\n

Завод имени Куйбышева – музей под открытым небом и Лисья гора в Нижнем Тагиле

Неделю назад мы с супругой посетили выставку вооружений Russia Arms Expo – 2015 в городе Нижний Тагил. Отчет и фотографии с этого мероприятия я уже опубликовал, и пообещал рассказать об экскурсии в музей развития техники и черной металлургии, расположенный в самом центре города. Дело в том, что на выезде из Тагила образовалась огромная пробка после выставки, мы поэтому решили ехать не в Екатеринбург, а в обратном направлении, в центр. Здесь мы собирались подняться на Лисью гору, чтобы запечатлеть панораму индустриального гиганта – Нижнетагильского металлургического комбината. Оказалось, что у подножья горки расположена еще одна известная достопримечательность: тот самый музей-завод.


Фотография №1. Нижнетагильский музей-заповедник Горнозаводской Урал. Камера Nikon D610. Объектив Nikkor 24-70/2.8. Настройки при съемке: ISO 320, фокусное – 24 мм, диафрагма f/8.0, выдержка – 1/320 секунды.

Фотография №1. Нижнетагильский музей-заповедник Горнозаводской Урал. Камера Nikon D610. Объектив Nikkor 24-70/2.8. Настройки при съемке: ISO 320, фокусное – 24 мм, диафрагма f/8.0, выдержка – 1/320 секунды.

Вообще, это – бывший металлургический завод им. Куйбышева, который закрыли в 1987 году. Что удивительно: не растащили на металлолом, а «подвергли музеефикации».

Мне давно уже хотелось попасть в этот уникальный заповедник урбан-трипа, но сделать это непросто. На официальном сайте музея-заповедника (http://museum-nt.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=9&Itemid=10) пишут, что экскурсии проводятся только для организованных групп туристов численностью от 10-ти человек. Цена билета составляет 600 рублей за группу, плюс 60 рублей за каждое дополнительное лицо, интересующееся развитием металлургического дела на Урале. При этом нужно предварительно записаться по телефону (3435) 41-64-01. Экскурсии проводятся только с 1 мая по 1 октября. Видимо, боятся, что зимой турист может кувыркнуться с обледенелых лестниц и не рискуют.

Когда мы приехали на Лисью гору, солнце уже подумывало, не спрятаться ли ему за горизонтом. У подножья – стоянка для автомобилей. Летом 2015 года здесь провели реконструкцию: починили сторожевую башню, проложили каменную дорожку наверх, подстригли траву. В общем, теперь Лисья гора – полноценная достопримечательность Нижнего Тагила, куда можно приводить иностранных генералов, приехавших купить пару танков на выставке вооружения.

Мы увидели, что в ограждении музея под открытым небом нет одной секции забора и туда ведет незарастающая народная тропа. По территории гуляют туристы. Решили попытать счастья и присоединиться к группе.

Оказалось, что это – не официальная экскурсия, а просто — местные подростки, гуляющие здесь сами по себе. Меня, как увидел брутальные «катакомбы», уже невозможно и за уши было оттянуть: достал фотоаппарат со штативом и давай щелкать.

Достопримечательность Нижнего Тагила – музей-завод истории развития черной металлургии. Фотографии

Сначала, попав на территорию музея, вы видите цистерны и старый паровоз 9ПМ-161.

Фото №2. Железнодорожные цистерны на территории завода-музея в Нижнем Тагиле. 1250, 24, 8.0, 1/160

Фото №2. Железнодорожные цистерны на территории завода-музея в Нижнем Тагиле. 1250, 24, 8.0, 1/160

Фотография №3. В музее-заводе им. Куйбышева. Маневровый паровоз 9ПМ-161. Настройки: 1250, 38, 2.8, 1/1250

Фотография №3. В музее-заводе им. Куйбышева. Маневровый паровоз 9ПМ-161. Настройки: 1250, 38, 2.8, 1/1250

Конструкцию паровозов 9-й серии разработало бюро «Локомотивпроект» наркома тяжелой промышленности СССР в 1934-1935-м годах. Выпускалась данная модель с 1935 по 1957 год. Я не посмотрел, какая у него точная маркировка. Если именно «9ПМ-161» (как пишут в Википедии), то это означает, что на свет его произвели в Муромском паровозостроительном заводе имени Дзержинского в 1956 году. Еще эти модели выпускались Коломенским машиностроительным и Новочеркасским паровозостроительным заводами.

Конечно, интереснее было бы пройтись здесь с экскурсоводом, чтобы он рассказал, какое где оборудование на территории музея под открытым небом, его историю. Например, вот эти башни, мне кажется – доменные печи, но я не уверен.

Фото №3. Доменные печи в музее-заводе в Нижнем Тагиле. Фотоаппарат Nikon D610. Объектив Nikkor 24-70/2.8. Параметры съемки: 1250, 38, 8.0, 1/640

Фото №3. Доменные печи в музее-заводе в Нижнем Тагиле. Фотоаппарат Nikon D610. Объектив Nikkor 24-70/2.8. Параметры съемки: 1250, 38, 8.0, 1/640

Рядом с паровозом 9ПМ-161 наблюдаем ковши для расплавленного металла.

Фотография №4. Ковш

Фотография №4. Ковш

Входим внутрь, пробравшись через хитросплетения заводских металлоконструкций.

Фото №6. Всегда, когда бываю на больших металлургических или химических заводах, поражаюсь гению, способному это спроектировать. В институте, проектируя какой-нибудь редуктор, часто получалось «отверстие в воздухе висит» - ошибка проектирования, а тут – такая махина! 4000, 24, 8.0, 1/40

Фото №6. Всегда, когда бываю на больших металлургических или химических заводах, поражаюсь гению, способному это спроектировать. В институте, проектируя какой-нибудь редуктор, часто получалось «отверстие в воздухе висит» — ошибка проектирования, а тут – такая махина! 4000, 24, 8.0, 1/40

Уж очень мне свет нравится на этой фотографии, волшебный он просто…

Снимок №7. В дебрях музея-завода горнозаводского дела. 4000, 24, 2.8, 1/25

Снимок №7. В дебрях музея-завода горнозаводского дела. 4000, 24, 2.8, 1/25

Везде вокруг – какие-то механизмы, приспособления, сооружения. На каждом из них свой отпечаток времени.

Фото №8. Лебедка

Фото №8. Лебедка

Согласитесь, очень колоритно выглядят эти ржавые старые домны.

Фотография №9. Домны в музее-заповденике «Горнозаводской Урал». 4000, 28, 7.1, 1/1600

Фотография №9. Домны в музее-заповденике «Горнозаводской Урал». 4000, 28, 7.1, 1/1600

Когда-то везде здесь кипела жизнь: стук, лязг, вода, пар, металл…

Фото №10. Музей-завод

Фото №10. Музей-завод

А сейчас здесь тишина… Ну, только крики редких туристов, да лай собак где-то внизу (все время вы ходите по металлическим помостам, лестницами и площадкам – будьте осторожны, так как некоторые из них совсем хлипкие).

Фотография №11. Сумрак в заброшенном металлургическом заводе. Никон Д610. Широкоугольный объектив Samyang 14/2.8. Теперь я догадался расправить свой карбоновый штатив Sirui T-2204X-20KX, что дало возможность уменьшить ISO. Настройки при съемке: 100, 14, 8.0, 2.5 секунды.

Фотография №11. Сумрак в заброшенном металлургическом заводе. Никон Д610. Широкоугольный объектив Samyang 14/2.8. Теперь я догадался расправить свой карбоновый штатив Sirui T-2204X-20KX, что дало возможность уменьшить ISO. Настройки при съемке: 100, 14, 8.0, 2.5 секунды.

12. Передвижные ковши на металлургическом производстве (100. 14.0, 8.0, 0.4 s)

12. Передвижные ковши на металлургическом производстве (100. 14.0, 8.0, 0.4 s)

Представляете, как в этих ковшах возили расплавленный металл? Примерно вот так его разливали.

Снимок №13. Расплавленный металл. Фото снято мною в 2010 году на мыльницу Sony DSC-W350 в Узбекистане в Навоийском горно-металлургическом комбинате во время командировки.

Снимок №13. Расплавленный металл. Фото снято мною в 2010 году на мыльницу Sony DSC-W350 в Узбекистане в Навоийском горно-металлургическом комбинате во время командировки.

Хотя, может в Навои был другой процесс, поскольку сначала рабочий ломиком что-то там пробил в печи, достал образец, исследовал его, и только потом стали выливать металл.

Фото №14. Предварительная проверка готовности металла. Навоийский горно-металлургический комбинат. 2010 год.

Фото №14. Предварительная проверка готовности металла. Навоийский горно-металлургический комбинат. 2010 год.

В таком бы антураже сфотографировать какую-нибудь красотку в стиле «ню»…

Фотография №15. Печь. 250, 14, 8.0, 25 секунд

Фотография №15. Печь. 250, 14, 8.0, 25 секунд

Иногда мне казалось, что в этом огромном музее под открытым небом можно заблудиться среди металлических паутин из швеллеров и двутавровых балок.

16. Музей-завод в Нижнем Тагиле. Экскурсия. 100, 14, 8.0, 2.0

16. Музей-завод в Нижнем Тагиле. Экскурсия. 100, 14, 8.0, 2.0

Выход на открытое пространство – как глоток воздуха.

17. Музей под открытым небом. 100, 14.0, 8.0, 1/6

17. Музей под открытым небом. 100, 14.0, 8.0, 1/6

18. Колесо в музее-заповеднике горнозаводского дела в Нижнем Тагиле. 1000, 14.0, 8.0, 1/30

18. Колесо в музее-заповеднике горнозаводского дела в Нижнем Тагиле. 1000, 14.0, 8.0, 1/30

Нравится мне, все-таки, как масштабно захватывает пространство супер-ширик Samyang 14/2.8 на полном кадре. Вот эту фотографию не могу представить, снятой при узком угле обзора.

Фото №19. Старый маховик. 400, 14.0, 8.0, 1/30

Фото №19. Старый маховик. 400, 14.0, 8.0, 1/30

А какие колоритные в музее-заводе имени Куйбышева стены! Старинный кирпич…

Фотография №20. Старые кирпичные стены повидали многое на своем веку (400, 14.0, 8.0, 1/8)

Фотография №20. Старые кирпичные стены повидали многое на своем веку (400, 14.0, 8.0, 1/8)

Нижнетагильский железноделательный завод построили Демидовы в 1725 году. Поблизости здесь была гора Высокая, по большей части, состоящая из магнетита (магнитный железняк) – сырья для металлургического производства. На реке Тагил соорудили плотину, так как в те времена вода была главным поставщиком энергии, двигателем процессов.

Нижнетагильский завод в 18-м веке выпускал железо под торговой маркой «Старый соболь». Половину всей продукции, как водится, отправляли на экспорт, в основном, в старушку Англию.

В советское время предприятию присвоили имя Куйбышева. Неоднократно здесь реконструировали и расширяли производство. Во время войны, когда Гитлер захватил западную часть страны, на нашего героя в несколько раз возросла нагрузка – нам нужны были танки, а значит и металл для них. Так что, завод-музей, как и тысячи других, ковал Великую Победу.

В 50-е годы прошлого века запустили промышленный гигант — Нижнетагильский металлургический комбинат (НТМК), пришла пора нашему старичку собираться на пенсию. Сначала, в 1961 году закрыли прокатное производство, потом в 1978 – остановили мартен. Осенью 1987 в домнах состоялась последняя плавка. Демидовский завод прослужил Российской Империи и Советской России больше трех с половиной веков – 262 года.

Правительство решило сохранить постройки, территория подверглась «музеефикации». И, несмотря на лихие постперестроечные времена, сегодня мы видим первый в России музей горнозаводского дела. Странно, что никакая гадина не снесла это все к чертовой матери и не построила очередной торговый центр или крольчатник (элитный жилой дом с видом на городскую плотину).

Атмосфера в этом месте особенная, историю чувствуешь в каждом закуточке. Не знаю, хотел бы я, чтобы здесь все покрасили, почистили, или оставили, как есть. Ведь, если не окрашивать, не следить, все медленно сгниет.

Фотография №21. Конвейерный барабан и ролики в музее-заповеднике в Нижнем Тагиле. 1600, 14.0, 1/25.

Фотография №21. Конвейерный барабан и ролики в музее-заповеднике в Нижнем Тагиле. 1600, 14.0, 1/25.

Фото №22. Музей под открытым небом.1600, 14, 8.0, 1/125

Фото №22. Музей под открытым небом.1600, 14, 8.0, 1/125

Пробовал забраться по лестнице на макушку доменной печи. Да высоты боюсь… Одолел только половину расстояния.

Фотография №23. Вид на Лисью гору со «стены» музея-заповедника. 250, 14, 8.0, 1/25

Фотография №23. Вид на Лисью гору со «стены» музея-заповедника. 250, 14, 8.0, 1/25

Фото №24. Печь в Тагиле. 250, 14, 8.0, 1/60

Фото №24. Печь в Тагиле. 250, 14, 8.0, 1/60

Когда уже засобирались наружу, случилась неожиданная неприятность. Во время всей экскурсии по территории музея под открытым небом где-то в стороне лаяли собаки. Так вот, вдруг они появились внизу: две огромные дворняги. Увидели меня с супругой и девочек-подростков, тоже исследовавших завод. Злобно зарычали и устремились к нам по металлической лестнице… Пришлось изобразить супергероя и отбиваться штативом. Как оказалось, трипод нужен не только для обеспечения неподвижности фотоаппарата во время съемки, но и в целях безопасности… Оказалось, вместе с собаками пришел сторож, разрядивший обстановку.

Фотография №26. Музей под открытым небом в Нижнем Тагиле. 250, 14, 8.0, 1/25. Справа - мой карбоновый штатив Sirui T-2204X

Фотография №26. Музей под открытым небом в Нижнем Тагиле. 250, 14, 8.0, 1/25. Справа — мой карбоновый штатив Sirui T-2204X

Фото №27. Железнодорожный состав на территории музея-завода. 250, 14.0, 8.0, 1/100

Фото №27. Железнодорожный состав на территории музея-завода. 250, 14.0, 8.0, 1/100

Далее мы отправились на главную смотровую площадку Нижнего Тагила.

Лисья гора. Фотографии

Горка эта располагается у плотины железоделательного завода. По мнению геологов, это – потухший 340-360 миллионов лет назад вулкан. Почему у нее такое название, никто уже не скажет точно. Может, в демидовскую пору здесь водились лисы, а возможно – от металлургического завода шел рыжий дым… Другая версия: гора эта Лысая, поскольку весь лес срубили, а не Лисья.

В 18-м веке на вершине построили деревянную смотровую башню для отслеживания пожаров. В 1818 году ее заменили на каменную постройку. Вот какой Лисью гору увидел великий русский фотограф и путешественник Сергей Михайлович Прокудин-Горский в 1909 году.

Фото №27. Вид на Лисью Гору со стороны Свято-Троицкой единоверческой церкви. Извините, EXIF за 100 лет не сохранился…

Фото №27. Вид на Лисью Гору со стороны Свято-Троицкой единоверческой церкви. Извините, EXIF за 100 лет не сохранился…

На фотографии мы видим Свято-Троицкий кафедральный собор, Демидовский медный рудник, Лисью гору с пожарной смотровой башней на ней. На сайте Нижнетагильской Епархии можно почитать историю этой церкви.

У жителей Нижнего Тагила и гостей города это место очень популярно. С вершины Лисьей горы открывается захватывающий вид на Нижнетагильский металлургический комбинат, музей-завод и окрестные холмы.

Фотография №27. Сторожевая башня на Лисьей горе в Нижнем Тагиле

Фотография №27. Сторожевая башня на Лисьей горе в Нижнем Тагиле

29. Панорама НТМК. Снято на Nikon D610 с объективом Nikkor 70-300, со штатива (100, 300, 8.0, 1/20 секунды). Три горизонтальных кадра. Наверное, первый раз, когда не смог добиться резкости: наверху было ветрено и, хотя, центральную колонну трипода опустил вниз, не помогло.

29. Панорама НТМК. Снято на Nikon D610 с объективом Nikkor 70-300, со штатива (100, 300, 8.0, 1/20 секунды). Три горизонтальных кадра. Наверное, первый раз, когда не смог добиться резкости: наверху было ветрено и, хотя, центральную колонну трипода опустил вниз, не помогло.

С одной стороны видим построенный в 1862-1877 годах Храм во имя святого князя Александра Невского.

30. Храм Александра Невского. 400, 300, 8.0, 1/60

30. Храм Александра Невского. 400, 300, 8.0, 1/60

С другой – уже известный нам Свято-Троицкий кафедральный собор. Мне нравится вот такая центральная композиция.

31. В уральских горах уже осень. (100, 200, 8.0, HDR из трех кадров)

31. В уральских горах уже осень. (100, 200, 8.0, HDR из трех кадров)

Но в момент съемки солнце спряталось за гору. А мы знаем: нет света – нет фотографии. Вот, сравните со снимком, снятым через несколько мгновений.

32. Свято-Троицкий кафедральный собор в Нижнем Тагиле. 100, 102, 8.0, HDR из трех кадров

32. Свято-Троицкий кафедральный собор в Нижнем Тагиле. 100, 102, 8.0, HDR из трех кадров

Глядя на эти фотографии, и сравнивая со снимком Прокудина-Горского, вспоминается такой случай. В 1993 году я видел сюжет по белорусскому телевидению: старичок-немец собрал гуманитарную помощь и привез в небольшую деревню в Беларусь. Он воевал в этих местах… Вышел за околицу, грустно посмотрел и сказал: «Последний раз я был здесь 50 лет назад. Что у вас изменилось? Ничего… Разве что, сняли с крыш солому и заменили ее на шифер…» В Нижнем Тагиле за 104 года с момента визита знаменитого фотографа не только убрали солому с крыш, но и в некоторых строениях пластиковые окна поставили…

На этом рассказ об экскурсии в музей под открытым небом и посещении Лисьей горы заканчиваю. Было бы время, можно посетить историко-краеведческий музей, Дом Черепановых (в 1834 году они построили первый в России паровоз) и, при желании – выставочный комплекс ОАО «Уралвагонзавод» (там выставлено 13 танков). Сегодня мы с Катей целый день ходили по лесу: поход выходного дня к скалам Семь Братьев, расположенным недалеко от трассы на Нижний Тагил. Подписывайтесь на обновления блога, если хотите вовремя получить сообщений о том, что рассказ уже опубликован.

Daleko na juge ot Nizhnego Tagila stoit gorod Karabash. Tamoshnij medeplavil'nyj zavod 100 let polivaet okrestnosti sernoj kislotoj. Otchet s voshozhdenija k Poklonnomu krestu
Далеко на юге от Нижнего Тагила стоит город Карабаш. Тамошний медеплавильный завод 100 лет поливает окрестности серной кислотой. Отчет с восхождения к Поклонному кресту.
Po puti v Nizhnij Tagil mozhno zaehat' eshhe v odin ochen' interesnyj muzej pod otkrytym nebom: «Boevaja Slava Urala» v Verhnej Pyshme
По пути в Нижний Тагил можно заехать еще в один очень интересный музей под открытым небом: «Боевая Слава Урала» в Верхней Пышме.
Muzej-zapovednik derevjannogo zodchestva Nizhnjaja Sinjachiha pozvolit poluchit' predstavlenie ob arhitekture Urala v 17-19 vekah.
Музей-заповедник деревянного зодчества Нижняя Синячиха позволит получить представление об архитектуре Урала в 17-19 веках.
V Germanii my posetili muzej zodchestva zemli Gessen pod otkrytym nebom Gessenpark (Hessenpark).
1. В Германии мы посетили музей зодчества земли Гессен под открытым небом Гессенпарк (Hessenpark).
15. V jetom godu my s#ezdili v muzej pod otkrytym nebom Muang Boran (Mueang Boran, Ancient City) v okrestnostjah Bangkoka. Zdes' mozhno uvidet' vsju istoriju arhitektury Tailanda
15. В этом году мы съездили в музей под открытым небом Муанг Боран (Mueang Boran, Ancient City) в окрестностях Бангкока. Здесь можно увидеть всю историю архитектуры Таиланда.
Eshhe odin interesnyj muzej, gde predstavlena istorija avtomobilej i tehniki - Auto & Technik MUSEUM SINSHEIM. Tam mozhno uvidet' sverhzvukovye samolety Tu-144 i Konkord
4. Еще один интересный музей, где представлена история автомобилей и техники — Auto & Technik MUSEUM SINSHEIM. Там можно увидеть сверхзвуковые самолеты Ту-144 и Конкорд.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




комментария 33

  1. Галина:

    А мы сегодня в школьном турслёте участвовали в городском парке. 😛 😛 Завод-музей впечатляет. Но больше захотелось на Лисью… Панорамами полюбоваться. Я на химическом заводе проработала более двадцати лет. Все эти хитросплетения труб, агрегатов различных не только ногами прочувствовала, но и обслуживала. А так как была мастером, много производств повидала и много, где поработала.

    Но снимать это не хочется. Хотя, твои фотографии на широком угле просто шикарны. А вот расплавленный металл, металлургию… Ох, с каким-бы удовольствием посмотрела бы и поснимала бы… Да уже не пустят никуда. 😛

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Сегодня погода не подкачала: обещали дождик, а было сухо — детворе повезло! 🙂 Понятно, что тебе химические заводы «оскомину» уже набили… 🙂 Мне здесь нравится именно заброшенность… Что-то неуловимое в атмосфере есть, когда бродишь среди этих железяк. И очень нравится свет, когда фотографируешь внутри… Хочется еще куда-нибудь в заброшенное место попасть.

      Спасибо за отзыв, Галина! Ширик Samyang 14/2.8 — любимый объектив, не подкачал.

      View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Я где-то слышал, что на один из медеплавильных заводов в Свердловской области можно записаться на экскурсию. Да вот запамятовал, на какой… А найти сейчас информацию не могу.

      View Comment
      • Галина:

        Раньше было такое понятие: «шефство над классами». Организовывали экскурсии в цеха. Нам не повезло: наши шефы не были металлургами. 😛 А сейчас на заводе только в музей водят.

        View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Экскурсия в музей — мероприятие, может и интересное, но не сравнится с походом в действующий цех металлургического производства. Ну, может, когда-нибудь повезет и позовут детей в мартеновский цех… 🙂

          View Comment
  2. Павел Черталев:

    Классный обзор и фотографии. Эх такие заводы просто созданы для фишая! Ну или — фишай для заводов. 🙂 Понравились все фотки, кроме тех что идут после старинной фотки. Фотка с колесом не очень понравилась засвеченным углом с трубой. Тут бы наверно HDR надо было сделать. Свет на 32-й карточке понравился. Вообще, ты — большой молодец Сергей: приятно читать твои обзоры!

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Спасибо, Паша, за комментарии. Мне фото №27 «Сторожевая башня» на Лисьей горе нравится… 😐 По поводу фотографии с колесом — полностью согласен: поленился складывать штатив, чтобы снимать HDR с низкой точки. Вот и получил неудовлетворительный результат.

      Последнее время начинаю обращать внимание на цвета фотографий. Сейчас уже и пресеты не использую, а все равно что-то не то делаю. Фото после «Лисьей горы» Прокудина-Горского мне тоже как-то не очень по цветам нравятся. 🙂 Читаю блог одного путешественника, снимающего на Canon 6D: kezling.ru/travels/ceylon-5/. Думаю, может, на Кенон перейти… 😉 И у Миши Шмакова последняя глава по Индии снята на Canon EOS 6D — завидую… 🙂

      View Comment
      • Павел Черталев:

        Сергей, блог Владимира, действительно, великолепен так же, как его фотографии. Признаться, я сам иногда подумываю перейти на Canon — особенно из-за великолепного объектива 135mm. Но потом смотрю фотки некоторых владельцев Canon 5d Mark 3 с топовой оптикой и понимаю: дело не в технике, дело — в умении сделать красивый кадр и обработать его должным образом.

        Про фишай — глянь последний альбомчик, который я выложил в Гугл плюсе (примеры фото на Nikon D800 и объектив фишай Nikon AF Fisheye-NIKKOR 16mm f/2.8D: plus.google.com/u/0/photos/118139542653004520473/albums/6196264701864393265?authkey=CLP2t4jz67KVJw) — там, как раз, использовал его по назначению, чтобы снимать в узких темных кельях замка. Незаменимое стекло для таких съемок.

        View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Посмотрел еще раз фотки с фишаем, Паша. Некоторые очень нравятся! Эх, начинаю хотеть… 🙂

          View Comment
    • Сергей Лахардов:

      С фишаем твоим — да-а-а, ух как развернуться можно было бы в тесных пространствах этого завода-музея! 🙂 Дразнишь ты им… 🙂

      View Comment
  3. shmakov.misha2012:

    Привет, Сергей! Спасибо за ссылку на блог Владимира Кезлинга! Дело — не в фирме-производителе камеры. По фотографиям видно, что поджимало время. Фотографировал подряд, на что глаз ляжет. Нагромождение спутанного железа. Одни общие планы. А самое главное — небо! Вернее, его отсутствие, для таких фоток я вижу пасмурное небо с грозными тучами. HDR — было бы в самый раз. Там, где неба нет — фото № 15, например, хорошо. Еще придирка — граффити, там, где не очень трудоемко, лучше убрать. Понимаю, ты просто заскочил по пути. Без обид.

    View Comment
    • Павел Черталев:

      Михаил, я, смотря на фотки Сергея, понимаю что снимал бы так же как он. Ведь и снималось нагромождение железа… Будь с Сергеем люди — я бы ставил их в кадр, но я так понимаю, Сергей был один. Твоя критика просто вынуждает задать вопрос, как бы ты снял? Больше HDR — согласен. Но это — скорее, относится к обработке. Вопрос: чем бы ты заменил такие общие планы? Спрашиваю ради повышения образованности.

      View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Миша, благодарю за честный отзыв. Спешил немного — есть такое: хотел еще успеть подняться на Лисью гору до заката… 🙂 Но спешка, как мы знаем, фотографа не оправдывает. 🙂 Так что, соглашусь с тобой.

      Надписи не стал убирать, так как думал, что это — признак «сталкерности», заброшенности. Мусор — по этой же причине.

      View Comment
  4. shmakov.misha2012:

    Павел! Критиковать всегда проще. Но попробую ответить, хотя оговорюсь, что эта тема не моя.

    Возьмем фото №3. Я подошел бы ближе, насколько позволил бы паровоз, и взял больше влево. Кадр бы, скорее, построил бы вертикально. Не зная места, сложно сказать, понимаю, что за оградой справа пустота.

    Фотография №3 (та, что с печами). Мешает березка, отойти вправо на пару шагов, если можно.

    Фото №4 «Ковш». Я бы сфоткал не обе железяки, а только правую — уж очень она похожа на останки Далика из «Доктора Кто» (Doctor Who, сериал).

    Снимок №7. Я бы сел на уровень «глаз» железяки внизу.

    Хороша фотография №15, но, опять же, я сделал бы ее вертикально.

    Ну, и т.д и т.п.

    View Comment
    • Павел Черталев:

      Спасибо за Ваши комментарии, Михаил! Я так понимаю, фото номер 3 Вы хотели бы сделать больше акцента на поезд — как-то так с небольшой коррекцией ракурса: drive.google.com/file/d/0B5u5IzDMNl2pa1RSWW9yalRpaDA/view?usp=sharing
      Но мне снимок и так нравится, он — как знаменитое «прибытие поезда»: хорошо читается сюжет. Прибыл паровоз на погрузку — на заднем плане цистерны, наверно, с зерном и элеваторная лента. Мне нравятся вагоны, уходящие в даль — на вертикальной карточке, мне кажется, смотрелось бы хуже.

      По картинке, кажется, вряд ли бы удалось подойти ближе с хорошим ракурсом. Конечно, будь у Сергея фишай, может быть, и получилось сделать интереснее, подойдя вплотную. Но с 14 мм и углом обзора 114 градусов — вряд ли.

      Про фотографию 3, что с трубами — думаю, Сергей уже не делает таких ошибок и, если бы он мог убрать березку, он бы обязательно взял правее или левее. Наверно, не было возможности.

      Про фото 4 могу тоже сказать, что мне нравится снимок: тележка прикольная на рельсах и какая-то штука сзади — стоят на постаменте, как единое целое, как памятник. Я бы снял именно, как Сергей. Хотя, справедливости ради, скажу, что и по отдельности я бы снял эти штуки тоже. Но думаю, оставил бы снимок именно со всей платформой — такой, как Сергей выложил. Я еще лучше бы засунул в тележку свою младшенькую дочку!. 🙂

      Я бы фото №7 подкропил немножко — как то так: drive.google.com/file/d/0B5u5IzDMNl2paGY1aUNSdjl4RFE/view?usp=sharing

      Фото 15 — в вертикальном положении, наверно, не получилось бы захватить трубки расходящиеся по сторонам, или получилось бы, но тогда попало бы что-то сверху над печью, то что, наверно, Сергей не хотел брать в кадр.

      А вообще, Михаил, чувствуется, что у Вас наметанный глаз. Но согласен с вами: критиковать всегда проще. Мне, например, гораздо легче критиковать снимок, чем сразу сделать правильный кадр. Чтобы не упустить, стараюсь делать несколько снимков одного и того же с разных ракурсов и на разных апертурах — правда, кадров становится гораздо больше и перебирать карточки становится сложнее. Но чем больше снимаешь, тем меньше кадров делаешь и меньше выбрасываешь. Короче, снимать, снимать и еще раз снимать.

      View Comment
      • shmakov.misha2012:

        Павел, полностью согласен с последним абзацем Вашего комментария. Я не могу посмотреть ссылки, работаю сегодня, но завтра обязательно. Но главная мысль моего первого комментария: Сергею не хватило времени, мне кажется. Выставки вооружения для одного было достаточно.

        View Comment
  5. Сергей Лахардов:

    Павел и Миша, спасибо за подробный разбор композиции и советы. Как я говорил раньше, даже если я не согласен, все-равно, такие замечания заставляют сделать анализ снимка, а это — очень полезно для развития навыка фотографа.

    Фотографию №3 (паровоз в музее-заводе). В данном конкретном случае мне хотелось показать, что он находится на заброшенном металлургическом заводе. Справа — городская улица, слева — домны. Мне казалось, что так выигрышней. Только нужно было зайти чуть левее, чтобы справа, в самом хвосте состава осталось больше места. У меня получилось, что последний вагон касается края кадра — нехорошо. 🙂

    Фото №3 (домна с березой) — считаю, что дерево служит передним планом. Если его убрать — получится фотография, у которой есть 2-й план, чуть-чуть виднеется 3-й, но нет переднего. Такие снимки скучные и я их стараюсь удалять… Может, была бы возможность подняться на лестницу и сфотографировать так, чтобы березы получились пониже, чтобы не так отвлекали внимание… Тогда согласен.

    Снимок №4. Согласен, что можно было бы оставить только правый котел… По крайней мере, это фото — не самое лучшее в коллекции, можно было и не публиковать. 🙂

    Фото №15. Там так тесно, что ничего не входит… 🙂 Согласен, что композицию можно было придумать и лучше.

    Фото №7. Мне нравилось. Но после замечаний присмотрелся получше и согласен — в топку! 🙂 В моем варианте — не пойми что. В исполнении Павла — железяка на полу превращается в указательную линию, показывающую на трубу, которая расположилась точно посередине кадра — плохо… Нужно, чтобы труба была в правой трети, железка — в левом нижнем сечении… 🙂

    Еще раз благодарю за советы. Буду учиться!

    View Comment
  6. Александр:

    Вот же вандалы. Все изрисовали в музее!

    View Comment
    • Сергей:

      Саша, дети же… дети дикарей… В Германию езжу в командировки последние пять лет. Появляются и у них граффити и мусор на улицах. Понаехали пакистанцы и африканцы…

      View Comment
      • Александр:

        Да вообще! В субботу ехали в автобусе. Была компания из 4 пацанов школьного возраста. Слезно просили, чтобы кондуктор пробил 2 проезда по социально карте. Так делать нельзя, и вторую поездку, кажется, можно совершить только через 10 минут, вроде того. Кондуктор согласилась, пошла им навстречу. Те маркером изрисовали новый автобус и ушли. Я даже не знаю, как этот поступок прокомментировать.

        А о таких местах, как завод имени Куйбышева и ему подобные музеи под открытым небом, вообще не приходится говорить, потому что они никак не защищены от вандализма.

        View Comment
        • Сергей:

          Что тут сказать… Такие человекоподобные были и раньше, и в будущем никуда не исчезнут… Пока людей не станут в пробирках выводить, с заданными генетическими свойствами. 🙂

          View Comment
  7. AndreyShaD:

    Музей — просто классный, я бы там бродил и бродил. Хотел летом там побывать, чтоб запечатлеть металл + зелень. Но экзамены, свадьба и путешествие не дали мне это сделать.

    View Comment
    • Сергей:

      А как на территорию музея попали, с гидом? Созванивались заранее?

      View Comment
      • AndreyShaD:

        Мы просто прошли на территорию и всё. 🙂 В завод-музей, как минимум, три входа. Я думаю, что их ещё больше. За время гуляний по заводу мы никого не встретили.

        View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Мы прошли в музей уже довольно поздно. Вероятно, собаки в свободном доступе бегают там не всегда, а только после 17 часов их с цепи спускают, чтобы охраняли.

          View Comment
          • AndreyShaD:

            Когда мы заходили через главный вход на завод имени Куйбышева, нас обтявкали собаки, как могли. Когда соберетесь туда, меня зовите! 🙂

            View Comment
          • Сергей:

            Ну, во второй раз в этот музей под открытым небом, может, на свое 95-летие выберусь. 🙂 Тогда и позову. 🙂

            View Comment
  8. AndreyShaD:

    А сторожевую башню неплохо так отреставрировали. Можно глянуть у меня в блоге, какой она была до реставрации. Теперь там всё так ухожено! 🙂

    View Comment
    • Сергей:

      Андрей, я читал Ваши отчеты об экскурсии в музей под открытым небом (andreyshad.ru/zavod-muzej-im-kujbysheva/) и на Лисью гору. Классно! Особенно понравилась прогулка по заводу-музею. Тоже хотелось бы и времени побольше, и доступа.

      View Comment
  9. Иван:

    Какая мощь. Действительно, как это территорию музея-завода еще не оприходовали.

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      На последней выставке вооружений Russia Arms Expo — 2015 в Нижнем Тагиле объявили, что будут развивать здесь туристический кластер. Как бы ни смешно звучало, хотя бы, есть шансы, что музей под открытым небом не разрушат… 🙂

      View Comment
  10. Владимир:

    В 90-х на Куйбышеве вовсю распиливали рельсы. Сам завод, правда, не трогали. Помимо завода-музея и Лисьей горы есть художественный музей, культурно-исторические объекты (господский дом — один из них).

    В окрестностях Нижнего Тагила было крупнейшее месторождение платины. В годы гражданской войны здесь шли ожесточенные бои — до сих пор находят гильзы и остатки амуниции.

    View Comment
    • Сергей:

      Спасибо, Владимир, за дополнение к отчету. Можно только порадоваться, что завод-музей не растащили полностью на металлолом. Вижу, что тем, кто интересуется музеями вплотную, можно ехать в Нижний Тагил на целый день — еще и не успеешь всё посмотреть.

      View Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту