\n

Несчастливая подкова или примеры пейзажей на высоком и низком ISO

Текст статьи обновлён: 29.12.2017

Что больше всего радует фотографов? Хороший свет и интересные объекты съемки. Если оба этих условия соблюдены, остается только выбрать ракурс, построить композицию и нажать кнопку «Спуск» на фотоаппарате. Правда, возможны проколы. Сегодня расскажу о таких случаях в моей фотографической практике.


Как я неудачно фотографировал подковы

В 2012 году мы слетали в отпуск в Мексику, где за рулем арендованной машины проехали 3200 километров по городам и весям этой прекрасной латиноамериканской страны. Путешествие началось и закончилось в курортном городке Канкун (Cancun), куда мы добирались через Нью-Йорк. Американский мегаполис нам понравился до безумия! Там чувствуешь то, чего нет в России: невероятную энергетику мощи, свободы. Из всех городов, где мне довелось побывать, запали в душу Гонконг и Нью-Йорк – хотелось бы вернуться и туда, и туда.

Вообще, мечтаю прилететь одним прекрасным вечером в Лос-Анджелес, взять напрокат автомобиль и проехать по круговому маршруту через Лас-Вегас в Сан-Франциско и обратно, посетив по дороге самые известные национальные парки Америки. Обязательной достопримечательностью станет Гранд-Каньон (Grand Canyon National Park), где я сфотографирую знаменитую, замыленную миллионами фотографов, но все также притягательную «подкову» на реке Колорадо: Horseshoe Bend.

1. Подкова на реке Колорадо в США под названием Horsesue Bend. Снято на Nikon D300S с объективом Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX. Автор: https://fotki.yandex.ru/users/alexeygavriluk. Кликнув на фото, можно перейти к отчету о поездке в нацпарк.

1. Подкова на реке Колорадо в США под названием Horsesue Bend. Снято на Nikon D300S с объективом Nikon 12-24mm f/4G ED-IF AF-S DX. Автор: https://fotki.yandex.ru/users/alexeygavriluk. Кликнув на фото, можно перейти к отчету о поездке в нацпарк.

Такой изгиб реки называется меандр. Причины образования этого чуда природы до сих пор окончательно не установлены, существует большое количество гипотез: от циркуляции водных потоков в русле реки, до блуждающей динамической оси потока, если вам это о чем-то говорит…

К печали моей, до штата Аризона я все еще не добрался. Зато был год назад в командировке на западе Германии. В гостинице, за спиной администратора, висела фотография извилины реки Саар. Я спросил, где находится то место – оказалось, в 4-х километрах, рядом с поселком Оршольц. Там есть смотровая площадка Клоеф (Cloef). Саму подкову немцы называют Сааршляйфе (Петля Саара, Saarschleife). Естественно, упустить возможность получить интересное фото я не мог, переговорил с немецкими коллегами, убедил сделать небольшой крюк – и вот, мы уже на двух машинах мчим в Orscholz.

День стоял прекрасный. Апрель. Свежие листочки на деревьях. Солнышко. Весенние трели птичек. Подснежники.

Жаль только, что солнце поднялось уже высоко и светило оно прямо в объектив. А в то время я еще не написал урок фотографии для новичков о том, как читать гистограмму, и думал, что клиппинг справа можно устранить движением ползунка Highlights влево. Нет, еще при съемке нужно стремиться получить такую экспозицию, чтобы избежать пересветов и недосветов. Иначе спасти фотографию буде сложно.

2. Подкова Saarschleife на западе Германии. (камера Nikon D5100, объектив Nikon 17-55mm f/2.8, 1/320, 1EV, f/8.0, ISO 320, ФР=17 мм)

2. Подкова Saarschleife на западе Германии. (камера Nikon D5100, объектив Nikon 17-55mm f/2.8, 1/320, 1EV, f/8.0, ISO 320, ФР=17 мм)

Вторая неудача с подковой. А говорят еще, что она «на счастье»!..

Прошел год. Случайно в Интернете набрел на информацию, что меандр есть и в Свердловской области, в 120-ти километрах от моего дома. На дворе – 17 часов, воскресенье. Около 20:45 случится закат. Судя по приметам, по которым узнают будет ли красивый закат, ничего особенного при заходе солнца не ожидалось. А сайт Suncalc говорил, что лучи в последний момент будут светить фотографу в спину, т.е. получится скучный, фронтальный свет. Тем не менее, для того, чтобы снять шедевр, нужно съездить на предварительную разведку. А в тех краях есть и другая достопримечательность: церковь на скале.

Тщательно проверяю готовность фотоаппаратуры (наличие карт памяти в гнездах, зарядку батареи), беру штатив и жену – вперед за великолепными пейзажами!

В этом месте нужно сделать отступление, чтобы объяснить, почему, при выходе из дома, я всегда осматриваю камеру. Дело в том, что однажды летом я решил отправиться на пленэр за город. В тот вечер закат был, как в сказке: алое небо, огромное солнце. Я отъехал от Екатеринбурга 40 километров, остановил машину, выбрал композицию, настройки, спуск… Аккумулятор сел… Боже! Разве можно придумать для фотолюбителя более жестокое наказание?

За 2 часа, по пробкам, вызванными ремонтом трассы, мы вдоль бережка. Ласточки мошкару ловят… Площадка для крепления фотоаппарата к штативной головке осталась прикрученной к Nikon D5100 KIT 18-55 дома… Снова неудача!!!

Пришлось фотографировать с рук, задирая светочувствительность. А значит – полезли шумы. Снимки мне не нравятся – мыло, их следовало бы стереть и забыть. Но вы же знаете, как трудно так поступить. Использую лучше такие фотографии, чтобы показать наглядно новичкам, почему при съемках следует стремиться установить, как можно, меньшие значения ИСО, почему пейзажи фотографируют со штатива. Для этого сравним фото, снятые на экстремально высоких ISO и на 100 единиц.

Примеры пейзажей, снятых на высоком ИСО: 500-4000 

Поначалу было еще довольно светло на улице, поэтому ISO не пришлось слишком сильно поднимать.

3. Вечер на Урале. Съемка пейзажа без штатива. Камера Nikon D610, объектив Nikon 24-70mm f/2.8, поляризационный фильтр Hoya, настройки: 1/80, -0.67 EV, f/10.0, фокусное расстояние 24 мм

3. Вечер на Урале. Съемка пейзажа без штатива. Камера Nikon D610, объектив Nikon 24-70mm f/2.8, поляризационный фильтр Hoya, настройки: 1/80, -0.67 EV, f/10.0, фокусное расстояние 24 мм

Профессионалы утверждают, что композиция с двумя центрами внимания – слабее, чем с одним главным объектом в кадре. На данном фото цветы конфликтуют с храмом над рекой. Попробуем сместить акцент на что-то одно. Сменил ракурс. Но пришлось подойти ближе к траве, а так близко невозможно уместить в ГРИП объекты на переднем и на заднем плане. Придется вспоминать метод съемки под названием «Бреккетинг резкости» или «Стеккинг». Им пользуются «макрушники», сшивая десятки снимков ювелирных украшений (каждое фото снято с разной точкой фокусировки) в один кадр, полностью резкий по всей глубине. Как получить пейзаж с четкими объектами на переднем и заднем плане мы обсуждали в рассказе «Один цветной рассвет», когда я еще провалился под лёд.

Вот что мы должны сделать. Снимаем фото №1, сфокусировавшись на переднем плане.

4. Нерезкий задний план. Учимся снимать со стекингом по фокусу.

4. Нерезкий задний план. Учимся снимать со стекингом по фокусу.

В данном случае, размытие еще не так критично – бывает и хуже. Теперь фотографируем снимок №2, уже наводя резкость по скале. Эх, была бы возможность снимать со штатива, было бы проще потом обрабатывать фотографии.

5. Резкая скала. Стекинг по фокусу - фокусируемся на заднем плане.

5. Резкая скала. Стекинг по фокусу — фокусируемся на заднем плане.

Иногда потребуется снять больше кадров, но профессиональные фотографы говорят, что в пейзаже, обычно, двух-трех снимков достаточно.

Загружаем полученные фото в редактор Photoshop в 2 слоя. Выравниваем их друг относительно друга (Редактирование -> Автоматическое выравнивание слоев, Edit -> Auto-Align Layers), создаем маску и черной кистью закрашиваем нерезкую часть (фактически, стираем). Voi la! Наш пейзаж стал более резким.

6. Пример фото со стеккингом (бреккетинг фокусировки). Камера Nikon D610 с репортажным зумом Nikon 24-70mm f/2.8 (1/100, -0,67, A, f/10, ISO 500, 32 мм)

6. Пример фото со стеккингом (бреккетинг фокусировки). Камера Nikon D610 с репортажным зумом Nikon 24-70mm f/2.8 (1/100, -0,67, A, f/10, ISO 500, 32 мм)

Видим, что снимал в приоритете диафрагмы, но лучше бы, во избежание вмешательства автоматики, сфотографировать эти снимки в режиме «М».

В последние минуты перед закатом солнце набирает скорость и стремительно скрывается за горизонтом. Мы с супругой вскочили в машину и рванули в следующую деревню, находящуюся в 20-ти километрах от места съемки храма. Стрелка топливного бака легла на ноль, по пути еще пришлось заправиться, чтобы потом не искать по близлежащим деревням трактористов, готовых продать ведро соляры – в полях с заправками туговато.

Проклятый навигатор от Гугл-Карты, как всегда, в трех километрах от конечной цели впал в кому. Пришлось ехать по интуиции, которая, естественно, тоже подвела. Плутали. В какой-то момент дорога подошла вплотную к реке, которая впилась в отвесную скалу.

Оставляем машину, фотографируем мост в зловещий, заколдованный лес и по отвесному, почти, склону карабкаемся наверх, на скальный берег.

7. Дорога в сказочный лес. Съемка в походе на Nikon D610 с зумом Nikon 24-70mm f/2.8G. Настройки: 1/20, f/7.1, ISO 500, 40

7. Дорога в сказочный лес. Съемка в походе на Nikon D610 с зумом Nikon 24-70mm f/2.8G. Настройки: 1/20, f/7.1, ISO 500, 40

Мне показалось, что синие металлоконструкции не очень смотрятся. Будет лучше, если перевести фото в черно-белый вид.

8. Черно-белый вариант. Фотографируем на Nikon D610 с объективом Nikon 24-70mm f/2.8G в походе выходного дня по Уралу.

8. Черно-белый вариант. Фотографируем на Nikon D610 с объективом Nikon 24-70mm f/2.8G в походе выходного дня по Уралу.

Тоже что-то не то. Вспоминаются слова Миши Шмакова, что чёрно-белая фотография не может быть получена простым обесцвечиванием, нужна ментальная подоплека. На мой взгляд, его вьетнамские гребцы в однотонном цветовом решении смотрятся заметно выигрышней.

9. Гребцы. Снято на полнокадровую зеркалку Canon EOS 6D с объективом Canon EF 24-70mm f/4L IS USM. Настройки (1/400, -1EV, 8.0, 100, 33 мм). Автор фото - Шмаков Миша (https://fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/)

9. Гребцы. Снято на полнокадровую зеркалку Canon EOS 6D с объективом Canon EF 24-70mm f/4L IS USM. Настройки (1/400, -1EV, 8.0, 100, 33 мм). Автор фото — Шмаков Миша (https://fotki.yandex.ru/users/shmakov-misha2012/)

10. Монохромный вариант. Съемка на Кенон 6Д с объективом Кэнон 24-70/4 в путешествии.

10. Монохромный вариант. Съемка на Кенон 6Д с объективом Кэнон 24-70/4 в путешествии.

Скала в этом месте возвышается над водой метров на 20 и тянется вдоль берега на четверть километра. Солнце уже зашло за горизонт. Все в мыле, спеша успеть захватить хоть что-то, бежим к подкове. По пути пытаюсь фотографировать HDR, но в спешке неправильно выставил настройки – не очень получилось, еще и с рук снимал, а не со штатива.

11. (Пример ХДР из 2-х кадров)

11. (Пример ХДР из 2-х кадров)

Если снимать одним кадром, то даже потрясающе широкий динамический диапазон матрицы Nikon D610 не помогает вытащить тени и сохранить света. Приходится жертвовать.

12. Закат над рекой. Параметры съемки: 1/20, -0.33 EV, f/9.0, ISO 1000. Камера Nikon D610 и ширик Samyang 14/2.8.

12. Закат над рекой. Параметры съемки: 1/20, -0.33 EV, f/9.0, ISO 1000. Камера Nikon D610 и ширик Samyang 14/2.8.

Как же там хорошо! Вечер, околица деревни. Запах тысяч луговых цветов и грибов. Дымок вдали. Спокойствие.

13. Черная речка. Пример снимка на среднем ISO. Фотоаппарат Никон Д610, объектив Самъянг 14/2,8. Исользованы настройки: 1/50, f/9.0, ISO 1600, 14 мм

13. Черная речка. Пример снимка на среднем ISO. Фотоаппарат Никон Д610, объектив Самъянг 14/2,8. Исользованы настройки: 1/50, f/9.0, ISO 1600, 14 мм

Прошли 700 метров по гребню скалистого берега. И вот наша цель – еще одна подкова в моей фотографической жизни.

14. 1/50, -1.33 EV, 2500, 14 мм, Съемка пейзажа на Самъянг 14/2,8 и Никон Д610 при высокой светочувствительности.

14. 1/50, -1.33 EV, 2500, 14 мм, Съемка пейзажа на Самъянг 14/2,8 и Никон Д610 при высокой светочувствительности.

Светило окончательно спряталось за лесом. Сумерки густели. Последний пейзаж снят уже при экстремально высокой светочувствительности – ИСО 4000.

15. Пример пейзажного фото на высоком ИСО. Тестируем фотоаппарат Nikon D610 с зумом Nikon 24-70mm f/2.8G. Параметры EXIF: 1/80, -1.33, F/8.0, ISO 4000, 58 мм

15. Пример пейзажного фото на высоком ИСО. Тестируем фотоаппарат Nikon D610 с зумом Nikon 24-70mm f/2.8G. Параметры EXIF: 1/80, -1.33, F/8.0, ISO 4000, 58 мм

Начинающие фотографы могут спросить: «И что же здесь плохого в высоком ИСО? Фотки же неплохо выглядят?» Хорошо, давайте посмотрим, что получается, когда мы фотографируем со штатива и можем позволить себе выставить ISO 100 единиц.

Вечерние пейзажи на озере Чусовское, снятые на низком ИСО

Другой летний вечер. После публикации статьи «Как предугадать красивый закат» я стал внимательнее следить за погодой. В 17 часов небосвод был на 70% затянут облаками. Заход солнца был многообещающим.

Созвонились с Александром («Заядлый фотолюбитель») и махнули на озеро Чусовское, что к западу от Екатеринбурга. Там у меня на примете каменистый берег.

16. Не люблю такие облака на закате. Фотография – HDR из 3-х кадров, снята на Nikon D610

16. Не люблю такие облака на закате. Фотография – HDR из 3-х кадров, снята на Nikon D610

Что-то не учли мы в прогнозе красивого захода солнца: живописные кучевые тучки сменились к вечеру на перисто-кучевые, которые еще и прижали светило к остроконечной гребенке леса. Небо, вместо кроваво-красного, стало бледно голубым.

17. Озеро Чусовское, ХДР. Фотографируем пейзаж на широкоугольный фикс Samyang 14mm f/2.8 и тушку Nikon D610.

17. Озеро Чусовское, ХДР. Фотографируем пейзаж на широкоугольный фикс Samyang 14mm f/2.8 и тушку Nikon D610.

Хочу продемонстрировать, какое огромное влияние на восприятие фотографии оказывает наличие красивого света. Вот пример пейзажа, снятого в тот момент, когда солнце было закрыто тучей.

18. Солнце за тучей, света нет. HDR. Пример съемки пейзажа на камеру Nikon D610 и широкоугольный объектив Samyang 14/2.8

18. Солнце за тучей, света нет. HDR. Пример съемки пейзажа на камеру Nikon D610 и широкоугольный объектив Samyang 14/2.8

Симпатично, вроде… Но, если появятся в кадре лучики солнышка, фото заиграет совсем по-другому! Кадр превратится в волшебный.

19. Солнечные лучики сделали фото волшебным. ХДР, Никон Д610, Самъянг 14 2,8

19. Солнечные лучики сделали фото волшебным. ХДР, Никон Д610, Самъянг 14 2,8

Опытные фотографы, увлекающиеся пейзажной съемкой, советуют оставаться на площадке еще полчаса после заката. Мы последовали данной рекомендации и не зря. Вот как выглядело небо с противоположной стороны.

20. Пример пейзажа, снятого после захода солнца. Фотоаппарат Nikon D610, ширик Samyang 14/2.8

20. Пример пейзажа, снятого после захода солнца. Фотоаппарат Nikon D610, ширик Samyang 14/2.8

Конечно же, пейзаж можно снимать не только на широкоугольный объектив. Вот небо, снятое на телеобъектив Nikkor 70-300 (хотя, может это был Nikon 24-70mm f/2.8…).

21. Алое небо (ХДР)

21. Алое небо (ХДР)

Как видим из сегодняшнего сравнения, фотографии на низком ИСО получаются более сочными, красочными. И, безусловно, пейзаж нужно снимать со штатива, чтобы была возможность снизить до минимума светочувствительность. Надеюсь, в следующий раз я сниму свою подкову с хорошим светом и не забуду в тот день дома трипод.

Pro pervuju poezdku v Kourovku dlja s#emki skaly Slobodskoj kamen'.
Рассказ про неудачную попытку снять скалу Слободской камень в селе Коуровка. Тогда я тоже ездил на разведку пейзажа.
Osennij pejzazh v Kourovke
Спустя некоторое время, уже понимая, где находится самое красивое место, я вернулся в Коуровку и сфотографировал красивые снимки на рассвете.
Rasskaz pro tumannoe utro
Не всегда везет со светом. Например, осенним утром я отправился снимать восход солнца на болоте. Но туман был таким плотным, что ни один лучик не смог пробиться.
Belogor'e i selo Nizhneirginskoe
Пейзажи в тумане, снятые на Nikon D5100 с объективом Nikkor 17-55/2.8G во время поездки в Белогорье. Один шикарный кадр с рассветом, все-таки, получился.
Rasskaz pro snezhnyh korov.
В рассказе про снежных коров я показал зимний пейзаж, снятый на закате со штатива. Тот свет, вечер на реке стали одними из самых красивых в моем портфолио.
Kak fotografirovat' molniju. Marsianskie pejzazhi na Urale
Марсианский пейзаж можно увидеть в Свердловской области. Рекомендации по съемке молнии, используя штатив в отдельном фотоуроке.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.
Интересно? Поделись с друзьями!

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required



комментария 43

  1. Александр:

    Я вот — эх, кулема! Это к тому вопросу, что нужно проверять фотоаппаратуру перед выходом из дома. Сегодня с Олей поехали на экскурсию в пивоварню «Патра» и, после того как там переоделись, достал фотоаппарат и увидел зловещую надпись: «Отсутствует карта памяти в слоте»! О боже! Это было просто ужасно неприятно. Не знаю теперь, писать отчет с фотками с мобильного или нет. 🙂

    Мне твои фотки нравятся с воскресной вылазки. Дома еще раз гляну. Кстати, пейзажи, в любом случае, нужно снимать на низких ИСО. Я в некоторых кадрах даже ISO 50 единиц ставил. 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Саша, ну теперь ты можешь понять, что чувствовал в двух описанных случаях, когда села зарядка и не смог использовать штатив для съемки. 🙂 Спасибо за комплимент фотографиям! И, конечно, никто не спорит, что снимать нужно на низких ИСО. Для этого не нужно забывать дома площадку для крепления фотоаппарата к штативу. 🙂

      • Александр:

        И не ронять штативную головку со скалы в пропасть. 🙂 Кстати, это у меня — не первый такой случай тоже. Первый был, когда я ходил на кастинг на сериал «Страх смеха», который начал снимать Ершов в Екатеринбурге. Тогда я тоже забыл флешку… Теперь задумался о том, что нужно запасную купить гигов на 8 или 16, чтобы она была всегда в рюкзаке. 🙂

        • Сергей Лахардов:

          Ну, или в фоторюкзак положить бумажку с опросным листом «Проверка камеры перед выездом на съемки». 🙂 Головка — не напоминай про больное… 🙂

  2. shmakov.misha2012:

    Сергей, можно, конечно, положить записочку с напоминанием, можно повязать платок на руку. Я прошу жену спрашивать меня каждый раз (после досадного случая с фотосъемкой башни Бурдж-Халиф): «Настройки проверил? ISO?»
    Должен прийти автоматизм.

    Фотографировал сегодня коллегу с подругой: все хорошо, поменял объектив (не выключая камеру, чаще всего, настройки сохраняются), отщелкал серию, стал просматривать — а выдержка одна! Не критично, казалось бы, никто не гонит, переделал. Но настрой уже другой, и ребят устали.

    Площадка для головки — я ее прикрутил один раз, и больше не снимаю. Да, вес лишний. Искал в Интернете 3D-головку на замену прежней, и наткнулся на форум, где обсуждали, как и где заменить резьбовое соединение для штатива в камере. Вот решил и не рисковать.

    Не хватает красного… А ты не пробовал добавлять в камере «Сдвиг ББ/ брек.»? Иногда вполне хватает. Пишу ересь, а ты попробуй.

    Фотка моста. Скажи пожалуйста, но вот почему он у тебя строго перпендикулярно камере? Симметричность хороша при отражении объекта в воде, например, и то не всегда (фото №16 сине-красная зебра какая-то, уж прости).

    Какие же у вас там красивые места на Урале!!! За пейзаж №19 низкий поклон!

    • Сергей Лахардов:

      Миша, если говорить про проколы, читая твой досадный случай с фотосессией, вспоминаю, как я котят фотографировал. Тогда после часа съемки я нажал случайно «удалить» и стер все RAW… Тоже пришлось переснимать. Было стыдно перед хозяевами кошек и устали все.

      Площадку для штатива мне приходится откручивать, так как 2 камеры в семье: Nikon D5100 и Nikon D610. Жена иногда снимает на КРОП… Не понял про баланс белого… Ты имеешь ввиду на закатных фотографиях мало красного цвета? Вот это для меня проблема: не получается сделать небо таким цветом, как оно было на самом деле. 🙁

      Считаю, что такие фотографии, как с мостом, нужно снимать именно симметрично. Все другие варианты, что я пробовал не нравятся. Вот я фотографировал Бруклинский Мост в Нью-Йорке, поместил его в правое золотое сечение… Не очень… Лучше бы симметрично расположить…

      Бруклинский мост в Нью-Йорке

      Фотография №19 мне тоже очень нравится! Свет шикарный получился. Всего несколько минут такой был. Солнце сквозь облако прорывалось.

      • shmakov.misha2012:

        Очень хорошо! А если обрезать по фонарь справа, вернее, построить так кадр, и на сантиметр ниже небо — еще лучше. А можно, наоборот, фонарь оставить и от него «плясать». Но, тут — дело вкуса, и того, что ты задумал.

        Вот я и хотел тебе это и сказать (свет несколько минут), прогноз, облака… Несколько минут за вечер! Видел же мой Стамбул, не просто так я стоял на крыше 1,5 часа и выпил бутылку «Джеймсона» (согревался — ветер). Куча кадров, а оставить можно штуки три.

        Мне проще: две головки — две площадки. Баланс белого, обычно, у меня стоит на «авто». А вот для заката (не всегда), я сдвигаю в перекрестие между синим и красным, т.е. — влево и вниз, достаточно произвольно, но не больше 3. Можно и в редакторе, но так, мне кажется, лучше. Пытался найти пример, да Лайтрум такую позицию не отражает, или я не нашел. Закат в Муйне — точно сделал несколько кадров, да и в Гокарне, уверен.

        Еще раз: я не очень силен в теории, возможно, кто-то меня поправит, указав на ошибочность моих действий, был бы благодарен.

        • Сергей Лахардов:

          Миша, я не знаю, влияет ли предустановка баланса белого на качество снимка во время обработки RAW. Раньше высказывал предположение, что лучше при съемке делать, как ты объяснил: стараться получить снимок изначально максимально приближенным к тому, какой хочешь получить. Ну, как нельзя допускать пересветы, так и ошибки ББ. Но это мое мнение без подтверждения.

          Спасибо за совет. Буду пробовать в следующий раз при съемке регулировать White Balance, как ты делаешь.

          Думаю, что факты, изложенные в статье про прогноз красивого заката, нужно каждому «доработать» под свой климат, широту, атмосферное давление и т.п. Например, на Урале давление столько-то миллиметров ртутного столба — высокое, а в Москве — считается низким. 🙂

          Вот именно эту фотографию Бруклинского моста мне критиковали наоборот: центральная композиция была бы лучше. Я попробовал и влюбился в такое решение. 🙂 Фото снято в 2012 году, когда я еще совсем начинающий фотограф был. Сейчас бы, конечно, с фонарем аккуратней обошелся. Да и вообще — со всей композицией. 🙂

          • shmakov.misha2012:

            Сколько людей — столько мнений. Тут вообще вариантов масса (естественно, я их вижу сейчас, разглядывая фотографию, сидя в кресле). Можно было бы, например, еще больше добавить акцент этим трубообразным вантам. При всех погрешностях, мне твоё фото нравится! Хочу снять пейзаж с Бруклинским мостом и Золотыми воротами!

          • Сергей Лахардов:

            В Нью-Йорке мне еще Манхэттенский мост понравился. Мы с Катей ходили сначала на него и снимали панораму Манхэттена и Бруклинский мост. А потом перешли сюда и с него фотографировали Манхэттенский. 🙂 Надо найти время напечатать отчет о поездке в Нью-Йорк…

            Снимок этот сейчас бы снять: на полный кадр да на ширик Samayng 14/2.8, а не на Nikon D5100 KIT 18-55 VR… Ну, сказал же, что мечтаю еще раз в США попасть… Пути господни неисповедимы… 🙂

  3. Павел Черталев:

    А мне все фотографии понравились, и мост тоже. Мне даже хочется еще больше симметричности и эти синие канаты для меня не портят карточку. Сергей, здорово гребцов снял. И пейзажи очень красивые.

    • Сергей Лахардов:

      Паша, спасибо большое за отзыв! Только гребцов Миша снял. Я их вставил в статью, поскольку мне показалось, что перевод этого фото в черно-белый вариант на пользу пошел. А вот мост, как я сказал, не очень чернобелым нравится.

      • shmakov.misha2012:

        Нет теней — это первое, а второе — нельзя переделать фотку, но попробуй просто нарисовать: обрежь мостки до одной трети фотографии, берег — граница, а сосны дорисуй вверх. Поясню — растяжки тонкие, их не заметно (я про ч.б. вариант). Вот и ритм.

        Фото гребцов не считаю подходящей для чернобелого варианта по той же причине, хотя и есть всплески от весел и сами весла.

        • Сергей Лахардов:

          А какой тогда у тебя критерий, что вот это фото подойдет для перевода в чернобелый вариант, а это — нет?

          • shmakov.misha2012:

            Поймал! Вот от того у меня всего две чернобелые фотографии: «Жук» в Праге (гордится нечем — очень неряшливая), и «каски в Стамбуле» (хотя HDR-ка в цвете интересней)… Соврал, третья — тоже Прага: собор Св. Вита. Тут исполнение не соответствует задумке. Все три сразу видел черно-белыми.

        • Сергей Лахардов:

          Миша, что-то ты меня раззадорил! 🙂 Вот я нашел статью на английском о съемке в монохромном варианте. Быстренько перевел – прошу извинения за ошибки. Мне кажется, интересно почитать.

          Южно-Африканский фотограф Генрих ван ден Берг однажды сказал: «Я уверен, что, если черно-белое фото снято правильно, оно может передать намного больше эмоций и глубинного смысла, чем это сделает цветной снимок. Кажется, что, удалив цвета, зритель вынужден добавить свои собственные эмоции на фото. Цветная фотография – как новелла, в которой рассказывается все в подробностях, в то время, как черно-белая – это стихотворение: сила – не в том, что произнесено, а в том, о чем недосказано».   

          Почему черно-белый вариант?

          Хотя цвет очаровывает, он может помешать зрителю увидеть текстуры, линии, узоры и контрасты на фотографии. Например, фотографируем мы животных. В цветном варианте их окружают зеленые заросли или небо, при обработке снимков так и хочется увеличить насыщенность этих участков. В черно-белом варианте мы уже не обращаем внимание на фон, а смотрим на само животное.

          Цветное изображение может рассказать историю, а черно-белое – раскрыть больше эмоций в портрете. Цветная фотография может показать, как выглядит сцена во время съемки, черно-белая – восприятие сфотографированной реальности. Черно-белое исполнение может придать драматичности фотографии, которую цвет скрывает от зрителя.  

          Нужно отметить, что не каждый снимок можно перевести в черно-белое исполнение. Некоторые фотографии нуждаются в цвете, чтобы впечатлить зрителя. Если цвет – главная цель фото, например – девочка в красном пальто на фоне голубого неба, тогда кадр не будет работать. Некоторые фотографы считают, что фото с плохой цветопередачей – кандидат для перевода в ч.б., хотя даже некоторые очень насыщенные снимки могут быть не такими экспрессивными, как их черно-белые варианты.

          Съемка

          Когда у нас нет цвета, главные составляющие для формирования изображения – свет, композиция, контраст и полутона. Когда мы фотографируем в черно-белом варианте, свет может преобразить изображение. Ч.б. хорошо работает во всех диапазонах условий освещения. Даже при жестком полуденном солнце (всегда этот период труден для цветной фотографии) можно получить фантастический результат! Как часто приходилось вам жаловаться на ужасный свет в мрачный, дождливый день? Может цветная фотография – не идеальный вариант, но черно-белое фото, даже в такие ненастные дни, может получиться великолепной! Она может помочь увидеть тона и текстуры на нашем объекте съемки, особенности, которые можешь не заметить на цветном фото, когда снимаешь в солнечный день.

          Безусловно, самый удачный момент для съемки черно-белого фото – утренний и вечерний мягкий свет, когда низкий угол падения его вычерчивает текстуры и линии. Если вы только начинаете снимать в ч.б., возможно есть проблемы с визуализацией. Многие современные цифровые камеры позволяют установить режим «черно-белая съемка», когда вы снимаете в РАВ. Превьюшка будет показана ч.б., хотя RAW сохранит информацию о цвете, поэтому при обработке можно будет оставить монохромный вариант. Обесцвечивание изображения для предварительного просмотра поможет вам увидеть формы на снимке без помех, вносимых цветом. Использование данного режима поможет натренировать ваш взгляд видеть черно-белое изображение заранее.

          Композиция

          В черно-белой фотографии композиция имеет еще более важное значение, чем в цветной. Иногда цвета позволяют скрыть огрехи, которые подчеркиваются в ч.б. Используйте ГРИП, чтобы изолировать объект съемки, сделать драматический портрет и показать текстуры. Помните, правило, что композиция должна стремиться к простоте.

          Обработка

          Вообще, существует большое количество способов перевода снимка в черно-белый вариант, устанешь всех их перечислять. Но Photoshop, Lightroom и плагин Silver Efex Pro 2 — три приложения, которые использует большинство профессиональных фотографов. Какую-бы программу вы не использовали, вы должны научиться контролировать процесс. Вместо того, чтобы просто удалять цвет, используйте инструменты редактора, позволяющие преобразовывать цвет в полутона. Разные типы обработки могут вызывать разные эмоциональные реакции от одного и того же снимка.  

          Обработка изображения в высоком ключе привносит жизнерадостность, подъем какой-то, а в низком —  уныние и мистику. Помните, что фото в высоком ключе очень светлое, оно должно сохранять черные участки, а в низком – светлые.

          Photoshop: используйте корректирующий ч.б. слой для точной настройки каждого тона, преобразуемого в полутона. Это – отличная точка для начала, но также потребуется, возможно, настроить контраст и обработать кистью затемненные и осветленные участки, чтобы драматизировать субъект съемки. Если вы обрабатываете снимки в Фотошопе, не стесняйтесь экспериментировать. Никогда не пользуйтесь простым «Перевести в черно-белый вариант», так как это похоже на «выбрось ребенка вместе с ванной воды». Вы выбросите слишком много полезной информации о цвете, которая могла бы использоваться для создания настроения, которое передает ваше фото.  

          Lightroom: как и в Photoshop, можно отрегулировать каждый цвет, чтобы он удачно смотрелся в монохромном варианте.

          Nik Silver Efex Pro – мощный инструмент для обработки черно-белых фотографий. Его важное преимущество – большое количество пресетов, уже подготовленных для использования. Примените один из пресетов, а затем в панели редактирования подстройте параметры под ваше фото.

          Заключение

          В следующий раз, когда вы отправитесь на съемку, посмотрите не стоит ли снять этот сюжет в черно-белом варианте. Может быть это придаст особую эмоциональность вашему снимку?

          • shmakov.misha2012:

            Не нашел противоречия своим словам. Отличная статья. И подчеркну слова автора: «главные составляющие для формирования изображения – свет, композиция, контраст и полутона». Я практически ничего не читал по теории фотографии, но очень люблю живопись. Черно-белое фото для меня — графика, рисунок карандашом, например. Монохромная фотография не прощает ошибок в композиции. Позволю себе такое сравнение: монохромное фото — это нагота. Контраст и полутона — единственные художественные средства для передачи эмоций.

  4. Сергей Лахардов:

    Мне лодка Миши во Вьетнаме так понравилась, что теперь в отпуске буду специально искать такой мост, чтобы сверху снять… Украду идею! 🙂 Спасибо, Михаил!

  5. shmakov.misha2012:

    Кради, буду только рад!. Вот только, угол съемки меня не очень удовлетворяет, или расстояние, не знаю… Вообще, я охотился на лица, да телевика не было. А зрелище потешное! Пара лодок перевернулась, и все это — под крики восторженных зрителей. Вьетнамцы азартны, очень!

    • Сергей Лахардов:

      В последнее время хочется взять беззеркалку, прикрутить короткофокусный объектив и пойти снимать стрит-фото. Многие отмечают, что эффект при съемке на короткофокусный объектив сильнее, чем при съемке на телевик: зритель, как будто, среди толпы находится…

      Эмоции снимать всегда интересно! Столько экспрессии в кадр вносится!

      • shmakov.misha2012:

        Стрит-фотография. Надо просто чаще выходить — это я про себя. Возвращаюсь вчера с заказной съемки, короткое расстояние, от бывшей гостинцы «Украина» до метро «Краснопресненская» столько интересного, а флешка на 16 Гб забита. По просьбе снимаемых, честно отснял всю. Вот подъехал красный «Лотос», крутой чувак, полный любви к себе, вылезает и потягивается, небрежно закрывает дверцу, группа толстых теток любуется с моста видом на здание Правительства России, у метро — голуби и лошади напрокат…

        • Сергей Лахардов:

          Миша, давай уже пиши новый отчет по Индии! Так поэтично пишешь — тебе не только фотографией заниматься нужно, но и книги писать. Уже я говорил это!

          • shmakov.misha2012:

            Сергей, беда: не могу начать. Кризис жанра. Не просто так я сказал о однобокости моих отчетов: все овцы да бараны, все храмы да дворцы! Наверное, пока отложу Майсур, Бангалор, Хассан, а перескочу на Гокарну и праздник Шивы. Скажи пожалуйста, а ты сможешь привести в порядок видео? Если помнишь, там в одном и том же эпизоде, изображение то вертикально, то горизонтально — здесь я полный профан, да и программы нет для обработки видео.

          • Сергей Лахардов:

            Ну, если кризис, то пока не пиши. Нужен такой высококлассный рассказ, как ты уже опубликовал. Видео я не умею обрабатывать… Но ты мне пришли еще раз на почту — у меня не сохранилось… Попробую знакомых, может, попросить.

          • shmakov.misha2012:

            Мои муки ты легко представишь, если вспомнишь фильм Дени Де Вито «Сбрось маму с поезда». Герой Билла Кристала, писатель, никак не может написать первую фразу произведения, примерно так: «Был дождливый день. Нет. За окном шумел дождь. Нет», — Комкает лист бумаги. За окном шум дождя.. Молнии освещают небо. Комок бумаги летит мимо мусорной корзины. Ну, и т. д.

  6. Александр:

    Кстати, по поводу фотографии с мостом. Это довольно таки интересный объект съемок, только вот данный кадр не зацепил ни ЧБ, ни в цвете. Я бы прошел дальше, чтобы деревянный палки начинались с обоих сторон. Тут, кажется, вступает в силу правило линий. 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Саша, согласен, что если бы подошел ближе, наверное, лучше получилось бы. Но синие стойки слишком яркие, отвлекают внимание даже в черно-белом режиме. Подвесной мост в природном парке «Оленьи ручьи» более колоритно выглядит. 🙂

      • Александр:

        Я тебе потом фотографию пришлю на почту с подвесным мостом через реку Катунь на Алтае. Она, правда — для семейного альбома, но все же. И я до сих пор себя ругаю, что фотоаппарат оставил дома. Ты представляешь??? Я поехал в Новосибирск и всю технику не взял с собой. 🙂 🙂 🙂

        Так вот, я хочу туда вернуться — и именно в фототур. Чтобы спокойно поснимать. 🙁

  7. Сергей Лахардов:

    Ну, Саша, успокоил! Я думал, только мне дано не взять с собой площадку для крепления штатива или не зарядить аккумулятор камеры перед поездкой на съемку пейзажа… 🙂

  8. AndreyShaD:

    Фото №19 просто потрясающее! В свадебном путешествии приходилось задирать ИСО в некоторых местах. Боюсь представить, что там творится. 😀 Ну, как очередь дойдет до них — поглядим! 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Спасибо, Андрей! Как я обратил внимание, в фотографии свет многое значит. Высокое ИСО, по моим наблюдениям, не всегда портит смертельно фотографию. Например, мы с Александром ездили к Порогу Ревун и посещали Церковь Троицы Живоначальной в селе Некрасово. В отчете есть снимки, снятые при ISO 12800 и смотрятся они нормально… Видимо, цвет сцены, ее яркость — тоже влияют на шумы.

      • AndreyShaD:

        Конечно, влияет. Свет — это в фотографии главное. Можно сказать, фотография — это и есть свет.

        P.S. В эту церковь я гонял автостопом! 🙂

        • Сергей Лахардов:

          Ничего, какой опыт походов, т.е. поездок, выходного дня! 🙂

          • AndreyShaD:

            В свадебном путешествии у жены живот болел. Решил дома её оставить и к водопадам съездить. Обратно думал доехать автостопом и никто не брал… Пришлось на автобусе ехать. Кстати, в Краснодарском крае междугородние автобусы дешевые. Можно спокойно разъезжать по окрестностям.

        • AndreyShaD:

          Хотя нет, ошибся: я в Смолино поехал автостопом.

  9. Евгений:

    Здравствуйте, Сергей! Подобная «подкова» у нас ещё на реке Чусовая есть: вид открывается с камня Омутной. Место это широко известное. Советую съездить, особенно сейчас, в золотую осень. Ехать примерно столько же, как на Реж. Но на Реже тоже очень красиво и место не «избитое» фотографами.

  10. Alexey:

    Хорошая статья получилась. Я — тот самый автор Подковы из Колорадо. 🙂 Через Яндекс-Фотки ответил, но, видимо, не дошло. 🙂

    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Алексей! Поспешил я вперед паровоза: не дождался от Вас добро на эту фотографию. Сейчас еще раз перепроверил — нет сообщения. Ну, раз не разругались, значит одобряете… 🙂 Спасибо Вам за фото — без неё не получилось бы этого отчета. 😉

  11. Жолдош Галина:

    По честному, Вам завидую! Так легко взять фотоаппарат и отправиться за столько километров, чтобы сделать прекрасные кадры — не каждый может! Мне Ваша фотография с мостом на фоне леса очень понравилась. Представляешь какую-то историю за ней.

    Часто, к примеру, у фотографов, которые занимаются профессионально, пропадает со временем эта тяга к приключениям и погоня за новыми оригинальными кадрами. Желаю Вам не потерять этого чувства!

  12. ИРА:

    Недалеко от Нижнеиргинска тоже петля есть, на границе Пермского края: Вакутин камень называется.

    • Сергей:

      О, не знал про Вакутин камень! Спасибо, Ирина. Может, при случае, заеду и там тоже пофотографирую.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 796 подписчикам сайта!

* indicates required