\n

Хочу разместить здесь еще рассказ про то, как краевед и …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей.

Хочу разместить здесь еще рассказ про то, как краевед и писатель Алексей Кожевников искал автора бюста Ленину в селе Мраморское (источник http://www.proza.ru/2014/03/23/628)

2. Кто автор бюста В. И. Ленина?

Далее наш путь лежал на мраморный карьер.

Этот огромный квадратный котлован с высокими ступенями вместо стен напомнил нам древнеримский амфитеатр.

Его сторож – седой и разговорчивый – вспоминал:
— Сейчас что! Вон сколько механизмов! А бывало ломку-то блоков вели ломами да кувалдами. А потом запрягут десять – пятнадцать лошадей (в нём, в блоке-то, чай, не менее десяти тонн весу) да и наверх тягают. Сколько маяты примут, пока до села доставят! А сейчас что!

Мы сфотографировались с Михаилом Ивановичем и с его неразлучной лайкой Саян, осмотрели сохранившиеся старинные домики, Доску почёта, где помещены фотографии передовиков-разработчиков карьера: тракториста А.Г. Давыдова, машиниста В.Н. Агафонова, экскаваторщика В.А. Шелегина и других.

Шёл третий час пополудни, а нам предстояло ещё узнать самое главное, во имя чего мы и приехали сюда – кто и когда создал установленный в селе памятник В.И. Ленину. Он представлял собой бюст Владимира Ильича метровой величины, высеченный из цельного блока местного мрамора и установленный на пирамиде из мраморных шлифованных блоков пятиметровой высоты.

Мы уже знали, что это был один из первых в стране памятников великому вождю. Ленина никто из сельчан не видел, а потому для изготовления памятника, ваятель использовал газетную фотографию. Он нашел подобную одежду, одел в неё сельчанина, который и стал моделью вождя. На слуху было несколько имён ваятеля и дат открытия памятника В.И. Ленину. Однако нужно было удалить сомнения и установить достоверности.

На кладбище мы долго любовались памятниками и плитами, возраст некоторых из них перевалил уже за сто лет. Возложили цветы на мраморную глыбу, установленную за околицей села, на месте расстрела белогвардейцами 27 июля 1918 года трёх защитников советской власти в селе: А.А. Шунайлова (50 лет от роду), С.Г. Петрова (26 лет) и Пустобаева (41 год).

Потом начались переходы от двора ко двору.
— Кто и когда делал наш бюст Ленина? Не помню, — говорили некоторые, виновато опуская седую голову.

Уроженец села, пенсионер Иван Николаевич Костоусов, всю жизнь имевший дело с мрамором, утвердительно воскликнул:
— Как не помнить! Сделать его могли только Алексей Иванович Комаров, Петровских Александр Александрович, а руководил работами Кондратий Иванович Ларищев.

Называли имя девяностолетнего А.В. Кляузова, но он сказал, что не участвовал в этой почётной работе.
— Знаете, кто точно ответит на ваш вопрос? – подсказал М.И. Петровских, сначала назвав, тоже предположительно, скульпторов бюста: преподавателей существовавшей в 1926-1930 годы в Мраморском школы ФЗУ – Проскурова, Титова и Никитина.
— Через пять домов от нашего живет Мария Семёновна Панова, — продолжил он. — Её покойный муж, наверняка, принимал в этом участие. Он тогда тоже в ФЗУ работал…

Внутреннее убранство избы Пановых во многом сохранило старинный облик: бревенчатые стены, низкий потолок.

У окна сидели две старушки. Одна из них пряла пряжу.
— Я тоже не помню имён, но уверена, что мой Семён Сергеевич здесь не участвовал, — сказала Мария Семёновна. – А вот позже он сделал портреты Ленина и Бажова. И за памятник Владимиру Ильичу даже был награждён. Да вы посмотрите сами – вон на стенке Грамота висит.

С волнением мы прочитали: выставочный комитет Свердловской областной выставки художественных работ из камня сообщал о награждении её участника Панова Семёна Сергеевича за представленные работы дипломом второй степени. Обрадовала и разочаровала нас дата: 23 сентября 1938 года.

Значит, и позже 1929 года мраморские мастера возвращались к образу вождя!
Из мраморчан в выставке участвовал один С.С. Панов. А сделанный им бюст В.И. Ленина хранится теперь в Свердловской картинной галерее.

Мы уже были в машине, когда из ворот Пановых вышла подруга Марии Семёновны.
— Мы нашли ещё один документ!

Она протянула нам выписку из постановления жюри первой областной художественной выставки от 13 августа 1938 года: «За предъявленные работы – бюст из мрамора «Ленин» — Панову С.С. присудить третью премию в сумме 500 рублей».

Это была вторая награда за участие в выставке.

Село мы покидали с гордостью за своих земляков, полные новых впечатлений. Однако выяснить имена авторов бюста вождя, установленного в центре села, нам так и не удалось.

Вернувшись домой, я просмотрел в домашней библиотеке всю краеведческую литературу, пытаясь найти ответ на этот вопрос.

В книге «Маршруты выходного дня» Е. Масленникова и Р.Рубель, вышедшей в Средне-Уральском издательстве 1969 года, так сказано о Мраморском: «Всё здесь связано с мрамором: о нём напоминают и старинные солнечные часы из мраморных кубов, сохранившиеся с 1773 года, и памятник В.И. Ленину, сделанный учащимися-камнерезами в 1927 году…».

Новая дата, новые авторы… Точны ли они? Может, и правда бюст вождя – творение мальчишеских рук?

Много лет спустя Л.В. Соколов вспоминал:

— Нам долго не удавалось установить имя скульптора. Потребовалась большая переписка с очевидцами, ныне не проживающими в Мраморском. Имя этого замечательного человека, скульптора-умельца — Куров Владимир Иванович. Когда в селе Мраморском существовала школа ФЗУ по подготовке камнерезов, то В.И. Куров в этой школе работал мастером обучения. Нам приходится только восхищаться — сколь велика была ответственность мастера, взявшего на себя смелость воссоздать образ великого Ленина. Мраморский памятник Владимиру Ильичу – один из удачных в нашей стране. Открытие его состоялось 1 Мая 1933 года. Вскоре В.И. Куров уехал из Мраморского. Дальнейшая судьба его нам неизвестна.

А ещё годы спустя, в городском архиве были обнаружены документы, из которых следовало, что самодеятельным скульптором был действительно Владимир Иванович Куров, а открытие памятника состоялось 30 мая 1929 года.

Июль 1976 г., март 2014 г.

Сергей также прокомментировал записи

Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
Михаил, и Вас благодарю за отзыв! За последний год я дважды бывал в Ярославле, на машине из Москвы. Конечно, мимо Ростова Великого проезжали. Жаль, что в командировке был — не имел возможность фотоаппарат с собой брать. Город чудесный у Вас! Эх, представляю, как можно бы летом, на рассвете, когда вода тихая-тихая… Кремль у Вас какой красивый, русский…


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
P.S. Надеюсь, Лола, Вы не пропустили предыдущую статью с извещением об открытии фотоконкурса и примите в нем участие, рассказав про какое-нибудь интересное место в провинции Аликанте? 😉

В качестве поощрительного приза постараюсь сделать анализ, хотя бы одной, фотографии каждого участника: что хорошо, что можно улучшить.


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
🙂 Заманчивое предложение, Лола! Буду иметь ввиду! Но в прошлом году я сделал большую ошибку: съездил в отпуск в Индию… и теперь она забрала все мои помыслы. 🙂 Если удастся в отпуск выбраться, то туда поедем. Не отпускает священный город Варанаси.

Спасибо и Вам за приглашение, за интерес к моим статьям. Буду стараться не разочаровывать.


Последние комментарии читателя блога Сергей

3. Форты Амбер и Джейгар. Или сколько дней нужно на экскурсии по Джайпуру
Спасибо, Миша, за слова поддержки. Наверное, я забываюсь: нужно радоваться уже тому, что вообще удалось побывать в Индии, увидеть такие необычные и инетересные места. 🙂


Профессиональный объектив Nikon 17-55mm f/2.8G. Обзор и примеры фото с камеры Nikon D5200
Роман, я как-то написал в комментарии блогеру из Москвы, который ездит по окрестным областям и фотографирует заброшенные церкви, что завидую — столько красоты рядом. Он удивился — говорит, что приехал на Урал и был в восторге от нашей природы. Похоже, действует принцип: «За чужим забором трава зеленее». 🙂

Если удалось купить Тамрон отличного качества, могу только от всей души поздравить! И фотки будут классные, и бюджет семейный не подкосили. 🙂


Как снимать профессиональное видео на цифровую зеркалку или на беззеркалку Nikon, Canon. Часть 1
Пожалуйста, Игорь! 🙂 Столько много задумок по фотоурокам, что статья о видеосъемке всё откладывается и откладывается… Думаю, придется привлекать кого-то более опытного в видеосъемке и просить его написать продолжение. 🙂


3. Форты Амбер и Джейгар. Или сколько дней нужно на экскурсии по Джайпуру
Мария, у меня смартфон фирмы Asus. Рекомендую почитать либо инструкцию, либо поискать в Гугл по фразам «контроль экспозиции iPhone», «экспокоррекция iPhone».

Как уже сказал, в путешествии данная функция незаменима. Могу также порекомендовать прочитать фотоурок на тему «Как снимать против окна» — там расписывается что такое экспокоррекция, для чего и в каких случаях её нужно делать.


2. Продолжаем совместный тест беззеркалки Fujifilm X-M1 и зеркального фотоаппарата Nikon D5100
Николай, перенес Ваш вопрос в комментарии к этому обзору Fujifilm X-M1, так как в разделе «Об авторе» он был не по теме.

Камеры Fujifilm серии «А» отличаются от всех остальных Fuji X тем, что в них стоит классическая байеровская матрица, как в обычных зеркалках (у прочих Fujifilm X устанавливается матрица X-Trance), поэтому «особенным фуджиковским цветом» она Вас, мне кажется, не порадует.

Во всем остальном беззеркалка Fujifilm X-A3 очень похожа на Fujifilm X-M1, обзор которой в двух частях и представлен выше. Основные отличия (кроме упомянутого типа матрицы) в следующем:

1) В новинке больше мегапикселей (24 MP vs 16 MP), что в моем понимании — минус.
2) В новой модели стоит чуть более продвинутая система автофокуса: 77 точек АФ против 49.
3) Немного дольше служит аккумулятор: 410 против 350 кадров.
4) Есть возможность снимать таймлапсы.
5) Оснащается сенсорным дисплеем и может управляться от смартфона.
6) Видео в формате 1080p@60 fps против 30 fps у более старой версии.

В моем представлении, у Fujifilm X-A3 нет никаких сверхпреимуществ перед Fujifilm X-M1, Fujifilm X-A1 или X-A2. Все плюсы и минусы беззеркальных камер этого типа я изложил в заключении к данному обзору. Добавить нечего.

Для меня, из-за видоискателя, наличия электронного затвора с выдержкой 1/32000 секунлы, 7 к/с против 6 к/с непрерывной съемки, наличия микрофонного разъема, возможности брекетинга ±3 EV против ±1 EV, модель Fujifilm X-E2S подошла бы больше.


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту