На выходных ко мне обратился читатель блога с просьбой о помощи: он купил объектив Nikon 24-85mm f/2.8-4D IF AF Zoom-Nikkor для своего старенького фотоаппарата Никон Д200, но не смог получить резкие снимки и попросил меня протестировать эту линзу на полнокадровом Никон Д610. Мы встретились, проверили этот зум, а заодно у меня появилась возможность прогуляться часик по парку и попробовать поснимать на Nikon D200 с моими линзами: репортажником для КРОПа Nikon 17-55mm f/2.8, репортажным зумом для полного кадра Nikon 24-70mm f/2.8 и сверхширокоугольным объективом Samyang 14mm f/2.8. Мне показалось, что читателям блога будет интересно посмотреть, на что способна старая зеркалка, оснащенная современными стеклами. Давайте же познакомлю вас с результатами моего пленэра.
История камеры Nikon D200 и основные её особенности
Модель Никон Д200 относится к линейке профессиональных кропнутых зеркалок. Поступила в продажу она в конце 2005 года, снята с производства в первой половине 2007 года. В те времена ее более дешевыми аналогами были Никон Д70с и Никон Д80 – прародители современных Nikon D7200, а также Nikon D50 – прапрадед любительской Nikon D5500.
Как видно из таблицы выше, зеркалка Никон Д200 была заменена моделью Д300, которую позже сменила Никон Д300с. В начале 2016 года анонсирована последняя версия данного типа зеркальных камер для профессионального использования – Никон Д500.
Обычно, когда я провожу сравнение разных фотоаппаратов, апеллирую к данным сайта Dxomark, который публикует результаты замеров показателей матриц цифровых фотокамер, прямо влияющих на качество изображения: динамический диапазон, глубина цвета и светочувствительность (ISO). Не будем делать исключение и в этот раз, анализируя отличительные особенности Nikon D200.
В таблице выше модели цифровых камер сортированы по мере возрастания рабочего ИСО. Видим, что старинная кропнутая зеркалка Nikon D200 для профессионалов слегка бьет современную навороченную мыльницу Sony Cyber-shot DSC-RX100M4 по ISO, стоимость которой в 8 раз выше (цену на Никон Д200 и на Никон Д90 брал с Avito и уменьшал до уровня «справедливой», т.е. той, которую не жалко отдать за такой старый фотоаппарат). Безусловно, у компакта есть свои преимущества (малый вес и размеры, съемка видео в формате 4K, очень качественный светосильный объектив – за него, думаю, и просит основную сумму производитель), но разделяют эти две модели 10 лет технического прогресса…
В табличном виде сравнивать неудобно — посмотрим, как различаются показатели фотоаппаратов на гистограммах. Вот, как выглядит ситуация с динамическим диапазоном разных матриц (напомню, что чем это величина больше, тем качественнее получается пейзажная съемка, так как одинаково хорошо прорабатываются и светлые, и темные участки сцены).
Наглядно видно, что по динамическому диапазону камера Nikon D200, спроектированная 11 лет назад, не уступает более свежим моделям Canon EOS 600D и Canon EOS 70D. Остальным конкурентам в нашей сравнительной линейке Никон Д200 все же проигрывает.
По цветопередаче Никон Д200 уступает только самой последней модели любительской зеркалки Никон Д5500 и моему бывшему КРОПу Никон Д5100. Отсюда вывод: для съемки портретов, с точки зрения глубины цвета, камера Nikon D200 подходит не хуже, чем «молодые» Canon EOS 600D или Canon EOS 70D.
Один из самых значимых параметров цифрового фотоаппарата – уровень рабочего ИСО — чем он выше, тем позже начинает появляться на фотографиях цифровой шум.
Старая матрица Никон Д200 дает о себе знать: он хуже всех кропнутых конкурентов от Никон и Кэнон (хотя, в принципе, сравним с более свежим профессиональным КРОПом Nikon D300s и с Canon 600D), но чуть лучше, чем продвинутый компакт Сони РХ-100, у которого шумы появляются из-за слишком мелкого пикселя (в сенсор с кроп-фактором 2.7 маркетологи «запихали» 20 мегапикселей – в 2 раза больше, чем у Nikon D200 и в 10 раз больше, чем нужно для печати фотки 10*15 см).
Вывод, который могу сделать, проанализировав таблицы характеристик сравниваемых моделей цифровых фотоаппаратов: камера Nikon D200, выпущенная 11 лет назад, по своим параметрам сравнима с Canon EOS 600D, которую запустили в производство на 6 лет позже. При этом Никон Д200 имеет множество «профессиональных плюшек», которых нет у любительской Кэнон 600Д:
- Шикарная эргономика, сравнимая с полнокадровым Nikon D750, множество кнопок управления на корпусе и вспомогательный экран, отображающий параметры съемки.
- Буфер огромной емкости, позволяющий непрерывно снимать 21 кадр в формате RAW.
- Камера имеет встроенный мотор фокусировки, т.е. может работать с объективами «под отвертку».
- Минимальная выдержка – 1/8000 секунды. Если вы почитаете обзоры полнокадровых зеркальных фотоаппаратов Nikon D610 и Nikon D750, увидите, что только ленивый не пинал их за 1/4000 секунды.
- Как и другие профессиональные и полупрофессиональные модели, может управлять внешними вспышками (командный режим), имеет режим быстрой синхронизации.
Из недостатков Nikon D200 можно отметить отсутствие функции внутрикамерной подстройки системы автофокуса (у Canon EOS 600D ее тоже нет), видеосъемки, автоматической очистки матрицы и режима съемки LiveView).
Учитывая всё вышеперечисленное, хочу сказать, что я не призываю бежать и покупать Никон Д200, но если вы уже владеете данным фотоаппаратом, или есть возможность приобрести его у проверенного продавца за вменяемые деньги, а бюджет ваш ограничен, то почему бы и не рассмотреть этот вариант. Учиться фотографировать на ней можно. Возможность поставить на Nikon D200 качественный объектив, подходящий для заданного жанра съемки, и относительно крупная матрица (кропфактор Кф=1,5) делает эту зеркалку на 2 головы выше большинства мыльниц среднего и высшего ценового диапазона.
Примеры фотографий на Никон Д200 с профессиональным репортажным объективом Никон 17-55/2,8
Далее будем смотреть образцы снимков, которые я получил на Nikon D200, прогулявшись в течение часа по Дендрарию в Екатеринбурге. Все фото сняты в формате RAW, проявлены в Lightroom и на них наложен фильтр Skylight мощностью 14% из набора Color Efex Pro 4 (напомню, что недавно Google объявил о том, что плагины серии Nik Collection стали бесплатными).
Сначала был установлен мой репортажник для КРОПа Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor.
Пруд в парке еще не чистили, поэтому извините за такой неопрятный вид – как мог, поработал «штампом», чтобы удалить мусор, но многое осталось.
Попробовал охотиться на воробьев, но терпения у меня мало, чтобы дождаться, когда пернатые подлетят на расстояние, достаточное для использования моих 55 мм фокусного расстояния. Для этих целей следовало прихватить телеобъектив Nikon 70-300mm f/4.5-5.6, которым однажды я уже «стрелял воробьев» в этом парке на Nikon D5100.
Надо признать, что, в отличие от КРОПа Nikon D5100 и Canon EOS 600D, обзор которого я делал совсем недавно, доля нерезких снимков с камеры Nikon D200 у меня получилась очень высокой: не считал, но, по ощущениям, их около 50%. То ли я отвык снимать на фотоаппарат с одним крестовым датчиком автофокуса (всего точек фокусировки у Никон Д200 – 11 штук, как у перечисленных свежих конкурентов), то ли система АФ менее чувствительна у этой модели.
Тем не менее, неподвижные объекты при хорошем свете снимать на этот древний фотоаппарат можно вполне успешно.
Прогуливаясь по парку, заметили художника. Как сказал владелец Nikon D200: «Это – наш коллега, только мы отсекаем лишнее в композиции, а он может приукрасить сцену, если нужно».
Повезло еще со светом: солнышко перед закатом мягко раскрашивает городской пейзаж.
Обзор фото, полученных на кропнутый Nikon D200 и сверхширокоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8
Теперь попробуем фотографировать с моим любимым шириком Самъянг 14/2,8. Когда я впервые поставил его на свой КРОП Никон Д5100, не получалось снять красивые снимки: не всегда удавалось правильно сфокусироваться – нужно было определиться с точностью настройки бесконечности. Но потом мне этот объектив стал нравится больше всего, и сейчас я с успехом использую его на своем полном кадре Nikon D610.
Главное при съемке пейзажей на широкоугольное стекло – включить в кадр передний план.
При съемке на ширик в кадр входит очень много либо неба, либо земли, поэтому почти всегда приходится вводить экспокррекцию в плюс или в минус. По этой же причине динамический диапазон сцен, снимаемых на сверхширокоугольную линзу, получается очень широким, матрица Никон Д200 с ним не справляется – много кадров вышло с клиппингом. И их пришлось кропить. Тут выходов несколько: фотографировать HDR, переводить снимки в черно-белый формат или смириться с засветами и пересветами.
На фото №18 диафрагму пришлось зажать, чтобы солнце было показано с лучиками, а не превратилось в пятно.
Кстати, прием композиции, который я применил на следующем фото, подсмотрел у профессиональных фотографов: когда вы фотографируете в солнечный день при жестком свете, попробуйте скомпоновать кадр так, чтобы солнце касалось края какого-либо объекта; если вам повезет и на переднем плане окажется что-то живописное, снимок выйдет интересным.
Только помните, что смотреть на солнце через видоискатель чрезвычайно опасно – можно навсегда повредить сетчатку глаза и ослепнуть! Об этом есть предупреждение в любой инструкции на фотоаппарат.
Эх, люблю я свой Самъянг 14 мм! Даже на кронутой матрице Никон Д200 удается передать объем и воздух.
При съемке в тени приходится поднимать ISO, и результат становится заметно хуже. Хотя уверен, что фотографируй я на мыльницу, даже такого качества снимок получит бы не удалось.
Впрочем, возможно, мы имеем дело с микросмазом – выдержка, хоть и соответствует формуле В=1/ФР (где ФР – фокусное расстояние объектива в момент съемки), все равно, довольно длинная.
В дендрарии у нас нельзя ходить по клумбам. Благо, ширик позволяет спокойно фотографировать с вытянутой руки.
Фотографируем на кропнутую зеркалку Никон Д200 с профессиональным полнокадровым объективом Никон 24-70 мм f/2.8
Ну и, посмотрим, как снимает Nikon D200, если к нему прикрутить топовый штатник для полного кадра Nikon 24-70mm f/2.8.
Заключение к обзору старенького кропнутого зеркального фотоаппарата Nikon D200
Каждый раз, когда мы читаем обзоры новых камер, смотрим тесты, примеры снимков с них, стоит вспомнить отзывы профессионалов, утверждающие, что тушка, модель зеркалки и ее матрица не имеют столь критичного значения, как объектив, на ней используемый. Мне кажется, что сегодняшний тест тоже подтвердил это мнение. Если вы ограничены в средствах и, все же, планируете переходить в будущем на более новую кропнутую модель, или на полный кадр, очевидно, что начать можно с приобретения качественного объектива. Возможно, вы перехотите приобретать обновленную тушку.
Конечно, в данном обзоре использованы топовые, чрезвычайно дорогие стекла, и я сомневаюсь, что кто-то будет покупать их для своего видавшего виды Никон Д200. Но ведь можно составить набор из объективов с фиксированным фокусным расстоянием: Samyang 14mm f/2.8, Nikon 35mm f/1.8G, Nikon 50mm f/1.8G и добавить к нему телевик или макрик… Уверен, что такой комплект способен порадовать многих начинающих и не очень фотолюбителей.
Спасибо, ребята и девчата за внимание. Хорошего вам света, интересных сюжетов и терпеливых фотомоделей!
Сергей, я, поснимав на Никон Д40, наконец-то, постиг твой промах с ядовитостью цветов! Камера Nikon D200 имеет ПЗС (CCD) матрицу — и она без всякой обработки выдаёт очень сочные и яркие цвета. Такую картинку очень легко «перенасытить» в жесткую ядовитость — нужно быть крайне осторожным с редактированием цвета в исходниках из CCD камер. 🙂
Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, как открыть фотографии примеров, которые Вы показываете? Не получается. 🙂
Добрый день, Катерина! Обзор этот давно писал, поэтому не пойму: я где-то выложил ссылку на оригиналы снимков с Nikon D200 в формате NEF? Не могу сейчас её найти… 🙂 Или у Вас не открываются иллюстрации, представленные в статье?
Если второе, тогда причина, видимо, в том, что фото залиты на сервис «Яндекс-Фотки» и в момент Вашего просмотра у него был сбой. Попробуйте сейчас обновить страницу, нажав в браузере «Ctr+F5».
Если первое, то снимки NEF (общее название — RAW) открываются только в специальных программах типа FastStone Image Viewer или Lightroom.
Спасибо, Сергей! Причина того, что образцы фото с камеры Nikon D200 не показываются, думаю, первая: не открываются в нетбуке, а другого носителя пока нет. Но статьи очень значительные, Вы хорошо поработали. Надеюсь, что в скором времени смогу открыть фотографии.
Серж, у меня тоже не открываются фото из этой публикации, впрочем, как и из остальных, в штатном браузере. Я писал тебе — почему.
Может, у Катерины та же причина? 🙂
Олег, если речь идет о том, что фотографии залиты на сервис «Яндекс.Фотки», и он сейчас заблокирован в Украине, то могу только посоветовать использовать VPN-сервисы: на сайте столько много фоток, что у меня руки не поднимаются на то, чтобы перегружать снимки на свой сервер — работы на несколько недель. Возможно, займусь этим в будущем.
Кстати, некоторое количество посетителей читает обзоры, используя «Яндекс». Видимо, не везде еще в Украине этот поисковик заблокирован.
Добрый день. Я снимаю до сих пор на Nikon D200. Камера была мной куплена осознанно. И не променяю её на всякие фотокамеры ниже классом, пусть у них и матрицы лучше.
Да, динамического диапазона матрицы не хватает. Даже в пасмурную погоду небо улетает в пересвет. Тут надо методику съемки менять на более вдумчивую: с брекетингом, что в походах тяжело сделать, когда идешь не один.
Камера жрет батарею, нужна запаска. Но ее эргономика — это тот базис, от которого вообще отходить не хочется. Даже на Nikon D600 и Nikon 610.
Такие дела.
Здравствуйте! Спасибо за Ваш отзыв о Nikon D200. Интересно всегда послушать отзывы реальных владельцев. Ваши слова еще раз демонстрируют известный закон маркетинга: потребителей можно товаров классифицировать по десятками параметров (отношение к цене, отношению к новым моделям, демографическим признакам, доходам, образованию, приверженности к техническим характеристикам и т.п.).
Так, для меня при выборе фотоаппарата важнейшее значение имеют параметры матрицы (динамический диапазон, глубина цвета и рабочее ISO), и поэтому Nikon D200 я бы уже не выбрал. Для Вас самый значимый фактор — эргономика при съемке, поэтому Д200 удовлетворяет потребности. Считаю, что это нормально.
Кроме того, в последнее время склоняюсь к тому, что на вопрос новичков «Какую камеру купить, чтобы научиться фотографировать», давать совет: покупайте подержанную старую модель с хорошей оптикой. Это — отличный инструмент, чтобы попробовать свои силы в фотографии, понять что нужно лично вам от фотоаппарата. Затем можно будет без потерь продать этот фотоаппарат, если захочется, и уже осознанно взять более современную камеру.
Удачи в фотографии! Спасибо еще раз за отзыв.
Да, та же ситуация у меня с камерой Sony R1: купил ее ребенку за $100 в б/у, но идеальном состоянии, и, хотя матрица уже проигрывает современным камерам, но эргономика и объектив Zeiss с фокусными 14-70 позволяют делать замечательные снимки. Только брекетинг надо использовать.
Олег, посмотрел тут внимательно информацию о твоей камере Sony Cyber-shot DSC-R1… Ей же 12 лет! 🙂 А такие снимки отличные получаются при хорошем свете! В 2006 году я купил себе первый цифровой фотоаппарат: Sony Cyber-shot DSC-W15. Вот она была мыльницей, а твой Р1 — космическим аппаратом. 🙂
Так свой компакт Sony Cyber-shot DSC-W15 я отдал родственнице, и она им до сих пор снимает. Не удивительно, что Sony Cyber-shot DSC-R1 тоже до сих пор в строю и своего владельца-любителя радует.
В нашем клубе любителей Сони много владельцев именно «Sony R1». А учитывая ее копеечную стоимость на вторичном рынке и режимы PASM, которые позволяют начинающим фотографам освоить управление камерой и осознанно подойти к выбору режимов съемки, это неплохой вариант для старта, даже сегодня.
Собственно, поэтому я согласен с аргументами владельца Nikon D200 выше.
«Позволяют делать замечательные снимки» — потому что все фотографы, кто хоть сколько-нибудь серьезно занимается съемкой, понимают, что «выбитое небо» — это 1/1000 часть проблем, которые могут быть у снимка. Что композиция, искусство рассказать историю в фотографии — это 990/1000 качества фотографии. 🙂 И старинная зеркалка Nikon D200 или Sony R1 нисколько (ну, может, правильнее: не очень мешают) достигать этих 990 баллов… 🙂
«В своем посте я затрагивал исключительно технические моменты по работе с камерой. И ни слова не написал о художественной составляющей, сюжете, постановке кадра». Так как статья о Nikon D200, т.е. о камере, несёт чисто техническую информацию, то и комментарии к статье в этом же ключе.
Именно возможности фотоаппарата влияют на качество снимков в итоге, позволяя получить их менее тяжелым способом или более. Поэтому выбитое небо напрямую влияет на восприятие качества фотографии.
Конечно, выбитое небо влияет на восприятие снимка зрителем. Имелось ввиду, что если я возьму Nikon D5, а такие фотографы, как Анзор Бухарский или Сергей Максимишин, возьмут Nikon D200, и выйдем на улицу, то их стрит-фото даже с выбитым небом, наверняка, будут в 100 раз лучше, чем мои.
Есть интересная статья с примерами фото, где описывается ситуация, когда на спор фотограф решил снять сессию дешевейшей, копеечной техникой, и что из этого получилось. Поэтому, все упирается в задачи, эргономику и финансы, и то, что каждый конкретный светопИсец 🙂 для себя ставит во главу угла 🙂
bigpicture.ru/?p=946239
Олег, не смогу сейчас найти, где ссылку на это видео давал Паша Черталев, но когда-то он размещал целую серию, где профессиональные и талантливые фотографы снимали на старинные мыльницы, на камеру в наручных часах за 20 долларов, а все равно получали шикарные фотографии.
Чтобы посмотреть, что профи вытворяют с дешевыми и старыми фотоаппаратами, наберите в Youtube поисковую фразу «Испытание фотографа дешевой камерой». Серия роликов Digitalrevtv. 😉
Про все снимки можно сказать: резкость нормальная, а вот насчёт цвета! По полгода живу за городом, но такой травы, неба и листьев за 70 лет не видел ни разу даже с похмелья. Такое восприятие окружающей природы, и не только автором снимков, не нормально. Ненормальность вряд ли примут. Тогда значит ненавидят природу в её естественом виде, или еще мягче: непорядок со зрением. Остаётся только вместо красного видеть зелёный и лишиться прав.
Вот не стоит, по моему мнению, кидаться на автора из-за того, что Вам не понравились его снимки. И тем более, размещать это на всеобщее обозрение.
Хорошим тоном считается хвалить прилюдно, а ругать — в личку. Тем более, что Вам никто не запрещает купить собственную камеру и творить собственные косяки…
Андрей, я совершенно не против критики на сайте, не нужно в личку писать — пусть все будет публично. Вот здесь, ведь, замечание по поводу кислотности моей обработки фото с Никон Д200 вполне правомерное, просто изложение мысли…
Критика бывает конструктивная и деструктивная. Если дедушка в 70 лет не научился общаться с людьми, можно пожалеть только его родных и близких.
Сергей, Вы вольны на правах хозяина блога, разумеется, поступать, как желаете. Я же исходил из простого элементарного чувства: человеку, который тратит свое время для обучения других, менее знающих коллег, не стоит отказывать хотя бы в минимуме уважения. А в данном случае, это означало бы критиковать не на всеобщем обозрении.
Андрей, в данном критическом замечании г-на Шендера всё ясно: я согласен и с ним, и с Вами, что в обработке снимка есть ошибка. Но бывают ситуации, когда мне в личку пишут, что вот там-то и там-то я не прав, но при этом я считаю по-другому — и тогда непонятно, где истина. Если же такие комментарии публикуются в блоге, есть шансы, что и другие читатели выскажут свою точку зрения и станет понятнее. Кроме того, и другие начинающие фотографы могут увидеть нашу дискуссию и понять, где они тоже допускают ошибки.
Поэтому я всегда ратую за критику прямо в блоге при условии, конечно, уважительного отношения ко всем фотолюбителям, участвующим в обсуждении.
P.S. Спасибо за поддержку.
Сергей, как Вы сами указали, критика бывает конструктивной и деструктивной. Здесь конструктивности я не увидел.
По поводу претензий к обработке — согласен с Вами. На предыдущей странице комментариев владелец этой камеры Андрей пояснил, что в Nikon D200 стоит матрица CDD, поэтому нужно по-другом настраивать параметр «Vibrance» и «Saturation», чем на моих CMOS у Nikon D5100 и Nikon D610.
P.S. Если специально выбираете такой стиль общения, чтобы получить в ответ агрессию, я Вам сочувствую. Если не специально — почитайте книги Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», и жить станет проще.
А лучше — просто использовать родной конвертер от Nikon. Там сразу цвет такой, какой был при съёмке, и доделать его проще, чем сделать заново в ЛР. Хотя, конечно, для поточной конвертации всё же придётся юзать Capture NX-D нежели Capture NX-2 или тот же Lightroom с предварительно созданными профилями камеры.
Поддержу.
Начинал заниматься цифровой фотографией с появлением в продаже Никон Д50, потом взял Б/У Никон Д200 из Японии, так как не хватало органов управления на Д50. Мой Никон Д200 до сих пор лежит, иногда беру на сьемку, и нормально работает, пробег больше 200 тысяч кадров. Главное — аккумулятор нормальный ставить, энергию она потребляет сильно, и на слабом аккумуляторе бывает страшно, моментами, как будто затвор заедает.
А по поводу проявщика — согласен полностью: родным Capture NX-D лучше всего получается получить нормальный цвет.
Спасибо за отзыв, Андрей. В этой статье при обработке снимков я «перемудрил». Но вообще, посмотрев снимки других фотографов, повторю свою мысль, высказанную на других страницах сайта: хороший фотоаппарат, которым можно снимать шедевры, выпустили на рынок уже лет 10 как тому назад.
Поэтому и Nikon D200, если ограничен бюджет — нормальное решение для того, чтобы начать знакомство с зеркалками, изучать основы фотографии.
Наверное, с проявщиками компания «Никон» действует, как и со сторонними производителями объективов: «Я вам коды не дам. Если сможете сами расшифровать, тогда пробуйте». Вот поэтому родные редакторы лучше качественный цвет дают.
На личную почту пришло письмо по поводу моей обработки снимков, представленных в этой статье. Размещу здесь, поскольку и другим читателям блога, возможно, пригодится.
Олег Бойко:
«Сергей, добрый день!
Я тоже, как и Вы, тружусь «простым советским инженером». Фотография — моё увлечение с детства.
С большим интересом и удовольствием читаю Ваш блог.
Обратил внимание на статью о камере Nikon D200. Это — моя любимая камера, так же, как и D50,70,80. Причина — в матрице CCD, которая дает изумительный «пленочный» цвет, чем не могут похвастать современные матрицы CMOS.
Фотографии с CCD практически не обрабатываются, они уже готовы к показу.
Читая заметку о D200, обратил внимание на то, что снимки чрезвычайно контрастны, что характерно для недорогих мыльниц. Меня это несколько удивило. Хотелось бы узнать, каким редактором обрабатывались исходные файлы?
Никон Д200 делает довольно сбалансированные по тону снимки, отличающиеся мягкостью и сочностью тонов. Предлагаю Вам один из своих альбомов в «Моем мире». Я обрабатываю все снимки в Capture NX-D или в Capture NX2 в более сложных случаях.
Эти конвертеры подхватывают все аппаратные профили камеры и позволяют вытянуть из снимка максимум достоверной информации.
https://my.mail.ru/mail/boikooi/photo/touch_Sept — ссылка на альбом.
У меня, в «Мире» есть альбомы камер Nikon D50, D80. Буду рад, если Вы их посмотрите. Читайте описание альбомов.
Если возникнет желание использовать фото из альбомов в материалах Вашего блога, буду искренне рад».
Мой ответ:
«Олег, благодарю Вас и за комплимент, и за то, что обратили внимание на ошибки обработки в моей статье.
На то, что с насыщенностью и контрастом у меня проблемы, обратили внимание еще в первых комментариях к обзору. Могу больше сказать, у меня вообще проблемы с восприятием моих снимков — возможно, проблемы с глазами. 🙂 Как в музыке есть выражение «медведь на ухо наступил», так и мне этот же косолапый закрывает глаза.
Посмотрел Ваши альбомы. Да, прекрасный, чистый цвет! То, что я должен был получить на Nikon D200. Еще раз спасибо за демонстрацию возможностей этой старенькой, но не теряющей своего очарования модели.
В своё время Павел Черталёв купил в дополнение к Nikon D800 еще и Nikon D40, поскольку ему не нравился скин-тон CMOS матрицы. И был в восторге. А затем вообще перешел на Fujifilm X-T2 (есть статья с его снимками в разделе «Фотодело»).
Что касается обработки, то снимки я загружал в «Lightroom» со стандартным пресетом. Видимо, настройки, предназначенные для CMOS, не подходят для CCD — в этом причина моего конфуза.
P.S. Посмотрел Ваши снимки из поездки в Таиланд в 2014 году — у меня в разделе «Самостоятельные путешествия» есть кадры, снятые в то же время и в той же стране на Nikon D5100 с дорогим Nikon 17-55mm f/2.8G. Ваши фотографии гораздо приятнее. То ли Nikon D40 рулит, то ли пряморукий фотограф…» 🙂
Новый комментарий от Олега:
«Сергей, по поводу обработки снимков от матрицы CCD в «Лайтрум» — этот редактор вполне дружелюбно и бережно относится к снимкам старых CCD-камер. Нужно лишь в разделе «Camera Calibration» выбрать в выпадающем списке «Profile» соответствующий профиль (см. скриншот ниже).
В альбоме эта фотография обрабатывалась с профилем «D2X Mode 3», правда, в конвертере Capture NX-D — там тоже можно выбрать этот профиль. Он дает интересный изумрудный оттенок зелени для матриц CCD. Можно выбрать и другие: «Mode 1» — самый мягкий, портретный. Можно выбрать «Neutral», «Standart» для сильно контрастных исходников.
Вообще, Lightroom и ACR читают параметры камеры и предлагают им соответствующие «родные профили». По умолчанию, они предлагают профиль «Adobe Standart», но он не учитывает цветовые особенности камеры, что не есть хорошо…»
Мой ответ:
«Проверил сейчас настройки в Лайтрум при обработке — я использовал профиль «Camera Standard», но, видимо, баланс белого не попал или ещё чего накрутил. Давно дело было.
Попробовал сейчас выставить «D2X Mode 3» — очень насыщенный цвет. Больше понравился вариант «D2X Mode 2» — его прилагаю.
Могу только еще раз поблагодарить. Не додумался при обработке отходить от «Camera Standard» — как видно, нужно пробовать. Цвет приятный, вроде бы, не такой кислотный, как получился в статье. Позже поставлю в конце обзора ссылку на это наше обсуждение — авось, кому еще пригодится».
Есть в блоге еще одна статья, где представлены фотографии с камеры на CCD-матрице. Речь идет об отчёте о поездке в Мурадымовское ущелье. Поскольку там направление «Путешествия», а не «Фотодело», то там мне не пеняют на неправильные цвета.
Попробовал сейчас обработать снимок тоже с профилем камеры «D2X Mode 2»… Хоть покупай себе зеркалку с ПЗС матрицей! 🙂 Очень нравится. Этак я могу пойти по стопам Павла Черталёва: Nikon D800 -> Nikon D40 -> Fujifilm X-T2…
Наверное, подожду с переходом. Купил учебник Дэвида Дюшемена по обработке снимков в «Лайтрум», где он объясняет, не «как это сделать», а «почему так нужно было обработать». Надеюсь, буду с большим умом подходить к своим снимкам и немного их улучшу.
Сергей, когда начитаетесь, дадите сей учебник полистать на пару вечеров? 😉
Андрей, могу Вас обидеть, но свои книги в последние годы никому не даю, поэтому и Вам не обещаю.
Если интересно, учебник покупал на «Amazon» в США, естественно, на английском языке. Называется «Vision & Voice: Refining Your Vision in Adobe Photoshop Lightroom (Voices That Matter) 1st Edition». Брал подержанную версию. С доставкой вышло около 25 USD.
Спасибо, Сергей, что не отказали! 🙂 Жалко, что учебник на английском, я уже забыл, практически полностью, все что изучал в академии.
Тюльпаны — весьма хороши! Сочненькие, объёмные!
Я бы тени высветлил. Тогда глубина кадра появится… После высветления теней, обязательно насыщенность зеленого приподнять, т.к. она при осветлении снизится…
Ладно. Главная задача этой статьи состояла в том, чтобы показать совсем новичкам, что картинку делает объектив, а не камера. Что даже на фотоаппарат, выпущенный в 2005 году, можно снимать неплохие кадры, если поставить на неё нормальный объектив.
Параллельно показал и другую сторону вопроса: не умеешь обрабатывать RAW, не получится шедевр.
Спасибо за подсказки, Олег. Буду учиться.
В процессе обсуждений, задача статьи несколько расширилась: показать неоспоримые художественные преимущества матриц CCD. И, кажется, цель вполне достигнута! 🙂
Продолжение переписки с Олегом…
«По поводу профиля «Camera Standart». Вот здесь мы вплотную подошли к преимуществу родных конвертеров Nikon перед сторонними продуктами. Ранее я уже говорил, что родные редакторы подхватывают все внутренние настройки камеры. Но не только. Они еще позволяют оперативно их менять (см. скриншот).
Как видно, в разделе «Picture Control» (справа) в выпадающем списке, видны настройки тонального отображения (контраста). Эти параметры устанавливаются в фотоаппарате, перед съемкой. И, если потом окажется, что настройка контраста «Normal» слишком контрастная, можно оперативно изменить в редакторе на «Medium Low» или в «Low Contrast». Ни «Adobe CR», ни «Adobe LR» этих настроек не видят, что
отражается на избытке или недостатке контраста в итоговом снимке.
«D2X Mode 3» — самый контрастный профиль. Он предназначен для пейзажей. Редактор «Capture NX-D» предлагает его более мягкую разновидность: «Mode 3a».
Таким образом, комбинируя значения настроек «Color Mode» и «Tone Compensation», легко получаем нужный результат: сочный снимок с хорошей тоновой передачей.
Но насколько же интерфейс Капчи не дружелюбен к пользователю! Цвет — да, хороший, но реализация корявая.
Андрей, дело привычки. Когда я лет 10 назад впервые открыл Capture NX2, то был просто обескуражен. Заставил себя прочитать руководство от начала до конца, и потихоньку начал выполнять простейшие действия. Потихоньку всё пошло, а интерфейс показался вполне логичным.
Теперь я даже не задумываюсь над действиями. Руки работают на автоматизме. Если приводить аналогию из музыки — Фотошоп и Capture NX-D (NX2) — это, как аккордеон и баян. Музыка одинаковая, а способ игры — отличается… Как-то так… 🙂
Олег, по функциональности NX-D — это балалайка с одной струной, а NX-2 белый рояль, их не возможно сравнивать. 🙂
Выше я отмечал, что, в общих случаях, мне достаточно NX-D. Снимки CCD практически не нуждаются в редактировании. NX2 использую в более сложных случаях. Но это — редко. Белый рояль — для особых случаев! 🙂
Русский человек, Олег, открывет инструкцию когда уже сломал вещь! 🙂 Я не читал, разбирался методом тыка, удобство использования категорически не понравилось, ACR удобнее, на мой взгляд.
Дело привычки. Там — другая философия обработки. LR — вообще, очень удобен для свадебщиков. Тут ему равных нет. Для каждого случая — свой инструмент. Для гурманов — Capture ONE Pro. Открываю его, когда хочется поймать тонкие цветовые оттенки.
В «Моем мире» есть альбом с обработками One Pro. Заходите, комментируйте, критикуйте. Буду рад! 🙂
Скиньте ссылку, с удовольствием погляжу — я люблю смотреть на красивые фотографии.
Ссылка на профиль Олега дана выше — там можно посмотреть альбомы в «Моем мире».
Эти я видел, думал есть какой-то другой альбом, где не лютики/цветочки. 🙂 А дочка у Вас симпатично получилась, правда, не знаю, какой камерой пользовались.
Все данные съемки в Exif и в описании альбомов. Всё, что выложено в «Моем мире» — к Вашему вниманию…
У меня тоже Nikon D200 и похожие проблемы.
Какие именно? Давайте, попробуем разобраться!
Хорошее старье… но старье… Тоже купил в 2018 году полный кадр Nikon D610. Классный аппарат, после Nikon D300 картинка чумовая.
Матрица у Никон Д300с, конечно, старая. Но вот выше мне подсказали, что я при обработке фотографий в «Лайтруме» не тот профиль выставлял. Когда исправил — аж захотелось купить себе такую старенькую зеркалочку с волшебными цветам CCD-матрицы. 🙂
В «Лайтруме» все профили кривые (так же как и в других сторонних конвертерах). Нужно сделать свой профиль с камеры. Нет фотокамер с плохим цветом, есть куча кривых профилей.
Какой баланс белого использовался на Никон Д200 в вышеприведенных фото?
Владимир, фотографии сняты 4 года назад — я уже не помню, какие настройки ББ выставлял при обработке примеров. В предыдущем комментарии дана ссылка на обсуждение — нужно было другой профиль камеры выбрать в «Лайтруме».