\n

6. Заметки по пути к самой известной достопримечательности Индии – мавзолею-мечети Тадж-Махал

В очередной части своего отзыва о поездке в Индию автор поделится фотографиями достопримечательностей, интересными историческими зарисовками, мыслями, посетившими его во время поездки в города Агра, где стоит символ бесконечной любви между двумя людьми – Тадж Махал.


Автор: Михаил Шмаков

Следующий, четвертый день нашего путешествия выдался пасмурным, иногда накрапывал дождь. Лишь в Тадж-Махале солнце выглянуло ненадолго, позволив сделать фотографии мавзолея на фоне голубого неба. Нам предстояло одолеть дорогу между Джайпуром и Агрой. По карте, если ехать по трассе NH 11, это – всего, 241 километр, но из-за реконструкции дороги и объездов, путь наш растянулся на долгие шесть часов, и один водитель знает, на сколько километров.

Но прежде, чем двинуться в путь, случился забавный курьез. Около машины меня отозвал в сторонку Аджай, лицо его украшала смущенная улыбка.

— Знаете, Михаил, мы это носим, как нижнее белье, — сказал он, указывая на белую футболку с короткими рукавами, которую я надел в тот день.

Тут надо сделать отступление.  Наш багаж, который уже нашелся, все никак не мог догнать нас, а костюмный парк наш состоял из того, в чем мы прилетели и тех нескольких вещей, что купили в первый день. Можно было бы еще прибарахлиться, но зачем – багаж цел и вот-вот догонит нас. Выкручивались тем, что есть в наличии и стиркой, но вещи по такой погоде сохнуть не особо хотели: обе сорочки были влажные, вот я и надел футболку. 

Сами «наши» индусы одевались согласно своим эстетическим пристрастиями и в зависимости от температуры в салоне автомобиля – они нас заморозили(!): оба были в шерстяных брюках, на ногах ботинки и носки, под рубашкой носили майки или футболки, а водитель был еще и в вязаном жилете. 

Кстати, эта футболка заставила нашего доброго Аджая еще сильней подналечь на рычаги, приводящие в действие доставку нашего багажа. Он предложил нам, посетить в Агре представление местного театра. 

— В «храм искусств», в футболке?! Ни за что! — ответил я.

Забегу вперед и скажу, чемоданы прибыли перед самым началом спектакля, а спектакль запомнился надолго. Это было танцевальное представление о любви императора Шаха Джихана и его супруги Мумтаз Махал. Находясь под свежим впечатлением истории этой четы, рассказанной Аджаем, держа еще свежий архитектурный образ Тадж-Махала в голове, сидя у сцены (в традиционном индийском танце огромное значение имеет мимика и жесты), видя каждый жест рук и каждое движение глаз, мы растворились в действии, стали его участниками.

Вернемся к дороге.  Если представить треугольник с вершиной в Дели, то дорога между Джайпуром и Агрой – основание этой фигуры. Мы двигались с запада на восток, еще больше удаляясь от океана в сторону реки Ганг и Гималаев.

Километров через 50-70 изменился рельеф, превратившись в равнины, а окружающий пейзаж стал более провинциальным, если конечно, вообще применимо такое понятие в Индии. Автомастерские, расположенные вдоль дороги, заменили мастерские по резке камня. Изделия, а это, в основном, различные божества и мифические фигуры из местного эпоса, были выставлены вдоль обочины и ждали своего покупателя.

Фото 1. Поездка к Тадж-Махалу. В мастерских по резке камня по дороге в город Агра

Фото 1. Поездка к Тадж-Махалу. В мастерских по резке камня по дороге в город Агра

Все чаще, в потоке машин, стали появляться гужевые повозки на разной тяге: лошади, ишаки, верблюды.

Фотография 2. Путешествие в Агру. Наездник

Фотография 2. Путешествие в Агру. Наездник

А на подъезде к Агре, в прямой видимости Фатехпур Сикри, мы встретили караван верблюдов. Занимая почти всю ширину дороги, он неспешно двигался в сторону Агры.  Погонщик — черноволосый, высокий, в традиционной, для севера Индии, одежде, шел впереди и, мне показалось, чему-то улыбался.

Pogonshhik verbljudov.
В юбилейной статье Блогу 2 года на фотографии №15 размещена великолепнейшая фотография Михаила с философским погонщиком и стадом верблюдов. Считаю, что это фото — одно из лучших у него!

Я не очень люблю дергать водителей частыми просьбами остановиться пофотографировать, сам восемь лет «извозил» в Москве, но здесь устоять не мог, тем более, что с дороги открывался вид на мертвый город Фатехпур Сикри (Fatehpur Sikri).

Фотография 3. Вид на Фатехпур Сикри с дороги. Отчет о поездке в Агру.

Фотография 3. Вид на Фатехпур Сикри с дороги. Отчет о поездке в Агру.

Со строительством Фатехпур Сикри и переносом сюда столицы империи Великих Моголов из Агры (хотя, правильней будет сказать, что Фатехпур Сикри делил столичные функции) связана легенда о чудесном рождении наследника императора Акбара I.

Дожив до двадцати семи лет, находясь на пике личной славы (непрерывные победы над врагами и политические реформы укрепляли власть и расширяли владения Империи), Акбар мечтал только об одном — о наследнике. Царские жены были прекрасны, умны и красивы, но с рождением наследника не спешили.

Прослышав от приближенных, что недалеко от Агры, всего в километрах сорока, в деревушке Сикри живет суфийский проповедник Салим Чишти, Акбар отправляется к нему за благословением под видом простого паломника. Салим благословил и предсказал рождение сыновей и так же предсказал запустение новой столицы. Рождение наследника Джахангира в 1569 году, так обрадовало императора, что, забыв о предсказании, из желания быть ближе к святому проповеднику, Акбар I закладывает новую столицу. На холме рядом с деревушкой Сикри возводят дворец и обносят стеной, а после удачного похода на Гуджарат, к названию Сикри (по деревушке) добавляют слово Фатехпур – Город побед.

В течение 15-ти лет город строят лучшие архитекторы, украшают блестящие художники и резчики камня, воплощая в жизнь идеи разносторонне образованного и обладавшего художественным вкусом императора.  В 1585 году по политическим мотивам столица переносится в Лакхнау, а с отъездом двора город приходит в упадок и постепенно его оставляют жители. Так сбылось и второе предсказания Салима Чишти.

Фото 4. Ворота в Фатехпур Сикри. Отчет о поездке из Джайпура в Агру. Экскурсии по Золотому треугольнику Индии.

Фото 4. Ворота в Фатехпур Сикри. Отчет о поездке из Джайпура в Агру. Экскурсии по Золотому треугольнику Индии.

В заброшенный город ведет пологая дорога, застеленная асфальтом. Мимо руин из красного песчаника, каких-то складов и казарм шестнадцатого века, через такие же древние арки ворот, мы поднимались вверх ко дворцу. Первый внутренний двор — с кустами и английским газоном в центре, по периметру окруженный дворцовыми покоями.

Фотография 5. Поездка из Джайпура в Агру. Первый внутренний двор

Фотография 5. Поездка из Джайпура в Агру. Первый внутренний двор

Это – Диван-и-Ам, приемная подданных.  Здесь же вершился суд.  Внимание привлекает огромный камень на газоне – лобное место, как пояснил Аджай, камень – плаха, а вместо топора нога слона.

Фото 6. Путешествие из Джайпура в город Агра, где находится Тадж Махал. Лобное место

Фото 6. Путешествие из Джайпура в город Агра, где находится Тадж Махал. Лобное место

Следующий двор – Даулат-Хана или Обитель Судьбы. Архитектурный комплекс, состоящий из множества строений, с доминирующим над ним пятиэтажным дворцом Панч-Махал. Пять этажей «ловца ветров», так его еще называют, расположены уступами друг над другом и поддерживаются множеством тонких резных колонн.

Справа от дворца — Диван-и-Хас, приемная знати — двухэтажное строение с отполированной прикосновениями множества рук колонной. Она расположена в центре павильона и это -единственная опора, удерживающая круглую платформу, на которой стоял трон императора. Как и с Железной колонной в Дели, так и с этой колонной связано поверье: если хватит длины рук для объятия, то будет тебе счастье и исполнение желаний.

