\n

Зачем мне нужен штатив?

Текст статьи обновлён: 16.04.2020

Почти одновременно с покупкой своего первого зеркального фотоаппарата Nikon D5100 c КИТ-объективом Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G AF-S VR DX Zoom я заказал в интернет-магазине простенький алюминиевый штатив. Давайте расскажу, для каких целей он мне понадобился, какие сюжеты я фотографирую, используя свою треногу.


Сейчас на нем не сохранилось ни одной бирки, но судя по внешнему виду, это Era ECSA-3512. В течение двух лет мы с ним побывали в самостоятельных путешествиях в Китае, Гонконге, Филиппинах, США, Мексике и Шри-Ланке. Мы ходили с ним в походы выходного дня в природный парк Оленьи ручьи и Тальков камень, мы спускались с ним в пещеру Дружба и лазили по болотам и лесам в окрестностях Екатеринбурга. Мы сделали отличные кадры в сумерках и ночью, снимали панорамы и HDR-фотографии, учили основы съемки натюрморта при освещении световой кистью. В общем, вы наверное уже догадались, что до последнего времени я был полностью доволен своим легким (500 грамм), компактным и дешевым (550 рублей) триподом Era ECSA-3512.

Мой простенький штатив типа Era ECSA-3512 объездил половину мира. Нормально держит Nikon D5100 c KIT 18-55

Мой простенький штатив типа Era ECSA-3512 объездил половину мира. Нормально держит Nikon D5100 c KIT 18-55

Такой простой и дешевый штатив легко удерживает мой Nikkor D5100 со штатным объективом Nikkor 18-55 f/3.5-5.6G. Мне нравится, что он легкий: мы, особо не напрягаясь, таскали свою треногу по городам и весям разных стран. С открученной головкой он просто вмещается в походный чемодан и сдается в багаж. А стоимость в 550 рублей – просто смешная в сравнении с ценой профессиональных штативов для фотосъемки.

Однако, пару месяцев назад, я приобрел себе телеобъектив Nikkor 70-300. В своем обзоре с примерами фотографий, снятых на пару Nikon D5100 и Nikkor 70-300, я упомянул, что теперь мне придется приобрести и более дорогой штатив, т.к. мой маленький трипод Era ECSA-3512 вибрирует под весом телевика.

Когда же я озадачился вопросом «Какой штатив выбрать для Nikkor D5100 с телеобъективом?», то обнаружил, что на профильных форумах немало начинающих и опытных фотографов сломали копий в спорах: «Что лучше: алюминиевый или карбоновый штатив? Какая головка должна быть на триподе? Чем дорогой штатив лучше дешевого? – эти у куча других вопросов не дают покоя фотолюбителям.

Оказалось, что выбрать правильный штатив не легче, чем выбрать качественный объектив или фотоаппарат: нужно всегда искать компромисс между ценой и качеством, между весом и жесткостью, между компактностью и устойчивостью. Не буду рассказывать о своих долгих муках выбора. Сообщу только, что в конце концов я решил купить относительно дорогой карбоновый штатив Sirui T-2204X с головкой G20X. Поскольку ждать доставки мне придется около месяца, то есть время обдумать все, что я узнал о профессиональных штативах. И в своей сегодняшней статье я хочу высказать свои соображения о том, как выбрать лучший штатив для профессиональной фотосъемки, с точки зрения начинающего фотолюбителя.

На мой взгляд, когда в поисковой строке вашего браузера набираете «как выбрать качественный штатив», вы  получаете большое количество «маркетингового мусора», скрывающего суть главного. Вас уверяют, что хорошие фотографии невозможно получить, не пользуясь дорогой треногой; что штатив дешевле 700 у.е. вообще не стоит внимания уважающего себя фотографа; и т.д. и т.п.

Возможно, я попался на эту маркетинговую удочку, заказав для себя Sirui T-2204X + G20X из карбона за почти 400 долларов. Ведь такой же алюминиевый штатив стоит приблизительно 170 у.е. Но я выбрал именно карбоновый трипод, так как в путешествии дикарем по разным странам, почти всегда, я старался подняться в горы. И в горах разница в весе 600 грамм между алюминиевым и карбоновым штативом может иметь значение. Однако, пока я не получил свой Sirui T-2204X с головкой G20X для меня остаются открытыми вопросы: чем дорогие штативы отличаются от дешевых? Точнее, чем триподы высшей ценовой категории отличаются от штативов средней ценовой категории?

На мой взгляд, когда вы выбираете между двумя треногами одинаковой конструкции, из одного и того же материала, а цена на них отличается в три раза, то, скорее всего, вы собираетесь купить не лучшее изделие. Вы просто собираетесь оплатить услуги более дорогого маркетолога, которому удалось убедить вас что черное – это белое…

По сути, штатив – это опора для фотокамеры, это – табуретка. Если вы сравниваете две табуретки с ножками из дюралюминия и пластиковой сидушкой, но одна из них стоит 150 у.е., а другая – 650 у.е., то вы покупаете не дополнительную устойчивость, вы платите за бренд. Ниже в данной статье я приведу свои аргументы в защиту такой позиции. Ну, а когда я получу свою посылку, попробую написать отзыв о профессиональном штативе для фотоаппарата марки Sirui T2204X с головой G20X и опыте его использования с фотоаппаратом Nikon D5100 и телеобъективом Nikkor 70-300.

Сейчас давайте вернемся к основам. Для тех, кто является еще более начинающим фотолюбителем, чем Ваш покорный слуга, я попробую дать ответ на вопрос

А вообще, зачем мне нужен штатив?

Штатив, он же – трипод (по-английски, tripod), он же – тренога – устройство, используемое в качестве неподвижной опоры для вашего фотоаппарата. Тренога используется при фотографировании на длинных выдержках и для фотографирования себя любимого без участия третьих лиц… 🙂

В качестве материалов для изготовления триподов чаще всего используют алюминий и карбон. Для крепления фотоаппарата к штативу используют головки трех типов: шаровые, 3D и панорамные головки. При выборе штатива для своего фотоаппарата нужно учитывать максимальную нагрузку, на которую он рассчитан.

Мой простой алюминиевый Era ECSA-3512 оснащен 3D-головкой и его расчетная нагрузка составляет около полутора килограммов. Он неплохо держит мой Nikon D5100 со штатным объективом Nikkor 18-55, но «пасует» перед телеобъективом Nikkor 70-300. Также, в самом начале, мы пробовали поставить на него Nikon D5100 с объективом Sigma 18-250 и он ее тоже держит плоховато. Мой друг купил себе штатив чуть покрепче, за 1500 руб. и теперь не знает проблем со съемкой на свою сигму. Это я к тому, что не обязательно покупать треногу за 650 у.е., чтобы закрепить свой фотоаппарат (если только у вы готовы смириться с немного большим весом алюминиевого штатива).

Штатив нужен при съемке ночного пейзажа с длинными выдержками

Например, во время самостоятельного путешествия по маршруту Китай-Гонконг-Филиппины мы поднимались на пик Виктория в Гонконге, где я снял эту панораму вечернего города.

Вид на Гонконг. Снят на закате со штатива на камеру Nikon D5100 KIT 18-55.

Вид на Гонконг. Снят на закате со штатива на камеру Nikon D5100 KIT 18-55.

Когда уже полностью стемнело, мы приехали на набережную Аллея звезд и я снял вот эту фотографию ночного Гонконга.

Вид ночного Гонконга. Снято на Nikon D5100 KIT 18-55 со штатива Era ECSA-3512

Вид ночного Гонконга. Снято на Nikon D5100 KIT 18-55 со штатива Era ECSA-3512

При съемках фото, указанных выше, на улице было относительно много света – огни большого города. А вот, например, при путешествии дикарем на арендованной машине по Мексике, мы однажды ночевали на берегу Карибского моря. Источником света была только луна и звезды.

Ночь в Карибском море. Источник освещения - луна и звезды. Выдержка 69 секунд. Снято со штатива на зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55.

Ночь в Карибском море. Источник освещения — луна и звезды. Выдержка 69 секунд. Снято со штатива на зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55.

На море был шторм, но из-за большой выдержки (69 секунд) волны превратились в «сказочный туман».

Так мы подошли еще к одному применению триподов.

Штатив нужен для получения эффекта «молочные реки» при съемке текущей воды

Если вы снимаете водопад или лесной ручеек и хотите, чтобы вода выглядела, как молочная река, то нужно увеличить выдержку. Для этого приходится зажимать диафрагму, снижать ISO до минимума и использовать нейтральный ND-фильтр. Таким образом был снят вот этот водопад в горах Шри-Ланки

Превратить текущую воду в молочные реки можно используя ND-фильтр и длинную выдержку. Съемка со штатива на Никон Д5100 КИТ 18-55.

Превратить текущую воду в молочные реки можно используя ND-фильтр и длинную выдержку. Съемка со штатива на Никон Д5100 КИТ 18-55.

… и небольшой водопад на Смородинское водохранилище во время нашего похода выходного дня на озеро Бездонное.

Еще один пример размытия воды за счет удлинения выдержки ND-фильтром. Зачем нужен штатив

Еще один пример размытия воды за счет удлинения выдержки ND-фильтром. Зачем нужен штатив

Профессиональный штатив нужен при съемке натюрмортов

В частности, при использовании в качестве источника освещения натюрморта фонарика (метод световой кисти), вам не обойтись без треноги.

