Некоторое время назад на работе встал вопрос о замене служебной фотокамеры. Старенький компакт, видавший еще, наверное, времена, когда профессионалы спорили на форумах, что лучше купить: плёнку или цифру, выдавал просто никакие фотографии. Пользоваться камерой будет хрупкая девушка, часто разъезжающая по командировкам и не горящая особым желанием таскать с собой большую фотосумку. Основное пожелание к новому фотоаппарату – как можно большая компактность. После недолгих раздумий, анализа имеющихся на рынке вариантов, я посоветовал взять мыльницу из премиального сегмента: Fujifilm X30. И обязательно с внешней вспышкой!.. Так у меня появилась возможность испытать фотокамеру в работе и составить свое мнение, стоит ли покупать дорогой компакт. Представляю сегодня вашему вниманию тест Фуджифильм Х30 в двух частях с примерами снимков, снятых в различных условиях.
В двух главах обзора мы с вами рассмотрим следующие вопросы:
- Основные характеристики премиальной мыльницы Фуджифильм Х30.
- Чем данная модель лучше дешевых компактов, псевдозеркалок и ультразумов.
- По каким параметрам Фуджи Х30 проигрывает одноклассникам (X70 и Х100S) и беззеркалкам Fuji.
- Сравнение с некоторыми конкурентами: модельный ряд Sony Cyber-shot RX100 и Canon Powershot серии «X».
- Образцы снимков, снятых с использованием внешней вспышки Fujifilm EF-42.
- С чего начать, чтобы научиться красиво фотографировать на эту фотокамеру.
- Какие настройки выставлять на Fuji X30 при съемке в Jpeg.
Итак, начнем потихоньку наш обзор. Только предупрежу сначала, что все фотографии в данном отзыве сняты в формате RAW (у Фуджи он называется RAF), обработаны в Lightroom и доведены в Photoshop. И анализирую я параметры камеры с точки зрения опытного фотографа, интересующегося, стоит ли приобрести эту дорогую мыльницу в качестве легкой и компактной альтернативы зеркалке. Если вы планируете фотки снимать в Jpeg и дополнительно не обрабатывать, будет трудно (а часто – невозможно) получить такой же результат. Почему я снимаю в РАВ – расписано в обсуждении полнокадровой зеркалки Nikon D610.
Основные характеристики компакта Fujifilm X30
Если мы зайдем на официальный сайт Фуджи, увидим, что компания выпускает три группы фотоаппаратов: компактные мыльницы серии “FinePix”, компакты премиум-класса и системные фотокамеры с кроп-фактором Кф=1,5 со сменными объективами, под общим обозначением “Fujifilm X”.
Модель Fujifilm X30 относится к премиальным компактам. В группу входят также Fujifilm X70, X100T, X100S, XF1, XQ1 и XQ2. Чем отличаются друг от друга разные камеры серии «Фуджифильм Х», подробно расписывалось в обзоре любительской беззеркалки Fuji X-M1. Она пришла на смену предыдущей модели X20, в развитие которой получила электронный видоискатель (вместо оптического), откидной экран (не такой удобный, как на зеркалках Nikon D5100, но хоть что-то), возможность управления настройками съемки методом поворота специального кольца на объективе, отдельную кнопку пуска записи видео.
В фотоаппарате Фуджифильм Х30 стоит та же матрица, что и в Фуджифильм Х20: 12-ти мегапиксельная X-Trans CMOS II, и процессор EXR Processor II. Радость для владельцев – срок службы аккумулятора увеличен с 270-ти до 470-ти кадров. Много это или мало? В обзоре моей зеркалки Nikon D5100 я писал, что за 3,5 года владения не было ни одного случая, чтобы мне не хватило зарядки закончить съемку (в том числе, в морозы -250С).
На самом деле, информацию, что я привел выше, можно узнать в любом обзоре Fujifilm X30, опубликованном на специализированных ресурсах. Мне кажется, начинающему фотолюбителю не совсем понятно, насколько эти параметры хороши или плохи. Поэтому давайте попробую объяснить простыми словами, почему камера стоит в 3 раза дороже, например, мыльницы Fujifilm FinePix S8600 (30 тысяч против 10-ти тысяч рублей).