Также стоит отдельного упоминания   сокровищница императора.  Здание с просторными помещениями, мощными стенами и тайниками в нишах этих стен. Кстати, крепостью, где по сюжету рассказа Конан Дойля «Знак четырех», богатый раджа прячет сундук с драгоценностями, является именно Фатехпур Сикри, а не Красный форт Агры, как принято считать.

В левой части внутреннего двора расположены личные покои императора – Хвабгах (Обитель или Комната Снов), ложе Акбара расположено на высокой платформе. По одной версии, комната наполнялась водой из соображений безопасности, а по другой, император Акбар был маленького роста, отсюда и стремление располагать ложе и трон на высоких постаментах. В комнатах, примыкающих к личным покоям, размещалась обширная библиотека, насчитывающая более 25 тысяч томов.

Рядом с личными покоями расположен павильон Ануп Талао, место водных процедур и релаксации, и так называемый «дворец турецкой султанши».

Фотография 7. Туры в Индию. Отзыв туриста из Москвы о поездке по Золотому треугольнику. Второй двор.

Фотография 7. Туры в Индию. Отзыв туриста из Москвы о поездке по Золотому треугольнику. Второй двор.

Фото 8. Путешествие из Джайпура в Агру. Дворец

Фото 8. Путешествие из Джайпура в Агру. Дворец

Пройдя через дворец Панч-Махал, мы попадаем в зенану (занана) — женскую половину дворца. Считается, что жены императора были разных вероисповеданий и национальностей, это и обусловило особенность отделки стен и резных панелей: здесь можно увидеть и звезду Давида, и орнамент, включающий в себя изображения животных и птиц.

Фотография 9. Отдых в Индии. Экскурсии по Золотому треугольнику. Отделка в зенане - женской половине дворца

Фотография 9. Отдых в Индии. Экскурсии по Золотому треугольнику. Отделка в зенане — женской половине дворца

Фото 10. Поездка в Индию. Здесь располагался гарем

Фото 10. Поездка в Индию. Здесь располагался гарем

Фото 11. Тур из Джайпура в Агру на машине. Общий вид второго двора "Диван-и-Хас", и в левом углу — сокровищница.

Фото 11. Тур из Джайпура в Агру на машине. Общий вид второго двора «Диван-и-Хас», и в левом углу — сокровищница.

Все постройки дворца выполнены из красного песчаника в привычной манере смешения могольского и раджпутского стилей: тонкие колоны, карнизы, купола, ажурные пилоны и балюстрады.

После переезда двора в новую столицу, дворец пришел в запустение и погибал.  Во времена британского правления, английскими реставраторами была проделана грандиозная работа по восстановлению и сохранению этого памятника могольского могущества.

В каком бы сохранном виде не прибывал дворец, но дух забвения витал над ним. По ассоциации, в голове всплывал образ Дворца Екатерины II в московском Царицыно конца 70-х — начала 80-х годов прошлого века. Правда, московский никогда не был достроен.

Возможно, такому настроению способствовала погода: влажный липкий воздух и низко весящее свинцовое небо. С другим настроением и в окружении совершенно другой ауры мы увидели Тадж-Махал.

До Агры — почти сорок километров, мы их проехали по старой императорской дороге, отмеченной редкими, сохранившимися со времен Акбара, верстовыми столбами.

Тадж-Махал одновременно являет собой символ любви и абсолютный архитектурный шедевр эпохи Великих Моголов.

Фото 12. Отзывы туристов о поездке по Золотому треугольнику. Самая знаменитая достопримечательность Индии. Величественный Тадж-Махал.

Фото 12. Отзывы туристов о поездке по Золотому треугольнику. Самая знаменитая достопримечательность Индии. Величественный Тадж-Махал.

После смерти во время четырнадцатых родов любимой жены Мумтаз-Махал, потомок Тамерлана, внук Акбара Великого, падишах Империи Великих Моголов Шах-Джахан повелел в память о ней возвести мавзолей на берегу Ямуны.  Строительство самого мавзолея заняло почти десять лет: с 1632 по 1643 годы. Остальные же детали архитектурного комплекса, являющие собой вместе с мавзолеем, чудо симметрии (минареты, мечеть, гостевой дом и главные ворота), строились еще десять лет и закончены были в 1653 году.

