\n

Миша, я имел ввиду, что нужно установить «профиль объектива» в …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: 2. Снимки с Samyang 14/2.8 на полном кадре и прогулка по музею-заповеднику Нижняя Синячиха, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей Лахардов.

Миша, я имел ввиду, что нужно установить «профиль объектива» в Lightroom или в Photoshop. Когда в Лайтруме обрабатываешь фотографии, внизу есть пункт «Enable Profile Correction» (Разрешить коррекцию профилем). Там обычно закачаны профили (Lens Profile) для объективов Canon и Nikon, помогающие исправить дисторсию, хроматические аберрации и виньетирование. Естественно, что профиля для корейского ширика Samyang 14/2.8 там нет.

Как установить профиль я прочитал на блоге Павла «Рэскуэро». А затем рекомендовал его статью Алексею Соловьеву, который снимает на полноформатную камеру Nikon D800 и недавно купил Самъянг 14/2,8 такой же, как у меня. Он попробовал разные варианты и вот написал статью на эту тему (alexey-soloviev.livejournal.com/104372.html).

Как видишь, Алексею больше понравилось, как убирает геометрические искажения профиль для NIKKOR 20mm f/2.8…

Сергей Лахардов также прокомментировал записи

2. Снимки с Samyang 14/2.8 на полном кадре и прогулка по музею-заповеднику Нижняя Синячиха
Да, Олег, опечатка! 🙂 Среди моих снимков большинство — пейзажи… По поводу деревьев — меня гораздо больше приводит в печаль то, что я не могу обработать нормально фотки с точки зрения цвета, насыщенности и контраста. 🙁 Вот смотришь фотки сначала те, что Даниил снял на Nikon D600, затем те, что я — на Никон Д5100. И сразу, как холодный душ…

Дождемся, конечно, тех вариантов с моей камеры, что Даниил обработает. Но я и сейчас знаю, при нормальной постобработке будет разница в геометрии картинки. А с точки зрения цветового восприятия, разница в фотографиях будет намного меньше в глаза бросаться… 🙁

Так что, проблема в кривых руках, а не в кривых деревьях… 🙂


2. Снимки с Samyang 14/2.8 на полном кадре и прогулка по музею-заповеднику Нижняя Синячиха
🙂 Я считал, что №8 — лучшая фотография… Взгляд устремлялся на избушку и на облака над ней… Заваленные деревья, пока ты не сказал, я не видел… Да и сейчас, избушка притягивает, как магнитом и на деревьях не останавливаешься… Ну, может, у меня такой специфичный вкус…


2. Снимки с Samyang 14/2.8 на полном кадре и прогулка по музею-заповеднику Нижняя Синячиха
Миша, ты, наверное, имеешь ввиду, что не всегда дисторсия убирается? Так, ведь, в том то и красота, что у широкоугольных объективов картинка из-за геометрических искажений особая. Если бы дисторсии не было, а просто в кадр входило в 2 раза больше пространства, не такой эффект был бы.

И понятно, что при съемке нужно стараться держать ось объектива строго параллельно земле, иначе — дома завалятся в кучу… И никаким профилем тогда не исправить.


Последние комментарии читателя блога Сергей Лахардов

Отзыв о поездке на автомобиле на отдых в Казахстан. Курорт «Бурабай» и озеро Боровое
Вероника, когда начнётся сезон отдыха на Боровом, думаю, не один турист Вам скажет спасибо и за карту маршрутов прогулок, и за подробное описание Вашего путешествия в Казахастан!

А по поводу зимнего отдыха — все равно странно. Даже, если в январе там очень холодно и ветрено, есть же периоды в конце зимы, когда уже потеплее. Мы ездили по горам Челябинской области в конце марта — снега было по-пояс, но без мороза. Сейчас нашел несколько скупых отчетов о поездке в Бурабай зимой в социальной сети для водителей «DRIVE2» — ничего страшного там не наблюдаю. Но и отчеты датированы 2011-2013 годами.

Хорошо бы написать о поездке из Екатеринбурга в Бурабай зимой. Но больше вероятность — о пеших походах по горам Турции в зимнее время. 🙂 В конце рассказа о прогулке по каньону в окрестностях Анталии есть видео, где показан маршрут к античному городу, к скалам Адам Каялар (Selge Adam Kayalar). Вот туда бы махнуть на машине и побродить. Явно, будет теплее, чем в Казахстане.


Хороший фотоаппарат. Какую камеру лучше купить
Здравствуйте, Константин. Могу посоветовать следующий алгоритм принятия решения о том, стоит ли покупать новый фотоаппарат, объектив, и если да, то какой.

1) Открываете в «Фейсбуке» профили Александра Петросяна (facebook.com/yanpetros), Димы Зверева (facebook.com/dima.zverev.7) или Митчела Каношкевича (facebook.com/mitchellkphotos) и сравниваете их фотографии со своими. Все трое фотографов снимают на систему «Микро 4/3»: Olympus E-M1 Mark II. Если снимаете лучше их, переходите к следующему пункту, если хуже — фотографируете тем, что есть, пока не превзойдете мастеров.
2) Если Ваши фотографии лучше, чем у них, тогда заходите на сайт «MyWed» и смотрите лучшие снимки, снятые профессиональными свадебными фотографами на разные тушки и объективы. Ссылка дана в комментарии к обзору фуллфрейма Nikon D610.
3) Если Вы фотографируете лучше, находите работы Себастьяна Сальгадо или других величайших фотографов XX века (кстати, по такому запросу в Гугл их работы легко найти). К слову, если не смотрели документальный фильм «Соль Земли» о Сальгадо, очень советую посмотреть. Название на английском: «The Salt of the Earth».
4) Если Ваши снимки лучше, чем у этих фотографов, тогда я бессилен помочь. А если на любом из предыдущих шагов Вы сказали: «Да, у этого парня снимки лучше, чем у меня!» — тогда переходите к шагу №5.
5) Скачиваете на компьютер лучшие фотки и анализируете, почему они классные. В статье с обзором «Sony A6000» я приводил список вопросов для анализа своих и чужих фото.
Подсказка: в них нет ни одного пункта, касающегося модели фотоаппарата, есть несколько, связанных с типом объектива.
6) Понимаете, что фотографировать можно и той камерой и объективом, что есть у Вас сейчас.
7) Если не согласны, остаётся один выбор: смартфон Huawei P20 Pro. 😉


Отзыв о поездке на автомобиле на отдых в Казахстан. Курорт «Бурабай» и озеро Боровое
Евгений, за статью спасибо Веронике. Неужели и правда, что это именно Вас они там на Боровом с квадрокоптером застали?

Вопрос к Вам и к Веронике: ради интереса решил посмотреть, как Бурабай выглядит зимой. Каково же мое удивление, что я не смог найти НИ ОДНОГО отчета фотографов да и просто туристов об отдыхе на Боровом в зимнее время. Есть рекламные статьи от различных отелей и турбаз, есть фотографии, явно скачанные друг у друга, есть фотоотчет за 2011 год. Но свежих, хотя бы 2-х — 3-хлетних рассказов не могу найти.

Чем это объясняется? Там климат жёсткий? Почитал, в Акмолинской области зимой до -25 градусов. Даже, если представить, что ветра дуют, но люди же живут. Рядом город Кокшетау.

Вот видео с видами на Боровое, на скалу Окжетпес, на горы и озера. Загадка, почему не ездят туда туристы в зимнее время…

 


Мой друг снимал на полный кадр Nikon D800, а сейчас перешел на кроп Fujifilm X-T2. Что из этого получилось?
Продолжение. Начало обзора — здесь.

Фотография 7. Какой фотоаппарат Фуджифильм Х купить для съемок в путешествии и детей?
Фотография 7. Какой фотоаппарат Фуджифильм Х купить для съемок в путешествии и детей?

Правильный ответ где какой камерой снималось будет дан ниже. А пока перейдем к вопросу о точности и скорости фокусировки.

3.2. Насколько плох автофокус у камеры Fujifilm X-T1

Мне могут возразить: новинка Х-Т3 имеет лучшую систему АФ. Я в этом не сомневаюсь. Только одновременно уверен, что 90% фотолюбителей удовлетворит система автофокуса и Fujifilm X-T1, не говоря про X-T2.

Во-первых, летом этого года я стал обладателем беззеркалки Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6, и публиковал на сайте урок «Как настроить режимы автофокуса при съемке различных сюжетов». Так вот, там я фотографировал движущиеся машины ночью с проводкой – т.е. вёл фотоаппарат в момент спуска затвора. В сложнейшей ситуации Сони справляется на ура. Думаете Fuji X-T2 хуже?

Кстати, советую в любом случае с ним ознакомиться – показано, как фокусироваться при съемке портретов, пейзажей, спорта и т.п.

Еще одна статья – отчет о прогулке по Владивостоку с мыльницей Fujifilm X30. В ней после фото №5 размещено видео, демонстрирующее, что при съемке в сумерках бегущих детей и идущих взрослых, фокус работает на отлично. Неужели у профессиональной, самой навороченной Fujifilm X-T1, X-T2 или X-T3 фокусировка хуже?

4. Стоит ли покупать Fujifilm X-T3 из-за возможности съемки видео в формате 4K с высоким битрейтом?

В обзоре беззеркалок Nikon Z6 и Z7, сравнении их с Sonya A7 III и A7R III по ссылке, приведенной выше, я писал, что в последнее время рассматриваю формат видео 4K, как приоритетный. Да, сейчас я его не использую, но лет через 5-10 видеоролики в формате Full HD невозможно будет смотреть. А если вы собираетесь вести бизнес в Интернете (канал на Youtube, обзоры товаров, промоушен и т.п.), то 4К – просто обязателен. Без него вас обгонят конкуренты, снимая в Full HD вы заведомо тратите напрасно деньги и время – придется переделывать в изображение высокой чёткости.

Но вот какие подводные камни скрываются. Павел Черталёв, чьи фото с Fujifilm X-T2 приведены в основном обзоре, признался мне недавно, что снимает на видео детские утренники и танцы своей дочери на свой фотоаппарат в 4K, но потом делает ресайз до Full HD, так как мало у кого из родителей есть мониторы и телевизоры высокой четкости. А у кого имеются – не всегда нормально показывают: изображение дёргается.

Если вы смотрели видео c обзором Fujifilm X-T3 от Сергея Татаркина выше, то, начиная с 10:50 минуты он рассказывает о картах памяти для 4K-видеосъемки. Он сам владеет беззеркалкой Fuji X-T20, и для Full HD ему хватает карточки Micro SD на 128 Гб, которая стоит 2000 рублей. Для записи 4K на Х-Т3 с битрейтом 400 Mbps требуются карты с индексом скорости V60 стоимостью около 90 USD за 128 Гб.

Начиная с 12:15 минуты, он рассказывает о своем компьютере: 16 Гб ОЗУ, 2 Гб видеокарта, 4-хядерный процессор Intel 7. Даже при видеозаписи 4K с битрейтом 200 Mbps компьютер очень сильно тормозит. В видеоредакторе “Sony Vegas” есть режим чернового просмотра с размером картинки ¼ экрана – тормозит. Объем файлов – 1 минута занимает около 4-5 Гб, т.е. нужно приобретать просто громадное хранилище.

Вот я захожу на сайт компании «Интел» и читаю «Руководство по производительности железа» (Hardware Performance Guide) для «Серьезного редактирования 4K видео» (Serious 4K Editing).

Минимальная конфигурация компьютера, на котором будут монтировать видео 4K:

  • Процессор Intel® Xeon® processor E5 v3 family – 1 штука, 12 ядер каждый.
  • Оперативка – 32 Гб.
  • Графическая карта – 1 Гб.
  • Жесткий диск — 8 TB SSD RAID.
  • Примеры моделей: Lenovo P900,* HP Z840,* Dell Precision* 7910, Boxx Apex* 4, Apple Mac* Pro.

Рекомендуемая конфигурация железа для обработки видеофайлов в разрешении 4K:
 

  • Процессор Intel® Xeon® processor E5 v3 family – 2 штуки, 12 ядер каждый.
  • Оперативная память – 54 Гб.
  • Видеокарта – 4 Гб.
  • Жесткий диск — 12 TB SSD RAID.
  • Примеры моделей: Lenovo P900, HP Z840, Dell Precision 7910, Boxx Apex 4.

Я не могу пока найти на рынке точно такие ПК, но вот, например:

  • Модель HP Z840 с 1 процессором, видео 4 Гб, ОЗУ 32 Гб. Цена 458 321 рублей (6800 USD по сегодняшнему курсу).
  • Рабочая станция 7910-4605 DELL Precision T7910 E5-2620 v4 (8 cores 2,1GHz),32GB (4x8GB) DDR4,256GB S. Цена 2150 USD. По числу ядер явно не подходит?

Примечание: поскольку у меня опыта нет видеосъемки в 4К, возможно, какой-то более опытный подскажет другие конфигурации?

Вот еще примеры рабочих станций для обработки Full HD и 4K видео на сайте компании “HyperPC”.

8. Примеры комплектаций и цены на компьютеры для обработки и 4К-видеороликов без тормозов.
8. Примеры комплектаций и цены на компьютеры для обработки и 4К-видеороликов без тормозов.

Как видно, стоимость ПК за 231’300 рублей (3470 ) – это за железо, способное работать с . Надо полагать, что для 4К – машины за 327 и 637 тысяч рублей.

Плюс требуется приобрести профессиональный 4-монитор – тоже прибавьте 1000-2000 USD. Вот видео от фотографа Сергея Рожнова по выбору этого устройства.

 

Вывод: модель Fujifilm X-T3 имеет преимущество перед Fujifilm X-T2 и X-T1 из-за съемки видео в 4K с битрейтом 400 Mbps – это факт. Готовы ли вы инвестировать 6-8 тысяч долларов в компьютерное железо и монитор для его обработки и монтажа – вопрос к вам.

P.S. Альтернативное мнение о том, что видео с супер-разрешением вообще в принципе не нужно.

 

Еще сравнение параметров матриц Fujifilm X-T3 другими марками фотоаппаратов

Пользуясь случаем, мне захотелось еще сравнить параметры матрицы Фуджи Х-Т3 и других беззеркалок. Вот как выглядит динамический диапазон матрицы X-Trans IV в сравнении с Никон Зет 6, Зет 7, Кэнон Р и Сони Альфа 7 Марк 3.

9. Сравнение Nikon Z6, Nikon Z7, Canon EOS R и Sony A7 III и Fujifilm X-T3 по динамическому диапазону.
9. Сравнение Nikon Z6, Nikon Z7, Canon EOS R и Sony A7 III и Fujifilm X-T3 по динамическому диапазону.

Видим, что Х-Т3 уступает полнокадровым собратьям, но совсем чуть-чуть. Можно игнорировать разницу.

Теперь сравним Fujifilm X-T3 и кропнутые беззеркалки Sony A6000, A6300 и A6500.

10. Анализ отличий динамического диапазона датчиков Фуджи Х-Т3 и Сони А6000, А6300 и А6500.
10. Анализ отличий динамического диапазона датчиков Фуджи Х-Т3 и Сони А6000, А6300 и А6500.

Теперь Фуджи находится впереди группы, но тоже не революционно. А каковы ее параметры, если сравнивать с форматом Micro 4/3?

11. Сравнить Fuji X-T3 и Olympus E-M1 Mark II, а также E-M5 Mark II и E-M10 Mark II по динамическому диапазону матрицы.
11. Сравнить Fuji X-T3 и Olympus E-M1 Mark II, а также E-M5 Mark II и E-M10 Mark II по динамическому диапазону матрицы.

Хм, удивительно: параметры по динамическому диапазону близки. А что там с уровнем цифрового шума на матрицах Фуджи, Олимпус и Панасоник?

12. Сравнение уровня цифрового шума беззеркалок Fujifilm X-T3, Olympus OM-D E-M1 Mark II, Olympus OM-D E-M5 Mark II и Olympus OM-D E-M10 Mark II.
12. Сравнение уровня цифрового шума беззеркалок Fujifilm X-T3, Olympus OM-D E-M1 Mark II, Olympus OM-D E-M5 Mark II и Olympus OM-D E-M10 Mark II.

И напоследок сравним Fujifilm X-T3 и кропнутые зеркалки Nikon D500, Nikon D7200, Nikon D7100 и Nikon D5600.

13. Анализ динамического диапазона камер Фуджи Х-Т3 и Никон Д500, Никон Д7200, Никон Д7100 и Никон Д5600.
13. Анализ динамического диапазона камер Фуджи Х-Т3 и Никон Д500, Никон Д7200, Никон Д7100 и Никон Д5600.

5. Что купить вместе с камерой Fujifilm X

Ладно, будем считать, вы приняли решение, брать ли Fuji X-T3 или Fuji X-T2, или может Fuji X-T20 (почти аналогичную X-E3), давайте посмотрим, что можно еще приобрести, чтобы получить улучшенный результат.

Во-первых, невозможно получить качественный результат при съемке активных действий в помещении без искусственного света. Могу посоветовать, кроме Nissin i40, которой пользуется Павел Черталев с его X-T2, присмотреться к модели Godox TT685F – одним из лучших вариантов для Фуджи. Имеется режим высокоскоростной синхронизации HSS с +/- 5 стопами компенсации экспозиции. Как настраивать – см. в комментариях к статье со сравнительным обзором фотографий с Fuji X-M1 и Nikon D5100. Управление возможно от радиосинхронизатора Godox X1TF Trasitter или от более новой модели Xpro-F Transmitter с большим дисплеем.

Огромное количество сюжетов невозможно снять качественно без использования штатива. Смотрите обзор модельного ряда «Sirui» — у меня карбоновый трипод Sirui T-2204X, у Павла более лёгкий Sirui T-025X. Для плавной съемки видео может понадобиться гидравлическая головка типа Sirui VH-10 Fluid Video Head.

Для стабилизации камеры при съемке видео можно рекомендовать, например, упоминавшийся ранее стабилизатор DJI Ronin-S. Вот пример свадебной видеосъемки на Фуджи Х-Т2 с фиксами Фуджинон 35/1.4 и Фуджинон 90/2. С последними прошивками Х-Т2 может снимать с частотой кадров 120 fps – slow motion.

 

Что еще прочитать по камерам Fujifilm X в моем блоге

1. Чем отличается топовая модель Fujifilm X-T1 от любительской Fujifilm X-E2? Матрицы у них одинаковые: X-Trans CMOS II. Так в чем различие?

2. Сравнительный обзор Fujifilm X-T2, Fujifilm X-H1 и Fuji X-E3. Сенсоры у данных фотокамер тоже одни и те же (X-Trans III). В чем отличие?

3. Сравниваем любительскую модель Fujifilm X-T100 с Fujifilm X-T2 по параметрам. Кстати, в младшей модели стоит стандартная для других производителей матрица байеровского типа

Вместо заключения к сравнительному обзору

Чтобы закончить обзор на позитивной ноте, отмечу, что в сентябре 2018 года компании «Fujifilm» и «Phase One» объявили, что договорились о сотрудничестве. Выпущена версия редактора «Capture One Pro 11.3», для которой производитель открыл коды – будут более качественно обрабатываться RAF-файлы с моделей фотокамер Fuji GFX 50S, X-H1, X-T1, X-T2, X-T3 и X-Pro2. 

Удачных кадров, друзья!


Мой друг снимал на полный кадр Nikon D800, а сейчас перешел на кроп Fujifilm X-T2. Что из этого получилось?

 

Обзор отличий новой модели Fujifilm X-T3 и Fujifilm X-T2. Какую беззеркалку выбрать для любительской съемки?

В конце 2016 мой друг Павел Черталев продал свою полнокадровую зеркалку Nikon D800 вместе со всем парком топовой оптики и перешел на КРОПнутую Fuji X-T2, обзор которой мы с ним в тандеме написали в марте 2017. С тех пор компания «Фуджифильм» не переставала радовать поклонников марки, выпуская раз за разом модели с одинаковой матрицей (читай, изображением), но с разными функциональными возможностями. Так, в блоге Вы можете найти сравнение моделей Fuji X-Pro II, X-T2, X-T20, X-E3 и X-H1 – у всех у них картинка ничем не отличается.

В конце сентября 2018 стартовали продажи самой новейшей и, соответственно, самой продвинутой модели Fujifilm X-T3. Для тех фотолюбителей, кто задумывается о замене, возможно, своей старенькой X-T1 или X-T2, на более новую, хочу сделать небольшой обзор, поясняющий в чём отличие новинки от старичков. И, не скрою, как всегда, постараюсь убедить вас в том, что среднестатистическому фотографу смысла оплачивать зарплату директора по маркетингу «Fujifilm» нет никакого, шедевры можно снимать тем, что есть.

Содержание обзора Fujifilm X-T3

  1. Какие параметры одинаковы у Фуджи Х-Т2 и Х-Т3.
  2. В чем отличаются модели, если сравнивать матрицы, экран и видоискатель, систему фокусировки, опции по съемке видео, живучесть аккумулятора и прочие параметры.
  3. Имеет ли смысл брать Х-Т3 в 2019 году или можно ограничиться Х-Т2, или Х-Т1?
  4. Какие карты памяти и какие характеристики компьютера потребуются, чтобы писать видео в формате 4K с битрейтом 400 Mbps. И сколько тысяч долларов такая рабочая станция стоит.
  5. Что можно купить на деньги, сэкономленные на отказе от приобретения Fujifilm X-T3.

1. Вот список того, что есть общего у обеих беззеркалок Х-Т2 и Х-Т3

  • корпус;
  • погодозащищенность;
  • откидной экран, вращающийся в 3-х направлениях;
  • диски настройки выдержки, ИСО, фокусировки, поправки экспозиции, экспозамера и форсированного режима;
  • два слота под карты памяти UHS-II (в обзоре новых беззеркалок Nikon Z6 и Nikon Z7 я показывал, что владельцу придется раскошелиться на 400 USD за флешки).
  • микрофонный вход;
  • выдержка в диапазоне от 15 минут (T-режим) – 1/8000 секунды при съемке механическим затвором и 15 минут – 1/32000 секунды с электронным затвором;
  • специальная батарейная ручка (бустер Fuji VPB-XT2 и VPB-XT3, не совместимы для X-T2 и X-T3).

2.1. Разные матрицы X-Trans III vs IV sensor

И та, и другая модель являются кропнутыми: кроп-фактор Кф=1,5. В новинке стоит матрица X-Trans IV с 26,1 мегапикселями против 24,3 Мп у Фуджи Х-Т2 с ее сенсором X-Trans III. Произошла «революция» в матрицестроении беззеркалок «Фуджифильм»: наконец, базовое ИСО снижено с 200 до 160 единиц – все мы знаем, что чем меньше светочувствительность при съемке, тем шире динамический диапазон и ниже уровень цифровых шумов.

Маркетинг заявляет, что матрица Fuji X-Trans IV, выполненная по технологии BSI (backside illumination, обратная подсветка) собирает больше света, чем X-Trans III. В преимуществах Фуджифильм Х-Т3 – также новый процессор Core X Processor 4, который, по заявлениям производителя, в 3 раза быстрее, чем предыдущая версия. Вот по всем этим причинам Фуджи Х-Т2 проигрывает по качеству картинки своему последователю.

Компания «Фуджифильм» утверждает, что скорость считывания информации с матрицы у Fuji X-T2 в 1,5 раза медленнее, поэтому у X-T3 меньше вероятность роллинг-шаттера (см. мой урок о том, как снимать профессиональное видео на цифровые фотоаппараты, где демонстрируется эффект «Rolling shutter»).

У обеих моделей нативное ISO в верхней границе ограничено 12800 единицами, но может быть рассширено до 51200, а снизу отличается: ISO 100 для X-T2, ISO 80 для X-T3.

2.2. Сравнение ЖК-экранов и электронных видоискателей

В обеих беззеркалках устанавливается 3-хдюймовый откидной монитор с возможностью поворачиваться вверх, вниз и в сторону, что удобно для съемки вертикальных кадров. У них одинаковое разрешение (1040K) и соотношение сторон (3:2).

В преимуществах Fuji X-T3 перед Fuji X-T2 – экран у неё сенсорный, поэтому можно выбирать либо точку фокусировки, нажимать спуск, листать фотки при просмотре или выбирать опции. Ну, мне кажется, сенсорный экран немного удобнее обычного при съемке видео – можно наводить резкость, касаясь стекла и при этом вероятность дрожания будет чуть ниже.

Видоискатель в новинке чуть больше по разрешению (3.69 vs 2.36 Мп), но зато чуть меньше по зоне покрытия (0.75x vs 0.77x). У обоих камер вынос глазка одинаковый (23 мм) и частота мерцания 100 к/с при использовании батарейной ручки.

2.3. Гибридная система автофокуса

Все последние модели серии Fujifilm X оснащаются системой гибридного АФ, т.е. имеют и фазовые, и контрастные точки. Но в Х-Т3 стоит самая продвинутая. Компания заявляет, что новинка в 1,5 раза быстрее фокусируется, чем Х-Т2, благодаря новому процессору и алгоритмам.

В режиме покадровой фокусировки на Фуджи Х-Т3 доступны 117 фазовых точек, сгруппированных квадратами 13×9 (или 425 точек при сетке 17×25) против 91 точки в квадратах 13×7 (или 325 точек в сетке 13×25). Также в новинке в 4 раза больше количество контрастных датчиков АФ (2.16), чем в предыдущей модели.

В отличие от Х-Т2, у которой фазовые точки фокусировки сконцентрированы в центре, в Х-Т3 они распределены равномерно по всей высоте и ширине матрицы (99%) во всех режимах фокусировки, кроме «AF Tracking» — там (91% по горизонтали и 94.5% по вертикали). Также чувствительность фазового АФ выше: (-3EV против -1EV.

Ну и, из-за нового процессора, Фуджи Х-Т3 фокусируется заново в1,5 раза быстрее, чем Х-Т2.

И наконец, фокусировка по лицу и по глазам в 2 раза быстрее, сейчас можно использовать функцию «eye-AF» в режиме следящего фокуса AF-C и определение лица при съемке видео в 4K.

Обе камеры имеют одинаковый набор настроек режима следящего фокуса AF-C, что позволяет подобрать адекватную чувствительность АФ в зависимости от условий съемки, от характера движения объекта. Например, пресет №2 говорит фотоаппарату игнорировать помехи, появляющиеся в выбранной зоне фокуса, а пресет №5 – идеален для хаотично двигающихся объектов.

2.4. Форсированный режим съемки и блэк-аут в LiveView

Беззеркалка Фуджи Х-Т2 может снимать со скоростью непрерывной съемки 8 кадров в секунду в режиме механического затвора или 14 к/с с электронным затвором. Если купить батарейную ручку, то с механикой можно разогнать до 11 к/с.

Новая модель Х-Т3 с механическим затвором способна выдать 11 к/с, с электронным – 20 к/с, и при этом ей не нужен бустер. Если выставить кроп-режим 1,25x (16.6 Мп), скорость непрерывной съемки вырастет до 30 к/с.

Если в видоискателе (или на экране) установить частоту 40 fps (или 60 fps в режиме КРОПа), Фуджи Х-Т3 гарантирует отсутствие блэк-аута (blackout) – как Sony A9. Данная модель – вторая, гарантирующая отсутствие черного экрана при съемке с высокой скоростью. Другие фотоаппараты (например, Panasonic Lumix G9) показывают на дисплее предыдущий кадр). Такая особенность X-T3 может порадовать тех фотографов, кто снимает активные действия – проще вести объект, держать его на виду.

2.5. Новые особенности Фуджи Х-Т3

Неплохая новая функция Fuji X-T3 – режима предварительного захвата (pre-capture mode), работающая только с электронным затвором. Когда фотограф нажимает кнопку спуска наполовину, фотоаппарат начинает писать картинки в буфер, оставляя только последнюю, когда кнопку отпустили. Тем самым увеличивается скорость «просыпания» камеры.

В режиме «Sports Finder» включается кроп-режим 1.25x, сокращая число мегапикселей до 16,6 Мп. В электронном видоискателе или на ЖК-экране появляется рамка, обозначающая границы КРОПа, но при этом вы можете видеть, что происходит за рамкой – удобно снимать спорт и фотоохоту. Данный режим работает либо с механическим затвором, либо с электронной передней шторкой, поэтому частота кадров ограничена 11 к/с и блэкаут короче 90 мс.

Третья особенность Фуджи Х-Т3 называется «Цифровая микропризма» (Digital Microprism) помогает фокусироваться вручную, симулируя видоискатель старых пленочных зеркалок.

Еще есть режим «Ночное видение» (Night Vision), при котором можно экран сделать черным или красным, помогая глазам при съемке в темноте (та же функция доступна, например, в Panasonic Lumix DC-G9).

2.6. Съемка видео

Здесь Фуджик Х-Т3 по нескольким параметрам круче Фуджи Х-Т2.

Во-первых, новинка пишет видео 4K (DCI и UHD) со скоростью 60fps и 4:2:0 10-bit цветом. Это делает Fuji X-T3 не только третьей камерой с видеосъемкой в формате 4K/60p (после Panasonic Lumix GH5 и Panasonic Lumix GH5S), но и первой беззеркалкой с глубиной цвета 10 бит при 60 к/с (упомянутые Панасоники способны на 10 bit лишь 4:2:2 при 30 к/с).

Можно выбрать сжатие Long-GOP (IPB) и All-Intra, что облегчит постобработку видео на слабых компьютерах. Максимальная скорость передачи видеопотока All-I — 400Mbps до 30p и 200Mbps до 60p. При видеозаписи 10-bit Фуджи Х-Т3 использует видеокодек H.265 вместо H.264 с 8-bit.

Модель Фуджифильм Х-Т2 тоже снимает видео в формате 4K, но только до 30fps, битрейт у нее ниже (100Mbps) и нет опции компрессии All-Intra.

В обеих моделях есть порт вывода 4K видео HDMI, но Fuji X-T2 выдает 4:2:2 8-bit, а Fuji X-T3 — 10-bit до 60fps. И еще раз: новинка может писать видео 4К/60 во встроенную память с битрейтом 200Mbps, одновременно посылая сигнал по HDMI на внешний носитель, т.е. можно вести видеозапись и на флешку SD, и на видеорекордер.

Если записывать видео в формате Full HD, обе модели способны на 120 к/с, но у новинки лучше битрейт: 200Mbps против 100Mbps. В режиме КРОПа 1,29x новинка выдаст лучшее качество изображения при тех же 120fps.

При видеосъемке в формате 4K новинка Фуджифильм Х-Т3 не использует КРОП-режим до 30fps, затем вырезает с масштабом 1.18x при 4K 60fps. А более старая модель использует кроп-фактор 1.17x при любой скорости 4К-видео.

Время видеосъемки на Х-Т2 ограничено 10-ю минутами в 4К или 15-ю минутами в Full HD, а с бустером – увеличивается до 30 минут в любом формате. В отличие от неё, Х-Т3 пишет 20 минут в 4K/60fps, 30 минут в 4K/30fps и 30 минут Full HD.

Обе модели способны писать с плоским профилем Fujifilm F-Log, но в конце 2018 года обещаются новую прошивку для Х-Т3 для ISO 610 (простив ISO 800 для Х-Т2). В новинке есть пресет симуляции пленки «Eterna», как в Fujifilm X-H1. 

Еще в активах Fujifilm X-T3 – улучшенная зебра, роллинг-шаттер и работа автофокуса, определение лица в режиме видеосъемки и около 12 стопов динамического диапазона при включении 400% DR в меню. Компания заявляет, что был улучшен алгоритм шумодава.

Как и в Fujifilm X-H1, имеется тихий режим, при котором отключаются все кнопки и колеса управления, чтобы предотвратить любой шум, все настройки можно выбрать на сенсорном экране.

Итого, вот список ключевых отличий между Fuji X-T2 и Fuji X-T3, если говорить о съемке видео:

X-T2

  • 4K до 30fps
  • Нет Cinema 4K/DCI
  • 4K до 100Mbps
  • 1080p до 100Mbps
  • 1080p в 16:9
  • 1080p до 120fps
  • IPB compression
  • H.264 codec
  • Внутренняя запись 4:2:0 8-bit
  • Внешняя запись 4:2:2 8-bit
  • F-Log
  • 10 минут в 4K
  • 15 минут в 1080p

X-T3

  • 4K до 60fps
  • Cinema 4K/DCI до 60fps
  • 4K до 400Mbps
  • 1080p до 200Mbps
  • 1080p в 16:9 или 17:9
  • 1080p до 120fps
  • IPB или All-I compression
  • H.264 и H.265 codecs
  • Внутренняя запись в 4:2:0 10-bit
  • Внешняя запись в 4:2:2 10-bit
  • F-Log, Eterna, DR настройки
  • 30 минут в 4K
  • 30 минут в 1080p

2.7. Пресеты симуляции пленки

В новинке Х-Т3 имеются все 16 пресетов для симуляции пленки, включая «Eterna» (в нем приглушаются цвета и насыщаются тона в тенях).

Вот пример видеосъемки на эту камеру с профилем «Eterna» в режиме 4K 50p. Снято прямо в камеру (без постобработки). Использовались объективы Fujinon XF 10-24mm F4 R OIS, Fujifilm XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS и Fujifilm XF 50-140 f/2.8 R LM OIS WR. Большая часть видео снята со стабилизатором DJI Ronin-S.

 

Также доступна новая функция регулирования монохрома (Monochrome Adjustment), которая работает и с пресетом «Monochrome», и с «Acros». Компания заявляет, что это позволит вам произвести теплые и холодные оттенки, которые раньше можно было получить, используя специфическую фотобумагу и химическую обработку.

Ну и, появился эффект «Хром» (Colour Chrome Effect), как в псевдосреднем формате Fujifilm GFX 50s. Он имитирует пленку «Fortia», вы получаете глубокие цвета и градацию очень насыщенных объектов (например, цветов).

2.8. На сколько хватает аккумулятора

Батарейка в камерах одинаковая (Fujifilm NP-126S), но аппетит у X-T3 меньший: 390 кадров против 340 у X-T2. Понятно, что все эти цифры – ориентировочные: Павел Черталев в комментари к обзору, писал, что может снять и 1000 кадров на одном заряде. При видеосъемке 4K/60p, 30fps с электронным затвором и т.п. аккумулятор сядет быстрее).

2.9. Соединение по Bluetooth

В отличие от X-T2, у которой есть только Wi-Fi, в Fujifilm X-T3 встроен еще Bluetooth. Можно закачать на смартфон программу «FUJIFILM Camera Remote Control» и с ее помощью смотреть фото на телефоне, удаленно управлять камерой.

2.10. Дизайн

Размеры камер практически идентичны, но у Фуджи Х-Т3 чуть глубже рукоятка. Конкретные размеры и вес моделей следующие:

  • X-T2: 507 г | 132.5 x 91.8 x 49.2 мм
  • X-T3: 539 г | 132.5 x 92.8 x 58.8 мм

На диске выставления светочувствительности появилось одно новое деление ISO 160, верхние колёсики чуть тоньше – как у Фуджифильм Х-Н1.

Кнопки и диски в Fuji X-T3 такие же, как в X-H1: чуть крупнее и их приятнее нажимать. Винт настройки диоптрия электронного видоискателя (ЭВИ) можно заблокировать, чтобы не сбить во время съемок.

Появился разъем 3.5mm для наушников и порт USB 3.1 Type C против USB 3.0 в камере X-T2. На тушке X-T3 крышка отсека с разъемами может быть удалена, чтобы подключить разные устройства при видеосъемке.

Самое важное отличие между Фуджи Х-Т2 и Х-Т3 – это то, что старая модель продается в черном и графитовом серебряном корпусе, у новая – в черном и просто серебряном.

В заключение могу предложить посмотреть видео с обзором Fujifilm X-T3 от Сергея Татаркина. Мне кажется, довольно взвешенно рассмотрены и плюсы, и минусы новинки, дается сравнение с его беззеркалкой Fuji X-T20.

 

3. Стоит ли покупать Fujifilm X-T2 в 2019 году или взять Fujifilm X-T3?

Моё мнение такое: если деньги для Вас не являются проблемой, и вы можете позволить себе купить хорошую оптику и самую последнюю модель фотоаппарата с качественной оптикой, безусловно приобретайте Fujifilm X-T3 или Fujifilm X-H1 (если интересует профессиональная видеосъемка – в ней имеется стабилизатор в тушке, позволяющий снять видео более плавно). Если же бюджет на покупку камеры ограничен и есть желание потратить меньшие средства, но получить отличные фотографии хочется, то можно пойти другим путем, нежели покупкой X-T3.

Давайте разбираться. От чего зависит качество фотографий? Банально: на 80% от умения фотографа, на 20% от техники. На первую часть не обращаю внимания (все мы желаем иметь навороченный фотоаппарат, а учатся лишь единицы). И здесь, по моему глубокому убеждению, сохраняется та же пропорция: картинка на 80% определяется объективом, на 20% — тушкой. В компании «Fujifilm» выпустили фотокамеру, которая удовлетворит 85% фотографов, еще в январе 2014 года: это модель Fujifilm X-T1, а её последовательница Fujifilm X-T2 учла все недостатки и стала просто идеалом, который восхитит 95% фотолюбителей.

ОК, это – мои голословные заявления. Ближе к конкретике. По большому счёту, насколько качественная картинка выйдет из тушки, зависит от следующих факторов:

  1. Динамический диапазон, цветопередача и рабочее ISO.
  2. Скорость и точность фокусировки.

Вот что я скажу по этому поводу. Конечно, чем новее модель фотоаппарата, тем лучше у него характеристики. И новый процессор Fuji X-T3, безусловно, влияет на обработку сигнала с матрицы. Но! Во-первых, не так сильно, как может показаться после прочтения рекламных буклетов и форумов фотографов, на которых не факт, что не вещают замаскированные маркетологи. Во-вторых, все зависит от объектива, который вы собрались купить в комплекте.

Первое доказательство, что я не вру по поводу давно выпущенной идеальной камеры от «Фуджи» — зайдите на портал профессиональных свадебных фотографов MyWed и посмотрите, как можно снять свадьбу даже на Fujifilm X-E1 (простейшая и одна из старейших в линейке этого производителя).

https://mywed.com/en/analytics/camera-list/

3.1. Анализ параметров матрицы камер Fuji X

В обзорах всех других фотоаппаратов я апеллировал к данным замеров динамического диапазона, цветопередачи и цветочувствительности сайта DxoMark, но, к сожалению, он не связывается с камерами Fujifilm X из-за нетипичной матрицы X-Trans. 

Только сегодня я нашел другой сайт, где все-таки делают замеры и сенсоров фотокамер этого производителя: Photonstophotos. Попробуем посмотреть, насколько отличается динамический диапазон моделей Fujifilm X-T1, X-T2, X-H1 и X-T3 (вы можете самостоятельно выбрать другие фотоаппараты).

1. Сравнение динамического диапазона топовых камер линейки Фуджифильм. Как отличаются по параметрам матрицы модели Fujifilm X-T1, X-T2, X-H1 и X-T3.
1. Сравнение динамического диапазона топовых камер линейки Фуджифильм. Как отличаются по параметрам матрицы модели Fujifilm X-T1, X-T2, X-H1 и X-T3.

К сожалению, данный сайт не указывает, какое различие динамического диапазона сенсоров можно различить на глаз. В отличие от него, DxoMark говорит, что разницу меньше 0.5EV оценить глазами невозможно.

Тогда получается, что три последние модели друг от друга сколько-нибудь значимо не отличаются, а X-T1 слегка уступает, особенно в диапазоне ИСО от 500 до 1600 единиц. Обычно нам приходится повышать светочувствительность до таких величин и выше при съемке быстрых сюжетов (спорт, танцы, охота), т.е. репортажа.

Теперь проверим, насколько велико отличие между профессиональными беззеркалками Фуджифильм Х-Т1, Х-Т2, Х-Н1 и Х-Т3 по уровню цифровых шумов на разных ISO.

2. График уровня цифровых шумов, считываемых с матриц беззеркальных фотоаппаратов Фуджифильм Х-Т1, Х-Т2, Х-Н1 и Х-Т3 при различных значениях ISO.
2. График уровня цифровых шумов, считываемых с матриц беззеркальных фотоаппаратов Фуджифильм Х-Т1, Х-Т2, Х-Н1 и Х-Т3 при различных значениях ISO.

*   *   *

Внимание! Дополнение от 11 ноября 2018 года. Ребята, должен признать, что эти графики не стоит рассматривать, как последнюю инстанцию. Я перерыл весь Интернет, и так и не понял, как правильно интерпретировать значения.

В комментариях к графикам ISO написано, что RAW нельзя использовать для сравнения фотоаппаратов, так как они не откалиброваны. Если посмотреть Шум считывания (Read Noise), например, для старенькой кропнутой камеры Nikon D3100 и полнокадровой Nikon D750, то окажется, что у FF уровень шума выше. С показателем Input-Reffered – та же чехарда.

Я пытался разобраться в значениях этих цифр – уходишь в дебри построения электрических цепей микросхем, преобразующих фотоны в электроны и потом в пиксели на экране, но ясного ответа нет.

Графики оставляю пока в статье (и не меняю текст обзора, где указывается на превосходства шумов на высоких значениях ИСО одних моделей перед другими) в надежде на то, что вместе с кем-то из читателей сможем разобраться, в чем там дело.

*   *   *

Видим, что картина похожая: три последних модели шумят одинаково, а старичок Fuji X-T1 – чуть сильнее. Благодаря тому, что нативное ISO у новинки – 160 единиц, вместо 200 единиц у всех остальных, у этой камеры при данной светочувствительности чуть шире динамический диапазон и чуть меньше шумы.

Вернемся к влиянию объектива на качество картинки. Предположим, у вас нет денег на хорошую оптику и вы решаете купить Fujifilm X-T3 с полутемным зумом Fujifilm XF 18-55mm F2.8-4 R LM OIS (цена 1900 USD), а я остановился на Fujifilm X-T1 (на вторичке можно взять за 515 USD) и купил к нему подержанный светосильный зум Fujifilm XF 16-55mm f/2.8 R LM WR за 960 USD, т.е. всего инвестировал 1475 USD (экономия 525 USD).

Теперь в ситуациях, когда по сюжету нужно закрыть диафрагму и снимать на высоких ИСО, ваш комплект будет предпочтительней. Но что это за сюжеты? Хм… я не могу представить… Возможно, съемка группового портрета с рук при плохом свете. Если это пейзаж, то мы ставим камеру на штатив и снимаем при минимальном ИСО – здесь Fujifilm X-T3 выигрывает всех из-за нативных ИСО 160, но между Fuji X-T1 и Fuji X-H1 разницы нет (есть, но минимальная).

А что будет при съемке тех кадров, где нужно открыть диафрагму на максимум и снимать с рук? Это – портреты, фоторепортажи, путешествия, танцы, спорт, фотоохота, крестины, свадьбы, дни рождения и т.п. Всё, где требуется выделить главный объект в кадре, сделав нерезким фон. Допустим, я на своем комплекте Фуджифильм Х-Т1 при данных условиях освещения для обеспечения нужной выдержки должен выставить при f/2.8 светочувствительность ISO 3200 единиц. При тех же данных на Фуджифильм Х-Т3 КИТ 18-55/2,8-4 при f/4 уже потребуется ISO 6400. Как это считается, читайте в фотоуроке «Зачем мне нужен светосильный объектив».

Если посмотреть на график динамического диапазона матриц, видим, что Fuji X-T1 при ISO 3200 будет иметь PDR 6.53, а Fuji X-T3 при ISO 6400 – PDR 5.54, что заметно ниже. По цифровым шумам у Х-Т1 при ИСО 3200 имеем 13177 DN, а у Х-Т3 – 23264 DN…

Насколько это будет заметно в жизни? Теперь обратимся к сайту DPreview, где можно посмотреть примеры фото с разных камер, снятых на один объектив в одних условиях. Вот я выставил модели Fujifilm X-T1 при ISO 3200, X-T2 при ISO 3200 и X-T1 при ISO 800 (если бы мы вместо зума взяли светосильный фикс Fujinon XF 56mm f/1.2 R, то при f/1.2 нам хватило бы такой светочувствительности).

3. Пример сравнения качества изображения при съемке на Fujifilm X-T1, X-T2 со светосильным объективом и на Fujifilm X-T3 с тёмным объективом.
3. Пример сравнения качества изображения при съемке на Fujifilm X-T1, X-T2 со светосильным объективом и на Fujifilm X-T3 с тёмным объективом.

Предлагаю вам посмотреть, как ведут себя разные модели камер Фуджифильм Х на высоких и низких значениях ISO, и решить самим, видите ли вы разницу в картинке. Для примера, посмотрим на вариант ИСО 6400. Можете угадать, на какой фотоаппарат сняты эти 4 кадра.

Фото 4. Определите разницу в картинке между камерами Fujifilm X.
Фото 4. Определите разницу в картинке между камерами Fujifilm X.

Фотография 5. Вы можете сказать, есть ли отличие в качестве изображения?
Фотография 5. Вы можете сказать, есть ли отличие в качестве изображения?

Фото 6. Стоит ли покупать самую последнюю модель Фуджи Х-Т3 или взять подержанную предыдущую?
Фото 6. Стоит ли покупать самую последнюю модель Фуджи Х-Т3 или взять подержанную предыдущую?


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Pleer.ru
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 607 подписчикам сайта!

* indicates required



Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment
  5. Айдар:

    Сергей, приветствую! Есть возможность купить компакт — один собран в Японии, другой — в Китае. Большая ли будет разница между ними в плане надежности и качества, или сейчас в Китае тоже научились делать хорошие товары?

    Заранее признателен!

    View Comment
    • Сергей:

      Айдар, такие вопросы нужно задавать специалистам сервисных центров, у меня статистики нет. Не знаю, как компактные фотоаппараты, отличаются ли надежностью, но могу сказать по ноутбукам. Когда у меня посыпался жесткий диск, я чинил компьютер в мастерской у хорошего знакомого моего знакомого. Выяснилось, что проще купить новый ноут, и я уточнил, какую марку он посоветует, чтобы была высокая надежность.

      На это он ответил следующее: «Может, лет 8 назад качество отличалось. Сейчас все ноутбуки ломаются одинаково независимо от производителя. Выбирай компьютер по техническим характеристикам. Где он производится, не имеет значения.»

      View Comment

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 607 подписчикам сайта!

* indicates required