Преимущества премиального компакта перед дешевыми мыльницами
В статье про выбор хорошего фотоаппарата (ссылка выше) мы узнали, что, по мнению профессионалов, на качество изображения влияет, в первую очередь, не количество пикселей матрицы (точнее, чем их больше, тем хуже), а физический размер сенсора, значения динамического диапазона, глубины цвета и рабочего ISO. Кроме того, сильное влияние оказывает качество стекла объектива и его светосила (способность выставить максимально открытое отверстие, чтобы пропустить на матрицу больше света).
Так вот, если сравнить дешевую мыльницу Fujifilm FinePix S8600 и дорогой компакт Fuji X30, увидим, что размеры сенсора у первой составляют 1/2,3” против 2/3” у второй. Площадь матрицы у данных моделей отличается почти в 2 раза: 30,7 и 58,1 квадратных микрометра. Опытные фотографы знают, что, чем мельче пиксель, тем раньше проявляются цифровые шумы, портящие картинку (цветные точки на снимке).
Маркетологи заставили «впихнуть» в сенсор Fujifilm FinePix S8600 целых 16 мегапикселей, поэтому площадь одного пикселя составляет: Sп=30.7/16=1.9 кв.микрона. В то же время, у более дорогой версии мыльницы Fujifilm X30 пиксель намного крупнее: Sп=58,1/12Мп=4,8 кв.микрометра. В 2,54 раза здесь выигрыш у премиального компакта!
Теперь сравним характеристики объективов. Дешевая мыльница является, так называемым, ультразумом: у неё фокусное расстояние линзы меняется от ширика до слабого телевика (36-ти кратный оптический зум). Реальные фокусные расстояния: 4,5-162 мм. Диапазон светосилы: f/2.9-6.9.
Здесь цифра 162 мм говорит о том, что объектив может довольно сильно приближать изображение. Но при этом диафрагма составит f/6.9, что очень и очень мало. Думаю, уже в условиях пасмурного дня владелец не сможет получить резкое изображение при съемке с рук. По крайней мере, обладатель кропнутой зеркалки Nikon D5100 (у которой матрица намного крупнее, чем у Фуджи Х30) купил «тёмный» тревел-зум Sigma 18-250mm f/3.5-6.3 и очень быстро его продал по причине недостатка диафрагмы f/6.3 для нормальной съемки.
В помещении снимать на мыльницу Fujifilm FinePix S8600, в принципе, невозможно, так как при таком «темном» объективе, часто потребуется выставлять ИСО более 1000 единиц, а у данной модели рабочее ISO – не более 300-400 единиц. Т.е. картинка всегда будет отвратительного качества ввиду сильных цифровых шумов.
У дорогой мыльницы Фуджифильм Х30 объектив имеет реальные фокусные расстояния 7,1-28,4 миллиметра, т.е. приближает он изображение в 5,7 раз хуже, чем Fujifilm FinePix S8600. Но! Светосила у Фуджика Х30 находится в диапазоне f/2.0-f/2.8. Если вы уже прочитали по ссылке выше урок фотографии для новичков о том, как научиться настраивать цифровой фотоаппарат, и как выбрать ISO, диафрагму и выдержку, помните таблицу на рисунке №10.
Из неё видно, что, если в помещении съемка компактом Fujifilm FinePix S8600 потребует выставить ИСО 1000 единиц, то при диафрагме f/6.9 выдержка составит около 1/500 секунды. А вот объектив дорогого фотоаппарата Fuji X30 позволит при f/2.8 установить 1/500 секунды при ИСО 250 единиц. В 4 раза ниже!!! И это ISO – рабочее для Фуджи Х30, в то время, как 1000 единиц для ФайнПикс Эс8600 – смертельное.
Кроме более крупной матрицы и светосильного объектива, у Fujifilm X30 имеется ряд других положительных свойств и приспособлений: по своей концепции это – беззеркалка с маленьким сенсором и несъемной линзой.
- Фотоаппарат может снимать в формате РАВ – в сотни раз повышаются возможности постообработки в редакторе Лайтрум с получением качественных фотографий.
- Основные кнопки и диски управления находятся на корпусе камеры. Имеется колесо выбора творческих режимов PASM. Можно задавать различные функции управления разным кнопкам. Колесико экспокоррекции. Все это очень повышает удобство и скорость настройки фотоаппарата в сравнении с классическими дешевыми компактами.
- Возможность выставить Auto ISO: указали минимальный и максимальный диапазон ISO, необходимую выдержку – камера обеспечивает заданное время экспозиции при выбранной диафрагме, стараясь снимать при возможно меньшем ИСО. Невероятно удобно! Не приходится портить кадры, снимая сначала на высоком ISO в помещении, а потом выйдя на светлую улицу, забыв снизить ISO. И наоборот: войдя с улицы в дом, не испортим снимки микросмазом, забыв поднять светочувствительность.
- Камера Fujifilm X30 может снимать с брекетингом экспозиции. Это добавляет комфорта при составлении HDR-фотографий.
- Фотоаппарат имеет функцию интервальной съемки – можно с удовольствием монтировать таймлапсы (это, когда снимается несколько сотен кадров c заданным интервалом, и затем из них монтируется видео).
На зеркалках я воздерживаюсь от съемки таймлапса, так как быстро выйдет из строя затвор. В мыльнице нет зеркала – спокойно можно снимать тысячи кадров.
- Как и в зеркалках, и беззеркалках, при съемке в JPEG можно задействовать функцию расширения динамического диапазона (у Никон называется «Активный D-lighting»): притеняются светлые участки, осветляются темные. Представьте, вы хотите снять портрет человека против светлого окна? Либо он выйдет черным, а небо нормальным, либо парень – нормальный, небо – белое. А с расширенным ДД эта проблема решается.
- В любой момент можно вызвать гистограмму и посмотреть наличие клиппинга в тенях и светах. Съемка в формате RAW позволяет снимать с уводом гистограммы вправо (ETTR). Все это повышает возможности снять качественное фото на Fujifilm X
- У мыльницы Фуджифильм Х30 есть «горячий башмак», на который можно нацепить внешнюю вспышку (не только родную, но и множество моделей Никон, а также китайских производителей: например, Nissin или Yongnuo).
- Внешняя вспышка на «башмаке» может работать в режиме «Коммандер», т.е. управлять другими источниками света в студии.
- Наличие ручного, покадрового и следящего режима фокусировки. Удобно снимать движущиеся объекты.
- Можно блокировать фокус и экспозицию – навелись по лицу, перекадрировали кадр, не теряя фокусировки.
- Для большего удобства можно приобрести дополнительные принадлежности: а) проводной пульт спуска затвора RR-90 – незаменим при съемке ночных пейзажей, натюрмортов, звездного неба, HDR, панорам и тому подобное (в общем, всего почти, для чего используется штатив для фотоаппарата); б) стереомикрофон-пушка Mic-St 1 – читайте, как снять профессиональное видео на зеркалку или беззеркалку; в) бленда для предотвращения боковой засветки («зайцев») LH-X
Почему компакт Fujifilm X30 хуже беззеркальных камер
Мыльницу покупают фотолюбители, у которых малые размеры стоят в предпочтениях выше, чем качество фотографий. Те фотографы, кто желает получить нормальные снимки, но у них нет денег на новую зеркалку или беззеркальную камеру, возьмут подержанную технику – из-за крупной матрицы и хорошего автофокуса, возможности менять объективы. Даже модели 10-ти летней давности, превосходят компакты по качеству съемки в сложных условиях.
Камера Fuji X30 уступает своим старшим собратьям, беззеркалкам (или как их официально называет Фуджи – системным компактным камерам со сменными объективами) размером матрицы. У беззеркалок сенсор – APS-C с кроп-фактором Кф=1.5, а это значит, что габаритные размеры у него 23,6*15,7 мм (370 мм.кв.). Например, площадь одного пикселя у беззеркального фотоаппарата Fujifilm X-A2 составляет Sп=370/16,5Мп=22,4 мкм.кв. против 4,8 мкм у Fujifilm X30 и 1,9 мкм.кв. у Fujifilm FinePix S8600.
Всё, можно дальше не продолжать: уровень шумов у компакта по причине малых размеров пикселей намного выше. Посмотрите примеры фотографий, снятых на любительскую беззеркалку начального уровня Фуджи Х-М1 в дневное и ночное время в прошлом году.
Посмотрев примеры фотографий, снятых на Фуджи Х30 в темное время суток, я немного в печали: из-за узкого динамического светлые участки изображения «выгорели» почти так же, как и у Sony Cyber-shot HX50 (см. тест по ссылке, размещенной ранее). Наверное, лучше было поступиться желанием компактности и взять беззеркалку Fujifilm X-A2 KIT 16-50mm f/3.5-5.6 или уже испытанную Fujifilm X-M1 (почему-то ее перестали производить, судя по официальному сайту).
Конкуренты Фуджи Х30 – какие еще компакты рассматривались
Честно говоря, поскольку я всегда относился к мыльницам скептически, то при покупке сравнивал не так много вариантов. Фактически, выбирал между Fujifilm X30 и Sony Cyber-shot DSC RX100 (см. классификацию обозначений Сони в комментарии к обзору). Преимущество конкурента – матрица больших размеров: 1 дюйм (1”). Габариты заметно меньше. При этом объектив у нее менее светосильный в вытянутом положении: f/1.8-f/4.9, фокусные расстояния 10,4-37,1 мм.
Возвращаясь к таблице на рисунке №10 в уроке фотографии по выбору настроек цифровых фотоаппаратов: если на Sony Cyber-shot DSC RX100 придется выставить ИСО 1000 для обеспечения выдержки 1/250 при диафрагме f/4.9, то на Fujifilm X30 для той же выдержки при той же апертуре будет достаточно ISO 500 единиц, поскольку диафрагму можно открыть до f/2.8.
Второй существенный минус премиальной мыльницы Sony Cyber-shot DSC RX100 – отсутствие «горячего башмака», через который можно подключить внешнюю вспышку. В помещении, при плохом свете, невозможно снять качественный репортаж не только на компакт, но даже на кропнутую и дорогую полнокадровую зеркалку.
«Горячий башмак» появился в следующей версии Sony Cyber-shot DSC RX100 M2, но стоит она уже на 30% дороже Fuji X30 при том же «темном» объективе. Получается, что при съемке днем или в сумерках Сони будет выигрывать в качестве изображения, но при фотографировании всяких корпоративных мероприятий в помещении она «сольется» Фуджику.
Если рассматривать продвинутые версии мыльниц от Кэнон, то можно было купить Canon Powershot G9 X, G5 X или G3 X. Здесь похожая история с Сони: у G9 X нет «горячего башмака» и «темный» объектив; у Canon Powershot G5 X объектив светосильный и внешняя вспышка подключается, но цена на 60% выше.
Модель G3 X стоит, как хорошая беззеркалка, уступая ей по размерам матрицы и, соответственно, по уровню шумов. На мыльнице Canon Powershot G5 X стоит «темный» тревел-зум (объектив с большим диапазоном фокусных расстояний от ширика до телевика: 8.8-220 мм, f/2.8-5.6). Но беда та же, что и с другими мыльницами: на своем Nikon D5100, когда я использовал телеобъектив Nikon 70-300mm f/3.5-5.6 в пасмурную погоду или вечером приходилось выставлять ИСО 800-1600 единиц. Для компакта Canon Powershot G3 X такие параметры светочувствительности – уже за пределами нормального: по данным сайта Dxomark рабочее ISO у этой мыльницы составляет 521 единицу.
Что получится, если для компакта Fujifilm X30 купить внешнюю вспышку Fujifilm EF-42
Приходилось ли вам фотографировать зеркалкой или беззеркалкой на свадьбе, дне рождения или другом торжестве в помещении? Как результат? Обычно он фотографов не радует: темно, приходится поднимать ИСО и получать много цифрового шума. Встроенная вспышка – маленький источник света, бьющий в лицо, поэтому тени на фотографиях резкие, а картинка с фронтальным освещением – плоская.
Единственный выход из ситуации – покупка внешней вспышки. Тогда и на свадьбе, и на детском утреннике можно фотографировать без особых проблем: для обеспечения короткой выдержки не придется задирать ISO.
Читая обзоры Fujifilm, у меня сложилось впечатление, что на эту мыльницу можно поставить только три модели внешних вспышек. Причем две из них настолько маломощные, что нет смысла тратить деньги. В общем, выбрали Fujifilm EF-42…
Уже позже я узнал, что данная вспышка – это китайская модель Sunpak PZ42X с переделанным «шильдиком», продаваемая по 2-й цене. Также оказалось, что на все фотоаппараты Fujifilm X прекрасно ставятся вспышки от Nikon, Yongnuo и Nissin, у которых больше настроек и возможностей.
Вот несколько примеров фотографий, снятых на Фуджифильм Х30 вечером в комнате с закрытыми шторами. Сядьте в кресло, чтобы не упасть! Для мыльницы это – невероятный результат!
Как видно, на снимках получилась слишком длинная выдержка. Честно говоря, я не помню: возможно, в настройках стояло Auto ISO с данным временем экспозиции. Хотя, в комментариях к статье про выбор внешних вспышек для камер Фуджифильм Х30 один из фотографов отмечал, что в помещении лучше фотографировать в режиме «S», поскольку в «А» камера выставит неподходящую выдержку, в «М» в видоискателе будет темно.
Вы обратили внимание, что везде стоит экспокоррекция -0,33EV? Кадр получался переэкспонированным. Хорошо, что в фотоаппаратах Fujifilm X есть возможность одним нажатием клавиши вызвать гистограмму и проконтролировать результаты съемки.
Поскольку стены в комнате зеленого цвета, мы не могли направить световой поток в сторону – использовалась схема освещения: вспышка в белый потолок + белая карточка на задней стороне пыхи, чтобы часть потока направить в лицо. У модели Fujifilm EF-42 белой карты для отражения света не предусмотрено – мне пришлось закрепить резинкой лист бумаги. Такой отражатель позволяет подсветить тени под бровями (они могут возникнуть, поскольку свет приходит сверху) и зажечь отблески в глазах, делающие портрет выразительным.
Для своей любительской кропнутой зеркалки Nikon D5100 и для полного кадра Nikon D610 я внешнюю вспышку не покупал. Всегда стараюсь снимать с естественным освещением от окна и поднять ISO, чем использовать холодный, неживой свет от искусственного источника освещения. Если снять таким образом качественное фото не получается, то предпочитаю вообще не фотографировать.
Почему? Потому что считаю, что для художественного фото понадобится, как минимум, 3 внешних вспышки и система отражателей на стойках, чтобы создать рисующий, заполняющий, фоновый и контровой свет… Примеры фото со вспышкой, представленные выше, показали, что даже мыльница Fujifilm X30 может снять резкое, малошумное фото в помещении (кстати, обратили внимание, что на лбу не возникло отблесков от люстры сверху – вспышка помогла выровнять освещение).
Да, для свадебной съемки и других торжественных мероприятий (как говорят профессионалы, «для съемки пьянки-гулянки») эти фотографии сойдут. Но ведь картинка, все равно, скучная! Давайте посмотрим, что получается, если в этой же комнате фотографировать портрет с естественным светом от окна справа и белым отражателем слева.
Какие предварительные выводы можно сделать из первой части сегодняшнего обзора компакта Fujifilm X30?
- Мыльница – и есть мыльница: днем снимает нормально, вечером приемлемо (многим дешевым моделям так и не снилось), ночью – отвратительно. Хотя, обратили внимание, что фокусируется она, все равно, хорошо.
- Внешняя вспышка – отличное решение проблемы недостатка света при съемке в помещении. Это – обязательный аксессуар для свадебной съемки не только на компакт, но и на беззеркалку или зеркалку.
- У цифрового фотоаппарата Фуджифильм Х30 фокусное расстояние меняется от сверхширокоугольного до широкоугольного. Поэтому портреты на неё можно снимать только для журнала «Крокодил»: обратите внимание на вытянутый нос, уши, далеко отстоящие назад и пропорционально не соответствующие телу руки. Все это – оптические искажения перспективы, связанные со съемкой на широкий угол.
Не забывайте, что по ссылке внизу или вверху справа можно перейти к чтению продолжения теста Фуджи Х30 – будем снимать фоторепортаж с «Гонки героев» в Екатеринбурге. А сейчас хочу показать бэкстэйдж (как это снято).
Фоном здесь служит обратная сторона туристического коврика (пенки). Слева – белый отражатель, справа – окно. На улице уже были сумерки, поэтому получилась длинная выдержка и такая необычная атмосфера в кадре. Поскольку здесь Fujifilm X30 установлена на мой карбоновый штатив Sirui T-2204X, зеркалку Nikon D610 во время съемки я положил на табурет, чтобы не было микросмаза. Затвор спускал в режиме «Автоспуск через 10 секунд».
Дополнение от 10 мая 2023
Портретная съемка в домашней фотостудии с софтбоксом и стрипбоксом
Решил проверить формулу «Главное в фотографии не камера и объектив, а свет». Устроил небольшую домашнюю фотосессию с детьми. Схема освещения здесь следующая: слева спереди — вспышка Yongnuo YN-685N в софтбоксе, справа сзади — такая же вспышка, но в стрипбоксе. Управление светом осуществлялось трансмиттером Yongnuo YN-622N-TX.
Обращаю внимание, что применяемые мною вспышки предназначены для использования с камерами Nikon и на фотоаппаратах Fuji X30 работают только в ручном режиме. Длч системы Fujifilm X рекомендую приобретать Godox (см. описание в отдельном обзоре).
Во избежание путаницы также отмечу, что камера Fujifilm X30 – это мыльница с матрицей 2/3″, а в линейке компании есть еще КРОПнутые любительские беззеркалки с матрицей APS-C: Fujifilm X-T30 и ее новая итерация Fujifilm X-T30 II. Ввиду того, что сенсор у этих моделей больше, параметры изображения значительно выше по качеству. Возможность установки съемных объективов значительно расширяет творческие возможности фотографа (особенно, когда речь идет об использовании специализированной оптики: макрообъективы, телеобъективы).
Нет, Павел, у меня была Сони А 3500 с APS-C — вот я поплевался-то. Спасибо, Серж, за совет — покопаюсь. Заряжаю батарею — и в бой! Огород — кошки — цветы. Панасоник уже нравится, и маленький, что мне и надо. Меню сложное после Лейки.
Есть по товарам (Отзовик) — думаю, все его знают. Т0ам мой отзыв по Сони A3500. Ссылочки тут, наверно, Серж запретил вставлять — но вот, если пролезет. otzovik.com/review_1809581.html
Ну что, я доволен, как дитя. На Лейке о таком и не мечтал. Фото c Panasonic GF5 в Джипеге без обработки. На ИСО 2000, вроде, смотрибельно вполне.
Игорь, для камеры, с кроп-фактором больше Кф=1,5 и выпущенной 5 лет назад, картинка и на ИСО 2000 смотрится здорово. Учитывая стоимость, по которой вы его купили — даже завидно стало! 🙂 Еще раз поздравляю и желаю, чтобы и в дальнейшем покупка радовала.
Сергей и Павел, спасибо за то, что помогли определится с выбором. Что задумал 3 года назад, и вот через терни и потери, купил. Очень доволен, что не взял компакт, а их навалили немало мне. Был даже Фуджи Х10 — чуть не купился: цена 3500 рублей всего. Очень доволен своим Панасоником! Докуплю хороший блинчик ещё. Удачи всем!
Игорь, когда мы сравнивали мыльницу Fujifilm X30 с компактом Panasonic Lumix GF5, забыли отметить самое важное преимущество Фуджика: у него объектив несъемный, поэтому у фотографа не возникает соблазна менять оптику и тратить деньги! 🙂 А так, после покупки нового фотоаппарата на третий день задуматься о приобретении новой оптики — круто, конечно. 🙂 И это — самый главный минус системы «Микро 4/3» перед мыльницами типа Фуджи Х30 или Сони РХ100…
Маловата детализация на обьективе у Panasonic GF5. А у меня мания фотки разглядывать под лупой, мелочи всякие искать. В комплекте с Panasonic Lumix DMC-GF5 был переходник под М42 — куплю Гелиос 44. Говорят, хорошо идут в паре: чёткие.
В перспективе, думаю купить Sony RX1. Полный кадр и оптика дяди Карла.
Сергей, привет. Нет покоя мне: не устраивает, как снимает Panasonic Lumix GF5 . Вот, присмотрел Fujifilm X-M1 Kit Silver. Уж больно картинка хороша с Фуджи.
Вот жил-то я спокойно, пока не занесло на фотодело!
Здравствуй, Игорь! Насмешил… 🙂 До сих пор, по-моему, только Павел Черталёв менял камеры и объективы к ним чаще, чем некоторые люди в отпуск ездят!
Советую обратить внимание на беззеркалку Fujifilm X-E2s (или Fujifilm X-E2). Их преимущество перед Fuji X-M1 в том, что есть видоискатель. Во второй части обзора Фуджифильм Х-М1 я писал, что поскольку у этой камеры нет ЭВИ, приходится снимать, держа её перед глазами на вытянутых руках. Такой метод с 2-мя точками опоры не содействует резким снимкам при съемке в сумерках — намного жёстче система с 3-мя точками опоры, когда фотограф прижимает локти к туловищу, а видоискатель — к глазу.
Фотографии на Фуджи Х-Е2 уже поэтому будут получаться более качественными при съемке в пасмурный день или вечером — ты можешь делать более длинную выдержку при съемке с рук, чем на Фуджи Х-М1.
Благодарю. Эх, дорогой, однако, Фуджи Х-Е2 какой. Проклял тот день, когда купил этот проклятый Panasonic Lumix DMC-GF5. Лейка снимает лучше. Посмотрю, как по деньгам -может вытяну на Fujifilm Х-Е2. Есть ещё заманчивый по цене Sony NEX-5R Kit 16-50mm, но что-то не охота более с Сонькой связыватся.
Если честно, я уверен, что у Panasonic Lumix GF5 наличествуют, конечно, слабые места, из-за чего эта камера уступает КРОПнутым Sony NEX-5R или Fujifilm X-M1. Но при этом я уверен, что ты не смог сейчас и 1/100 извлечь из её способностей. Данный фотоаппарат позволяет учиться снимать и обрабатывать снимки.
Под словом «снимать» я имею ввиду широкий комплекс навыков фотографа: видеть свет, строить композицию, играть тональностью, применять данные теории цвета, уметь передавать фактуру материалов на снимке, правильно передавать статичность и динамику в кадре, рассказывать историю в одном кадре и в серии снимков.
В общем, советую не пороть горячку, а сходить в ванную комнату под холодный душ, чтобы остудить порывы сменить фотоаппарат. 🙂 Потом прочитать внимательно вторую часть моей статьи для новичков о том, как научиться красиво фотографировать. Во второй части её обсуждаются полезные для фотографа книги. Вот, пока все их не прочитаешь, и не испробуешь на практике со своей камерой Panasonic Lumix GF5, смыла брать новый фотоаппарат нет никакого.
Я начинал учиться, изучая книгу «Фотография. Простые и надежные методы получения потрясающих снимков» авторов Элиота Кюнера и Сони Вейс, имея на руках мыльницу Sony Cyber-Shot DSC-W15, которая имеет намного хуже матрицу и объектив, чем Panasonic Lumix GF5. 🙂
Толковая статья! Но я не совсем новичок в фотоделе. Цифру вот осваиваю, а раньше, в далёкие 80-е, щёлкал и успешно на плёнку: «Смена 8», «Зенит Е», «Вилия-авто».
У Panasonic Lumix GF5 переработали матрицу: как я понял, она лучше работает с высокими ИСО, а вот качество упало. Я встречал это в обзоре, но увы — мимо ушей.
Спасибо, Сергей.
Сергей, привет. Совет нужен. Предложили Sony A7 — пробег 12000 кадров. Это много? Цена 50’000 рублей — вроде, недорого.
Игорь, пробег 12 тысяч кадров для фуллфреймовой Сони А7 — детский. При покупке нужно рассчитывать точно бюджет: стоимость дополнительных аккумуляторов, объективов…
А вообще, Игорь, ты просил совет — даю! Найди в Гугле статью в блоге Timon-Timonich под названием «Болезни, которыми страдают фотографы». У тебя явно проявляется синдром приобретения фототехники (СПФ). Если купить беззеркалку Sony A7, можно еще подцепить СПО — тогда вообще беда, поскольку объективы для полного кадра у них не очень дешевые, мягко говоря…
Эх! Спасибо. Нехороший синдром. Штудирую Фотошоп — оказывается, фото с моего Panasonic Lumix DMC-GF5 можно хорошо изменить. Пожалуй, тормозну пока свои порывы. Удачи, Серж, и не хворать!