Легенды гласят: падишах так был поглощен идеей строительства, что забросил все государственные дела, и это, в конечном счете, привело к отстранению его от власти сыном, Аурангзебом, и заточению в Красном форте Агры. Другая легенда повествует о том, что еще при жизни, Мумтаз-Махал была главной советчицей в государственных делах и хранительницей царской печати. Это — легенды, красивые, добавляющие дополнительный трагизм в историю этой удивительной супружеской преданности, служат вдохновением для художников, писателей и артистов.

На самом деле, еще в 1648 году, на пике своего могущества Шах-Джахан перенес свою столицу в Дели, а междоусобица и дворцовый переворот произошел из-за слухов о его болезни и смерти в 1658 году. Заточен он был в Красном форте Дели, по слухам, в сокровищнице. Скончался в 1666 году, был перевезен в Агру и захоронен в Тадж-Махале, рядом с Мумтаз.

Для строительства храма было привлечено двадцать тысяч мастеров и рабочих из разных регионов Индии, а редкие специалисты (каллиграфы, резчики камня, скульпторы, мастера инкрустации) приглашены из Персии, Бухары, Сирии и Белуджистана. География материалов, использованных для строительства и отделки, так же обширна: белый полупрозрачный мрамор из Макраны (северо-запад Раджастхана), яшма из Пенджаба, бирюза из Тибета, сапфиры с Шри Ланки, жад из Китая. Всего в отделке стен было использовано двадцать восемь типов драгоценных и полудрагоценных камней. Признаюсь, разглядывая Тадж-Махал на фотографиях, был всегда уверен, что орнамент и цитаты из Корана, украшающие стены мавзолея – роспись краской или мозаика. Представьте мое удивление – это инкрустация драгоценными и полудрагоценными камнями по мрамору.

Фотография 13. Комплекс мавзолея Тадж Махал находится в городе Агра. Отчет о поездке по Золотому треугольнику Индии.

Фотография 13. Комплекс мавзолея Тадж Махал находится в городе Агра. Отчет о поездке по Золотому треугольнику Индии.

Фото 14. Мавзолей-мечеть Тадж Махал в городе Агра. Отзывы туристов об отдыхе в Индии

Фото 14. Мавзолей-мечеть Тадж Махал в городе Агра. Отзывы туристов об отдыхе в Индии

Потомки мастеров, выполнивших эту удивительную работу,  до сих пор живут в Агре, и создают произведения искусства, строго храня и передавая по наследству секреты мастерства.

Фото 15. Древние ремесла до сих пор живы в Индии. Поездка на экскурсию в Агру.

Фото 15. Древние ремесла до сих пор живы в Индии. Поездка на экскурсию в Агру.

Раз уж зашла речь о признаниях, сделаю еще одно, личное. Пройдя на входе в Тадж-Махал раздражающий досмотр и рамки металлоискателей, сдав все вещи и вытащив все из карманов (вплоть до жвачки), терпеливо объяснив охраннику, что наличие телеобъектива в кофре, совершенно не указывает на меня, как на телеоператора, протолкнувшись через толпу туристов в арке главных ворот, я увидел прямо перед собой, это беломраморное чудо – ком подкатил к горлу, а глаза намокли.

Нам повезло с погодой. Правильно был выбран сентябрь для поездки: со стилобата, на котором возвышался мавзолей, открывался вид на полноводную Ямуну, повезло с погодой – периодически расчищалось небо и выглядывающее солнце придавало теплый желтоватый оттенок мрамору усыпальницы. Повезло увидеть Тадж-Махал в год двадцатипятилетнего юбилея нашего брака.

Фотография 16. Вид на реку Джамна (Ямуна) в Агре. Отчет об экскурсии к мавзолею Тадж Махал.

Фотография 16. Вид на реку Джамна (Ямуна) в Агре. Отчет об экскурсии к мавзолею Тадж Махал.

Таким же чудесным и счастливым оказалось и завершение первого дня в Агре.  Как уже писал, наконец-то произошло наше воссоединение с блудным багажом. Радость не смогло омрачить и то, что замки одного из чемоданов оказались сломаны, а какая-то часть вещей, по мелочи, испарилась. Вечером, в местном театре Калакрити (KalakritiCultural & ConventionCenter) после чудесного ужина из блюд местной кухни (на протяжении всей поездки, выбирая блюда по совету Аджая, мы знакомились с настоящей индийской кухней), мы с замиранием сердца сопереживали героям танцевального спектакля.

Эти двое суток в Агре мы ночевали в отеле Pushp Villa 3*. Хороший, практически новый, с просторными (нам достался угловой, огромный, с какой-то ломаной конфигурацией стен) номерами отель. При выборе отеля из списка, в Москве, нас подкупил крутящийся ресторан с панорамными окнами и видом на Тадж–Махал. Рекламный трюк. Тадж, конечно видно, но до него полтора километра, а отель не особо высокий – всего пять этажей.

Второй день в Агре не порадовал погодой, начавшийся еще с вечера дождик, периодически припускался ливнем днем, после чего небо расчищалось от туч, и выглядывало солнце. В Красном форте Агры нас дважды накрыло потоком воды с неба. Первый раз мы пересидели стихию в машине, а второй заход потопа, пришлось пережидать под сводами казематов крепости.

Для тех, кто не был никогда в Индии, попробую передать свои ощущения от климата сентября: сидя в охлажденной кондиционером машине, и глядя за окно на низкое, пасмурное небо, невольно в голову приходили мысли об осени, но стоило только выбраться из автомобиля, ассоциации с московской погодой рушились: при температуре 33–35 градусов в тени, почти 100%-ая влажность, капли дождя не охлаждают, с неба льет поток горячей воды, а неожиданно выглянувшее солнце, прижигает неприкрытую шляпой лысину.

Фото 17. Отчеты об экскурсии по Золотому треугольнику. Ливень у ворот Красного Форта в Агре

Фото 17. Отчеты об экскурсии по Золотому треугольнику. Ливень у ворот Красного Форта в Агре

Фотография 18. Наш отдых в Индии. Дождик

Фотография 18. Наш отдых в Индии. Дождик

Фото 19. Поездка в Индию. Отчеты туристов из Москвы. Непогода

Фото 19. Поездка в Индию. Отчеты туристов из Москвы. Непогода

На окраине Агры, выше по течению Ямуны, в районе Сикандра, в огромном парке, расположен комплекс мавзолеев. Здесь покоится прах падишаха Империи Великих Моголов, самого почитаемого из мусульманских правителей Индии – Акбара Великого.  Рядом, в этом же парке, находится «малый Тадж-Махал» — усыпальница Итимад-Уд-Даула, в которой захоронен Мирза Гийас-Бега — отец главной жены Джахангира, наследника Акбара Великого, он же — дед Мумтаз-Махал.

Фотография 20. Поездка по Золотому треугольнику Индии. Усыпальница Итимад-Уд-Даула в Агре

Фотография 20. Поездка по Золотому треугольнику Индии. Усыпальница Итимад-Уд-Даула в Агре

Фото 21. Отчеты об экскурсии в Агру. Ворота Великолепия

Фото 21. Отчеты об экскурсии в Агру. Ворота Великолепия

Строительство своей усыпальницы Акбар Великий (1542 – 1605) начал за пять лет до своей смерти, и он же выбрал место строительства, а его сын Джахангир закончил ее в 1613 году. Весь комплекс двух мемориалов и парка в 48 гектаров обнесен крепостной стеной с четырьмя воротами, но только одни настоящие: Ворота Великолепия. Они выполнены в виде мечети с четырьмя минаретами из белого мрамора. Сразу за ним открывается вид на широкую, мощеную красным песчаником дорогу, ведущую к мавзолею Акбара — великолепному пятиэтажному дворцу, украшенному башенками с зонтичными куполами. Верхний ярус мавзолея и купола выполнены в мраморе. В открытом дворе усыпальницы выставлен символический саркофаг падишаха, на самом деле гробница Акбара и его двух жен находится в катакомбах, куда ведет узкий коридор.

Фотография 22. Туры в Индию. Отделка стен гробницы

Фотография 22. Туры в Индию. Отделка стен гробницы

Мощеная дорога к мавзолею и стоящим по сторонам света воротам возвышается над почвой парка, служа естественным ограждениям для пасущихся здесь антилоп с витыми рожками.

Фотография 23. Поездка в Индию. Антилопы в парке у гробницы Акбара.

Фотография 23. Поездка в Индию. Антилопы в парке у гробницы Акбара.

Фото 24. Стоит ли ехать на экскурсию по Золотому кольцу. Вездесущие обезьяны

Фото 24. Стоит ли ехать на экскурсию по Золотому кольцу. Вездесущие обезьяны

Обезьянам же, преград не существует, как и многочисленным стаям зеленых попугайчиков, оккупировавших деревья парка и щели в кладке мавзолея и ворот.

Фотография 25. Туры в Индию. Поездка в Агру из Джайпура. И три веселых попугая

Фотография 25. Туры в Индию. Поездка в Агру из Джайпура. И три веселых попугая

На этом шестую часть отзыва о путешествии по Индии заканчиваю. В следующей главе покажу фотографии еще одной известной достопримечательности этой страны – Красного форта (Red Fort).

Otzyv ob jekskursijah v shtate Goa v Indii.
1. Начало рассказов о поездках в Индию. В первый раз мы отправились на известный индийский курорт – штат Гоа.
Otchet ob jekskursijah v Kerale v Indii.
2. Во второй главе можно почитать и посмотреть фотографии другого широко известного среди россиян курорта – штата Керала.
Prodolzhenie otcheta o poezdke v Keralu.
3. В третьей части отзыва – продолжение рассказов о достопримечательностях Кералы: рыбаки, храмы и все то, что нас восхитило.
otzyv o poezdke na jekskursii v Deli.
4. В четвертый раз Михаил отправился в Индию по Золотому треугольнику. Отзыв о посещении древнего Дели.
2. Vo vremja poezdki dikarem v Indiju v nojabre 2015 my s zhenoj posetili gorod Varanasi. Nachalo otcheta v 3-h chastjah o progulkah po drevnim ulochkam jetogo goroda. Kakie vpechatlenija ispytyvaesh', okazavshis' zdes'.
2. Во время поездки дикарем в Индию в ноябре 2015 мы с женой посетили город Варанаси. Начало отчета в 3-х частях о прогулках по древним улочкам этого города. Какие впечатления испытываешь, оказавшись здесь.
Nachalo otcheta o poezdke na arendovannoj mashine po Shri-Lanke.
1. Начало отчета о поездке за рулем по Шри-Ланке, стране, во многом похожей и отличающейся от Индии.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




комментариев 16

  1. Сергей Лахардов:

    Какая, все-таки, монументальная архитектура в Индии! Чувствуешь себя, наверное, Гулливером в стране Великанов… Миша, мне очень понравились фотографии дождя! Прямо захотелось поехать в Индию, чтобы снять вот такие же кадры! 🙂

    Мне больше нравятся фотографии Тадж-Махала, снятые издалека, со стен Красного Форта. Забегая вперед, анонсирую, что в следующей части Михаил покажет такие снимки. Снятые на телеобъектив, они показывают все могущество этого великолепнейшего сооружения…

    View Comment
    • shmakov.misha2012:

      Спасибо за комментарий, Сергей!
      В Индии все через край: если дождь — то потоп, если жара — люди замертво падают!
      Фотки: все более-менее приличные сняты на телеобъектив, открытая диафрагма, в этом случае, особо не портила.

      View Comment
      • Сергей Лахардов:

        Мне нравится снимать пейзажи на телевик, поскольку он сжимает перспективу и хорошо передает масштабы гор, скал и архитектурных сооружений. И, кроме того, телевик и CANON EF 70-200 mm f/4.0L USM у вас Кенонистов, и Nikon 70-200mm f/4G ED VR AF-S Nikkor у Никон очень удачен по соотношению цена/качество. Вот и фотографии получаются интересные с них. 🙂

        View Comment
  2. shmakov.misha2012:

    На самом деле их четыре у Canon (телеобъективы с диапазоном фокусных расстояний 70-200 мм) по цене от 92 тысяч до 24 тысяч рублей, и все — L- класса. Мне тоже нравится использовать его, хотя, на мой взгляд, оптимально «на каждый день» иметь ФР 100-300 мм (если есть стандартный репортажник 24-70) и к нему фикс 400 мм со встроенным экстендером. Но это — уже непозволительная роскошь для любителя.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну-у, смотря для каких целей «на каждый день» ты собираешься использовать телевик. В блоге я уже неоднократно упоминал, что свой Nikkor 70-300 я покупал, чтобы снимать птиц и диких животных в путешествиях. Такая необходимость жестко назрела после поездки на машине по Шри-Ланке, и в частности, после фотосафари в национальном парке Яла (Yala National Park), где я фотографировал на КИТ 18-55.

      Однако, за 2 года владения телеобъективом скажу, что я почти не использую его. Вот в последнее путешествие за рулем по Таиланду мне бы большее, чем 300 мм фокусное расстояние пригодилось бы, от силы, пару раз… И то опыт показывает, что, например, ФР=400 мм может применяться для фотоохоты на мелкую «дичь» с небольшого расстояния. Если фотографировать издалека, появляются некрасивые искажения, связанные с наличием дымки в воздухе.

      А для тех нужд для чего я по факту использую Никкор 70-300 (съемка, например, портрета на фоне огромной горы вдалеке, чтобы показать ее громаду), чаще достаточно фокусного расстояния в диапазоне 100-150 мм…

      View Comment
  3. shmakov.misha2012:

    Мне неоднократно и катастрофически не хватало моих «200 мм фокусного расстояния». В Малайзии — птицы носороги очень пугливые, например. В Индии полно живности, в прошлом году, в Гокарне, я ноги отбил, гоняясь за дикими павлинами: не подпускают близко. Во Вьетнаме я с увлечением следил за кайтсерфингистами — очень далеко от берега.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      А -а-а, ну я забыл добавить, что на фотоохоту нужно ехать специально. В следующей главе отчета о поездке по Таиланду буду показывать фотографии, где мы ехали через болота в национальном парке Сам Рой Йот и увидели рисовые поля, залитые водой с тысячами чибисов, цаплей и аистов. Они к себе не подпускали так, чтобы даже на 300 мм можно было сфотографировать. Вывод: нужно снимать птиц из засидки…

      Хотя, в отпуске представляю: сидишь в засидке с женой, увлекательно птичек фоткаешь, а она от скуки умирает… 🙂

      View Comment
      • shmakov.misha2012:

        Мы жили в старом отеле с запущенным садом, павлины приходили(прилетали) два раза в день — утром и вечером, хочешь-не хочешь, а хватаешься за камеру…
        Вот две фотографии самые удачные (сняты на полнокадровую зеркалку Canon EOS 6D и на телеобъектив Canon EF 70-200mm f/4L IS):
        fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/411734/view/1584281?page=5
        fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/411734/view/1558815?page=2

        А вот еще пример использования телевика Canon EF 70-200mm f/4L IS:
        fotki.yandex.ru/next/users/shmakov-misha2012/album/411734/view/1555741?page=0

        View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Ух ты! Я уже и забыл про этот альбом у тебя… На первой фотографии, жаль, ветки кадр подпортили. Зато, «портрет» четкий, различимый получился. 🙂 На второй — красиво сидит птичка, как на иллюстрациях к сказке про Индию. 🙂

          Ну и пчелы — мёдом что ли намазано?.. 🙂

          А это ты из этого альбома собираешься брать фотки для отчета о поездке в Мумбай? На фотографиях уже виден прогресс. Отзыв об Индии еще интересней получится! 😉

          View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Признаюсь, сразу видна разница, когда фотография снята на полнокадровую матрицу Кенон 6Д, а когда — на кроп Кэнон 500Д…

          View Comment
          • shmakov.misha2012:

            Пчелы, скорее всего, роились — у тестя была пасека, видел подобное.

            Фотографии из этого альбома, но очень выборочно, и переделаю заново для статьи о поездке в Индию. В Гокарне мы жили 12 дней, можно отдельно о каждом дне написать: экскурсии на разные пляжи в режимное время. Ночная сессия со вспышкой процессии браминов, Махашиваратри… Помнишь видео? Его бы еще отредактировать, жаль не умею. Фотографии самобичевания технически выглядят не очень. Зато какие кадры!

            View Comment
          • shmakov.misha2012:

            Естественно, фотки с полнокадрового фотоаппарата выглядят лучше, а кто утверждает обратное — лукавит. Или ас фотошопа, это не ругательство. Те цветы, на которые ты давал ссылку на Фейсбуке — отличная работа в редакторе.

            View Comment
          • Сергей Лахардов:

            Миша, думаю, что и для Canon EOS 6D, и для Nikon D600 в техническом плане уже нет границ для съемки чудесного кадра. Может быть, если приобрести какие-то объективы, то чуть чуть результаты можно улучшить. Но теперь основной способ сделать скачок вперед — изучение Photoshop.

            View Comment
          • shmakov.misha2012:

            У меня двойственное отношение к Фотошопу: с одной стороны, хочется, чтобы фотка была «красивая», а с другой — я хотел бы научится запечатлеть натуральный цвет и свет. Одно не противоречит другому, главное — найти золотую середину.

            Еще замечание. Буквально несколько минут назад смотрел фотосафари с А. Подрабинеком. Он фотографировал слона во фронт, на фоне неба, я думаю ты знаешь о какой фотографии идет речь (черно-белая, очень близко, видна каждая складка на коже). Первый кадр — не очень удачный, далековато: «Можно, конечно, кадрировать, но это — не спортивно»! — заметил Александр.

            View Comment
  4. Сергей Лахардов:

    Миша, кстати, я вот на что обратил внимание: в Индии на улицах, и в твоих отчетах, и на фотографиях в отзывах других туристов, всегда присутствует большое, нет – просто огромное количество народу на улицах! Сначала хотел спросить твоего мнения, от чего так… Потом почитал в Википедии статью на предмет плотности населения в разных странах. Если сравнить Индию с теми местами, где я побывал, то вот какая картина получается: Индия – на 20 месте при 357 человек на 1 кв. километр, Филиппины –на 26-м при плотности 333 филиппинца, Шри-Ланка – на 27-й позиции с 328 ланкийцами, Германия – на 36-м с 230 ртами на 1 км, Китай – на 56-м месте с 139 жителями, Тайланд стоит рядом с КНР – 37-я позиция и 131 таец. Для справки, в России плотность населения 8,5 чел/км, в европейской части страны – 27 человек на 100 гектар (= 1 квадратный километр). 😉

    Получается, что нам нужно бояться войны не с Китаем, у которого места, судя по всему, хватает, а население составляет 1,37 млрд. В сравнении с Индией (1,22 млрд.), китайцы еще могут довести количество народонаселения до 3,4 миллиарда человек…

    По ощущениям, в Шри-Ланке нам не показалось, что так уж много людей вокруг… Возможность уединиться где-нибудь в поле или в джунглях была.

    View Comment
    • shmakov.misha2012:

      Народу в Индии, действительно, много. Но все не так однозначно. В штате Гоа, в Кольве и в Керале (на курорте Ковалам) днем улицы пустые (в Кольве всего одна улица 😀 ). С заката солнца и до 22:00, когда спадает жара, народу на центральной улице Кольвы и у моря прилично, но местные теряются среди туристов. Ковалам — это, скорее, курорт для индийцев (внутренний туризм в Индии очень развит, паломничество — это тоже туристическая поездка). Здесь набережная и пляжи заполняются индийцами, но очень локально: где выгрузился из автобуса народ, там и мочат ноги в море или глазеют на белых.

      В Мумбаи днем все заняты и по улицам не болтаются. Исключение — набережная у арки «Ворота в Индию» (в Дели арка — «Ворота Индии»), ну и другие достопримечательности. Но это — не столпотворение, как вечером.

      Гокарна, на самом деле, по Индийским меркам — деревня, с ее двадцати пяти тысячами жителей и населением, являющимся, в основном браминами, которые в свободное от службы время (в обычные дни) заняты своими делами. Но на узких улицах много туристов и паломников. Городской пляж пустой. Во время праздников отрезок пляжа у города забит битком и превращается в помойку. Еще четыре пляжа, находящиеся на разном удалении от города, по нашим меркам, безлюдны всегда.

      Мы двенадцать дней жили в отеле (четыре коттеджа по четыре номера), практически, одни. Однажды на ночь заселились европейцы и некоторое количество индусов проездом останавливалось на день-два (такая свобода и позволяла мне в одних трусах и с камерой гоняться за павлинами).

      Поля, джунгли, заповедники — тут и говорить не о чем.

      Бояться ли нам индусов? Абсурд! У Индии есть территориальные проблемы в штатах, граничащих с Пакистаном и в Тибете. Они вооружаются, и не только у нас покупают современное оружие.

      View Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту