Рано или поздно начинающий фотолюбитель решает попробовать свои силы в макросъемке. И тут выясняется, что увлечение макрофотографией – дорогостоящее хобби. Для получения качественных фотографий вам потребуется купить макрообъектив, который стоит не так уж и дешево.
Содержание обзора
- Примеры фотографий, снятых на объектив Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G и насадочные линзы с разными диоптриями.
- Макросъемка насекомых с этим комплектом.
- Сравнение изображения с тем, что обеспечивает объектив Вега-11У.
1. Тест линз увеличиения на объективе Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G
Вы не уверены будете ли заниматься макросъемкой постоянно или будете фотографировать макро лишь время от времени. Поэтому появляется желание немного сэкономить: вы можете использовать специальное переходное кольцо, позволяющее прикрутить обычный объектив к камере обратной стороной. Еще более дешевой альтернативой могут стать макрокольца, макролинзы и макрофильтры.
Макролинза или, как ее часто называют, линза close up, по сути представляет собой увеличительное стекло с резьбовой оправой. Поэтому макролинзу иногда еще называют макрофильтром, т.к. она накручивается на внешний конец объектива, как, например, поляризационный фильтр.
Посмотрите видео, где автор наглядно показывает действие подобного приспособления и демонстрирует степень уменьшения МДФ (минимальной дистанции фокусировки) при накручивании линз с разными диоптриями.
Одним прекрасным днем я решился купить набор макрофильтров Banner, содержащий линзы Close-up с диоптриями +1, +2, +4, +8 и +10. Первый опыт использования макролинз показал, что не так-то просто при фотографировании, например, цветов поймать фокус: небольшое колыхание от ветра – и все фокус смазан. При съемке такими линзами ГРИП очень мала и отклонение объекта съемки на 1 мм уже приводит к фатальным последствиям. Со штативом не всегда удобно подойти близко, а с рук – трудно навестись на резкость. Пробовал снимать насекомых – убегают… 🙂
Так и лежал у меня набор макрофильтров без дела до сегодняшнего дня, когда я решил протестировать свои линзы в лабораторных, читай студийных условиях, чтобы вынести окончательный вердикт: стоит или нет покупать close up фильтры.
Съемка проводилась дома со штатива при естественном освещении от окна. Фотомодели – какие-то цветочки, что растут у нашего подъезда.
Так выглядела моя макростудия для получения макрофотографий к данному обзору макролинз close up. Сорри за качество – снято на мобильный телефон. Вы видите, мой фотоаппарат Nikon D5100 с КИТ-объективом Nikkor 18-55 установлен на штативе. При чем, камера закреплена не на штативной головке непосредственно, а на макрорельсах, которые я купил совместно с комплектом макрофильтров. Должен сказать, что макрорельсы – удобное устройство для наведения на резкость при макросъемке. Включаете камеру в режиме live view, увеличиваете фрагмент кадра, по которому наводится фокус, и, вращая валик, очень плавно перемещаете фотоаппарат вместе с зубчатой рейкой. Использование макрорельсов упрощает жизнь в условиях малой ГРИП.
Давайте посмотрим примеры фотографий, снятых на Nikon D5100 с KIT объективом Nikkor 18-55 и макрофильтрами close up.
Пример №1
Согласно технических данных фотоаппарат Nikon D5100 c КИТ-объективом 18-55 имеет минимальное расстояние для фокусировки – 28 сантиметров. Вот, что снимает камера с такого расстояния без использования макролинзы.
Пример №2
Попробовал отключить у объектива функцию автоматической фокусировки и навестись на резкость в мануальном режиме. Удалось сфокусироваться с расстояния 16 см.
Пример съемки макрофильтром №3
На объектив навинчена макролинза +1. Положение камеры не менялось, чтобы было понятно какова степень увеличения. Видим, что линза почти не увеличивает картинку.
Пример фотографии, снятой с применением линзы close up №4
Меняем увеличительное стекло на close-up +2. Изображение стало чуть-чуть крупнее (кстати, расстояние 17 см получилось в результате перемещения салазок в процессе наводки на фокус; с 16 см сфокусироваться не удалось).
Пример №5
Используем макрофильтр +4. Также я бы не сказал, что он заметно увеличивает картинку в сравнении с первым вариантом. Глубина резкости вполне приемлемая.
Пример №6
После замены насадки +4 на линзу close up +8 сфокусироваться с расстояния 17 см не удалось. Пришлось передвинуть штатив ближе, чтобы плоскость фильтра оказалась на расстоянии 11 см от цветка.
Пример съемки макрофильтром №7
Устанавливаем последнюю линзу в моем наборе – close up +10. Как видно ГРИП стала значительно меньше. На данном фото резкость наводилась по тычинкам, а пестик – почти выходит из зоны ГРИП.
Пример съемки close up линзой №8
Эксперименты показали, что я могу сфокусироваться на минимальном расстоянии 4 см от цветка. При этом ГРИП у фильтра +10 очень маленькая.
Вот тот же кадр с линзой +8.
