В декабре прошлого года я опубликовал отчет о том, как ездил к друзьям фотографировать их милую собаку Бетти при естественном свете от окна. Тогда я снимал на кропнутую зеркалку Nikon D5100 и портретный объектив Nikkor 50/1.4G. Фиксом с такой большой светосилой мне довелось воспользоваться тогда впервые и, несмотря на то, что я немного поджимал диафрагму, все же, этого было недостаточно: из-за малой глубины резко изображаемого пространства (ГРИП) на многих фотографиях нос у модели получился нерезким. Настало время исправить оплошность. Сегодня учимся снимать портреты кошек в домашней фотостудии на полнокадровую камеру Nikon D610 с объективом Nikkor 24-70/2.8.
Как организовать фотостудию в домашних условиях
На страницах сайта, в различных уроках фотографии я уже неоднократно отмечал, что мне нравятся, больше всего, портреты, снятые при натуральном, рассеянном свете. Да и нет у меня осветительного оборудования для съемок при искусственном освещении. Поэтому студия для съемки кошек в квартире построена по тому же принципу, что и при фотосессии с собакой.
Окно у нас — справа. Россия – очень богатое государство, поэтому отопление не отключается даже несмотря на то, что на улице уже «идет, гудёт зеленый шум» и жарко, как в Сахаре, поэтому не обращайте внимания на желтый объект справа. Это – лист теплоизоляции на радиаторе отопления.
В предыдущем уроке фотографии о съемке собаки мы использовали серый фон для портретов, который, по большей части, не понравился зрителям. Пришлось договориться со знакомой и съездить на Уктус (противоположная часть города) за икеевским пледом «под мех», и тащить его на Уралмаш за тридевять земель.
На фото нашей домашней фотостудии слева – белый отражатель. Рефлектор – совершенно необходимое приспособление при съемках с одним источником света (он у нас единственный – окно) и при фотографировании портретов на солнце. Действие белого отражателя хорошо показано в фотоуроке о съемке цветов на черном фоне при естественном свете от окна. Также, в обзоре алюминиевого штатива SiruiR-2004 в первом видео демонстрируется действие золотистой и белой поверхности (напомню, что в моем рефлекторе – пять цветов: белый, серебристый, бронзовый, черный и полупрозрачный). Ссылки на упомянутые уроки фотографии будут приведены в конце статьи.
Конечно, если у вас нет возможности приобрести отражатель, то можно использовать любую белую поверхность: простынь, пенопласт, лист ватмана. Помните: чем больше размеры отражающей поверхности, тем мягче получатся тени.
Совершенно потрясающие примеры портретов людей, снятые в путешествиях с использованием маленького отражателя приведены в статье Одед Вагенштайна «Рефлектор. Мое секретное оружие в портретной фотографии».
В рассказе о съемке собаки я жаловался, что снимать в домашней фотостудии, оборудованной в спальне, было не очень комфортно: приходилось упираться спиной в стену, мало места. Сейчас же, у нас — и модели меньше размером, и съемка велась на полный кадр, что позволило приблизиться к объекту на треть дистанции ближе. Например, если на кропнутой камере Nikon D7200 пришлось бы снимать котёнка с расстояния 1.4 метра, то при съемке на полнокадровую Nikon D610 расстояние сократится до 93 см.
И при этом мы сразу должны подумать, как решить другую проблему: чем меньше дистанция до объекта съемки, тем меньше ГРИП. Мне не хотелось повторять ошибки, допущенные во время фотосессии с собакой Бетти, поэтому сейчас я приготовился лучше: зашел на сайт и проверил на калькуляторе ГРИП, какова будет глубина резкой зоны.
Изначально я планировал снимать на открытой диафрагме при максимальном фокусном расстоянии ФР=70 миллиметров моего объектива Nikkor 24-70/2.8. Но анализ данных, выданных калькулятором, показал, что можно получить много брака. Например, при F/2.8, фокусном 70 мм и расстоянии до объекта съемки 1,0 метр, резким будет коротенький участок длиной, всего, 2 сантиметра (на сайте с калькулятором нет Никон Д610, пришлось взять Никон Д700). Выход я вижу в том, чтобы снимать либо на 50 мм, если угол обзора позволит не захватывать обои на заднем плане, либо нужно поджимать апертуру. Например, при том же ФР и расстоянии до объекта съемки, ГРИП для разных диафрагменных чисел получается следующий: f/4 – 3 см; f/5.6 – 4 см; f/8.0 – 6 см, f/11 – 8 см. Другими словами, закрывая диафрагму до f=5.6, мы имеем шансы получить резкой всю голову котенка.
Чтобы проверить теорию на практике я, перед фотосессией с котятами, устроил фотоохоту на бегемота. Профессиональные фотографы советуют всегда использовать гиппопотамов для тренировки навыков фотосъемки.
Тут возникает еще одна задача: меньшее отверстие потребует увеличить светочувствительность матрицы, чтобы обеспечить приемлемую выдержку при фотографировании. Начинающим фотолюбителям рекомендую прочитать мой основной урок по настройкам фотоаппаратов Nikon и Canon, где обсуждается взаимосвязь между диафрагмой, выдержкой и ISO (ссылка — в конце фотоурока). Во время фотосессии с собакой на улице было очень пасмурно, почти сумерки, поэтому ИСО пришлось задирать, к сожалению, довольно сильно. Я очень надеялся, что в этот раз с естественным светом повезет больше.
Отступление для новичков. Как размыть фон на фотографии
Нерезкий задний план на фотографии называется боке́. Это понятие ввел в обиход Mike Johnston, редактор журнала Photo Techniques в 1997 году для описания качества размытости, нечеткости фона в портрете. Слово имеет японское происхождение (暈け или ボケ) и переводится, как «кружок нерезкости» или «нечеткость». У японцев оно, кстати, означает и неопределенность, нечеткость в душе или в чувствах человека.
Разные объективы, имеющие свои особенности конструкции, обладают отличающимся характером размытия. И споры о красоте боке на фотографических форумах идут такие же ожесточенные, как при обсуждении извечного вопроса «что лучше, Nikon или Canon».
В таблице «Новый калькулятор глубины резко изображаемого пространства» у Дмитрия Медведева, ссылку на сайт, которого я привел выше, можно увидеть надпись зеленого цвета «Информация», где дана краткая вводная по использованию таблички. И вот там же, есть ссылка на его статью «ГРИП. Кружок нерезкости. Новый взгляд», где желающие могут почерпнуть много технической информации о физических принципах размытия заднего плана на фотографии.
Я же, хочу более подробно остановиться на практических советах для начинающих фотографов, владеющих зеркалкой Nikon или Canon, беззеркалками Sony или Fujifilm, и вообще любой камерой, у которой есть возможность менять настройки диафрагмы.
Итак, степень размытия фона на портрете определяется следующими факторами: фокусное расстояние объектива в момент съемки (чем оно больше, тем сильнее выражено размытие), диафрагма (при открытом отверстии задний план размывается заметнее), дистанция до точки фокусировки и до фона (чем ближе первое и дальше второе, тем сильней боке). Опосредованно, на боке влияет кропнутая у вас зеркалка (например, Nikon D7200 или Canon EOS 70D) или полнокадровая (скажем, Никон Д750 или Кенон 5Д Марк II): в кадр входит больше, вы подходите ближе к фотомодели или используете большее фокусное расстояние для заполнения кадра, а значит — фон размывается сильнее.
Чтобы новичкам было проще понять, как сделать размытым задний план на фотографии, предлагаю проверить, как влияет изменение перечисленных выше параметров, на характер боке. Открываем в новой вкладке симулятор размытия фона и калькулятор ГРИП: http://dofsimulator.net/en/
Он, как видим, на английском языке, потому давайте я немного поясню, какие настройки мы можем менять, чтобы сделать фон нечетким.
Во-первых, мы можем выбрать версию симулятора боке: полная или для мобильных устройств (Mobile или Full Version).
Во-вторых, во вкладке «Configuration» — задать единицы измерения: метрические или английские.
В-третьих, в разделе «Appearance» определить, как будет выглядеть наша фотомодель.
- Model: мальчик, девочка, юноша или девушка разного роста.
- Background: Какое изображение будет красоваться в качестве фона на портрете (здание, собор, церковь, город, горы, Париж, парк или дерево).
- Orientation: тип портрета (вертикальный или горизонтальный)
В-четвертых, задаем параметры объектива (Lens):
- Фокусное расстояние
- Диафрагма
- Нужно ли учитывать дифракцию (Diffraction).
