Вы видите картинку будущей фотографии до того, как поднесли видоискатель фотоаппарата к глазам? Лично я, когда приходится много снимать (например, в отпуске), могу представить фото в голове заранее. И, насколько я понял после прочтения различных статей и книг, профессиональные фотографы обладают таким даром. Недавно мне попались на глаза философские рассуждения одного англоговорящего специалиста, в котором он дает совет, как можно развить в себе этот навык. Меня фотоурок настолько впечатлил, что я незамедлительно опробовал полученные рекомендации на практике. Давайте расскажу и покажу, что из этого получилось. Может и вы заинтересуетесь.
Как-то один мой друг рассказывал историю о том, как он вместе со знакомым фотографом шел через луг. Казалось, ничего впечатляющего вокруг не было заметно. Но тут фотолюбитель сказал: «Вот он!» — встал и сделал потрясающий кадр. «Представляешь!» — говорил мне друг: «Там просто поле и пару кустиков. Я бы в жизни не поверил, что можно снять такое красивое фото. А он видит…»
Когда у меня между съемками случаются большие перерывы, я перестаю видеть кадр. Смотрю в видоискатель, но не могу скомпоновать фотографию. Если вы читали мои отчеты о самостоятельных путешествиях, наверняка заметили, что к концу отпуска фотки получаются более красивые, чем в самом начале. Почему? Да потому, что в каждой поездке мы снимаем, в среднем, 1’500 кадров. При чем, каждый вечер мы копируем снимки на ноутбук и просматриваем, анализируем что не так, как данное фото можно было бы улучшить. И постепенно появляется способность: я точно знаю, как будет вышлядеть снимок еще до того, как достал фотоаппарат из фоторюкзака.
Мне нравится читать статьи и книги на английском языке. Все-таки, в иностранном сегменте Интернета гораздо шире выбор качественной литературы о том, как научиться красиво фотографировать. Так, мне стретилась статья, на которую я ссылался в начале данного фотоурока. Фотограф Рик Келлер (Rick Keller) рассказал об очень эффективном способе, как развивать чувство кадра, навыки построения композиции, используя «рамку кадрирования». Привожу фрагмент его урока фотографии, в моем переводе на русский язык:
Я пришел к выводу, что я не мог ясно написать просто статью, в которой рассказал про мои работы, снятые на пленку, без того, чтобы не описать сначала мой основной подход к фотографии – подход, лежащий в основе классического обучения, формирующий мой созерцательный процесс, объясняющий, как и почему я выбираю ту или иную композицию на снимке и, в конечном счете, определяющий последующий процесс печати фото. Тогда, и только тогда я мог бы чувствовать себя комфортно, посвятив себя написанию статьи о моих пленочных фотографиях. В данном эссе я кратко расскажу историю фундаментальных основ, до сих пор слегка недооцененную, концепцию выбора инструмента.
Сначала позвольте мне окунуться в небольшое философское обсуждение процесса, который многие фотографы в прошлом, настоящем и, надеюсь, будущем рассматривают, как критический шаг в построении снимка, называемый визуализация. Визуализация – не является новой концепцией или технологией фотографии. Фотографы (начинающие, любители и профессионалы) используют ее каждый день, чтобы понимать свою работу и делать ее реальностью, использовать в соответствии с их собственным стилем, того, как они смотрят и интерпретируют мир.
Что такое визуализация фотографии?
Думаю, нет лучшего способа ответить на данный вопрос, чем поделиться серией цитат от, возможно, величайшего мастера фотографии всех времен Ансела Адамса.
«Визуализация – это сознательный процесс проектирования конечного фотографического снимка в голове фотографа перед тем, как сделать первый шаг, фотографируя объект наяву».
«Термин «визуализация» отправляет к целостному эмоционально-ментальному процессу создания фотографии, и она является самой важной концепцией в фотографии».
«Визуализировать изображение (в целом или его часть) означает увидеть его четко в голове перед тем, как нажать кнопку пуск, постоянное воображение от композиции снимка до конечного отпечатка». Визуализация более точно рассматривается, как подход на пути к фотографии…»
«Первый шаг на пути к визуализации и, отсюда, на пути к выразительной интерпретации – это обратить внимание на мир вокруг нас в терминах фотографического изображения. Мы должны исследовать, что лежит перед нашим взглядом, чтобы понять его значимость, сущность, форму, текстуру и взаимосвязь уровней тонов. Мы должны натренировать наши глаза быть более восприимчивыми».
«Я уверен, что лучшие фотографы всех эстетических взглядов «видят» их окончательный снимок каким-то образом перед тем, как снять его, может благодаря сознательной визуализации, а может – благодаря похожему интуитивному опыту».
Дорогие друзья-фотографы, по моему скромному мнению, данные утверждения кратко отражают суть одной из важнейших философий в теории фотографии. Господин Ансел Адамс описал и подробно проинструктировал процесс визуализации. Он считал ее сознательным, интуитивным и эмоциональным процессом, который начинается, как построение художественного образа в голове фотографа, преднамеренно и физически переводит в визуальное и материальное выражение такой конструкции. Несомненно, Адамс, вместе с движением, называемым Группа f/64, сделали многое для превращения фотографии из живописного содержания объекта на фотографической бумаге в модернистскую форму фотографического искусства, характеризуемого подчеркиванием композиции, детализацией, формы и текстуры.
Конечно, в своих книгах Адамс пишет намного больше о том, что такое визуализация и серьезно концентрируется на оценке структуры, формы, и также о технических манипуляциях инструментами печати, конечного продукта визуализации. Уже десятилетия, с тех пор как Адамс положил основу своей философии и помог фундаментально превратить фотографию в настоящее, уважаемое искусство, фотографы продолжают использовать этот подход в соответствии с их системой убеждений, многие даже на осознают, что используют данный метод. Другие, увлеченные фотографы, без сомнений, сопротивляются этому процессу, особенно, делая первые осознанные и осязаемые шаги в переводе изображения из головы на матрицу фотоаппарата, называемый формированием комопзиции.
Как объясняет Адамс в своих книгах, процесс визуализации может даваться легко и непринужденно одним фотолюбителям, а другим, наоборот, потребуются годы тренировок и практики, перед тем, как они смогут им совладть и контролировать его. Процесс осознания и видения изображения в мозгу, распознования и ощущения его физического и/или эмоционального значения, манипулирование физичискими инструментами в процессе достижения фотографом формирования окончательной картинки, представляет собой крайне важный художественный и технический аспект, пронизывающий уроки Адамса и удерживающий историческое и практическое значение в течение 30 лет со дня его смерти.
Как многие из нас уже поняли и согласились, Ансел Адамс был несравненным фотографом-пейзажистом, страстным любителем природы и чемпионом системы национальных парков США. Также он выполнял некоторые превосходные работы в стиле натюрморт и портрет. Данный интерес Адамса к фотографии, его стиль и подходы, процесс визуализации ясно представляют его самого, как страстного фотографа, одного из тех, кто получал удовольствие в стремлении за неторопливым подходом формирования изображения в голове, переводя его в видимое изображение, и далее на печать.
Все это доказывает, что фотограф обладал двумя качествами: видением и чувством кадра. Для тех фотолюбителей, кто не снимает пейзажи, архитектуру, натюрморт или портреты, чей интерес заключается в съемке подвижных объектов, когда нет времени остановиться и задуматься, я аргументирую тем, что чистая концепция визуализации остается релевантной и для ваших случаев, как и для любого другого жанра фотографии.
С тех пор, как 80 лет назад Адамс отправился в свое долгое путешествие в фотографию, в мире произошли значительные социоэкономические и технологические изменния, полностью поменявшие его. По отношению к преимуществам, появившимся в фотографии, Адамс комментировал некоторые из этих изменений и благосклонно о них отзывался, например, об уровне автоматизации камер, о ранних стадиях изобретения цифровых фотоаппаратов, он проявлял интерес и говорил, что за такими нововведениями большое будущее.
За последние 30 лет фотографическая техника совершила большой скачок вперед. Камеры умеют многое. Но, к сожалению, забылись некоторые важные аспекты обучения искусству фотографии. И сейчас, в 2015 году, процесс визуализации снимка играет не меньшую роль, чем во времена пленочного фото. Без навыков перевода своего видения в снимок, создания и анализа композиции, построение осмысленной фотографии невозможно. Надеюсь, что большинство моих товарищей по увлечению, молодых и старых, любителей и профессионалов, приверженцев аналоговой и цифровой техники, согласятся со мною.
В наши дни интересные и впечатляющие преимущества современных фотоаппаратов, технологий производства объективов, могут, как это ни парадоксально, иметь и обратный, негативный эффект на визуализацию. Например, автоматизация (фокусировка, экспозамер, возможность увидеть готовое фото незамедлительно) определенно имеет свои преимущества и применения. Но я рассматриваю ее, как один из примеров случаев, когда «лучшее – враг хорошего» в фотографии (это – тема для другой статьи).
Автоматизация потенциально может блокировать субъективный и креативный психологический настрой и неблагоприятно воздействовать на процесс оценки композиции и создания кадра в голове. Растущая, волнующая тенденция любителей и профессиональных фотографов тратить их ментальную энергию (не говоря уже о с трудом заработанных денежных средствах и накоплениях) на граничащее с безумием обсуждение технических характеристик, как например, скорость автофокуса и его точность, скорость работы микропроцессора, емкость буфера, количество линий на дюйм, MTF-графики, шумы матрицы, пикселизация (список видится бесконечным) выглядит контрпродуктивно, они отвлекают от того, что делает фотографию шедевром.
Сейчас, следуя на поводу у общественности, наметилась тенденция меньше тратить времени, или, что значительно хуже, меньшего интереса к созерцанию, к созданию осмысленной композиции. В наши дни, откроете ли вы фотографический журнал, учебник, посмотрите ли передачу или почитаете специализированные форумы, вы увидите, что почти не обсуждается, о чем думал фотограф, выстраивая свою фотографию, какие законы заставляют работать ту или иную композицию в кадре, как ее можно было бы улучшить. И даже, если такие комментарии встречаются, то очень быстро они скатываются к обсуждению технических настроек при съемке.
Еще раз, я не говорю, что соверменные фотографы не компетентны или они не используют визуализацию повседневно. Опытные, талантливые фотолюбители применяют этот прием каждый день. Проблема, на мой взгляд, в том, что обсуждение любого впечатляющего фото быстро переходит к деталям камеры, которой оно было снято, объектива, примененного при съемке. Но не нужно забывать и о художественном видении кадра, и о влиянии креативности фотографа, навыков композиции, манипуляции светом.
Без понимания фундаментальных основ создания сильной, взаимосвязанной композиции (внутренне распознаваемые формы, их комбинации, порядок расположения, кадрирование, взаимосвязь), фотограф не сможет достичь его целей. И неважно, насколько дорогой и продвинутой камерой он владеет. Перекос в сторону техники наносит ущерб визуализации и тормозит рост навыков фотолюбителя.
Я утверждаю, что самое большое пространство для улучшения качества фотографий лежит в области тренировки видения фото, умения составить композицию. Признаюсь, я сам, в начале своей карьеры, стал жертвой этой «черной дыры», но мне посчастливилось из нее выбраться…
Что же, с таким введением в историю концепции визуализации и кратким обсуждением современных проблем, стоящих перед начинающими фотографами, давайте приступим к обсуждению очень простого, недооценненного и, возможно, забытого инструмента для облегчения визализации, который улучшит ваши навыки композиции. За годы своего увлечения фотографией я пришел к выводу, что выдающийся снимок можно получить, соединив три составляющие: художественное видение, свет и навыки фотографа. Главным образом, я пришел к такому выводу через множество попыток и анализ своих работ, опыт, изучение классических техник, анализирование работ великих мастеров.
Как я попробовал на практике научиться применять визуализацию фотоснимка
Меня статья, примеры снимков так впечатлили, что я сразу же решил поробовать на себе, приемы в ней описанные. Сначала сделал рамку из плотной черной бумаги.
На дворе – 2-е мая 2015 года. Прогуляемся по центру Екатеринбурга с нашим «бумажным фотоаппаратом». Уже с первых кадров мне удалось почувствать всю мощь предлагаемой техники визуализации.
Обычно мы идем, смотрим по сторонам, видим красоту окружающего мира, но передать ее на снимке не так-то просто. И не сразу понятно, что войдет в кадр, будет ли правильной композиция.
Теперь же, я просто вытягиваю вперед руку и вожу рамкой до тех пор, пока не увижу красивый кадр.
Вот пейзаж Верх-Исетского пруда в центре Екатеринбурга.
А вот – способ кадрирования рамкой визуализации.
Поскольку на ветру бумага изнибается, пришлось вернуться домой и усовершенствовать конструкцию. Теперь я взял лист плотного картона (с обложки старой книги) и обмотал его черной изолентой. К слову, размеры моего приспособления: отверстие 11*17 см пропорционально полнокадровой матрице 36*24 мм, ширина рамки – 4 см. Можно использовать белый цвет, но автор статьи советует чёрный, чтобы не отвлекаться от объекта съемки.
У подземного перехода на Плотинке, как всегда, старики играют в шахматы.
Вот памятник писателю П.П. Бажову, автору сказок про Хозяйку медной горы.
На центральной площади уже поставили кресла для зрителей Парада Победы. Здесь – тот случай, когда оригинал смотрится явно лучше, чем кадрированный вариант. Но ведь так и в обычной жизни фотографа!
Сколько себя помню, на площади 1905-го года под памятником Ленину собираются коммунисты. Мечтают вернуть былое.
На улице Вайнера можно снять стандартный кадр с витринным персонажем. Жаль, смартфон мой тормозил и не получилось скомпоновать композицию, когда мужчина – слева, модель на весь экран – справа. Я сделал около 20-ти кадров, но так и не попал. Но, задумку вы поняли…
Вот еще один пример съемки витрины с использованием рамки визуализации.
Вообще, пешеходная улица – рай для стрит-фотографии.
Вы видите кадр на следующем снимке? Я нет…
Теперь включаем наш картонный фотоаппарат и кадр вырисовывается сам собой.
Еще одна фотография. Сначала в ней нет никакого смысла.
Но, как только включаем видение кадра, получаем небольшую историю в одном снимке: «Помощь зависимым жертвам полиции».
Эх, нужно было еще дождаться, когда гаишники остановят этого мотоциклиста.
Как и во многих странах мира, в Екатеринбурге мосты подверглись нападению не совсем нормальных людей.
А вот, как тренировка видения кадра помогает снять историю соседства старины и модерна.
Попробуем усложнить задачу построения снимка. Видите кадр в этом хаосе?
Может так?
А если перевести изображение в черно-белый режим?
Не идеал, в данном случае, но ход мыслей, думаю, понятен.
Самое высокое сооружение в Екатеринбурге – недостроенная телебашня высотой 219,25 метра.
На Плотинке можно покататься на лошадях.
Или сфотографировать графичный минимализм с голубями.
С помощью рамки кадрирования можно увидеть неплохой кадр даже в рекламном плакате.
Давайте еще посмотрим пример, как рамка визуализации позволяет вычленить объект в кадре.
В черно белом варианте легче рассмотреть абстрактный рисунок, образованный сучьями на дереве.
Если почитать советы по съемке портретов, можно встретить рекомендацию не всегда стараться поместить в кадр лицо фотомодели полностью. Иногда, можно еще плотнее кадрировать снимок. Вот мои пробы.
Конечно, в настоящей жизни мы видим картинку иначе, чем в рамках видоискателя фотоаппарата.
Мне, кстати, нравится фото, в котором в кадре присутсвуют люди. Она содержит что-то в контексте.
Используя рамку визуализации, легче вытделить важную часть.
Храм на крови уже появлялся в моем уроке фотографии для начинающих фотографов. Там, где мы учились выбирать правильно выдержку, диафрагму и светочувствительность. Пусть еще раз послужит благородному делу.
Развив видение кадра, мы можем снять настоящую картину из простого лопуха.
Ну, портреты мне никогда не давались.
А в данном случае еще за спиной стояла очередь из желающих сфотографироваться на стулике.
Вот дверь в кладовку Папы Карло из сказки про Буратино.
И, наконец, еще один вид на Верх-Исетский пруд в Екатеринбурге.
Заключение к уроку фотографии о развитии навыков видения кадра
Данный фотоурок я назвал бесценным, потому что уверен, что такой простой прием поможет значительно продвинуться на пути к созданию высокохудожественных снимков. И пускай сегодня я не наснимал шедевров, но путь, которым следует идти, я нашел.
Некоторые фотографы могут сказать, что они делают тоже самое, но глядя в видоискатель камеры. У меня два возражения, основанных на опыте использования рамки кадрирования.
Во-первых, фотоаппарат в руках накладывает некоторые границы на свободу творчества: камера тяжелая, ее не всегда охото лишний раз включать и выключать, всегда хочется быстрее нажать на спуск. А в моем случае – просто поднял руку и выбрал кадр, ни о чем не волнуясь.
