастать 51-й точкой, в том числе 15-ю крестовыми. Продвинутая любительская зеркалка Никон Д7000 скромничает с 39-ю точками, 9 из которых — крестовые. При этом, видимо, за счет новейших технологий в модели D7000, диапазон срабатывания у них одинаковый: от -1 до +19 EV.
Сравнение параметров кропнутых зеркалок Nikon профессионального и продвинутого уровня
Характеристик Nikon D7200 Nikon D7100 Nikon D7000 Nikon D300s
Разрешение матрицы, Мп

24.2

16.2

12.3

Тип матрицы

CMOS

Размер матрицы, мм

23.5×15.6

23.6×15.8

Размер пикселя, µ

3.92

3.9 4.8

5.5

Антиалиасный фильтр

Нет

Да

Очистка от пыли

Да

Размер изображения, пиксели

6’000 x 4’000

4’928 x 3’264

4’288 x 2’848

Модель процессора, EXPEED

4

3 2

1

Тип видоискателя

Пентапризма

Покрытие видоискателя

100%

Встроенная вспышка

Да, возможность командного режима

Карты памяти

2x SD

1x CF, 1x SD

Скорость непрерывной съемки, к/с

6 или 7 с кроп-фактором 1.3x

6

7 или 8 с бат.ручкой

Размер буфера (RAW, без потерь 14-bit)

18

6 10

30

Размер буфера (RAW, сжатый12-bit)

35

9 15

45

Скорость затвора, сек.

1/8000 — 30

Срок службы затвора, циклы

150’000

Датчик замера экспозиции

2,016-pixel RGB sensor 3D Color Matrix Metering II

1,005-pixel RGB sensor 3D Color Matrix Metering II

Базовое ISO ISO 100 ISO 200
Родное ISO

ISO 100-25’600

ISO 100-6’400

ISO 200-3’400

Система фокусировки

Advanced Multi-CAM 3500DX

Multi-CAM 4800DX

Multi-CAM 3500DX

Точки фокусировки

51, в т.ч. 15 крестовые

39, в т.ч. 9 крестовые

51, в т.ч. 15 крестовые

Работа АФ

до f/8

до f/5.6

Выход видео

MOV, H.264/MPEG-4

MOV, сжатый

AVI, сжатый

Разрешение видео

1920×1080 (1080p) до 60p

1920×1080 (1080p) @ 24p, 25p, 30p, 50i, 60i 1920×1080 (1080p) @ 24p

1280×720 (720p) @ 24p

Запись звука

Встроенный, как опция внешний стереомикрофон

Размер ЖК-дисплея

3.2″

3.0″

Разрешение ЖК-дисплея, пиксели

1’228’800

921’000

Всторенный GPS

No

Wi-Fi

Built-in, с NFC

Eye-Fi совместим, WU-1a

Eye-Fi совместим

Аккумулятор

EN-EL15 Lithium-ion

EN-EL3e Lithium-ion

Заряд батареи, снимков

1’110

950 1’050

950

Зарядное устройство

MH-25

MH-18a

Пыле и влагозащита

Да

Версия USB

2.0

Масса (тушка), г

675

690

840

Размеры, мм

135.5 × 106.5 × 76

132 × 105 × 77

147 × 114 × 74

Средняя цена, в рублях на 29.08.16

30’000 (Авито)

56’000 70’000 80’000

Технические характеристики фотоаппаратов можно сравнить в любом обзоре. Гораздо сложнее оценить, насколько сильно различается картинка, выдаваемая разными матрицами. Для этого воспользуемся уже известным нам сайтом Dxomark, который проводит независимые лабораторные испытания камер.

Рисунок 29. Таблица сравнения параметров матрицы Nikon D300s с сенсорами камер Nikon 7-й и 5-й серии.

Рисунок 29. Таблица сравнения параметров матрицы Nikon D300s с сенсорами камер Nikon 7-й и 5-й серии.

Во-первых, посмотрим, как различается цветопередача (глубина цвета) в камерах Никон Д300с от конкурентов.

Рисунок 30. График сравнения цветопередачи матриц камер Nikon D300s, Nikon D500, Nikon D7000, Nikon D7100 и Nikon D7200.

Рисунок 30. График сравнения цветопередачи матриц камер Nikon D300s, Nikon D500, Nikon D7000, Nikon D7100 и Nikon D7200.

На сравнительном графике я выделил желтым цветом диапазон в 1 бит, который на глаз отличить невозможно. Видим, что предлагаемая мною к рассмотрению Никон Д7000 уступает только Никон Д7200, да и то минимально. И настолько же она выигрывает у Никон Д300с.

Рисунок 31. Пробуем сравнить Nikon D7000 по динамическому диапазону с другими моделями любительского, продвинутого и профессионального уровня.

Рисунок 31. Пробуем сравнить Nikon D7000 по динамическому диапазону с другими моделями любительского, продвинутого и профессионального уровня.

Сравнение по динамическому диапазону (параметр важен при съемке против света, при фотографировании пейзажей и в других случаях, связанных с сильными перепадами освещенности сцены) показывает, что Nikon D7000 кладет на лопатки Nikon D300s и проигрывает, опять же, только Nikon D7200. Желтая зона — различие в 0,5 EV, незаметное для глаза человека.

Для фотоохоты, съемки спортивных соревнований нам приходится ставить короткую выдержку. Самый красивый свет – в режимное время, но освещенности не хватает и приходится поднимать ИСО. По уровню рабочего ISO (когда цифровые шумы не сильно портят картинку) Nikon D300s чуть лучше дорогих мыльниц. Если выделить диапазон 200 единиц, камера Nikon D7000 уступает только Nikon D5500.

Рисунок 32. Различие зеркальных фотоаппаратов Никон по рабочему ИСО.

Рисунок 32. Различие зеркальных фотоаппаратов Никон по рабочему ИСО.

Вот такие пироги! Еще раз скажу, что профессиональная зеркалка Nikon D300s была замечательной камерой для своего времени. Но продавать её по цене Nikon D7200 с такими отсталыми параметрами – кощунство и издевательство над покупателем.

В заключение хочу сказать спасибо Василию за отзыв о камере, за то, что решился выставить свои работы на обозрение. Желаю успешного развития в деле фотосъемки. Я не стал критиковать сами фотографии, хотя, считаю, что можно предъявить достаточно много замечаний. Мне понравилась демонстрация того, что при наличии хорошего света, можно получать очень резкие, детализированные снимки.

Предлагаю еще посмотреть примеры съемок на этот фотоаппарат с динамичными сюжетами, где профессиональная система автофокуса раскрывается в большей мере.

Автор: Оксана Беликина (https://www.facebook.com/profile.php?id=100009259304904). Фото из портфолио Дарьи (https://fotki.yandex.ru/users/dustylace).

Фото 33. Пример съемки на Nikon D300s и объектив AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II. 1/2000 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/4, 70 мм, ISO 500.

Фото 33. Пример съемки на Nikon D300s и объектив AF-S Nikkor 70-200mm f/2.8G ED VR II. 1/2000 сек, 0 eV, приоритет диафрагмы, f/4, 70 мм, ISO 500.

Фото 34. Пример съемки на Nikon D300s с объективом Nikon 70-200mm. 1/1250, 4.0, ISO 500, ФР=160.

Фото 34. Пример съемки на Nikon D300s с объективом Nikon 70-200mm. 1/1250, 4.0, ISO 500, ФР=160.

Фотография 35. Образец снимка на Никон Д300с и телевик Никон 70-200. 1/4000, 0 eV, f/3.2, 98 мм, 1000.

Фотография 35. Образец снимка на Никон Д300с и телевик Никон 70-200. 1/4000, 0 eV, f/3.2, 98 мм, 1000.

И еще примеры фотоохоты с этой зеркалкой. Автор: Elektrik-Vlad (https://fotki.yandex.ru/users/elektrik-vlad).

Фото 36. Съемка птиц на профессиональный кропнутый фотоаппарат Nikon D300s. 1/3200, 8.0, 300, ISO 3200.

Фото 36. Съемка птиц на профессиональный кропнутый фотоаппарат Nikon D300s. 1/3200, 8.0, 300, ISO 3200.

Снимок 37. Фотоохота на профи-камеру Никон Д300с. 1/400, 7.1, 300, 320

Снимок 37. Фотоохота на профи-камеру Никон Д300с. 1/400, 7.1, 300, 320

Изображение 38. Фотоохота на Nikon D300s. Считаю, что Nikon D7000 смог бы тоже снять в фокусе это изображение, но шума было бы меньше. 1/3200, f/13.0, 300, 3200.

Изображение 38. Фотоохота на Nikon D300s. Считаю, что Nikon D7000 смог бы тоже снять в фокусе это изображение, но шума было бы меньше. 1/3200, f/13.0, 300, 3200.

Снимок 39. При съемке менее подвижных объектов можно снизить ИСО. Тестируем Никон Д300с. Для Никон Д7000 такой кадр тоже не был бы проблемой. 1/800, 8.0, 500, 400.

Снимок 39. При съемке менее подвижных объектов можно снизить ИСО. Тестируем Никон Д300с. Для Никон Д7000 такой кадр тоже не был бы проблемой. 1/800, 8.0, 500, 400.

1) В продаже появилась новая модель 7000-й серии: Nikon D7500. В комментарии ниже попробуем сравнить её параметры с камерами Nikon D7200 и Nikon D500. Разберемся, кого заинтересует новинка.

Analiz otlichij linejki lyubitel'skih zerkalok Nikon D5100, Nikon D5200, Nikon D5200, Nikon D5300 i Nikon D5500. Kakie parametry na chto vliyayut i stoit li na nih obrashchat' vnimanie.
Анализ отличий линейки любительских зеркалок Nikon D5100, Nikon D5200, Nikon D5200, Nikon D5300 и Nikon D5500. Какие параметры на что влияют и стоит ли на них обращать внимание.
Interv'yu s vladelicej Nikon D50, kotoraya kogda-to byla mladshim variantom Nikon D200. Primery shikarnyh natyurmortov, snyatyh pri estestvennom svete ot okna.
Интервью с владелицей Никон Д50, которая когда-то была младшим вариантом Никон Д200. Примеры шикарных натюрмортов, снятых при естественном свете от окна.
Sravnenie parametrov professional'noj kropnutoj zerkalki Nikon D500 i lyubitel'skogo polnogo kadra Nikon D610. Pochemu ya ne vizhu prichiny otdavat' predpochtenie KROPu.
Сравнение параметров профессиональной кропнутой зеркалки Nikon D500 и любительского полного кадра Nikon D610. Почему я не вижу причины отдавать предпочтение КРОПу.
Obzor Nikon D200. Vypushchen 11 let nazad, no mozhet potyagat'sya s myl'nicami i nekotorymi sovremennymi kameram Canon EOS, esli postavit' na nego kachestvennyj ob
Обзор Nikon D200. Выпущен 11 лет назад, но может потягаться с мыльницами и некоторыми современными камерам Canon EOS, если поставить на него качественный объектив.
Vtoraya chast' testirovaniya premial'noj myl'nicy Fujifilm X30 – snimaem fotoreportazh so sportivnyh sorevnovanij. V konce – perechen' ssylok na osnovnye uroki fotografii dlya novichkov.
2. Вторая часть тестирования премиальной мыльницы Fujifilm X30 – снимаем фоторепортаж со спортивных соревнований. В конце – перечень ссылок на основные уроки фотографии для новичков.
V stat'e o tom, kak predskazat' krasivyj rassvet ili zakat, mozhno posmotret' harakteristiki modeli Nikon D90 i sravnit' s konkurentami. Predstavleny fotografii s raznymi ob
В статье о том, как предсказать красивый рассвет или закат, можно посмотреть характеристики модели Никон Д90 и сравнить с конкурентами. Представлены фотографии с разными объективами.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required



комментариев 98

  1. ВАСИЛИЙ:

    Спасибо большое, Сергей, за публикацию. Добавить почти нечего: разве только, что все камеры, перечисленные в данной статье, более чем достаточны любителю. Со временем начинаешь понимать главенствующее значение оптики над камерой.

    А выбор сейчас обусловлен только удобством использования и кругом задач, которые будут стоять перед камерой. Статус — может да, но в таком случае лучше брать Лейку…

    • Сергей:

      Василий, и тебя благодарю еще раз за время и силы, потраченные на публикацию этого обзора Nikon D300s. Вообще, мне кажется не очень много владельцев этого фотоаппарата — как-то она выпала из моего поля зрения, пока ты не предложил написать этот отзыв. Главное, что владельца радует. И, несмотря на то, что часто говорю о том, что некоторые функции у той или иной модели излишни, бывает такой момент, когда радуешься, что у твоей камер лучше фокус, или есть вот та кнопочка, которые помогли поймать твой лучший кадр!

      P.S. А где ты снимал фламинго: в зоопарке или на воле? Мне напомнила твоя фотка тот день, когда мы путешествовали по Мексике за рулем и приехали в заповедник Селестун в Мексиканском заливе. Я так жалею, что тогда не было телеобъектива, все пришлось на китовый объектив снимать… 🙁

  2. Василий:

    Сергей, фламинго были сняты в экологической резервации около Дубая. После этих съемок задумался о покупке телеобъектива с фокусным 150-600 мм. Может, взять Sigma, а может Tamron.

    На момент покупки фотоаппарат Никон Д300с (январь 2012) стоил почти столько же, что и Никон Д7000. Интересный факт: один профессиональный фотограф начинал снимать с Никон Д3000, потом перешел на Никон Д7000, а недавно купил Никон Д800. На вопрос, почему именно Д8**, он ответил, что у Nikon D7000 и Nikon D800 очень похожая цветопередача, что облегчает постобработку.

    Другой «профи», имея Никон Д810 и купив Никон Д4 б/у, не выпускает ее из рук из-за удобства в работе, а Nikon D810 теперь использует только для съемок рекламы. А в то же самое время кратно растет количество покупателей беззеркалок.

    • Сергей:

      Всё потому, что только конкретный фотограф знает, что конкретно ему нужно. Всё, что высказано в сегодняшнем обзоре про Nikon D300s или Nikon D7000, или Nikon D7200 — лишь твоё и моё мнение.

      В обзоре Nikon D610 я писал, что мне очень не хватает поворотного экрана — для огромного количества людей это вообще не имеет никакого значения. Кому-то нравится, как в руке лежит — и это тоже нормально (кстати, внешне Никон Д300с на этой твоей фотке в начале обзора — выглядит, действительно, серьёзно). Кому-то в какой-то модели неудобно колесико лежит.

