X

2. Маршрут «Большой круг» и велопоходы в Оленьих ручьях

Продолжим рассказ о самом интересном маршруте в национальном парке «Оленьи ручьи». В первой части мы увидели карту тропинок, посмотрели виды со смотровой площадки на скале Светлая, полюбовались Ангелом, прошли вдоль реки по Магистрали Поста, получили фотки Дыроватого камня, который иногда называют «Пьющая лошадь» (все это находится на Малом круге) и решили идти дальше: к подвесному мосту, на смотровую площадку «Пирамида», к пещере «Дружба» и Большому карстовому провалу.

1. В природном парке «Оленьи ручьи» по маршруту оборудованы места отдыха

4.5. Подвесной мост через Сергу

Всего в Оленьих ручьях я знаю три подвесных моста. Первый — небольшой мостик на «быстрой тропе» от входа в парк до Дыроватого камня (см. карту тропинок заповедника в предыдщей части отзыва, участок «S-Д»). Второй — по пути от Дыроватого камня к смотровой площадке «Пирамида» и далее к пещере Дружба. Третий носит название «Мишкин мост» — по нему можно перейти к скале Карстовый мост (см. отдельный отчет о данном походе по ссылкам в конце первой части).

Подвесной мост, что мы увидим ниже, находится буквально на расстоянии пары километров от Дыроватого камня, вы лишь проходите пойму, утопающую в летнее время в душистых травах.

2. Куда поехать на машине в окрестностях Екатеринбурга. Осень в природном парке Оленьи ручьи

3. За той лиственницей уже виднеется подвесной мост. Кстати, в Оленьих ручьях таких сооружений имеется три штуки.

Фото 4. Большой подвесной мост через Сергу. Природный парк Оленьи ручьи в окрестностях города Нижние Серги

Табличка перед ним предупреждает, что одновременно более 5-ти человек на нем стоять не должно, и раскачивать его нельзя. Но наши люди на такси в булочную не ездят, а на правила им глубоко фиолетово…

За рекой — живописная пойма. Здесь установлены туалеты, оборудованы навесы для стоянки, столики для перекуса, костровища и места для палаток. Летом туристы, сплавляющиеся через природный парк Оленьи ручьи на лодках, устраивают здесь ночевку.

4.6. Смотровая площадка «Пирамида»

Пройдя еще с километр, мы доходим до Миткиного ручья в живописной ложбине между небольших горок.

Фотография 5. Поход выходного дня. Реликтовые деревья в парке Оленьи ручьи.

Тропа круто пойдет в гору. Через метров четыреста увидим смотровую площадку «Пирамида».

6. Природный парк «Оленьи ручьи». Немного поднимемся в горку и увидим «пирамиду» — смотровую площадку. Она расположена, примерно, посередине пути к пещере «Дружба».

С нее открывается один из красивейших пейзажей в окрестностях Екатеринбурга.

7. Красоты Среднего Урала со смотровой площадки в природном парке Оленьи ручьи. Отзывы туристов о походах выходного дня в окрестностях Екатеринбурга.

8. Вдалеке — скала Писаница. Вид со смотровой площадки «Пирамида». Поход выходного дня из Екатеринбурга в парк Оленьи ручьи

Здесь тропа раздваивается. Если есть время и желание, вы можете спуститься к скале Писаница, где увидите рисунок оленя, который я показал в первой части отзыва. Кстати, со стороны Писаницы на смотровую площадку тоже вид впечатляет!

9. Олений парк. Вид на смотровую площадку «Пирамида» со стороны скалы Писаница. Снято на мыльницу.

4.7. Пещера Дружба

Осмотрев рисунок оленя, отправляйтесь по тропинке, уводящей в лес, перпендикулярно реке. Пройдя еще около часа через очень живописный лес из лиственниц, вы доберетесь до пещеры Дружба, а еще минут через пятнадцать – до Большого провала.

10. Вход в пещеру «Дружба» в заповеднике Оленьи ручьи. На вид — ничего примечательного, а на самом деле у нее длина ходов 500 метров. Читайте отдельный отчет о посещении пещеры в марте прошлого года. Снято в марте 2011 года на Canon EOS 400D KIT 18-55.

Мы приехали в село Бажуково, приблизительно, в 14:30. До смотровой площадки, с учетом всех ахов и остановок на съемку фотографий, добрались лишь к 17 часам. Начинало темнеть, и возвращаться обратно по лесу в темноте не хотелось. И весь день шел дождь. Поэтому дальше не пошли. Но вы можете посмотреть фотографии, снятые в пещере (прошлой осенью мы взяли с собой фонари, чтобы сфотографировать подземное царство) и в Большом провале в предыдущий раз, перейдя по ссылке ниже.

Кстати, по информации на официальном сайте природного парка «Оленьи ручьи», в конце сентября 2014 года в Большом карстовом провале что-то обвалилось, и сейчас доступ на дно этой карстовой воронки невозможен.

Примечание. Все фотографии в сегодняшнем отчете (кроме пару штук, снытых на мыльницу) получены на зеркалку Nikon D5100 и объектив Nikkor 17-55/2.8. В рассказе про посещение парка «Оленьи ручьи» в марте фотки сняты на КИТовый объектив Никкор 18-55/3,5-5,6. Можете оценить, есть ли разница…

В окрестностях Екатеринбурга можно увидеть не только скалы и тайгу, но и настоящих, живых оленей. Отзыв о поездке в поселок Висим, где расположена оленья ферма и Бездонное озеро.
Тур выходного дня на автомобиле: из Екатеринбурга на Аракульский шихан: карта маршрута, координаты GPS, фотографии.
Начало рассказа про поход выходного дня в заброшенный карьер «Старая линза». Карта с описанием маршрута проезда на машине.
Еще один известный национальный парк в окрестностях Екатеринбурга – это Бажовские места и озеро Тальков камень. Прочитайте, как туда добраться, посмотрите фотографии изумрудного озера.

5. Таблица расстояний на маршрутах в парке Оленьи ручьи

Текст этого 5-го раздела написан в июне 2018 года. С момента публикации отчета о самостоятельном походе по парку осенью 2014 года мы побывали в нём еще несколько раз. Во-первых, с друзьями мы сходили по другой тропе, не описанной в этом отзыве: на скалу Карстовый мост. И места там, скажу я вам, ребята, не менее красивые, чем я вам показал. Во-вторых, прошлым летом мы прошли прямо рекордное расстояние: от поселка Бажуково до Карстового моста, обратно и далее по «самому красивому маршруту»: до смотровой площадки «Пирамида» и до скалы Писаница. Также несколько раз мы побывали в Оленьих ручьях зимой, когда здесь творится необычайная красота.

В общем, мой отчет не будет полным, если я не расскажу другим туристам, как долго придется идти по тропам в парке Оленьи ручьи, если выбрать тот или иной маршрут. Добираться из Екатеринбурга в Бажуково, несмотря на не очень большое расстояние, относительно долго, поэтому еще до поездки желательно составить план и рассчитать время, которое будет потрачено на экскурсии.

11. Карта маршрутов в природном парке Оленьи ручьи. Какое расстояние от Бажуково до Ангела, Целующихся скал, Дыроватого камня, подвесного моста, Пирамиды, пещеры Дружба и Большого провала. Сколько времени длится экскурсия.

Итак, перед нами карта тропинок в Оленьих ручьях. Захожу на сайт «Google Maps» и ввожу координаты, чтобы посчитать расстояние между основными достопримечательностями. Дистанции указываю в одну сторону.

  1. От парковки в Бажуково до скалы Светлая, где расположена первая смотровая площадка (на схеме это участок тропы «S-А-Б») – 2,3 км. По пути, на пересечении красной и желтой тропы стоит «избушки на курьих ножках» (ларек, в котором сидит Баба Яга и продает всякую всячину) – 1,3 км от начала маршрута.
  2. От смотровой площадки на скале Светлая до Ангела (точка «Г» на карте) – 0,13 км. Проходить вы будете по лестнице между Целующимися скалами (точка «В»).
  3. Расстояние от Ангела до Дыроватого камня (Лошадь, пьющая воду, «Д») – 0,95 км.

Теперь, если вы устанете и захотите вернуться обратно, по красной тропе, расстояние до Бажуково составит 3 км. У вас получится «Малый экскурсионный маршрут» (как его называют на официальном сайте) и его длина: 6,38 км. На участке между домиком Бабы Яги и скалой Светлая пройдете мимо древней сосны и мимо Борти (здесь раньше добывали мёд, пару лет назад старое дерево сожгли вандалы). Между Ангелом и Дыроватым камнем проходите по «Магистрали Поста» и видите небольшую пещеру Древнего человека.

Советую посмотреть обзор парка Оленьи ручьи на сайте «Ураловед», в котором приведено множество исторических справочных данных, очень подробно описывается каждая достопримечательность.

  1. Очень советую Малым кругом не ограничиваться и пройти дальше. Расстояние от Дыроватого камня до Подвесного моста через Сергу (точка «Е» на карте) составляет около 0,9 км.
  2. Расстояние по тропе от Висячего моста до смотровой площадки «Пирамида» (Ж) — 1,1 км.
  3. С «Пирамиды», как и со скалы Светлая, открывается шикарный вид на реку Серга, на скалы Писаница и Лягушка. Как я рассказал в 1-й части, на Писанице можно увидеть рисунок оленя, выполненный древними охотниками охрой. Расстояние от смотровой площадки до этой достопримечательности – 0,5 км.
  4. Мы же идем от «Пирамиды» к пещере «Дружба» (точка «З» на карте маршрутов выше) – 2 км.
  5. От пещеры уже совсем недалеко до Большого карстового провала – 0,7 км.

Так у нас с вами получился «Большой экскурсионный маршрут». На официальном сайте указана длина этой тропы – 15 км. Я сейчас замеры делал с помощью инструмента «Линейка» в сервисе “Wikimapia”, погрешность больше. У меня получилось: 8,08 км в одну сторону или 16,2 км от парковки в Бажуково до Большого провала и обратно.

Расстояние от парковки в Бажуково до скалы Карстовый мост составляет 4,5 км в одну сторону. От этой достопримечательности до Миткиного рудника – еще 4 км.

Теперь вы знаете, какова длина маршрутов по Малому и Большому кругу в парке Оленьи ручьи. Сколько же времени понадобится на экскурсию? Хм… В среднем, человек ходит со скоростью 4-6 км в час, то есть расстояние от Бажуково до Большого провала можно преодолеть за 3 часа. Но по факту выйдет намного больше: несмотря на то, что в заповеднике я был уже несчетное число раз, я все равно очень много фотографирую, медитирую на Пирамиде, наслаждаюсь природой – здесь прекрасно и летом, и зимой, и осенью, и весной. Поэтому рассчитывать нужно на скорость передвижения по заповедным местам 2,5-3,0 км/час.

Вот посмотрите видео, снятое оператором портала «E1» на Большом экскурсионном маршруте с помощью дрона, чтобы понять, чего стоит ожидать увидеть в Оленьих ручьях.

6. Советы туристам, собравшимся в поход по парку «Оленьи ручьи»

В первой части отзыва размещена ссылка на официальный сайт, адрес и контакты администрации. Советую еще проверять аккаунты группы в социальных сетях – информация выкладывается более оперативно: https://vk.com/olen_ur_ru.

Например, на официальном сайте не сразу найдешь, что в этом году в период с 1 мая по 1 июля закрывается тропа на Карстовый мост и участок от «Пирамиды» до Большого карстового провала. Причина – предписание главного государственного санитарного врача по городу Первоуральск: в районе Нижних Серег в весенний период необычайно высока активность энцефалитных клещей.

Для тех, кто отправляется в Оленьи ручьи, могу дать следующие рекомендации:

  • В поход одевайте удобную обувь: треккинговые ботинки или кроссовки. В зависимости от сезона: резиновые сапоги. Я имею ввиду, что отшагать даже 6 км даже по оборудованной тропе в босоножках на каблуках – то еще наказание.
  • В лесу захочется пить и есть – нелишне прихватить с собой термос с чаем и бутербродами, достаточное количество воды. Пакет, чтобы унести за собой мусор.
  • Почаще проверяйте себя и попутчиков на наличие клещей.
  • Нет смысла брать с собой в парк собаку – вход с домашними животными запрещен.
  • Не забудьте взять дома репелленты, чтобы и комары, и клещи не докучали.
  • Внимательно смотрите под ноги – прошлым летом на маршруте от Карстового моста до Писаницы мы увидели штук десять ящериц-медянок. Но могли ведь и гадюки выползти погреться на солнышко.
  • Посмотрите прогноз погоды, при необходимости возьмите дождевики.
  • Сколько бы бутербродов с собой ни взял, когда выходишь к стоянке, зверски хочется есть. В Бажуково есть несколько кафе с вкуснейшими пельменями и борщом – главное, чтобы деньги с собой были на ужин.
  • Парк ежемесячно посещает несколько тысяч человек – если каждый будет рвать букеты, останется голое поле. Правилами посещения это запрещено, полагается штраф. Ну и сами подумайте о своем поведении.

Ну и, кроме этих советов, желательно еще прочитать другие мои отзывы о посещении этого прекрасного места, расположенного совсем недалеко от Екатеринбурга. И еще: не забудьте обязательно поделиться ссылкой на эту статью в социальных сетях! 🙂 Спасибо.

7. FAQ по Оленьим ручьям (Часто задаваемые вопросы, интересующие туристов)

Попробую еще ответить на вопросы, которые потенциально могут интересовать туристов, собирающихся на экскурсию в заповедник.

  1. Разрешено ли в Оленьих ручьях ночевать в своих палатках?

Да, в парк можно приехать и поселиться в палатке. При этом нужно обязательно сообщить об этом администрации при покупке билета в кассе. Только не уверен, что вы захотите воспользоваться этой услугой: цена – 250 руб./час с человека.

Вообще, актуальную стоимость билета на посещение парка, на дополнительные услуги можно посмотреть в отдельном разделе на официальном сайте.

Палатки разрешено ставить только в специально оборудованных местах (у подвесного моста по пути к смотровой площадке Пирамида, напротив скалы Лягушка, у Большого провала и у Карстового моста.

  1. Можно ли взять экскурсовода для прогулки по парку?

Не знаю, зачем вам это нужно: для меня самое главное преимущество поездки в Оленьи ручьи – возможность погулять в одиночестве по красивым местам. Но, если хочется, то можно взять гида. Цены – от 3000 до 4500 рублей за группу численностью до 25 человек. При этом учтите, что вас ограничат во времени. Например, по описанному в этой статье самому интересному маршруту вас проведут за 3000 рублей в течение 4-х часов. То есть, если захочется посидеть на берегу реки у подвесного моста, у вас может не хватить времени.

  1. Как выглядят тропы парка зимой, можно ли ходить без лыж?

Мы несколько раз бывали в Оленьих ручьях в зимнее время, проблем с прогулкой пешком не было. Во-первых, тропы укатывают сотрудники парка снегоходами. Во-вторых, туристов очень много, которые утрамбовывают снег. Смотрите по ссылке рассказ о том, как мы ходили в парк зимой (там же – схема, как добраться в Бажуково на автомобиле и советы, как доехать на общественном транспорте).

В зимнее время до скалы Карстовый мост проложен лыжный маршрут, а в администрации можно взять напрокат лыжи и прокатиться.

  1. Как организовано проживание в домиках на территории парка?

Домики есть только в Бажуково. К вашему приезду их протопят, но потом придется поддерживать тепло самостоятельно. Отопление дровяное.

  1. Можно ли на территории парка печь шашлыки?

Это можно сделать либо на площадке рядом с домиком, который вы возьмете в аренду, либо на оборудованной стоянке под размещение палаток.

  1. Есть ли опасность поймать клещей, прогуливаясь по парку?

Район, в котором расположены Оленьи ручьи, известен повышенной активностью энцефалитных клещей. Следует использовать репелленты, регулярно осматриваться, носить специальную одежду. На территории парка противоклещевая обработка не производится, чтобы не погибли птицы и звери.

Как я писал выше, в 2018 году некоторые участки тропы были закрыты в течение месяца для посещения туристами именно из-за клещей.

8. О поездках на велосипеде

Официально запрещено ездить здесь на квадроциклах и на любом моторизованном транспорте. На велосипедах разрешается, но не уверен, что вам понравится: большинство троп сейчас засыпано мелкой щебенкой – неудобно ехать, много мостов, скальных участков, тропинок с корнями деревьев. Думаю, Оленьи ручьи не очень подходят для велопрогулок.

Но все же самые увлеченные туристы от велопрогулок не отказываются. В Сети можно встретить отчеты о поездках по двум маршрутам:

  1. Из поселка Бажуково к скале Карстовый мост (как писал выше, расстояние составляет 4,5 км в одну сторону);
  2. По Малому и Большому кругу.

Меня нельзя отнести к опытным велосипедистам, но думаю, что более комфортно на велосипеде ехать к Карстовому мосту. Во-первых, на этой тропе заметно меньше посетителей, чем по пути к Ангелу и Дыроватому камню. Во-вторых, дорожка проходит по более равнинной местности, в отличие от Малого и Большого экскурсионного маршрута, где скалы и обрывы, деревянные помосты приходится проходить чаще.

В видеоролике ниже вы можете посмотреть отчет о велопрогулке к Карстовому мосту в Оленьих ручьях в середине лета. В процессе путешественники переправляются на левый берег Серги по висячему Мишкину мосту.

 

Похоже, при монтаже видео автор нарушил порядок, поскольку получается, что участники похода посетили Карстовый мост, затем вернулись на Большой круг и съездили к Большому провалу, а потом вернулись на Мишкин мост. Либо у Карстового моста у них была ночевка и Большой провал они осмотрели на второй день.

Чтобы ваша велосипедная прогулка не омрачалась необходимостью объезжать большое количество пеших туристов, советую планировать велопоход на будний день.

Ниже можно посмотреть еще один ролик. В этот раз события разворачиваются в начале осени.

 

Велотуристы стартовали в Бажуково. Доехали до смотровой площадки на скале Светлая. Спустились к Серге по лестнице между Целующимися скалами и по Магистрали Поста добрались до Дыроватого камня. То есть они закончили половину Малого круга.

Далее участники экспедиции продвигались по маршруту «Большой круг» к висячему мосту через Сергу (точка «Е» на карте выше) и, похоже, поднялись на скалу Городище на правом берегу рядом с ним (лет десять назад на ней стояла верхняя станция тарзанки). Тропа становится уж очень заросшей травой.

После фотосессии на скале Городище туристы устремили велосипеды к пещере Дружба и к Большому провалу. На этом не остановились – мы видим, как они едут к Миткинскому руднику и затем к Карстовому мосту, и далее замыкают кольцо в Бажуково.

Заключение к отзыву

В блоке ниже можно посмотреть ссылки на другие мои отчеты о походах к достопримечательностям парка – почти путеводитель получился. В первой главе – фотографии и видео с Малого экскурсионного маршрута, а также – схема троп в Северной (около поселка Бажуково) и Южной (около села Аракаево) частях Оленьих ручьев. Вот содержание.

Летом 2020 года мне довелось сходить в походы к другим пещерам парка: Большой Аракаевской и Мшистой – тоже интересные места, совсем почти не посещаемые туристами, в отличие от Дружбы. На велосипеде, кстати, я бы туда не поехал – почти всю дорогу тропа обильно заросла травой, и требуется форсирование вброд реки Серга, что возможно только ближе к середине лета.

Что касается велосипедных экскурсий, то в Аракаево есть одноименная турбаза, на сайте которой описывается два дополнительных веломаршрута:

  1. Тропа в устье реки Демид, притока Серги, протяженностью 12 км (не понятно, это в одну сторону или туда и обратно, так как маршрут не кольцевой, возвращаешься той же дорогой, что едешь в начале).
  2. Кольцевой маршрут «До Бажуково и обратно». Длина – около 30 км. Туда вы начинается путь по той же дорожке, что в устье Демида, а затем сворачиваете на север в сторону Бажуково. Обратно же возвращаетесь вдоль железной дороги.

Карты со схемой ни первого, ни второго маршрута я не нашел. Видимо, придется консультироваться у работников турбазы (они, кстати, могут выдать велосипеды в прокат). Пишут, что обе тропы маркированы, заблудиться не получится. На сайте написано, что иногда в середине лета случается интересное природное явление: массовый вылет из водоемов стрекоз разных видов. Кто знает, может у нас на Урале есть свой аналог эпичной миграции бабочек-монархов из Канады и США в Мексику?..

1. Начало отчета о походе по Оленьим ручьям осенью. Карта маршрута. Преимущества и недостатки экскурсии сюда. Фото со скалы Светлая, с магистрали Поста, Дыроватого камня.
Отчет про поход выходного дня в природный парк «Оленьи ручьи» в зимнее время. Также я постарался рассказать, как фотографировать в пещере: настройки фотоаппарата, использование штатива.
Еще один маршрут, о котором мы сегодня упоминали – поход на скалу Карстовый мост. По пути есть множество смотровых площадок и даже святилище Перуна. Людей в этом направлении меньше.
Фотообзор объектива Nikon 17-55mm f/2.8, который мы снимали в снегопад на тропе к Карстовому мосту. Посмотрите, какие замечательные пейзажи в Оленьих ручьях и зимой.
Фотоотчет о пешем походе в Большую Аракаевскую пещеру, что находится в южной части Оленьих ручьев. В каких местах можно перейти вброд русло реки Серга.
Второй поход по южной части парка. Теперь я искал пещеру Сухоложская и посетил пещеру Мшистая. Все-таки в окрестностях Села Аракаево тоже можно прогуляться. И народу здесь нет.
Сергей Лахардов:

View Comments (25)

  • Привет, Сергей! Мне нравится рассказ и фотки. Правда, с фотографией № 4 (там где изображен подвесной мост над рекой Серга в парке Оленьи ручьи) какой-то косяк: две кромки на верху. А фото №9 напоминает кадр советской фотопленки.

    • Привет, Миша! Спасибо! На фотографии №4 была толпа туристов, пока убирал их при обработке, видимо сдвинул немного слои... :) А фото №9, как я отметил, снято в Оленьих ручьях на мыльницу. Попытался его "облагородить" в Фотошопе. Вот такой результат получился.

  • Все это - ерунда, а вот места на Урале замечательные. Поздравляю!

    • :) Миша, и места в парке "Оленьи ручьи" хороши, и фотки, в кои то веки, нравятся даже мне самому... ;)

  • У меня вопрос: фотография в ссылке на отчет о походе в Оленьи ручьи, размещенная в Facebook, ты сам ее выбираешь? Если сам, то почему не выбрать более выигрышную? Это особенно относится к первой части рассказа.

    • Размещение ссылок в социальные сети происходит полуавтоматически: нажимая кнопку "Поделиться" ниже под статьей, тот же Фейсбук предлагает на его выбор несколько фотографий. Но и Facebook и VK периодически глючат и не дают выбрать нужное мне фото... Поэтому к отчету о поездке в "Оленьи ручьи" Часть 1 и получилась такая иллюстрация... :) Не виноватый я!!! ;)

      • Сейчас в Яндекс-Фотки невозможно заменить фото на обложке альбома, или я что-то не умею. Теперь я выкладываю сначала фотку, которую считаю приемлемой для обложки, а уж потом, вторым заходом - остальные. Так нельзя?

        • Тут у меня не получается, Миша. Сначала нужно ведь статью написать, а потом уже ей делиться... Ладно. Главное, что друзья видят, что вышел новый рассказ... :)

  • Привет! Пейзажи классные в национальном парке Оленьи ручьи! Жаль, погода дождливая была... :) А и не помню, чем в то воскресенье я занимался.

    • Александр, привет! Дождь, конечно, доставлял некоторые неудобства, зато посетителей в Оленьих ручьях было меньше, чем обычно... Тоже плюс! :) Не знаю, чем ты занимался, но предложение поехать в природный парк вместе не смог принять... Сначала, следующим утром, я подумал, что ты - счастливчик! :) Но потом, гуляя по тропинкам, я решил, что счастливчик - это я... ;) Там, все равно, чудесно!

      • Это точно! В Оленьих ручьях в любую погоду красота! :) Тем более, я не был у Ангела. Ну в следующий раз... :)

  • Да, вы правы... Большой провал в парке Оленьи ручьи закрыт для посещения. Очень жалко, но оправдано техникой безопасности. Зато, теперь можно потешить самолюбие: а мы туда когда-то спускались! Обожаю виды на реку Серга, открывающиеся с Пирамиды!

    • Галина, Вы ходили к провалу уже после обрушения? Я нет... Спрашивал у служащего, он сказал, что упала большая глыба (хотя на официальный сайт парка "Оленьи ручьи" сообщает, что провалилось дно)... Так вот, работник нацпарка сказал, что будут собирать деньги и, возможно, в будущем разрушат его и откроют... Правда, это был контролер на входе... :)

      • Мы были в конце июня в Оленьих ручьях. Спускались вниз, в Большой провал, люди. Ничего ещё не обрушилось...

  • Привет, Сергей! Мне очень нравятся пейзажные ракурсы, которые ты выбираешь. Очень понравились фотографии 6, 7 и 8. Фаворит - карточка с пирамидой в Оленьих ручьях... Глаз просто бежит по тропинке и натыкается на главный объект съемки, который, сначала, просто не видишь! Становишься мастером пейзажей. :) Интересно, много ли у тебя уходит времени, чтобы выбрать правильную точку съемки? Я выложил парочку пейзажей тут: plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6081337973154756609
    Вроде и резкие, и детальки все на месте... Но что-то мне в них не нравится, но что не понимаю...

  • Привет, Павел! Профессионально задаешь вопрос: так, что человеку хочется ответить на него!.. Похвалил меня, поставил в «роль учителя»… Каждый любит чему-нибудь учить ближнего своего! ;) Так что, спасибо тебе за комплименты и предоставленную возможность умничать здесь!.. ;)

    Хочу сказать, что ты, практически, прочитал мой план будущих статей. Дело в том, что сейчас в очереди на публикацию у меня ждут урок фотографии по композиции для начинающих фотолюбителей и отчет об экскурсии в музей-заповедник под открытым небом Гессен-Парк (Freilichtmuseum Hessenpark) в окрестностях Франкфурта-на-Майне, в котором я провел несколько выходных в октябре. Там я специально обратил внимание на особенность съемки городских площадей (и, конечно, участков с большими плоскими пространствами).

    То, насколько быстро я нахожу подходящую точку для съемки фотографии, зависит от того, как много мне приходится перед этим фотографировать. Например, в отпуске, когда каждый день мы ходим на экскурсии и много снимаем, я начинаю не смотреть на объект съемки, а видеть кадр, понимать, как его скомпоновать еще до того, как поднес видоискатель к глазам. Когда же я нахожусь дома и фотографирую раз в месяц, то эти навыки видения уходят и приходится долго тратить время на поиск удачного ракурса (и, все равно, обычно, не получается его найти). Если ты посмотришь от начала до конца отчет о поездке в Китай в 2014 или в Шри-Ланку в 2013 годах (в Мексику не подойдет, так как начало путешествия было в Нью-Йорке, в Китай в 2011 тоже – так как окончание отпуска было на Филиппинах, а эти рассказы еще не опубликованы на сайте и не будет чистоты эксперимента), то увидишь, что данный факт (улучшение способности снять красивый кадр через три дня с начала тура) наглядно подтверждается.

    Совсем недавно я смотрел на видео большой курс фотокомпозиции на английском языке. Мне понравилась рекомендация профессионального фотографа: «Вы должны «наработать кадр»! Снимайте один и тот же объект с разных ракурсов не менее 10-ти раз. Тогда вы натренируетесь делать красивые кадры! Если вы приехали снимать пейзаж в национальный парк и сделали один кадр, не уезжайте домой. Отойдите в сторону, посмотрите на окружающие ландшафты под другим углом, попробуйте снять по-другому».

    Из каждой поездки на отдых я привозил не менее 1500 фотографий (и это – без учета тех 100-200 штук, которые были удалены сразу же, при просмотре их на экране фотоаппарата). А для семейного архива остается, обычно, не более 150-250 снимков… Можешь теперь представить, сколько дублей я делаю в поисках лучшей точки для съемки красивого фото…

    Если анализировать мои фотографии, снятые в природном парке «Оленьи ручьи», то ты сам ответил на вопрос, почему снимок №6 выглядит приятно. Здесь применяется сразу несколько правил композиции: 1) искусственная рамка из деревьев и их ветвей на первом плане; 2) на фото четко выделен передний, средний и задний планы; 3) есть направляющая линия (тропинка), которая подводит взгляд зрителя непосредственно к СКВЦ (сюжетно-композиционно важный центр).

    Все же, по-моему, данному фото чего-то не хватает. И я даже не хотел его публиковать в рассказе, но мне нужно было показать эту смотровую площадку в заповеднике «Оленьи ручьи». Думаю, здесь слишком довлеют ветви деревьев на переднем плане. Возможно, при съемке мне следовало присесть, чтобы в кадр попало совсем чуть-чуть веток сверху, а над пирамидой было больше неба.

    Фотки №7 и №8 – это стандартные, растиражированные снимки. Я имею ввиду, что известные достопримечательности во всем мире хорошо известны фотографами и давно уже сфотографированы по миллиону раз. Например, если бы я отправился снимать пейзаж в национальный парк Гранд Каньон в США или Исаакиевский Собор в Петербурге, то открыл бы сайт 500px (или подобный) и изучил, как профессиональные фотографы снимают пейзажи в этих местах, какие ракурсы и с какой точки они используют.

    И данные две фотки – визитная карточка природного парка «Оленьи ручьи» в Свердловской области, хорошо известная каждому фотографу. К тому же, с этой смотровой площадки я фотографировал окружающий пейзаж уже несколько раз, в том числе, во время похода выходного дня весной прошлого года (на сайте есть отчет с зимними фотографиями из Оленьих ручьев и пещеры Дружба – см. ссылку в конце сегодняшней статьи). Тогда я попробовал включить в кадр перила, чтобы они служили направляющей линией. Как видно, было не очень, кадр «разваливался»… Теперь же, я сделал работу над ошибками. :)

    Профессионалы, снимающие для журналов «National Geographic» и «Путешествия», приезжают в национальный парк, выбирают место съемки и неделями там фотографируют: оттачивают композицию, ждут правильного света… Мы же, отправляясь на экскурсию, обычно, фотографируем «в один кадр», поэтому и результат «несколько послабее»… ;)

    На мой взгляд, данные кадры (номер 7 и 8) смотрятся эффектнее, так как в фотокомпозиции важное значение придается S-образной линии, которую художники называют «прекрасная линия». На данных снимках изгиб реки Серга принимает форму буквы «S», мощно притягивающей взгляд зрителя.

    • Могу сказать, что из последнего отпуска на Тенерифе ровно год назад, за 2 недели, я нащелкал порядка 2500 кадров.
      Жаль, что тогда я не особо задумывался над тем что фоткал. :) В отпуск тогда я брал свой компакт Fujifilm x20 - это был мой первый серьезный фотоаппарат. После него я понял, что мне его мало, хотя сначала казалось, что он просто идеален.

      По фотке номер 6 - действительно, все очень точно описал: сошлось, как по учебнику. :) Мне еще сложно найти такой удачный ракурс. Практики, наверное, мало. Когда нацепляю ширик, хожу и смотрю в видоискатель: там и тут - не могу найти лучший ракурс. В итоге, сдаюсь и делаю заурядный снимок. Может не хватает терпения... :) А может - художественного взгляда... Короче, еще снимать снимать и снимать...

      Фотографии с панорамой реки Серга в парке "Оленьи ручьи" за номером 7 и 8 мне очень нравятся тоже, но я не могу выделить, какая из них лучше - они похожи. В 8-й нравятся скалы и река, как центральный объект, а в 9-й - постепенное исчезание реки в никуда, будто она растворяется среди деревьев. Единственное, есть слабое ощущение, что на 8-й фотографии деревья слева как-то перевешивают правую сторону. С другой стороны, они совместно с нижней кромкой тоже создают некое подобие рамки... Красивые все-таки карточки!

      На самом деле, мне больше нравится снимать людей. Очень люблю, когда случайно удается поймать настоящую эмоцию. Еще уважаю стрит-фото, но я как-то не могу перебороть себя сфотать незнакомого человека, когда кажется, что он это заметит. Например, мне очень нравится эта карточка: plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6043430951813666529/6043431561373419506?pid=6043431561373419506&oid=118139542653004520473

      Я долго её рассматривал, когда проявлял фотки в Лайтруме. Вроде бы, ничего особенного, но она мне очень нравится... Тихая грусть дедушки... Эх молодость... Жанровое фото вышло.

      А вот с пейзажами я пока "на Вы"... Еще ни разу не получилось карточки, чтобы я действительно был от неё в восторге. Вот ищу совета у таких бывалых натуралистов, как ты Сергей. :)

      По правде сказать, я много смотрю фотографии в сети и редко встречаю пейзажное фото, вызывающее восторг. Красивый пейзаж - это очень не просто. Не скажу, что из твоих фото мне все нравится, но очень много. Тем интереснее читать твои посты. Видно твоя постоянная практика постепенно переходит в стабильное качество.

      Еще сильную зависть у меня вызывают некоторые мастера, снимающие свадьбы на ширики... Совмещать портрет с пейзажными снимками... Это что-то нереальное...

      • При съемке фотографий широкоугольным объективом главная особенность - обязательно должен быть передний план на фотографии. Иначе - снимок выглядит невыразительно. Я люблю снимать на свой Samyang 14/2.8 так, чтобы, практически, упереться объективом в объект съемки.

        На восьмой фотке у меня согласен, что несколько нарушен баланс. Но я не знаю, как исправить, так как слева - лес. Если повернуть камеру левее - будет уже не то...

        Павел, ты же купил телевик Nikkor 70-300! Чего же бояться фотографировать людей издалека? ;)

        Для меня - большая трудность снять художественно ценную фотографию в любом жанре: что пейзаж, что портрет, что натюрморт... Думаю, все же, учиться нужно не у таких фотографов, как я, а у тех, кто снимает намного лучше.

        Мне очень нравятся пейзажи у Marateaman: marateaman.livejournal.com/45248.html. А портреты, жанровые фотки впечатляют у Yulchonock: yulchonock.livejournal.com. Рекомендую ознакомиться с их творчеством!

        Да, фотка с дедушкой понравилась! Я попробовал ее в черно-белый вариант перевести... Мне кажется еще лучше так!

        По поводу того, что не всегда удается подобрать правильную композицию... У меня такое часто бывает тоже. Думаю "вылечить" можно путем тренировок. На примере кадра с "домиком". Мы приезжаем снять именно дом, а не хорошую композицию.

        Но, в целях тренировки следует попробовать сделать вот что: прийти, например, в парк и выбрать объект съемки. Но не спешить снимать его скорей, а пройти вокруг, посмотреть ракурсы, примериться в видоискатель, чтобы посомтреть, что получится. И только потом снимать... Мне кажется, должно помочь... Так как обычно я фотографирую: пришел, увидел, щелкнул несколько кадров и дальше пошел...

        Но профессионалы в момент съемки смотрят в видоискатель и делают тот анализ, что я сделал вчера. Правильно ли располагается вон та линия? Сочетается ли цвет?

        Я делаю так не всегда, только, если вспомню. И только в таком случае получается что-то более-менее нормальное...

  • Эх, Серж! Тебе бы учебники по фотографии писать, да турфирмы соблазнять предложениями за большие деньги в их туристические альбомы :) разрешать помещать твои шикарные снимки... :)

    Возможно, в Инете можно накопать много фото тех мест, которые предлагают турфирмы для посещения, но, опять-таки, вопрос авторских прав всегда актуален. А ты тут как тут... :)

    А по-поводу учебника - жаль, конечно, что печатная продукция сегодня находится в периоде стагнации в связи с замещением интернет- контентом. Но, с другой стороны, такой диалог, как образовался у вас с Павлом - это идеальный, с моей точки зрения, вариант преподавания, в том числе, исходя из того совета, который как-то ты давал в письме моей начинающей фотографессе :) и , если правильно помню, озвучил в статье "по настройкам Nikon, Canon...": "Каждый прочитанный в учебнике пункт надо реализовать в виде фото, отработать его на практике".

    А вот, в чем глубокий смысл занятий с преподавателем: эти , в первом приближении учебные фото проанализировать "опытным глазом", чтобы, как ты и писал, по возможности, не просто сделать полмиллиона кадров, а повторить даже фотосессию в той же местности, уже с учетом анализа "почему что-то не так".

    Так что, открывай на базе блога свой интернет-интерактивный курс "Разбор полётов"... :):) Хотя, боюсь, про "спать и есть" надо будет забыть... :)

    • Посмотрим, Олег, как Павел будет реагировать. Всегда, ведь, очень тяжело слушать критику по поводу своих гениальных фотографий... :)

      Знаю, что "разбор полётов" стал бы интересной рубрикой для читателей, но хочется же показывать, в первую очередь, свои фотки, говорить всем: "Ах, смотрите, какой я великий фотограф"... :) Вот какой антагонизм... :)

      Кроме того, считаю, что учить и давать дельные замечания должен профессионал, а не такой недоучка, как я... ;)

      • Скромничаешь! :) Вот, слово "профессионал" тобой в каком контексте употребляется? Если это - человек, который добился определенных результатов по оплате своей работы и популяризации результатов своей работы (ну, если схематично) и, при этом может, путем анализа работ обращающихся за помощью в образовании в вопросе, которым он владеет, улучшить работы этих самых, обращающихся :), то , думаю, это применимо и к тебе ...:)

        • :) Олег, определение профессионалам (или, точнее, профессиональным камерам) дал Виктор в комментариях к статье с примерами фотографий, снятых на зеркалку Nikon D5300 KIT 18-140: те, кто зарабатывает деньги фотографией... К ним можно отнести спортивных репортажников, судмедэкспертов и т.п.

          Я же, имею ввиду тех фотографов, кто, не стесняясь, может послать свои работы на международный конкурс, например, на "Золотую черепаху"... :)

  • Ну, а теперь переходим к критике твоих работ. Нет ничего слаще, чем ругать чужое творчество!.. ;)

    Сначала посмотрим дамбу Иматра в Финляндии. По-сути, это – мост. В уроке фотографии «Как настроить зеркалку Nikon или Canon» я очень рекомендовал прочитать и досконально изучить учебник под авторством Лидии Дыко «Беседы о фотомастерстве», где она, как раз, и отвечает на вопрос: «Как перестать снимать «снимки, с которыми что-то не так», а начать фотографировать «художественно ценные работы»». Так вот, в 5-й беседе, где обсуждается, какими принципами следует руководствоваться фотографу при заполнении картинной плоскости, она приводит 7 вариантов съемки моста в Москве (речь идет о рисунке №43 «а» - «з»). Там подробно описывается, почему тот или иной ракурс выглядит невыгодно (изменяется композиция), поэтому не буду останавливаться подробно. Если коротко, то дамбу Imatra следует снимать не в профиль, а под углом и неплохо было бы «заморозить» воду (см. примеры фотографий, которые я нашел в интернет).

    Отмечу, что композиционно мне нравится снимок с радугой, расположенной в левом нижнем углу золотого сечения. Если бы мы умели более тонко обработать радугу, чтобы она была ярче, наверное, было бы еще красивее, так как она выступает здесь первым планом.

    Теперь перейдем к снимкам с домиком. На мой взгляд, здесь две проблемы: жесткий полуденный свет и отсутствует передний план. Во всех трех вариантах, что ты показал, просится какой-нибудь объект в правый нижний угол. Мне кажется, им могла бы стать группка цветов, сухих травинок или веточка какая-нибудь…

    Кстати, мне нравится само по себе это старинное здание. Было бы классно прийти к нему и снять крупным планом фактуру дерева, игру теней внутри… Тут нужны крупные и сверхкрупные планы.

    Вообще, твой кадр с домом напоминает мне мои фотографии, снятые в Башкирии. Мне мой снимок (верхний) нравится больше… ;) Во-первых, он снят в режимное время, и тени на траве придают больше объема. Во-вторых, камень служит передним планом, от которого по воображаемой диагональной линии взгляд скользит к дому. В-третьих, дорога коричневой линией ведет нас к этому же объекту. В-четвертых, облака на небе образуют «стрелку», указывающую на домик. Т.е. здесь очень мощное воздействие на зрителя оказывают ведущие линии.

    Второй снимок мне не так нравится (у меня в Башкирии), зато, нужно отметить, передним планом служит низина с тенью…

    Профессиональные фотографы отмечают, что бывают ситуации, когда ты видишь красивый пейзаж, но условия съемки не позволяют скомпоновать кадр. Например, нет возможности отойти подальше, убрать дерево, закрывающего обзор, нужно подняться повыше, но ты стоишь в поле… Тогда они говорят: «Что же, просто не снимайте… Любуйтесь природой, а красивое фото сделаете в другом месте»… Наверное, случай с дамбой Imatra – именно такой… ;)

    Фотка 3354 обладает тем же недостатком, что я описал по отношению к фотографии №6 «Вид на смотровую площадку Пирамида в заповеднике Оленьи ручьи»: следовало присесть чуть-чуть, чтобы выбрать СКВЦ (видимо, это был бы огромный валун). В твоем примере взгляд скользит по фотке и не за что зацепиться ему…

    Мне нравится снимок твой №3339 с речкой, уходящей вдаль. Но там тоже нет переднего плана. Я понимаю, что ты стоишь на мосту и не можешь отойти назад, чтобы поместить какой-либо объект на первый план. В упомянутом ранее отчете о походе выходного дня в природный парк «Оленьи ручьи» весной есть фотка с подобным ракурсом, снятая с подвесного моста. Там я постарался включить в кадр доски, служащие первым планом. По-моему, все равно, фото – не очень…

    Ну вот, «дал жару» твоим снимкам! ;) Можешь теперь точить зуб на меня… :) И имей ввиду, что я не волшебник, а только учусь… И моё мнение – не факт, что правильное…

    • Что тут скажешь - очень конструктивно и с картинками! Надо сказать - это первый раз мне так обстоятельно и с примерами объясняют то, что я хочу услышать. :) Как на фотокурсах. "Зуба" - не будет... :) Благодарю тебя, Сергей!

      Соглашусь с тобой во всем. Как я говорил, мне тоже эти карточки не нравятся, а ты оформил это документально и основательно обосновал... :) Из этих фотографий только полянка с домиком снималась в спокойствии и обдумывании... Но, все равно, вышло не очень. :) Еще раз снимать, снимать и снимать... :) С нетерпением жду реализации твоих планов в будущих статьях. :)

      • Лозунг я бы перефразировал так: "Анализировать работы профессионалов, снимать, делать анализ "что не так" и снова снимать... :)