Освещение натюрморта световой кистью. Невозможно снять без трипода.

Освещение натюрморта световой кистью. Невозможно снять без трипода.

Натюрморт по мотивам работ "Из жизни гвоздей" фотографа Влада Артазова снят со штатива

Натюрморт по мотивам работ «Из жизни гвоздей» фотографа Влада Артазова снят со штатива

Штатив для зеркального фотоаппарата используется и при макросъемке

Обычно при съемке макро вам требуется обеспечить максимальную ГРИП. Сделать это можно, зажав диафрагму. Но при зажатой диафрагме возникает необходимость использования штатива.

При макросъемке для увеличения ГРИП приходится зажимать дифрагму и фотографировать со штатива

При макросъемке для увеличения ГРИП приходится зажимать дифрагму и фотографировать со штатива

Штатив нужен для съемки панорам

Чуть выше я показал фотографии ночного Гонконга и назвал их панорамами. Это не совсем верно, т.к. они сняты одним кадром. Настоящие панорамы склеивают из нескольких кадров и для съемки панорам, естественно, желательно иметь штатив.

При съемке панорам лучше использовать штатив, чтобы было легче "сшивать" панораму.

При съемке панорам лучше использовать штатив, чтобы было легче «сшивать» панораму.

Например эта панорама известной достопримечательности Большой провал в природном парке Оленьи ручьи смонтирована из 4-х вертикальных кадров. Одним кадром передать всю красоту этого впечатляющего природного памятника было бы тяжело. Тренога нужна, чтобы было легче совмещать кадры при склеивании их в специальной программе для обработки панорам.

Панорамы можно снимать «с рук», как например эта панорама смородинового водохранилища.

Пример панорамы,

Пример панорамы, «склеенной» из нескольких кадров, снятых с рук. Почему-то виден шов в середине кадра. Может быть потому что съемка велась без штатива?

Но вы видите, что остался видным «шов», возможно, потому, что кадры были сняты на разной высоте – руки дрожали.

Профессиональные штативы используются при съемке HDR-фотографий

Чтобы снять фотографию с расширенным динамическим диапазоном (HDR-фотографию) вам нужно сфотографировать с одной точки, как минимум, пять одинаковых фотографий с разной экспозицией (-2, -1, 0 , +1, +2) и потом объединить их при помощи специальной программы. Сразу предупреждаю, что HDR фотографировать я пока еще не научился. Вот что у меня получается.

Чтобы получить HDR нужно сделать несколько одинаковых кадров с разной экспозицией. Удобнее всего это делать со штатива.

Чтобы получить HDR нужно сделать несколько одинаковых кадров с разной экспозицией. Удобнее всего это делать со штатива.

Штатив нужен при съемках в пещерах, шахтах и подвалах

 В своем отчете о походе выходного дня в природный парк Оленьи ручьи я рассказывал о том, как фотографировал в пещере Дружба.

Съемки в пещере невозможны без применения штатива.

Съемки в пещере невозможны без применения штатива.

Штатив нужен для съемки себя любимых

Когда вы самостоятельно путешествуете по какой-нибудь замечательной стране, часто возникает ситуация, когда вы хотите сняться на фоне известной достопримечательности. Вы просите стоящего рядом вездесущего японского туриста, увешанного профессиональным Nikon D800 с объективом 24-70 снять вас с женой на фоне вон того водопада. Он с важным видом берет вашу фотокамеру: «ОК, мистер! Улыбочку!» и снимает вот это:

Водопад Агуа Асуль в Мексике. Пример того, как не стоит снимать достопримечательности в стиле

Водопад Агуа Асуль в Мексике. Пример того, как не стоит снимать достопримечательности в стиле «я на фоне вон того памятника»

Я бы снял этот кадр по-другому: модели ближе к камере (можно по пояс), расположить их справа в «золотом сечении». Возможно, потребовалось бы сместить точку съемки, чтобы сломанные доски в настиле не привлекали к себе взгляд зрителя.

Используя же наш собственный штатив мы можем устроить вот такую фотосессию в Мексике во время самостоятельного путешествия на арендованной машине по этой стране:

Вот такую фотосессию мы устроили самостоятельно. Автор фото - штатив Era ECSA-3512 :)

Вот такую фотосессию мы устроили самостоятельно. Автор фото — штатив Era ECSA-3512 🙂

или на Филиппинах на острове Боракай используя штатив вы можете получить неплохие кадры.

Еще одна самостоятельная фотосессия на Филиппинах. Автор фото - все он же, штатив Era ECSA-3512

Еще одна самостоятельная фотосессия на Филиппинах. Автор фото — все он же, штатив Era ECSA-3512

Вот еще один автопортрет, снятый со штатива на улице Ванфуцзин (Wangfujing) в столице Китая.

