\n

13. Наша экскурсия в пещеры острова Элефанта в Мумбаи. Отчет и фотографии

Михаил Шмаков съездил в Индию четыре раза, но все путешествия были организованы туристическим агентством. Прочитав мои истории о путешествиях дикарями по разным странам, пообщавшись с другими путешественниками, он решил в пятый раз поехать отдыхать самостоятельно. Мы уже увидели с вами его фотографии, снятые во время прогулок по улицам Мумбаи – снова по маршруту, описанному в романе «Шантарам». Сегодня посмотрим, какие интересные места можно посетить на острове Элефанта. Ну и, услышим поучительную и немного комичную историю, связанную с обменом валюты в Индии…


***

Автор: Шмаков Михаил

https://fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/

***

Следующее утро началось с фотосессии. Обе палубы крошечного парома, направляющегося к острову Элефанта, были полны местными туристами. День только начался, мы были еще свежи и расслабленны после сна, желание чуть ли не всех пассажиров судна сфотографироваться с нами, приняли стоически и с долей здорового юмора. Где-то в недрах индийского сегмента популярных ныне  соцсетей теперь красуются наши групповые портреты, с подписями типа: «I and my Russian friends in Mumbai. 06 October2015».

Дорога до острова Элефанта займет примерно час, и, пока вы вместе с нами будете разглядывать водные просторы с верхней палубы парома, я коротко расскажу историю острова. Остров Гхарапури (Gharapuri — место пещер), а именно таково его местное название, расположен с Юга устья реки Улхас (Ulhas). От набережной Аполлона с  монументом «Ворота в Индию», его отделяет десять километров и, как я уже сказал, час пути, значительную часть которого, занимает маневрирование между кораблями у причалов.

Фотография 2. Вид на арку «Ворота в Индию», отель Тадж-Махал Палас и паромы у них. Отзывы туристов о самостоятельной поездке в Мумбаи. (70-200, 1/500, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)

Фотография 1. Вид на арку «Ворота в Индию», отель Тадж-Махал Палас и паромы у них. Отзывы туристов о самостоятельной поездке в Мумбаи. (70-200, 1/500, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)

Древняя история острова и история создания пещерного храма достоверно не известна. Археологи указывают, что устье реки Улхас было населено еще в каменном веке. Как тут не вспомнить библейское: «А из Эдема выходила река для орошения рая, и потом делилась на четыре — Тигр, Евфрат, Инд и Ганг».  🙂

С III века до нашей эры по VI век нашей эры побережье и острова входили в империю династии Магадха, а в последующем, до 1343, пока не перешли под власть гуджаратских султанов, управлялись индусскими царями династии Силхара. Историки предполагают на острове город в составе древнего государства. Храмовый комплекс в пещерах  создавался в период с V по VIII веков (при раскопках здесь обнаружили монету, датируемую IV веком). Надписи, повествующие о строителях и возведении храма, не сохранились. Виноваты ли в этом португальцы или вода и время теперь не узнать. Однако легенда называет в числе строителей храма братьев Пандавов и преданного Шиве сторукого Банасуру (если Банасуру аккомпанировал танцующему Шиве, отбивая такт на барабане всей сотней свих рук, то почему не помочь этими руками строителям в деле прославления Шивы?).

Сомнительная честь иностранных первооткрывателей пещерного храма принадлежит португальцам, которые по мирному договору с последним полновластным гуджаратским султаном Бахадур-шахом в 1534 году отторгли в свою пользу устье реки Улхас и острова в нем.

Примерно в это же время колонизаторы открыли для себя древний город и индуистский пещерный храмовый комплекс на острове Гхарапури. Предание гласит: первое, что увидели португальцы, прибыв на остров – это гигантскую, в три раза выше натуральной величины, статую слона, высеченную из цельного куска базальта. Скульптура так поразила умы незваных гостей, что они попытались ее похитить, но уронили в море, а остров стали именовать «Элефанта». А чтобы храм с его барельефами не смущал умы, и не мешал обращать аборигенов в истинную веру, устроили стрельбу из ружей по уникальным изваяниям, пощадив только шестиметровое изображение тримурти Шивы.

Фото 3. Остров - военная база. (70-200, 1/500, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)

Фото 2. Остров — военная база. (70-200, 1/500, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)

Фотография №4. Остров Мясника (Butcher island) и нефтехранилище на нем. (70-200, 1/320, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)

Фотография №3. Остров Мясника (Butcher island) и нефтехранилище на нем. (70-200, 1/320, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)

Современный остров Элефанта — это пещерный храмовый комплекс, три деревни, 1200 жителей, два индуистских храма, водохранилище, три смотровые площадки и два артиллерийских орудия на горе, высотой, примерно, 150 метров, служившие при англичанах артиллерийскими огневыми точками (Cannon point). Большая часть острова (водохранилище и дамба, в том числе) — частная собственность.

За всеми этими рассказами, мы не заметили, как доплыли. По длинному причалу к подножью холма, на котором располагаются пещеры, можно пройтись пешком, а можно прокатиться на детской железной дороге в поезде с открытыми вагончиками и смешным паровозиком. На мой взгляд, железная дорога — наследие англичан и их военной базы на острове.

Фотография 5. Остров Элефанта (Elephanta Island), вид с воды. Отзывы туристов о самостоятельных экскурсиях в Мумбаи. (24-70, 1/1000, -1eV, f9, 24 mm, ISO 100)

Фотография 4. Остров Элефанта (Elephanta Island), вид с воды. Отзывы туристов о самостоятельных экскурсиях в Мумбаи. (24-70, 1/1000, -1eV, f9, 24 mm, ISO 100)

Фото 6. Паровозик – один из способов доехать к пещерам Элефанты. Отчет о самостоятельной поездке в Индию. (24-70, 1/125, 0eV, f9, 45 mm, ISO 100)

Фото 5. Паровозик – один из способов доехать к пещерам Элефанты. Отчет о самостоятельной поездке в Индию. (24-70, 1/125, 0eV, f9, 45 mm, ISO 100)

От подножья холма к пещерам Элефанта (Elephanta Caves) ведет лестница с выложенными из камня ступенями (утверждают, что их — ровно 1000 штук), оккупированная по обе стороны продавцами сувениров. Но прежде, чем двинуться по ней, надо заплатить деревенский сбор 5 рупий с человека и, раз уж я заговорил о билетах, перечислю все, которые пришлось купить за эту экскурсию:

  • билеты на паром – 160 рупий за один, в оба конца;
  • 10 рупий с каждого туриста за верхнюю палубу – маленький бизнес паромщика и его мальчиков;
  • указанный выше деревенский сбор в 5 рупий с человека;
  • непосредственно билеты в пещерный храм – 250 рупий за один.

Итого стоимость экскурсии в пещеры Элефанта: 850 рупий за двоих.

Подъем в  гору, что само по себе уже серьезное испытание на жаре, здесь осложнялся  постоянной угрозой нападения со стороны обезьян. Скажу вам, это — не мирные воришки с Лангкави или попрошайки с Дамбуллы. Они — настоящие «бандерлоги» (к слову, Редьярд Киплинг — уроженец Бомбея), норовящие выхватить из ваших рук все, что вы там держите! Многие из них — закаленные бойцы со злобным оскалом желтых зубов и носящие шкуру с отметинами от палки местного жителя, как носит лычки ефрейтор.

7. Обезьяны на острове Элефанта. Отчет об экскурсиях в Мумбаи. (24-70, 1/60, 0eV, f9, 61 mm, ISO 100.  Вспышка)

6. Обезьяны на острове Элефанта. Отчет об экскурсиях в Мумбаи. (24-70, 1/60, 0eV, f9, 61 mm, ISO 100.  Вспышка)

Но все эти трудности подъема меркнут перед зрелищем величия человеческого духа и титанического трудолюбия. Храм, на создание которого потребовалось несколько столетий, поражает воображение.

8. Вход в главную пещеру. Отзыв о самостоятельной экскурсии на остров Элефанта. Путешествия по Индии. (24-70, 1/60, -1eV, f9, 35 mm, ISO 100)

7. Вход в главную пещеру. Отзыв о самостоятельной экскурсии на остров Элефанта. Путешествия по Индии. (24-70, 1/60, -1eV, f9, 35 mm, ISO 100)

Весь храмовый комплекс, посвященный богу Шиве, в доступном для осмотра ныне виде – это семь пещер. Три пещеры на северном склоне холма представляют  единый ансамбль и заслуживают подробного рассказа.

Главный зал – это большая пещера, примерно, площадью в 43 квадратных метра, а по ощущению – много больше. Потолок высотой примерно шесть метров поддерживают 20 колон в шесть рядов.  Справа от центрального входа — алтарь с Шивалингамом (в индуизме Лингам — основной не антропоморфный символ Шивы), три входа, которого, охраняют стражники – дварапалы.

Фотография 9. Алтарь с Шивалингамом в главной пещере Элефанты. Рассказы про самостоятельный отдых в Индии. (17-40, 13 сек., 1eV, f9, 17 mm, ISO 100)

Фотография 8. Алтарь с Шивалингамом в главной пещере Элефанты. Рассказы про самостоятельный отдых в Индии. (17-40, 13 сек., 1eV, f9, 17 mm, ISO 100)

По центру на стене расположен барельеф-триптих, посвященный Шиве. Центральная часть триптиха — тримурти Шивы. Изваяние, высотой 5.44 метра, представляет Шиву, как всевышнее божество, отвечающее за создание, сохранение и разрушение вселенной.

Уточню, такая интерпретация изображения не единственная, но все они восходят к  Шива-Панчамукха – Пятиликому Шиве, изображению, олицетворяющему пять аспектов Шивы или  пяти главных элементов мироздания.

10. Тримурти Шивы в пещерах Элефанта. Можно ли поехать на экскурсии по Мумбаи самостоятельно. (17-49, 6 сек., 0eV, f9, 17mm, ISO 100)

9. Тримурти Шивы в пещерах Элефанта. Можно ли поехать на экскурсии по Мумбаи самостоятельно. (17-49, 6 сек., 0eV, f9, 17mm, ISO 100)

Правый барельеф триптиха (если стоять лицом к изображению) – иллюстрация легенды о том, как Шива принял воды Ганги из потустороннего мира в свои спутанные волосы.

11. Шива принимает в волосы воду Ганги. Барельеф в пещере Элефанты в Мумбаи. Отчет о поездке по Индии дикарем осенью 2015 года. (17-40, 13 сек., 1eV, f9, 17 mm, ISO 100).

10. Шива принимает в волосы воду Ганги. Барельеф в пещере Элефанты в Мумбаи. Отчет о поездке по Индии дикарем осенью 2015 года. (17-40, 13 сек., 1eV, f9, 17 mm, ISO 100).

Левый барельеф – Шива в образе полумужчины-полуженщины. В иконографии – Ардханаришвара (двуполый владыка). Иллюстрация легенды о том, как Шива наглядно разъяснил Брахме, что для создания потомства нужны как мужчина, так и женщина.

12. Ардханаришвара. Как мы ездили на остров Элефанта в Мумбаи (17-40, 20 сек., 0eV, f9, 17 mm, ISO 100).

11. Ардханаришвара. Как мы ездили на остров Элефанта в Мумбаи (17-40, 20 сек., 0eV, f9, 17 mm, ISO 100).

Кроме центрального, северного входа в пещеру, есть восточный и западный порталы. Все три проема с каждой стороны имеют нефы, украшенные барельефами, живописующими о деяниях Шивы. Но, к сожалению, они подверглись значительным разрушениям и едва читаемы на стенах.

Пространство за западным входом заставлено строительными лесами и затоплено дождевой водой. Пещеры по центральной стене и неф справа загорожены проволочной сеткой, мы пробрались туда по лесам, но разглядеть что-то было невозможно.

13. Алтарь и западный вход.  Самостоятельное путешествие в Индию (17-40, 1/60, -0.33eV, f9, 20 mm, ISO 400, вспышка)

12. Алтарь и западный вход.  Самостоятельное путешествие в Индию (17-40, 1/60, -0.33eV, f9, 20 mm, ISO 400, вспышка)

Восточный вход ведет во внутренний двор между центральным залом и восточной пещерой ансамбля.

14. Внутренний двор. (17-40, 1/30, -1eV, f9, 22 mm, ISO 100)

13. Внутренний двор. (17-40, 1/30, -1eV, f9, 22 mm, ISO 100)

Я почти уверен, что внутренний двор имел и самостоятельный вход через пространство между скалами, которое теперь наполовину засыпано обвалом. С этого места я и фотографировал, но, возможно — это мои домыслы.

Посреди двора — большая  круглая площадка, высеченная из базальта (такие, отполированные ногами танцовщиц (дэвадаси) мы  видели в храмах Карнатаки). Хотя, вероятно это место предназначено для любимого бычка Шивы – Нанди, что более естественно.

За колоннами восточного зала открылся еще один алтарь с Шивалингамом. Стены, как и в предыдущем, украшали стражники, а по бокам зала — два нефа с такими же плохо читаемыми барельефами. В правом, на потолке обнаружилась роспись, указывая на то, что одними барельефами убранство храмов не ограничивалось.

15. Шивалингам в восточном зале.  Рассказ про экскурсию в пещеры Элефанта (17-40, 1/4, 0eV, f9, 17mm, ISO 100)

14. Шивалингам в восточном зале.  Рассказ про экскурсию в пещеры Элефанта (17-40, 1/4, 0eV, f9, 17mm, ISO 100)

16. Роспись на потолке и барельеф на стене, изображающий сына Шивы - Карттикея, у тамилов - Муруган. (17-40, 30 сек., 0eV, f9, 17 mm, ISO 100)

15. Роспись на потолке и барельеф на стене, изображающий сына Шивы — Карттикея, у тамилов — Муруган. (17-40, 30 сек., 0eV, f9, 17 mm, ISO 100)

От северного входа главного зала к восточным пещерам ведет ухоженная, вымощенная камнем, широкая дорога по склону холма.

17. Беседка.  (24-70, 1/60, -1eV, f9, 35 mm, ISO 100)

16. Беседка.  (24-70, 1/60, -1eV, f9, 35 mm, ISO 100)

Четыре грота восточного склона интересны только в сочетании с главным пещерным ансамблем, и представляют собой небольшие храмы и кельи монахов с почти полностью утраченными барельефами. Некоторые из них реставрировались — это заметно по колоннам, и новодельным лингамам, но, по сути, восстанавливать здесь нечего. В путеводителях указывают на буддийское происхождение двух подземелий, а так же на наличие кирпичной ступы в одном из них, но нам она на глаза не попалась (возможно, что говоря о  буддийском происхождении, имеют в виду основания лингамов, выполненные в форме лотоса?).