- Тип матрицы фотоаппарата и ее размер Sensor Size (мыльница, зеркалка, беззеркалка, средний или крупный формат). Другими словами, при помощи данного симулятора можно увидеть, как размоется фон на компакте с кроп-фактором 5.6 и на беззеркалке Sony Alpha NEX-7 с матрицей APS-C.
Вместо этого можно указать конкретную модель камеры (CameraModel) или даже видеокамеры (Video 16:9) и посмотреть нечеткий фон при съемке видео.
В-пятых, нужно указать программе, на каком расстоянии находится наша фотомодель (Position) от фотоаппарата.
- Distance: дистанция до точки фокусировки.
- Background: до заднего плана.
В-шестых, сообщаем тип портрета (Framing): крупнолицевой, плечевой, поясной, по-колено или ростовой.
В-седьмых, в правой части симулятора размытия фона (где фотография) можно выбрать «Bokeh simulation» и посмотреть мягкую, среднею и жесткую нерезкость, а также сравнить боке, выдаваемое объективами с 5,6,7,8 и 9-ю лепестками диафрагмы.
Внизу у нас – калькулятор ГРИП. Здесь схематично показан фотограф, модель и фон (ёлочка). Выбирается размер кружка нерезкости (Circle of confusion), зависящий от четкости матрицы (числа мегапикселей). На схеме показано, как распределяется ГРИП перед точкой фокусировки и за ней (In front of subject и Behind Subject). Приведено значение гиперфокального расстояния для заданных настроек (Hyperfocal distance). И, соответственно, величина ГРИП (Depth of field) «от» и «до», и абсолютное значение в сантиметрах.
В общем, коллеги-новички в фотографии, если вы искали, как размыть фон на снимке, фотографируя на вашу любительскую зеркалку Nikon D3300 или Canon EOS 650D, то должны мне сейчас «как земля колхозу». Ведь, поигравшись с настройками программы, вы получите более глубокое понимание, как размыть фон на портрете, варьируя настройки вашей камеры. Ну, меня бы устроило, если бы вы поделились ссылкой на данный фотоурок в социальных сетях…
Пытаемся красиво сфотографировать котят в домашних условиях
С настройками камеры для красивого боке и обеспечения резкости наших фотомоделей, вроде, разобрались. Приступим к съемкам.
Первый кадр – малыши на этажерке. Мы хотели рассадить котят в шахматном порядке, но они ни секунды не желали посидеть на месте и позировать. Пришлось поместить их в верхние ячейки «на высоте».
Все снимки в данном уроке фотографии сняты на полнокадровую зеркалку Никон Д610 с репортажным объективом Никкор 24-70/2.8, без моего любимого поляризационного фильтра Hoya HD Circular-PL.
Тут один котенок попросил сфотографировать его соло.
Потом одна из моделей начала плакать, а коллеги «по несчастью попасть на фотосессию в домашней фотостудии» его утешали: «Ну ты чего ревешь братуха? Потерпим полчаса и – к мамке сиську сосать»!
Следующие кадры сняты на фоне пледа и «бокала» из магазина Икея.
Нам показалось, что будет смотреться интересно кадр с клубком ниток. К сожалению, котята наши еще слишком маленькие, их не интересуют ни нити, ни перышки: было трудно привлечь их внимание к объективу.
Попытался снять портрет в зеркале.
И, эксклюзивный кадр «котенок снизу-вверх».
Фотографировали мы его на стеклянном столике с расстояния, где-то, тридцать сантиметров. Я боялся, что он не попадет в ГРИП и зажал диафрагму. Выдержка короткая, нужно было, все же, открыть апертуру, хотя бы, до f/5.6…
Кроме пледа, переданного нам в аренду знакомой, который мы повесили на перекладину от занавески в душе (чтобы предотвратить складки на фоне), я притащил из дому свой щит для съемки натюрмортов при естественном свете от окна (внизу ссылка на отчет, как я его изготовил).
К концу фотосессии наши модели жутко устали и начали засыпать прямо на площадке нашей импровизированной домашней фотостудии.
После этого на вахту заступила мамаша. Вот портрет кошки-супермена.
На самом деле, она не горела желанием фотографироваться и злобно смотрела исподлобья на фотографа, лишившего ее покоя. Пришлось ассистенту показать за моей спиной котенка. Модель оживилась, но хозяйка её еле удержала…
Фотографии в данном фотоуроке сняты в формате NEFи обработаны в Лайтрум (плюс ресайз и добавление «умной резкости» в Фотошопе). По прошествии первого часа съемок пришла беда: закончилось место на карте памяти, а я, освобождая его, случайно стер все фотографии в RAW, которые снял за это утро…
Всё потому, что вместе с зеркалкой Nikon D610, я приобрел новую карточку, скоростную. Но ёмкость у нее, всего, 16 Гб. Учитывая, что на Nikon D5100 у меня стояла карта 32Гб и вес одного файла там был в 2 раза меньше, сейчас место на флешке заканчивается стремительно: в 4 раза быстрее…
В общем, фото, представленные выше – это переснятые варианты. Но, поскольку в Никон Д610 есть два слота для карт памяти, то я, обычно, дублирую фотки в JPEG. Вот пара кадров с примером внутрикамерного Джипег без обработки (только ресайз и «умная резкость»).
На этом фотоурок по съемке котят в домашней фотостудии при естественном свете от окна заканчиваю. Сегодня мы освежили в памяти, как размыть фон на портрете, уточнили, насколько мала ГРИП при съемке с близкого расстояния при открытой диафрагме и полюбовались на прекрасных Félis silvéstris cátus. Конечно, до идеала еще далеко, но, как мне кажется, в сравнении с фотосессией собаки, снятой на Nikon D5100 и полтинник Nikkor 50/1.4G, прогресс есть. Хочу выразить благодарность хозяйке котят за терпение, ее мужу — за помощь в постановке света (он был ответственным за подсвечивание теней рефлектором) и моей жене, нарисовавшей костюм для кошки.
Апертура f/5.6 — хорошо. Можно было закрывать до f/8. 🙂
Никак не привыкну, что у Nikon D610 рабочее ИСО выше, чем у Nikkor D5100… Психологически сложно решиться на это… Вот и не зажимал больше диафрагму. 🙂
(фотоаппарат Nikon D610, настройки: f=5.6, В=1/400 секунды, ISO 3200, ФР=48 мм) Я вот такого понять не могу. 🙂 И не в ИСО дело. Зверьков лучше фотографировать целиком. На фото с клубком, кроме клубка и глаз, ничего нет. 🙂
На каждый кадр снято по два десятка и более дублей, так как котята совсем не сидели на месте, постоянно вертелись… Скорей всего, на предыдущих кадрах диафрагма была зажата, пришлось поднять ИСО… 🙂 Я пробовал ставить Auto-ISO, но инструкцию толком не читал и у меня ничего хорошего не получается: камера норовит поднять светочувствительность неоправданно высоко. Поэтому устанавливаю ее вручную и задираю сам… 🙂
Как снимать котят: tessochka.livejournal.com/
Странно, у меня Auto-ISO поднимается в последнюю очередь. Сначала удлиняется выдержка.
Шикарные кадры! Правда, большинство сняты со студийным светом. И взрослые кошки больше размером — снимаются с большего расстояния, поэтому ГРИП больше. И, естественно, с искусственным светом можно зажать, без проблем, диафрагму до f/9…
По поводу выдержки: вот «с понедельника» дойдут руки перечитать инструкцию и будет, как у тебя Авто-ИСО работать. 🙂
Вот я никогда не пишу апертура… И никогда не пишу f/5,6. Если человек взял в руку камеру — азы он должен знать и понимать. Включая простейшие разговорные сокращения.
Это — вопросы продвижения блога в поисковых системах. Многие приходят на блог, пишут комментарии: «Вот, случайно нашел Ваш сайт»… Так не случайно, а как результат целенаправленных усилий… 🙂
Да, я соглашусь с Владимиром… На фото №5 и №9 хочется резкости всего котёнка. С бокалом очень интересно, хотя как-то агрессивно котятки реагируют… Ну, а посади вас в бокал и фотографироваться заставить! 🙂
Мне очень понравилось на деревянном фоне. И резкости хватает. 😉 Снимки №13, 14 и 15. А на фотографии №22 котёнок похож на нерпочку… Прикольный!
С большим ИСО тоже всё боюсь снимать… А у тебя ISO 3200 на 21-й… И ведь нормально смотрится! Я даже ограничение светочувствительности поставила на 1600 единиц у себя на Nikon D5200. Вот завтра съёмка в кафе, попробую поднимать, по-любому темно будет.
Ну, а над мамкой малышей вы просто поиздевались… Головой в дырку… Не укусила? 😐
Спасибо, Галина, за замечания! Вижу, не зря я тащил свою бандуру (фон из старых досок) на фотосессию… 🙂 Мне кажется, именно на этих фотках, ИСО 3200 не очень хорошо смотрится. Но фото, ведь, не обработанные. В отчете о посещении церкви в Некрасово есть снимки и на ISO 5800, и приемлемо выглядят…
В кафе, по-идее, окна должны быть большие. Должно получиться. Советую в сумочку взять белую простынь, если отражателя нет. Портреты великолепно получаются. Вот, у Миши Карякина жена снимала фотосессию на Nikon D5100 и тот полтинник Nikkor 50/1.4G, что он давал мне для съемки собаки: photokar.ru/portretnaya-semka-mama-i-doch.html И там — рефлектор белый использовался.
Сергей, а почему вы так боитесь вспышек? Выставил ИСО 100, дырку 8, лампу с лопухом — в потолок. Остальное камера сделает. 🙄
Я не боюсь, Владимир. Портреты людей, да и другие виды съемки, где нужен искусственный свет, мне очень редко приходится снимать, поэтому и не покупаю. При этом, для художественного фото, считаю, нужна не одна вспышка (или, хотя бы, вспышка плюс комплект софтбоксов, отражателей). Дорого выйдет.
У вас предвзятое отношение к вспышкам. 😆
Во-первых, они полностью управляемые. Во-вторых, к ним можно применить рОзличные модификаторы. В-третьих, головы у них поворотные. В-четвёртых, можно с простейшим удлинителем вынести в сторону.
Совершенно незаменимая вещь!
Так я согласен. Только говорю, что их нужно, хотя бы, парочку, если мы хотим снять художественный портрет, а не просто резкое фото. Поскольку я, в основном, снимаю пейзажи или репортажное фото в путешествиях, особой необходимости не было.
Вот Михаил Карякин купил себе внешнюю вспышку (кажется, Nikon SB-900) и первое время активно снимал. В его отчетах о поездке в Кубу много снимков со вспышкой. Но постепенно отошел: как я, предпочитает задрать ИСО, чем снимать одной вспышкой.
Хотя, безусловно, вещь нужная фотографу, если он часто будет кошек, собак и людей фотографировать.
Но, в первую очередь, наверное, финансовый вопрос меня сдерживает, Владимир.
А «лопух» обязательно? Дело в том, что вспышка есть…С ней и хочу снимать. Отражателя нет, с простынкой некогда возиться будет. Я и фотограф и участник действия. И про лопухи..это рассеиватель? Я правильно понимаю? 🙄
Если вам убрать тени, задний план подсветить, разяснить сцену — то только с рассеивателем. 🙂
Стоит оно 15-20 баксов. Или делается своими руками за час. 🙂
Я у себя в бложике писал: lazy-flyer.livejournal.com/207664.html
А Сергей Рашапа начитался. :))) Здесь не художественное фото, здесь банальная предметка. Только предметы — коты.
Согласен, что это — предметка! 😕 Но без тренировок не перейти на уровень «искусство»… 😀
Мама покорилась судьбе… Не кусалась… 🙂
Привет, Сергей! Суперская фотосессия!!! В бокале — вообще очень трогательно получилось! 🙂 🙂 🙂 И мамка супер-кот классная! 🙂
Спасибо, Юлия! Мы уже выяснили, что получилась не фотосессия, а руководство, как снимать натюрморты с котятами. 🙁 😛
У Вас все в комплексе получилось!!! Спасибо за советы!!!
Спасибо за самоделку, Владимир! Примерно так и представила сразу ваш «лопух». 🙂 И тебе спасибо за пост, Сергей! Твои эксперименты и объяснения помогают мне понять больше в фотографии. Я, конечно, для себя снимаю… Но, вдруг большего захочется…
На здоровье. 🙂 Выкройку я уже пролюбил. Но всё размещается на А4 Landscape. И флизелин, конечно, брать не волосатый, а тканный. Но в Минске с этим проблемы.
Думаю, раз Галина уже будет завтра фотографировать, можно, хотя бы, черный картон с белой бумагой внутри обклеенной использовать. Или, Владимир, будут блики от бумаги на снимках?
Блики будут от глянцевой поверхности, от бумаги нет. Просто бумага маркая и мнётся. А здесь плотный пластик, который можно мыть и шкрябать, таскать в фотосумке без риска испортить.
Потрясающие фотографии! Котята такие миленькие! Фото очень оригинальные, особенно, снизу-вверх и в бокале! Просто восхитительны все фотографии! И модели, и фотограф — большие молодцы!
Маша, мы старались! 😎 От меня, хозяйки, нашего ассистента и от котят 🙂 большое спасибо, что оценили наш труд! 🙂
Красивые котятки! Их, прямо как детей, сложно фотографировать.
Спасибо! Думаю, детей снимать легче, чем котят, поскольку фотографировать приходится с очень близкого расстояния и ГРИП значительно меньше.
Может кому-то пригодится: недавно появилась статья, в которой рассказывают, как собрать дома бюджетную фотостудию. Не интерьерную, конечно, но позволяющую делать снимки, по качеству не уступающие студийному свету. Почитать можно на сайте «linkphoto», набрав в поиске «Как сделать фотостудию дома».
Примечание: ссылка удалена Лахардовым С.П.
В статье с обзором вспышек Yongnuo YN-685N с радиосинхронизатором YN-622N-TX я давал гораздо более подробное описание, как собрать домашнюю студию для съемки портретов и не только. Там же даны советы, как выбрать рассеиватели света, как настроить импульсный свет в ручном и автоматическом режиме, как правильно пользоваться аккумуляторами, чтобы они дольше служили, и многое другое.
Совершенно замечательные фотографии! Мне о таких только помечтать! Фотографировать люблю. Я как той фото-акын: что вижу, то и фотографирую.
У меня долгое время был цифровой Кенон. А теперь я стала счастливой обладательницей Сони А37 с китовым объективом Сони 18-55 — взяла б/у, новый для меня очень дорог. Пытаюсь что-то фотографировать.
Как ни странно звучит, у моего бывшего цифровика по некоторым позициям были даже преимущества перед моей Сонькой. И существенные. Например, я могу при абсолютно любом режиме выставлять нужную мне диафрагму. А в этой прекрасной Sony A37 такой возможности нет: тут предустановки почти во всех режимах. Впрочем, кое-какой опыт в фотографировании котеек для пристройства у меня уже есть.
Внимательно прочитала Ваш материал — очень понравилось изложение. И тут у меня возник вопрос: недавно мне пришлось фотографировать кошечку для пристройства. И единственное место, где я могла снимать — это метра три от окна, причём, котейка была мордой к освещению, а мне, соответственно, приходилось стоять спиной к окну. Вот я намучилась с этим освещением. Я так полагаю, что об отражателе в этом случае речь не идёт?..
Здравствуйте, Юлия. Спасибо Вам за добрые слова в адрес моей писанины! Всегда очень приятно получать комплименты.
Посмотрел сейчас, что из себя представляет камера Sony A37. Нормальный фотоаппарат. Не совсем понимаю, почему у Вас претензия к выставлению диафрагмы: на корпусе я вижу, что, как и у всех камер, есть режимы «PASM». Соответственно, можете спокойно фотографировать в режиме «Приоритет диафрагмы» или «Ручной режим».
Не совсем понял, в чём Вы намучились, снимая кошку у окна. Фотографии получаются шумными? Светотеневой рисунок некрасивый из-за того, что освещение фронтальное?
Как бы то ни было, отражатель всегда пригодится при съемке с естественным освещением, чтобы сгладить тени.
А вообще, если Вы постоянно кошек снимаете, советую все-таки раскошелиться и приобрести внешнюю вспышку. С Вашим тёмным КИТовым объективом в помещении очень трудно получить качественный результат без дополнительного источника света.
Пожалуй, определение КИТовому объективу «тёмный» здесь не совсем корректно: как видно из моего опыта, приходится диафрагму зажимать из-за малых размеров кошек, чтобы расширить зону резкости (ГРИП), а поэтому света становится мало и хорошо бы иметь вспышку.