      Про цветопередачу — отдельная история. Вполне допускаю, что кому-то в Nikon D300s она понравится больше, чем в Nikon D7000. Вообще, начинаю думать, что может у меня у самого в голове что-то не то с цветопередачей. 🙂 Дело в том, что очень часто на форумах возникают лютые битвы по поводу скин-тонов, оттенков зеленого и связанным вопросам. Я лично различаю разницу, но как-то не страдаю по этому вопросу. Мне вообще, говорил ранее, в последнее время оттенок с Canon нравится. 🙂 Нужно, видимо, заняться вопросом изучения передачи цветов…

      Ну и, еще раз. Мне кажется, время Никон Д300с ушло (судя по параметрам матрицы). Но если говорить про Никон Д500, то она — автомобиль Тойота Королла с двигателем 3,5 литра, усиленным корпусом и подвеской. Отлично подойдет для соревнований, но по городу ездить будет жестковато и много топлива тратится в пробках. Достаточно иметь гражданский вариант с двигателем 2,5 литра. Но есть состоятельные люди, которые могут не думать о цене топлива.

      Так и Nikon D500 найдет своего покупателя, как находили D300s, D300 и D200.

    • Сергей:

      Василий, всё с фламинго не угомонюсь. 🙂 Под экологической резервацией ты имел ввиду заповедник Рас Аль Хон (Ras Al Khor Wildlife Sanctuary, رأس الخور‎‎)? Просто ни разу об этом месте не слышал и думал, что в Дубай едут отдыхать только на пляже и за шопингом. Сейчас почитал — оказывается, здесь еще и перелетные птицы останавливаются, можно наблюдать.

      Конечно, для фотоохоты на птиц нужно иметь Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Sports Nikon F или Tamron SP AF 150-600mm f/5-6.3 Di VC USD. 🙂 Хотя, недавно совсем Максим показывал снимки, снятые на свой Nikon D750 и Sigma AF 50-500mm F4.5-6.3 APO DG OS HSM. Тоже ничего… если не снимать издалека, когда появляется дымка.

  3. Василий:

    Сергей, у тебя получились отличные выводы и комментарии. Абсолютно со всем согласен. А я пошел искать новые темы для съемок…

  4. Павел Черталев:

    Сергей и Василий, спасибо за подборку карточек, снятых на Nikon d300s. Я сам когда-то, покупая свою первую зеркалку, думал: взять БУ Nikon d7000 или Nikon d300s. На этот вопрос эксперты все в один голос отвечали что Никон Д7000 — более совершенный аппарат. И я тогда остановил свой выбор на Nikon D7000. Но все равно думал, не ошибся ли. Поэтому сейчас я с большим любопытством прочитал данный пост.

    Сразу скажу: снимки, на мой взгляд, очень приличные — чувствуется, что снимал опытный фотограф. Так что, вся моя критика касается только технической части. Снимки на высоких ИСО выглядят грязноватыми из-за шума: первая с фотоаппаратом (не знаю на что снято), №3, №5 (с башней), №7, №9, №38, №36. Крупнолицевые портреты выглядят как-то грубо, как будто детализация низкая. На этих фото мне хочется больше четкости, и точности в деталях: №4, №5 (Оман), №11, №19, №23 (возможно, дело в дымке или обработке).

    Посмотрев сейчас эти карточки я утвердился во мнении, что я не ошибся в покупке Nikon D7000, в основном, из-за портретов. Прошу не судите мою критику строго — я сейчас уже снимаю на Nikon D800 и, скорее всего, сильно развращен возможностями более современной и дорогой техники. 🙂

    • Василий:

      Павел, камера Nikon D300s, скажем так, специфическая. В свое время она была пределом моих мечтаний: мне нравится «жирный пиксель» и я не гонюсь за детализацией. Недавно стоял выбор между Никон Д810 и Никон Д4с — я осознанно выбрал вторую и понимаю, что имеющейся техники достаточно под все мои задачи. Теперь стараюсь набираться опыта и имею желание заняться коммерческой съемкой, чтобы любимое дело приносило еще и доход, пусть даже символический. 🙂

  5. ЮРИЙ:

    В 2014 году я тоже мучился о том, что выбрать: профи Никон Д300С или любительскую Никон Д7100. Выбрал новую Nikon D7100, и ни разу не пожалел. Время Nikon D300s, увы, прошло…

    • Сергей:

      Юрий, что-то я задал неправильный тон этой статьей. Не хотел особо ругать Nikon D300s, просто думал показать, что у этой камеры есть особенности, и тот, кто её покупает, о них должен знать (и, наверное, из-за них покупает).

      А так мы все кулики и хвалим свои болота… 🙂 Я ни разу не разочаровался в покупке Nikon D5100, Павел — в Nikon D7000, Юрий — в Nikon D7100, Василий — в Nikon D300s… 🙂 Всё потому, что выбирали под свои нужды. И еще потому, что современные камеры, даже начального уровня (типа Никон Д3200) на 90% удовлетворят потребности среднестатистического фотографа, который не специализируется на каком-то узком сегменте.

  6. ЮРИЙ:

    Все верно, Сергей! Конечно, топовая техника во всем лучше, но цены сейчас конские, а посему будем работать с тем, что есть. Спасибо за интереснейшую статью!

    • Василий:

      Юрий, я, в свое время, выбирал между Никон Д300с и Никон Д7000. Камера Nikon D7100 была, своего рода, работой над ошибками Nikon D7000. Ну, а модель Никон Д7200 — это совсем другая камера, и ее сравнивать с Никон Д300с уже не имеет смысла, так же, как Никон Д7200 и Никон Д500.

      Но от себя добавлю, что так называемые профессиональные камеры требуют отличных знаний управления ими. И любой пробел в этих знаниях сводит на нет все ее преимущества. А что касается Никон Д300с, я и по сей день не могу полностью использовать ее потенциал. Не буду говорить о ИСО, поскольку существует много очень разных мнений о том, стоит или нет, и как и что снимать на высоких ISO. Но при выборе ФФ я отдал предпочтение высоким ИСО и удобству, чем детализации и динамическому диапазону. И опять предпочел камеру, уже снятую с производства…

      • ЮРИЙ:

        Да, учиться нужно постоянно. С любой камерой, иначе — никак!

      • Сергей:

        Василий, вот опять не соглашусь: профессиональные камеры не требуют каких-то особых знаний для управления. Все, что нужно знать: правильно ставить ИСО, выдержку и диафрагму, корректировать экспозицию и выбирать режим автофокуса, соответствующий ситуации. 🙂 На профи моделях, возможно, получится сделать это быстрее, поскольку все кнопки управления вынесены на корпус, а в любительских приходится лезть в меню.

        Отличие профессиональных фотоаппаратов от любительских, на мой взгляд: в надежности. Я смотрел документальные фильмы, как снимали те или иные кадры для National Geographic. Там, чтобы сфотографировать пару фоток с медведями, снаряжают экспедицию с тридцатью ящиками оборудования и двадцатью помощниками фотографу. Представь, потратили 250 тысяч долларов на поездку в Чили, зашли на 50 км в леса национального парка, а фотоаппарат намок и перегорели платы… или пыли «наглотался»… или в сумерках плохо фокусируется и фотки нерезкие. Или затвор умер…

        • ЮРИЙ:

          Правильно выставить параметры не так-то и просто — я только через год стал более-менее прилично снимать. И нужно вкусно обработать — что требует очень серьезных знаний.

          • Сергей:

            Так я тоже первую зеркалку Nikon D5100 купил в ноябре 2011 года, а работать с гистограммой и вводить экспокоррекцию, использовать функцию «Auto ISO» научился только в этом году… что меня не красит… 🙂

            Но разницы в настройках, что Nikon D3100, что Nikon D5 нету. И, если снимая невесту в белом платье на белом снегу, чтобы они не получились серыми, нам нужно вводить экспокоррекцию в плюс, то это придется делать и на любительской зеркалке, и на профессиональной… Возможно, у второй экспозамер чуть лучше работает, но все равно при съемке на белом фоне она ошибется, поскольку эта ошибка заложена в алгоритм работы автоматики.

          • Василий:

            Юрий, Вы правы. Я тут недавно решил купить первый в жизни монитор для обработки фото BenQ SW2700. Так вот, все картинки буквально расцвели буйством красок…

          • Сергей:

            Когда я купил новый монитор, тоже понял, что 3 года был «слеп»… 🙂 Оказалось, что фотографии могут быть совсем другими. Хотя, обрабатывать снимки мне он не особо помогает — так толком не научусь «что и когда крутить» в Лайтруме или, тем более, в Фотошопе. 🙁

          • Василий:

            Сергей, в новых камерах был приятно удивлен возможностью изменять настройки максимальной выдержки в зависимости от фокусного расстояния объектива, что, в свою очередь, влияет на параметры «АвтоИСО».

        • Василий:

          Сергей, в общем и целом, может и да. Но 01 сентября была неловкая ситуация, когда при съемке со вспышкой, Никон Д4с сам вносил экспокоррекцию на величину коррекции вспышки. Пришлось полазить в меню, чтобы понять, что это были настройки «по умолчанию» (в Никон Д300с такого не было). И таких настроек-сюрпризов полно.

          А теперь представь ситуацию, когда любитель, не стесненный в средствах, покупает такую камеру и не знает что делать… У меня есть знакомый, фотолюбитель, решил купить Кенон 6Д, я его учил вносить экспокоррекцию — закончилось тем, что все фото у него получались с жутким пересветом, и он не знал, что делать. Тем более, столкнулся он с этим в отпуске — просто пахло трагедией. Благо, переход в полный автомат сбрасывает все предыдущие настройки…

          А профессиональные камеры тоже, бывает, подводят, но, конечно, очень редко. Поэтому все профи всегда имеют запасную (а то и две) камеру. 🙂

          • Сергей:

            Василий, только что привел пример Юрию: вносить экспокоррекцию нужно и при съемке на простой фотоаппарат, и на сложный. Да, иногда, профессиональный фотик ввиду более продвинутой системы замера экспозиции может и сам выдать лучшую картинку. Но, в целом, и там и там нужно учиться настраивать.

            Просто, например, на Nikon D300s ты крутанешь колесико настройки ISO и выставишь нужный параметр; а на Nikon D5200 придется зайти в меню и там установить нужное ИСО. Но то, что его нужно менять (и в каких случаях), придется изучать и владельцу Никон Д300с, и обладателю Никон Д5200.

          • Сергей:

            Когда я делал обзор мыльницы Fujifilm X30, снимал впервые в жизни с внешней вспышкой. Пришлось тоже покопаться с настройками, пока не стало получаться…

  7. Василий:

    Сергей, место, которое ты указал, тоже достаточно интересное, но не такое впечатляющее. Фламинго были сняты на Nikon D300s здесь: Al Qudra Flamingo and Swan Lake, Dubai, UAE.

  8. ЮРИЙ:

    Чтоб не быть голословным, цитата: «Нам, бывает, такое присылают, снятое на Кэнон 5Д Марк2 — дешевый телефон снимает лучше!» — Ирина Терентьева, директор фотобанка «ЛОРИ», если кто не знает…

    • Сергей:

      Юрий, нашли чем удивить! Посмотрите мой блог: камера Nikon D610 + набор объективов стоят, как неплохой автомобиль. А снимаю иногда, пусть не как на телефон, но как на дешевую мыльницу — точно. 🙁

  9. ЮРИЙ:

    Не скромничайте: фото у Вас отличные!

    • Сергей:

      Спасибо за доброе слово, Юрий! Фото очень нравятся, пока не посмотришь чьи-нибудь работы на 35photo.ru…

      • Василий:

        Сергей, все приходит с опытом и желанием совершенствоваться. Те, кто фото зарабатывают на жизнь, снимают почти каждый день, вырабатывают свой стиль и не боятся экспериментировать. Поэтому всем нам надо как можно больше фотографировать на разную интересную тематику и искать «свое» направление.

      • ЮРИЙ:

        На 35фото у меня 2 снимка есть.

        • Сергей:

          Могу только позавидовать! И поздравить. Я так и не выбрал 10 фото, чтобы послать им на комиссию: ленюсь вставать на рассвете и фотографировать при режимном свете. Вот и нечего выбрать. 🙂

  10. Владимир:

    Здесь расписано про Nikon D300s и Nikon D7000. Но давайте возьмем Nikon d700. Я понимаю, что не кроп, но все же по цене приблизительно к Никон Д300с. Мне, как новичку, кажется это — мастхэв. Поправьте, если я не прав. Вообще хочется услышать какое-то мнение по этой камере.

    • Владимир:

      Хотя нет. Посыпаю голову пеплом: по цене я не прав.

    • Сергей:

      Владимир, в конце обзора есть ссылка на сравнение в комментариях кропа Nikon D500 и полного кадра Nikon D610. Само обсуждение идет в отзыве, почему я купил Никон Д610, хотя перед этим мечтал взять Никон Д750.

      Так вот, в той статье приведены данные по матрице Никон Д700: цветопередача, как у Nikon D7000, динамический диапазон заметно меньше (12,2 EV — как у Nikon D300s), рабочее ISO — 2303 единицы (в 2,9 раза лучше, чем Никон Д300с и в 1,7 выше, чем у Никон Д500).

      Каждый выбирает для себя наиболее важные параметры. Для меня высокое рабочее ИСО — большой плюс, много раз писал, что геометрия картинки с полного кадра нравится больше (хоть и не смог это подтвердить в ходе опытов).

    • Василий:

      Владимир, сейчас все эти камеры играют на одном поле — рынке б/у. А там ценообразование очень условное: если повезет (ну процентов так 5), то можете взять Никон Д700 по цене Никон Д300с или Никон Д7000. Тут очень многое зависит от состояния и срочности продажи.

      Абсолютно не согласен с Сергеем относительно Nikon D700. У нее имеются конечно свои «особенности», но это камера «профессионалов», которой до сих пор не выпустили полноценную замену и никогда не выпустят, поскольку она была практически близнецом Nikon D3s. И очень многие продолжают работать именно с ней.

      А для любителя выбор-то не большой: Nikon D610 или Nikon D750. Поскольку, если ты не зарабатываешь фото на жизнь, то гарантия на камеру и современные матрицы гораздо важнее, чем ресурс, эргономика, имидж и т.д. Но, судя по времени, скоро на рынок должны выйти преемники: Никон Д610, Никон Д750 и Никон Д810. Вот думаю, новые камеры будут много интереснее существующих, поскольку производителю во время кризиса надо идти ва-банк только.

      • Сергей:

        Василий, сравнивая Nikon D700 и любой кроп, я безоговорочно выбрал бы Nikon D700. Если же анализировать Никон Д700 и, скажем, Никон Д610, то я однозначно выбрал бы более новую модель из-за параметров матрицы (собственно, в обзоре Nikon D610 я писал, что была возможность взять б/у Nikon D700 за 1/2 цены, но я не стал его покупать, так как нужны были более широкая цветопередача и динамический диапазон, рабочее ISO).

  11. Василий:

    Сергей, твои рассуждения как любителя верны и справедливы, однако те, кто покупает камеры для работы, думают иначе. Те, кто покупает Никон Д700 б/у по цене менее 50 тыс.рублей, знают, какие параметры им важнее всего, а также не последнее место имеет ликвидность на вторичном рынке. Очень мало профессионалов в России, у кого основная камера Никон Д610 или Никон Д750. Справедливости ради отмечу, что очень много зарубежных фотографов перешли на Nikon D750 из-за оптимального сочетания характеристик.

    Российские реалии несколько иные: многие меняют Nikon D700 или на Nikon D8** или на очень б/у Никон Д3с, Никон Д4с. Но немало и тех, кто после Никон Д700, Никон Д610, Никон Д750 полностью меняют систему на Кенон…

    Но нам «любителям» не понять «профессионалов», у которых на первом месте стоит прибыль/доход или имидж/рейтинг.

    • Сергей:

      Василий, в статье я упоминал, что понятие «профессионалы» неоднородное. Например, один тип профессиональных фотографов — те, кто фотографирует на свадьбах и детских утренниках, репортажи для СМИ в JPEG. Они за один сеанс выдают 1000 снимков, никак их не обрабатывают. Я их уважаю и ничего против не имею. По какой-то мне неведомой причине они на всех форумах говорят, что Nikon D700 — недостижимый ныне идеал.

      Но есть, фотолюбители, например, выставляющие свои работы на сайте 500px. Многие из них не зарабатывают на фотографии. Они просто умеют качественно фотографировать и обрабатывать снимки. Я тоже их называю «профессионалами» — в смысле, умеют работать с фото. Они, конечно, обработают снимки не только с Nikon D700, но и с Nikon D70 так, что я от зависти умру. Причем на доведение до ума каждого снимка могут тратить до нескольких часов… Более современная камера даст им гораздо больше творческих возможностей из-за все тех же параметров матрицы. И они давно фотографируют новыми моделями типа Nikon D610, Nikon D750, Nikon D810, Nikon D5.

      Для моих нужд среднестатистического фотолюбителя камера Nikon D700 в подметки не годится новой Nikon D750. Отличия у них следующие:
      1) Старая модель не снимает видео. Я довольно часто задействую эту функцию.
      2) Никон Д700 фотографирует 5 к/с в секунду против 6,5 к/с. Правда, с батарейной ручкой разгоняется до 8 к/с и емкость буфера для 14-ти битного файла у них 20 проти 15-ти кадров.
      3) Синхронизация вспышки 1/200 и 1/250 секунды.
      4) Нет поворотного экрана.
      5) Минимальная выдержка 1/8000 против 1/4000 секунды.
      6) Несмотря на 51 точку фокусировки у обеих моделей, диапазон срабатывания у Никон Д700 составляет от «-1EV до +19EV» vs «-3EV…+19EV» у Никон Д750. То есть, у Nikon D700 чувствительность фокусировки такая же, как у Nikon D610.

      Влияние всех этих факторов лично для меня я описывал в обзоре Никон Д610 — мизерное. При этом по цветопередаче, динамическому диапазону и рабочему ISO старинная модель Nikon D700 находится далеко позади от всех новинок, начиная с Nikon D600. Я не говорю, что этой камерой нельзя снять качественные снимки. Но, если бы я сегодня выбирал б/у камеры, я бы выбирал из подержанных Nikon D610, Nikon D750, Nikon D800 и Nikon D810, а не Nikon D700.

  12. Василий:

    Сергей, никто не спорит о разумности выбора между современными камерами, и амбассадоры Никона — тому подтверждение. Как и многие другие фотографы, кто покупает для работы новые фотоаппараты. Но есть более низкий уровень, кто до сих пор работает и кто покупает Никон Д700. Вторичный рынок именно этой модели очень насыщен и востребован. Почему? Это уже другой вопрос.

    Все мы имеем камеры, которые не ограничивают нас технически, поэтому мы должны идти навстречу творческим успехам и раскрывать весь наш потенциал фотографов.

  13. Валентина:

    Фото птиц очень впечатлили, и верблюд — симпатяга. Остаётся только позавидовать умению делать такие снимки.

    • Сергей:

      По поводу фотографий птиц — лишний раз доказательство, что фикс позволяет получить очень качественную картинку. Автор снимал их на Nikon D300s с телевиком Nikon 300mm f/4 c телеконвертером 1,7 и 1,4. Это, если имелись ввиду птички в конце статьи.

      Фламинго на Яндекс-Фотках попали в «Популярные». 🙂

      • Валентина:

        Да, я имела ввиду птичек в конце статьи. Сергей, а что значит профессиональный кроп и любительский полный кадр? Как это определяется по марке фотоаппарата?

        • Сергей:

          Валентина, это больше определяется маркетингом производителя. И понятия «профессиональный» и «любительский» постоянно смешиваются. Чаще всего под профессиональной камерой я имею ввиду ту модель, что имеет максимальную техническую начинку и возможности. Но вообще разделение на классы довольно условное. У Никон это – серия D3***, D5***, D7*** и D500: кропнутые камеры начального, любительского, продвинутого любительского и профессионального уровня. А Никон Д6**, Никон Д750, Никон Д4с и Никон Д5 – полнокадровые любительские, продвинутые и профессиональные. Линейку Никон Д800 многие выделяют в отдельную ветку – профессиональные для студийной съемки и пейзажей (в то время, как Nikon D4s и Nikon D5 – для съемки репортажа).

          Всё это деление условно. На каждую из камер можно снять одинаково качественные снимки. Просто на какой-то модели будет удобнее, на другой – не так.

          И профессиональнее применение можно рассматривать через призму заработка денег. Например, на форумах процветает точка зрения, что для съемки свадеб обязательно нужна профессиональная зеркалка. Я считаю, что это не так. Можно вполне снимать свадьбу и на Nikon D3100 – просто будет не так удобно, как на Nikon D300c.

          Вот пример: Екатерина Ступникова, чьи примеры фото на Nikon D3100 мы видели в отдельном обзоре, фотографировала поначалу на Никон Д3100 и брала за свою работу оплату. Получается, она профессионал? Хотя качество фотографий, обработки у нее не на 100%… Другой человек владеет Nikon D500, прекрасно фотографирует и обрабатывает свои работы (в 10 раз лучше, чем Екатерина), но не берется за коммерческие заказы. Он любитель? Или профессионал? 😉

  14. Сергей:

    Уж боюсь, что доведу Василия до белого каления своими придирками… 🙂 Но по верблюду у меня 2 замечания. Во-первых, считаю, что нужно было «поджать» диафрагму, чтобы в резкости была не только трава, но и голова животного. Ну, если только у автора не было прямого желания акцентировать внимание на зубах зверя…

    Во-вторых, он пишет, что эта фотография — пример случая, когда требуется более короткая выдержка, чем 1/4000 секунды. Считаю, что в данном случае хватило бы 1/300-1/500 секунды по времени экспозиции. Очень короткие выдержки нужны при съемке динамических моментов (например, как на снимке летящих птиц с фото №36 и №38; даже там 1/3200 секунды хватило — что уж говорить про верблюда, жующего траву).

    Вообще, в обсуждении отчета о поездке на сафари в Шри-Ланке недавно разместил рекомендации, как фотографировать птиц в полете. Так вот, в зависимости от расстояния до объекта съемки, скорости и направления движения, достаточно 1/1600-1/4000 секунды.

    Мне кажется, жалуются на слишком длинную выдержку 1/4000 секунды у любительских моделей не потому, что сложно сфотографировать динамику, а потому, что при использовании светосильных объективов в солнечный день, засветится картинка. В обзоре объектива Nikon 35mm f/1.4G я столкнулся с тем, что почему-то «выбивало» небо. Лишь позже увидел, что на открытой диафрагме f/1.4 выдержка упиралась в предел 1/4000 секунды, и это было слишком много для той яркости небосвода. Следовало прикрывать диафрагму. Если бы на фото верблюда автор установил диафрагменное число f/2.8, выдержка получилась бы еще короче… а, если бы сделал резкой всю голову — она была бы длиннее, чем 1/4000 секунды.

  15. Сергей:

    У меня телефон также снимает.

    • Сергей:

      Спасибо за замечание, Сергей! Мне кажется, Вы не совсем корректны, сравнивая снимки с телефона и зеркальной камеры, ведь зеркалка – это просто фотоаппарат, устройство низшего класса. А смартфон – это продвинутая фотокамера, по которой еще можно разговаривать и в игры играть. Никогда снимки с зеркалки или беззеркалки не догонят по качеству, стоящие на высшей «социальной лестнице» телефоны! 😉

      • Сергей:

        Абсолютно с Вами согласен, особенно, если посмотреть на фото №11, 12 и 16. Во многих случаях (и руках), телефон снимает лучше, чем зеркалка. Впрочем, я даже писал об этом: если не лень, можете почитать здесь: fotokto.ru/blogs/ortodoksalnii-nikonist-o-shidevrah-v-fotografii-26472.html.

      • Николай:

        Поэтому R-объективы Canon и стоят 2500 долларов: потому что смартфоны снимают лучше. Бред тупых!



Добавить комментарий для Сергей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required