\n

Отчет об экскурсии в железнодорожный музей

Текст статьи обновлён: 29.05.2018

Вчера, после публикации урока о том, как рассказать историю в фотографиях, мне захотелось отснять какой-нибудь новый фоторепортаж об интересных местах Екатеринбурга, попробовав уделить особенное внимание техникам, описанным в фотоуроке. Выбор пал на екатеринбургский музей паровозов, что находится в микрорайоне «Сортировка». Честно говоря, до недавнего времени я и не подозревал, что в нашем городе есть такая экспозиция под открытым небом. Увидел отчет об экскурсии у кого-то в блоге и взял на заметку. Забегая вперед, скажу, что музей железнодорожной техники произвел на нас приятное впечатление, и я подумал, что в России есть множество интересных объектов, о которых, иногда, не знают даже люди, долгое время живущие рядом. Так что, у вас сейчас появилась возможность «вытащить их из небытия и вернуть к жизни», показав на страницах сайта интересный фоторепортаж об экскурсии к ним, приняв участие в фотоконкурсе.


В этом месяце мне пришлось проделать большую подготовительную работу: отснять материал и опубликовать обзор фоторюкзака Case Logic TBC-411-Black, написать урок фотографии о том, как снимать интересные нашим зрителям репортажи. Надеюсь, что две эти статьи пригодятся вам, моим читателям: во-первых, теперь вы знаете, как улучшить впечатление, вызываемое вашими фотоотчетами из отпуска, из похода выходного дня по окрестным достопримечательностям или на свадьбе и детском утреннике. А во-вторых, если вы решите испытать советы на практике, то можете еще и получить за это вознаграждение – тот самый рюкзак Кейс Лоджик 411-й модели, поскольку он станет главным призом в моем первом открытом фотоконкурсе на тему «Репортаж о самой интересной достопримечательности моей малой родины».

Уже 3.5 года гости сайта читают рассказы о моих походах выходного дня в окрестностях Екатеринбурга, любуются фотографиями красивых мест нашего Урала. Наступило время, когда я смогу восхититься такими же картинами, что расположены в вашем регионе. Кто знает, может ваша фотоистория окажется такой заманчивой, что мне невероятно сильно захочется увидеть собственными глазами всё, что вы покажете!

Правила фотоконкурса «Репортаж о самой интересной достопримечательности моей малой родины»

  • Принять участие в зачетной части конкурса могут только жители России. Точнее, главный приз, фоторюкзак Case Logic TBC-411-Black может быть отравлен только по российскому адресу. Это связано с рядом ограничений юридического и финансового характера при отправке посылки за рубеж. Если вы живете в другой стране, но у вас есть возможность призовой рюкзак отправить российскому адресату, то смело принимайте участие в фотоконкурсе. Иностранные фотографы, не имеющие возможности привлечь на помощь российского адресата, могут поучаствовать, но не претендуя на призовой фонд: только будут объявлены почет и уважуха.
  • В период с 15 октября 2016 года прошу присылать на почту photoandtravels(собачище)gmail.com свои работы с темой письма «Фотоконкурс». По мере поступления я буду их публиковать в комментариях к этой статье.
  • Окончательный срок подачи своих работ – 22 октября 2016 в 24:00 по уральскому времени (+2 часа к Москве).
  • Победитель будет объявлен 23 октября 2016.
  • Номинация одна. Главный приз будет отправлен победителю в течение 10 рабочих дней почтой или транспортной компанией. Обзор рюкзака для фотоаппарата Case Logic TBC-411-Black можно посмотреть в отдельной статье.
  • Для участия в конкурсе нужно выполнить ряд условий:
    1. Сделать репост этой записи в одной из соцсетей (Одноклассники, Вконтакте, Гугл+ и тому подобное).
    2. Подготовить фотографии в формате JPEG размером 1350 px по длинной стороне (для горизонтальных кадров) и 1000 px (для вертикальных). Вес одного снимка – не более 600 кБ, разрешение 120dpi. Для публикации на форуме снимки придется загрузить на Яндекс-Фотки и вставлять оттуда ссылки. Данные EXIF должны быть сохранены.
    3. Не допускается использовать фотографии, авторское право на которые принадлежит третьим лицам.
    4. Один из разделов фоторепортажа должен содержать данные о том, каким фотоаппаратом и объективом вы пользовались, о вашем опыте в фотографии.
  • Количество снимков в одном репортаже – не более 25 штук. Допускается оформлять коллажи, чтобы вместить большее количество кадров.
  • К участию в конкурсе допускаются фотографы любого уровня с любой фототехникой (от смартфона до профессиональной зеркалки). Но!!! Снимки должны пройти предварительную обработку: ресайз, выровненный горизонт, кадрирование, убраны чужие руки из кадра и т.п. Смотрите пример такой подготовки к публикации в статье о том, стоит ли покупать новый фотоаппарат.
  • Требования к содержанию фоторепортажей: снимки должны рассказывать о ярких, интересных объектах в вашем регионе. Это могут быть музеи, парки, природные и антропогенные достопримечательности, и тому подобное. Главное – использовать приемы и техники, необходимые для получения живой фотоистории (см. основы в предыдущем уроке фотографии).

Удачи, друзья, коллеги и единомышленники!

Фото 1. Фотографируй, присылай свои репортажи на конкурс и выиграй рюкзак для фотоаппарата Case Logic TBC-411-Black.

Фото 1. Фотографируй, присылай свои репортажи на конкурс и выиграй рюкзак для фотоаппарата Case Logic TBC-411-Black.

P.S. Результаты конкурса репортажей можно увидеть в отдельной статье, а сейчас давайте покажу, что примерно я ожидаю увидеть в ваших фоторепортажах о привлекательных местах вашего города или поселка.

