\n

Как предугадать красивый закат или рассвет

Текст статьи обновлён: 28.12.2017

Года два назад, в середине июня, мне не спалось, поэтому я поднялся в 3 часа ночи, взял штатив, фоторюкзак с фотоаппаратом и уехал на машине за 40 километров от Екатеринбурга на лесное болото. Мне хотелось снять шикарный восход солнца: кровавые лучи окрашивают алым туман, стелющийся над чёрной водой. Однако ожидания оказались завышенными: невзрачное солнышко окрасило едва заметной зорькой серое небо и на этом все закончилось. Да и встало оно совсем не в том месте, где я ожидал, и где хотел выстроить композицию. К разочарованию добавилась еще досада на комаров: я забыл взять с собой репелленты, оделся в шорты и футболку, чем не преминули воспользоваться эти маленькие вампиры. Возвращаясь домой, почесывая укусы, размышлял над тем, что хорошо бы узнать какие-нибудь приметы, позволяющие предсказать, когда небо на рассвете или на закате окажется особенно красивым.


1. Ты пришел снимать закат? А его нет... Снято на мыльницу Sony DSC-W15

1. Ты пришел снимать закат? А его нет… Снято на мыльницу Sony DSC-W15

Вопрос с тем, как узнать, в каком направлении будет светить солнце на закате или на рассвете удалось решить быстро и просто. Есть отличный сайт, предоставляющий незаменимые услуги для фотографов (Suncalc.net). Вы видите карту Google, выбираете точку съемки. По схеме можно судить, где случится восход, где – заход, как светило будет менять свою позицию в течение дня. Также мы видим, когда начинаются и заканчиваются утренние и вечерние сумерки. Как мы знаем, золотой час фотографии длится, приблизительно, по полчаса в сумерках и по 2 часа утром и вечером.

С тем, как определить, будет ли красивым закат или рассвет, оказалось труднее. Перерыв кучу русскоязычных ресурсов, я ответ так и не нашел. И вот недавно на глаза попалась информация в англоязычном сегменте Интернет, где профессиональные фотографы делятся своими наблюдениями. В сегодняшней статье попробую систематизировать то, что я прочитал.

Примечание. Фотографировать зеркалкой я стал в конце 2011 года. За это время мне только несколько раз посчастливилось застать более-менее красивые рассветы и закаты. Чаще небесная феерия случается, когда камеры с собой нету…

И, к сожалению, сфотографировать красивые пейзажи я так и не смог. Поискал в своем архиве иллюстрации к данной статье – нет приличных фото. Поэтому извините, дорогие гости сайта, снимки будут повторяться (вы видели некоторые из них в других уроках фотографии), и они – не шедевральны, к сожалению.

2. Закат в лесу. Снято на Никон Д5100 и телеобъектив Никон 70-300.

2. Закат в лесу. Снято на Никон Д5100 и телеобъектив Никон 70-300.

Прогноз великолепных рассветов и закатов 

Все дети в возрасте «почемучек» задают один и тот же вопрос: «Почему небо голубое?» Но нас, как фотографов, стремящихся сфотографировать свой шедевр, интересует, почему оно становится красным при заходе солнца.

На заре свет может окрасить небосвод во все цвета радуги. Когда солнечные лучи входят в атмосферу Земли, короткие волны голубого цвета рассеиваются во всех направлениях, больше, чем все другие цвета, делая небо синим в дневное время. А вот во время утренней или вечерней зари, ввиду низкого положения солнца, свет проходит больший путь по небосводу, через более толстый слой атмосферы, в котором коротковолновые цвета сильнее рассеиваются, и только красные и желтые волны, как самые длинные, пробиваются через эту преграду.

Можно с уверенностью сказать, что и профессиональные фотографы, и новички, только начинающие интересоваться вопросами фотографии, мечтали бы получить в распоряжение магическую формулу, позволяющую предсказать, будет ли сегодня вечером красивый закат. Такого подарка у меня для вас нет, но можно обратить внимание на некоторые приметы, позволяющие повысить шансы на успех.

Давайте тщательнее рассмотрим некоторые другие факторы, которые позволят предсказать яркий небосвод на рассвете. У шотландских пастухов есть поговорка, которую на русский язык можно было бы перевести примерно так: «Алый закат – радость пастуху, красный восход – повод тревожиться». Ну, то есть если вечером небо окрасилось красным, значит ночью дождя не будет, а если зорька закраснелась – будет дождик днем. Эта народная мудрость может помочь нам предсказать красоту на закате (и рассвете), если мы еще и прогноз погоды посмотрим. Посмотрите на красное небо на рассвете перед грозой и на закате, после шторма. Умение предсказывать погоду является ключевым фактором для выбора правильных условий фотосъемки, так что первая вещь, которую мы должны сделать – это найти хороший сайт с прогнозом погоды или приложение для смартфона.

Обычно, я пользуюсь сайтом Gismeteo.ru, на котором достаточно точно, в почасовом режиме можно посмотреть важные показатели: тип облачности, температуру, влажность и скорость ветра.

Облака и облачный покров

Наличие облаков – это решающий фактор в предсказании драматического заката, поскольку без них смотреть особенно нечего. Всеобщее заблуждение фотографов, желающих снять красочный закат, это – мнение, что облака формируют цвета. На самом деле, облака служат лишь холстом, на котором солнечный свет рисует свои картины.

Самым подходящим полотном являются облака высокого и среднего уровня, поскольку они отражают свет заходящего солнца. Пышные облака на линии горизонта, скорей всего, не пропустят солнечные лучи сквозь свою толщу, что приглушит цвета.

3. Низкие облака закрывают путь солнечным лучам, предотвращая красивый закат. Nikon D5100, ширик Samyang 14/2.8. Фото обработано, как tonemapping

3. Низкие облака закрывают путь солнечным лучам, предотвращая красивый закат. Nikon D5100, ширик Samyang 14/2.8. Фото обработано, как tonemapping

Данное фото было снято во время первой пробы ширика Samyang 14/2.8 после его покупки. Можно почитать обзор объектива Самъянг 14/2,8 в отдельной статье.

Низкие облака, как например, черные, полные дождя тучи, тоже не очень хорошие помощники, так как они отражают мало света. Если облака на горизонте плывут слишком низко, и они слишком толстые, солнечные лучики не пробьются сквозь них. Также, не стоит ожидать красивого заката, если на небе летают лишь несколько облачков, или наоборот – небосвод затянут очень большим количеством облаков: шикарного фото не получится. В общем, облачный покров на закате должен занимать 30-70% небосвода.

4. Будет гроза... Перед заходом солнца. Пример фото, снятого на Nikon D5100 и Samayng 14/2.8. HDR из трех кадров

4. Будет гроза… Перед заходом солнца. Пример фото, снятого на Nikon D5100 и Samayng 14/2.8. HDR из трех кадров

Рассказ, как снималось это фото вечером, во время поездки в командировку на машине в Башкирию.

Смотрим на небо во второй половине дня и, если оно выглядит многообещающим, надеемся, что облака никуда не денутся вечером. Гарантий, конечно, никто не даст, но, если ветер не сильный, может быть, тучки будут кружить вокруг и поспособствуют прекрасному закату.

Я был удивлен: оказывается, существует международный атлас облаков и их насчитывают десятки видов. Вот краткое описание основных типов, которые могут показать грандиозный закат:

  • Перисто-кучевые (cirrocumulus) – выглядят, как хлопья или рябь на воде. За ними, обычно, всегда голубое небо.
5. Закат с перисто-кучевыми облаками. Снято на Nikon D5100 KIT 18-55 VR. Фото - ХДР из трех снимков.

5. Закат с перисто-кучевыми облаками. Снято на Nikon D5100 KIT 18-55 VR. Фото — ХДР из трех снимков.

  • Высококучевые (altocumulus) – часто выглядят, как пластины или хлопья, иногда сливающиеся в волнистую, округленную массу или рулоны, как маленькие хлопковые шарики. Обычно они имеют белый или серый цвет, и появляются после грозы.
6. Пример HDR из 3 снимков, полученного на Никон Д5100 КИТ 18-55. На небосводе одновременно могут присутствовать разные типы облаков. Здесь, мне кажется, вверху - высоко-кучевые облака, внизу - перисто-кучевые.

6. Пример HDR из 3 снимков, полученного на Никон Д5100 КИТ 18-55. На небосводе одновременно могут присутствовать разные типы облаков. Здесь, мне кажется, вверху — высоко-кучевые облака, внизу — перисто-кучевые.

  • Кучевые (cumulus) – хорошо распознаваемые, огромные, белые и пушистые, часто с плоским основанием.
7. Кучевые облака не спутаешь. Снято на смартфон три дня назад. На закате такие облака могут помочь, если солнце будет светить сбоку, а могут уничтожить весь эффект.

7. Кучевые облака не спутаешь. Снято на смартфон три дня назад. На закате такие облака могут помочь, если солнце будет светить сбоку, а могут уничтожить весь эффект.

  • Перистые (cirrus) –тонкие, как дымка прядки. Такие облака появляются перед тем, как погода испортится. Тем не менее, этот тип облачности лучше всего подходит для съемки великолепных закатов.
8. Пример перистых облаков на горизонте. Nikon D5100, Samyang 14/2.8, HDR из 3-х кадров. Съемка велась на рассвете.

8. Пример перистых облаков на горизонте. Nikon D5100, Samyang 14/2.8, HDR из 3-х кадров. Съемка велась на рассвете.

9. Еще вид перистых облаков (Никон Д5100, объектив Самъянг 14/2,8, ХДР). Фотография сделана на восходе солнца.

9. Еще вид перистых облаков (Никон Д5100, объектив Самъянг 14/2,8, ХДР). Фотография сделана на восходе солнца.

Если в Гугл-Картинки вбить латинские названия, можно увидеть, как выглядит тот или иной тип облака. Отчет о съемке двух фотографий выше представлен в отдельной статье

Прозрачный воздух и красота заката

Чистый воздух эффективно рассеивает голубой свет. По этой причине одним из самых подходящих моментов для съемки великолепного заката является период сразу после дождя или урагана. В тропиках и в открытом океане тучи часто нависают над горизонтом, они плохо отражают яркие цвета (как указывалось выше), но под ними атмосфера особенно прозрачна. Она пропускает чистый цвет, и по этой причине с отдыха в тропических странах фотографы привозят так много снимков с великолепными закатами.

10. Данное фото снималось вечером, но еще не в режимное время. Оно демонстрирует, что во время смены погоды можно снять красивые фотоки. Никон Д5100 КИТ 18-55 ВР одним кадром

10. Данное фото снималось вечером, но еще не в режимное время. Оно демонстрирует, что во время смены погоды можно снять красивые фотоки. Никон Д5100 КИТ 18-55 ВР одним кадром

Влажность и закатное небо

На цвет закатного неба оказывает влияние также величина влажности воздуха. При низких значениях появляются более насыщенные цвета. При высокой влажности цвет приглушается из-за содержания воды в атмосфере. Обычно влажность воздуха ниже в осенний и зимний период, чем в теплое время года.

Как влияет ветер на красоту заката и рассвета

Это такой фактор, который может помочь снять красивый закат или рассвет, а может – полностью погубить все надежды фотографа. Смена направления перемещения воздушных масс может привести к образованию «ряби» и «волн», на гребнях которых красиво отражается закатный свет красным цветом. Кроме того, как отмечено выше, в прозрачном чистом воздухе цвета получаются более яркими, поэтому легкий бриз на закате помогает очистить атмосферу.

К сожалению, ветер может оказать и негативное влияние на красоту заката, когда мы, например, во второй половине дня видели прекрасные облака, а сдвинувшийся атмосферный фронт сдул их с небосвода, оставив фотографу ясные небеса на закате.

Вот еще один пример, когда хороший прогноз погоды на домашнем компьютере или в приложении на смартфоне позволит подсказать нам, когда атмосферный фронт пройдет по территории над нами.

Итак, чтобы застать красивый закат нужно совпадение следующих факторов:

  • Облака плывут в середине или высоко
  • Облачный покров занимает от 30 до 70 процентов небосвода
  • Прозрачный воздух
  • Низкая влажность
  • Безветренная погода

Ну и, наконец, фотографируя закат не стоит забывать, что иногда после захода солнца на небе остается остаточное свечение. Оно случается через 15-20 минут после того, как светило спряталось за горизонтом. И такая заря может выглядеть намного красивее, чем закат сам по себе.

В целом, все эти правила предсказания заката по погоде относятся и фотографированию рассвета. Но визуальные сигналы труднее распознать, поскольку на точке съемки до восхода солнца будет темно. Хорошее время для съемки рассвета – осень и зима, поскольку в эти сезоны солнце встает намного позже, чем летом и весной.

Примеры фотографий закатов, снятых на кропнутую зеркалку Nikon D90 с разными объективами

Как видите, в съемке красивых фото на закате или на рассвете я не сильно преуспел. Пришлось обратиться за помощью к коллегам. Давайте покажу пейзажи, снятые продвинутой любительской зеркальной камерой Никон Д90 фотографом из Москвы по имени Светлана. А заодно попробую написать сравнение параметров этого фотоаппарата с более современными моделями серии Nikon D3хх, D5xx, D7xx и дорогой фотокамерой от конкурента – Canon EOS 70D.

Когда я опубликовал обзор Nikon D5300 и сравнил характеристики с Nikon D5100, в комментариях меня попросили дать отзыв о Nikon D90. Тогда я написал, что Никон Д90 представляет собой матрицу Никон Д3100 в корпусе от Никон Д7000. Извините, я ошибся: сенсор у Никон Д90 чуть лучше, чем у Д3100. Но давайте сравнивать параметры по порядку.

Итак, кропнутая зеркальная фотокамера Nikon D90 была анонсирована в августе 2008 года. Она позиционируется, как любительская зеркалка продвинутого уровня. В 2010 году на смену данной модели пришла Nikon D7000 (у которой матрица стоит та же, что у Nikon D5100).

11. Список и краткая характеристика современных моделей зеркалок Nikon, даты начала и окончания производства

11. Список и краткая характеристика современных моделей зеркалок Nikon, даты начала и окончания производства

Позднее вышли обновления, так сказать, внучка и правнучка Никон Д90: Nikon D7100 и Nikon D7200.

Матрицы в фотоаппаратах начального уровня и в продвинутых кропнутых зекалках ставят либо одинаковые, либо похожие по своим характеристикам. Главное различие – в функционале. Например, Nikon D7000, которую оснащают датчиком от Nikon D5100, в отличие от младшей модели, может подстраивать бэк- и фронтфокус объектива, оснащается «отверткой» для линз, не имеющих привода фокусировки, способна устанавливать выдержку 1/8000 секунды, управлять внешними вспышками от встроенной. Подробное сравнение Никон Д5100 и Никон Д7000 приводилось тоже в комментариях к обзору Никон Д5300 и Д5200.

Камера Nikon D90, как матушка Nikon D7000, тоже имеет большинство подобных отличий от камер нижнего ряда, как например, Nikon D5500: больше кнопок на корпусе для быстрого управления настройками, «отвертка», верхний информационный экран.

Если сравнить характеристики матрицы Никон Д90 с другими моделями зеркалок, то увидим, что она, снятая уже с производства (но Nikon D90 можно купить на Avito за 15000 рублей) превосходит топовую кропнутую зеркалку Canon EOS 70D стоимостью 52000 рублей.

12. Анализ различий матриц Nikon D90 и Nikon D7200, а также других моделей, по цветопередаче, рабочему ISO и динамическому диапазону. Цены на камеры.

12. Анализ различий матриц Nikon D90 и Nikon D7200, а также других моделей, по цветопередаче, рабочему ISO и динамическому диапазону. Цены на камеры.

Напомню, что данные для сравнения берутся на сайте Dxomarkdxomark.com/Cameras/Compare/Sidebyside/NikonD7100-versusNikonD7200-versusCanonEOS-70D___865_1020_895.

По такому важному для съемки закатов и рассветов параметру, как динамический диапазон, наш конкурсант превосходит и Кэнон 70Д и Никон Д3100. От более свежих моделей Nikon D5500 и Nikon D7200 он отстает на 3 и 4 видимых глазом диапазона (это — 0,5 EV), что очень много.

Если сравнить глубину цвета у Nikon D90, то она сопоставима с Nikon D3100, Nikon D5100 и Nikon D7000, аналогична с дорогущей моделью Canon EOS 70D. Данный параметр полезен при съемке портретов.

Рабочие ISO у Никон Д90 не блещут, конечно, но и не уступают тому же Кенон 70Д или Никон Д3100. В общем, вывод: если бы сегодня меня спросили, что купить Nikon D90 б/у за 15 тысяч или Canon EOS 70D за 52000 рублей, ответ мой вы знаете… Боюсь предположить, чем руководствуются покупатели Кэнон… Наверное, тем, что у Никон скинтон неправильный…

Давайте попутно сравним зеркалки Nikon D5100 (D7000), D5200, D5300 и Nikon D5500. Из диаграмм выше видим, что у всех 4-х моделей динамический диапазон одинаковый, т.е. пейзажи получаются на них, и на Nikon D7100, Nikon D7200 тоже похожие. В сторонке стоит новейшая модель Nikon D7200, у которой ДД заметно шире (полстопа уже можно отличить глазом).

12. Сравниваем динамический диапазон фотоаппаратов Nikon D90 и Nikon D7100, Canon EOS 70D. Чем шире ДД, тем легче снять качественное фото на закате или на рассвете.

12. Сравниваем динамический диапазон фотоаппаратов Nikon D90 и Nikon D7100, Canon EOS 70D. Чем шире ДД, тем легче снять качественное фото на закате или на рассвете.

Такая же картина, если сравнивать цветопередачу, отвечающую за качество портретных фотографий.

14. Сравнение цветопередачи Nikon D5300 и Nikon D5500, Nikon D7100 и Nikon D7200

14. Сравнение цветопередачи Nikon D5300 и Nikon D5500, Nikon D7100 и Nikon D7200

По уровню рабочего ИСО, имеющего значение при съемке спортивных соревнований, фотоохоте на птиц с использованием тёмных телеобъективов, заметно отличаются в лучшую сторону также современные модели Никон Д5500 и Никон Д7200.

Сравниваем рабочее ИСО у зеркалок Nikon D90, Nikon D3100, Nikon D7100 , Nikon D7200 и Canon EOS 70D

Сравниваем рабочее ИСО у зеркалок Nikon D90, Nikon D3100, Nikon D7100 , Nikon D7200 и Canon EOS 70D

Как-то в комментариях меня спрашивали, стоит ли переходить с Nikon D7100 на Nikon D7200. Видим, что у моделей есть заметная разница по динамическому диапазону, что делает новинку лучшей для съемки закатов и рассветов. А вот разница в цене в 15000 рублей (практически, стоимость потрясающего портретного объектива Nikkor 50/1.4G или, с доплатой — моего любимого ширика Samyang 14mm f/2.8 ED AS IF UMC AE Nikon F) нивелирует, на мой взгляд, данный недостаток. Но каждому решать самому…

Примечание!!! Друзья, несмотря на то, что я в очередной раз немного потроллил марку Canon, и некоторые модели Nikon, хочу в очередной раз отметить, что очень важное значение имеет талант фотографа, способность видеть кадр, уметь обрабатывать фотографии. Вы можете найти тысячи снимков, снятых на Canon EOS 70D, качественно обработанных в Photoshop и превосходящих мои, например, фотки.

Сейчас я приведу еще одно доказательство. Будем смотреть примеры фото, снятых на далеко не свежую модель Nikon D90 с хорошими объективами и постобработкой. Вы увидите, что у меня, например, на сайте есть не так много фоток, способных конкурировать с потрясающими работами Светланы.

Сначала покажу два пейзажа, которые не совсем подходят к теме сегодняшней статьи «Как предугадать красивый закат», но которые я не мог вам не показать.

15. Пример ночного пейзажа, снятый на Nikon D90 и широкоугольный зум Tokina AT-X 116 PRO DX AF 11-16 mm f/2.8, настройки: В=6 с, коррекция экспозиции +1 eV, f/13, 16 мм, светочувствительность 100

15. Пример ночного пейзажа, снятый на Nikon D90 и широкоугольный зум Tokina AT-X 116 PRO DX AF 11-16 mm f/2.8, настройки: В=6 с, коррекция экспозиции +1 eV, f/13, 16 мм, светочувствительность 100

16. Образец ночного фото, снятого на камеру Nikon D90 KIT 18-105, объектив AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-105mm f/3.5-5.6G ED, с параметрами съемки: 3 секунды, компенсация экспозиции +0.33 eV, режим съемки ручной «М», диафрагма f/14, фокусное расстояние 22 мм, ИСО 200, вспышка отключена

16. Образец ночного фото, снятого на камеру Nikon D90 KIT 18-105, объектив AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-105mm f/3.5-5.6G ED, с параметрами съемки: 3 секунды, компенсация экспозиции +0.33 eV, режим съемки ручной «М», диафрагма f/14, фокусное расстояние 22 мм, ИСО 200, вспышка отключена

Помните мы говорили, что золотой час пейзажной фотографии длится в средних широтах 2 часа в дневное время и полчаса в сумерках? Разве снимок выше не доказательство?

Вот какой закат случается, если облаков на небе мало.

17. Вечер на болоте (образец фото, снятого на Никон Д90 КИТ 18-105 со следующими настройками: 1/80, 0 eV, f/8, 22 мм, ИСО 200)

17. Вечер на болоте (образец фото, снятого на Никон Д90 КИТ 18-105 со следующими настройками: 1/80, 0 eV, f/8, 22 мм, ИСО 200)

18. Тихий вечер, спокойный закат (25 сек, 0 eV, f/13, 32 мм, ISO 100)

18. Тихий вечер, спокойный закат (25 сек, 0 eV, f/13, 32 мм, ISO 100)

19. Пример фото с Nikon D90 и фиксом AF-S DX Nikkor 35mm f/1.8G, параметры съемки: 1/80 сек, 0 eV, ручной, f/11, 35 мм, ИСО 100

19. Пример фото с Nikon D90 и фиксом AF-S DX Nikkor 35mm f/1.8G, параметры съемки: 1/80 сек, 0 eV, ручной, f/11, 35 мм, ИСО 100

Иногда, «холстом» для солнечного рисунка на закате могут служить искусственные облака – пар из дымовых труб котельной.

20. Ледокол на закате дня (фотокамера Nikon D90, объектив AF Nikkor 24mm f/2.8D, 1/3, f/10.0, ФР=24 мм, 200)

20. Ледокол на закате дня (фотокамера Nikon D90, объектив AF Nikkor 24mm f/2.8D, 1/3, f/10.0, ФР=24 мм, 200)

Теперь посмотрим вариант заката, когда облаков на небосводе больше, чем 70 процентов.

21. Если не ошибаюсь, здесь у нас высококучевые облака (фото с Никон Д90 КИТ 18-105: 2 сек, 0.67 eV, ручной, f/16, 24 мм, 100)

21. Если не ошибаюсь, здесь у нас высококучевые облака (фото с Никон Д90 КИТ 18-105: 2 сек, 0.67 eV, ручной, f/16, 24 мм, 100)

Все равно, ведь красиво? На этом примере мне закат нравится больше, чем когда часть неба открыта, а часть – затянута сплошными тучами.

22. Пример снимка, снятого на Nikon D90 и портретный фикс AF Nikkor 50mm f/1.8D: 1/40 сек, 1 eV, ручной, f/2.8, 50 мм, 320

22. Пример снимка, снятого на Nikon D90 и портретный фикс AF Nikkor 50mm f/1.8D: 1/40 сек, 1 eV, ручной, f/2.8, 50 мм, 320

Интересно, зачем здесь диафрагма F/2.8?..

Если фотограф талантлив, он снимет и обработает великолепный пейзаж даже, если небо полностью затянуто тучами.

23. Храм Христа Спасителя в Москве (пример пейзажной фотографии, снятой на объектив AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-105mm f/3.5-5.6G ED: 1/40, +1.33 eV, f/5, 22 мм, 100)

23. Храм Христа Спасителя в Москве (пример пейзажной фотографии, снятой на объектив AF-S DX VR Zoom-Nikkor 18-105mm f/3.5-5.6G ED: 1/40, +1.33 eV, f/5, 22 мм, 100)

Все фотографии, что я показал раньше – это тренировка перед съемкой грандиозного светопреставления на небе. Вы видели мои варианты закатов, снятых на кропнутую зеркалку Nikon D5100 и убедились, что застать красивые небеса мало – нужно уметь их правильно сфотографировать и затем обработать. Для закрепления успеха стоит помнить советы профессиональных фотографов, как снимать грандиозные закаты.

  • На место съемки профессионал приходит заранее, чтобы была возможность подготовиться, выбрать композицию и выигрышный ракурс.
  • Нужно уметь снимать фотографии с расширенным динамическим диапазоном – HDR.
  • При себе желательно иметь подходящие фильтры, например, полярик или градиентный.
  • Как отче наш, разбираться в том, какие настройки выставить (см. ссылку на фотоурок в конце статьи), понимать принципы управления экспозицией.

Также, профессиональные фотографы, специализирующиеся на съемке пейзажей, рекомендуют при фотографировании заката, какая бы погода ни стояла, как плохо облака не распределились на небе, всегда ждать до последнего. Часто бывает, что невыразительная картина на небосводе преображается в одну секунду, стоит лучику солнца пробиться сквозь толщу туч. И нужно помнить, что иногда, солнце высвечивает такие потрясающие языки пламени, уже после того, как зашло за горизонт, что диву даешься.

Итак, мы попытались угадать, когда будет самый грандиозный, самый потрясающий закат или рассвет в нашей жизни, разобрались с настройками своей зеркалки и приготовились к съемкам. Что у нас может получиться? Думаю, что-то вроде такого вот шедевра.

24. Начинается в небе пожар. Съемка заката, снятого на Nikon D90 и ширик Токина 116 про: 1/30, 0.67EV, f/9.0, 14 мм, ИСО 100.

24. Начинается в небе пожар. Съемка заката, снятого на Nikon D90 и ширик Токина 116 про: 1/30, 0.67EV, f/9.0, 14 мм, ИСО 100.

Такой вот пожар на небе в моей фотографической биографии случался только в те вечера, когда у меня с собой не было фотоаппарата. От все души завидую везению Светланы, за ее удачу со съемкой великолепного заката над Москвой.

25. А вокруг - земля и небо полыхают... (пример закатного фото, снятого на объектив Tokina 116 PRO и кропнутую камеру Nikon D90: 1/25 сек, 0.67 eV, ручной, f/7.1, 15 мм, 100)

25. А вокруг — земля и небо полыхают… (пример закатного фото, снятого на объектив Tokina 116 PRO и кропнутую камеру Nikon D90: 1/25 сек, 0.67 eV, ручной, f/7.1, 15 мм, 100)

Посмотрел я на образцы фотографий, снятые мною на Nikon D5100 с объективом KIT 18-55 и Samyang 14/2.8 и на те фото, что предоставила мне владелица Nikon D90, задумался, как она снимала и обрабатывала свои закаты. Мне казалось, что последний снимок не может быть HDR, поскольку люди бы двигались и получились нерезкими.

Тогда я предположил, что съемка велась «с уводом гистограммы вправо» (см. урок фотографии, как читать гистограмму), когда мы фотографируем передержанное изображение (но так, чтобы не было клиппинга справа) и из неё получаем нужное количество копий с убыванием экспозиции, а затем собираем псевдо ХДР – так называемый, тонмаппинг.

Третий вариант — можно снять 2 кадра: при съемке первого замеряем экспозицию по небу, при съемке второго – по земле. А затем в Photoshop маской убираем низ и верх, и склеиваем два слоя.

Фотограф сообщила, что данный закат снят одним кадром, естественно, в формате RAW и затем обработан в Лайтруме. Браво!!!

В заключение хочу сказать Светлане огромное спасибо за разрешение использовать ее потрясающие пейзажи в сегодняшней статье. Желаю и вам, друзья, чтобы подходящий свет случался чаще. Если есть замечания к приметам, позволяющим угадать красивый закат и другие мысли, всегда рад выслушать предложения в комментариях. И, конечно, буду благодарен, если поделитесь статьей в соцсетях.

  

pojasnenie, dlja chego ispol'zuetsja shtativ fotografami.
Все пейзажи в закатное время фотографируют со штатива. Зачем еще нужен трипод читайте в отдельном фотоуроке.
Urok fotografii po vyboru optimal'nyh nastroek zerkal'noj kamery
Прежде, чем отправиться снимать закат и рассвет, нужно хорошенько разобраться какие настройки использовать при съемке. Урок фотографии для новичков.
Rassvet v derevne Kourovka
Мне всего три раза повезло с красивым рассветом. Первый раз – во время поездки на съемку пейзажа у деревни Коуровка.
Rassvet na Himmashe v Ekaterinburge
Во второй раз я фотографировал утреннюю зарю поздней осенью – у Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Провалился под лед.
Fotografii Hrama v Belogor'e na rassvete i pejzazhi derevni Nizhnjaja Sinjachiha.
В третий раз я поехал в Белогорье, где на высокой горе стоит копия Храма Христа Спасителя. Снял солнышко над осенним полем и Белую гору в тумане. Красота!
Snimki snjatye na rassvete v tumane
Когда у меня еще был Nikon D5100 KIT 18-55 VR, проснулся рано утром, чтобы сфотографировать утреннее солнышко в тумане. Рассвета не было, но фото интересные.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required



комментария 24

  1. Галина:

    Браво и Светлане, и автору поста! И посмотреть есть на что, и информация полезная. Есть желание тоже пополнить свою коллекцию закатов и рассветов. Всё, что снималось до этого- фотографировалось с рук. Отремонтировала штатив, купила пульт дистанционного управления. Осталось выбраться на природу.

    Про рассветы помолчу… Если только на выезде буду фотографировать — ужасная соня. А вот на закат скататься — не вопрос. 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Спасибо, Галина! Мне кажется, такие шикарные фотографии многих фотографов подвигнут на то, чтобы выехать вечерком поснимать закат. Без штатива, конечно, трудно приходится на съемках в условиях слабого ощущения. Поздравляю с готовностью! 🙂 И желаю впечатляющих кадров! Вчера ехал с работы — аж плакать хотелось, что нет камеры с собой. Небо было невероятной красоты. В центре небоскреб «Высоцкий», подсвеченный сбоку лучами закатного солнца и на фоне лилово-фиолетовых грозовых туч на закате вызывали невероятный восторг!
      Пока не купил зеркалку, еще первую Nikon D5100, не замечал, каким разным и каким невероятно красивым может быть небо.

      С рассветами у меня тоже туго — не хватает силы воли вставать рано, а как поднимаюсь — заря некрасивая всегда. 🙁

  2. Светлана:

    Сергей, статья замечательная!!! Очень много нового узнала, особенно, про цвет заката! 🙂 🙂 🙂 По поводу вопроса в статье: «Интересно, зачем здесь диафрагма F/2.8?..» — объясняю: снимала без штатива. Пробовала с закрытой апертурой — сразу шевеленка, поэтому и открыла. Ну очень красивый вечер был! 🙂 🙂 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Светлана, Вы — или упорный человек, или знаете свои секреты предсказания красивого заката! 🙂 Поделились бы?.. У Вас в портфолио большая часть фотографий снята в режимное время, в том числе, во время заката. Вы в другое время не фотографируете или просто не выкладываете такие не режимные работы?

      • Светлана:

        Мне нравится снимать в режимное время. 🙂 Закаты пылающие — после двухдневного московского дождя. Я заранее подготавливаюсь: узнаю время захода солнца, выбираю тщательно место съемки, т.е. «…не еду куда нибудь, а вдруг повезет». Все спланировано заранее.

        Сейчас собираюсь в Крым. Вот и будут не только режимные работы. 🙂 🙂 🙂 Я много смотрю фото профессиональных фотографов. Периодически хожу на мастер-классы. Мне так многому еще надо научиться! Мне очень хочется, чтобы мои работы приносили людям радость — не все имеют возможность путешествовать, да какое там, порой не все могут выйти просто из дома.

        • Сергей Лахардов:

          Спасибо, Светлана, за информацию. Полностью согласен, что только таким образом и можно научиться снимать художественное фото. Желаю шикарных снимков из Крыма! До известных событий я много читал украинских блогеров — там рай для фотографов! И, конечно, чтобы Ваши работы приносили людям хорошие эмоции!

  3. Александр:

    Привет, Сергей. Велосипедов в прокате не было, с лошадьми я тебе не составил компанию -ты пришел домой и написал классный пост про то, как можно угадать закат? 😉 🙂 🙂

    Скажу честно, текст, практически, не читал, позже… А вот фото просмотрел и есть что сказать: 2-й снимок супер, мне очень понравился. На 10-ом снимке красиво смотрятся лучи солнца. Ты их, наверно, усиливал через Clarity, круто получилось. Я всегда такие мечтал поймать, особенно, если находишься в замкнум пространстве, где сверху идет такой луч солнца. 🙂

    Теперь немного критики: фото 21 и 23 — завалены вертикали. Не знаю, как это здание называется в Москве (21 снимок)? Кажется, что оно скоро упадет. Нужно выбросить направляющие в Фотошопе и по ним выровнять стены здания. Мы про направляющие говорили, когда ездили на историческую реконструкцию в Малково.

    Остальные фотки — супер! 🙂

  4. Сергей Лахардов:

    Спасибо, Саша, за добрые слова и за критику. Фотка №2 мне тоже нравится. Тогда я приехал снимать закат в поселок Старопышминск. Небо было бледное, аж расстроился. Но солнце красным на пять минут просияло и мне удалось его заснять…

    Фотку №10 фотографировал очень давно, году в 2012, наверное… С небом повезло… 🙂 Если не читал текст, не обратил внимание, что начиная с фото №15, все снимки сделаны на Nikon D90 с разными объективами. И их автор — Светлана.

    Проверил в редакторе вертикали на данных двух фотографиях. Храм, может, -0.1 градуса и можно поправить, а шпиль — вода точно по горизонту. Хотя, визуальный эффект неровности горизонта присутствует, согласен…

    Сегодня день разочарований. Мы приехали, после звонка тебе, и потом решили ехать в одну деревню за 120 км от Екатеринбурга фотографировать скалы и гулять по лесу… Как добрался на точку, обнаружил, что штативную платформу оставил дома на Nikon D5100… 🙁 🙁 🙁 В первой деревне еще солнце светило, ИСО 400 — можно смириться, а во второй мы заблудились и на точку съемки попали уже минут через 20 после заката. Там пришлось до 4000 «задрать»… Ничего путного не выйдет…

    Правда, я знал по программе Suncalc, что солнце будет светить на закате со спины — свет не интересный. И ехал больше на разведку, чтобы можно было, при случае, добраться сюда на рассветную съемку. Светлана правильно говорит: «Нужно тщательно выбирать место съемки»… Рассвет в Коуровке я, кстати, тоже с двух раз только снял… 🙂

    • Александр:

      Закат и рассвет, действительно, должны быть запланированы. А я вот, еще никогда не планировал какие-либо съемки ни закатов, ни рассветов. Вчера хотел поснимать цветы на закатном свете — вовремя приехал, но фотографировать не стал. Не нашел интересных композиций. 🙂

      По фотографии с храмом — там дело не в самом храме, а в фонарях, которые по краям… 🙂

  5. Наталья Рейн:

    Привет, Сергей! Я в июле ездила на Байкал, и вот, как-то вечером, сижу на берегу, небо плотно «затянуто», думаю: «То ли будет закат, то ли не будет?» Штатив не охота доставать, какая -то усталость. И вдруг, в какой-то момент, неожиданно открывается «дыра» в тучах, и такой потрясающий закат пошел! Я бегом за штативом, спешно установила. Получилась самая красивая «закатная» фотография за всю поездку. Я ее так и назвала потом: «Око Байкала». Вашу статью прочитала — конечно, надо планировать, но иногда получается так неожиданно…

    • Сергей Лахардов:

      Наталья, описанные в статье признаки красивого заката и рассвета не смогут со 100% уверенностью предсказать чудо. 🙂 Они лишь намекают, что имеется повышенная вероятность того, что на небе будет светопреставление. Т.е., сижу я дома и думаю: «Поеду-ка поснимаю сегодня закат вот у той коряги, что присмотрел неделю назад на болоте. Дай гляну, что там на небе творится…» Выглядываю в окно и вижу, что на небосводе — одни перисто-кучевые облака, и их совсем немного. Понятно, что шикарного заката, как на фото №25 у Светланы, не получится. Можно в этот раз не ехать, а подождать более подходящих погодных условий.

      Выше я рассказал Александру, что в воскресенье съездил на съемку за 120 км от Екатеринбурга. Разведал местность. Но второй раз я поеду туда, когда погода будет близка к идеальной… Не факт, что мне повезет… Но при ясном небе я не подумаю даже туда добираться.

      А тот случай, что у Вас на Байкале произошел — элемент удачи. Поэтому опытные фотографы и советуют всегда с собой носить камеру, чтобы не упустить шанс. Вы его не упустили… Поздравляю от всей души и завидую белой завистью! 🙂

  6. Андрей:

    Доброго здравия! Интересная статья! Ну и, к вопросу о неожиданности. Я снял свой любимый закат, находясь в движении на моторной лодке и с рук. «Прыжки» лодки по волнам старался компенсировать приседаниями в такт… 🙂 Вот, что вышло: lifeisphoto.ru/photo.aspx?id=1363878&repostid=41534

    • Сергей Лахардов:

      Андрей, спасибо и Вам за Ваш закат! Один из тех, которым можно позавидовать! 🙂 Метод «компенсации» — новинка для меня… 🙂 Я думал, что для того, чтобы избежать шевеленки при съемки с движущегося транспортного средства, включают Режим II стабилизатора объектива (у Nikkor 70-300/4.5-5.6 он называется «active»), а оказывается — просто приседать во время фотографирования нужно… 🙂

      • Андрей:

        Хе-хе. Ну, конечно, режим II был включен, а метод компенсации применялся не зря, ибо лодочка скакала местами весьма ощутимо…
        P.S. А закаты в тех широтах встречаются просто волшебные! 🙂

  7. Наталья Рейн:

    Да, у Андрея тоже красивый закат. Честно говоря, даже не верится, что с рук снято. Видимо, у каждого фотографа есть своя «закатная» история. Сергей затронул очень актуальную тему.

  8. Наталья Рейн:

    Мое личное мнение, что фотография — это конструирование реальности, а закат и восход — как будто притягивают фотографа. И это заложено где -то на генетическом уровне: как первобытные люди радовались солнцу, радовались тому, что пережили зиму или длинную, холодную ночь, так и фотограф радуется созданной им реальности, на которой есть солнце. А бесконечное многообразие закатов и восходов позволяет открывать и открывать их новые грани…

  9. Сергей Лахардов:

    Обратил внимание, что закат на фото №25 и на фотографии Андрея рисуется на облаках одного типа… Надо на заметку взять и следить именно за таким небом. 🙂
    Наталья, есть банальная мудрость: «Можно бесконечно смотреть на огонь и текущую воду…» В данном типе пейзажа мы наблюдаем пожар на небосводе — поэтому он нам так и нравится — инстинкты… 🙂

  10. AndreyShaD:

    Д-а-а-а, рассветы и закаты надо уметь предугадывать. Пока только случайно попадал на них. Но вот, чтобы специально охотиться за ними — ещё не приходилось. Но надо бы попробовать! 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Признаки красивого рассвета или заката, описанные в статье, мне кажется, больше подходят, чтобы решить: «Угу, сегодня облака низкие и редкие — можно не ехать за 30 километров на съемку». На другой день: «О, я собрался фотографировать пейзаж, облака высоко, закрывают две третих неба, влажность в норме — шансы, что закат будет красивым выше. Лучше не буду смотреть сериал сегодня, а съезжу к своему болоту, где я живописную корягу присмотрел.» 🙂

  11. Сергей:

    В субботу ходили в пеший поход по скалам на реке Чусовая в районе деревни Слобода (раньше, я по ошибке назвал её Коуровкой; снял там когда-то шикарные рассветные фотографии). Так вот, оказалось, что в тех краях огромное количество чудесных скал, и мы прошли за день 8,5 километров. Когда возвращались к месту, где оставили машину, до заката оставалось 2,5 часа. На небе красовались высококучевые и перистые облака – закат обещал быть красивым. Решили купить сосисок и винограда… и ждать, когда солнце зайдет за горизонт. Благо, с собой взял штатив.

    Дождались. Небо в месте захода солнышка было чистым, поэтому закат был невнятным. Но в других частях небосвода облака были и я знал, что самое красивое начнется минут через 20 после того, как скроется светило. Где-то через 10 минут тучи стали фиолетовыми, я отснял несколько HDR, сложил штатив, камеру в рюкзак и мы пошли к автомобилю… Еще через 10 минут (т.е., через 20 после начала) на небе случился пожар: алые облака, розовое небо, в реке отражение красного пламени! Одно из самых красивых светопреставлений, что я видел в жизни! Но с локации мы уже ушли… 🙁 🙁 🙁

    Мораль: ждите некоторое время после заката (или приезжайте заранее перед восходом) на месте, поскольку солнце начинает освещать тучи снизу. Не забывайте посматривать в обратную от места заката сторону – там тоже было очень красивое небо. И тогда не будете ходить с покусанными локтями, как я. 🙂

  12. Сергей:

    Интересно было почитать как другие фотографы охотятся за закатами. ☺

    Поделюсь и я своими наработками.

    1) Положение солнца в планируемой точке съемки мне неудобно смотреть на сайтах. Я люблю, когда всё мобильно и под рукой, поэтому пользуюсь бесплатным приложением для Андроид «Exsate Golden Hour». Та же Гугл-карта с выбором на ней точки съемки. Видно, во сколько и где будет солнце + основная инфа по поводу того, во сколько наступает золотой час, голубой, сумерки, во сколько выползает луна и во сколько уползает. В общем, полезной для фотографа информации полно.

    2) Прогноз погоды. Без хорошего прогноза погоды сложно спланировать хороший рассвет или закат. Я много всего перепробовал и остановился на приложении «The Weather Chanel». Камчатка, Москва, Ростовская область, Краснодарский край — везде 100% точность почасового прогноза в плане облачности и осадков.

    3) Визуальная оценка неба. В больших городах сложно мониторить небо — всё очень плотно застроено, поэтому невозможно адекватно оценить ситуацию на небе. У нас на Камчатке с этим гораздо проще. С одной стороны огромной бухты — город, с другой — горы и вулканы, за которые падает солнце на закате. У нас, вроде, самая большая бухта в мире, поэтому обзора для наблюдением за облаками больше, чем надо.

    Когда плотно подсел на фотографию, стал смотреть на облака и заметил, что как раз самые высокие, перьевые вроде, на закате светятся очень хорошо. Кучевых в наших краях никогда не бывает, а бывают низкие перьевые, которые приходят к нам в город с вулканов (на которых и собираются). Вот они у нас частенько, и с ними хорошего заката никогда не будет. Натренированный глаз уже легко определяет хорошие облака от плохих.

    Летом у нас либо ясное небо, либо низкие перьевые облака. А вот осенью высоких перьевых очень много. Поэтому фотографы со всего мира едут к нам фотать пейзажи.

    Еще один фокус, как поймать красивые облака — выбирать точку съемки не в ту сторону, где садится солнце, а в противоположную, тогда даже низкие облака начинают светиться розовым цветом.

    • Сергей:

      Сергей, спасибо за то, что поделились своим опытом. Я читал у Вас в блоге, как Вы по нескольку раз на одно и то же место в поисках света приезжаете — вот, что называется «охота за правильным освещением». Мне, как такие читатели в блоге появляются, стыдно становится за свои фотки. 🙂

      Благодарю за дополнение по приложениям для определения направления солнца и погоды — Интернет не всегда на локации есть, а с программой будет проще. Установлю себе тоже «Exsate Golden Hour».

  13. Елена С.:

    Какие невероятные фотографии и как же интересно и познавательно написано! Спасибо! Творческих успехов Вам!

    • Сергей:

      Благодарю, Елена, и от имени автора этих фотографий Светланы. У неё такая простенькая камера (Nikon D90), а такие красивые сцены видит и снимает. Мне самому завидно.

      Вам тоже всего самого лучшего, и успехов в творчестве тоже.

Добавить комментарий для Андрей Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required