Самая последняя, четвертая, подверглась наибольшему разрушению, а может древние строители только приступили к созданию здесь храма, теперь трудно сказать. Пещера не горизонтальная, а уходит вниз и почти полностью скрыта песком и отложениями грунта, намытого водой. Наверное, единственный раз за все путешествие я пожалел, что нас не сопровождал гид. Чутье подсказывало, что имеются другие каверны и наскальные изображения, но их нельзя увидеть в силу недоступности, а расспросить некого.

18. Пещеры восточного склона. Отчет о поездке на остров Элефанта самостоятельно (17-40, 1/80, -1eV, f9, 24 mm, ISO 100).

17. Пещеры восточного склона. Отчет о поездке на остров Элефанта самостоятельно (17-40, 1/80, -1eV, f9, 24 mm, ISO 100).

19. Вход в пещеру с восточной стороны.   (1125) (17-40,1/80, -1eV, f9, 17 mm, ISO 100)

18. Вход в пещеру с восточной стороны.   (1125) (17-40,1/80, -1eV, f9, 17 mm, ISO 100)

20. Отзыв о поездке на остров Элефанта в Мумбаи. Пещера с восточной стороны    (17-40, 1/30, 0eV, f9, 17 mm, ISO 100)

19. Отзыв о поездке на остров Элефанта в Мумбаи. Пещера с восточной стороны    (17-40, 1/30, 0eV, f9, 17 mm, ISO 100)

21. Подземелье на острове Элефанта. Как мы самостоятельно поехали в Мумбаи (17-40, 1/60, 0eV, f9, 17 mm, ISO 400, вспышка)

20. Подземелье на острове Элефанта. Как мы самостоятельно поехали в Мумбаи (17-40, 1/60, 0eV, f9, 17 mm, ISO 400, вспышка)

Осмотр окончен, но неукротимое любопытство не позволяет расстаться с островом. Решаем подняться на вершину холма, пунктирная линия с кружками (Cannon 1, Cannon 2 и Bombay Skyline viewpoint) на карте мобильного приложения, однозначно указывала на тропу и наличие смотровых площадок на ней.

Крутой подъем к вершине по остаткам ступеней и валунам, начинается много правее билетных касс, рядом с конторой по развитию туризма (MTDS) и рестораном  «Santosh Restaurant».

Первая площадка – «Bombay Skyline viewpoint», кроме ларька с напитками под тентом, абсолютно ничем не примечательна. Густые заросли склона холма не позволяют разглядеть окрестности. Покупаем воду и двигаемся дальше.

Не доходя пару десятков шагов до первой пушки, на крутом повороте под руинами казармы нас поджидала хорошо организованная засада: обезьяны! Прохода нет – чудовища отрезали путь вперед и назад, свисают с веток. Они скалят клыки, тянут пальцы с длинными ногтями в нашу сторону и кричат. Пришлось вооружиться палкой — трухлявый сук, но его вид заставил держаться обезьян на расстоянии.

Фотография 22. Пушка на смотровой площадке острова Elephanta Island (Gharapuri Island) в Мубаи. (24-70, 1/125, 0eV, f9, 24 mm, ISO 100)

Фотография 21. Пушка на смотровой площадке острова Elephanta Island (Gharapuri Island) в Мубаи. (24-70, 1/125, 0eV, f9, 24 mm, ISO 100)

24. Вид на водохранилище. (24-70, 1/200, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)

22. Вид на водохранилище. (24-70, 1/200, 0eV, f9, 70mm, ISO 100)

Площадка второго орудия выше и окружающее пространство свободней от деревьев. Хорошо видно дамбу, деревню у подножья холма, а будь  воздух прозрачнее, то  и континентальный берег Мумбаи с портом имени Джавахарлала Неру был бы как на ладони.

Обратный путь к парому и возвращение в город ничем особо не примечательны, правда, можно упомянуть иностранца, который очень хотел сфоткаться с коровой, но боялся к ней подойти. Как я не бился, а за рог он ее не взял.

25. Приключения иностранца в Индии. (24-70, 1/160, 0eV, f9, 70 mm, ISO 100)

23. Приключения иностранца в Индии. (24-70, 1/160, 0eV, f9, 70 mm, ISO 100)

Вечер в Мумбаи

От усталости и переполненности впечатлениями мы молчали весь обратный путь. Смотреть было не на что, изредка попадалась навстречу лодка или паром, подобный нашему. Мы плыли навстречу заходящему солнцу, легкий ветерок освежал, качка убаюкивала, а время тянулось нескончаемо.

Берег встретил толпой праздных индийцев у парапета набережной.

26. Праздные зеваки у арки "Ворота в Индию" в Мумбаи. (24-70, 1/60, 0eV, f9, 28 mm, ISO 100)

24. Праздные зеваки у арки «Ворота в Индию» в Мумбаи. (24-70, 1/60, 0eV, f9, 28 mm, ISO 100)

Кроме зевак, молодых индийцев, пришедших на променад, много гостей из разных штатов – они выделяются подчеркнуто национальной одеждой мужчин и парадными сари женщин. Население Индии много путешествует, в силу разных причин (трудовая миграция, паломничество, туризм…), да и численность его огромна, но сейчас, на фоне редких иностранцев, это особенно бросалось в глаза.

27. Группа дам у монумента. Вечер в Мумбаи. Отзыв о самостоятельной поездке (24-70,1/125, -1eV, f9, 70 mm, ISO 100)

25. Группа дам у монумента. Вечер в Мумбаи. Отзыв о самостоятельной поездке (24-70,1/125, -1eV, f9, 70 mm, ISO 100)

28.  Арка «Ворота в Индию» - один из символов Мумбаи. Отчет туристов из Москвы о поездке дикарем в Мумбаи и на Гоа (24-70, 1/200, 0eV, f9, 32 mm, ISO 100)

26.  Арка «Ворота в Индию» — один из символов Мумбаи. Отчет туристов из Москвы о поездке дикарем в Мумбаи и на Гоа (24-70, 1/200, 0eV, f9, 32 mm, ISO 100)

Хотя часы показывали только начало четвертого, но в воздухе уже чувствовался вечер: свет стал мягким, слегка размыв детали пейзажа. Мы устали, но не сидеть же в отеле перед телевизором? Можно сходить в кино — чем не «культурная» программа? Рядом с отелем, в доме похожем на башню III Коммунистического Интернационала, располагался кинотеатр «Эрос» (Eros), афиша его обещала просмотр широко рекламируемой драмы «Talvar», повествующей об убийстве четырнадцатилетней девочки, но как-то глупо в такой хороший вечер сидеть в помещении. Выбираем прогулку по городу, а заодно — найти обменный пункт и поменять деньги.

29. Кинотеатр «Eros» в Мумбаи (24-70, 1/80, 0eV, f9, 39 mm, ISO 100)

27. Кинотеатр «Eros» в Мумбаи (24-70, 1/80, 0eV, f9, 39 mm, ISO 100)

Вот и пришло время поведать забавную (теперь я уже так могу сказать) историю, рожденную ленью в Резервном Банке Мумбаи.