Во-вторых, сколько кадров мы сделаем, прогуливаясь вечером с фотоаппаратом? Ну, сто штук. Пусть – двести… А я, за вечер, «снял», может, тысячу! Поднял рамку – готово! Не нужно мучиться с копированием снимков на компьютер, удалением мусора.
Автор, предложивший использовать рамки визуализации пишет, что всегда носит их в фоторюкзаке. Когда он снимает пейзажи, он не достает фотоаппарат до тех пор, пока не увидит хороший кадр с помощью рамки.
Мы вчера с женой целый день провели в лесу. Ездили в поход выходного дня на Чертово Городище в окрестностях Екатеринбурга. Знаете, какой неожиданный результат использования визуализации? Обычно, с такого путешествия я привожу пару сотен фотографий. Вчера же, я снял не больше трех десятков. И все потому, что, глядя через мой «картонный видоискатель», я понимаю, что в данной позиции, в конкретном месте не получится снять интересный кадр и зря не фотографирую.
Литература для развития навыка построения композиции
Под конец нашего урока фотографии нужно отметить, что для успешной тренировки видения кадра мы должны четко понимать правила и законы композиции. Нужно прочитать, хотя бы, статьи в Интернете на эту тему. А лучше – хорший учебник.
Я рекомендую, во-первых, уже известную нам «Беседы о фотомастерстве» от Лидии Дыко. Есть у неё еще «Основы композиции в фотографии». Только ищите то издание, где примеры снимков — не в конце учебника, а размещены по ходу повествования.
Очень неплохо написана книга для фотожурналистов, изданная 19 апреля 1941 года (за два месяца до Войны!!!). Автор С. Морозов. Называется учебник: «Композиция в фоторепортаже». В ней опубликовано много примеров снимков с пояснениями, как работает связь между объектами в кадре. В конце – задания для самостоятельных занятий.
Если вы можете читать по-английски, то вот два толковых учебника для фотографов.
- Michael Freeman. The Photographer’s Mind: Creative Thinking for Better Digital Photos. (Фотографическая психология. Креативное мышления для лучших цифровых фотографий). Автор говорит: «Если вы фотографируете осла, то это будет фото животного, снимаете мальчика – портрет человека, дом в горах – архитектура. А нужно фотографировать историю взаимотношений этих объектов, историю про них». И в книге подробно рассказывается, как снимать так, чтобы получалась история.
- Trey Ratcliff. Composing the Photo: Creating Order from the Chaos (Компонуя фотографию. Создание порядка из хаоса).
Такой вот фотоурок для начинающих фотографов у меня получился. Когда в комментариях к статье с примерами снимков, снятых на Nikon D5300 я писал, что для того, чтобы научиться красиво фотографировать, не нужна ни зеркалка, ни даже – мыльница, достаточно сотового телефона, не все со мною соглашались. Теперь беру свои слова обратно: чтобы научиться фотографировать шедевры не нужен даже смартфон, достаточно, лишь, картонки и мотка черной изоленты за 45 рублей.
P.S. Если считаете, что время на написание данного урока фотографии я потратил не зря, то было бы здорово, если бы вы поделились ссылкой на него в социальных сетях. Нужно же как-то сайт продвигать… Спасибо!
Когда-то еще в детстве слышал о том как рост человека влияет на восприятие того, что запечатлено на фото.
Высокий человек и низкий видят окружающее пространство по-разному. И восприятие фотографий у них тоже разное.
Я тогда как-то не воспринял это, а потом, когда сам вырос до 2 метров, про это вспомнил. И действительно, мои снимки отличаются от тех, что снимают мои приятели, ростом ниже.
И что интересно, мне их снимки иногда нравятся больше, чем мои. В то же время, они любуются моими.
Рассматривая их, мы часто говорим: «О, какой ракурс, как здорово поймал!»
Вот недавно снимал утренник в школе у дочки. Чисто любительская съёмка, на память. Рядом «трудилась» невысокая девушка. Разговорились, решили обменяться снимками, чтобы у обоих было то, что каждый не успел снять.
И что вы думаете. Она восхищалась моими возможностями роста, а я её.
С моим ростом мне нужно снимать и при этом ходить «гуськом», а то и на коленях. А ей — носить с собой стремянку.
Вот как-то так.
Никогда не задумывался, но так, действительно, и есть: люди невысокого роста смотрят на мир, чаще всего, с другого ракурса, чем великаны. И, поскольку фотографы снимают с разных уровней, то и восприятие у разных зрителей разное.
Хотя… Наверное, профессиональные фотографы знают, что один из факторов, «делающих» кадр — нестандартный ракурс. Поэтому они и так снимают либо сверху, либо снизу. Либо гуськом ходят, на землю ложатся, либо на стремянку залазят, чтобы снять хорошее фото.
Сергей, а ты не задумывался, что и перспективу люди могут по разному воспринимать? Я имею ввиду, когда смотрят своими глазами не на картинку. И контраст и насыщенность по разному?
Анатолий, наверное, так и есть? Но к чему твой вопрос? К тому, что может оказаться так, что мне картинка нравится, а кому-то нет? Да, так и есть. Но есть и общие законы восприятия.
Сравню с музыкой: мне может нравиться или нет какой-нибудь певец, но я всегда отличаю, кто поёт более-менее профессионально, а кто — горланит караоке по-любительски. Так и в фотографии, или, например, в живописи: мне не нравятся работы Пикассо, но я не отрицаю, что он очень талантлив.
Сергей, я о том, что для меня лучший способ визуализации — это научиться кадрировать при помощи рамки, которая встроена прямо в мозг, и научиться думать, как камера, конвертер из RAW и «Фотошоп».
А если ради интереса заклеить монитор, поставить самую маленькую флешку, которую только возможно найти (например, на 512 Мб) и пойти снимать в JPEG, то способность к обучению визуализации возрастёт в разы. 🙂
Снимки, представленные в статье — лучшая антиреклама метода визуализации.
Добрый день, Юрий. Благодарю Вас за отзыв — обратная связь дает возможность фотолюбителям развиваться.
Я отдаю себе отчет об уровне моих фотографий. Им далеко до идеальных. Вместе с тем, считаю, что умный человек прочитает этот фотоурок, посмотрит иллюстрации и поймет, в чём суть. После этого он уже сможет снять свои, более лучшие снимки.
P.S. Сам я до сих пор считаю, что рамка кадрирования — отличный способ для фотолюбителей поднять уровень своих навыков в построении кадра.
Прочитал статью, прочитал комментарии. А может всё проще? Есть золотое сечение, (компоновка кадра) и ещё есть свет, который падает на объект съёмки. Вот этими двумя составляющими и нужно играть в кадре фотографии.
А ещё, пожалуй, есть зоны фокуса и расфокуса, которыми можно подчёркивать важные и убирать неважные объекты в кадре.
Константин, и согласен, и не согласен с Вами. На мой взгляд, есть ещё какая-то неуловимая составляющая. В учебнике Лидии Дыко «Беседы о фотомастерстве» об этом говорится. Сначала фотолюбитель снимает так, что смотреть не хочется. Затем он начинает использовать законы композиции, но эффекта «Вау» не получается. И только позже, когда он уже вдумчиво фотографирует (как Вы пишете, учитывает свет и зоны фокуса/расфокуса), получаются удачные кадры.
О той составляющей, которую я упомянул выше, я рассуждал в статье «Рассуждения о том, как снимать интересные кадры. Шаблоны композиции и контекст в фотографии». Речь идет о контексте в фотографии — он создаёт историю в кадре.
Мне кажется, у меня сейчас такой период: когда приехал из второго путешествия по Турции, писал, что не доволен фотографиям, хотя внешне вроде «они ничего». А всё потому, что не использовал приемы описанные в статье «про контекст».
Если говорить о данном «Бесценном уроке», то я вообще не понимаю, почему так много было возражений. Моя позиция: чтобы научиться фотографировать, нужно много тренироваться. Метод визуализации с рамкой кадрирования позволяет интенсифицировать процесс — мы можем фотографировать фотоаппаратом или телефоном, а рамка позволяет «делать кадры» в разы быстрее.
Сергей, приветствую! Я , как и Вы, удивлён критике описанного Вами упражнения «на тренажёре». Замечательного, на мой взгляд.
Причём, эта критика, сама не выдерживает критики. 🙂 Есть такие спорщики: ради спора. Ну как без них, увы!..
Посещаю Ваш сайт с 2015 года. Приятно дивлюсь Вашей трудоспособности, скрупулёзности и доброжелательности.
Благодарю. Плодов благих!
Здравствуйте, Михаил. Спасибо за поддержку.
В целом, я много раз описывал, что для меня статьи в разделе «Фотодело» — это такие конспекты по самообучению, которыми я еще и с гостями блога делюсь. Кто посчитает полезным и возможным использовать для себя — пусть пользуется, кто считает, что информация бесполезная — ну что же, я не преподаватель, не глаголю истины.
Желаю и Вам всего наилучшего. И чтобы были путешествия, и фотографии классные с фотоисториями о приключениях в разных интересных местах.
Сергей, приветствую! Этим простым повествованием и объяснением Ваш блог и привлекает. Не вздумайте закрываться.
Желаю активного продолжения.
Сергей, Вы рассказали и показали очень интересный прием с рамочкой (эдакая игра в фотографа, когда взрослый человек ходит по городу с картонкой в поисках виртуального кадра). На первый взгляд, простое действие, но думаю, не каждый из нас решится на это, т.к. где-то мы стесняемся выглядеть глупо, где-то просто игнорируем простые, доступные, но полезные советы, считая себя уже в какой-то мере профи.
Конечно, все мы мысленно кадрируем будущий кадр, но прием с рамочкой, думаю, может помочь по-иному взглянуть на знакомые вещи.
Хороший у Вас блог для начинающих (и не только) фотографов. Стыдно признаться, но еще год назад я не знала ни о какой линии горизонта, и мне было наплевать, торчат ли из головы ветки. А теперь я это вижу! Вроде элементарные вещи, но нужно было хотя бы раз о них услышать.
Спасибо, Сергей, за полезные советы, после которых практиковаться и еще раз практиковаться!!!
Наталья, знали бы Вы, сколько шикарных кадров я не сделал потому, что просто стеснялся!.. Причем, неловко чувствую себя не только перед взрослыми, но и перед детьми. Помню приехали на берег городского пруда в городе Сысерть, там стоит «карусель» с масленицы. На ней катаются два подростка. Кадр шикарный можно снять, если взять ширик Samyang 14mm f/2.8 и выбрать ракурс снизу: голубое небо, ребёнок в полёте на верёвке и покрытый начинающим таять льдом водоем на заднем плане. Пока я раздумывал, ребята стушевались и ушли… И я проглотил язык — не смог попросить их попозировать. И таких ситуаций за годы увлечения фотографией были сотни…
Поэтому тренировка с рамкой кадрирования — это не только навыки видеть кадр, но и тренинг по поднятию уверенности в себе.
Однажды в Екатеринбурге я посетил мероприятие организованное компанией «Никон» для рекламы Nikon D850. Приехали амбассадоры, выступали с презентациями. Мне понравилось, как Рустам Хаджибаев, свадебный фотограф, рассказывал, как он тренирует в себе уверенность: когда у него кошка рожает котят, он их берет всех в корзину, едет на вокзал, садится в электричку и ходит от хвоста к голове. Пока не раздаст всех, домой не возвращается. 🙂
Спасибо за добрый отзыв и поддержку. Удачи в практических занятиях!
Надо попробовать. Идея очень интересная.
Я уже отмечаю 10-летие бесплодных попыток научиться хоть немного фотографировать. Задаюсь вопросом: ну если не дано, так зачем же так мучаться. Но нет, примерно каждые февраль-апрель снова беру камеру и бреду в попытке сделать хорошие фотографии.
Причем чем старше человек, тем он циничнее и вообще перестает что-либо замечать вокруг.
А с рамкой классная идея! Я уже вокруг себя все обсмотрел. 🙂
Егор, я от Вас тоже недалеко ушел: блогу в этом году будет через месяц 8 лет — а воз и ныне там.
Всего-то, что нужно сделать: делать практические занятия, анализировать результаты, повторять упражнения.
В разделе фотодело есть статья про использование рамок в композиции. Я это упражнение выполнил лишь один раз (для написания статьи), но запомнил и сейчас довольно часто вспоминаю, когда смотрю в видоискатель — помогает хоть чуть-чуть улучшить результат.
В разделе №5 обзора беззеркалки Sony A6000 приведе список вопросов для анализа своих и чужих фотографий. Считаю, что вместе с этой статьей получается хороший комплекс для самотренировок. Если регулярно заниматья, гением фотографии может и не станешь, но уровень свой точно поднимешь, и станешь лучше замечать сюжеты вокруг.
Тренировки — это хорошо и правильно, но вот я анализирую свои фотографии прошлого года, позапрошлого, трехлетней давности и прихожу к выводу, что у меня 4 сюжета, повторяющиеся год от года. Неудивительно, что в конце концов психую и забрасываю фотографию. 🙂
Придумать что фотографировать интернестное как-то не выходит. Правда, мои 4 сюжета становятся все лучше — хоть это радует. 🙂
Но вот, когда пытаюсь выйти за рамки семьи, пройтись по городу… лучше не смотреть.
Причем мне доставляет наслаждение сам процесс: кажется, вот-вот сейчас получу эстетическое наслаждение.
И я, когда смотрю фотографии мастеров, понимаю, что мне не стать таким, но и, что интересно, я и не хочу этого. Я просто хочу запечатлевать свой город, его окрестности, какие-то особытия (которых, к слову, почему-то нет), чтобы потом интернестно было смотреть, а не больно.
Если я буду отвечать Вам, получится нечто похожее на нравоучение. Не хотел бы, чтобы так получилось, поэтому отвечу сам себе, так как у меня такие же примерно чувства.
"События, которых нет" — в Инстаграме я подписан на несколько групп любителей стрит-фотографии (например, @street_avengers). Это уникальный жанр: вы снимаете саму жизнь, как она есть. Стрит-фотографы фотографируют так, что увлекательно смотреть на простые вещи – вот старушка сидит на скамеечке и неодобрительно смотрит вслед молоденькой девочке в короткой юбке. Вот кошка подкрадывается к голубю, а в нее целится из рогатки дворовый хулиган. Вот на обветшалом здании, расположенном рядом с центром, почти оборвался грязный баннер, которым закрывали облупившуюся штукатурку и выпавшие кирпичи. На нем написано: «2023 год — 300 лет Екатеринбургу!» — сразу возникают ассоциации, насколько успешным подходит мегаполис к своему юбилею, и насколько эффективные менеджеры им руководят.
Чтобы все это показать, нужно уметь делать интересные кадры. Что определяет интересность? Свет, композиция и контекст. Какие типы контекста бывают и как они влияют на восприятие снимка зрителем, как они делают его интересным или наоборот его разрушают, я писал в отдельной статье.
В этой же статье приведено 11 шаблонов композиции, которые можно применить в репортажной съемке. Репортаж – это и прогулка по городу, и стрит-фотография, и съемка Дня рождения или крещения, и рассказ о производстве. Более того, эти же приемы можно применять в предметной фотографии. В Инстаграме попадаются девчонки-рукодельницы, которые снимают своего плюшевого мишку, применяя эти приемы, показывают в контексте. Нехитрыми приемами создается такое чувство переживания, что медведю одиноко, что даже мне, взрослому дяде, хочется его купить, чтобы спасти от одиночества!
Так что, сюжета должно быть не 4, а как минимум 11. Помножьте это на работу со светом. Вот портрет человека возьмем. Его можно снять с тремя разными схемами освещения естественным светом: человек на фоне темной комнате, уходящей в темноту; человек у окна, освещенный сбоку; черный профиль на фоне яркого окна. Я уже умею строить кадры с этими тремя сюжетами? Довел до автоматизма?
В конце сегодняшнего урока дана ссылка на «52 задания для самотренировки фотографа», где приведены идеи того, что снимать. Как минимум, целый год можно тренироваться. Было бы желание.
Чтобы сдвинуть себя, перейти на новый уровень, научиться снимать так, чтобы «запечатлевать свой город, его окрестности, какие-то события, чтобы потом интересно было смотреть, а не больно», есть только один способ. Он называется также, как потрясающий канал на Youtube Валентина Христича: «Вставай и снимай!»
Хватит смотреть сотни обучающих уроков в Интернете, выходи на улицу и фотографируй. Кроме того, что перечислено выше, я для себя открыл еще два параллельных мира, о существовании которых и не знал: работа с фотовспышками и макросъемка. Там количество 11 шаблонов помножьте на 52 заданий и на 2 – вот сколько всего можно фотографировать.
Еще по поводу того, что «4 сюжета, повторяющиеся год от года». Недавно я все-таки собрался и выполнил упражнение «Сними один и тот же объект 10-ю разными способами». Сначала ты впадаешь в ступор: как можно снять памятник на площади, который видел 1000 раз в этом году как-то более, чем 2-3-мя ракурсами. Потом включается креативность и оказывается, что можно придумать 10 сюжетов, и многие из них весьма увлекательны.
Спасибо за столь развёрнутый ответ. Припрусь с фотоаппаратом на работу, буду 11 шаблонов пробовать — как раз 8 марта грядёт.
И Вам спасибо за то, что своим комментарием напомнили о том, что нужно тренироваться, что нужно постоянно искать новые подходы к фотографированию.
Я, к слову, в прошедшие выходные поробовал все-таки что-то новенькое.
Когда я фотографирую портреты у окна, обычно ставлю модель рядом, шторы открываю полностью, чтобы хватало света. А в эту субботу решил попробовать что получится, если оставить лишь узкую (примерно 10 см щелку). Результат очень порадовал — отличается от всех моих предыдущих подобных портретов.
Этот кадр я снял на беззеркалку Sony A6000 KIT 16-50mm f/3,5-5,6. Настройки: 1/80 сек., f/5.6, ISO 3200, +0.33EV, 50 мм.
Да, светосила какого-нибудь фикса Sony 50mm f/1.8 в данных условиях не помешала бы: не пришлось бы задирать так высоко светочувствительность. Но светотеневой рисунок здесь мне очень нравится. В обзоре супердорогого фикса Nikon 35mm f/1.4G я ставил жену у этого же окошка (только полностью открытого), и там портрет мне меньше нравится.
По поводу Вашего решения прийти на торжество 8 Марта с камерой — смею рискнуть предложить отнестись к этому мероприятию, как к выполнению заказа на съемку. То есть нужно потренироваться в течение этой недели, а на съемку приходить уже с готовыми идеями. Также желательно взять с собой список заранее запланированных сюжетов, которые нужно снять — в суматохе не забудешь. Я показывал такой на фото №38 в рассказе про съемку фоторепортажа на беззеркалку Сони с объективами Никон.
Удачных Вам фотографий на торжестве 8 Марта! И довольных коллег. 🙂
Сергей осваивает классику свадебных фотографов: свет от окна. Может надо было щелку побольше, чтобы ISO уменьшить? 🙂
Паша, не прошло и 10 лет, как я купил первую зеркалку, как я начал осваивать свет от окна. 😉 Мне понравился именно такой вариант светового рисунка — чем больше щель, тем больше он меняется (не в ту сторону, что мне нравится). По-моему, все же лучше в таких условиях ставить светосильный объектив… И иметь полный кадр с высоким рабочим ИСО. 🙂
Сергей, имеешь ввиду, что если больше открыть света, то картинка становится менее контрастная и теневой рисунок будет менее выражен?
Надо будет попробовать поставить эксперимент. Завтра попробую: выложу результаты опыта съемки с поджатой диафрагмой и с сильно открытой. Мне почему-то кажется, не должно быть сильно большой разницы, если экспозицию выровнять.
Когда я говорил «щель», имел ввиду расстояние между шторами окна (в смысле, речь идет о ширине светового пучка от окна, ширине «импровизированного стрипбокса»). Конечно, фотография станет менее контрастная и светотеневой рисунок поменяется.
Диафрагма объектива здесь ни причем. То есть она влияет на ИСО, но у моего КИТового Sony 16-50mm f/3.5-5.6 я ее открыл на максимум f/5.6. А хотелось бы иметь светосильный полтинник Sony SEL-50F14Z 50mm F1.4. У меня высокая светочувствительность еще и потому, что снимал рано утром, а окно выходит на лоджию северной стороны дома — темно.
P.S. Фотки сразу в размер не больше 930 px по вертикали, и 1200 px по горизонтали делай (в комментариях у них размеры меньше чуть должны быть, чем 1400 px).
Рад, что и мое нытьё в какой-то степени помогло. 🙂
Ну что я могу сказать, Ваши советы прямо вернули меня к жизни. Почитал, посмотрел ролик, который Вы советовали, и пошёл делать задание по «фреймингу», отсчитывая 25 шагов. Втянулся и стал видеть совсем по-другому, прибежал домой — посмотрел снимки.
Сделал я 101 штуку (с учетом дублей — около 15 сюжетов), и 2 мне даже предварительно понравилось! Ещё по нескольким понятно что надо улучшить. Это невероятно!
Это общеизвестное нытье. 🙂 Когда я смотрю фотографии многих фотографов у меня в ленте (простые ребята, живут в соседнем городе — не в Лос-Анджелесе), мне хочется выбросить камеру, стереть сайт и никогда больше не слышать о фотоделе. Я никогда так не сниму! 🙁 Но мы же взрослые люди и понимаем: может и не будем фотографировать, как супер-профи, но улучшить навыки можно. И для этого нужно просто тренироваться.
Когда я заставляю себя сделать задание, обычно получаю такой же эффект, как и Вы: "Вау! Вон, оказывается, как можно снять было!" Процент выхода годных снимков у Вас такой же, как у продвинутых фотографов. Я где-то уже рассказывал, что читал статью с бэкстейджем Travel Photographer Of The Year 2015 Митчелом Канашкевичем (Mitchell Kanashkevich). Он фотографировал просто портрет бабушки, которая чистила тыквы — тоже снял более 100 штук, и выбрал 15 штук, из них — одну суперскую.
Рад, что наше общение сподвигло Вас к творчеству. 🙂 Так и продолжайте.
“Мне хочется выбросить камеру, стереть сайт и никогда больше не слышать о фотоделе. Я никогда так не сниму!“. Вот вот. Каждый год так делаю. 🙂
То, что тренироваться надо, мы, конечно, понимаем. Но вот самая проблема — это поиск сюжетов. То, что надо выполнять задания, я года три-четыре назад как-то подсознательно, видимо, понял, но ничего не нашёл. Либо они мне казались «неправильными».
А вот пообщавшись с Вами, я впервые искал и находил сюжеты. Тьфу-тьфу, не сглазить!
А что касается процента годных снимков, хорошо если так, но надо завтра ещё раз глянуть. 🙂
А что Вас привлекает в фотографии, если не относите себя к профи, зачем снимаете? Я начинал просто коллекционировать старые фотоаппараты и однажды захотелось самому фотографировать.
Мне трудно ответить, почему я люблю фотографировать. Это же творчество. Ты создаешь что-то новое из ничего. Процесс сравним с волшебством. Кроме того, если я фотографирую в таких жанрах, где не нужно общаться с людьми (предметка, пейзажи, макросъемка), когда беру в руки фотоаппарат, для меня исчезает мир вокруг. Лазать на коленках где-нибудь по клумбе и не замечать никого, кроме пчелки на цветке, которую ты пытаешься правильно скадрировать — это настоящий отдых для меня!
Кроме того, мне нравится делиться своими впечатлениями о путешествиях, рассказать, как добраться к интересным местам. Для этих отчетов нужны фотографии.
Ну и мне нравится писать: когда долго не публикую статьи в блоге (все равно я хожу и в голове прокручиваю планы), могу иногда в 2 часа ночи встать и до утра строчить. 🙂 Вот сейчас готовлю к публикации рассказ о том, как я купил объектив от советского фотоувеличителя Вега-11У — получилось уже 100 страниц формата А4 рукописного текста. 🙂 Если бы блог не вёл, то и фотографировать давно бы уже перестал.
Спасибо Вам, Сергей! Все комментарии не осилила, а статью прочитала с удовольствием. И завтра сделаю себе такую рамку размером 11*17 см.
И почему я раньше нигде не встретила такую информацию? Сама себе улыбаюсь.
Спасибо Вам за Ваш блог! Он — чудесный и такой добрый. И, конечно, очень полезный для того, кто хочет найти пользу. Я — нашла! И очень очень этому рада!
Буду регулярно сюда заглядывать и перечитывать написанное Вами.
С уважением,
Ирина. Влюблена в фотографию с детства.
Здравствуйте, Ирина. И Вас благодарю за такой тёплый отзыв — всегда очень приятно получить такую обратную связь.
Поздно отвечаю — наверное, Вы уже сделали эту рамку и попробовали её в деле? Как уже много раз говорил, чтобы добиться результатов в танцах, в музыке, в любом виде творчества, люди часами, сутками и годами тренируются. Даже, чтобы прокачать попу, девушки из фитнес-клубов не вылазят. 🙂
В фотографии, если хочется добиться высоких результатов, также нужно усиленно тренироваться. Рамка — один из инструментов, помогающих это сделать.
Так что желаю всяческих успехов на ниве фотодела. Если моя писанина хоть немного смотивировала, то я доволен.
Спасибо и Вам, Сергей, за обратную связь! Очень приятно. Очень.
Фотографирую каждый день. Летом в этом году каждый день бегала на рассветы — такое счастье: и рассвет, и штатив, и фотоаппарат, и я… 🙂 Вот только засада летом: и рассветы, и закаты сложно захватить — на сон остается часа три. 🙂
Рамку сделала, торопилась, не нравится. Буду переделывать.
Еще раз спасибо и за блог, и за обратную связь.
И читаю теперь Вас ежедневно, так много полезного и так душевно! Вы — большой молодец и, по-моему, очень светлый человек.
Спасибо! Продолжайте! Многим многим Ваши статьи будут полезны.
«Такое счастье — и рассвет, и штатив, и фотоаппарат, и я…» — вот это действительно счастье фотографа. 🙂 Когда у меня в руках фотоаппарат, обо всем забываю и никого, ничего вокргу не замечаю. А уж если на рассвете дело происходит — вообще нирвана.
Да, да, да… И у меня также… Всё забываю, время не существует. Только я и рассвет, трава и росинки, паутинки, тени, небо, облака… — нирвана, это Вы точно сказали.
Спасибо!
Добрый день , Сергей. Недавно нашел ваш блог. Читаю статьи. Есть вопрос по данной статье. Не понятно назначение рамки. То что будет видно в видоискатель зависит от фокусного расстояния объектива. В чем тогда смысл рамки ? Суть объективов с разными фокусными в возможности изменить размеры захватываемого пространства.
Здравствуйте, Алексей. Прямо сейчас поставьте перед собой две руки, указательными и средними пальцами сделайте рамку. Приставьте к правому глазу.
Рамка ближе — угол обзора шире (имитация ширика), рамка дальше — угол обзора дальше (телевик).
Можете сразу решить для себя, стоит ли заморачиваться с рамкой. 😉
Спасибо, Сергей. Пока ждал комментария уже догадался сам. Еще вопрос почему для рамки выбрали именно такие размеры?
Соотношение сторон — как у полнокадровой матрицы фотоаппарата. А конкретные размеры — сейчас уже не помню. Скорей всего, просто такой кусок картона был в наличии. 😉
Нужно было, чтобы рамка была не слишком мелкой, но и не слишком большой, чтобы везде с собой можно было носить.
Огромное спасибо, Сергей. Если можно еще один вопрос уже не по этой статье. Вопрос как работать когда на улице холодно. Точнее с какой температуры на улице надо начинать танец с бубнами — вынести камеру на улицу перед съемкой и охладить до температуры улицы, занося в помещение завернуть в полиэтиленовый пакет и похранить так часа 2.
По поводу охлаждения до уличной температуры первый раз слышу.
Когда на улице мороз, перед заходом в помещение достаю флешку, чтобы не ждать, когда камера нагреется, а фотоаппарат оставляю в рюкзаке на несколько часов.
Про зимнюю съёмку писал в самом конце этой статьи.