\n

Еще один интересный материал про село Мраморское представлен на сайте …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей.

Еще один интересный материал про село Мраморское представлен на сайте объединенного музея писателей Урала:

Источник: www.ompural.ru/files/Karpov_Selo_mramorskoe.doc. По ссылке можно скачать документ в формате Word, где статья дополняется иллюстрациями и фотографиями.

Автор: Карпов С.О.

Село Мраморское: путешествие к живителям камня 

Как-то раз, в один из осенних дней, я сидел в библиотеке и искал информацию о путешествиях по жемчужине России — Уралу. Среди разнообразия литературы взгляд остановился на путевых заметках «От Урала до Москвы» великого писателя Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка. Листаю. Вчитываюсь. Из многих мест нашей необъятной Родины, где побывал (пусть даже проездом) певец природы, меня привлёк его рассказ о селе Мраморском, которое находится в 20 км от города Полевского. Вроде недалеко, а многие полевчане там ни разу не были. И я тоже. Но слышал, что село основано в 1738 году, стоит на мраморе, и знаменито своими мастерами-умельцами по камню.

Из разных источников узнаю, что село сначала называлось Мраморским заводом, жители которого, под руководством каменных дел мастера Якова Рейнера, вели кустарную ломку породы — мармор-камня (как тогда говорили), который шёл для изготовления столов, карнизов, пьедесталов, каминов, для создания изделий, украшающих галерею Царского Села, московский дом Демидовых…

Положение мастеровых тогда было очень тяжёлым: болезни (чахотка), мизерная оплата труда. Дмитрий Наркисович говорит по этому поводу: «Екатеринбургские купцы в случае особенно ценных заказов имеют дело не с каменными мастерами, а с Иваном Яковлевичем, так что работа, прежде чем дойдет до кустаря, пройдет через двои руки. Понятно само собой, что в результате такого порядка вещей получается полное разорение мраморских рабочих, и они сделались на весь уезд притчей во языцех. Это самый живой и убедительный пример возможности русского пролетариата. …Я расскажу вам такой случай: одному тюменскому купцу нужен был памятник. Купец приехал в Екатеринбург, потолкался по каменным лавкам и отдал заказ торговцу каменными вещами Т-ву. Сошлись на 1700 рублей. Т-в вызывает из Мраморского завода Ивана Яковлича и передает ему весь заказ уже от себя за 400 рублей, а Иван Яковлич по мелочам раздает его рабочим. Понимаете? У Т-ва за здорово-живешь осталось в кармане 1300 рублей, да Иван Яковлич утянет из 400 рублей половинку, а весь памятник рабочие и сделают за 200 рублей. Да еще Иван Яковлич деньгами-то не заплатит, а рассчитается харчем, одеждой, спишет долг… И тут ему перепадет малую толику, потому что цены на всё против екатеринбургских Иван Яковлич ставит вдвое».

И действительно, содержа­ние, которое получали мастеровые, не могло удовлетворить даже первым потребностям жизни. Чтобы как-нибудь обеспечить себя и свою семью, мастер, проработавший 12 часов на предприятии, вынужден был и дома сидеть за гранильным станком. Но за приготовленные дома изделия, отличавшиеся нередко тон­ким художественным вкусом, мастер не мог получить действи­тельную их стоимость. В Екатеринбурге в XIX веке торговля каменными изделиями сосредоточивалась в руках нескольких торговцев-скупщиков. Они держали у себя в руках все работающее сословие, назначая им цены произвольные и, конечно, далеко уступающие настоящей их стои­мости…

Мне, конечно же, захотелось побывать в гостях у живителей камня. И в погожий денёк автобус за полчаса доставил меня до заветной цели. Село находилось в окружении зелёной стены подсадистого ветвистого хвойного леса, невысоких живописных гор (Кондарейки, Крестовки и Мастерской), на реке Мутнушке. Вблизи проходит железная дорога, по которой проезжал Мамин-Сибиряк.

На главной улице 1-е Мая виднеется мраморная стела «1738 г. — год основания села Мраморское», рядом с которой — Дом культуры с музейной комнатой и библиотекой. На этой же улочке уютно соседствуют средняя школа с интересным историко-краеведческим музеем, детский сад, территориальное управление, кафе, продуктовый магазин, фельдшерско-акушерский пункт. Венчает улицу площадь, где за миниатюрной оградкой расположились несколько памятников: солнечные часы (постройки 1773 г.), обелиск погибшим в годы Великой Отечественной войны мраморчанам (1965) и бюст В.И. Ленину (1933). Вот они, первые работы, оставленные здесь мраморскими мастерами-камнерезами!

За памятниками стоит площадка для игр, на месте которой раньше была школа фабрично заводского обучения. Сквозь белоствольные берёзки проглядывает Иоанно-Предтеченский храм с памятником в виде раскрытой Библии священнику А. Кожевникову на его территории. На соседней улочке Пушкина приютился обелиск в честь Первомая (1918) — ещё одно творение местных мастеровых! Дома заканчиваются, а я иду дальше до самого красивого пруда — Мраморского, возникшего на месте бывшего карьера (каменоломни). Далее дорожка упирается в сельское кладбище, где можно отыскать интересные памятники и плиты (возраст некоторых из них уже за 100 лет) кустарной работы мраморских умельцев.

Но наиболее интересный туристический объект — действующий мраморный карьер, промышленная разработка которого началась в 1956 г. Находясь в 5 км к северо-западу от села, о его приближении говорят многотонные мраморные кубы, попадающиеся на глаза сразу за ж/д переездом. Подойдя чуть ближе, видим огромный котлован с высоченными ступенями вместо стен, напоминающий древнеримский амфитеатр. Внизу трудятся рабочие. Насос откачивает воду. Шум стоит оглушительный!..

Подойдём к специальной смотровой площадке. Почти отвесные стены карьера сложены среднезернистыми мраморами серо-белого оттенка, которые на фоне зелени хвойных лесов ярко свер­кают в лучах осеннего солнца. Глубокий, выработанный уступами разрез, оснащён камнерезными машинами СМ-177. Рядом стоит здание для рабочих (с душем, столовой). Мраморные монолиты загружаются в большегрузные машины и вывозятся на мраморный завод в распиловочный цех, расположенный в селе.

Вот здесь и работают потомки прославленных мастеров-камнерезов, современные живители блестящего мрамора-камня, продукция которых используется для отделки музеев, метрополитенов (московского, ленинградского, екатеринбургского), ж/д вокзалов, гостиниц, кинотеатров, официальных учреждений… Оплата труда мастеров по-прежнему небольшая, но любовь к камню — это традиция, и они этим городятся!

Гордимся ими и мы. Это: Карп Сергеевич Аверкиев, Фёдор Дмитриевич Тараканов, Василий Дмитриевич Деменьшин, Иван Николаевич Костоусов, Николай Павлович Талашманов, Герман Павлович Вострецов, Владимир Иванович и Александр Александрович Петровских, Иван Алексеевич Самойлов и многие другие.

Мраморское — действительно красивое село, и очень жаль, что многие полевчане и гости нашего города не видели красоты этого укромного уголка Среднего Урала.

Читайте произведения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, вдохновляйтесь его широтой и красотой слова и заражайтесь тягой к путешествиям и изучению своей малой родины!

28.06.2014 г.

Сергей также прокомментировал записи

Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
Здравствуйте, Галина! Спасибо Вам за добрые слова. У села Мраморское богатая история. Тоже присоединяюсь к Вашим словам: пусть в будущем жизнь в нем станет лучше, пусть остаются молодые люди, создают семьи и строят дома. Хотелось бы, чтобы была работа, было интересно жить.

Все мраморчанам — удачи!


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
Михаил, и Вас благодарю за отзыв! За последний год я дважды бывал в Ярославле, на машине из Москвы. Конечно, мимо Ростова Великого проезжали. Жаль, что в командировке был — не имел возможность фотоаппарат с собой брать. Город чудесный у Вас! Эх, представляю, как можно бы летом, на рассвете, когда вода тихая-тихая… Кремль у Вас какой красивый, русский…


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
P.S. Надеюсь, Лола, Вы не пропустили предыдущую статью с извещением об открытии фотоконкурса и примите в нем участие, рассказав про какое-нибудь интересное место в провинции Аликанте? 😉

В качестве поощрительного приза постараюсь сделать анализ, хотя бы одной, фотографии каждого участника: что хорошо, что можно улучшить.


Последние комментарии читателя блога Сергей

6. Один день в Сиане. Путеводитель по горе Хуашань
Перед отпуском я задавал вопрос на «Tripadvisor» по поводу того, как добраться до тропы на Хуашань. К сожалению, так получилось, что ответ я вовремя не увидел — обнаружил это только сегодня.

Размещу здесь переписку с путешественницей Ириной (_irina1zh) на данном ресурсе. Она ответила очень подробно. Может, кому-то пригодится эта информация — пусть уж зря не пропадает.

Вот, какой вопрос я задавал:

«Здравствуйте, Ирина.

Поясните, пожалуйста. Читаю путеводители и не пойму, как найти начало тропы. Судя по описаниям, с железнодорожного вокзала Хуашаня (Северного), на бесплатном зеленом автобусе доезжаем до Восточного входа (East Gate). И отсюда можно подняться либо по канатке на Северный пик, либо на него же по «Тропе солдата».

Как я понимаю, пешком поднимаются от Западного входа (West Gate), который находится около храма Yuquan Yuan (Jade Spring Temple).

Вопрос: как добраться от Северного вокзала или от East Gate до West Gate, где начинается пеший подъем?

Заранее спасибо. Сергей»

А вот ответ Ирины:

«Сергей, спасибо за вопрос. Конечная остановка бесплатного зеленого автобуса — у высокой красивой колонны с фонарем наверху в виде цветка лотоса, он ночью светится. Здесь заканчивается Xiyue Avenue, и перпендикулярно ей идет другая улица. На ее противоположной стороне, в 5-ти минутах от остановки, находится Визит-Центр. Там можно купить входной билет и билет на автобус до Восточного входа с канаткой или до нового Западного входа с канаткой.

А для того, чтобы попасть на тропу, в Визит-Центр заходить не надо. Надо идти к старому Западному входу. До того, как открыли новую канатку, это был единственный западный вход, а теперь их фактически два. От конечной остановки автобуса надо идти на запад, или направо, если стоять лицом к горам. Там везде висят указатели, заблудиться невозможно. Дорога простая — примерно 1 км или чуть больше прямо, затем по улице, ведущей к храму Yuquan Yuan (она так и называется), наверх налево, к горам.

Улица приметная, нарядная, там много всяких магазинчиков, ресторанов. По ней пройти метров 200-300, и окажетесь на площади перед храмом. В общем, весь путь от остановки автобуса до входа в храм занимает 30-45 минут, смотря с какой скоростью идти.

Успешного путешествия!»


3. Отчет об экскурсии в Белогорский монастырь
Спасибо, Миша. Как бы я ни относился к усилению мракобесия в нашем обществе, а съездить в Пермский край и полюбоваться красотами Белогорья было интересно. И с погодой, действительно, повезло.

По поводу РПЦ — в Фейсбуке по поводу Дня космонавтики кто-то выложил картинку, которая меня очень зацепила. Она состоит из 2-х крупнолицевых портретов Юрия Гагарина, звонящего по телефону.

1. Первый космонавт земли радостно звонит кому-то по телефону: «Привет, потомки! Как вы там в 2018 году, на Марс уже летаете?»
2. С удивленно-разочарованным взглядом: «Кто… плоская?..»

Такая вот грустная фотография, к сожалению, иллюстрирует то, что сейчас происходит в обществе и по поводу церкви, и по поводу веры в инопланетян, в силу экстрасенсов и т.п… Властям выгодно, чтобы люди были безграмотны — легче управлять.


Как создавали полнокадровую зеркальную камеру Nikon D750. Интервью с разработчиками
Еще раз спасибо, Димтрий. Делаю вывод, что у меня — плата за низкую цену и китайское производство. Я тоже провел эксперимент: подумал, что, возоможно, белая полоса на фотографиях появляется в режиме «вспышка на камере», а если управлять радиосинхронизатором, то будет все нормально.

По факту, на контроллере Yongnuo YN-622N-TX загорается значок «H» (означающий переход в режим высокоскоростной синхронизации HSS) при установке выдержки короче 1/200, но полоска не исчезает. Что же, придется немного кадрировать фотографии при обработке.


Старинная зеркалка Nikon D200. Обзор, тест и примеры фотографий с качественными объективами
Андрей, в данном критическом замечании г-на Шендера всё ясно: я согласен и с ним, и с Вами, что в обработке снимка есть ошибка. Но бывают ситуации, когда мне в личку пишут, что вот там-то и там-то я не прав, но при этом я считаю по-другому — и тогда непонятно, где истина. Если же такие комментарии публикуются в блоге, есть шансы, что и другие читатели выскажут свою точку зрения и станет понятнее. Кроме того, и другие начинающие фотографы могут увидеть нашу дискуссию и понять, где они тоже допускают ошибки.

Поэтому я всегда ратую за критику прямо в блоге при условии, конечно, уважительного отношения ко всем фотолюбителям, участвующим в обсуждении.

P.S. Спасибо за поддержку.


Старинная зеркалка Nikon D200. Обзор, тест и примеры фотографий с качественными объективами
Андрей, я совершенно не против критики на сайте, не нужно в личку писать — пусть все будет публично. Вот здесь, ведь, замечание по поводу кислотности моей обработки фото с Никон Д200 вполне правомерное, просто изложение мысли…

Критика бывает конструктивная и деструктивная. Если дедушка в 70 лет не научился общаться с людьми, можно пожалеть только его родных и близких.


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь и получайте извещения о новых публикациях на электронную почту

* indicates required



Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь и получайте извещения о новых публикациях на электронную почту

* indicates required