Сегодня решил написать очередной рассказ с советом «куда поехать в окрестностях Екатеринбурга, чтобы посмотреть красивые места». В поселке городского типа Шабровский (местные называют его Шабры) вы можете посмотреть заброшенный карьер «Старая линза» и почувствовать себя персонажем художественного фильма «Я – легенда». Данное кинематографическое произведение – одно из моих любимых. Оно начинается с того, что вы погружаетесь в атмосферу города, внезапно оставленного людьми… Если вы решите доехать в Шабры в поход выходного дня, то на своей шкуре испытаете, что значить попасть в пост-апокалипсис…
В разделе «Походы выходного дня» вы уже могли добраться со мной к таким туристическим достопримечательностям Свердловской области, как:
- Озеро «Тальков камень» в природном парке «Бажовские места».
- Пещера «Дружба» в национальном парке «Оленьи ручьи».
- Озеро «Бездонное» в окрестностях города Нижний Тагил.
- Гора «Волчиха» рядом с Ревдой.
- Порог «Ревун» близ г. Каменск-Уральский.
В каждом из отчетов я пытался подробно рассказать и показать, как доехать до того или иного туристического объекта, что можно посмотреть там. Давайте не отходить от такого плана и сегодня.
Как добраться к карьеру «Старая линза» в поселке Шабровский
Если вы решите доехать на машине в поход выходного дня к карьеру «Старая линза», то маршрут вашего передвижения будет зависеть от того, в какой части Екатеринбурга вы начинаете свое путешествие. Если вы попадете сюда с западной части мегаполиса, то проще всего выехать на улицу Селькоровская, переходящую в Полевской тракт. Двигаясь по этой трассе, вы доезжаете до автобусной остановки «Полеводство» и сворачиваете налево в строну «Железнодорожная станция «Сысерть» (не путать с одноименным райцентром) и поселка Шабровский. Как добрались до «станции Сысерть», за переездом, сворачиваете направо в Шабры.
Ну, а те, кто добирается в карьер с восточной части города, могут выехать сначала на Челябинский тракт, доехать до Y-образного перекрестка с большими буквами «ЕКАТЕРИНБУРГ» и на нем (перед буквами) свернуть направо в сторону деревни Сидельниково. Проехав метров 500, увидите еще одну развилку, тоже сворачиваете направо и выезжаете в поле. На перекрестке сворачиваете на «Нефтебазу», направо. Едете по этой живописной, петляющей по березовой роще, дороге до уже упомянутой выше ж.д.станции «Сысерть». На въезде сворачиваем влево в сторону Шабров (дорога прямо, через переезд приведет нас на Полевской тракт).
На въезде в поселок Шабровский видите снова перекресток (ул. 50-й пикет и им. Ленина) и переезд.
Если вы будете добираться к карьеру на общественном транспорте, то на остановке «Южная» садитесь на автобус и доезжаете до «Шабры». Вот только с номером маршрута у меня заминка. В прошлые годы сюда ходил маршрут №105, но сейчас ДубльГис утверждает, что №9. Вы выйдете у перекрестка, что показан на фото выше и до талькового комбината придется дойти пешком.
Никуда не сворачиваем. Едем прямо. Метров через четыреста, справа, видим проходную завода ОАО «Шабровский тальковый карьер» и стоянку для автомобилей. Машину можно оставить здесь и пешком пройти метров триста до станции «Тальковая», а можете проехать дальше. Обычно, мы доезжаем непосредственно до здания этой остановки электричек и оставляем свой автомобиль рядом.
Переходим железную дорогу напротив остановочного пункта и, по тропинке параллельно старому забору Талькового комбината и перпендикулярно станции, проходим сначала через грунтовую дорогу, а потом через узкоколейку.
Перед тальковым рудником вас встречают признаки Апокалипсиса. Например, вот старая телега, похожая на ту, в которой герои фильма «Кин-цза-цза» пели песню «Мама, мама, что я буду делать?..»
За грунтовой дорогой вы увидите одноэтажный ангар, а за узкоколейкой – сам карьер «Старая линза».
Координаты GPS для навигатора:
На сегодняшний день у каждого второго туриста есть навигатор на смартфоне. Чтобы было проще добраться на машине, привожу координаты GPS стоянки машин перед главными воротами ОАО «Шабровский тальковый комбинат», где обычно оставляют машину: 56.632668, 60.604423.
Мы, как я уже писал, решили доехать до здания железнодорожной станции «Тальковая». Вот ее координаты GPS: 56.629264, 60.608977. Отсюда переходим железнодорожные пути и по тропинке, вдоль старого забора добираемся до карьера.
Отчет о нашем походе выходного дня в карьер «Старая линза»
Все туристические достопримечательности, описанные мною в разделе «Походы выходного дня из Екатеринбурга», мы посещали по нескольку раз. И в карьер «Старая линза» мы приехали уже на четвертую экскурсию за последние несколько лет. Мне нравится здесь: чистый воздух, старые и ржавые артефакты. Настоящий музей Урала под открытым небом!
Тальк (минерал, используемый в резинотехническом производстве, при изготовлении пластмасс и керамических изделий) является огнеупором. Из него делали кирпичи для металлургических заводов, коих в 18-м веке на Урале были десятки и сотни.
В Шабрах самовольная добыча началась в 1880-х годах, а с 1931-го года здесь открылся комбинат по добыче и переработке минерала. Сначала использовался только ручной труд, затем стали применять специальные механические пилы.
Карьер «Старая линза» вытянулся в длину на 300, в ширину – на сотни, а в глубину – на 80 метров. Чтобы спуститься на дно этой техногенной ямы, нужно пройти немного по серпантину (сторона, параллельная узкоколейной железной дороге).
Здесь вы уже начнете «ахать» от вида «пирамид индейцев Майя с полуострова Юкатан в Мексике». Если почитаете в разделе «Самостоятельные путешествия» мой отчет о поездке на машине в Ушмаль, можете сами убедиться в сходстве этих двух типов техногенных объектов.
Потом спуститесь по деревянным лестницам ниже (они довольно крутые, будьте осторожны, если приехали в поход выходного дня вместе с детьми).
Пройдете по «тропинке над пропастью».
И начнете материться от восторга! Жаль, что пространство здесь ограничено и фотографировать «Старую линзу» всегда приходится на широком угле, из-за чего трудно передать масштабность этой ямы. Наверное, в следующий раз попробую снять панораму из нескольких кадров, снятых на большем фокусном расстоянии, тогда объемы рудника не потеряются на двумерной плоскости снимка.
Чтобы увидеть подобный пейзаж, сотворенный индейцами Майя, мы отправились в 15-тичасовый полет над Атлантикой в Мексику. А вы можете сэкономить полторы сотни тысяч рублей, если решите доехать к красоте в черте Екатеринбурга…
Раньше я думал, что тальк пилили огромной пилой из фильма ужасов, которую можно увидеть в каждом отчете туристов, побывавших на «Старой линзе». Совсем недавно узнал, что я ошибался: тальковые кирпичи нарезали с применением установки А.М. Столярова, состоящей из 2-х машин с несколькими дисковыми пилами, делающими горизонтальные и вертикальные надрезы. А «бензопилой» прорезали траншеи на дне карьера для отвода грунтовых вод (называется она, к слову, баровым грунторезом, и по запросу в Интернет можно увидеть фотки подобного устройства, используемого в виде прицепного приспособления для трактора).
Вот как выглядит само орудие производства и пыток самостоятельных туристов.
Если вы не боитесь замочить ноги (а раз уж вы решили добраться к карьеру «Старая линза», то почему бы и не пойти на жертвы), то сможете сфотографировать вот такой вот водопад. Чтобы получить размытую воду на фотографии, нужно использовать длинную выдержку — в отчете об экскурсии к водопаду Эраван в Таиланде, куда мы тоже съездили на машине, подробно расписано, какие настройки использовать при съемке.
Еще одно мое заблуждение: думал, что добытый минерал, поднимали в небольших вагонетках по такой вот мини-рельсовой дороге (слева на фотографии). Но в других источниках утверждают, что тальк поднимали с помощью кабель-кранов (на подходе к «Старой линзе» мы видели вышку с тележкой, повисшей на тросах), а эти «рельсы» установили для спуска в карьер насосов и труб для откачки воды, когда в 1974 году было принято решение о консервации рудника.
Хотя я и боюсь до чёртиков высоты, все же, не удержался от того, чтобы по ступенькам не забраться на одну из «пирамидальных» стен карьера. В принципе, в сухую погоду особой опасности тут нет, а вот весной и в дождливую погоду, следует проявлять максимальную осторожность, чтобы ваш поход выходного дня не закончился в травмпункте.
Отсюда открывается вид на еще один, самый крупный водопад… Весной, во время таяния снега и подъема грунтовых вод он особенно полноводный.
И на главную достопримечательность Старой линзы – старинный, брутальный, ржавый экскаватор. Но фотографий его вы не увидите, так как меня в этот момент отвлекли царевны… О них, о лягушках-царевнах, можно прочитать в следующей части рассказа. Обратите внимание, что есть еще 2-я часть рассказа — внизу статьи ссылка!!!
Информация о фототехнике, используемой во время похода выходного дня в заброшенный карьер по добыче талька «Старая линза»
Все фотографии в первой главе данного отчета о походе выходного дня в окрестностях Екатеринбурга сняты на зеркальный фотоаппарат Nikon D5100 с репортажным объективом 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom. Фото, сфотографированные на солнце, получились такими насыщенными, так как, кроме всего прочего, применялся поляризационный фильтр Pro1 Digital CIRCULAR PL. Его я взял в аренду у друга перед второй самостоятельной поездкой в Китай и Таиланд в этом году и полярик очень помог улучшить качество фотографий при ярком солнце. Вообще, если когда-нибудь дойдут руки писать отчет о нашем путешествии, я отдельно остановлюсь на описании данного полярика, так как наснимал тестовые фотки и видео… Но дату, когда мой отчет появится, сейчас трудно назвать…
Примеры изображений со сравнением действия китайского поляризационного фильтра Kenko и китовым объективом Nikkor 18-55 можно посмотреть в статье «Что подарить фотографу» и в 11-й главе отчета о самостоятельной поездке на арендованной машине по Мексике, где я рассказываю про отдых в Тулуме (Tulum) и пирамидах Коба (Coba). Не смотря на разницу в цене в 8 раз, каких-то проблем с падением качества у него я не обнаружил.
Кстати, вот как выглядел карьер «Старая линза» и автор этого блога примерно 22 года назад. Тогда мы еще не знали что такое Интернет, и об этой достопримечательности в Свердловской области знали немногие туристы — было тихо и довольно жутко.
Если вы ищите информацию, где еще можно посмотреть красивые места в окрестностях Екатеринбурга, рекомендую посетить упомянутые выше достопримечательности:
* * *
Внимание! На новогодние праздники у нас стояли сильные морозы. В карьере разморозило трубы, по которым откачивали воду. Теперь достопримечательность довольно быстро уходит под воду. В комментарии ниже можно посмотреть видео по состоянию на 14 января 2017 года: в Старой линзе пила уже скрылась, экскаватора тоже почти не стало. К весне, думаю, останется только озеро…
Всю новогоднюю неделю в местных средствах массовой информации проскакивали тревожные новости: на карьере «Старая линза» из-за 30-тиградусных морозов порвало трубы и теперь он постепенно затапливается. Уже скрылась под водой знаменитая пила, почти не видно экскаватора.
Корреспонденты портала E1 обращались к представителям Талькового комбината, те ответили, что спасать Старую линзу не планируется. На это нет денег. И практической цели у завода. Поэтому в скором времени данную достопримечательность можно будет вычеркнуть из списка мест для походов выходного дня из Екатеринбурга: останется лишь глубокое озеро…
Грустно немного. Я впервые на Старую линзу попал в 16 лет, когда приехал отдыхать на станцию Сидельниково на каникулы. С тех пор много раз тут бывал на экскурсии с друзьями. Теперь его не станет.
Вот видео, размещенное Дмитрием Максимовым из «Клуба интеллектуального туризма» (сайт Uraloved) — можно в последний раз взглянуть на эту интересную техногенную достопримечательность Екатеринбурга.
Карьер Старая линза после затопления
Вчера были в гостях на станции Большое Сидельниково – это всего в паре-тройке километров от поселка Шабры. Решили сходить посмотреть, как выглядит Старая линза сейчас, после затопления.
День выдался солнечный, на душе радостно. Дошагали до проходной Талькового комбината за полчаса. На стоянке перед воротами – на удивление, много машин. Пошли по путям к зданию железнодорожной станции, о которой я писал в отчете.
Там — еще штук 5 автомобилей на стоянке. В этот раз решили спускаться не совсем там, где описано в отчете: не прямо напротив здания станции, а чуть ближе в сторону Шабров. Там несколько троп, и все они ведут к карьеру.
Эх, какое же тягостное чувство испытываешь, когда видишь, что всё ушло под воду! Какие воспоминания накрывают с головой, когда вспоминаешь, как здесь бродили в детстве с братом, когда ни одной живой души рядом не было. И даже три с половиной года назад, когда туристов на Старой линзе было уже довольно много, все равно был интересно…
Фото 1. Посмотрите на снимок №9 в отчете, и вы поймете, какая сейчас глубина воды в Старой линзе. Думаю, около 25-30 метров.
Снимок 2. Как выглядит тальковый карьер Старая линза после затопления.
Фотография 3. Текстура камней в карьере Старая линза в поселке Шабровский. Отзывы о походе после затопления.
Думаю, теперь это культовое место ничем не отличается от знаменитых Липовских карьеров с водой изумрудного цвета в Режевском районе Свердловской области.
Туристов встретили гораздо больше, чем в те времена, когда воды не было: мы насчитали около 35-ти человек за то время, пока спускались, прогуливались внизу и поднимались наверх. Мне кажется, даже на другом знаменитом тальковом месторождении, на озере Тальков камень столько посетителей не встретишь. Получается, со Старой линзой случилось то, что бывает с полотнами художников: после смерти интерес к ним возрастает.
P.S. Все фотографиии в этом походе выходного дня сняты на смартфон и подправлены в Photoshop.