\n

Не понял, Олег, при чем ISO и кроп-фактор. В моем …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Стоило ли покупать полный кадр? Принципиальное отличие полнокадровых и кропнутых фотоаппаратов, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей.

Не понял, Олег, при чем ISO и кроп-фактор. В моем понимании: ИСО влияет на выдержку и, соответственно, на экспозицию. В свою очередь, экспозиция — количество солнечного света, получаемого матрицей. И рассчитывается она на единицу площади. Другими словами, если мы выставим ISO 200 единиц, диафрагму f/5.6 и выдержку 1/160 секунды, то экспозиция будет одинаковой на мыльнице, беззеркалке или зеркалке независимо от модели…

В моем понимании (не уверен, что оно правильное), на КРОПе цифровые шумы появляются раньше из-за мелких пикселей. Если бы пиксели оставили, как на полном кадре Nikon D4s, но их было бы меньшее количество, то ISO было бы выше рабочее.

Сергей также прокомментировал записи

Стоило ли покупать полный кадр? Принципиальное отличие полнокадровых и кропнутых фотоаппаратов
Дмитрий, в целом, я согласен, что покупка нового объектива не всегда даст то, что мы ожидаем. Даже наоборот: скорей всего, мы получим меньше, чем хотели.

Вместе с тем, у меня есть урок, который называется «Зачем мне нужен светосильный объектив». Там на рисунке №7 представлена таблица зависимости выдержки от ИСО и диафрагмы. И вот простой пример: даже, если качество стекла у линзы Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM такое же, как у Canon Zoom Lens EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 IS II, она во многих случаях даст возможность снять картинку лучше. Речь идет о репортаже: т.е. о тех ситуациях, когда нужно снимать с разными фокусными и в условиях ограниченного освещения: спорт, концерты, свадьбы, дни рождения, детские сады, танцы, дети в помещении и т.п.

Все просто: где на 50 мм фокусного Canon EF-S 17-55mm f/2.8 IS USM позволит при заданной выдержке и f/2.8 выставить 1600 единиц (что много даже для современного КРОП Canon EOS 80D), там Canon Zoom Lens EF-S 18-55mm 1:3.5-5.6 IS II заставить задрать светочувствительность до 6400… Что очень много.

В этом и состоит преимущество светосильного зума перед тёмным.


Стоило ли покупать полный кадр? Принципиальное отличие полнокадровых и кропнутых фотоаппаратов

Стас, ну и задачку Вы задаете! 🙂 Ответ сложный, разобью его на 4 части.

(кружок, не перспектива, не получить персп, эквивалентная диафрагма)

1. Почему кружок нерезкости на КРОПе выглядит крупнее, чем на фуллфрейме

Преамбула. В 2005 году я купил первый в своей жизни цифровой фотоаппарат: мыльницу Sony Cyber-shot DSC-W15. Кроп-фактор – 4,84. Количество мегапикселей – 5,1 Мп. У неё была возможность оптического увеличения (3-хкратный оптический зум) и цифрового увеличения (13-тикратный Smart Zoom). Разрешение матрицы 2592 x 1944 px.

Цифровым зумом я никогда не пользовался, так как резкость изображения была ужасная. Почему это происходило? Потому что камера в этом режиме делала кроп из центра кадра и растягивала его до размеров 2592 x 1944 px.

В то время у меня был TNT монитор разрешением 1366×768 px. Получается, при 13-ти кратном Smart Zoom фотоаппарат вырезал картинку с разрешением 200*149 px (2592/13=200 и 1944/13=149), которую я потом смотрел на экране компьютера в размере 1366×768 px… Поэтому-то качество изображения не устраивала, и я использовал только оптический зум.

* * *

Так вот, в своем первом опыте Аркадий Шаповал тоже столкнулся с цифровым увеличением, но не заметил этого, так как замеры кружка нерезкости делал в процентах и пикселях, а нужно было в миллиметрах.

Поскольку на «Радоживе» опыт ставился с камерами Nikon, а Вы владеете Canon, давайте я буду все объяснять на примере Вашей марки.

Допустим, первое фото у него было бы снято на полнокадровую беззеркалку Canon EOS R. У нее размер кадра в пикселях — 6720 × 4480 px, а физически — 36 x 24 мм. Предположим, второе фото снимали на тот же объектив, но на кропнутую зеркалку Canon 80D (6000 × 4000 px и 22,5 × 15 мм, Kf = 1,6).

Размер фотографий в блоге «Радожива» — 1200 px по длинной стороне.

Когда Аркадий сфотографировал кружок нерезкости с одного расстояния на один и тот же объектив, его физические размеры были одинаковые (допустим, 3 мм на матрице). Но на сайте изображение увеличено до 1200 px. Так вот, для корректного сравнения нужно было фотку с полнокадровой камеры Canon EOS R показать в 1200 px, а с КРОПа Canon 80D – в 750 px по длинной стороне (1200/Kf=1200/1,6=750). Тогда бы размеры кружка были одинаковыми в обоих вариантах.

А так у нас получилось во втором случае цифровое увеличение. В моей статье этот эффект демонстрируется на рисунке №10. Падение качества картинки не заметно, поскольку мы в пикселях её в блоге уменьшаем: с 6000 до 1200 px.

Думаю, если напечатать на бумаге фотографию, снятую на полный кадр Canon EOS R в размере формата А1 (594 x 841 мм), а затем такой же кадр, но снятый на Canon 80D, то с КРОПа картинка будет менее резкая, так как там проявится эффект цифрового увеличения (поскольку на фуллфрейме мы увеличили изображение с 36 мм до 841 мм, а на КРОПе – с 22,5 до 841 мм).

В моей статье та же ситуация на снимках №16-20: при измерении картинки в миллиметрах, осуществляется ее цифровое увеличение, а при замерах в пикселях – уменьшение до 1400 px по длинной стороне. Поэтому падение качества изображения и незаметно.

2. При съемке на КРОП и на полный кадр с одного и того же расстояния с одним фокусным изменения перспективы не происходит.

После написания этой статьи я провел следующий эксперимент: поставил на штатив камеру Nikon D610 с зумом Nikon 24-70mm f/2.8G, и снял два кадра – на 24 мм и на 70 мм. Затем в «Фотошопе» наложил широкий на узкий и обрезал первый так, чтобы границы кадров совпадали. Теперь, если растянуть КРОП из 24 мм до размеров картинки 70 мм, то все линии совпадают – то есть линейная перспектива не поменялась.

В моей статье иллюстрация этого эффекта – снимки №8 и №9: фотографировал с одной точки на 105 и 155 мм, а кадры получил с идентичной перспективой.

3. Почему при съемке на КРОП и на фуллфрейм меняется перспектива

Перспектива бывает разной: линейная, воздушная, тональная и цветовая. Мы сейчас говорим о линейной перспективе, которая выражается в том, что на плоском изображении параллельные прямые в горизонте стремятся сойтись в точку и объекты на переднем плане выглядят больше, чем на заднем.

Линейная перспектива зависит от расстояния от камеры до точки фокусировки, а также до заднего плана – см. рисунок 22.

Чтобы снять на КРОПнутую зеркалку Canon 80D кадр в тех же границах, что и на фуллфреймовую беззеркалку Canon EOS R с объективом-фиксом Canon EF 85mm f/1.2L II USM, придется отойти на 60% дальше (см. рисунок №2). Но из-за этого поменяются соотношения размеров в кадре объектов на переднем, среднем и заднем плане (см. рисунок №22, формулы и описание).

И наоборот: при съемке на Canon EOS R кадра в тех же границах, что на Canon 80D и фикс Canon EF 85mm f/1.2L II USM, придется подойти ближе на 28% ((1-1/1,6)=(1-0,625)=0,28). Тем самым также изменим перспективу.

4. Почему при съемке на КРОП и на полный кадр меняется размытие

Первую пару снимков Аркадий Шаповал снимал с одной точки и получил разные границы кадров. В реальности, чтобы получить кадры с одинаковой границей фотограф либо будет подходить/отходить, либо менять фокусное расстояние объектива.

На ГРИП (боке, размытие) влияют расстояние до объекта съемки, фокусное расстояние объектива, дистанция до фона и диафрагма. То есть снять на фуллфрейм и на КРОП картинку с одинаковым размытием не получится.

Например, на полный кадр Canon EOS R и Canon EF 50mm f/1.2L USM мы фотографируем с 1 метра. С этим же фиксом на кропнутой тушке Canon 80D придется отойти до 1,6 метра – размытие будет меньше (менее выраженное боке).

В связи с этим встречается понятие «эквивалентная диафрагма». Она означает, что при съемке на полный кадр и на КРОП при одной и той же величине относительного отверстия (например, f/1.2) величина ГРИП (степень размытия фона) будет меняться. То есть у нас выдержка и ИСО на Canon EOS R и Canon 80D остаются одинаковыми, а размытие разное (на КРОПе не такое выраженное, так как мы отходим при съемке дальше — точных цифр не знаю, но, допустим, как на f/2.8 на FF в этой ситуации).


Стоило ли покупать полный кадр? Принципиальное отличие полнокадровых и кропнутых фотоаппаратов
Стас, я не отговариваю и особо не агитирую за ЭФР 24-70mm f/2.8 — выше сказал, что многое зависит от задач и предпочтений фотографа. Если говорить про лично мой опыт, то с объективом ЭФР 24-70/2,8 я могу отснять любой фоторепортаж, не снимая его с тушки. Если же я поставлю на КРОПнутую зеркалку Canon 24-70LII (то есть получу 38-112 мм фокусного в эквиваленте), у меня пропадет широкий угол.

Подавляющая часть качественных репортажей снимается на широкоугольную оптику. Если открыть тот же портал свадебных фотографов «MyWed» — процентов 60 лучших кадров сняты на ширики. Если зайти, например, на сайт издательства «Коммерсантъ» в раздел «Фото дня» — примерно столько же снимков получены на широкий угол. Набрать в Гугл-Картинках фразу «The best travel photography award» (Награда за лучшую фотографию в жанре «Тревел») — очень многие сняты на ШУ.

Поэтому-то я не вижу для себя возможности снимать репортажи без шириков. И, конечно, это — не догма. Если Вы фотографируете, в основном, в диапазоне от нормальных до теле-, Вас отсутствие ЭФР 14 или 16 мм не будет волновать.


Последние комментарии читателя блога Сергей

8. Экскурсия по дворцам в крепостном комплексе Орчхи
Ой-ёй-ёй, как время летит, Роналд! Только вопросы задавали по организации поездки по Индии, а уже отчитываетесь об экскурсии. Большое спасибо за новости! Рад, что Орчху пока что не стали реставрировать, что можно еще подышать здесь «воздухом старины».

Странно, что не стали жить в Орчхе, а остановились в Джханси. Видимо, оттуда еще куда-то по окрестнотсям ездили?

Удалось ли Вам погулять по парку Кеоладео в Бхаратпуре? Были ли птицы? Понравилось ли? И вообще, вы из дому пишите свой отзыв или из Индии?


Скалы Чертово городище. Как добраться на машине
Опасность энцефалита на Урале есть везде, не только в лесах, но и в городских парках или на дачах. Насколько я читал блоги фотографов из Москвы, в Подмосковье при съемках в кустах где-нибудь на речке тоже нужно опасаться клещей.

Что для меня было неожиданностью: читал отзыв о походе с палаткой по Крыму. «Проснулись утром — вся палатка снаружи покрыта слоем клещей. Видимо, они чувствуют тепло и за ночь приползли со всей округи».

В январе 2016 года мы совершили автомобильное путешествие по северу Пермского края — эта территория уже относится к Северному Уралу. Очень понравились скалы камня Ветлан и на горе Полюд.

В отчете о поездке по Пермскому краю в январе 2018, в комментариях, давал ссылку на рассказ про отпуск в Приполярном Урале, в природном парке Югыд Ва.


Скалы Чертово городище. Как добраться на машине
Игорь, не увидел Ваш комментарий сразу.

Думаю, нужно читать профильные ресурсы, форумы по геологическому туризму. Вот сейчас набрал в Гугле: на Урале месторождения яшмы сосредоточены, в основном, в Башкирии (близ города Учалы), в Орском районе (гора Полковник), в Оренбургской области (Казак-Чакканское).

Если говорить про Свердловскую область, то можно почитать статью «Новотуринское проявление пестроцветной яшмы на Среднем Урале», опубликованную преподавателем Исовского геологоразведочного техникума Александром Егоровичем Пудовкиным из города Нижняя Тура. Он описывает небольшой карьер около поселка Новая Тура, где разрабатывалась яшмовая линза.


Бесценный урок фотографии для новичков: как тренировать способность видения кадра
Виталий, Вам удалось очень точно сформулировать преимущество рамки кадирования: она позволяет сконцентрироваться на композиции, не отвлекаясь на технические детали съемки. Спасибо!

Честно говоря, я удивлен судьбой этой статьи: когда писал, был уверен, что она вызовет фурор у читателей. По факту, не так уж много людей с ней соглашаются. До сих пор я вижу, что ссылкой на неё делятся в социальных сетях с комментарием: «Не согласен с автором, но может кому пригодится».

Как она может не пригодится, если она даёт простой алгоритм, как научиться фотографировать? И проверить эффективность проще простого: смотрим перед собой и пытаемся построить кадр в уме. Затем выставляем вперед две руки, указательным и средним пальцами составляем рамку и формируем кадр. Быстро!

Отличие рамки кадирования лишь в том, что она чёрная (не отвлекает взгляд) и соотношение сторон у неё, как у фотоаппарата.

Научиться делать профессиональные снимки можно лишь одним путем: фотографировать как можно больше. Рамка кадирования позволяет «снять» больше кадров, чем на телефон или фотоаппарат, а значит, быстрее развить навыки видения кадра.


Бесценный урок фотографии для новичков: как тренировать способность видения кадра
Никогда не задумывался, но так, действительно, и есть: люди невысокого роста смотрят на мир, чаще всего, с другого ракурса, чем великаны. И, поскольку фотографы снимают с разных уровней, то и восприятие у разных зрителей разное.

Хотя… Наверное, профессиональные фотографы знают, что один из факторов, «делающих» кадр — нестандартный ракурс. Поэтому они и так снимают либо сверху, либо снизу. Либо гуськом ходят, на землю ложатся, либо на стремянку залазят, чтобы снять хорошее фото.


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Pleer.ru
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 638 подписчикам сайта!

* indicates required



Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment
  5. Айдар:

    Сергей, приветствую! Есть возможность купить компакт — один собран в Японии, другой — в Китае. Большая ли будет разница между ними в плане надежности и качества, или сейчас в Китае тоже научились делать хорошие товары?

    Заранее признателен!

    View Comment
    • Сергей:

      Айдар, такие вопросы нужно задавать специалистам сервисных центров, у меня статистики нет. Не знаю, как компактные фотоаппараты, отличаются ли надежностью, но могу сказать по ноутбукам. Когда у меня посыпался жесткий диск, я чинил компьютер в мастерской у хорошего знакомого моего знакомого. Выяснилось, что проще купить новый ноут, и я уточнил, какую марку он посоветует, чтобы была высокая надежность.

      На это он ответил следующее: «Может, лет 8 назад качество отличалось. Сейчас все ноутбуки ломаются одинаково независимо от производителя. Выбирай компьютер по техническим характеристикам. Где он производится, не имеет значения.»

      View Comment

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 638 подписчикам сайта!

* indicates required