Рупии, что купили в аэропорту, естественно, мы не потратили, но нам предстояло прожить в Мумбаи еще больше суток. Что важней — за эти два дня мы в полной мере осознали: до высокого туристического сезона еще очень далеко. Какие сюрпризы нас ждут в Палолеме – неизвестно. Прикинув в уме предполагаемые траты (отель, питание и, возможно, экскурсии, такси завтра в аэропорт и в Палолеме и т.д.), решаем менять 1000 долларов США.

Перекусив в «Pizza Express Colaba», знакомым маршрутом: мимо фонтана Веллингтона, Музея принца Уэльского (как не заглянуть, и не полюбоваться отреставрированным куполом?), по улице Махатмы Ганди отправляемся на поиски обменного пункта.

30. Музей имени Чхатрапати Шиваджи, бывший «Музей принца Уэльского» в Мумбаи (17-40, 1/50, -1eV, f9, 24 mm, ISO 100)

28. Музей имени Чхатрапати Шиваджи, бывший «Музей принца Уэльского» в Мумбаи (17-40, 1/50, -1eV, f9, 24 mm, ISO 100)

Задача, как и предвидели, оказалась непростая: все встречаемые нами вывески банков таили под собой помещения с банкоматами. Пройдя еще пару кварталов, обращаемся за помощью к охраннику, скучающему у входа в магазин.

 — Нет ничего проще, в этом здании, пятый этаж, лифт останавливается между этажами. Жмите шестой.

— Спасибо, ОК!

Здание постройки первой половины прошлого века. О край истертых ногами мраморных ступеней лестничного марша, казалось, можно обрезаться. Допотопный лифт с раздвижной решеткой вместо дверей. Пока поднимаемся, замечаем, что на некоторых этажах – ремонт: где-то работает перфоратор и стучит молоток, пахнет известкой, штабелями на поддонах уложены мешки с цементом. Что ж, ничего страшного, я как-то посещал  филиал крупного московского банка, одну из стен здания, в котором он располагался, в этот момент рушил экскаватор.

Дзыньк — приехали, спускаемся на пролет ниже, толкаем правую дверь, заходим. Большой, абсолютно пустой зал, дальнюю стену занимают металлические шкафчики для одежды сотрудников, из мебели — стол и стул, их оккупировал охранник.

(Дальнейшие диалоги — на «моем» английском с жестикуляцией, которую использую в разговорах с глухонемыми подопечными на работе, и редкие вкрапления непечатаемых фразеологизмов)

— Хай! Как ваши дела? Валюту поменять, здесь?

— Привет!  Мои дела хорошо! Здесь, — указывает на людей за стеклом.

Подходим. За стеклянной перегородкой в потолок двое ухоженных пожилых мужчин и девушка, за их спинами стоит открытый металлический кейс, битком набитый валютой – единственная деталь, указывающая на обменный пункт. Внешне мужчины – парсы, не могу утверждать, но достаточно светлая кожа, разрез глаз, специфические, белые, плоские шапочки у мужчин…

После обмена приветствиями, выражаем свое желание обменять доллары на индийские рупии. Услышав сумму, замечают, что это займет какое-то время.

— Сколько?

— Недолго, — легкое покачивание головой из стороны в сторону.

— О’кей.

Несколько слов, пока ждем. На зороастрийцев и их храм в районе центрального вокзала нам указывала гид в прошлое путешествие (это совсем недалеко от этого места), а в этом году мы, иногда по нескольку раз в день, проходили мимо другого храма огнепоклонников рядом с Gross Maidan Garden. Маленькая, всего около 60 тысяч человек, но могущественная диаспора парсов в Мумбаи, владеет, чуть ли не половиной земли города.

Вернемся в обменный пункт. Помещение не кондиционировано, открыта балконная дверь, пот по спине течет ручьем. Меня привлекает вид,  открывающийся с пятого этажа на вечерний город, включаю камеру и иду к проему. Охранник окликает – опасно, балкон может обвалиться. Пробую, не выходя на опасную площадку, высунуться подальше и сфотографировать.

Фото 31. Вид на отель Watson’s Hotel в Мумбаи. Отчет о поездке в Индию самостоятельно (24-70, 1/100, -1eV, f9, 39 mm, ISO 640)

Фото 29. Вид на отель Watson’s Hotel в Мумбаи. Отчет о поездке в Индию самостоятельно (24-70, 1/100, -1eV, f9, 39 mm, ISO 640)

Фотография 32. Вид на Биг-Бен мумбайского университета. Отчет о путешествии по Индии дикарями (24-70, 1/160, 0eV, f9, 26 mm, ISO 640)

Фотография 30. Вид на Биг-Бен мумбайского университета. Отчет о путешествии по Индии дикарями (24-70, 1/160, 0eV, f9, 26 mm, ISO 640)

В закатном свете даже трущобного ныне вида здание «Watson’s Hotel» смотрится выигрышно. Если пофантазировать дальше, то очень символичная ситуация: я любуюсь на отель, в который не пустили предпринимателя, внука парсийского священника Джамсетджи Нуссерванджи Тату («Вход только для белых» — см. предыдущий отчет об экскурсиях в Мумбаи, рассказ о «Тадж-Махал Паласе»), из окна обменного пункта, где деньги мне меняют парсы.

Но хватит лирики. Время идет, а рупий нет! Прошло уже минут двадцать, как наши доллары были спрятаны в металлический кейс. За стеклом осталась только девушка. Последний мужчина несколько минут назад закрыл чемоданчик и скрылся с ним за дверью.

Стоим, переминаемся с ноги на ногу. Время от времени, дверь из внутренних помещений в зал открывается, выходит кто-то из служащих, забирает мотоциклетный шлем из шкафчика у стены, прощается с охранником и уходит.

Ситуация!.. Проходит еще минут десять, и охранник достает из недр стола, за которым сидел, свой шлем.

— ???

— Вот те на, сливаются, гады! — мелькнуло в голове.

Окликаю девицу:  – Где деньги, мисс?

На шум является один из старичков и просит еще «чуть-чуть» подождать. Какой там!

— Верните деньги!

Тут, как по волшебству, снова открывается дверь и появляется второй мужчина с огромной пачкой денег в руках. Вид у него такой, будто он только что обежал всех торговцев квартала и собрал у них выручку за день.

Веселое оживление, вздохи облегчения и радостные улыбки с нашей стороны стекла, а с той – невозмутимое спокойствие и деловитость.

Сейчас я могу сказать, у кого мы меняли деньги, на перфорированной ленте банковского чека стоит логотип «Pheroze Framroze». Поиск в Интернете дал следующее: фирма – финансовый брокер, ведущая по операциям с валютой в Индии, с филиалами по всей стране, год основания — 1947. Вполне объяснимый успех фирмы, если учесть, что тысячу долларов мы поменяли по курсу 65 к 1; сервисный сбор — 91 рупия. Итого: 64’909 рупий.

Пересчитываем, укладываем в рюкзачок за моей спиной, прощаемся и пешком спускаемся вниз. Все, на сегодня хватит приключений, отправляемся через крикетное поле университета в отель.

