В предыдущей части рассказа мы попрощались с Китаем на пограничном пункте Шэнчьжэнь (Shenzhen) – Гонконг (Hong Kong). Полдня погуляли по городу-государству и ночью улетели на филиппинский остров Сёбу (Cebu) на рейсе лоукостера Cebu Pacific Airlines. Неделю потратили на чуть более спокойный отдых на островах Пангалао (Pangalao) и Боракай (Boracay). Через неделю – «Здравствуй снова, Китайская земля!» — с пересадкой в столице Филиппин Маниле из аэропорта Катиклан (Caticlan) прибыли в Шанхай – самый крупный город Поднебесной.
Приземлились в международном аэропорту Шанхая (Shanghai Pudong International Airport) в 23:45, поздно вечером. В заранее забронированную гостиницу New Asia Hotel поехали на такси. Если перед прилетом в столицу Китая, я знал, что цена проезда из аэропорта в центр стоит, в среднем, 100 юаней, то стоимость такой поездки в Шанхае мне известна не была. Поэтому, когда сели к не говорящему по-английски таксисту, он включил счетчик и деньги «закапали ручьем», стали немного нервничать. Казалось, что водитель специально повез нас по объездной дороге, чтобы удлинить путь и повысить свой доход. За проезд мы заплатили 250 юаней.
Расходы за день, юани:
— 250 проезд на такси;
Гостиницу порекомендовали на форуме самостоятельных путешественников Винского: недорогая, расположена рядом с центром и станцией метро. Как указано на сайте отеля New Asia Hotel, поблизости можно увидеть следующие туристические достопримечательности Шанхая:
- Набережная the Bund – 900 метров.
- Пешеходная улица Nanjing Road Pedestrian Street – 1200 метров.
- Парк People’s Square – 1900 метров.
- Шанхайский цирке – 4,8 км.
- Телебашня Oriental Pearl TV Tower (Жемчужина Востока) – 1,5 км.
- Мост Yangpu – 5,9 км.
- Торговый центр Shanghai Times Square – 3,7 км.
- Парк Century Park – 7,2 км.
- Небоскреб Jinmao Tower – 2,3 км.
Если вы посмотрите таблицу с планом нашего самостоятельного путешествия по Китаю в первой части рассказа, то увидите, что вылет в Екатеринбург из Пекина был запланирован на 19:35 вечера. Таким образом, на знакомство с городом у нас было только полдня. Как же это мало!!!
Какие достопримечательности можно посмотреть в Шанхае
В моем блокнотике перечислены следующие достопримечательности Шанхая, которые можно было бы посмотреть, если бы отпуск был «резиновый»:
- Шанхайский зоопарк (上海动物园, Shanghai Zoo) – 10 юань.
- Шанхайский океанариум – 160 юань.
- Парк века (Century Park, 世纪公园, ShiJi GongYuan) – 10 RMB
- Сад Радости или парк Юйюань (Yuyuan, 豫园) – 40 RMB (самостоятельные туристы отзываются о нем, как о потрясающем месте).
- По дороге в этот парк вы пройдете через Старый город (老城 Lao Cheng).
- Телебашня Oriental Pearl TV Tower ( 东方明珠塔).
- Небоскреб Цзиньмао (金茂大厦 Jinmao Dasha).
- Набережная the Bund с видом делового центра Pudong (это, где телебашня и небоскребы).
Прочитав отзывы путешественников, мы решили, что успеем следующее:
- Доезжаем до остановки шанхайского метро (2-я линия) LongYang Road (龙阳路站). Она расположена в деловом центре Lujiazui (陆家嘴), выходим на поверхность и любуемся телебашней Жемчужина Востока. Многие туристы говорят, что, если будет очередь, то на нее лучше не подниматься – простоите несколько часов. Хотя отсюда открываются самые впечатляющие виды на город. На башне существует три яруса. На одном из них (90 метров) – нет стекла (сетка), что очень удобно для съемок со штатива в ночное время. На втором ярусе – стеклянный пол: круто поснимать свои ботинки на высоте 263 метра над землей)!
Вторая смотровая площадка – небоскреб SWFC (Шанхайский Всемирный Финансовый Центр, Shanghai World Financial Centre). С него тоже открывается прекрасный вид на здание Цзиньмао (金茂大厦, Jinmao Dasha) и телебашню.
Виды с самого Jinmao Dasha не очень хвалят.
- Идем в аквариум. Это здание справа от башни, в 50-100 метрах с рыбками на стенах.
- Если идти в левую сторону от «Oriental Perl» к реке, то выйдем на набережную. И полюбуемся красивыми видами.
- Сходим в «Century Park».
- Съездим на набережную the Bund.
Как оказалось, чтобы все это увидеть, нужно гораздо больше времени. Для нас Шанхай – это прогулка среди небоскребов, увлекательное посещение океанариума и набережная. Больше ничего не успели. И есть очень весомый повод туда вернуться еще раз, в это потрясающее своей энергетикой место!
Что мы увидели в Шанхае
Итак, продолжаем наш отзыв о самостоятельной поездке по Китаю. Утром, 7 декабря 2011 года, мы проснулись, выписались из номера, оставили в камере хранения отеля New Asia Hotel свои вещи и вышли на улицу. Здесь – довольно пасмурно, сыро, но тепло и очень интересно. По дороге к метро зашли в мусульманское кафе и поели очень вкусной лапши с мясом. Я не упомянул, что в Яншо рядом с нашей гостиницей был ресторан, управляемый китайскими мусульманами. Они готовят очень вкусную самодельную лапшу. Стоит рублей 70 на человека, но пальчике оближите!
За все время поездки мы не переставали удивляться стереотипам, которые есть у нас у россиян по отношению к Поднебесной. Мне всегда казалось, что КНР – одна абсолютно монолитная страна с одинаковыми на лицо людьми. Оказалось же, что китайцы отличаются друг от друга, а по разнообразию природы, уклада жизни, это азиатское государство такое же, как Россия. В каждом регионе, где мы были (Пекин, Гуйлинь, Гонконг и Шанхай) – другой Китай, не похожий на предыдущий. Как, если мы сравниваем жизнь в Москве, Сургуте и Грозном – разные планеты!
Доехали до остановки метро LongYang Road (龙阳路站). На улице сразу испытали культурный шок от обилия небоскребов. В то время мы еще не были на Манхэттене в Нью-Йорке и во Франкфурте-на-Майне – не в счет. В Германии стоят пару построек, в Шанхае – лес из башен… Только вот снимать городские ландшафты на кропнутую камеру Nikon D5100 KIT 18-55 нелегко: не влезают даже на широком угле.
Сначала мы планировали подняться на телебашню Oriental Pearl TV Tower ( 东方明珠塔). Но сооружение более, чем на половину скрывалось в облаках. Поэтому решили сходить пока в океанариум – авось развеется.
Шанхайский океанариум (Shanghai Ocean Aquarium, SOA), как написано на официальном сайте, крупнейший в Шанхае (интересно, еще что ли есть?) и один из красивейших в мире. Был построен гонконгскими инвесторами в 2002 году за 55 миллионов портретов американских президентов.
Территория океанариума разделена на 9 тематических зон. Количество рыб и морских животных – более 450 видов, собранных с 5-ти континентов и 4-х океанов.
Цена входного билет в океанариум – 160 юаней. Дороговато, но, поверьте, если вы раньше не были в подобных заведениях, оно точно того стоит! Для меня посещение аквариума стало одним из сотен ярких впечатлений за время путешествия по Китаю!
Прогулка по аквариуму – как приключение. Вы становитесь на лестницу эскалатора и спускаетесь в первый зал. Здесь – небольшие емкости с маленькими рыбками, многих из которых вы могли видеть в ближайшем торговом центре от вашего дома.
Или, вот такую смертельно ядовитую красавицу туристы наблюдают в Красном море в Шарм-эль-Шейхе в Египте.
Интересно, но не так, чтобы сильно впечатлило.
Затем идем снова на эскалатор и (сквозь тоннель внутри огромного аквариума!!!) попадаем на второй ярус. Здесь рыбы уже посерьезнее: до 2-х метров длиной. Наблюдать за такими ихтиандрами уже поинтереснее. Да и за посетителями подглядывать тоже захватывает!
В океанариуме Шанхая есть зал с медузами. Вы заходите, там играет спокойная музыка и по сторонам – сотни медуз… Невероятное зрелище!
В конце зала – аквариумы с очень крупными морскими обитателями. Я стоял долго и наблюдал за камчатскими крабами. Представьте рака с размахом клешней 1 метр. Жуть! Встретишь такого в море – живьем съест. 😉
Но самый большой сюрприз ждал нас на нижнем этаже шанхайского океанариума. Акулы! Вы становитесь на эскалатор и проезжаете внутри стеклянного туннеля. А над вами – гигантские черепахи, огромные акулы.
Когда чудовище проплывает над твоей головой и открывает пасть – даже через стекло чувствуешь ужас и по спине пробегают мурашки. Не дай бог такое встретить в океане!!! Вот посмотрите видео.
В общем, если вы ищете отзывы о посещении шанхайского океанариума, то мое мнение – место обязательное к посещению! Рекомендую от всей души! Мы провели здесь часа два. И уходить не хотелось. Но впереди было много планов, а время неумолимо отсчитывало последние часы нашего отпуска в Китае.
К сожалению, башня от облаков так и не освободилась. Верхушки небоскребов спрятались в дымке.
Обратите внимание! Во-первых, пешеходная зона (эстакада) располагается высоко над дорогой с автомобилями. Во-вторых, в Шанхае в это время – час пик. На этом мосту – большая толпа спешащих по своим делам людей. Только я отошел на другой край площадки и приложил глаз к видоискателю, сразу все остановились и стали терпеливо ждать, пока я сфотографирую Катерину. 🙂
Мы посмотрели на карту города и решили спуститься вниз по улице в сторону Парка Века (Century Park). Казалось, что это близко. Прошли с километр сквозь небоскребы.
И поняли, что посмотреть эту достопримечательность не успеваем. Решили вернуться и сходить на набережную, полюбоваться французским кварталом. Подняться на телебашню Oriental Pearl TV Tower ( 东方明珠塔) в этот день нам было не суждено.
Океанариум, как мне кажется, то ли справа от этого небоскреба с украшениями, то ли за спиной у меня.
Полюбовались рекой Хуанпу́ (Huangpu, 黄浦区) и видами на противоположный берег.
По реке непрерывно ходят баржи с каменным углем.
Решили зайти в ближайший торговый центр в небоскребе у реки. Ведь за все время нашего путешествия по Китаю, мы ни разу не занимались шопингом. Убили полтора часа на примерку дубленки для жены и, ничего не купив, поспешили за вещами в гостиницу. Пора было ехать в аэропорт.
Естественно, что из Шанхая в аэропорт Пудун (Shanghai Pudong International Airport) мы решили добраться на скоростном поезде Маглев (the Shanghai Maglev Train or Shanghai Transrapid, 上海磁浮示范运营线). В разное время дня он ездит с различной скоростью (максимум 430 км/час). Если вам повезет и он разгонится по максимуму – доехать в аэропорт вы сможете за 7 минут 20 секунд (расстояние 30 км). У нас рекорд не случился: поезд разогнался только до 301 км/час и мы опоздали на одну минуту… 🙂
В ожидании посадки в шанхайском аэропорту спустились в кафе и недорого в последний раз покушали китайские пельмени. Зарегистрировались на рейс Шанхай – Пекин и стали ждать вылета.
Между рейсом в Пекин и в Екатеринбург – 5 часов. После прохождения предполетного досмотра нам объявили, что самолет задерживается на неопределенное время.
— Ребятки, а на сколько задержка?
— Не знаем точно. Судно еще не вылетело из Пекина…
— Караул!!! Самолет в Россию без нас улетит!
— Да не волнуйтесь. Лететь из Пекина в Шанхай – один час. Успеете еще…
Пару часов томительного ожидания, обкусанных ногтей и мы в салоне самолета. И еще через час – в крупнейшем в мире аэропорту Beijing Capital International Airport.
Потом – шесть с половиной часов полета и… Здравствуй Родина!
Расходы за день, юани:
— 8+29+3,8+3,8+20+20+3,8 – еда
— 6+6+6+6 – билеты на метро
— 100 аэроэкспресс Maglev
— 10 – зонтик
— 121 кафе в аэропорту Шанхая
Заключительное слово
Вот я и закончил свой отчет о самостоятельном путешествии по Китаю в ноябре-декабре 2011 года. Поездка получилась очень насыщенной и интересной. Мы успели прогуляться по Летнему дворцу императора в Пекине и съездить на Великую Китайскую Стену, покататься на велосипедах между холмами деревни Яншо (Yangshuo) и осмотреть океанариум в Шанхае.
В Китае нам безумно понравилось. Полнейшая безопасность, огромное количество природных, исторических и архитектурных достопримечательностей. Доброжелательные люди. Очень вкусная, необычная кухня. Абсолютная непохожесть и одновременно похожесть на европейскую цивилизацию. Что может быть интереснее?!!
Ну, например, поездка за рулем арендованного автомобиля по Мексике (3200 км по мексиканским дорогам) и 1200 км за рулем праворульной машины по левосторонним дорогам Шри-Ланки… Можете прочитать отчеты об этих странах в разделе «Самостоятельные путешествия».
Буду благодарен, если поделитесь ссылками на эту статью в социальных сетях (см. кнопки ниже). А когда счетчик Google+ внизу справа покажет +15 голосов – напишу рассказ о поездке на Филиппины и в Гонконг. 😉
Фототехника
В первой части отчета я уже рассказал об используемой фототехнике в этой поездке. За неделю до отпуска в Китае я купил первую в жизни зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55 и вместе с инструкцией взял ее с собой. Так вот читал руководство пользователя и учился фотографировать. Получилось ли – вам судить. К счастью, догадался фотографировать на отдыхе в формате RAW + F. В данном отчете вы видите фото, исходники которых, обработаны в Лайтруме. Несколько кадров в рассказе про Яншо (Yangshuo) обработаны в Lightroom, экспортированы в TIFF, доведены в Phototshop и конвертированы в JPEG. Такие фотки имеют надпись с адресом этого блога. Скажите пожалуйста в комментариях, какой вариант лучше? Обработка в Лайтрум или + Photoshop…
В 2014 году мы снова планируем поехать в КНР… Так что… До свиданья, Китай! Не прощай… 😉
Если интересно, можете посмотреть отчет о походе в зоопарк Франкфурта. Там мы тоже снимали рыбок в аквариуме, но уже на светосильный объектив Nikkor 17-55/2.8.
Ну и бонусом еще несколько видеороликов из океанариума в Шанхае.
View Comments (9)
Можно спросить? Вы фотографировали на китовый объектив Nikkor 18-55 в океанариуме? В каких режимах? Сам недавно фотографировал в Анталийском океанариуме на Nikon d5100 KIT18-105. Не самое легкое испытание: вспышку применять нельзя. Да и не сильно она помогла бы из-за бликов. В целом, достаточно темно. А многие рыбки очень шустро плавают, что бы их фотографировать на высокой выдержке.
Tiger Claw, вы правы – фотографировал аквариум на зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55 VR. Согласен, что съемка в океанариуме без штатива и на тёмный объектив – нелегкая задача. Мне трудно точно вспомнить, какой режим съемки тогда был выбран. Камера Никон Д5100 – моя первая зеркалка. Я купил её за неделю до этой поездки в Китай самостоятельно.
Тогда я еще не успел разобраться с натройками фотоаппарата и большинство фоток в отпуске снял в режиме приоритета диафрагмы «А» или выдержки «S». Но в нестандартных условиях использовал полуавтоматические предустановленные сценарии (например, «Спорт», «Ночной пейзаж», «Ночной потрет», «Съемка детей» и т.п.
Проставил к каждой фотографии настройки ИСО, выдержки и диафрагмы. Как видно, светочувствительность меняется в каждом кадре. Поскольку вспышка дала бы блики на стекле, ее пришлось отключить. Скорей всего, тогда я поставил камеру в режим съемки «Ночной пейзаж». Если бы это был «Спортивные события», выдержка была бы подлиннее.
В уроке фотографии про выбор настроек для фотоаппарата в зависимости от условий освещения и сюжета съемки я писал, что минимальное время экспозиции при съемке с рук рассчитывается по формуле В=1/ФР или ½*ФР (в зависимости от количества пикселей на вашей камере). Для меня удивительно, что многие кадры в данном отчете сняты при выдержке, которая длиннее, чем в данном уравнении.
В статье про съемки во франкфуртском зоопарке я более подробно остановился на том, какие настройки нужно использовать при съемке в океанариуме. Если бы я сегодня снимал аквариумных рыбок на китовый, «тёмный» объектив с рук, я бы настраивал параметры фотоаппарата следующим образом:
(Вариант А) Хотим получить резкие снимки.
Переводим камеру в режим приоритета выдержки S и выбираем время экспозиции не короче, чем 1/100 секунды (ну минимум, 1/80 сек). Если ИСО не хватает, задираем пока не добьемся нужного времени экспозиции.
(Вариант Б) Хотим размыть задний фон.
Включаем режим «Приоритет апертуры А) и открываем диафрагму по максимуму. Фокусировка по точке. Проверяем достаточна ли выдержка (она тоже должна быть 1/80-1/100 секунды). Если не достаточно, повышаем ИСО до тех пор, пока не выполним условие по времени экспозиции.
Поскольку китовый Никкор 18-55/3,5-5,6 достаточно тёмный, может получиться так, что некоторые кадры вообще невозможно снять. Либо многие из них нужно фотографировать на ИСО 3200-6400.
Фотографирование в океанариуме при недостаточном освещении и без вспышки - экстремальный случай. Можете еще почитать мою статью про настройки фотоаппарата при съемке концерта или в церкви, например.
А лучше ИСО поставить в автомате! :) Ну, я так постоянно делаю, а руками регулирую диафрагму и выдержку (пользуюсь полностью ручным режимом). :)
Согласен с тобой, Александр. Но есть один фактор, который следует учитывать... В статье про обоснованность цены на фотоаппарат Nikon D5300 я рассказал, как в течение 12 месяцев не мог понять, почему при съемке в условиях ограниченности освещения, получаются шумные фотографии: выставляю на камере ИСО 400 единиц, скажем, а фотка - испорчена.
Позже разобрался: оказывается, фотик выставлял на автоматическом ИСО большее значение. Тогда данную функцию я отключил и теперь предпочитаю устанавливать светочувствительность вручную.
В принципе, фотограф может задать максимальный порог ISO, к примеру, 800 единци и не беспокоиться больше... Но я как-то уже привык выставлять ИСО самостоятельно.
Шанхайский океанариум - такая достопримечательность, где очень разные условия освещенности: в одном аквариуме - темно и мы используем ISO 3200. В другом - светлее и достаточно остановиться на ИСО-2000... А еще где-то, может, и 400 единиц хватит... Если же я в настройках зеркалки выставлю автоматическое ИСО 3200, то, возможно, получу результаты хуже, чем мог бы...
Ну, у меня постоянно стоит 100 единиц ИСО... А вот в таких вот местах, как океанариум, я ИСО ставлю в авто. Причем, на ручном режиме "М" у меня порог стоит в ISO 400. Пока не нашел, где это убирается. И, вообще, на моем пятаке Canon EOS 5D максимальное ИСО - 12500 единиц, но я могу выставить только 6400... :) Пока еще не разобрался в этом.
И смотри что получается: каждая комната - это разное освещение, и постоянно нужно думать о трех китах. И, соответственно, сам не насладишься всей красотой, а будешь думать какие параметры выставить. Поэтому сокращаем мозговую активность и оставляем ИСО на усмотрение камеры.
Но тут есть нюанс: в бюджетных камерах, даже при ИСО 400, может быть ощутимый цифровой шум. Причем, если мой Кэнон 5Д выдает при 1000 ИСО шумы только в темных, то бюджетные зеркалки при ИСО 400, даже в белых, дают дикий шум. Это - минус. Но камера бюджетная: получается - хочешь качество, тогда плати больше. :)
Я фотографировал церковь внутри на свой Canon EOS 600D. Камера - даже не любительская, а начального уровня. Так вот, все фотки внутри церкви пришлось переводить в ЧБ и выкручивать контраст, чтобы хоть какой-то материал сохранить. Можешь посмотреть у меня пост про Карагандинскую православную церковь.
Так вот к чему это я? А к тому, что я с тобой согласен: хочется получить хороший кадр, но приходиться подстраиваться под конкретные условия и свою технику.
Серж, в данном случае ключевым является слово "возможно" :) Гениальная работа автоматики по установке экспозиции в Nikon (на сегодняшний день с фотоаппаратами Canon не был знаком, возможно там все так же) позволяет в случае, если сюжет развивается динамично, полностью отрабатывать описанную тобой выше методику в виде вариантов А и Б ОДНОВРЕМЕННО!!! в режиме приоритета диафрагмы A../
Работает это таким образом. Мы знаем, что , например, у меня накручен штатник Nikkor 24-85 (18-55, любой зум). Чтобы не получить смазанные снимки, по формуле 1/ФР выставляем "с запасом" порог максимальной выдержки В=1/100 (1/60, если это - КИТовый объектив Nikkor 18-55 и т.д., в зависимости от объектива, если предполагается движение объектов съемки - делаем выдержку короче). Таким образом, на ЛЮБОМ значении ФР мы по выдержке уйдем от смаза на снимках... Далее выставляем порог светочувствительности, например, в ISO 3200 единиц...
Дальше будет происходить следующее... Камера выставит в режиме "A" !!! ВЫДЕРЖКУ, порог которой ты задал и будет пытаться выставить МИНИМАЛЬНОЕ значение ISO, при котором снимок будет нормально экспонирован при том значении диафрагмы, которое ты задашь...
Если света мало и, даже после повышения чувствительности ISO до максимума при заданной диафрагме, матрица будет недоэкспонирована, то только в таком случае автоматика будет УДЛИНЯТЬ выдержку..
То есть, если автоматика решит, что при диафрагме f/5.6 и пороге выдержки 1/100 снимок нормально экспонирован при ISO матрицы, например, в 640 единиц (вот откуда берутся дробные числа иногда в Exif), то это будет, таки, ИСО 640, а не 800...
Таким образом, работа в таком режиме более корректна, чем установка вручную чувствительности, так как порог выдержки в соответствующем меню ты можешь поменять моментально, как в режиме "S", исходя из специфики движения или статики объекта и предполагаемого ФР, а МИНИМАЛЬНЫЕ значения светочувствительности, которые отработает автоматика - залог более качественного снимка. И не надо думать, как пишет Александр ниже, о трех китах, а можно полностью погрузиться в композицию снимка, полностью отдаться творчеству...
Конечно, это не так актуально, когда идет речь о съемке сюжетов, где время на "верчение" и подбор параметров не лимитировано. Но для тех, кому нужно снимать динамичные сюжеты, автоматика Nikon (надо им поставить памятник за это) даст возможность снимать без сучка и задоринки максимально качественные кадры в пределах технических ограничений того или иного формата (разный шум матрицы в DX или фулфрейм аппаратах...)
Хорошо это описано вот в этой статье: radojuva.com.ua/2013/03/nikon-auto-iso/ Но там достаточно сложное объяснение, можно запутаться...
Таким образом, при включенной автоматике режим "S" в Nikon, как бы, совмещается с режимом "A" (если умолчать про два перехода по меню автоматики), что очень удобно, так как не нужно лихорадочно щелкать переключатели режимов в зависимости от изменившихся условий съемки...
Повторю несколько по-другому мысль...
С моей точки зрения, у камер Nikon шикарно устроена работа установки экспозиции в авторежиме... Вот посудите сами: в режиме А, например, когда задействован режим autoISO, ты сам выставляешь ДО начала съемки или, при желании, сразу в процессе (хоть и через меню, а не на колесе) выдержку, длинней которой не будет в процессе съемки.
Это необходимо? Конечно! Только в случаях, когда идет съемка со штатива в условиях плохой освещенности (или с ND фильтрами, тоже со штатива) с длинными выдержками, правило 1/ФР не актуально... В этом же режиме ты на колесе, оперативно можешь менять, исходя из видения тобой необходимой ГРИП, отверстие диафрагмы.
Это необходимо для построения композиции? Однозначно. А какая разница, какое будет ISO, если камера старается установить его МИНИМАЛЬНЫМ?
Если идти от аналогии с пленочной фотографией: ты же не пытаешься менять САМ чувствительность пленки для каждого кадра, так как для происходящего на снимке важнее соответствующая выдержка (как гарантия отсутствия смаза) и диафрагма (ГРИП, резкость картинки)...
Если же, автоматика, при предполагаемых ТОБОЙ значениях выдержки и диафрагмы для качественного снимка, НЕ МОЖЕТ выставить вменяемую, не шумную светочувствительность, значит нечего делать такую фотографию в данных условиях освещенности! Нужно заботиться о дополнительных источниках освещения (вспышки, софт-боксы, другое время съемки и т.п.). Логично?
Повторюсь, это не относится к пейзажной съемке со штатива, так как выдержка не несет тут задачи получить не размазанным объект, как это будет актуальным для съемки с рук, когда действует правило 1/ФР, и можно запросто, уповая на штатив, ставить длинные выдержки без компромисса с необходимостью поднимать чувствительность матрицы, ставить минимально доступную чувствительность...
Олег, столько информации надавал, дай время, чтобы осмыслить... :) На первый взгляд, всё, что ты описал - верно... Похоже, что я, отключив автоматическую установку ИСО на камере поступил, как в той поговорке: "Дай дураку помолиться, так он и лоб расшибет"... :)
Позднее, через недельку, почитаю инструкцию, проведу опыты и отпишусь тебе... Сейчас, перед Новым годом, завал... Спасибо за советы!
Олег, извини, что долго не отвечал на твой комментарий! Скачал сегодня полную инструкцию с официального сайта Никон.
В руководстве по эксплуатации Nikon D5100 на 154 и 155 странице все эти моменты, связанные с автоматическим ИСО подробно описаны. Ты полностью прав. Не совсем понял я в инструкции, автоматическое шумоподавление при ISO выше 1600 будет применяться и к снимкам в формате NEF или речь идет о съемке в JPEG...