***

Фотоотчет об экскурсии в железнодорожный музей под открытым небом в Екатеринбурге

Оказывается, у нас в Екатеринбурге тоже есть музей паровозов. Совсем недавно я увидел репортаж фотографа, съездившего туда и запечатлевшего все его железные экспонаты, околесившие по дорогам нашей необъятной Родины за свою долгую жизнь не одну тысячу километров. Более того, в нашем городе таких музеев, связанных с историей железнодорожной техники, целых два штуки.

Первый носит официальное название «Музей истории, науки и техники Свердловской железной дороги». Он размещается в здании Старого вокзала, которое, в свою очередь, также является памятником архитектуры: возведено в 1878 году. Территорией экспозиция похвастать не может, поэтому выставляются там, в основном, макеты, да есть еще небольшие скульптуры у входной группы.

А вот настоящий железнодорожный музей с реальными паровозами, тепловозами, электровозами и старинными вагонами ютится на задворках депо «Свердловск Сортировочный», совсем рядом с тем местом, где 4 октября 1988 года произошел мощнейший взрыв (вагон с 47-ю тоннами тротила и 40-ка тоннами гексогена покатился под уклон и врезался в состав с углем, а рядом был склад ГСМ). Тогда ударная волна прокатилась на 15 километров, образовалась воронка диаметром 40 и глубиной 8 метров. Такое вот неординарное место находится на окраине нашего мегаполиса.

Чтобы добраться до екатеринбургского железнодорожного музея на машине, нужно доехать до перекрестка улиц Ватутина и Минометчиков (GPS координаты: 56.869992, 60.518223) — здесь начинается один из самых длинных в Екатеринбурге пешеходных мостов (более 800 метров). Если решите поехать на общественном транспорте, нужно сойти на остановке «Ватутина» (множество автобусных маршрутов, а также трамваи №7, 10, 13 и 24, следующие на «Сортировку») и пройти до указанного перекрестка пешочком.

Мост, действительно, впечатляет: он висит над несчётным количеством железнодорожных путей, можно увидеть составы, наполненные углем, металлом и другим грузами, какие-то ремонтные мастерские. Вдали виднеются градирни Верх-Исетского металлургического завода, башня небоскреба Высоцкий и бескрайний, как море, верхний пруд на реке Исеть.

Фотография 2. Пешеходный мост, соединяющий улицы Минометчиков и остановочный пункт «Электродепо». Отчет о походе в музей паровозов Екатеринбурга. Камера Nikon D610, объектив Nikon 24-70mm f/2.8G, поляризационный фильтр Hoya HD Circular-PL. Настройки при съемке: выдержка 1/400 секунды, экспокоррекция -1.33EV, диафрагма f/2.8, ИСО 100 единиц, фокусное расстояние 24 мм.

Фотография 2. Пешеходный мост, соединяющий улицы Минометчиков и остановочный пункт «Электродепо». Отчет о походе в музей паровозов Екатеринбурга. Камера Nikon D610, объектив Nikon 24-70mm f/2.8G, поляризационный фильтр Hoya HD Circular-PL. Настройки при съемке: выдержка 1/400 секунды, экспокоррекция -1.33EV, диафрагма f/2.8, ИСО 100 единиц, фокусное расстояние 24 мм.

Более длинный мост мы видели, наверное, только во время путешествия в Индию осенью прошлого года. Тогда в Дели на главном железнодорожном вокзале мы тоже поразились количеству путей и поездов, что можно увидеть, пересекая полотно по эстакаде.

Фото 3. Такие виды открываются по пути к экспозиции старинной железнодорожной техники. 1/160, -1.33, 8.0, 450, 24.

Фото 3. Такие виды открываются по пути к экспозиции старинной железнодорожной техники. 1/160, -1.33, 8.0, 450, 24.

К слову, есть еще один вариант, как попасть в музей паровозов: доехать на электричке до остановочного пункта «Электродепо» и тоже подняться на этот же мост. Тогда вы увидите впечатляющее скопление электровозов. Ох, туда нужно наведаться как-нибудь на рассвете, когда всё будет в тумане…

Фотография 4. Депо электровозов на станции «Свердловск Сортировочный». Рассказ о том, как попасть в музей железнодорожной техники в Екатеринбурге. 1/160, -0.67, 8.0, 4500, 70.

Фотография 4. Депо электровозов на станции «Свердловск Сортировочный». Рассказ о том, как попасть в музей железнодорожной техники в Екатеринбурге. 1/160, -0.67, 8.0, 4500, 70.

Приблизительно по середине пути вы и увидите экспозицию под открытым небом. Вход свободный и бесплатный.

Фото 5. Экспонаты выставки паровозов и электровозов. 1/160, -0.33, 8.0, 320, 48.

Фото 5. Экспонаты выставки паровозов и электровозов. 1/160, -0.33, 8.0, 320, 48.

Фотография 6. Платформы и грузовые вагоны в музее поездов. 1/160, -2.0, 8.0, 200, 70.

Фотография 6. Платформы и грузовые вагоны в музее поездов. 1/160, -2.0, 8.0, 200, 70.

У мастерской по ремонту колесных пар посетителей встречает грузовой паровоз серии ФД с заводским номером 21-970.

Фото 7. Экспонат музея РЖД – паровоз ФД 21-2970.

Фото 7. Экспонат музея РЖД – паровоз ФД 21-2970.

Появился на свет он в 1941 году в Ворошиловградском паровозостроительном заводе (ныне это ПАО «Лугансктепловоз») в городе Луганск, что на Украине). Буквы «ФД» означают «Феликс Дзержинский». На момент начала войны это был один из самых мощных советских паровозов и с самой большой тягой. Мощность – 3100 лошадиных сил. Служебный вес – 134,4 тонны. Диаметр движущих колес – 1,5 метра. Всего по дорогам Советского Союза бегало 3213 таких монстров.

Рядом с ФД 21-2970 приютился грузовой электровоз серии «СС», выпущенный в 1931 году в Москве на заводе «Динамо». Аббревиатура расшифровывается, как «Сурамский советский». Это была первая модель электровоза, работающая от постоянного тока. Первоначально они трудились на Сурамском перевальном участке, что соединяет Большой и Малый Кавказ (сейчас это – территория Грузии). Всего выпущено 21 штука таких машин.

Фото 8. Башмак под колесом электровоза СС. Репортаж с похода в железнодорожный музей. 1/160, -0.33, 6.3, 720, 66.

Фото 8. Башмак под колесом электровоза СС. Репортаж с похода в железнодорожный музей. 1/160, -0.33, 6.3, 720, 66.

На площадке напротив можно увидеть грузовые вагоны времен, я думаю, Великой Отечественной Войны.

Фотография 9. Грузовые вагоны в железнодорожном музее. 1/160, -2.0, 8.0, 160, 24.

Фотография 9. Грузовые вагоны в железнодорожном музее. 1/160, -2.0, 8.0, 160, 24.

Не большой я любитель всякой техники, но этот музей под открытым небом, организованный РЖД, оставил приятное впечатление. Еще и покрашено всё в контрастные цвета – радость фотографу.

Фото 10. Музей РЖД. Отзыв об экскурсии. 1/160, 0.33, 8.0, 1800, 58.

Фото 10. Музей РЖД. Отзыв об экскурсии. 1/160, 0.33, 8.0, 1800, 58.

Фотография 11. Запирающий механизм железнодорожного вагона в музее РЖД. 1/160, 0.33, 2.8, 180, 42.

Фотография 11. Запирающий механизм железнодорожного вагона в музее РЖД. 1/160, 0.33, 2.8, 180, 42.

Основная экспозиция, как мы видели сверху, находится за стеной цеха по ремонту колесных пар. Здесь нас встречает пассажирский электровоз серии «ПБ-21», выпущенный тем же московским заводом «Динамо» имени Ленина в 1934 году. Буквы «ПБ» расшифровываются, как «Политбюро ЦК ВКП (б)». На снимке он чёрный.

12. Электровоз ПБ-21 и ВЛ-19 в музее поездов в Екатеринбурге.

12. Электровоз ПБ-21 и ВЛ-19 в музее поездов в Екатеринбурге.

Синий локомотив – первый (а среди серийных – единственный) электровоз, конструкцию которого не «заимствовали» у зарубежных аналогов, а полностью спроектировали в недрах конструкторских бюро СССР. Таким образом, это – музейный экспонат импортозамещения. Буквы «ВЛ», как вы, наверное, догадались, означают «Владимир Ленин». Выпущен он под №35 в 1932 году Новочеркасским электровозоремонтным заводом. Общее количество машин, таскавших грузы по железным дорогам нашей Родины, составляло 145 штук.

Фотография 13. Довольная туристка на подножке пассажирского электровоза ПБ-21 в екатеринбургском железнодорожном музее. 1/160, -1.0, 4.5, 200, 70.

Фотография 13. Довольная туристка на подножке пассажирского электровоза ПБ-21 в екатеринбургском железнодорожном музее. 1/160, -1.0, 4.5, 200, 70.

Фото 14. Экспозиция железнодорожной техники в Екатеринбурге. Туристам разрешено дотрагиваться до экспонатов. 1/250, -1.0, 4.5, 100, 50.

Фото 14. Экспозиция железнодорожной техники в Екатеринбурге. Туристам разрешено дотрагиваться до экспонатов. 1/250, -1.0, 4.5, 100, 50.

Следующий паровоз-музей построен в 1945 году на Коломенском паровозостроительном заводе. Регистрационный номер – 3262. Этот магистральный грузовой паровоз разработан в конце Великой Отечественной Войны Коломенским заводом и ВНИИЖТ под управлением великого конструктора Льва Сергеевича Лебединского. Буква «Л» — по фамилии его создателя (до 1947 года машины маркировались «П», что значило «Победа»).

Модель получилась удачной, её можно было эксплуатировать на территории всего Советского Союза. Среди железнодорожников этот паровоз прозвали «Лебедем» или «Лебедянка».

Фотография 15. Грузовой паровоз серии «Л» за номером 3262. Что посмотреть в Екатеринбурге на выходные? Сходите в музей железнодорожной техники под открытым небом. 1/160, 4.5, -1.33, 280, 66.

Фотография 15. Грузовой паровоз серии «Л» за номером 3262. Что посмотреть в Екатеринбурге на выходные? Сходите в музей железнодорожной техники под открытым небом. 1/160, 4.5, -1.33, 280, 66.

Фотографы любят фотографировать текстуры. Удовлетворить это желание может еще один электровоз серии Сс: СС-М05 (помните про Сурамский перевал). И окраска у него контрастная, и трещинки колоритные.

Фото 16. В музее паровозов в Екатеринбурге. 1/160, -0.33, 4.5, 360, 56.

Фото 16. В музее паровозов в Екатеринбурге. 1/160, -0.33, 4.5, 360, 56.

Снимок 17. Монстр в музее железнодорожной техники. 1/160, -1.67, 5.63 560, 24.

Снимок 17. Монстр в музее железнодорожной техники. 1/160, -1.67, 5.63 560, 24.

Фотография 18. Электровоз СС-М05 в музее железнодорожной техники под открытым небом в Екатеринбурге. 1/160, -1.33, 4.5, 250, 55.

Фотография 18. Электровоз СС-М05 в музее железнодорожной техники под открытым небом в Екатеринбурге. 1/160, -1.33, 4.5, 250, 55.

Самым молодым экспонатом здесь, наверное, является грузовой двухсекционный тепловоз серии ТЭ3 с заводским номером 4820. Построен он на Украине в 1954 году на Харьковском заводе машиностроения и электрооборудования. Аббревиатура расшифровывается, как «Тепловоз электрический, модель №3». Локомотив выпускался с 1953 по 1973 годы и служил рабочей лошадкой на тех участках железной дороги, где не было электричества. Всего было выпущено 6800 единиц таких машин.

Фото 19. Тепловоз ТЭ3 в музее РЖД. Снято на Nikon D610 и объектив Samyang 14mm f/2.8.

Фото 19. Тепловоз ТЭ3 в музее РЖД. Снято на Nikon D610 и объектив Samyang 14mm f/2.8.

Фотография 20. Все экспонаты, представленные на этой выставке, произведены в СССР. Отзыв об экскурсии в железнодорожный музей. 1/160, 4.5, 720, 62.

Фотография 20. Все экспонаты, представленные на этой выставке, произведены в СССР. Отзыв об экскурсии в железнодорожный музей. 1/160, 4.5, 720, 62.

Такой вот музей паровозов под открытым небом можно найти на окраине Екатеринбурга. Не скажу, что я уж совсем в диком восторге, но чувства от экскурсии приятные. Если выдалось пару свободных часов, почему бы и не съездить, не прикоснуться своими руками к истории, которую ковали своими руками наши деды и отцы.

Фото 21. Россия. Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта. 1/200, -2.67, f/5.0, 100, 70.

Фото 21. Россия. Екатеринбургский музей железнодорожного транспорта. 1/200, -2.67, f/5.0, 100, 70.

Постскриптум к рассказу о походе в музей паровозов

Вы обратили внимание, что я старался использовать советы по включению в фоторепортаж общего, среднего и крупного планов? Правда же, что смена масштабов изображения позволяет расставить акценты, оживить рассказ, сфокусировать внимание зрителей?

Отмечу, что для меня самым сложным оказалось искать интересные крупные планы. Приходилось буквально заставлять себя не отходить от объекта, пока не придумаю, что можно снять с большим приближением.

Вы видите, что в коллажах мне приходилось вставлять одинаковые кадры. Просто нужно было изначально снимать больше крупноплановых вариантов, а то мне не хватило нужных снимков. По-хорошему, нужно составить несколько «сеток для коллажа», посмотреть, какие форматы фотографий к ним подойдут и еще при съемке думать, какой кадр куда вставлю.

Успехов, друзья, коллеги и единомышленники! Жду ваши потрясающие работы на фотоконкурс!

Vo vremya poezdki v Germaniyu my s tovarishchami otpravilis' v muzej avtomobilej i tekhniki v gorode Zinskhajm. Tam mozhno zajti vnutr' legendarnyh sverhzvukovyh samoletov Tu-144 i Konkord.
4. Во время поездки в Германию мы с товарищами отправились в музей автомобилей и техники в городе Зинсхайм. Там можно зайти внутрь легендарных сверхзвуковых самолетов Ту-144 и Конкорд. .
A v Nizhnem Tagile v muzej prevratili celyj zavod, i sejchas posetiteli mogut oznakomit'sya s istoriej metallurgicheskogo dela na Urale. Ryadom s nim – smotrovaya ploshchadka na Lis'ej gore.
А в Нижнем Тагиле в музей превратили целый завод, и сейчас посетители могут ознакомиться с историей металлургического дела на Урале. Рядом с ним – смотровая площадка на Лисьей горе.
Eshche odin turisticheskij ob
Еще один туристический объект в окрестностях Екатеринбурга, связанный с железной дорогой – Дидинский туннель. В фотоотчете рассказано, как фотографировать в подземельях.
V Permskom krae est' koloniya, v kotoroj ran'she soderzhalis' politicheskie zaklyuchennye. Kakie zhutkie associacii tebya poseshchayut, kogda ty zahodish' v shtrafnoj izolyator
В Пермском крае есть колония, в которой раньше содержались политические заключенные. Какие жуткие ассоциации тебя посещают, когда ты заходишь в штрафной изолятор.
V prigorode Ekaterinburga v Verhnej Pyshme mozhno posetit' eshche odin interesnyj muzej pod otkrytym nebom – «Boevaya slava Urala». Tam, v osnovnom, predstavlena voennaya tekhnika.
В пригороде Екатеринбурга в Верхней Пышме можно посетить еще один интересный музей под открытым небом – «Боевая слава Урала». Там, в основном, представлена военная техника.
Mezhdu Ekaterinburgom i Nizhnim Tagilom mozhno najti derevushku Nizhnyaya Sinyachiha. V tamoshnem muzee pod otkrytym nebom mozhno oznakomit'sya s istoriej derevyannogo zodchestva Urala
Между Екатеринбургом и Нижним Тагилом можно найти деревушку Нижняя Синячиха. В тамошнем музее под открытым небом можно ознакомиться с историей деревянного зодчества Урала.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required



комментарий 51

  1. ЮРИЙ:

    Сергей, летом я пытался поснимать с этого моста окрестности. Из воздуха появилась охрана и заставила стереть все снимки, даже Верх-Исетского пруда, пригрозив ФСБ. Мол, станция «Еатеринбург Сортировочный» — СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ОБЪЕКТ!

  2. Сергей:

    Ничего себе, какие страсти! Наверное, вчера охрана заснула… Мы там минут сорок лазали, со всех ракурсов фотографировали. Даже заглянули в цех по ремонту колесных пар.
    Цех по ремонту колесных пар

    • ЮРИЙ:

      Как-то зимой тоже фотографировал минут 20, никому до меня не было дела, а тут нарвался на двух бдительных пенсионеров — кругом враги, американские шпионы! На вопрос, где написано, что нельзя снимать, ответ: «Сами должны понимать». Вот оно, дыхание 37-го года!

      • Сергей:

        Я думаю, это — самодеятельность. Если бы нельзя было фотографировать, то всё обнесли бы высоким забором и запретили проход гражданских лиц. Кроме того, там вся железнодорожная станция видна с соседних высотных домов.

  3. ЮРИЙ:

    Да, я просто не стал конфликтовать, ведь кто-то должен быть бдительным. Кстати, друзья-фотографы пишут, что такое часто бывает.

  4. Галина:

    Музей паровозов впечатляет! Сумел заинтересовать фоторепортажем. А про конкурс… прямо в растерянности. И хочется поучаствовать. И даже не могу с ходу придумать, о чём рассказать. Надо, наверно, что-то посетить. Сфотографировать. Показать. Пошла думать.

    • Сергей:

      Могу дать подсказку: прежде, чем куда-то ехать снимать, посмотреть работы других фотографов и, главное — продумать план съемки, как я описывал в уроке про съемку фотоотчетов. Нужно набросать список возможных сюжетов, если по месту окажется, что их невозможно снять, не страшно. Зато, если будет приготовлен сценарий съемки заранее, не нужно будет стоять и думать: «Чтобы такого сейчас сфотографировать?» 🙂

  5. Михаил:

    Эх, не вписываюсь я во временные рамки конкурса! Может, какой земляк-москвич отомстит за меня? 🙂 Подкидываю идею: павильон-музей «Траурный поезд В.И. Ленина». Теперь — музей Московской железной дороги. Это — рядом с Павелецким вокзалом.

    Хороший репортаж. Есть, правда, некоторый перебор в коллажах. А последнюю фотографию чуть светлее сделать нельзя? Сохраняя краски, конечно.

    • Сергей:

      Миша, признаюсь, что предыдущая статья (про то, как фотографировать в отпуске) для тебя написана. 😉 Даже хотел вместо реальных Филиппин ссылаться на виртуальный для меня остров Бали. 🙂 В фотоконкурсе ты не поучаствуешь, зато сможешь шикарные репортажи в Индонезии отснять!

      Когда я объявлял фотоконкурс, не имел ввиду, что теперь все должные железнодорожные музеи фотографировать. 🙂 Это — как пример использования советов по съемке фоторепортажа на практике. Музей паровозов — новое для меня место, легче снимать со свежим взглядом. А так, в правилах конкурса я написал, что можно снимать любые интересные места. Причем, даже один памятник. Вот вы попробуйте сфотографировать монумент с 10-ти разных ракурсов и планов так, чтобы все они были интересными.

      Если ты имеешь ввиду, что слишком много мелких кадров в каждом из коллажей, соглашусь. Формат изображения 4:3 мешает вместить оптимальные 3-4 снимка: 1 большой, плюс 2 или 3 маленьких. Как отметил в конце, нужно найти сетку под коллаж и ориентироваться на пропорции снимков, что в ней будут использоваться.

      • Михаил:

        Привет, Сергей! Не хотел бы затевать дискуссию (только проснулся, мысли еле шевелятся), а вот свою позицию обозначу. Хотя, это — больше вопрос терминологии.

        По моему мнению, фоторепортаж — это 3-5 фоток, в зависимости от текста и «места-события» — 5-7 штук (ну, 10 фото), текст больше смахивает на подписи к иллюстрациям, желательно — в хронологическом порядке. Все остальное — рассказ.

        У тебя, если судить по количеству фоток, всеобъемлющий фоторассказ о музее, с детальной демонстрацией всех экспонатов. Текст же (я не о качестве, а о количестве) — репортажный. Для рассказа в статье не хватает какой-то личной истории, или истории отдельного экспоната. Например: «23 января 1924 года, сквозь утонувший в снегу лес, из Горок в сторону Москвы, в густом облаке дыма и пара, двигался железнодорожный состав, состоящий из паровоза У-127 и одного багажного вагона № 1691. Землю сковал суровый мороз. Казалось, сама природа окоченела от горя…»

        Резюмирую. С учетом твоей предыдущей статьи, того как я ее понял и сказанного мною выше, у тебя должно было быть: 2 фото – «пришел- ушел», 2-3 экспоната крупным планом, один – коллаж.

        Согласен с Галиной: с твоим монитором опускать руки – грех!

        • Сергей:

          Миша, со всеми твоими замечаниями согласен. Статья про съемку фотоистории родилась из моих проблем: как ни приеду что-то снимать, очень тяжело выискивать крупные планы. Иногда вообще о них забываю. Например, отчет о прогулке по смотровым площадкам Каппадокии в Турции: почти все фотки – общего плана, нет детализации. Неделю назад съездил в национальный парк Таганай (поднялись на гору, посетили новую смотровую площадку, спустились в «антропогенное чудо» — глубокие разломы в земле, образовавшиеся после обрушения шахты). И везде проблема – почти нет крупных планов.

          Опыт показал: когда сажусь, и пишу подобные статьи, а потом пытаюсь применить на практике сгруппированную информацию, тогда фотки получаются лучше. Цель данного конкурса – кого-то подвигнуть на то, чтобы выполнить домашнее задание. Основная задача – использовать в отчете разноплановые снимки. Текст тут – не главное, главное — визуальный ряд, который покажет участник зрителям.

          Количество фото 5-7 штук в репортаже – согласен. В отчете о путешествии у меня меньше 20-30 штук никогда не будет. И хорошо бы, чтобы они состояли из серий по 5 штук разноплановых. Не факт, что это сразу получится, или всегда такой подход может быть использован. Но главное – остановиться, проанализировать свои работы, понять, что существует проблема и подумать, как её решить. После того, как я написал статью про съемку профессионального видео на зеркалку, я не стал сразу выдавать шедевры – но, хотя бы, стараюсь не так быстро водить камерой из стороны в сторону… 🙂

          В общем факты таковы: обзор про съемку репортажа написал, в первую очередь, для себя. Если кому-то затронутая проблема близка, и моя писанина поможет – хорошо. Есть рюкзак для фотоаппарата, который можно заполучить, пытаясь научиться делать интересные серии снимков. По-моему, отличная ситуация!

          Даже, если человек полностью проигнорирует всё то, что я высказал, уверен, в какой-то момент вспомнит мою статью и снимет самый свой лучший фотоотчет… или кадр. 🙂

          • Михаил:

            Эх, мне бы твою терпимость к критике! Кстати, у тебя была готовая история для рассказа: фото из комментария Юрию — тому подтверждение. Небольшое отступление о буднях ремонтников колесных пар было бы к месту.

          • Сергей:

            В цех по ремонту колесных пар я заглянул только на одну минутку (и то, не входил, через открытые ворота снимал). Вообще, мне хотелось бы попасть официально на какой-нибудь завод и снять репортаж с производства. Правда, там много тёмных мест, мне кажется — нужны внешние вспышки.

            Я же говорил: критика моих работ — подарок от Вас, читателей. Какие-то недостатки я не вижу, пока на них не укажут. С чем-то соглашаюсь и меняю свой подход, с чем-то не соглашаюсь и продолжаю действовать в том же духе. С какими-то словами не согласен, принимаю в штыки, а позднее подумаю и понимаю, что критик был прав…

          • Сергей:

            Кстати, предлагаю поиграть в игру «Что бы я снял крупным планом, если бы снимал репортаж в этом цехе?» 🙂 Мне кажется: 1) обязательно крупно знак «Не стой под грузом»; 2) колеса сбоку, как красные на фото №15; 3) нужно было бы посмотреть возможность сформировать абстрактный узор из частей желтых и красных крановых конструкций, или на фоне синего контейнера.

            Как опция — крупно снять зубцы на шестеренках. В центре видны две окружности с шариками (возможно, это — редукторы со снятой крышкой) — можно было снять кружок на весь экран, неплохо бы смотрелось. На переднем плане — «ушки», если зайти справа и снять «на просвет», чтобы «лес» из этих петелек образовался… тоже может было бы интересно.

          • Михаил:

            Что тут сказать: любое производство, движущиеся механизмы, пламя горелок — находка для фотографа. Его возможности ограничивает только умение мыслить креативно, сверхзадача (т.е., что ты хочешь показать: тяжелые будни сталевара, или завораживающее движение ленты конвейера), навыки и талант. Хотя… если ты снимешь крупном планом огонь плавки, отраженный в защитных очках сталевара, то любые огрехи в технике тебе простятся!

            Я на производстве не бываю, вместо движущихся шестеренок могу только сфоткать санитара, меняющего памперс получателю социальных услуг (теперь можно только так говорить). Однако у меня была возможность снять движущиеся механизмы фуникулера на острове Лангкави во время отдыха в Малайзии. Возможность была, а вот опыта и знаний не хватило — пока я прикидывал, что лучше снять: кабину на фоне крутящихся маховиков или наоборот? Пока я методом «тыка» подбирал настройки, меня вежливо, но настойчиво попросили удалиться.

            На фото №15 Катерину надо было поместить на нижнюю ступеньку лестницы. Я вижу ее там с флажком в поднятой руке. Наверху она совсем потерялась.

            Про «ушки» — не знаю, но вот если бы снять колесные пары под другим углом или сверху, то появилась бы ритмичность.

          • Сергей:

            Нижняя ступенька и флажок — хорошая идея. Тогда уже и железнодорожную форму нужно найти для фотосессии. 🙂

          • Михаил:

            Форма — перебор, а вот платок в руке — в самый раз. И уже в мыслях рождается история.

    • Сергей:

      Последнее фото у меня не получилось обработать светлее: если кручу ползунок «Тени» вправо, или «Экспозицию», теряется магия заката.

      • Галина:

        Тени — вправо, а потом цвет заката возвращаешь ползунками «затемнение» и корректируешь «красочность».

        • Сергей:

          Так надо еще, чтобы руки были прямые у фотографа, что обрабатывает эту картинку. 🙂

  6. Михаил:

    Да, забыл спросить, а как будет организовано голосование на конкурсе? Или ты будешь единолично решать?

    • Сергей:

      Ох, как так я забыл написать! Долго мучился с этим вопросом, принял решение голосование не использовать, так как не придумал, как избежать накруток. Посмотрел, как проходят другие конкурсы — часто вопрос определяется жюри. В комиссии буду я и жена… 🙂

      • Михаил:

        Семейственность! Не премину покритиковать жюри. 🙂 Если серьезно, согласен, что это — оптимальное решение.

        Опять же жаль, смогу читать только на смартфоне, а на его экране все фотки — шедевры!

        • Сергей:

          Метод общего голосования не подходит — примером служат Фотки-Яндекс, на которых у меня множество раз фотографии попадали в раздел «Популярное» с десятками тысяч просмотров в неделю. При этом они были не самыми лучшими… Кошечки и собачки всегда наберут больше «лайков». 🙂

          Понятно, что лучше бы набрать более представительную комиссию из талантливых и профессиональных фотографов… Наверное, когда сайт превратится в мощный портал с 100 тысячами посетителей в месяц, мне удастся пригласить гуру и они согласятся потратить своё время на судейство моего фотоконкурса. 🙂

        • Сергей:

          По поводу шедевров — принять участие могут обладатели мыльниц и смартфонов. Значит техническое качество не будет иметь превалирующего значения, главное — композиция, передача истории в фотографиях.

          • Михаил:

            Т.е. текст совсем не нужен или достаточно подписи, короткого комментария?

          • Сергей:

            Миша, это — фотоконкурс. Литературные навыки не будут оцениваться. Но мне действительно хотелось бы узнать побольше о тех объектах, что будут представлены. Поэтому краткий сопроводительный текст приветствуется.

  7. Валентина:

    Помню тот взрыв на Сортировке в 1988 году. К нам на улицу Коминтерна взрывная волна не дошла, а вот у подружки на улице Черепанова стёкла повылетали. Они там реально подумали, что атомная война началась.

    По поводу фоторепортажа и крупных планов. Тут действительно без продуманного плана не обойтись, чтобы ничего не упустить. А, может быть, даже и сначала побывать на месте предстоящей съёмки, чтобы, так сказать, срежиссировать.

    Композиция фото №4 очень интересная — составы, словно гусеницы из своих норок выходят.

    • Сергей:

      В те времена угроза атомной войны в воздухе витала. Помню, нас в школе заставляли смотреть фильм «Письма мёртвого человека» о событиях, случившихся после ядерной войны… Не удивительно, что взрыв на Сортировке такие мысли вызвал.

      По поводу того, чтобы заранее прийти на место и присмотреть ракурсы съемки — отличная идея. Я часто такие советы у профессиональных фотографов встречаю. Например, читал книжку фотографа David duChemin — он рассказывал, как приехал в Непал и в течение недели ходил на площадь с самым известным храмом Катманду, чтобы прикинуть, как его снять необычным способом. Естественно, снимок, который он продемонстрировал в книге — шедевр. А мы обычно: приехал, увидел, щелкнул и дальше пошел. 🙂

      Спасибо за фотографию №4. Мне это зрелище и наяву очень понравилось.

  8. Александр:

    Я еще понимаю, железная дорога — стратегический объект, а вот, когда в июле этого года мне запретили снимать со штатива на ВДНХ, это, признаюсь, показалось мне полной дурью. Да и такие стратегические места, как ЖД, в век спутников, телеобъективов, скрытых камер — по крайней мере, глупость. А то, что напоминает 37 год, обидно: я родился в этом году.

    • Сергей:

      Смотря какая формулировка была по поводу запрета съемки в ВДНХ… Когда мы летали в США, с удивлением выяснили, что в Нью-Йорке в таких местах, как музеи или смотровые площадки на небоскребах, со штатива нельзя просто так снимать: считается, что ты занимаешься профессиональной съемкой и должен купить патент (кажется, 900 долларов стоит). Пришлось с рук фотографировать.

      Еще нельзя полицейских снимать, но я этого не знал и на Таймс-сквер их в упор фотографировал. 🙂 Ничего, обошлось…

      • Михаил:

        В Тунисе нельзя фотографировать полицейских. А форма у них классная. Чего только краги стоят!

        • Сергей:

          Миша, я думаю, что их нельзя фотографировать втихаря. Если подойти и попросить — они же люди, разрешат. Я, когда вижу полицейских с автоматами за границей — аж зудит: хочу подойти и попросить, чтобы сделали вид, что мне руки заламывают и в кутузку забирают… 🙂

          • Михаил:

            В Гокарне я сфотографировал жену с девчонками-полицейскими. Сначала: «Нет-нет», — а потом — вот такие широкие улыбки! Ты видел фотку.

            А в Тунисе до революции было все серьезно. Если наводишь камеру на дворец президента, стреляют по стеклам. Ну, по словам гида… а он был местный, хоть и учился в Воронеже.

            Не знаю, что мы за эту тему зацепились. Мое мнение такое: если считаешь себя фотографом, запретов не должно быть. Мораль и этика — вот два цензора.

      • Александр:

        Формулировки не было: охранники (они же, по совместительству, уборщики) говорили: «Нам сказали не разрешать, мы должны исполнять. Вот, если у вас мыльница, то можно.» А при виде моего Canon 6D они решили, что я — профи. К сожалению, они ошиблись, а мне пришлось делать семейные снимки в формате «-1».

    • Михаил:

      На самом деле, в этом нет ничего не обычного. Во многих странах штатив, да и вообще профессиональная фото и кинотехника, привлекает внимание полиции. И дело тут не в охране объекта, а в желании заработать на иностранцах.

      В Дубае я фотографировал башню Бурдж Халифа с расстояния, наверно, километр, так несколько раз подходили и интересовались: для себя или я профи? В Тадж-Махале вызвал подозрение телеобъектив — не хотели с ним пускать. В Стамбуле не пускают со штативом не только в Софию и Голубую мечеть, но и в Базилику Цистерна. Список можно продолжать. Иногда, действительно, абсурд: нельзя снимать, стоя на тротуаре у здания ФСБ (Лубянка), а вот со стороны метро — пожалуйста!

  9. Павел Черталев:

    Сергей, тема конкурса довольно жесткая: «Репортаж о самой интересной достопримечательности моей малой родины». Я, например, в ближайшем будущем доехать до малой родины не смогу. А присылая репортаж из Санкт Петербурга, нарушу часть темы: «Моей малой родины».

    А еще вызывает смущение «самой интересной»: кто решает, что та достопримечательность, что я выбрал, является самой интересной? Рискуешь нарваться на критику типа: «Эрмитаж — самая интересная достопримечательность, а не Павловский парк». Может, как-то переформулировать? Например: «Репортаж об интересной достопримечательности»? 🙂

    • Михаил:

      Павел, позволю себе вклиниться. «Малая Родина» — надо толковать шире: место, где ты сейчас живешь. «Вторая Родина» может же быть «малой»?!

      Со вторым Вашим тезисом я согласен, надо: «Самый интересный фоторепортаж…» Я понял Сергея так, что текст второстепенен или вовсе необязателен.

      • Павел Черталев:

        Михаил, я перед тем, как написал свой комментарий, загуглил это понятие — Гугл сразу выдал: «Моя малая родина. Наверное, каждый знаком с понятием «малая родина» – это то место, где ты родился и вырос, где впервые осознал себя пусть маленькой, но личностью. Семья, родительская любовь, все детские ощущения, этапы взросления и познания мира, становление характера, да в общем-то и судьбы, вложены в это понятие.»

        Собственно, это совпадает с моим пониманием. Вот я и написал. 🙂

    • Сергей:

      Привет, Паша! Не думал, что мои тексты понимают столь по-разному. Тема конкурса: репортаж (фотоистория, фототчет). Задача — снять интересно какое-нибудь место в твоих краях. Хоть остановку автобуса около дома. Главное, чтобы не тупо нащелкать кадры, а постараться сделать так, чтобы они выстроились в визуальный ряд и составили историю.

      Миша правильно отметил: речь идет о конкурсе фотографий, а не о конкурсе мест.

  10. Павел Черталев:

    Сергей, на фото №2 бросились в глаза пятна на небе. Если бы диафрагма была прикрытая, я бы подумал, что это + пылинки на матрице. Но у тебя написано f2.8. Что это? Линза была заляпана? Дефекты обработки?

    • Сергей:

      Паша, в принципе, за полтора года пользования, на матрице Nikon D610 появились пятна — если зажму диафрагму, они становятся видны. Но, как ты сказал, при диафрагменном числе f/2.8 их не должно было видно.

      В этой съемке я использовал полярик, который поленился протереть. Думаю, пятна — это пылинки на фильтре.

  11. Миша:

    Спасибо за интересный репортаж! А я все никак не соберусь с фотоаппаратом там походить. С моста только смотрел на музей паровозов, проходя мимо. Да и в музее, что в помещении старого вокзала, не бывал.

    В конкурсе принять участие вряд ли получится, но надеюсь увидеть интересные репортажи. Меня еще заинтересовало время съемки, хотя и есть предположение.

    • Сергей:

      Благодарю, Михаил, за отзыв! Не понял про время съемки? Мы снимали минут за 20 до заката. Посмотреть, с какой стороны будет светить солнце в момент съемки, и часы начала/окончания сумерек в месте, где снимается фоторепортаж, можно на сайте Suncalc.

      • Миша:

        Я так и предполагал, что репортаж в музее паровозов велся под вечер. Просто решил уточнить.

  12. Егор:

    Здравствуйте, Сергей! Недавно наткнулся на Ваш блог, и он меня очень заинтересовал — сам мечтаю путешествовать в подобном формате. Думаю поучаствовать в конкурсе — в моём городе достаточно красивых мест. Только вот, погода установилась, увы, угрюмая… Но постараюсь сделать качественный фотоотчёт о какой-нибудь из достопримечательностей.

    По поводу конкурса, есть вопрос: к фоторепортажу нужно прилагать текст, наподобие Вашего, или можно обойтись только фотографиями?

    • Сергей:

      Доброго дня, Егор! Буду рад, если пришлете свои работы на конкурс. Интересно и места занятные посмотреть, и проанализировать фоторепортажи – глядя на чужие успехи и ошибки, и сам помаленьку учишься.

      По поводу сопроводительного текста – как я писал выше: он необязателен, но желателен. Мне уже прислал свои фотки первый участник: без текста, просто название «Парк такой-то». Фотографии интересные, но текста не хватает. Поэтому предлагаю, все же, написать, хотя бы, вступление на пару абзацев: что за место, почему оно Вам нравится, какова его история. Даже в немом кино есть информационные вставки. Кроме того, по условиям конкурса, в двух словах нужно рассказать про то, какой фототехникой снимали и о Вашем опыте в фотографии.

      Мой текст в данном отчете, конечно, довольно длинный. Но просто мне нравится писасть сочинения, понимаю, что не все хотят тратить на это время. Поэтому и прошу, хотя бы введение. Вот посмотрите фоторепортаж о жизни рыбаков в Гане, снятый фотографом Tomasz Tomaszewski. lensculture.com/articles/tomasz-tomaszewski-the-fishermen-of-elmina-ghana#slide-1 (там нужно листать слайдер).

      Текста почти нет. Но вступительное слово и подписи к фотографиям помогают понять, о чем его фотоистория: «Элмина – город, расположенный на в южной части побережься Ганы у Атлантического океана. Это было первое европейское (португальское) поселение в Западной Африке. В былые времена географическое положение Элмины делало его важным пунктом для пополнения провизии судов, следующих к Мысу Доброой Надежды по пути в Индию.

      Несколько лет назад я побывал проездом в Элмине по пути в другую срану, Бенин, и сделал несколько фоток с празднования фестиваля там. Когда проходил по мосту, увидел потрясающий залив и сотни рыбаков с их лодчонками. Картинка так запала в душу, что я вспоминал о ней снова и снова, и она меня не отпускала в течение месяцев. В конце концов, я накопил денег и спустя год приехал в Элмину снова, чтобы провести 5 дней и осмотреть это волшебное место вблизи.

      Это было мой очень личный проект. Мне хотелось почувствовать дух этого места, однажды произвевшего на меня такое сильное впечатление, и выглядещее, как один большой муравейник с сотнями людей, включая детей, вовлеченных в рыбную ловлю. В наши дни, когда в Элмине проживает 33’000 жителей, она всё еще остается рыбацким поселком.

      Несмотря на новейшие технологии в рыбной промышленности, и особенно из-за агрессивного поведение китайских рыбаков, люди Элмины отважно сражаются за выживание и за свое существование. Они поддерживают друг друга, создавая небольшие кооперативы, в которых прибыль распределеятся поровну между участниками команды. Это, своего рода, работа на местах, без какой-либо помощи государства».

      P.S. Что касается плохой погоды, то я тоже люблю, когда во время съемки все освещается красивым светом. Но опыт показал, что и в пасмурную, ненанстную погоду, тоже можно снять интересные снимки, а погодные явления только подчеркнут драмматизм истории. При съемке в тумане желательно включать в кадр яркие объекты, которые будут привлекать к себе внимание. Например, предлагаю вспомнить отчет о прогулке по зимней деревне Нижнеиргинское, год назад – тогда валил снег, всё вокруг было серым, но мне кажется, репортаж получился довольно интересным (хотя, тогда я еще не знал правил съемки фотоисторий и не делал крупных планов; и хорошо бы из 40 фотографий в том отчете оставить 25 штук). В Екатеринбурге уже третий день валит снег – хороший повод прочитать рассказ про Нижнеиргинское, так как в конце приведены рекомендации, как снимать фотоаппаратом в морозы так, чтобы не повредить фототехнику.

      • Егор:

        Спасибо за такой подробный ответ. Я Вас понял.

      • Павел Черталев:

        Да Сергей — по сравнению с Tomasz Tomaszewski моя работа выглядит детской поделкой. Я её видел раньше — невероятно круто.

        • Сергей:

          Вконтакте я подружился с Михаилом Доможиловым, директором школы журналистики «ДокДокДок», а он, в свою очередь — ученик Сергея Максимишина. В общем, он ссылки на подобные репортажи чуть не ежедневно постит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required