\n

Хочу разместить здесь еще рассказ про то, как краевед и …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей.

Хочу разместить здесь еще рассказ про то, как краевед и писатель Алексей Кожевников искал автора бюста Ленину в селе Мраморское (источник http://www.proza.ru/2014/03/23/628)

2. Кто автор бюста В. И. Ленина?

Далее наш путь лежал на мраморный карьер.

Этот огромный квадратный котлован с высокими ступенями вместо стен напомнил нам древнеримский амфитеатр.

Его сторож – седой и разговорчивый – вспоминал:
— Сейчас что! Вон сколько механизмов! А бывало ломку-то блоков вели ломами да кувалдами. А потом запрягут десять – пятнадцать лошадей (в нём, в блоке-то, чай, не менее десяти тонн весу) да и наверх тягают. Сколько маяты примут, пока до села доставят! А сейчас что!

Мы сфотографировались с Михаилом Ивановичем и с его неразлучной лайкой Саян, осмотрели сохранившиеся старинные домики, Доску почёта, где помещены фотографии передовиков-разработчиков карьера: тракториста А.Г. Давыдова, машиниста В.Н. Агафонова, экскаваторщика В.А. Шелегина и других.

Шёл третий час пополудни, а нам предстояло ещё узнать самое главное, во имя чего мы и приехали сюда – кто и когда создал установленный в селе памятник В.И. Ленину. Он представлял собой бюст Владимира Ильича метровой величины, высеченный из цельного блока местного мрамора и установленный на пирамиде из мраморных шлифованных блоков пятиметровой высоты.

Мы уже знали, что это был один из первых в стране памятников великому вождю. Ленина никто из сельчан не видел, а потому для изготовления памятника, ваятель использовал газетную фотографию. Он нашел подобную одежду, одел в неё сельчанина, который и стал моделью вождя. На слуху было несколько имён ваятеля и дат открытия памятника В.И. Ленину. Однако нужно было удалить сомнения и установить достоверности.

На кладбище мы долго любовались памятниками и плитами, возраст некоторых из них перевалил уже за сто лет. Возложили цветы на мраморную глыбу, установленную за околицей села, на месте расстрела белогвардейцами 27 июля 1918 года трёх защитников советской власти в селе: А.А. Шунайлова (50 лет от роду), С.Г. Петрова (26 лет) и Пустобаева (41 год).

Потом начались переходы от двора ко двору.
— Кто и когда делал наш бюст Ленина? Не помню, — говорили некоторые, виновато опуская седую голову.

Уроженец села, пенсионер Иван Николаевич Костоусов, всю жизнь имевший дело с мрамором, утвердительно воскликнул:
— Как не помнить! Сделать его могли только Алексей Иванович Комаров, Петровских Александр Александрович, а руководил работами Кондратий Иванович Ларищев.

Называли имя девяностолетнего А.В. Кляузова, но он сказал, что не участвовал в этой почётной работе.
— Знаете, кто точно ответит на ваш вопрос? – подсказал М.И. Петровских, сначала назвав, тоже предположительно, скульпторов бюста: преподавателей существовавшей в 1926-1930 годы в Мраморском школы ФЗУ – Проскурова, Титова и Никитина.
— Через пять домов от нашего живет Мария Семёновна Панова, — продолжил он. — Её покойный муж, наверняка, принимал в этом участие. Он тогда тоже в ФЗУ работал…

Внутреннее убранство избы Пановых во многом сохранило старинный облик: бревенчатые стены, низкий потолок.

У окна сидели две старушки. Одна из них пряла пряжу.
— Я тоже не помню имён, но уверена, что мой Семён Сергеевич здесь не участвовал, — сказала Мария Семёновна. – А вот позже он сделал портреты Ленина и Бажова. И за памятник Владимиру Ильичу даже был награждён. Да вы посмотрите сами – вон на стенке Грамота висит.

С волнением мы прочитали: выставочный комитет Свердловской областной выставки художественных работ из камня сообщал о награждении её участника Панова Семёна Сергеевича за представленные работы дипломом второй степени. Обрадовала и разочаровала нас дата: 23 сентября 1938 года.

Значит, и позже 1929 года мраморские мастера возвращались к образу вождя!
Из мраморчан в выставке участвовал один С.С. Панов. А сделанный им бюст В.И. Ленина хранится теперь в Свердловской картинной галерее.

Мы уже были в машине, когда из ворот Пановых вышла подруга Марии Семёновны.
— Мы нашли ещё один документ!

Она протянула нам выписку из постановления жюри первой областной художественной выставки от 13 августа 1938 года: «За предъявленные работы – бюст из мрамора «Ленин» — Панову С.С. присудить третью премию в сумме 500 рублей».

Это была вторая награда за участие в выставке.

Село мы покидали с гордостью за своих земляков, полные новых впечатлений. Однако выяснить имена авторов бюста вождя, установленного в центре села, нам так и не удалось.

Вернувшись домой, я просмотрел в домашней библиотеке всю краеведческую литературу, пытаясь найти ответ на этот вопрос.

В книге «Маршруты выходного дня» Е. Масленникова и Р.Рубель, вышедшей в Средне-Уральском издательстве 1969 года, так сказано о Мраморском: «Всё здесь связано с мрамором: о нём напоминают и старинные солнечные часы из мраморных кубов, сохранившиеся с 1773 года, и памятник В.И. Ленину, сделанный учащимися-камнерезами в 1927 году…».

Новая дата, новые авторы… Точны ли они? Может, и правда бюст вождя – творение мальчишеских рук?

Много лет спустя Л.В. Соколов вспоминал:

— Нам долго не удавалось установить имя скульптора. Потребовалась большая переписка с очевидцами, ныне не проживающими в Мраморском. Имя этого замечательного человека, скульптора-умельца — Куров Владимир Иванович. Когда в селе Мраморском существовала школа ФЗУ по подготовке камнерезов, то В.И. Куров в этой школе работал мастером обучения. Нам приходится только восхищаться — сколь велика была ответственность мастера, взявшего на себя смелость воссоздать образ великого Ленина. Мраморский памятник Владимиру Ильичу – один из удачных в нашей стране. Открытие его состоялось 1 Мая 1933 года. Вскоре В.И. Куров уехал из Мраморского. Дальнейшая судьба его нам неизвестна.

А ещё годы спустя, в городском архиве были обнаружены документы, из которых следовало, что самодеятельным скульптором был действительно Владимир Иванович Куров, а открытие памятника состоялось 30 мая 1929 года.

Июль 1976 г., март 2014 г.

Сергей также прокомментировал записи

Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
Михаил, и Вас благодарю за отзыв! За последний год я дважды бывал в Ярославле, на машине из Москвы. Конечно, мимо Ростова Великого проезжали. Жаль, что в командировке был — не имел возможность фотоаппарат с собой брать. Город чудесный у Вас! Эх, представляю, как можно бы летом, на рассвете, когда вода тихая-тихая… Кремль у Вас какой красивый, русский…


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
P.S. Надеюсь, Лола, Вы не пропустили предыдущую статью с извещением об открытии фотоконкурса и примите в нем участие, рассказав про какое-нибудь интересное место в провинции Аликанте? 😉

В качестве поощрительного приза постараюсь сделать анализ, хотя бы одной, фотографии каждого участника: что хорошо, что можно улучшить.


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
🙂 Заманчивое предложение, Лола! Буду иметь ввиду! Но в прошлом году я сделал большую ошибку: съездил в отпуск в Индию… и теперь она забрала все мои помыслы. 🙂 Если удастся в отпуск выбраться, то туда поедем. Не отпускает священный город Варанаси.

Спасибо и Вам за приглашение, за интерес к моим статьям. Буду стараться не разочаровывать.


Последние комментарии читателя блога Сергей

Как снимать натюрморт при естественном освещении
Павел, трудно спорить с твоими словами. 🙂 Добавлю лишь, что мне тоже хочется заняться плотнее съемкой натюрмортов, но для этого нужно захламить всю квартиру. Я читал статьи мастеров этого жанра: задумают сюжет, и потом полгода ходят по свалкам и барахолкам, собирают реквизит. Так и жена из дому может выгнать. 🙂


Профессиональный объектив Nikon 17-55mm f/2.8G. Обзор и примеры фото с камеры Nikon D5200
Привет, Паша! Спасибо за обратную связь. По поводу моих снимков принимаю всё, поскольку и сам вижу, что ББ гуляет. Только в зимних снимках так и не научился его делать одинаковым: синхронизация в Лайтруме не помогает, поскольку условия все равно разные — где-то тень, где-то открытый участок. Разницу вижу, но регулируя температуру и оттенок, добиться одинаковости не могу… Придется идти рано или поздно на курсы обработки снимков.

По поводу черно-белого варианта, ну не знаю… Я использовал один из пресетов Nik Collection, с небольшой регулировкой. И он мне нравится. Цветным не смотрелось фото, так как красная куртка Галины сильно отвлекала взгляд.

По поводу фотографий с Sony A6000 — соглашусь, что стиль обработки не обычный, и в чём-то бывает на грани фола. Но мне понравилось тем, что он выбивается из обычного ряда. Не считаю, что эти снимки — мусор. И, естественно, в данных условиях обсуждать скинтон смысла не имеет.

Думаю, что в Петербурге такой пленэр устроить еще проще: фотографов у вас ведь больше! 🙂


Профессиональный объектив Nikon 17-55mm f/2.8G. Обзор и примеры фото с камеры Nikon D5200
Во-первых, хочу сказать, что восхищен снимками Павла. Мне нравится и то, как технически они выполнены (и резкость, и то, что он спокойно снял портреты на длинной выдержке), и художественное исполнение. Понравился ракурс, который автор выбрал для съемки заснеженного домика.

Во-вторых, видно, что комплект Сони А6000 с КИТовым объективом ведет себя в прямых руках очень даже ничего. Спасибо за демонстрацию возможностей беззеркалки, Павел!
Олег, преимущество легкой и компактной беззеркальной камеры проявлялось во время этого пленэра уже в том, что его обладатель спокойно прятал её за пазухой, доставая только для того, чтобы сделать кадр. А мы с Галиной иногда вынуждены были пройти мимо интересного сюжета, так как лень было лезть в рюкзак за фотоаппаратом. 🙁 Вот – главное преимущество Sony A6000! 🙂


Профессиональный объектив Nikon 17-55mm f/2.8G. Обзор и примеры фото с камеры Nikon D5200
Хочу показать еще примеры фотографий, снятые Павлом на Сони А6000 КИТ 16-50 во время нашего похода. К сожалению, формат блога не позволяет выложить все снимки, чтобы вы могли ознакомиться с разными точками зрения на одни и те же сцены. Поэтому сейчас – только бэкстэйдж и внешний вид объектива Nikon 17-55mm f/2.8 на тушке Nikon D5200.

Фото 1. Съемки на плэнере. Справа Галина с камерой Nikon D610 + Nikon 70-200mm f/2.8 + Nikon TC-14E II. Слева – автор блога с фотоаппаратом Никон Д5200 и объективом Никон 17-55/2,8. Параметры съемки: f/16, 1/30, 100, ФР=22.

Фото 1. Съемки на плэнере. Справа Галина с камерой Nikon D610 + Nikon 70-200mm f/2.8 + Nikon TC-14E II. Слева – автор блога с фотоаппаратом Никон Д5200 и объективом Никон 17-55/2,8. Параметры съемки: f/16, 1/30, 100, ФР=22.

Фотография 2. Избушка в лесу. Съемка на Sony Alpha A6000 Kit 16-50. Настройки: f/11, 1/60, 100, -1.0EV, 50mm.

Фотография 2. Избушка в лесу. Съемка на Sony Alpha A6000 Kit 16-50. Настройки: f/11, 1/60, 100, -1.0EV, 50mm.

Снимок 3. Камера Никон Д5200 и объектив Никон 17-55/2,8 в сложных погодных условиях. За спиной – мой новый фоторюкзак Lowepro Flipside 400 AW. Снято на Sony Alpha A6000 Kit 16-50. 11, 1/30, 100, -1, 50.
Снимок 3. Камера Никон Д5200 и объектив Никон 17-55/2,8 в сложных погодных условиях. За спиной – мой новый фоторюкзак Lowepro Flipside 400 AW. Снято на Sony Alpha A6000 Kit 16-50. 11, 1/30, 100, -1, 50.

Изображение 4. Обзор Nikon D5200 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8. Фото получено на беззеркалку Sony Alpha A6000 Kit 16-50. Параметры: f/11, 1/100, 100, -1, 23.

Изображение 4. Обзор Nikon D5200 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8. Фото получено на беззеркалку Sony Alpha A6000 Kit 16-50. Параметры: f/11, 1/100, 100, -1, 23.

Фото 5. Пример съемки на Sony A6000. 11, 100, 100, -1, 16.

Фото 5. Пример съемки на Sony A6000. 11, 100, 100, -1, 16.

6. Съемка пейзажа на Сони А6000 КИТ 16-50. 13, 30, 100, 16.
6. Съемка пейзажа на Сони А6000 КИТ 16-50. 13, 30, 100, 16.

7. Сравнение фотографий с Nikon D5200 + Nikon 17-55mm f/2.8 и Sony A6000 KIT 16-50mm. 13, 1/30, 100, 16.

7. Сравнение фотографий с Nikon D5200 + Nikon 17-55mm f/2.8 и Sony A6000 KIT 16-50mm. 13, 1/30, 100, 16.

В комментариях на Фейсбуке Олег мне задавал следующие вопросы:

«Насколько катастрофичной ты видишь разницу в качестве картинки, полученной тобой и Павлом в эту фотосессию? Ну, кроме портретов, которые со светосильным зумом , конечно, получились с более красивым размытием заднего плана?»

«То есть, если учитывать то, что светосильным зумом можно сделать схожий по разделению планов портрет, если сделать его на более длинных фокусных, хоть и чуть с другой геометрией кадра, то если Павел Кравченко купит себе объектив Sony FE 24–70 мм F2.8 GM, то: во-первых, это будет 600 долларов за 18-105 f4 ротив 1300-1500 за 17-55 2.8… То есть дешевле в два раза. Во-торых, общий вес комплекта будет легче в два раза практически: килограмм или чуть больше — зеркалка плюс 17-55 и 600 грамм 18-105 f4 плюс Сони А6000. То есть легче.

И комплект Sony A6000 + 18-105 все равно будет компактнее, чем Nikon 17-55 плюс Nikon D5200 (точные цифры можно глянуть в спецификациях — я привожу по памяти их, приблизительно).
При этом все снимки из вашей сессии были сделаны НЕ на граничных значениях ISO, так что разница в f4 и f2.8 в предлагаемом мной комплекте легко могла быть Павлом скомпенсирована изменением ДРУГИХ параметров, влияющих на экспозицию, причем безболезненно.

Таким образом, во всех случаях остается преимущество именно такого комплекта, как у Павла, применительно к той сессии, которую вы сняли.»

P.S. На сайте есть отдельный обзор, где я сравниваю параметры беззеркалок Sony A6000 KIT 16-50 и Fujifilm X-E2 между собой, и привожу примеры снимков, полученных на обе камеры.


Профессиональный объектив Nikon 17-55mm f/2.8G. Обзор и примеры фото с камеры Nikon D5200
Игорь, кажется, Вы купили Canon EOS 700D меньше, чем полгода назад: помню Ваше сообщение о покупке… Если Вы уже взяли полный кадр Nikon D610 KIT 24-120, поздравлять не буду, так как такая стремительная смена техники — первый признак болезни фотографа, описанной в статье, на которую когда-то Олег давал ссылку. 🙂


Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту