Пару недель назад я разместил фотоотчет о поездке в старообрядческое село Нижнеиргинское в Красноуфимском районе на юге Свердловской области. Рассказал, как была снята фотография с козочками на окраине деревушки. Но, если вы думаете, что я там только гонял мелкий рогатый скот по уральским горам, то сильно ошибаетесь! Я еще думал, чем бы интересным позабавить вас, дорогие читатели… Знаю, что среди посетителей сайта значительную долю занимают новички, совсем недавно купившие свою первую зеркалку. Надеюсь, вам было бы полезно узнать какой-нибудь совет о том, как красиво фотографировать. У дороги я заметил букетик высохших цветов чертополоха – символа Шотландии. Не поленился, обколов руки, сорвал цветы и положил в багажник своего автомобиля. И все для того, чтобы подготовить бесплатный урок фотографии для владельцев зеркальных фотоаппаратов Nikon, беззеракалок Sony и, не побоюсь этого выражения – любителей «сапогов», то бишь, зеркалок Canon. Сегодня учимся вместе снимать цветы на черном фоне при естественном освещении от окна.
Для начала, нужно отметить, что цветы я снимать совсем не умею. Поэтому и говорю, что будем учиться фотографировать вместе. И уж за то, что у меня получилось, прошу помидорками и тухлыми кошками не бросаться… Может быть, прочтя мою статью, вам удастся значительно улучшить мои достижения и снять свой шедевр…
Итак, немножко теории о том, каковы общие рекомендации профессионалов по съемке цветов в любых условиях.
- Как и во многих других случаях, строго не рекомендуется фотографировать цветы сверху. Мы все, чаще всего, смотрим на растения с такого ракурса и он – обыденность. Если же мы хотим удивить зрителя, завладеть его вниманием, нужно использовать другие точки съемки, нестандартные: на уровне глаз, снизу вверх и тому подобное. Под выражением «как и в других случаях» мы имеем ввиду, например, съемку детей, собак и кошечек. Если мы ляжем на пол и снимем любимого Тузика на свой Canon EOS 650D с уровня его глаз или снизу вверх (он – на диване, мы – на ковре) то фотка получится несколько интересней, чем у обывателей.
- Хорошо бы использовать для съемки цветов макрообъектив или телевик. Макрик дает прекрасную детализацию, телеобъектив – хорошо размывает фон. Некоторые фотографы советуют использовать макролинзу или макрофильтр для съемки флоры. В блоге есть обзор макрофильтров Close-Up и примеры фотографий растений на них. Но, честно говоря, я не сильно преуспел в деле использования данных девайсов. Другие фотолюбители, к примеру, Екатерина Ступникова, чьи примеры фотографий, снятых на Nikon D3100 и полтинник Nikkor 50/1.8G несколько раз встречаются на страницах этого сайта, снимает просто завораживающие фото с использованием Close-Up линз.
- Как в любом другом жанре фотографии, если мы хотим сфотографировать шедевр, нечего снимать в жестком свете. Снимаем на улице – ждем «золотой час» для пейзажной фотографии или фотографируем цветы на свой любительский фотоаппарат Canon EOS 1100D в тени какого-либо строения или затеняем их своим телом. Также, в качестве источника тени можно использовать какой-нибудь полупрозрачный материал. Например, белая сатиновая ткань, натянутая над клумбой. Шикарные фотографии получаются при съемке цветка в контровом цвете. В этом можно убедиться, посмотрев великолепные примеры фотографий, снятых на зеркальную камеру Nikon D3200 с разными объективами (Гелиос, макрообъектив Nikkor 105/2.8) фотолюбителем Юлией из Саратова.
- Классные снимки можно снять после дождя или на рассвете. При чем, дождь можно имитировать, обрызгав цветок из брызгалки. И секрет в том, что лучше использовать не просто воду, а раствор глицерина (его можно купить в аптеке), который образует более плотную молекулярную пленку. Поэтому капли будут крупнее и стабильнее, чем у воды.
- Когда мы пытаемся сфотографировать красиво цветы на открытом воздухе, да еще в режимное время, существует проблема шевеления из-за ветра: растения качаются. Выставлять высокое ИСО не хочется, чтобы избежать цифровых шумов, а света не достаточно и, как результат – требуется длительная выдержка. Чтобы не было смаза, нужно цветок как-то закрепить. Некоторые фотографы носят с собой прищепки, которыми они крепят растение к какому-нибудь колышку. Еще, в интервью с одним известным профессиональным фотографом он посоветовал, если мы серьезно подходим к съемке цветов, сделать складную ширму из прозрачного материала (полипропиленовая плёнка, например), которой можно будет оградить наш объект. Такое решение позволит укрыть цветочек от ветра, и не портить фон.
Таковы общие рекомендации профессионалов на тему, как красиво снимать цветы. Но сейчас на дворе – осень, пасмурно, дождливо и мокро. И не очень-то хочется ложиться на землю (если вас угораздило купить фотоаппарат без поворотного экрана), чтобы на свой зеркальный фотоаппарат Nikon D3300 выбрать лучший ракурс. Серьезно, вы – такая чистюля, что боитесь замараться, фотографируя шедевры? Ну тогда – идите вы в баню!!!
Урок фотографии по съемке цветов на черном фоне
Отправиться на съемки в банно-прачечное помещение я советую в прямом смысле. В статье про фотографирование натюрмортов при естественном освещении из окна «Как это снято» мы уже видели букет полевых цветов, снятый в предбаннике. Возвратимся туда в очередной раз, ведь, свет там – просто волшебный.
Что же нужно для съемки натюрмортов на темном фоне?
- Просторное помещение, чтобы была возможность расположить объект нашей съемки подальше от фона. Чем расстояние это будет больше, тем равномернее освещенным получится задний план (в нашем случае – не освещен). Кстати, фотография нашей фотостудии для съемки цветов, снята на смартфон. Похожий результат был бы при использовании мыльницы: видим фотка получилась зернистой – шум из-за маленькой матрицы и высокого ISO.
- Нам также нужен лучший зеркальный фотоаппарат для начинающих фотолюбителей Nikon D5100. На худой конец, можно использовать камеру Никон Д5300 или Д5200. В совсем запущенных случаях, фотографируем на Canon EOS 1200D, Кэнон 700Д или аналоги.
- В помещении, как видно на фото выше, у нас – полумрак. Ну, а из общего урока фотографии по настройкам зеркальных фотоаппаратов Nikon и Canon мы знаем, что снять резкую фотку неподвижного объекта с рук получится только при выдержке короче, чем 1/ФР (для камер с небольшим количеством пикселей, как на Nikon D3100 или D5100) или даже ½*ФР (если угораздило вас стать владельцем «монстра» с огромным количеством пикселей (как у Никон Д5200 или Д3300, к примеру). Здесь «ФР» – это фокусное расстояние объектива в момент съемки. Нужно как-то закрепить камеру. Самый простой (но не очень удобный) способ – положить зеркалку на табуретку. Если подумать, можно предложить насыпать в холщёвый мешочек фасоли и положить фотоаппарат на него. Юзабилити (удобство применения) повысится, но не достигнет максимума. Расово чистые фотографы для профессиональной съемки цветов на черном фоне при естественном свете от окна используют триподы. На фотографии выше мы видим карбоновый штатив Sirui T-2204X с шаровой головкой G-20X. Вверху страницы есть ссылка на его чуть более тяжелый, но зато и более дешевый аналог R-2004-G20X.
- Понятно, чтобы цветок стоял у нас именно на чёрном фоне, нужно густо вымазать одну из стен в нашей бане сажей из печки. Если родственники грозятся за такие художества отлупить вас вашим же штативом, придется где-то раздобыть мобильный фон. В идеале, в качестве фона фотографы используют кусок черного бархата, так как он хорошо поглощает свет и не дает бликов. В моем случае, съемка проводилась в гостях, а в баню чёрную парчу я не ношу пока что. К счастью, на съемках в селе Нижнеиргинское планировалось применение серебряного отражателя, чтобы усилить контрастность портрета в пасмурный день. Рефлектор должен быть в арсенале любого фотографа, планирующего серьезно снимать людей. Его действие можно наглядно увидеть в статье с обзором алюминиевого штатива Sirui R-2004 на видео, которое мы сняли в музее-заповеднике Нижняя Синячиха.
Обычно, черный отражатель используется для предметной съемки. Например, мы хотим сфотографировать дорогие часы для интернет-магазина. На хромируемой поверхности блик можно облагородить, если отразить в него черный или серый бархат. Я же, как видно на фотке, использовал рефлектор в качестве фона для съемки цветов. А вообще, мой девайс включает 5 видов отражателей: белый, золотой, серебряный, полупрозрачный и черный.
- Ну, и для подсветки теней, нам нужна та штука, которую в предыдущем пункте мы использовали в качестве заднего плана, поставленного (если внимательно присмотреться) на две трехлитровые банки сока. Раз рефлектор мы использовали не по прямому назначению, нужно подумать, чем подсвечивать тени. В нашем случае есть только один источник освещения – окно, поэтому с обратной стороны предметов получатся черные провалы и их нужно осветлить. Мне пришлось использовать простынь (дала слишком мощный «солнечный зайчик») и светлое полотенце…
- Чтобы предотвратить микросмаз на фотографиях, нельзя спускать затвор зеркалки, нажимая на кнопку «спуск». Нужно либо переключиться в режим «автоматический спуск через «n» секунд», либо – использовать пульт дистанционного управления. Как он выглядит для Nikon D5100 можно посмотреть в статье про подарки для фотографов.
Какие настройки выставлять, когда фотографируем цветок на черном фоне
Чтобы избежать шумов на фотографии, ставим на зеркальной камере минимальное ISO – 100 единиц. А для увеличения глубины резко изображаемого пространства (ГРИП) поджимаем диафрагму (у меня везде в сегодняшнем фотоуроке используется апертура f/11).
Поскольку мы снимаем со штатива, а в бане ветра нет – выдержка значения не имеет. В смысле, сколько надо, столько и будем экспонировать кадр. В среднем, она составила от 4 до 13 секунд, в зависимости от того, на сколько светлые объекты были на фотографии.
На моем репортажном объективе Nikkor 17-55/2.8 нет стабилизатора изображения. Если на вашем стекле есть стаб – обязательно отключаем, а нето камера сойдет с ума и мы получим нерезкий снимок, который продвинутые фотолюбители называют обидным словом «мыло».
Натюрморты (а съемку цветов на черном фоне, наверное, можно отнести к данному жанру) удобнее снимать либо в режиме «М», либо – в приоритете диафрагмы «А».
Поскольку я всегда фотографирую только в формате RAW, то не приходится задумываться о балансе белого – он устанавливается одним кликом в конвертере при обработке.
Важный параметр – способ замера экспозиции. Обычно у меня на камере Nikon D5100 установлен «матричный». В ряде случаев, лучше переключаться на «точечный». Например, в блоге мы можем найти урок фотографии по съемке концертных выступлений в полумраке. Там мы видим примеры съемки в двух описываемых режимах. Поскольку фотоаппарат при матричном замере пытается сделать равномерно освещенный снимок, у нас получилось засвеченным лицо певицы. Сегодня же – другой эффект: многоточечное измерение степени освещенности объектов в кадре приводит к тому, что фон не получается абсолютно черным.
Если присмотреться, увидим, что тени на цветках получились слишком густые. Возьмем светлую простынь и используем ее в качестве отражателя с левой стороны.
Здесь ситуация с тенями улучшилась, но фон получился слишком светлым. Профессиональные фотографы, снимающие цветы в хорошо оборудованной студии, советуют относить черный фон на расстояние не менее 1,5 метров или больше. Не будем вдаваться в теорию, но есть такая аксиома, что освещенность объекта падает пропорционально квадрату расстояния до него. Т.е., черный фон, расположенный в 2 метрах от нашего цветка будет в 4 раза менее яркий, другими словами – на 2 стопа экспозиции темнее.
Хозяева моей бани наотрез отказались сносить стену, чтобы я снял красивый натюрморт с цветами на черном фоне. Опять выкручиваться!..
Попробуем, просто затенить часть окошка черной робой (черная – чтобы не было цветных рефлексов на объекте съемки).
Ну вот, совсем другое дело! Теперь наш фон получился почти провалившимся в черноту.
Если подсветить тени не простыней, а небольшим полотенцем – выйдет почти конфетка.
Во время съемки не увидел, что блики на стекле не очень красивые. Нужно бы придумать что-то, чтобы их облагородить…
Немного «пошаманив» в Лайтруме получаем такой вот натюрморт.
Как мы получили такой черный фон? В редакторе Lightroom выставили экспозицию «-4EV», чтобы остались только контуры цветка. Закрасили кистью «Маска» всё, что должно быть черным и затемнили этот участок еще на «-4 стопа». Вернули EV к первоначальному значению 0EV. Ну и дальше стандартные: четкость, насыщенность, резкость, баланс белого…
Сам цветок выглядит каким-то нерезким. Может быть, следовало использовать поляризационный фильтр, чтобы на поверхности чертополоха было меньше бликов… Попробуем проделать те же операции, но уже с садовыми цветами.
Согласитесь, естественный свет от окна довольно красив? Возможно, следовало отнести цветок подальше от окошка либо завесить его полупрозрачной матовой пленкой, чтобы освещение получилось более «обволакивающим». Я точно не знаю, как такой «туманный» свет получить.
Попробуем снять наши ромашки крупным планом.
Из-за того, что камера стоит слишком близко к объекту съемки, получилась очень узкой (ГРИП) и не все цветы попали в зону резкости. Здесь следовало бы применить стеккинг резкости (бреккетинг по фокусу), который обычно используется в макросъемке. Частично о бреккетинге резкости рассказывалось в статье «Один цветной рассвет».
Попробуем снять чесночный натюрморт.
О, теперь, если завтра нас попросят заняться предметной съемкой для рекламирования подсолнечного масла, мы уже знаем что делать.
Просто берем подсолнухи…
Ой, забыли подсветить тени нашим полотенцем…
Результат действия волшебного рушника, как говорится, на лицо, т.е. на доску… Но, кажется, черный фон для такой фотографии не очень подходит. Попробуем снять нашу предметку на фоне старого листа оргалита, отодранного от древнего кресла.
М-м-м-, лучше. Обработаем: удаляем пятна в Лайтруме, выравниваем света, кадрируем, устанавливаем контраст, четкость, баланс белого.
Неплохо, но чего-то не хватает. В программе Фотошоп дорисуем кусок доски слева, наложим текстуру соломы, поиграемся с насыщенностью…
А теперь, к нам приходит колхозник:
— Серега, решил я продать через интернет-магазин свой старый сапог. Будь другом, сними красиво!
— Чего, свою зеркальную камеру Canon продаешь? Ты ж меня спрашивал: что лучше Кэнон или Никон? Я что сказал? Бери Nikon — станешь профессионалом, возмешь Canon — станешь сапожником…
— Да какой, блин, Кэнон?!! Сапог кирзовый надо продать…
— А, ну давай сюда…
Ставим сапоги на стол, в качестве фона – полупрозрачная сторона отражателя, волшебное полотенце нам в помощь.
Вуаля! Самому захотелось купить боты…
Но, спешу вас расстроить, данные сапоги не продаются. В отличие от них, профессиональный алюминиевый штатив Sirui R-2004 вы у меня можете выгодно приобрести. Обзор трипода можно посмотреть, пройдя по ссылке на картинке вверху данной статьи. Там же есть видео с демонстрацией действия бронзового и белого отражателя при съемке в прямых солнечных лучах.
И, друзья, мне требуется ваша помощь, если честно! Сайт – молодой, нужна раскрутка. Если вы считаете, что свое время на написание данного фотоурока я потратил не зря и он вам понравился, поделитесь, пожалуйста, им в соцсетях (сделать это просто – нажмите нужную кнопку внизу статьи). И мне польза, и вам коллеги-фотографы еще спасибо, может, скажут… А как счетчик Google+ перевалит за цифру 100, напишу подробное руководство, как снимать натюрморты при освещении «световой кистью». Примеры таких снимков (лук и гвозди) есть в уроке фотографии «Зачем профессиональному фотографу нужен штатив».
И, надеюсь, владельцы других зеркальных фотоаппаратов, отличных от Nikon D5100, не сильно на меня обижаются за легкий троллинг ваших моделей сегодня! 😉 На самом деле, мне хотелось просто обратить внимание, что и вашей замечательной зеркалкой легко можно снять такие же фотки!
Предлагаю вам ознакомиться с другими статьями, имеющими отношение к сегодняшнему фотоуроку.
View Comments (39)
Что-то мне тоже захотелось попробовать немного натюрморты поснимать! Ни разу не пробовал... :)
Попробуй, Александр! Рисунок света очень красивый получается, если используем естественное освещение от окна. Правда, в жанре "натюрморт" особо в глаза бросаются огрехи в построении композиции снимка. Сейчас для меня это - самое трудное.
На ширик такое не снимешь, нужно фокусное подальше. У друга только если телевик 70-200 взять. Уже думал об этом! Ну, надо обязательно попробовать... :)
Так вот отчет о том, как я снимал натюрморт на широкоугольный объектив Samyang 14/2.8. Вроде, ничего получается.
Ну тогда обязательно стоит попробовать! Спасибо за ссылку!
Привет, Сергей! Толковая статья. Понравилась конкретика и пошаговость, если так можно сказать, объяснений, как снимать цветы на черном фоне. Как-то для конкурса на Яндекс-Фото (не цветы, но все равно - ботаника) делал фотку - измучился: то свет не такой, то - размеры комнаты малы... Все пришлось подбирать методом проб и ошибок. Даже не представляю, как мы раньше пользовались пленкой! Вот статья твоя пригодилась бы, избавила от "творческих мук".
Правда, некоторые решения пришли сами собой, например, выбор телевика. А закрасить фон, спрятав фактуру материала - ума не хватило. В результате - на конкурсе фотка успеха не имела, но попала в "Новые интересные". Вот мой опыт: fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/397067/view/1474138
Отличный кадр!
Спасибо, Александр! Когда сделал - понравилось, а сейчас вижу, насколько кустарно сделана.
Но, опыт - бесценен.
В любом случае, конечно, опыт! :) У меня каждый первый - кустраный снимок... )))
О-о-о, Миша! И ты, оказывается, любитель поснимать натюрморты на чёрном фоне! :) Подозреваю, что свою фотографию ты снимал, когда только вернулся из отпуска! Ностальгия по коктейлям, лайму... :)
Скорее, в предвкушении отпуска - Индии и джина Bombay Sapphire... Конкурс был с названием типа "Цитрусовые". Хотелось придумать, что-то интересное... Задумкой и сейчас доволен, а вот исполнением натюрморта... Не оправдываюсь, но в комнате 3*6 метра, загроможденной мебелью, сложно сделать приличней.
Возвращаясь к твоей статье, мне понравилась "реклама" подсолнечного масла. И фотография № 12 с подсолнухами. Их, хоть, и два, но отломанный кусок и россыпь семечек уравновешивает.
Кирзачи - стильно, прям на страницы в Cosmopolitan. Фотки № 10 и 11 - даже не обсуждаю, куча мала. А вот с колючкой что-то не так. Не могу даже сразу сказать что, наверно, прежде всего, бутылка великовата, да и уровень воды, да еще с "бульками". Не знаю, все внимание на нее. Прости.
Миша, когда ты выражаешь свое мнение - это уже приятно: раз человеку захотелось высказаться, значит фотка - не совсем пресная... А когда делаешь замечания по делу - вообще супер! Люди ходят в фотошколу и платят деньги за то, чтобы им указали "что не так" с их фотографиями. А ты - бесплатно об этом говоришь. Поэтому - хватит каждый раз после критики извиняться! ;)
То, что тяжело сфотографировать натюрморт в небольшой квартире - факт! Я писал уже, что объездил окрестности Екатеринбурга в поисках какого-нибудь заброшенного промышленного здания. Хочется, чтобы был большой зал с окном... Тогда и портреты, и натюрморты снимать можно при свете от окна... Пока нашел только охотничью сторожку на болоте... Но она тоже - небольшая, не развернешься... А замыслы у меня - ого-го-го! :)
С критикой фоток моих - согласен на вес 100%. Колючки и по качеству изображения получились какой-то "кашей", и по композиции - мрак... :)
Сергей, я вот читаю твои ответы на критику и замечания и просто радуюсь! ))) ВКонтакте есть один персонаж, который ну просто слов нет, как снимает... И считает свои фотки шедеврами! Я тебе сейчас в ВК кину его ответ про говнофотку и его снимок, которым он восхищается... ))
Александр, может, когда я выиграю фотоконкурс National Geographic по съемке цветов, тогда начну "звездить" не по-детски! ;)
Ах-ах-ах-ха )))) Я думаю, не станешь. Обычно их видно сразу!
Как я уже говорил, критика ранит, извинения не помешают. А по сути - хочется втянуть в конструктивное обсуждение, читать советы специалистов скучновато: менторский тон и все такое... А тут, в дружеской беседе, наука - в радость.
Я следил за вашими диалогами о мониторах со стороны, а сегодня достал свой старый Sonic Master, подключил к ноутбуку и принял решение - надо брать монитор. Даже, просто ради удобства. Хватит ломать глаза о 15 дюймовый ноут.
Миша, я вчера на работе посмотрел свои фотки на мониторе DELL U2412M... Матрица 1920x1200 (16:10) - больше, чем FullHD... Конечно, супер! Но, что-то подсказывает мне, что корявость моей обработки фотографий зависит не от качеств монитора, а от чего-то другого... Есть планы, когда закончу отчет про Китай и Таиланд, приступить к регулярным фотоурокам на основе учебника Лидии Дыко. И, заодно, по обработке фотографий более систематично потренироваться...
Тут и говорить не о чем - никакая техника не заменит талант. У меня (подчеркиваю - у меня) таланта нет. Мне через месяц - 50 лет, могу быть честным перед собой. Есть склонность к художественному самовыражению. Еще пару лет назад я очень много читал, искал самую главную книгу с ответом на самый главный вопрос (это - не 42, как в "Автостопом по галактике"), такой книги нет, поверь. Теперь я путешествую и фотографирую. Может, это и есть ответ?
Учится, конечно надо. Но ты сам сказал про мою фотку: "Нет главного объекта, и сам же повторяешь ошибку - два объекта из двух, т.е., ни одного.
Моя рюмка стоила мне трех пленок, 90 кадров, и не столько свет, сколько подбирал композицию, трудолюбие заменило талант. Наверное, я написал лишнее...
Наверное, на сайте нужно вводить цензуру... Во-первых, для себя самого... Во-вторых, для гостей... А то он превратится в "уголок плача"... ;)
Возраст, Миша, ни причем. Посмотри фотки на 500px. Там авторы у большинства работ - деды бородатые... :) Просто, они дольше занимаются фотографией и успешнее учились на своих ошибках...
Это не плач. Жаль, что ты не понял. А зарабатывать на социальных сетях - это в тренде.
Вставлю свои полторы копейки! :)
Друзья! Во-первых, должен признаться, что уже достаточно приличное время посещаю сайт из-за особой, комфортной и дружелюбной атмосферы, царящей как в основных темах, так и комментариях. Я уже здесь (или в личном письме Сергею — не помню...) писал, что был поражен, когда в одном из уроков Сергей озвучил, что не сразу разобрался с работой автоматики в аппаратах Nikon, а в комментариях тут же появился хамовитый критик, подкалывающий, что «как это нас учит тот, кто сам ничего не знает» (не дословно — можете сами найти эту тему). На что Сергей ответил обезоруживающе тактично…
Поэтому, отсутствие снобизма — такая же черта атмосферы сайта, как и понимание того, что все мы, здесь собравшиеся, с разными судьбами и разными путями в фотографии… Здесь нет топовых профессионалов :) , но , возможно, благодаря этому, есть человеческое общение. А , с моей точки зрения, это - важнее! :)
Во-вторых, про два объекта в кадре… Понимаю, что вы скоро будете бросаться гантелями при упоминании мною Ральфа Гибсона :) :) :), но именно его технику называют техникой диптиха, когда из соединения двух разнородных объектов в кадре возникает «эффект третьего объекта».
moscowphotosalon.ru/ru/861-261
Поэтому, Миша, то, что ты соединял в кадре — абсолютно правомочно! Возник «эффект третьего объекта» или нет — это уже зависит от многих нюансов… Как и в фото с подсолнухами и бутылкой масла...
Если честно, Миша, очень тронуло про «самую главную книгу с ответом на самый главный вопрос»... «Но это уже совсем другая история»... :) Видел тебя в Фейсбуке, будет оказия — спишемся…
В принципе, урок интересный, но, если говорить несколько иносказательно, вспоминается то, как Андрей Вознесенский посещал Сальвадора Дали, и последний решил эпатировать поэта, сходу спросив: «Скажите, дека гитары похожа на биде или биде на деку гитары»? Вознесенский ответил «биде на гитару», чем порадовал Дали. Ибо, с его точки зрения, то что является первичным в искусстве (думаю, в том числе, и в фотографическом), должно занимать соответствующую ступень в понимании этой первичности и иерархии обращений к этим темам… Но, конечно, можно делать фото и биде с унитазами... :) Можете продолжить мою мысль , касательно объектов съемки этого урока... :)
Благо, среди читателей блога Сергея — «Кенонианцы - адекваты» :) :) :), которые не разорвали флеймом комментарии из-за стеба Сергея по поводу сапогов и фотоаппаратов "Canon", и это - радует... :)
«Карфаген должен быть разрушен» или опять про монитор… :) :) :) Радует, что идет процесс поиска и ты Сергей , просмотрел фото на дисплее более высокого уровня, чем домашний монитор… По всей видимости, возможно ты будешь двигаться и в этом направлении, а возможно, снова обратишь внимание на то, что мы уже обсуждали — кажется, в отчете про штативы? Начиная с 5 или 6 кадра цветопередача принципиально другая… Мне нравится те снимки, которые были, как ты сказал, сделаны полнокадровым Nikon-ом…
Но, не думаю, что дело в полном кадре, а в алгоритмах обработки, в том, как обработана вторая часть фото из этого отчета… Попробуй сравнить, что происходило с фото на этапе обработки там и там… Еще, если можно, хотелось бы услышать про стекинг — брекетинг по фокусу… Вспоминается какая-то дискуссия в комментариях — где я приводил в пример беззеркалки SONY — в самых нижних моделях там присутствует репетир диафрагмы и ДО того, как сделать снимок ты четко видишь, что будет в фокусе...
Так все же — стекинг или репетир? Хотелось бы услышать твой комментарий. Моя дочь на фейсбуке в очередной раз «утянула» себе на страницу этот твой урок, ей очень понравилось. :) В этой связи вопрос — почему привязка к Google+ ( ты озвучиваешь это в обзоре)… Может, мы отстали от жизни, но из моих знакомых, например, там никого нет… В основном, Facebook или ВК… Не совсем понятно, как индексация сайта зависит от этой достаточно специфически популярной социальной сети... Если этот вопрос выходит за рамки тематики сайта, черкни, плз, ответ в письме...
Миша, кстати, тоже не соглашусь по поводу того, что фотография, где композиция с цветами не удалась, потому что в кадре - только 2 объекта. Мне кажется, что успешность композициии определяется соотношением формы предметов, их размеров и расстоянием между ними.
Ну, также, цветом и фактурой. Здесь я имею ввиду, что не всегда сочетаются материала предметов. Скажем, стальной предмет на всегда красиво смотрится на деревянном...
Возвращаясь к форме и соотношению размеров на натюрморте "Цветы чертополоха на черном фоне", на мой взгляд, проблема в том, что на фото №7 - только один объект, а на фотках №5 и №6 - их два, но... Колючки дедовника на доске - слишком маленькие. Если бы они были выше, да еще расположить так,чтобы бутылка сзади, а цветы дедовника - спереди, то было бы лучше...
Вообще, хочу сказать про время, затраченное на подбор композиций данных фотографиий. Однажды в сети я нашел видео, где фотограф снял каждый кадр при разработке натюрморта и скомпоновал видеоролик. Он затратил 50 минут на составление композиции. И на видео четко видно, как он сдвигает на 1 сантиметр цветок, получается ерунда, двигает вазу, чушь, ставит яблоко ближе или дальше... В результате - великолепная фотка получилась.
А как это было у меня?
- Сергей, я собрала вещи. Через 20 минут можно выезжать, - говорит жена, стоящая за спиной с тещей.
- Понял. Еще полчасика подожди, я закончу снимать цветы на черном фоне... М-м-м-м, как бы поставить этот чертополох. О, так! Не, не то что-то... А может, чеснок? Не, каша... Давай сапоги у тестя возьму и сфотографирую их!.. :)
Результат пропорционален усилиям, затраченным на обдумывание концепции снимка, его композиции...
P.S. Когда я отметил, что на фотке с ослами у тебя нет главного объекта в кадре, я возвращался к одному из моих прошлых замечаний. Профессиональные фотографы не рекомендуют снимать толпу. Они говорят, что нужно выделить главный объект и заострить внимание на нем. По-моему, у Лидии Дыко есть такая фотка: на красной площади - митинг. Огромная толпа людей в одежде темных тонов. И среди них - маленькая девочка, одетая в светлое пальто, которая еще и повернулась в кадр... Глаз сразу за нее цепляется... А у тебя - ослы стоят в разных частях кадра, взгляд - бегает по фотографии и не может остановиться.
Олег, тронут твоими словами! Спасибо тебе и всем вам, друзья, за поддержку и терпение!
Статья, про которую ты говоришь, Олег, размещена в разделе "Фотодело" и называется "Про справедливость цены на фотоаппарат Nikon D5300". Там я рекомендовал отключить функцию "Автоматический уровень ISO", так как частенько бывала следующая ситуация (на примере сегодняшних натюрмортов): вы составили композицию, навели фокус на ваших цветах, стоящих на темном фоне, выставили ИСО 100 единиц, нажали "Пуск"... А фотография получилась зернистой. Смотришь данные EXIF - она почему-то снята на ISO 3200. Как оказалось, фотоаппарат в какой-то момент решал, что установленная фотографом светочувствительность не подходит и сам ее повышал.
Олег, поясни, пожалуйста, когда ты обсуждаешь фотки с разной цветокоррекцией, ты имеешь ввиду сегодняшние фото на черном фоне или те, что были в обзоре штатива Sirui R-2004 в Нижней Синячихе? Вроде сегодня все фотографии, кроме последней с сапогами, обработаны по одному алгоритму, без пресетов...
Комментарий по поводу стекинга резкости и возможности увидеть зону резкости на беззеркалках Sony... Величина ГРИП зависит от диафрагмы, фокусного расстояния объектива и дистанции до объекта съемки до матрицы фотоаппарата. Т.е., это всё - физические характеристики. Таким образом, если мне нужно снять данные ромашки на фотографии №11 именно при тех параметрах, что я использовал (диафрагма f/11, ФР=55мм, расстояние до цветов - примерно 1 метр), то ГРИП составит, всего лишь, 9 сантиметров.
И поэтому не важно есть у фотографа возможность посмотреть будет ли цветок в резкости или нет - все равно решения могут быть следующими: отодвинуть камеру, зажать диафрагму еще больше, уменьшить фокусное расстояние, использовать стекинг.
Получить именно такой кадр можно только используя стекинг. Если кто не знает, под данным термином понимается процедура, когда со штатива снимают один и тот же объект, но фокусируются на разных точках. А затем "сшивают" несколько похожих кадров в фотошопе автоматически. Получается весь цветок в зоне резкости.
Где-то я читал мастер-класс от фотографа, выигравшего престижный фотоконкурс. Он специализируется на макросъемке. Рассказал, как снимал великолепнейший снимок мухи (макро). Он снял 120 кадров и затем сшил их вместе...
Спасибо за рассказ про стекинг - интересная методика! Что же касается цветопередачи - я имел ввиду снимки из обзора штатива. В данной публикации ничего прокомментировать не могу, ибо цветовая палитра не такая широкая, как в тех снимках, которые ты делаешь на природе... Вот в 9-м кадре здесь зеленый цвет, мне кажется, ближе у салатному... Но, во-первых - это может быть связано с тем видом цветов, которые были взяты для снимка, а во-вторых - фото постановочное и цветовой баланс может быть "не багой, а фичей", как шутят компьютерщики... :)
Update.
Из практики пользования фотоаппаратом Nikon в жанре съемки ДСА :) , могу уточнить, что отключать функцию Auto ISO - несколько опрометчиво. В той твоей статье, которую мы выше вспоминали, на самом деле, ты не выставлял чувствительность ISO 100 единиц, а выставлял НИЖНЮЮ границу задаваемого диапазона предпочтительной чувствительности матрицы камеры при включенном режиме AUTO ISO.
При этом, в таком режиме можно принудительно выставить выдержку, длиннее которой автоматика не должна использовать при просчете экспозиции. А ввиду того, что, в основном, мы используем режим съемки "А", то достаточно "пристреляться" к ГРИП пробным снимком и еще остальные параметры будут шикарно подобраны.
Таким образом, больше внимания можно уделять художественной стороне процесса... Особенно, если есть элемент репортажности в происходящем, в противовес жанру "пейзаж", где секунды не решают ничего и, действительно, отключение автоматики позволяет полностью погрузиться в процесс ...
Не могу прокомментировать, является ли такая работа автоматики особенностью именно камер Nikon и Sony (там такая же логика работы автоматики), но вот никто из моих знакомых Кенонианцев :) не смог дать вменяемый ответ, есть ли там такой бонус в плане удобства работы управления параметрами зеркальной камеры. Возможно, просто надо инструкцию читать, как ты, Серж, и советовал... :)
Подробнее начинающие фотографировать Никонианцы :) могут прочесть о логике работы автоматики в своих камерах вот в этой статье: radojuva.com.ua/2013/03/nikon-auto-iso/
Олег, могу сказать только, что спустя 3 года использования своей первой зеркалки Nikon D5100 я понял, почему на профессиональных камерах часто нет таких функций, которые есть на любительской... Потому что гораздо эффективнее получаются кадры, когда фотограф сам контролирует все параметры... Мне, вообще, пора уже приучаться снимать не в режиме "А", а переходить на "М"... :)
Хотя, Авто ИСО может помочь при съемке репортажа... Тут соглашусь...
Привет, Сергей! Не смог ответить вчера - работал в сутки. Наверное, я не умею выражать свои мысли, моя вина.
Дело не в двух предметах на твоем натюрморте, еще раз подчеркиваю, а в их равнозначности. Скорее, бутылка даже перевешивает, что подчеркивается очень яркой подставкой (доской). Фото с георгинами лучше, но слишком много зелени, я имею ввиду листья (букет - есть букет). Еще раз - это на мой вкус.
Ну, Миша, тогда мы с тобой и говорили об одно и том же: на композицию снимка влияют многие факторы, в том числе цвет, освещенность и размеры объектов.
Фотография Михаила ничем не хуже представленных здесь изображений...
... "На худой конец, можно использовать камеру Никон Д5300 или Д5200. В совсем запущенных случаях, фотографируем на Canon EOS 1200D, Кэнон 700Д или аналоги." - не понял этих предложений, на описанные камеры точно можно снять подобное и без каких либо ограничений. Затачиваете блог под определенные запросы?
Являюсь обладателем бюджетного монитора DELL U2412M, про который Вы рассказываете, уже около года (может чуть больше). Так как работаю в сфере информационных технологий и каждый день приходится видеть изображения с мониторов различных фирм и моделей, надо сказать, что эта модель заслуживает внимания. До сих пор нарадоваться не могу...
Это что-то на уровне: зеркалка Nikon d5100 - хорошо для начинающего фотографа, а данный монитор - хорош для визуализации работ того же фотолюбителя. Вообще, фирма Dell работала раньше на профессиональный рынок и мониторы данного уровня - очень дорогостоящие, но не так давно стали выпускать в мир для обычного обывателя бюджетные модели экранов. Плюсы, конечно же, в матрице устройства (при выборе монитора для обработки фотографий надо подходить серьезно к распознаванию дефектов (дефекты матрицы - зерна, засветы и т.д.). Очень насыщенные, яркие, живые цвета. Именно живые - не просто задранный контраст и яркость, что глаза на затылок лезут. Черный и белый цвета - это черный и белый.
Если поставить рядом этот монитор и другой любой рядом (в этом диапазоне цен) - разница будет заметна невооруженным взглядом. После незначительной калибровки можно добиться просто великолепной картинки (даже не знаю, как на профессиональных мониторах). Сейчас для меня проблема - это калибровка принтера, чтобы он, хоть как-то, мог распечатать подобную картинку "близко к тексту". Т.е. по выводу изображения у данного девайса, на мой взгляд, проблем нет. Особенно, если учесть, что это - бюджетная модель. По сборке: к недостаткам (но не критичные) можно отнести люфт самой матрицы (можно надавить слегка по углам монитора). Не смертельно, но фирме с подобным уровнем не пристало так делать. С другой стороны -цена.
Мониторы Samsung, Benq и все прочие,на мой взгляд, просто "курят в сторонке" в этом ценовом диапазоне. Конечно, если человек просто играет в игры и читает блоги, то может и не заметить разницы, но и то навряд ли...
Работаю на двух работах и везде парк техники разный, т.е. и мониторы разного рода и годов, в том числе, и последние модели различных фирм имеются. Но, когда прихожу домой и смотрю в свой, до сих удивляюсь на сколько у него ВСЁ лучше. Всё - т.е., я сравниваю по большинству параметров и выражаю общее одним словом! :)
Начинающему фотографу необходимо приобретать монитор подобного рода, чтобы в достойной мере определить недочеты в освещении и красках своих фото, так как здесь неплохой цветовой охват и т.д... Это - не реклама, просто, за много лет работы этот монитор меня поразил качеством отображения. Хотя, с девайсами за 100 тысяч рублей и более, мне не приходилось работать, говорю только о бюджетном устройстве. Плюсом еще является то, что пиксель у него не слишком "здоровый" и при рассмотрении картинки очень близко к экрану вы не заметите "пикселяции" (или каких-либо кубиков на мониторе, что с устройствами подобного размера и разрешения возможно).
Лично я очень рад, что являюсь обладателем сего монитора для фотографа, особенного чувствуются плюсы при доработке и редактировании фото и видео... Кстати, вроде бы у ASUS есть пару моделей на уровне, но ХЗ, сам не тестировал...
Getro, по поводу упоминания в статье зеркальных камер Canon 700D, 1100D и других - Вы меня полностью раскрыли! :) На самом деле, на вопрос: "Что лучше Canon или Nikon"? - я всегда отвечаю: "Обе марки производят великолепную технику. Правда, нужно изучать вопрос стоимости владения. Как мне кажется, то ли у Никон, то ли у Кэнон стоимость тушек немного подешевле, но зато, после, когда начинаешь покупать объективы, выясняется что у одной из этих марок стекла дешевле..."
Спасибо за Ваш подробный обзор монитора для фотографов DELL U2412M. Если почитать отзывы на Яндекс-Маркет, встречаются отзывы, что от него сильно болят глаза - буквально лопаются сосуды на белках... Думаю, если бы дело было в мониторе, то не один такой отзыв был бы... Но все же! Как прокомментируете?
И хотел бы попросить Вас сказать пару слов про цвет моих фоток в блоге. На Ваш взгляд, всё так ужасно, как Олег расписывает?
Монитор для обработки фотографий необходимо немного настроить, даже если калибровать не собираетесь... Яркость, контраст в магазине очень сильно задирают. Поэтому, если ползунки характеристик будут выставлены по максимуму - могут и глаза заболеть. Но это на мониторах любой фирмы возможно. В сети полно готовых "наборов": яркость, контраст, резкость и по цветам также. Можно экспериментировать. На глаза у меня никто из домашних не жалуется, у меня тоже не болят. Устают не более, чем от другого монитора при продолжительном взаимодействии...
Снимали бы цветы на нормальном черном фоне, тогда бы и так мучиться не пришлось... Взяли бы допустим, акрил? :))
Здравствуйте, Игорь! Во-первых, я поехал в гости и не планировал снимать цветы на черном фоне. У хозяев ничего подходящего не нашлось... Во-вторых, думаю, что акрил дал бы очень сильные блики и мучиться пришлось бы намного больше. Здесь именно нужна ткань, которая плохо отражает свет (бархат) и не менее, чем 1,5 метра расстояние до фона.
У меня же в качестве фона используется блестящая плащевка, из которой пошит внешний кожух отражателя и дистанция - не больше метра... В этом все и дело...
Очень полезная статья.
Юлия, благодарю! Когда я читаю книгу, узнаю что-то интересное и потом применяю на практике - это для меня означает, что информация оказалась полезной... А если я прочитал и подумал: "Полезная статья" и забыл про нее через 10 минут, то тут можно и не согласиться... ;)
Значит ли Ваш комментарий, что Вы тоже попробовали снимать цветы на черном фоне и мои советы Вам помогли? ;)
Обычно, я снимаю цветы при естественном освещении, а тут возникла мысль - снять их в студии. И Ваша статья предвосхитила мои дальнейшие действия...
Ну, съемка цветов в студии имеет свои прелести: фотографу проще управлять освещением, добиться нужного светового рисунка и легче получить правильную композицию. Также, никто не мешает, не отвлекает от фотографирования. Удачных Вам кадров, Юлия!
почем нонче сапоги? хочууууу! :)
Сапоги, как сказано, не продаются. :) Такая коровка нужна самому!
Только штатив Sirui R2004...