Пример макрофотографии снятой с использованием макрофильтров №9
Как можно увеличить ГРИП? Зажав диафрагму (для чистоты эксперимента диафрагма на всех кадрах одинаковая f=13) либо уменьшив фокусное расстояние. На кадре ниже видно, что ГРИП при фокусном расстоянии 18 мм на линзе +10 вполне приемлемое. Только вот увеличение становится почти не заметным, в сравнении с фокусным 55 мм.
Все кадры в данном обзоре представлены «как есть», без кропления. Для размещения фотографий в интернет обычно не требуется размер 4928×3264 пикселей, как снимает наша камера Nikon D5100. Вы можете вырезать из центра кадра необходимый фрагмент. Вот, что может у вас получиться.
Во время тестирования в кадр даже попала личинка какого-то насекомого. Только вот фокусировка была произведена по тычинкам и животное не в зоне резкости.
В заключение своего обзора с примерами фотографий, снятых макрофильтрами close up, хочу отметить, что поскольку пока что я использую простенький штатив Era ECSA-3512, а макрорельсы меняют центр тяжести конструкции, то камера довольно сильно шевелится в процессе наведения на резкость. При макросъемке ГРИП очень маленькая и даже едва заметное движение приводит к выходу объекта фокусировки из зоны резкости.
Таким образом, сегодняшние испытания макролинз подтвердили, что для макросъемки требуется более жесткий штатив. Посмотрим, как покажет себя карбоновый Sirui T-2204X с головкой G20X, рассчитанной на нагрузку 15 кг.
Основные выводы, которые я сделал для себя после тестирования макрофильтров close up: данные приспособления нельзя рассматривать, как серьезный инструмент для макросъемки. Наиболее удобные линзы с точки зрения ГРИП — +4 и +8.
В одном из отзывов, что я нашел в сети Интернет, говорится о том, что макролинзы хорошо показывают себя при съемках на длинных фокусных расстояниях (от 100 мм). Может быть, стоит для моего нового телеобъектива Nikkor 70-300 приобрести только вот указанные две линзы и попробовать его на 200 мм фокусного расстояния…
Дополнение от 25 ноября 2018. На сегодняшний день, на Aliexpress можно взять макрофильтры за 10-20 USD, но это будет аналог тех фильтров, что я рассмотрел. За 70 USD продают более качественную линзу Raynox DCR-250 Super Macro Snap-On. В то же время, советский макрообъектив МС Волна-9 2.8/50 MACRO при цене на Avito в 50-70 USD даст просто отличную картинку, а Nikon Micro-Nikkor 55mm 1:2.8 (AI-S) на E-Bay продают за 80-100 USD — он поможет снять почти шедевры. Поэтому я рекомендую не тратить напрасно средства на эксперименты с Close UP, а присмотреться к этим, например, вариантам.
2. Пример реальной фотоохоты на насекомых с макрофильтрами Close UP
Ну и напоследок – три примера макрофотографий, снятых с использованием линз close up не в студии, а в полевых условиях.
Чтобы получить эти две фотографии пришлось снять несколько десятков дублей. Муравьишки постоянно двигаются, а поскольку ГРИП невелико, то поймать их в зоне резкости очень трудно. За 40 минут съемки так и не получил ни одного полностью резкого кадра.
Фотографии муравьев и кузнечика – кроп из центра кадра.
После последних трех фотографий уже не могу поставить точку в своем обзоре макрофильтров и сказать точно, следует ли покупать close-up линзы… Хочется «помикрофотоохотиться» еще… 🙂
Надеюсь, что мой отчет вам пригодится. Удачных макросъемок!
P.S. Напоследок хочу показать видео, где в увлекательной форме показаны примеры того, какие сюжеты можно снимать на макрообъектив у себя дома.
Дополнение от 06.03.2021
3. Сравнение качества картинки с линз крупного плана и с объектива Вега-11У
Мои макролинзы благополучно провалялись в ящике стола семь лет, пока я не купил другую систему для макросъемки, о которой сейчас и расскажу. Срок безделья Close Up линз я указал специально, чтобы вы могли представить что случится, если макрофотография вас не увлечет, стоит ли тратить средства на настоящий макрообъектив.
Сначала хочу добавить информацию про макрофильтр. В Википедии он называется «насадочный фильтр» — плюсы и минусы можно прочитать в отдельной статье. На моем объективе он выглядит вот так.
Очень хорошая статья про «линзы крупного плана» и их сравнение с удлинительными кольцами (макрокольцами) размещена на сайте Сambridgeincolour. В ней приведен калькулятор для расчета масштаба с помощью этих приспособлений. Главный вывод – увеличение зависит от фокусного расстояния объектива, эффект хорошо заметен на телевиках от 80мм. На коротких фокусных наподобие моего Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G масштаб увеличивается незначительно.
Формулу вычисления масштаба вы увидите в статье Сambridgeincolour. Приведу для ориентировки лишь таблицу с приблизительными данными об увеличения.
Объектив Фокусное расстояние | Собственное увеличение | → | С макрокольцами | С линзами крупного плана | |||
---|---|---|---|---|---|---|---|
12 мм | 25 мм | +2 диоптрии | +4 диоптрии | ||||
50 мм | 0.15X | 0.39X | 0.65X | 0.25X | 0.45X | ||
100 мм | 0.14X | 0.26X | 0.39X | 0.34X | 0.54X | ||
200 мм | 0.16X | 0.22X | 0.29X | 0.56X | 0.96X |
Сейчас покажу примеры изображения на линзу крупного плана Close Up с диоптрией +10.
Если присмотреться, по краям кадра имеется незначительное снижение резкости, но оно не такое уж драматичное. Сравним это изображение с тем, что выдает объектив от фотоувеличителя Вега-11У.
Здесь резкость одинаковая, звенящая по всему полю кадра – нет никакого компромисса в области качества снимка. На «АлиЭкспресс» комплект моих макрофильтров стоит около 1000 рублей, на «Авито» объектив Вега-11У в комплекте с переходниками для крепления на зеркалку или беззеркалку обойдется в те же 1000 рублей.
Советую прочитать мой обзор Вега-11У – в нем представлено огромное количество полезных советов для любителей, начинающих знакомиться с макросъемкой, и множество образцов фотографий на беззеркалки Sony A6000, Fuji X-T10 и зеркалку Canon 650D.
Пока пытаюсь оснаститься технически и бюджетно одновременно, насколько это возможно: инфракрасный пульт, полярик Hoya, звёздчатый фильтр. Понравилась съёмка таймлапс, закачал программу. После этого выяснилось, что аккумулятор у Соньки А6000 никакой: разряжается за час интервальной съёмки, выписал аккумуляторы мощнее. А сколько мелочей понадобилось и понадобится ещё!
Это, как купил машину и начинаешь её дорабатывать. К фотоаппарату девайсы ещё и подороже будут… М-да… Но, затягивает, обратной дороги нет.
Удачных снимков!
Владлена Лапшина — просто волшебница! Смотришь и не верится, что такое вообще можно сделать. Очень интересно узнавать тайны и секреты процесса макросъемки. А завести дома собственных фотомоделей-жучков и выращивать мох — это серьезно (и тоже интересно).
Из комментариев отметила одну полезную вещь, про которую еще не слышала: снимать макро в режиме серийной съемки. Дельный совет!
Раньше она вела курсы в собственной фотошколе, где делилась секретами и съемки, и обработки. Но Владлена — судя по её постоянным обидам во Вконтакте, очень ранимый человек. Недавно блокировала свой профиль, теперь больше не занимается обучением. Жалко, у неё много полезной информации можно было почерпнуть.
В конце этой статьи есть ссылка на видео с демонстрацией съемки ос на лету от Ирины Козорог. Раньше она тоже увлекалась макросъемкой, была амбассадором «Олимпус». В Сети можно найти её мастерклассы. Здорово всё получалось! Теперь всё бросила, переехала в деревню, разводит коз и курей, фотографией не интересуется…
Про серийную съемку до замечания Владлены Лапшиной я тоже не знал. Простой, но толковый совет.
Привет! Снимаю на +10, но почему-то фотография покрывается дымкой. Не подскажите, как порешать? 🙂
Камера Canon R6, объектив Canon RF 85 DS (1,2).
Приветствую, Василий. Я не знаю ответ на этот вопрос.
На сайте «Радожива» есть обзор МС Волна-9 2.8/50 MACRO. В разделе «Качество изображения» приводится пример снимка с дымкой, появляющейся из-за такого явления, как сферохроматизм. Если у Вас такая же, значит Ваш Close Up фильтр страдает таким же недугом.
Можете загрузить на файлообменник примеры снимков, снятые на: 1) объектив Canon RF 85mm F1.2L USM DS без макрофильтра; 2) с макрофильтром, но в формате JPEG; 3) то же, но в RAW. Может быть появятся какие-то идеи…
Какая конкретно модель макрофильтра у Вас?
Фильтр Close UP — это же как увеличительное стекло. Когда Вы берете его в руки и просто наводите на объекты, глазами видно, что дымка появляется?
Василий, попробуйте применить инструмент Dehaze в Photoshop: «Фотошоп -> Камера РАВ -> Основные -> Удаление дымки».
Очень действенный инструмент. Однако китайские макрофильтры не способствуют качеству снимка. Я поигрался и бросил. Примерно такой же результат дают макрокольца. Чуть получше из бюджетных вариантов можно использовать недорогой объектив от старого советского фотоувеличителя…
Я вот не согласен, что «чуть получше из бюджетных вариантов можно использовать недорогой объектив от старого советского фотоувеличителя…» В конце этой статьи я привел пример одного макроснимка, снятого на Close UP фильтр и на объектив от увеличителя Вега 11У. И дал ссылку на отдельный обзор Вега-11У 2.8/50 с огромным количеством примеров съемки на него с разными камерами.
Уверен, что многие зрители не смогут отличить, какое фото снято на Вега-11У 2.8/50, а какое на нормальный макрообъектив.