Фотография 33. Биг-Бен (Rajabai Clock Tower) со стороны крикетного поля.  (1300) (24-70, 1/100, -1eV, f9, 24 mm, ISO 320)

Фотография 31. Биг-Бен (Rajabai Clock Tower) со стороны крикетного поля.  (1300) (24-70, 1/100, -1eV, f9, 24 mm, ISO 320)

Фото 34. Игроки-мальчишки. Отчет о путешествии по Индии самостоятельно. (Canon EOS 6D. Canon 24-70, параметры 1/25, -1eV, f9, 53 mm, ISO 320)

Фото 32. Игроки-мальчишки. Отчет о путешествии по Индии самостоятельно. (Canon EOS 6D. Canon 24-70, параметры 1/25, -1eV, f9, 53 mm, ISO 320)

Фотография 35. Отдыхающие на поле игроки.   (24-70, 1/20, -1eV, f9, 30 mm, ISO 320)

Фотография 33. Отдыхающие на поле игроки.   (24-70, 1/20, -1eV, f9, 30 mm, ISO 320)

***

На этом заканчиваю очередную главу из увлекательного рассказа о поездке Михаила в Индию самостоятельно. В следующий раз вы узнаете, как наши путешественники не очень удачно съездили на экскурсию в сердце индийского кинематографа – студию Болливуд и о посещении храма Мумба Деви.

Буду очень Вам благодарен, дорогой читатель, если вы поделитесь своим отзывом о повествовании Михаила, а также дадите ссылочку на этот отчет своим друзьям в социальных сетях. Если вы еще не подписались на обновления блога и хотите получать извещения о новых статьях (а еще у нас планируется отчет о самостоятельном отдыхе в Гоа в несезон), советую сделать это сейчас – форма подписки внизу.

Спасибо за внимание! Встретимся в следующей главе отчета.

V kommentarijah k pervomu otchetu ob otdyhe v Indii mozhno pochitat' nebol'shoj putevoditel' po otdyhu v Goa (istorija, pljazhi, chem zanjat'sja, kogda sezon).
1. В комментариях к первому отчету об отдыхе в Индии можно почитать небольшой путеводитель по отдыху в Гоа (история, пляжи, чем заняться, когда сезон).
Ne menee populjarnyj u rossijskih turistov kurort – shtat Kerala. Rekomendacii dlja turistov, kotorye hoteli by otpravit'sja sjuda na pljazhnyj otdyh samostojatel'no.
2. Не менее популярный у российских туристов курорт – штат Керала. Рекомендации для туристов, которые хотели бы отправиться сюда на пляжный отдых самостоятельно.
Интересные фото, снятые Михаилом по дороге из Джайпура в город Агра, куда едут все туристы мира, чтобы полюбоваться знаменитым мавзолеем Тадж-Махал.
6. Интересные фото, снятые Михаилом по дороге из Джайпура в город Агра, куда едут все туристы мира, чтобы полюбоваться знаменитым мавзолеем Тадж-Махал.
Otchet ob jekskursii po Agre. Shikarnye fotografii Tadzh-Mahala, otkryvajushhiesja so sten Krasnogo Forta. I kak vsegda – ochen' uvlekatel'nyj rasskaz s istoricheskimi podrobnostjami.
7. Отчет об экскурсии по Агре. Шикарные фотографии Тадж-Махала, открывающиеся со стен Красного Форта. И как всегда – очень увлекательный рассказ с историческими подробностями.
Kak organizovat' samostojatel'noe puteshestvie v Indiju, opisano v moem otchete: poluchenie indijskoj vizy, pokupka biletov na poezd cherez Internet i drugie sovety.
1. Как организовать самостоятельное путешествие в Индию, описано в моем отчете: получение индийской визы, покупка билетов на поезд через Интернет и другие советы.
Otzyv ob jekskursijah po mestam, opisannym v romane «Shantaram». Kakim Mihail uvidel v Mumbai v 2014 godu.
8. Отзыв об экскурсиях по местам, описанным в романе «Шантарам». Каким Михаил увидел в Мумбаи в 2014 году.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




комментария 42

  1. Сергей:

    Миша, как всегда, твой рассказ очень понравился. Хорошо сочетаются фотографии с текстом: прямо вместе с вами сплавал на остров Элефанта и побывал в пещерах, походил по Мумбаи. Вероятно, поскольку ты сейчас самостоятельно летал отдыхать в Индию, у меня бессознательно отношение изменилось к рассказу в лучшую сторону, так как мы с тобой сейчас одной крови. 🙂

    Спасибо за интересные пояснения по тем барельефам в пещере. Сам бы я, конечно, навряд ли, стал искать кто и где изображен. А так послушать умного человека было интересно и полезно. 🙂 Очень жду того момента, когда найдется читатель, как и ты, повернутый на истории и культуре Индии, и вы тут начнете обсуждать индийскую поэзию и особенности театральной школы 16-го века. 😉

    View Comment
    • Сергей:

      Я уже рассказывал, что во время экскурсий по городу Гангток в Гималаях у нас была похожая ситуация с обменом валюты: дядька взял доллары и надолго скрылся куда-то — чувства испытывали те же, что и вы… 🙂

      А в Шри-Ланке другая история была. Мы путешествовали за рулем по острову. В одном из городов подъехали к банку, Катя осталась в машине, а я пошел менять валюту. Подаю 100 долларов. Тетка начинает ее проверять на подлинность: мнёт, нюхает, светит лампой. Зовет соседку… Все повторяется, качают головой. Зовут начальника. Я начинаю нервничать, что меня сейчас закроют в каталажку Шри-Ланки за подделку валюты… Потом, все же, обменяли… 🙂 Теперь всегда на отдыхе, перед тем, как передать доллары, я их фотографирую. Хотя бы уверен, что во время всей этой операции не подменяют купюры.

      View Comment
      • shmakov.misha2012:

        Деньги — самая скользкая тема в путешествии, не только по Индии: что брать, сколько брать, где менять, как хранить? И ни на один вопрос нет универсального ответа. Как пример: хотели в Палолеме на Гоа оплатить отель карточкой — не прошла, поскольку в эти дни что-то не ладилось с российским аналогом — SWIFT у Сбербанка.

        View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Согласен, Миша. С карточками еще такая беда может быть: когда ты вдруг пытаешься снять наличные или расплатиться ею на другом конце Земли, алгоритмы безопасности банка решают ее заблокировать, от греха подальше. Поэтому мы всегда на отдых ездим, взяв с собой несколько карт — чтобы не оказаться без денег вдали от дома.

          В последнее путешествие по Индии, в городе Гангтоке все обменники были закрыты, хотел снять наличные с карты. Зашли в отделение банка (тоже закрытое, но в «прихожей» стоит банкомат). Как-то посмотрел я на него недоверчиво, и решил не рисковать — не совать карточку. 🙂 Ждали, пока появится сотрудник обменного пункта. 🙂

          View Comment
    • shmakov.misha2012:

      Сергей, спасибо! Приятно видеть себя напечатанным! 😀 А серьезно: все огрехи работы над фотографиями в блоге — как на ладони. Надо покупать монитор, или новые глаза. 😀

      View Comment
      • Сергей Лахардов:

        После покупки монитора для себя, начинаю думать, что это устройство также необходимо фотографу, как хороший объектив. 🙂 На некоторых фотографиях (например, №29-31, 33), мне кажется, стоило пройти маской или наложить градиентный фильтр, и добавить к ним экспозицию в плюс. Земля была бы чуть светлее. Хотя, может ты так уже сделал?

