\n

Хочу разместить здесь еще рассказ про то, как краевед и …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей.

Хочу разместить здесь еще рассказ про то, как краевед и писатель Алексей Кожевников искал автора бюста Ленину в селе Мраморское (источник http://www.proza.ru/2014/03/23/628)

2. Кто автор бюста В. И. Ленина?

Далее наш путь лежал на мраморный карьер.

Этот огромный квадратный котлован с высокими ступенями вместо стен напомнил нам древнеримский амфитеатр.

Его сторож – седой и разговорчивый – вспоминал:
— Сейчас что! Вон сколько механизмов! А бывало ломку-то блоков вели ломами да кувалдами. А потом запрягут десять – пятнадцать лошадей (в нём, в блоке-то, чай, не менее десяти тонн весу) да и наверх тягают. Сколько маяты примут, пока до села доставят! А сейчас что!

Мы сфотографировались с Михаилом Ивановичем и с его неразлучной лайкой Саян, осмотрели сохранившиеся старинные домики, Доску почёта, где помещены фотографии передовиков-разработчиков карьера: тракториста А.Г. Давыдова, машиниста В.Н. Агафонова, экскаваторщика В.А. Шелегина и других.

Шёл третий час пополудни, а нам предстояло ещё узнать самое главное, во имя чего мы и приехали сюда – кто и когда создал установленный в селе памятник В.И. Ленину. Он представлял собой бюст Владимира Ильича метровой величины, высеченный из цельного блока местного мрамора и установленный на пирамиде из мраморных шлифованных блоков пятиметровой высоты.

Мы уже знали, что это был один из первых в стране памятников великому вождю. Ленина никто из сельчан не видел, а потому для изготовления памятника, ваятель использовал газетную фотографию. Он нашел подобную одежду, одел в неё сельчанина, который и стал моделью вождя. На слуху было несколько имён ваятеля и дат открытия памятника В.И. Ленину. Однако нужно было удалить сомнения и установить достоверности.

На кладбище мы долго любовались памятниками и плитами, возраст некоторых из них перевалил уже за сто лет. Возложили цветы на мраморную глыбу, установленную за околицей села, на месте расстрела белогвардейцами 27 июля 1918 года трёх защитников советской власти в селе: А.А. Шунайлова (50 лет от роду), С.Г. Петрова (26 лет) и Пустобаева (41 год).

Потом начались переходы от двора ко двору.
— Кто и когда делал наш бюст Ленина? Не помню, — говорили некоторые, виновато опуская седую голову.

Уроженец села, пенсионер Иван Николаевич Костоусов, всю жизнь имевший дело с мрамором, утвердительно воскликнул:
— Как не помнить! Сделать его могли только Алексей Иванович Комаров, Петровских Александр Александрович, а руководил работами Кондратий Иванович Ларищев.

Называли имя девяностолетнего А.В. Кляузова, но он сказал, что не участвовал в этой почётной работе.
— Знаете, кто точно ответит на ваш вопрос? – подсказал М.И. Петровских, сначала назвав, тоже предположительно, скульпторов бюста: преподавателей существовавшей в 1926-1930 годы в Мраморском школы ФЗУ – Проскурова, Титова и Никитина.
— Через пять домов от нашего живет Мария Семёновна Панова, — продолжил он. — Её покойный муж, наверняка, принимал в этом участие. Он тогда тоже в ФЗУ работал…

Внутреннее убранство избы Пановых во многом сохранило старинный облик: бревенчатые стены, низкий потолок.

У окна сидели две старушки. Одна из них пряла пряжу.
— Я тоже не помню имён, но уверена, что мой Семён Сергеевич здесь не участвовал, — сказала Мария Семёновна. – А вот позже он сделал портреты Ленина и Бажова. И за памятник Владимиру Ильичу даже был награждён. Да вы посмотрите сами – вон на стенке Грамота висит.

С волнением мы прочитали: выставочный комитет Свердловской областной выставки художественных работ из камня сообщал о награждении её участника Панова Семёна Сергеевича за представленные работы дипломом второй степени. Обрадовала и разочаровала нас дата: 23 сентября 1938 года.

Значит, и позже 1929 года мраморские мастера возвращались к образу вождя!
Из мраморчан в выставке участвовал один С.С. Панов. А сделанный им бюст В.И. Ленина хранится теперь в Свердловской картинной галерее.

Мы уже были в машине, когда из ворот Пановых вышла подруга Марии Семёновны.
— Мы нашли ещё один документ!

Она протянула нам выписку из постановления жюри первой областной художественной выставки от 13 августа 1938 года: «За предъявленные работы – бюст из мрамора «Ленин» — Панову С.С. присудить третью премию в сумме 500 рублей».

Это была вторая награда за участие в выставке.

Село мы покидали с гордостью за своих земляков, полные новых впечатлений. Однако выяснить имена авторов бюста вождя, установленного в центре села, нам так и не удалось.

Вернувшись домой, я просмотрел в домашней библиотеке всю краеведческую литературу, пытаясь найти ответ на этот вопрос.

В книге «Маршруты выходного дня» Е. Масленникова и Р.Рубель, вышедшей в Средне-Уральском издательстве 1969 года, так сказано о Мраморском: «Всё здесь связано с мрамором: о нём напоминают и старинные солнечные часы из мраморных кубов, сохранившиеся с 1773 года, и памятник В.И. Ленину, сделанный учащимися-камнерезами в 1927 году…».

Новая дата, новые авторы… Точны ли они? Может, и правда бюст вождя – творение мальчишеских рук?

Много лет спустя Л.В. Соколов вспоминал:

— Нам долго не удавалось установить имя скульптора. Потребовалась большая переписка с очевидцами, ныне не проживающими в Мраморском. Имя этого замечательного человека, скульптора-умельца — Куров Владимир Иванович. Когда в селе Мраморском существовала школа ФЗУ по подготовке камнерезов, то В.И. Куров в этой школе работал мастером обучения. Нам приходится только восхищаться — сколь велика была ответственность мастера, взявшего на себя смелость воссоздать образ великого Ленина. Мраморский памятник Владимиру Ильичу – один из удачных в нашей стране. Открытие его состоялось 1 Мая 1933 года. Вскоре В.И. Куров уехал из Мраморского. Дальнейшая судьба его нам неизвестна.

А ещё годы спустя, в городском архиве были обнаружены документы, из которых следовало, что самодеятельным скульптором был действительно Владимир Иванович Куров, а открытие памятника состоялось 30 мая 1929 года.

Июль 1976 г., март 2014 г.

Сергей также прокомментировал записи

Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
Здравствуйте, Галина! Спасибо Вам за добрые слова. У села Мраморское богатая история. Тоже присоединяюсь к Вашим словам: пусть в будущем жизнь в нем станет лучше, пусть остаются молодые люди, создают семьи и строят дома. Хотелось бы, чтобы была работа, было интересно жить.

Все мраморчанам — удачи!


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
Михаил, и Вас благодарю за отзыв! За последний год я дважды бывал в Ярославле, на машине из Москвы. Конечно, мимо Ростова Великого проезжали. Жаль, что в командировке был — не имел возможность фотоаппарат с собой брать. Город чудесный у Вас! Эх, представляю, как можно бы летом, на рассвете, когда вода тихая-тихая… Кремль у Вас какой красивый, русский…


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
P.S. Надеюсь, Лола, Вы не пропустили предыдущую статью с извещением об открытии фотоконкурса и примите в нем участие, рассказав про какое-нибудь интересное место в провинции Аликанте? 😉

В качестве поощрительного приза постараюсь сделать анализ, хотя бы одной, фотографии каждого участника: что хорошо, что можно улучшить.


Последние комментарии читателя блога Сергей

Упражнение «600 шагов» для тренировки видения кадра с Sony A6000 и не только
Тупой минус — отсутсвие крышки для горячего башмака. Я заказал его на Алиэкспрессе за 1 доллар. Но теперь мне нужно поехать на говнопочту «России» отстоять в очереди час за посылкой. Прикол почты в том, что они не сообщают, в какое отделение (из двух) она пришла. Приходится съездить в один конец города, получить там отказ и ехать в другой конец. И все это из-за того, что фирма «Сони» зажилила 10 центов на крышечку.


Упражнение «600 шагов» для тренировки видения кадра с Sony A6000 и не только
Олег, в течение 5-ти лет я веду этот блог. Вроде никогда меня не упрекали в необъективности. А если упрекали, и это было справедливо, то я соглашался. И все это время я писал о фотоаппаратах то, что о них думаю. Если мое мнение менялось, я в этом признавался. Так, когда-то я запорол пейзажные снимки из-за того, что не выключил АВТО ИСО при съемке со штатива на Nikon D5100 KIT 18-55mm f/3.5-5.6, и решил, что это — бесполезная функция. Года три я её вообще не включал, а ты все время твердил, что она хорошая, нужно только разобраться. Когда, наконец, я ее освоил, то теперь уж и жить без нее не могу. 🙂 Если окажется, что в Сони А6000 она работает лучше, я тоже в этом признаюсь.

А на сегодняшний день, я лишь могу повторить свои слова: «Беззеркалка Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6 имеет преимущество перед другими камерами с кроп-фактором Кф=1,5 своими малыми размерами. Ничего критически положительного, из-за чего я бы горячо ее советовал купить, в ней нет. Ничего критически отрицательного, из-за чего я бы отговаривал ее брать, тоже нет.

Плата за компактность — неудобство в управлении из-за того, что недостаточно кнопок и колесиков на малом корпусе. Досадные минусы: отсутсвие отдельного колеса поправки экспозиции, тупой режим «АВТО ИСО» при съемке в приоритете диафрагмы и невозможность снимать на автоспуске с брекетингом экспозиции без пульта ДУ, очень неудобный режим просмотра фотографий.

Бонус за эти неприятности — возможность положить Sony A6000 в рабочую сумку, и она там не мешает.

Неоспоримый плюс Sony A6000 перед любой зеркалкой — вывод гистограммы в видоискатель еще до спуска затвора (уменьшается количество брака и времени на «пристреливание», чтобы подобрать правильную экспозицию).


Упражнение «600 шагов» для тренировки видения кадра с Sony A6000 и не только
Привет, Павел! Спасибо за поздравление. Камера служебная. Но, кто знает, может спустя какое-то время влюблюсь в «Sony» и поменяю Nikon D610 на полный кадр от «тётки». 😉


Упражнение «600 шагов» для тренировки видения кадра с Sony A6000 и не только
Олег, я не пишу после каждого предложения фразу «по-моему мнению», поскольку и так понятно, что это мои мысли. К работе «Авто ИСО» на Сони А6000 у меня особо претензий нет, поскольку в режиме «М» она превращается в то, что я имею на Nikon D5100 в режиме «А» + Auto ISO.

Своими фотоаппаратами Nikon D5100 и Nikon D610 я 95% времени снимаю в режиме «А» + Авто ИСО и 5% в режиме «М», никогда не используюсь «S» и «P». Режимом «P» не пользуюсь поскольку никогда не знаешь, что выберет автомат. В режиме «S» мы не контролируем диафрагму (в уроке по настройкам выдержки, ИСО и диафрагмы на фото №11 и №12 приведены примеры ситуаций, когда это может сыграть злую шутку).

В камере Nikon D5100 в режиме «Авто ИСО» мы выбираем минимальное и максимальное ИСО, желаемую выдержку. Это очень удобно. В камерах Nikon D5200 и Nikon D610 можно не только задать желаемую выдержку, но и коэффициент, для формулы В=1/ФР, В=1/(2ФР), В=1(3ФР). Это повышает удобство пользования зумами на порядок: когда значение выдержки фиксированное, как в Д5100, тебе бывает лень или нет времени менять формулу и ты снимаешь с заведомо завышенным ISO (оно завышено потому что ты фотографируешь, скажем с выдержкой 1/200, когда достаточно 1/30 секунды, и в Д610 камера снизит выдержку автоматически).

Но я не всегда пользуюсь формулой В=1/(2ФР). Если я иду фотографировать стрижей на лету, я хочу поставить В=1/4000 секунды. И я хочу снимать в режиме «А», чтобы полностью контролировать ГРИП. Даже в этом примере я снимал машину с проводкой на выдержке 1/50 секунды при ФР=16 мм — т.е. В=1/(3.12*ФР). И камера Sony A6000 в режиме «А» не даст мне такого комфорта в съемке, как Nikon D5100 (в смысле, я в начале сказал — она позволит это сделать в «М»).

Поэтому: твое мнение услышано, но я с ним не соглашаюсь. Если бы я хотел, чтобы фотоаппарат Сони А6000 решал за меня, какую выдержку, диафрагму и ISO ставить, я бы снимал в режиме «Автомат» или «Сцены». Но я предпочитаю фотографировать в полуавтоматическом режиме «А» + Auto ISO, который в камерах Никон Д5100 позволяет фотографу самому выбрать выдержку, диафрагму и подбирает оптимальное ИСО. И в этом управление беззеркалками Сони сливает Никону и даже Fujifilm X-T10 (на момент тестирования её функция Авто ИСО работала, как в Д5100, нельзя было выставить формулу в зависимости от ФР)…


Упражнение «600 шагов» для тренировки видения кадра с Sony A6000 и не только
Спасибо, Олег, на добром слове! Точнее, ты их столько произнес, что уж чересчур! 🙂 Приятно, если какие-то знания, которыми я поделился, понадобятся и другим фотолюбителям. Значит, не зря старался.

Понравилось твое определение «фотоквест» — вот как нужно было статью назвать.

А что значит «друг, который писал программу Fill»? Этот инструмент встроен в «Photoshop» по умолчанию… Он программировал блок для «Фотошопа»?

То, что начал искать историю в снимках, означает, что перешел на новый уровень фотографирования. В этот раз у нас совпадение: я тоже отметил снимки 26, 34 и 38. Жаль, на 38-м лужа была далеко от машин — располагалась бы она поближе, интереснее кадр можно было снять.

Желаю и тебе удачных кадров!


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 545 подписчикам сайта!

* indicates required



Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 545 подписчикам сайта!

* indicates required