Самостоятельное путешествие в Китай. Съемка ночного портрета со штатива на Nikon D5100 с объективом KIT 18-55

Самостоятельное путешествие в Китай. Съемка ночного портрета со штатива на Nikon D5100 с объективом KIT 18-55

Обоснованность цен на штативы

Надеюсь, к моменту написания моего обзора штатива Sirui T-2204X с головой G20X я найду ответы на мои вопросы: почему дорогой штатив лучше дешевого? И почему цена профессионального штатива так высока?

В результате долгих размышлений и чтения тематических форумов я решил, все же, купить дорогой карбоновый штатив, т.к. он легкий и гасит вибрации лучше, чем алюминиевый трипод. Иногда я планирую снимать в горах и описанные качества профессиональной треноги мне могут пригодиться. Но обоснована ли цена в 400 у.е. за карбоновый штатив? Наберите в поисковике «карбоновое удилище +цена» и вы увидите, что удилище из карбона длиной 3,9 метра стоит 1700-2500 рублей. На изготовление треноги уходит два удилища плюс комплект фурнитуры. Не думаю, что при массовом производстве штативов в Китае стоимость фурнитуры выходит выше 700 рублей. Итого, справедливая цена на карбоновый штатив профессионального уровня должна быть в пределах 5000-6000 рублей. Все, что выше – маркетинг и ничего, кроме маркетинга. Вы можете позволить себе Nikon D800? Тогда вы просто должны купить этот профессиональный штатив из карбона за 25 тысяч рублей!

Про жесткость штатива

Читая обзоры или рекомендации какой штатив выбрать, часто можно встретить такое утверждение: если у вас ограничен бюджет, то вы  можете купить вот эту модель за 150 у.е., но если вам нужно действительно высшее качество, тогда вам нужно купить вон ту модель за 660 у.е. На взгляд человека, который пользовался только дешевым штативом за 500 рублей, такое мнение не очень понятно.

Мне понятна логика, когда говорят, что при ограниченном бюджете на покупку объектива вам лучше купить Nikkor 18-55, т.к. при разумной цене он позволяет снимать неплохие фотографии, но если вы хотите получить действительно потрясающие кадры, то купите Nikon 17-55mm f/2.8G ED-IF AF-S DX Zoom-Nikkor, т.к. в нем стоит качественное стекло с низкодисперсионными элементами и специальным покрытием.

Но когда обсуждают штативы и говорят: алюминий хорош тем, что он легкий и прочный, только вот гасит вибрации хуже, чем карбон; что головка из кованого алюминия лучше, чем из литого; и т.п. и т.д. – мне понятно. Потом идет аргумент: «Вы что думаете, что профессиональные фотографы не хотели бы пользоваться дешевыми штативами? У них просто нет возможности идти на компромисс! Поэтому они покупают штативы стоимостью от 800 у.е.»

В этом месте я перестаю понимать. Штатив – это не объектив. Он либо позволяет получить вам четкий снимок, либо – нет. Если не позволяет снять кадр без вибрации, то зачем он нужен вообще… Возьмите мой дешевый Era ECSA-3512 – единственная причина, почему я его меняю – он не держит телеобъектив Nikkor 70-300. Конечно, штатив Sirui T-2204X имеет ряд конструктивных преимуществ (крюк для груза, шаровая головка), но единственная причина смены перехода на более мощный трипод — Era ECSA-3512 не может держать телевик. А уж если сравнивать Sirui из алюминия и из карбона, то мне пришлось больше заплатить за вес, меньший на 600 грамм.

Как это может быть, что вот этот профессиональный дорогой штатив из карбона высотой полтора метра без центральной штанги с шаровой головкой лучше чем вот тот дешевый тоже из карбона, тоже с шаровой головкой и без центральной штанги? Это тоже самое, что утверждать будто табуретки из одного материала, размеров и формы за 150 и за 650 у.е. имеют разную устойчивость.

Когда-то в институте был у меня предмет: сопромат. Насколько я могу помнить, жесткость стержня зависит от его длины, толщины, материала и формы сечения. Штативы разных производителей имеют модели, сходные по размерам, материалам и конструкции, но цены отличаются в разы… Логики в обосновании цены мне на сегодняшний день не видно.

Ладно, это были теоретические размышления начинающего фотолюбителя на тему какой штатив выбрать, обоснованы ли цены на карбоновые штативы для фотоаппаратов и об играх маркетологов.

Надеюсь, что как только мне привезут мой Sirui T-2204X с головкой G20X, я смогу получить ответы на многие поставленные в этой статье вопросы и написать свой отзыв о карбоновом штативе этого производителя. И буду рад, если в комментариях к этой статье кто-то, кто реально перешел с относительно недорого штатива (за 150 у.е.) на дорогой (скажем, за 400-600 у.е.) расскажет какие преимущества он приобрел за эти деньги.

Дополнение от 27 апреля 2014 года:

Друзья, в марте 2014 года я съездил во второй раз в отпуск в Китай и Таиланд. Брал с собой, в том числе, и штатив. Активно использовал его для съемки ночных пейзажей и в пещере Crown Cave. Подписывайтесь на обновления моего блога (см. форма с e-mail внизу), если хотите получать извещения о новых статьях. Тогда вы не пропустите мой отчет об этой поездке.

Мост Hong Bridge в старинном городе Фенхуан (Fenghuang, 凤凰). Фото снято 18 марта 2014 вечером. Снимал со штатива Sirui T-2204X на телеобъектив Nikkor 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED.

Мост Hong Bridge в старинном городе Фенхуан (Fenghuang, 凤凰). Фото снято 18 марта 2014 вечером. Снимал со штатива Sirui T-2204X на телеобъектив Nikkor 70-300mm f/4.5-5.6G IF-ED. Выдержка: 10 сек. Диафрагма: f/11. Фокусное расстояние: 145 мм. ISO: 100. Компенсация экспозиции: 0 eV. Режим съёмки: приоритет диафрагмы. Вспышка: не сработала.

Предлагаю вам также почитать следующие посты, связанные со съемкой со штатива:

Obzor karbonovogo shtativa Sirui T-2204X
Обзор профессионального карбонового трипода Siru T-2204X с головкой G-20KX.
Nastrojki dlya siemki saluta
Урок фотографии «Какие настройки применять при съемке салюта и фейерверка».
Photosessia v Tulume
Фото, снятые во время фотосессии на берегу Карибского моря в Мексике. Автор всех снимков — недорогой ERA ECSA-3512.
Ekskursia v Letnij Imperatorskij Dvoretz
Тот же трипод выступил профессиональным фотографом и сфотографировал нас во время прогулки по улице Ванфуцзин в Пекине. Можно прочитать отчет о поездке в столицу Китая дикарями.
Obzor objective Nikkor 70-300.
Обзор объектива Nikkor 70-300, после покупки которого пришлось задуматься о покупке более устойчивого трипода.
Kak photographirovat molnii
Фотоурок о том, как фотографировать молнии — тоже нужен штатив.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required



комментарий 31

  1. Roman:

    Сергей, хотел посоветоваться с вами, если купить к тушке Nikon D5100 объектив Sigma AF 18-250mm f/3.5-6.3 DC OS HSM Macro Nikon F (о котором вы писали в одной из своих статей), выдержит ли штатив ERA ECSA-3512 такое сочетание тушки и объектива?

    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Роман! Спасибо за теплые слова! Рад встретить единомышленника! Мы пробовали с моим другом Михаилом ставить камеру Nikon D5100 с объективом Sigma 18-250 на мой штатив ERA ECSA-3512. В принципе он держит… Но приходится очень туго зажимать винт крепления. И, все равно, он сильно «клюет»… Вот фото рядом с аэропортом в статье «Примеры фотографий, снятых на Nikkor 70-300 и фотоаппарат Nikon D5100», снятое с этим фотиком, объективом и штативом. Но не удобно. Мой друг сразу же после этой съемки поехал и купил штатив чуть дороже и мощнее за 1800 рублей. Примерно, как Velbon CX-888.

      Я уже писал, что когда на свой ERA ECSA-3512 поставил телеобъектив и ширик Samyang 14/2.8 — он быстро сломался…

      Да, и позже я писал, что ШАРОВАЯ головка в разы удобнее, чем 3D, как на обсуждаемых штативах. Я пользуюсь Sirui T-2204X с головкой G20X. Он карбоновый. Легкий и дорогой. Его аналог — алюминиевый штатив Sirui R-2004. Отличается только тем, что сделан не из карбона, а из алюминия. Поэтому немного тяжелее. Рекомендую.

      • Roman:

        Сергей, спасибо за совет! В общем, как я понял, лучше сразу потратиться, но купить хороший штатив, который дольше прослужит.

        • Сергей Лахардов:

          Пожалуйста, Роман! Всегда рад! 🙂 Если сравнивать легкий штатив ERA ECSA-3512 и более мощный, как указанный ранее, Velbon CX-888 — однозначно выбор должен быть в пользу второго. При использовании таких тяжелых объективов, как Сигма AF 18-250 mm F3.5-6.3 DC OS HSM, нужен более прочный вариант.

          Хотя, еще более удобно будет использовать более серьезный трипод, как я советовал Sirui R-2004… Здесь два аспекта комфорта пользования. Первый — непередаваемое чувство того, как прочно стоит камера на штативе. Я не понимал этого, пока пользовался ERA ECSA-3512 … И это не объяснить, пока не попробуешь… И второй — представьте ситуацию: вы фотографируете пейзаж на неровной поверхности, например на ступеньках или на камнях… Выровнять горизонт можно приподнимая площадку штативной головки… Но она у меня всегда самопроизвольно опускалась. Приходилось регулировать уровень путем складывания двух из трех ног штатива на нужную величину. Это не удобно. А шаровая головка позволяет настроить уровень горизонта одним движением руки.

          Посмотрите видеоролик в обзоре треноги Sirui T-2204 G20X. Там я подробно на этом аспекте остановился.

  2. Илья:

    Нужная статья, особенно новичкам, не знающих, для чего использовать штатив. Спасибо автору и низкий поклон.

    • Сергей Лахардов:

      Илья, Вам от автора блога большое спасибо! 😉 Кстати, если Вы нажмете кнопку «Гугл+», то это будет отличное дополнение к Вашим словам! 😉

  3. Сергей Лахардов:

    Под второй формой подписки (оранжевый прямоугольник со скругленными краями, в который Вы можете ввести e-mail, чтобы потом получать сообщения о новых публикациях на моем сайте) находится ряд кнопок из социальных сетей. А справа от них — кнопка «g+». Эх, только, наверное, она не сработает, если у Вас на Google нет аккаунта…

  4. Юлия:

    Спасибо за такую подробную статью! Теперь могу немного ориентироваться среди различных штативов. Ведь, к сожалению, из-за незнания до сих пор не приобрела свой. Низкий поклон вам!

    • Сергей Лахардов:

      Юлия! Спасибо, что нашли время высказать Ваше мнение о моей статье. Приятно, когда не только читают, но и делятся впечатлениями гости. На мой взгляд, штатив непременно должен быть в списке тех аксуссуаров, которые покупают вместе с фотоаппаратом, так как без него во многих случаях невозможно получить качественные, резкие фотографии.

  5. Виктор:

    Сергей, добрый вечер. Откройте «страшную» тайну! 🙂 На фотографии «Мост Hong Bridge» фигуры на мостике вклеены?

    • Сергей Лахардов:

      Виктор, одним неосторожным вопросом вы разрушили романтику данного снимка и разбудили спящего Дракона Войны между почитателями натуральной фотографии и любителями глубокой обработки в Photoshop!.. 😉

      На данном фото парочка — это, даже, не настоящие люди, а силуэты из набора «Клип-Арт» для дизайнеров… Когда я фотографировал данное фото, через импровизированный мост из столбов прыгали туристы. Но, ввиду длинной выдержки, они получались размытыми. Было некрасиво. Если же оставить фото без фигур — будет пусто, чего-то не хватать… Вот я и решил заполнить пустое место… А Вы меня раскусили!.. 🙂

      • Виктор:

        Ну. извините 🙂 . Я просто посмотрел EXIF. Не знаю девушки, которая будет 10 секунд так держать ногу 🙂 . Скачал, начал увеличивать, а там разная пикселизация 🙂 . Пардон за романтику (разрушенную) 🙂

        • Сергей Лахардов:

          Ничего себе!!! Сейчас буду знать, как распознать фикцию на чужих фотографиях! 🙂

  6. Виктор:

    Сергей, у меня «беда». 🙂 Сломалась клипса на штативе Velbon. Причем на самой первой секции от головки. Не знаете, где можно купить клипсу? В сети не нашел АБСОЛЮТНО ничего. Говорила же мама в детстве: покупай с резьбовой фиксацией 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Сочувствую, Виктор! По поводу того, где найти запчасти или комплектующие к штативам Velbon — думаю, следует позвонить или написать в российское представительство компании. Вот их официальный сайт: velbon-tripod.ru

      • Виктор:

        Спасибо. Написал. Буду ждать и надеяться… 🙂 С наступающим Новым Годом!

        • Сергей Лахардов:

          Ну и Вас, Виктор, тоже с наступающими праздниками! Желаю, если уж не новых запчастей к штативу, то хотя бы классных фоток! 😉

          • Виктор:

            Вот мы и в Новом году. 🙂 Теперь с наступающим Рождеством! 🙂 И пару слов о штативах 🙂 Клипса у меня сломалась именно на упоминаемом вами Velbon CX-888. Перелопатил кучу отзывов. Оказывается, что эти клипсы ломаются и на штативах, в разы более дорогих у именитых брендов. После года-двух эксплуатации. Особенно велик риск при использовании на морозе.

            И кстати, как выяснилось, карбон на морозе становится особенно хрупким (правда, карбон более хрупок и при нормальной температуре). Как сказал один человек: «Где у алюминиевого штатива можно отделаться вмятиной, у карбонового — поломка». Лично мой вывод: практичнее покупать алюминиевый и с цилиндрическими фиксаторами.

  7. Сергей Лахардов:

    Виктор, и Вас с Рождеством! 🙂 Что касается клипс, то если поразмышлять с точки зрения СОПРОМАТА, на них приходится большая нагрузка, чем на резьбовое/цанговое крепление, так как во втором случае усилие распределяется более равномерно. Хотя, конечно, я не задавался таким вопросом и отзывы владельцев не читал при покупке…

    По поводу того, что алюминиевый штатив с цилиндрическими фиксаторами более практичен соглашусь. Но есть два «но»… Во-первых, я взял именно карбоновый трипод, так как добавляется еще один фактор практичности: лёгкость при переноске в путешествии. Когда карабкаешься всю ночь на гору (как это было у меня в Шри-Ланке), каждые лишние 100 граммов веса имеют значение… 🙂 Во-вторых, у меня сейчас есть второй штатив — алюминиевый Sirui R2004, обзор которого есть в отдельной статье и который я продаю… Так вот, по тактильным ощущениям карбоновый гораздо приятней!!! Наверное, на сотню евро, что он дороже… 🙂

  8. Александр:

    Что-то я сомневаюсь в том, что для съемки натюрмортов нужен именно ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ штатив! 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Саня, практически полностью с тобой соглашусь!.. Есть только одно замечание. Михаил, о котором я упоминал в первом комментарии, который купил штатив Velbon CX-888, на сегодняшний день приобрел еще два трипода. Один – «паук» с гибкими ногами, который можно прикрутить, например, к дереву или перилам. Он берет его с собой в отпуск. Второй – штатив марки Sirui, только не карбоновый, как у меня, а алюминиевый… Причина перехода на более серьезный девайс – удобство шаровой головки, ну и просто приятнее он в обслуживании. Получается, что фотограф напрасно потратил деньги на Velbon…

      Мы недавно выезжали вместе с Даниилом на съемку на озеро Тальков камень в середине декабря. У него – штатив с шаровой головкой, но дешевый, китайский… И он, и я отметили, что мой карбоновый Sirui T-2204X приятнее по тактильным ощущениям и удобнее в использовании (например, площадка у меня закрепляется проще и быстрее).

      В общем, в частностях, профессиональный штатив для фотоаппарата не нужен ни в одном из описываемых в статье случаев. Иногда можно вообще без него обойтись: положить камеру на твердую поверхность, на мешочек с фасолью, например. Но в общем – нужен хороший трипод фотографу, как ни крути… 🙂

      • Александр:

        Так в том-то и дело! 🙂 Ну, я не люблю класть камеру на что-то, ибо может повредиться.

        А на счет штатива, так у меня хлюпкий, но фирменный. Купил за копейки у дамы, которая решила, что будет заниматься фотографией и по закупила себе всякого-всякого, а потом по дешевке распродавала все свое нажитое добро. 🙂 Так я купил свой трипод. И есть нюанс: нужно купить головку шаровую. Но, что мне в моем Manfrotto 390 нравится, так это то, что он в любой рюкзак поместится и весит мало.

        Конечно, при сильном ветре не поснимаешь, хотя можно на него кирпич повесить. 🙂 Поэтому я, чего-то, и ни разу не сталкивался с выражением «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ штатив». Трипод, он и в Африке трипод! 🙂

        Единственно, что я бы купил, так это монопод. Чтобы репортажи в помещениях можно было бы снимать на длительных выдержках, например, 1/4-1/10 секунды. Вот это — вещь: и маленький и удобный.

        • Сергей Лахардов:

          Понятно, что понятие «профессиональный штатив для фотоаппарата» — скорее, маркетинг. Вот эти самые маркетологи и утверждают, что профессиональный трипод имеет более массивную конструкцию. Число секций треноги, обычно, не превышает трех. Все движущиеся детали (как, зажимные цанги ног, шар штативной головки) выполнены из износостойких материалов, имеют более длительный срок службы. Повторюсь, в большей степени – это маркетинг…

          Монопод, конечно, будет очень удобен для репортажной съемки. На любом мероприятии фотографы их с собой носят.

          Ну, а по поводу твоего Manfrotto 390 – в идеале, хотелось бы иметь несколько штативов в арсенале. 🙂 Когда отправляешься в поход пешком – ждешь от штатива невесомости. 🙂 Когда снимаешь недалеко от машины – устойчивости, а значит – должен он быть тяжелым. Едешь в отпуск – хочешь, чтобы штатив умещался в дамскую сумочку, но при этом не вибрировал и сам не складывался… 🙂

          • Александр:

            Я, к слову говоря, не особо придавал значение: была цель купить штатив и она выполнена. Ношу его с собой, когда нужно. Вот и вся философия. Но, если поехать в Гималаи и снимать там горы, то нужен устойчивый и тяжелый штатив, плюс с когтями на ногах… 🙂

  9. Сергей Лахардов:

    Когда я писал эту статью, у меня опыт использования только моего алюминиевого Era ECSA-3512 и, как видишь, я писал, что не понимаю, зачем нужен более дорогой трипод. Когда же, я выехал фотографировать пейзаж с моим новым карбоновым штативом Sirui T-2204X, испытал настоящее удовлетворение! Это не объяснить словами, но, в сравнении с Era ECSA-3512, более тяжелый и больший по размерам собрат держит камеру, как вкопанный. Маленькая тренога прямо дрожала на ветру, головка плохо держала фотоаппарат, горизонт было неудобно выставлять.

    С учетом уже длительного опыта эксплуатации могу сделать следующий отзыв. Безусловно, снять четкие фотографии можно и используя дешевый штатив типа того, что у меня был сначала. Лучше, все же, для зеркалки типа Nikon D5200 или Canon EOS 600D, приобрести чуть более тяжелую версию, как твой Manfrotto 390… Но, честно говоря, я нисколько не жалею потраченных денег на мой Sirui T-2204X… Хотя, я не призываю всё бросать и покупать более дорогой, мощный трипод…

    • Александр:

      Я тут подумал. У меня камера с объективом весит более 2 кг. Причем, если накрутить телевик, то и того больше, так вот. Трипод Манфротто мой держит. Хотя, я бы не сказал, что мой штатив дорогой. Но я его покупал с рук, а сколько он стоит новый не интересовался. Единственно, повторюсь, нужна голова шарнирная, это да. Прям необходимость.

  10. Анна:

    Здравствуйте, Сергей, очень нужен совет. Недавно купила свою первую зеркалку Nikon D5100 с объективом Kit 18-105VR, теперь подбираю штатив… Подойдет ли мне Era ECSA-3512 или лучше другой? Мне бы хотелось что-то не очень тяжелое и за умеренную цену, т.к. в этом деле я пока новичок. :)) Очень надеюсь на вашу помощь…

    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Анна! Поздравляю с вступлением в нашу армию фотолюбителей и желаю отличных кадров! Безусловно, приобретение штатива — шаг в правильном направлении, если собираетесь снимать те сюжеты, что перечислены в данной статье.

      Я писал, что долгое время снимал на свой Никон Д5100 КИТ 18-55 со штатива ECSA-3512 и был вполне им доволен. Теперь, как фотограф, перешедший на Sirui T-2204X, могу сказать, что, все же, данная модель (ECSA-3512) не очень удобная: она с трудом выдерживала камеру даже с таким легким объективом и приходилось очень сильно зажимать винт, чтобы не было «клевка».

      Думаю, что нужно покупать штатив по мощности не слабее, чем упомянутый выше Velbon CX-888. Мой друг Михаил только в этом году поменял его на алюминиевый Sirui R-2004, т.е. около 2-х лет он фотографировал на Nikon D5100 с большим объективом Sigma 18-250 (в обзоре объектива Nikkor 70-300 есть пару портретов моей жены, которые я снял лично, используя данный Велбон, Nikon D5100 body и Сигма 18-250). Могу сказать, что им пользоваться намного удобнее, чем ECSA-3512 (хлипковат). Конечно, он чуть тяжелее и габариты у него больше.

      Но, вообще, как человек, который уже 2 года пользуется карбоновым штативом Sirui T-2204X-G20KX, могу еще раз отметить, что шаровая головка в разы удобнее, чем 3D (как на ECSA). Даниил заказал себе в Китае недорогой алюминиевый трипод с шаровой головой, который похож по функциям на мой Sirui, но обошелся ему в 2000 рублей (в докризисные времена). Советую поискать такой…

  11. valeria102:

    Здравствуйте, Сергей! Я — начинающий фотограф-любитель, и у меня к Вам вопрос: лучше купить сразу хороший, дорогой штатив или же, можно для новичка приобрести недорогой и лёгкий трипод? В магазине посмотрела штатив высотой 165 см и 2 кг весом (алюминиевый) за 3000 рублей. Вроде, крепкий и качественный.

  12. Сергей Лахардов:

    Валерия, какой штатив купить — это всегда зависит от того, насколько глубоко Вас увлечет фотография. Если сильно затянет, лучше сразу взять хороший. Если не знаете, поищите на Авито подержанный. Только не берите слишком легкий, как мой первый штатив Era ECSA-3512. Он, все же, лучше для беззеркалок и мыльниц подходит. Для зеркалок — как минимум: трипод Velbon CX-888 или аналог.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required