        На фото №32 ты детей сам выстраивал? Или они сами сгруппировались для фотосъемки? Вот, прямо представляю: галдеж, смех, вокруг белый дядька с фотоаппаратом бегает: «Так, ты, чёрненький, сюда стань. А ты — отойди…» 🙂 Охота уже на твоем месте побывать. 🙂

        Кстати, посмотрел отчеты других туристов об экскурсии на остров Элефанта. Везде пишут, как я бы рассказывал: «Вот, пещера. Какой-то мужик танцует. Вот колонны, что-то держат». 🙂 Твой рассказ про Elephanta Island намного интереснее читать! Спасибо!

        View Comment
        • shmakov.misha2012:

          Я пытался использовать градиент, но то ли опыта мало, то ли руки кривые — низ сделал светлее, наверное мало, а вот с небом — оно и так чудного цвета, становилось желтым. Эти две фотки сделаны против солнца, его не видно — ушло за дома, но дело это не меняет. Олег (Апис) мне советовал попробовать ХДР, но дело в том, что хоть и фотографировал в режиме «А», шаг не был выставлен (три одинаковые). Я же пришел деньги менять, а не фотографировать. Для рассказа про город (любой) считаю необходимым панорамные фотки — да где взять. В Мумбаи полно небоскребов, но я не слышал, что где-то можно подняться на смотровую площадку.

          Мальчишки сами построились. Шли толпой, увидели белого, возбудились (в хорошем смысле), ну я им рукой: так — в кучку, пацаны, птичка вылетит! Язык же не знаю. Кадра три сделал (3х3), из них одна фотография — с наименьшими смазами. Надо было дырку больше вполовину делать.

          Остров Элефанта — обычно (я просмотрел, наверное, с десяток отчетов) используют план пещеры из книжки-путеводителя. Я тоже мог бы, но рассказывать тогда надо о каждом барельефе, а они действительно практически не читаемые, ты видел их в альбоме на «Яндекс-Фото». Вдобавок путеводитель по Elephanta Island на английском и все размеры там — в футах. Народ переводит «с потолка»: у них высота пещеры меньше главного барельефа. Что не знаю – не пишу, не хочу добавлять ерунды в Интернет.

          Легенды, связанные с барельефами, очень интересны (основные сюжеты часто повторяются на изображениях в храмах). Я их постарался пересказать одной строчкой – получилось как-то иронично. Хочу оговориться, что я небольшой специалист в индуистской иконографии, тем более, что каждый сюжет имеет по несколько историй (местные жители в Варанаси, например, историю о принятии Ганги в кудри Шивы, думаю, рассказывают иначе). Приходится часто лезть в справочники – фоток полно таких. Один Халебид чего стоит, там весь храм покрыт изображениями.

          View Comment
          • Сергей Лахардов:

            Мне кажется, один размытый мальчик на фотографии — наоборот, добавил динамики в фотографии. Очень хороший кадр получился, не статичный.

            View Comment
  2. shmakov.misha2012:

    Пусть будет так! Поеду ещё раз в отпуск в Индию — складной отражатель возьму! 😀

    View Comment
  3. Миша:

    Мне тоже очень понравился рассказ про Мумбаи и фотографии. Узнал много интересного. Фото №25 — не понял, у какого монумента? По поводу обработки фото — мне кажется, надо руководствоваться принципом разумной достаточности. Чтобы доводить до идеала, нужно время и навыки. Хорошо обработанный снимок, конечно, лучше смотрится. Но «стоит ли овчинка выделки», если фото не идет в печать?

    View Comment
    • shmakov.misha2012:

      Михаил, благодарю Вас за комментарий. Монумент — это арка «Ворота в Индию». Прошу прощения за неточность в подписи к фотографии. Действительно, на этой площади Аполлона есть еще конная статуя народного героя маратхов Чхатрапати Шиваджи (местный Иван Сусанин).

      Я — любитель, и фотография — занятие для души. Идет фотография в печать или нет — неважно: делаю для себя, поэтому вопрос «стоит ли овчинка выделки», даже не поднимаю для себя.

      View Comment
  4. Максим:

    По поводу текста ничего не скажу, да и в фото — не эксперт. Некоторые снимки понравились, но есть несколько фото, где открытие диафрагмы улучшило бы картинку. Почему всё на f/9.0 снято? Если бы присели при съемке кадров с коровой и сидящими мальчишками, вышло бы правильнее (не могу другого слова подобрать). Камера у Вас хорошая, да и стекла неплохие, но на многих фото нет нужной резкости (может, обработка или сжатие так повлияло). По цвету нечего сказать, мне нравятся более контрастные, насыщенные картинки.

    View Comment
    • Сергей:

      Кстати, Миша, вот тебе пример того, что если один и тот же человек снимки смотрит, у него «глаз замыливается». В этот раз я и не обратил внимания, что все фото сняты на зажатой диафрагме. Спасибо, Максим!

      Про то, что детей, животных, цветы нужно снимать с «уровня их глаз» я тоже согласен с Максимом.

      View Comment
      • shmakov.misha2012:

        Максим, благодарю Вас за комментарий. По поводу настроек камеры и техники съемки не буду спорить — где-то надо было присесть, а где-то — дырку открыть, а еще — уговорить индийца позировать.
        Резкость, я так думаю, от того, что фокусировался не по одной точке, а по тем, какие сработают, а на других фото — от длинной выдержки. Но надо конкретно по фотографиям обсуждать.

        Позвольте вопрос: а что значит «по поводу текста ничего не скажу»? Нечитабельно, растянуто, скучно, в конце концов? Вот Вы прочитали, вопросы какие-нибудь возникли? Текст оставил Вас равнодушным?

        View Comment
  5. Павел Черталев:

    Сергей и Михаил, мне понравилось! Приятный легкий текст — его не много (как у Сергея бывает), поэтому отчет не утомляет. Много карточек хороших. Очень понравилась фото №1 «Вид на Ворота в Индию». Рассматривал долго, она — как трехмерная. На фотографии №3 «Остров Мясника» нет границы между морем и небом — очень круто. Снимок №5 «Паровоз на острове Элефанта» просто понравился. На фото №8 «Алтарь с Шивалингамом в главной пещере Элефанты» очень красивая геометрия.

    На снимках №9-№11 впечатление портят тени людей, если это люди конечно. На №12 было бы лучше, если бы кто-то рассматривал скульптуры, а так люди сидят, смотрят в сторону, им как бы все равно, что тут такая красота. Портит впечатление.

    Фотографии №26 понравилась, №28 -хорошая карточка, но с цветами что-то не то: небо и зелень странного цвета. На некоторых снимках перебор с контрастом, на мой вкус. Но не критично. Вообще, в целом, очень позитивное впечатление от Вашего отчета по прогулке в пещеры Элефанта.

    Насчет диафрагмы F/9.0 — Михаил, похоже, не очень доверяет своей линзе. Видимо, f9 дает наибольшую техническую резкость. 🙂 Но я, честно говоря, последнее время сам более скептически стал относится к открытой апертуре. Надоедать стал уже этот размытый фон. Резкие детали на заднем плане мне больше нравятся, но фон должен быть выбран точно: красивая геометрия, симметрия, может быть, повторяющиеся элементы, яркие краски. Размытый фон нужен для сокрытия его недостатков. Привлечение внимания к главному объекту путем размытия, конечно, работает. Но красиво подобранный задний план делает карточку гораздо более яркой.

    Я стал последнее время большим поклонником Николая Злобина: mywed.ru/photo/4997708/. Даже, по случаю, прикупил стекло Nikkor 14mm f2.8 — подвернулся очень выгодный вариант. И это — несмотря на наличие фишая. Вот хожу сейчас, тренируюсь, ищу красивые широкие планы, геометрические виды.

    Итого — спасибо вам, ребята, за ваш труд!

    View Comment
    • shmakov.misha2012:

      Павел, большое спасибо за отзыв! Я сейчас на работе, не хочется отвечать на ходу. Ваш комментарий заслуживает подробного ответа. Завтра отвечу, хорошо?

      View Comment
    • Сергей:

      Павел, на примерах фото от Николая Злобина задний план выступает активным игроком, он и должен быть в фокусе. Некоторые фотографиях Миши в Мумбаи, считаю, выиграли бы, если бы внимание было акцентировано на главном объекте. Но по этому поводу у нас с ним случился спор не на жизнь, а на смерть: он меня критиковал за открытую диафрагму в фоторепортаже про жизнь велорикши в Варанаси. Считает, что это — не репортаж, а городской пейзаж, поэтому отверстие и нужно зажимать до пейзажных значений.

      View Comment
      • Павел Черталев:

        Сергей, мне твои фотки с велорикшами очень нравятся — такое полное погружение в жанр стрит-фото. Мне, как раз, кажется, что на тех фото у тебя — чистый жанр стрит фотографии. Практически на всех фото с рикшами главное в кадре — люди. Если так, то это — уже не городской пейзаж. И я с трудом могу себе представить стрит-фото со штативом на диафрагме f/9, с выдержкой в несколько секунд.

        Насчет зажимать или не зажимать диафрагму во время репортажа в городских условиях, мое мнение такое: в уличной фотографии все происходит быстро. Чаще всего, ловишь момент, за какую-то секунду, и часто нет времени думать, какую диафрагму поставить. Поэтому:

        1. Всегда нужно быть быть готовым к тому, что выдержки достаточно. Смаз почти всегда летит в корзину, время экспозиции зависит от освещения и, возможно, придется приоткрыть диафрагму, чтобы не задирать ИСО.
        2. Если есть возможность, лучше поджимать диафрагму, чтобы чаще попадать в ГРИП.
        3. Если хочется выделить главный объект в кадре, то самый простой и быстрый способ — это открыть диафрагму, размывая передний и задний планы. Но нужно быть готовым, что возможен промах по фокусу и лучше стрельнуть несколько кадров префокусируясь.

        View Comment
    • Сергей:

      Фото №8 мне нравится еще своим натуральным светом! На 12-м снимке, на мой вкус, не нужно скульптуры рассматривать. Тут было бы лучше, если бы жена стояла ближе к центру, с другой стороны от ступенек, но также спиной к индийцу.

      View Comment
    • Сергей:

      Кстати, Павел, мне звонили из компании Никон, сказали, что не могут найти твои контакты. Хотят поблагодарить за то, что помогаешь им выполнить план продаж по объективам! 😉 Поздравляю с приобретением! Тоже жду сногшибательных пейзажей. 🙂

      View Comment
      • Павел Черталев:

        Сергей, я не против, если ты поделишься моими контактами с компанией Никон. Вдруг они хотят отблагодарить меня материально. 🙂 А если серьезно, то это приятно, что моей скромной персоной заинтересовался сам Nikon.

        View Comment
    • shmakov.misha2012:

      Павел, еще раз спасибо! Мне самому нравится только фотография острова Мясника. Правда, не хватило навыков передать четче дымку от воды (пар? испарение?).

      На снимках №9-11 — моя тень. Свет — со спины, отойти в сторону боялся (в Стамбуле, вот также фотографировал с пола, чуть камеру в воду не столкнули, хорошо ногой держал ремень). В Турции я еще хлеще отличился: снимал, поставив камеру набок и сам попал в кадр — не подумал о ширине угла.

      Фото №12? Я хотел вообще без людей, но как без них… Снимок №28 — для альбома в Яндекс я немного с градиентом поработал. Мне кажется, там она естественней смотрится, а тут поленился, да и не очень у меня это получается.

      Диафрагма f/9 — принимаю критику (это относится и к словам Максима, и Сергея, в том числе). Исправлюсь. Попробую во время путешествия в Куала-Лумпур сделать пейзаж со стекингом по фокусу: башни Петронас — сниму заготовки с разными точками фокусировки и склею в один снимок. А вот программу надо будет качать, потом учится работать.

      View Comment
  6. Максим:

    Павел, Вы — хитрец! Хочу очень Ваши работы, снятые на Никон 14 увидеть. 🙂

    View Comment
    • Павел Черталев:

      Максим, не уверен, что я где-то схитрил. 🙂 Насчет работ на Nikon 14 mm — Вам придется подождать, так как он появился у меня только дня 3 назад. Так что, пока есть только технические кадры. А попытки снимать на широком угле с геометрией и выбором фона я предпринимал уже, но пока не очень успешно. Например тут: plus.google.com/photos/118139542653004520473/albums/6244243472268224881

      Просто меня очень зацепило это направление. Снимок с размытием на открытой апертуре технически очень прост. А вот съемка на широком угле — это нетривиальная сложная задача, и я понял, что этот крепкий орешек мне пока не по зубам. Но я очень хочу его разкусить. 🙂

      View Comment
  7. Михаил:

    Сергей, привет! В свете исполнения твоей просьбы о продолжении публикации отзыва об отдыхе в Индии, перечитываю и пересматриваю уже опубликованное. Ужас! Прости, мои фотки — конечно, дрянь, а все же нарушением цветопередачи я не страдаю. Только один пример: фото №28 «Музей принца Уэльского» в Мумбаи — я присылал тебе фотку с серой травой, но никак не синей, специально посмотрел сейчас на Яндекс-Диске.

    Возвращаясь к отчету об экскурсии в Хассан: я готов вечером прислать переделанные и готовые фотки к окончанию статьи, размер помню (1200px по длинной стороне), а вес? Напомни. Фотки пришлю с письмом-просьбой.

    View Comment
    • Сергей:

      Здравствуй, Миша! Я уж сейчас не могу вспомнить, разобрались ли мы, в чём было дело. Возможно, при подготовке к публикации отчета я что-то нахимичил. Тоже меня извини, пожалуйста.

      Фотографии нужны в размере 1400px по длинной стороне для горизонтальных кадров и 1000px для вертикальных. Вес 1 фотографии желательно не выше 400-600 кБ. Я сохраняю фотографии в формате Jpeg со 120 dpi и качеством 80% в Photoshop.

      В последнее время, как я тебе писал, очень скучаю по Индии. Отзыв об экскурсии в Хассан буду ждать с особой теплотой. Спасибо тебе, Миша!

      View Comment
      • Михаил:

        Прежде всего: пришло оповещение о комментарии, ура! Сообщения о новых отчетах я получаю регулярно — холивар-то не состоялся, все предельно корректны! 🙂 (я говорю о последней статье про выбор между Nikon D300s и Nikon D7000).

        Рано благодарить. Пока не разберемся с фотками, я не приступлю к отчету (из опыта: текст не читают, а вот фотки смотрят с пристрастием, свои кривые руки я не исправлю, но добиться, что бы они не резали глаз желтизной, могу).

        View Comment
        • Сергей:

          Не получается у меня показать тебе полную статистику посещений твоих отчетов по Индии. Могу только повторить: у тебя очень необычный, красивый стиль изложения и твои отчеты читают по-долгу.

          К фотографиям особый интерес у постоянных читателей блога, но они не собираются отдыхать в Индию. А вот те, кто приходит на сайт, ища отзывы в Гугле и Яндексе, очень внимательно изучают твои рассказы. Понятно, что фотографии — отличное дополнение к повествованию, и чем они будут качественнее, тем лучше.

          View Comment
          • Михаил:

            В отчете про поездку в Хассан я не смогу удержать планку. Прошел еще год, новые впечатления стерли подробности (те, что еще помнил) той экскурсии. Как уже говорил: краткие исторические справки — все, на что я сейчас способен.

            Размышляя. Думал съездить на остров Калимантан (будущей весной) и написать всеобъемлющую серию отчетов об отдыхе в Малайзии. Наверное, зря оттягиваю — отдых на Лангкави уже забывается.

            View Comment
          • Михаил:

            Кстати, слушал тут знаменитую блогершу (так ее позиционируют на «Бизнес FM», я-то о ней не слышал), пишущую статьи на тему туризма и путешествий. С ее слов, сейчас большой спрос на статьи о кулинарном туризме.

            Так вот, Джорджтаун признан столицей кулинарного искусства Малайзии, туристы сюда едут ради еды в многочисленных уличных, я даже не знаю, как их назвать, пусть будет — кафе. Сами пробовали: вкусно, разнообразно, дешево. В одном месте можно попробовать все национальные кухни азиатского региона (китайскую, индийскую, малайскую, ближневосточную…).

            View Comment
          • Сергей:

            Что-то мне кажется, что фразы типа «в настоящее время кулинарный туризм в тренде» — разводка от компаний, пропагандирующих свои услуги. Неужели есть такие люди, кто ставит своей целью приехать и пожрать, вместо того, чтобы посетить интересные места, а в перерывах — вкусно покушать. 🙂

            View Comment
          • Сергей:

            Не знаю, Миша. Когда я смотрю на свои фотографии, снятые во время отдыха в Сочи в 2006 году, могу детально вспомнить, что чувствовал и что происходило в тот день. 🙂 Ты же в Лангкави недавно совсем был. Начнешь отбирать снимки, все вспомнишь.

            View Comment
          • Михаил:

            На минуточку (любимое выражение Анатолия Борисовича Чубайса): первый раз в Малайзии мы были в феврале 2013 года, а если и помню, то только потому, что все время сравнивал Пенанг (или Пинанг, Penang) с Лангкави. Небо и земля!

            Еда. Тут ты не совсем прав. Прежде всего, люди все разные и интересы, движущие ими, разнообразны. С другой стороны, я, конечно, не гурман, но очень скучаю по пражским колбаскам и пиву, креветкам под сладким соусом с ростками сои, рисом и соевым сыром с Пенанга, по сизлеру с бараниной из Раджастхана… О фруктах – вообще молчу! В Москве из-за санкций нормальный сыр сейчас не купить (за разумные деньги).

            Единственный вопрос (со стороны) не о фотках, был о еде в Палолеме. По моим наблюдениям, если народ едет не «all inclusive», то больше других волнуется вопросом: «А где поесть?» Многие страшатся непривычной кухни, санитарии, стоимости, условностей местного сервиса, и т.д. Как правило, это незнание и страх нового опыта заканчивается переплатой за неказистую еду в ресторане отеля, что есть еще не худший вариант. Помню свою оторопь от вида шейка на Гоа в первую поездку.

            Так что, если уж не «кулинарный туризм», то, в любом случае, тема животрепещущая.

            View Comment
          • Сергей:

            Ну, тут соглашусь. Мне отдых в Таиланде нравится. А многие туристы туда боятся ехать именно из-за санитарных условий и острой кухни.

            View Comment
  8. Михаил:

    Сергей, надо срочно исправить! В отчет закралась ошибка, меняющая понятие на противоположное, перечитывал — резануло по глазам! Между фото №7 и фото №8 — «Справа от центрального входа — алтарь с Шивалингамом (в индуизме Лингам — основной антропоморфный символ Шивы), три входа, которого, охраняют стражники – дварапалы.» Надо использовать выражение «не антропоморфный», частица «не» потерялась!

    Миллион извинений перед читателями! Как-нибудь надо все статьи перечитать свежим взглядом.

    Посмотрел на фото отеля «Taj Mahal Palace» — следующий раз, как поеду в Мумбаи, в нем поселюсь, пару дней можно себе позволить! Цена 15 тысяч за ночь — правда, это будет номер в соседнем, высотном здании.

    P.S. К утреннему сообщению: я только 26-27 октября 2016 вернусь с отдыха, если акула не съест. 🙂

    View Comment
    • Михаил:

      Не успел оставить комментарий: сайт «Tripadvisor» предлагает отдохнуть в Мумбаи в отеле «The Taj Mahal Palace» за 12’800!

      View Comment
    • Сергей:

      Нашел проблему! Я только сейчас поискал в интернете, что такое «антропоморфный»… 🙂 Исправил…

      Ты уже бывал в дорогих отелях во время отдыха в Дубаи, тебе виднее. Мне бы жить в гостинице Taj Mahal Palace было бы некомфортно. Вон, один из читателей рассказывал, как ходил пить кофе в отель Emirates Palace Hotel в Абу-Даби: чашка чаю стоит 653 рубля. Сколько же там отдать нужно чаевыми швейцару, портье, который вырвет у тебя чемоданы и занесет в номер, горничной…

      На сегодняшний день, самый дорогой номер, в котором мне приходилось жить — 172 доллара: мы сняли его в гостинице в последний день отдыха в Мексике, в Канкуне (кстати, по сегодняшнему курсу — 11’180 рублей). С одной стороны всё классно, с другой — неуютно… 🙂

      Не дразни своим Бали… 🙂 Я теперь по отпуску в Индии мечтаю. 🙂

      View Comment
      • Михаил:

        Вот вы, какие читатели — руки опускаются! 🙂 Но, в общем, ты прав: надо меньше специальных терминов, не научная же статья.

        Да, есть определенный дискомфорт: это — как в ресторане: руки не знаешь, куда деть. Просто, мы не избалованы сервисом.

        View Comment
        • Сергей:

          Когда ты писал про «Хождение за три моря» Афанасия Никитина, я писал, что не все читатели так увлечены Индией и знают, кто такой Никитин. Оптимальный вариант: ставить в скобках: «Прим. автора: русский путешественник, попавший на полуостров Индостан в 15-м веке». 🙂 Недавно я читал какую-то заметку в путеводителе и там видел такие примечания — удобно.

          Мы не сервисом не избалованы, мы бюджетом на отдых ограничены. 🙂

          View Comment
          • Михаил:

            Бюджет… будь он неладен!

            Сергей, ты уж прости меня, есть понятия или события, подробностей и сути которых можно и не знать, но названия им — необходимо. Поясню: Теория большого взрыва — я с физикой не очень дружу, но, что эта теория описывает предполагаемое зарождение вселенной — знаю.

            Я не хочу сказать, что фигура Афанасия Никитина столь значительна, но мы живем в «золотой век» телевидения, и фильм с Олегом Стриженовым в главной роли видели в советском детстве почти все. Ты, конечно, много моложе меня, а кино — не шедевр… что искупает твою вину! 🙂 Но поставить после имени Афанасия Никитина: «Примечание: русский путешественник, попавший в Индию в 15-м веке», — у меня рука не поднимется!

            View Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту