\n

9. Дополнение к обзору Tokina 11-16mm f/2.8 DX II от …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Обзор широкоугольного зума для КРОПнутых камер Tokina AT-X 11-16mm f/2.8 с примерами фото на Nikon D7100, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей Лахардов.

9. Дополнение к обзору Tokina 11-16mm f/2.8 DX II от Сергея Лахардова

В ноябре 2012 исполнился год, как я фотографировал на любительскую зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55. Мы с женой решили провести отпуск в Мексике, арендовав машину и проехавшись по полуострову Юкатан. Перелет из Екатеринбурга длительный, пересадки в Москве и в Нью-Йорке (там мы провели полтора суток по пути туда и сутки – возвращаясь в Россию).

На тот момент я уже почувствовал, что фотография меня увлекла, что хочется более качественный объектив и с большими возможностями, чем Nikon 18-55mm f/3.5-5.6G. Почитал обзоры, пошерстил форумы, посмотрел EXIF моих фотографий из путешествия по Китаю и составил табличку со статистическим анализом – оказалось, что мне больше всего нравится снимать на широком угле, поэтому идеальным выбором будет Tokina AT-X 124 F4 PRO DX II (12-24mm).

В Нью-Йорке в самом знаменитом магазине для фотографов в мире «B&H Photo Video» Токина 12-24/4 стоил 19000 рублей против 25000 в Екатеринбурге. Вот поэтому я решил, что во время прогулки по мегаполису зайдем на Манхэттен и там я куплю себе эту линзу.

Мы прилетели в США, целый день осматривали достопримечательности города, а к вечеру отправились на 9-ю авеню покупать объектив. Но всё это время меня грызли сомнения: «Ширик используется для съемки пейзажа. Я беру его для путешествия, где будут и другие жанры. Не будет ли он мне слишком коротким? Наверное, я замучаюсь менять Tokina AT-X 124 F4 на Nikon 18-55mm f/3.5-5.6 и обратно? Да и вообще, моя тушка Nikon D5100 стоит 18000 рублей – не слишком ли жирно платить за объектив больше, чем за фотоаппарат?»

В общем, в одном квартале от цели я махнул рукой, развернулся и мы пошли искать небоскреб Эмпайр-стейт-билдинг с его смотровой площадкой на Централ-парк и Манхэттен. Объектив купить я так и не решился…  Вот такой поворот судьбы был в моей истории владения зеркалками. Возможно, если бы я тогда купил Токина 12-24/4, то сейчас бы все еще оставался на КРОПе.

Как я искал Tokina 124 в Нью-Йорке в 2012 году.
Рис. Как я искал Tokina 124 в Нью-Йорке в 2012 году. Снято на Nikon D5100 KIT 18-55mm f/3.5-5.6.

Через год я все-таки не выдержал и взял себе ширик: за, кажется, те же 18000 рублей корейский фикс Samyang AE 14mm f/2.8 ED AS IF UMC, которым снимаю и сегодня, но уже на полный кадр Nikon D610. При этом я долгое время вздыхал о том, что не купил тогда, тёплым осенним вечером, в Нью-Йорке свою Tokina AT-X 124 F4 и считал её оптимальным вариантом для КРОПа, а рассматриваемый сегодня Николаем Tokina 11-16mm f/2.8 DX II хоть и хорошим объективом, но неприемлемо дорогим.

Так вот, сегодня, с учетом большого опыта и личных съемок, и общения с другими фотографами, хочу высказать свою позицию. Рассматриваемые две модели Токины предназначены для разных целей. Дешевая версия 12-24/4 из-за малой светосилы хуже подходит для репортажа и для астросъемки. Дорогая версия 11-16/2,8 более универсальна: вы можете снимать фоторепортаж, звезды и пейзажи.

Более того, отмечу, что ни у Nikon, ни у Canon, ни у Sony нет высококачественного светосильного зума с широким углом под КРОП, аналогов Nikon 14-24mm f/2.8 для полного кадра. Фактически, только Tokina 11-16mm f/2.8 DX II его заменяет. Надеюсь, кто-нибудь в комментариях поправит, но я не знаю больше аналогов. И поэтому для любых КРОПов от Nikon и Canon альтернативы для репортажной съемки этому объективу нет.

А то, что без ширика не обойтись ни в пейзаже, ни в свадебной съемке, ни в любом типе фоторепортаж и даже на фотоохоте, я показывал на примерах в обзоре корейского фикса Samyang 12mm f/2.0 NCS CS (очень жаль, что его выпускают лишь под байонеты Sony E-mount и Fujifilm X-mount).

Пример видео, снятого на кропнутую камеру Canon 60D и рассматриваемый сегодня зум.

 

Отмечу еще, что Tokina 11-16mm f/2.8 DX II на 16 мм практически не дает виньетки, будучи установленной на полный кадр. Поэтому ее часто можно встретить и на Nikon D750, и на Canon 5D Mark III. Вот ссылка на портал свадебных фотографов MyWed, где можно посмотреть примеры репортажных снимков на этот объектив с фуллфреймами.

Предлагаю посмотреть видео, в котором демонстрируется наличие и отсутсвие виньетки при съемке на фуллфрейм Canon EOS 6D.

 

Еще один интересный вариант применения нашего ширика – на камерах системы Микро 4/3 – на Olympus и Panasonic. Вот пример съемки видео на Panasonic GH4 c Tokina 11-16mm f/2.8 DX II под байонет Nikon F через спидбустер Speed Booster XL 0.64x. Использовался нейтральный фильтр Tiffen 77mm. Цветокоррекция видеоролика выполнена через LUT и DaVinci Resolve 12.

 

Кто не знает, спидбустер – это «телеконвертер наоборот». То есть телеконвертер увеличивает фокусное расстояние объектива и уменьшает светосилу и ухудшает картинку (например, мой Nikon 70-200mm f/2.8G с телеконвертером Nikon TC-14E II превращается в телевик 96-280mm f/4). А спидбустер наоборот укорачивает фокусные, повышает светосилу и улучшает разрешение стекол.

Так со спидбустером Speed Booster XL 0.64x от компании «Metabones» на камере Panasonic Lumix DMC-GH4 наша Tokina 11-16mm f/2.8 превратилась в 7-10mm f/1.8

В заключение, хочу поблагодарить автора обзора Николая за такой интересный взгляд на возможности Tokina 11-16mm f/2.8 DX II, за демонстрацию того, что талантливый фотограф может снимать шедевры как на старенький Canon 350D с не самым лучшим объективом, так и на современный Nikon D7100. Спасибо, что приоткрыл секреты обработки снимков – вроде, ничего экстраординарного, а обычный фотолюбитель не сможет сделать такую конфетку.

Желаю удачи в фотоделе! Хорошего света и композиций. Возможности путешествовать и привозить шикарные фотоснимки. Благодарю.

Сергей Лахардов также прокомментировал записи

Обзор широкоугольного зума для КРОПнутых камер Tokina AT-X 11-16mm f/2.8 с примерами фото на Nikon D7100
Спасибо за отзыв, Виталий. Я много лет агитирую читателей на покупку хорошей оптики вместо хорошей камеры, поэтому вижу, что наша с Николаем статья достигла цели. Он показал отличные фотки, я провел агитацию. Надеюсь, не разочарую Вас.

Есть у меня одна тревожная мысль: Вы говорили про ширик Nikon 10-20mm f/4.5 – f/5.6 AF-P ED VR? Именно объективы AF-P нужны для Nikon D3300? Будет ли тогда работать автофокус у Tokina 11-16mm f/2.8 на Вашей камере? Я совсем забыл, что у «Никон» появились камеры под оптику с шаговым двигателем. Я читал, что AF-P объектив не будет работать на старых тушках. А на новых тушках старая оптика, как себя ведет?

Думаю, на узких улочках Португалии как раз с таким шириком, как Токина 116 и будет удобно фотографировать.


Обзор широкоугольного зума для КРОПнутых камер Tokina AT-X 11-16mm f/2.8 с примерами фото на Nikon D7100
Хм… Ни разу о такой проблеме не слышал. Набрал в Гугле поисковую фразу: «Диафрагма объектива на морозе замерзает». Выходят, в основном, очень старые упоминания на форумах разных фотоаппаратов и объективов. Кое-где даются советы: «При съемке в мороз выбирайте объектив, у которого дифрагма не замерзает.» Но пояснений, о каких моделях идет речь, нет.

Вообще, у меня складывается впечатление, что замерзшая диафрагма — это не проблема конкретно Tokina 11-16mm f/2.8, а образование конденсата. Из-за этого клинит лепестки диафрагмы. И, возможно, и другие объективы могут также заглючить.

В любом случае, спасибо, Николай, за ценную информацию!


Обзор широкоугольного зума для КРОПнутых камер Tokina AT-X 11-16mm f/2.8 с примерами фото на Nikon D7100
Николай, судя по содержанию курсов Дмитрия Шатрова — это то, чего мне не хватало в бесплатных курсах: анализ картинки и решение, что с ней нужно делать.

Спасибо за ссылку. Покупать пока не буду, так как у меня, в последнее время — «нежелание побеждает желание». 🙂 Уже 3 комплекта курсов куплены, но до конца так и не просмотрены. Не говоря уже, что испробованы на практике при обработке собственных фотографий.

Я рад, что тебе пришлось написать этот обзор, и этим твоим комментариям в обсуждении: чётко понятно, без обиняков, что нужно сделать, чтобы повысить свой уровень в фотографии. Нужно одно: бери и учись — и в поле, и в редакторе.


Последние комментарии читателя блога Сергей Лахардов

8. Экскурсия по дворцам в крепостном комплексе Орчхи
Ой-ёй-ёй, как время летит, Роналд! Только вопросы задавали по организации поездки по Индии, а уже отчитываетесь об экскурсии. Большое спасибо за новости! Рад, что Орчху пока что не стали реставрировать, что можно еще подышать здесь «воздухом старины».

Странно, что не стали жить в Орчхе, а остановились в Джханси. Видимо, оттуда еще куда-то по окрестнотсям ездили?

Удалось ли Вам погулять по парку Кеоладео в Бхаратпуре? Были ли птицы? Понравилось ли? И вообще, вы из дому пишите свой отзыв или из Индии?


Скалы Чертово городище. Как добраться на машине
Опасность энцефалита на Урале есть везде, не только в лесах, но и в городских парках или на дачах. Насколько я читал блоги фотографов из Москвы, в Подмосковье при съемках в кустах где-нибудь на речке тоже нужно опасаться клещей.

Что для меня было неожиданностью: читал отзыв о походе с палаткой по Крыму. «Проснулись утром — вся палатка снаружи покрыта слоем клещей. Видимо, они чувствуют тепло и за ночь приползли со всей округи».

В январе 2016 года мы совершили автомобильное путешествие по северу Пермского края — эта территория уже относится к Северному Уралу. Очень понравились скалы камня Ветлан и на горе Полюд.

В отчете о поездке по Пермскому краю в январе 2018, в комментариях, давал ссылку на рассказ про отпуск в Приполярном Урале, в природном парке Югыд Ва.


Скалы Чертово городище. Как добраться на машине
Игорь, не увидел Ваш комментарий сразу.

Думаю, нужно читать профильные ресурсы, форумы по геологическому туризму. Вот сейчас набрал в Гугле: на Урале месторождения яшмы сосредоточены, в основном, в Башкирии (близ города Учалы), в Орском районе (гора Полковник), в Оренбургской области (Казак-Чакканское).

Если говорить про Свердловскую область, то можно почитать статью «Новотуринское проявление пестроцветной яшмы на Среднем Урале», опубликованную преподавателем Исовского геологоразведочного техникума Александром Егоровичем Пудовкиным из города Нижняя Тура. Он описывает небольшой карьер около поселка Новая Тура, где разрабатывалась яшмовая линза.


Бесценный урок фотографии для новичков: как тренировать способность видения кадра
Виталий, Вам удалось очень точно сформулировать преимущество рамки кадирования: она позволяет сконцентрироваться на композиции, не отвлекаясь на технические детали съемки. Спасибо!

Честно говоря, я удивлен судьбой этой статьи: когда писал, был уверен, что она вызовет фурор у читателей. По факту, не так уж много людей с ней соглашаются. До сих пор я вижу, что ссылкой на неё делятся в социальных сетях с комментарием: «Не согласен с автором, но может кому пригодится».

Как она может не пригодится, если она даёт простой алгоритм, как научиться фотографировать? И проверить эффективность проще простого: смотрим перед собой и пытаемся построить кадр в уме. Затем выставляем вперед две руки, указательным и средним пальцами составляем рамку и формируем кадр. Быстро!

Отличие рамки кадирования лишь в том, что она чёрная (не отвлекает взгляд) и соотношение сторон у неё, как у фотоаппарата.

Научиться делать профессиональные снимки можно лишь одним путем: фотографировать как можно больше. Рамка кадирования позволяет «снять» больше кадров, чем на телефон или фотоаппарат, а значит, быстрее развить навыки видения кадра.


Бесценный урок фотографии для новичков: как тренировать способность видения кадра
Никогда не задумывался, но так, действительно, и есть: люди невысокого роста смотрят на мир, чаще всего, с другого ракурса, чем великаны. И, поскольку фотографы снимают с разных уровней, то и восприятие у разных зрителей разное.

Хотя… Наверное, профессиональные фотографы знают, что один из факторов, «делающих» кадр — нестандартный ракурс. Поэтому они и так снимают либо сверху, либо снизу. Либо гуськом ходят, на землю ложатся, либо на стремянку залазят, чтобы снять хорошее фото.


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Pleer.ru
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 638 подписчикам сайта!

* indicates required



Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment
  5. Айдар:

    Сергей, приветствую! Есть возможность купить компакт — один собран в Японии, другой — в Китае. Большая ли будет разница между ними в плане надежности и качества, или сейчас в Китае тоже научились делать хорошие товары?

    Заранее признателен!

    View Comment
    • Сергей:

      Айдар, такие вопросы нужно задавать специалистам сервисных центров, у меня статистики нет. Не знаю, как компактные фотоаппараты, отличаются ли надежностью, но могу сказать по ноутбукам. Когда у меня посыпался жесткий диск, я чинил компьютер в мастерской у хорошего знакомого моего знакомого. Выяснилось, что проще купить новый ноут, и я уточнил, какую марку он посоветует, чтобы была высокая надежность.

      На это он ответил следующее: «Может, лет 8 назад качество отличалось. Сейчас все ноутбуки ломаются одинаково независимо от производителя. Выбирай компьютер по техническим характеристикам. Где он производится, не имеет значения.»

      View Comment

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 638 подписчикам сайта!

* indicates required