\n

Хочу разместить здесь еще рассказ про то, как краевед и …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей.

Хочу разместить здесь еще рассказ про то, как краевед и писатель Алексей Кожевников искал автора бюста Ленину в селе Мраморское (источник http://www.proza.ru/2014/03/23/628)

2. Кто автор бюста В. И. Ленина?

Далее наш путь лежал на мраморный карьер.

Этот огромный квадратный котлован с высокими ступенями вместо стен напомнил нам древнеримский амфитеатр.

Его сторож – седой и разговорчивый – вспоминал:
— Сейчас что! Вон сколько механизмов! А бывало ломку-то блоков вели ломами да кувалдами. А потом запрягут десять – пятнадцать лошадей (в нём, в блоке-то, чай, не менее десяти тонн весу) да и наверх тягают. Сколько маяты примут, пока до села доставят! А сейчас что!

Мы сфотографировались с Михаилом Ивановичем и с его неразлучной лайкой Саян, осмотрели сохранившиеся старинные домики, Доску почёта, где помещены фотографии передовиков-разработчиков карьера: тракториста А.Г. Давыдова, машиниста В.Н. Агафонова, экскаваторщика В.А. Шелегина и других.

Шёл третий час пополудни, а нам предстояло ещё узнать самое главное, во имя чего мы и приехали сюда – кто и когда создал установленный в селе памятник В.И. Ленину. Он представлял собой бюст Владимира Ильича метровой величины, высеченный из цельного блока местного мрамора и установленный на пирамиде из мраморных шлифованных блоков пятиметровой высоты.

Мы уже знали, что это был один из первых в стране памятников великому вождю. Ленина никто из сельчан не видел, а потому для изготовления памятника, ваятель использовал газетную фотографию. Он нашел подобную одежду, одел в неё сельчанина, который и стал моделью вождя. На слуху было несколько имён ваятеля и дат открытия памятника В.И. Ленину. Однако нужно было удалить сомнения и установить достоверности.

На кладбище мы долго любовались памятниками и плитами, возраст некоторых из них перевалил уже за сто лет. Возложили цветы на мраморную глыбу, установленную за околицей села, на месте расстрела белогвардейцами 27 июля 1918 года трёх защитников советской власти в селе: А.А. Шунайлова (50 лет от роду), С.Г. Петрова (26 лет) и Пустобаева (41 год).

Потом начались переходы от двора ко двору.
— Кто и когда делал наш бюст Ленина? Не помню, — говорили некоторые, виновато опуская седую голову.

Уроженец села, пенсионер Иван Николаевич Костоусов, всю жизнь имевший дело с мрамором, утвердительно воскликнул:
— Как не помнить! Сделать его могли только Алексей Иванович Комаров, Петровских Александр Александрович, а руководил работами Кондратий Иванович Ларищев.

Называли имя девяностолетнего А.В. Кляузова, но он сказал, что не участвовал в этой почётной работе.
— Знаете, кто точно ответит на ваш вопрос? – подсказал М.И. Петровских, сначала назвав, тоже предположительно, скульпторов бюста: преподавателей существовавшей в 1926-1930 годы в Мраморском школы ФЗУ – Проскурова, Титова и Никитина.
— Через пять домов от нашего живет Мария Семёновна Панова, — продолжил он. — Её покойный муж, наверняка, принимал в этом участие. Он тогда тоже в ФЗУ работал…

Внутреннее убранство избы Пановых во многом сохранило старинный облик: бревенчатые стены, низкий потолок.

У окна сидели две старушки. Одна из них пряла пряжу.
— Я тоже не помню имён, но уверена, что мой Семён Сергеевич здесь не участвовал, — сказала Мария Семёновна. – А вот позже он сделал портреты Ленина и Бажова. И за памятник Владимиру Ильичу даже был награждён. Да вы посмотрите сами – вон на стенке Грамота висит.

С волнением мы прочитали: выставочный комитет Свердловской областной выставки художественных работ из камня сообщал о награждении её участника Панова Семёна Сергеевича за представленные работы дипломом второй степени. Обрадовала и разочаровала нас дата: 23 сентября 1938 года.

Значит, и позже 1929 года мраморские мастера возвращались к образу вождя!
Из мраморчан в выставке участвовал один С.С. Панов. А сделанный им бюст В.И. Ленина хранится теперь в Свердловской картинной галерее.

Мы уже были в машине, когда из ворот Пановых вышла подруга Марии Семёновны.
— Мы нашли ещё один документ!

Она протянула нам выписку из постановления жюри первой областной художественной выставки от 13 августа 1938 года: «За предъявленные работы – бюст из мрамора «Ленин» — Панову С.С. присудить третью премию в сумме 500 рублей».

Это была вторая награда за участие в выставке.

Село мы покидали с гордостью за своих земляков, полные новых впечатлений. Однако выяснить имена авторов бюста вождя, установленного в центре села, нам так и не удалось.

Вернувшись домой, я просмотрел в домашней библиотеке всю краеведческую литературу, пытаясь найти ответ на этот вопрос.

В книге «Маршруты выходного дня» Е. Масленникова и Р.Рубель, вышедшей в Средне-Уральском издательстве 1969 года, так сказано о Мраморском: «Всё здесь связано с мрамором: о нём напоминают и старинные солнечные часы из мраморных кубов, сохранившиеся с 1773 года, и памятник В.И. Ленину, сделанный учащимися-камнерезами в 1927 году…».

Новая дата, новые авторы… Точны ли они? Может, и правда бюст вождя – творение мальчишеских рук?

Много лет спустя Л.В. Соколов вспоминал:

— Нам долго не удавалось установить имя скульптора. Потребовалась большая переписка с очевидцами, ныне не проживающими в Мраморском. Имя этого замечательного человека, скульптора-умельца — Куров Владимир Иванович. Когда в селе Мраморском существовала школа ФЗУ по подготовке камнерезов, то В.И. Куров в этой школе работал мастером обучения. Нам приходится только восхищаться — сколь велика была ответственность мастера, взявшего на себя смелость воссоздать образ великого Ленина. Мраморский памятник Владимиру Ильичу – один из удачных в нашей стране. Открытие его состоялось 1 Мая 1933 года. Вскоре В.И. Куров уехал из Мраморского. Дальнейшая судьба его нам неизвестна.

А ещё годы спустя, в городском архиве были обнаружены документы, из которых следовало, что самодеятельным скульптором был действительно Владимир Иванович Куров, а открытие памятника состоялось 30 мая 1929 года.

Июль 1976 г., март 2014 г.

Сергей также прокомментировал записи

Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
Михаил, и Вас благодарю за отзыв! За последний год я дважды бывал в Ярославле, на машине из Москвы. Конечно, мимо Ростова Великого проезжали. Жаль, что в командировке был — не имел возможность фотоаппарат с собой брать. Город чудесный у Вас! Эх, представляю, как можно бы летом, на рассвете, когда вода тихая-тихая… Кремль у Вас какой красивый, русский…


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
P.S. Надеюсь, Лола, Вы не пропустили предыдущую статью с извещением об открытии фотоконкурса и примите в нем участие, рассказав про какое-нибудь интересное место в провинции Аликанте? 😉

В качестве поощрительного приза постараюсь сделать анализ, хотя бы одной, фотографии каждого участника: что хорошо, что можно улучшить.


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
🙂 Заманчивое предложение, Лола! Буду иметь ввиду! Но в прошлом году я сделал большую ошибку: съездил в отпуск в Индию… и теперь она забрала все мои помыслы. 🙂 Если удастся в отпуск выбраться, то туда поедем. Не отпускает священный город Варанаси.

Спасибо и Вам за приглашение, за интерес к моим статьям. Буду стараться не разочаровывать.


Последние комментарии читателя блога Сергей

Пеший поход по скалам в окрестностях села Слобода
Посмотрел сейчас схему территории турбазы «Чусовая» — судя по всему, я скалы Собачьи рёбра не видел, хотя в Слободе много раз бывал. То, на что я думал, называется Слободской камень.


Пеший поход по скалам в окрестностях села Слобода
Сегодня прошли снова по этому же маршруту: от Слободы до скалы Левинский камень. Зимой понравилось даже больше, чем летом — из-за того, что на деревьях нет листвы, лучше прослеживается река и скалы вдоль неё. Особенно понравилось в районе точки №6 (скала Скопино): прямо нескончаемая стена из камня вдоль воды.

Аннушкин мост через Чусовую восстановили. Правда, идти по нему страшновато, так как «перила» только одни — не знаю, как там будет с малыми детьми: для них, получается, нет ограждения, оно на уровне головы. С середины моста открывается красивый вид на скалы Часовой и Георгиевский.

Все несколько часов, что мы шли к Левинскому камню и обратно, не переставал птичий концерт: наверное, штук пять-шесть видов пернатых по-весеннему щебечут. Красота! Не встретили ни одного туриста — такие места дикие. 🙂


Отдых в Индии во второй раз. Центральные штаты и Южный Гоа
Здравсвтуйте, Игорь! Я думал, что моя Индия мало кого заинтересует, но оказывается, нашелся один человек, который досмотрел до конца. 🙂 Да, в камере Nikon D610 ограничение на длительность видео — 20 минут.

На самом деле это не так и важно: чтобы данный видеоролик было легче смотреть, следовало снять несколько видео со сменой планов, как минимум, после окончания каждой главы (абзаца) отзыва. То есть получилось бы штук 10 роликов, на которых меняется план съемки, и их потом собрал бы в одно большое видео.

Если же я хотел бы снять профессиональное видео с репортажем об отдыхе в Индии, следовало взять внешний микрофон (пушку или петличку), поставить слева отражатель, запись звука вести не на фотоаппарат, а на внешний рекордер, каждые 10-15 секунд менять планы, фокусируясь на глазах, руках, давать общий, средний и крупный план. Также следовало отснять видео с репортажем с пляжа Палолем (пройтись по центральной улице, наснимать также разноплановые кадры), а потом им разбавлять основной рассказ. Запись аудио на внешний рекордер позволила бы без проблем использовать такие вставки.

Кстати, у Вас же фотоаппарат Canon 700D? Недавно рассказал об альтернативной прошивке «Magic Lantern» для Кенон, значительно расширяющей возможности фотоаппарата (например, контроль записи звука, съемка видео в HDR и даже в RAW, контролировать битрейт видеозаписи и многое другое).


Что такое гистограмма и как ее читать. Урок фотографии для новичков
Оксана, очень приятно слышать такие приятные слова! И Вам большое спасибо за то, что нашли время написать отзыв! Вижу, что не зря тратил время на написание этого фотоурока. Я и сам писал, что после того, как разобрался в вопросе о том, как пользоваться гистограммой, фотографии стали получаться лучше.

Отмечу, что если Вы снимаете в формате JPEG, то использование экспокоррекции в плюс или в минус для предотвращения клиппинга в тенях или светах приведет к тому, что кадр будет выглядеть слишком светлым или темным. Чтобы этого не происходило, возможно, вместе с коррекцией экспозиции придется задействовать функцию «Активный D-Lighting», действие которой разбирается в уроке о съемке против окна (см. ссылку в конце урока).

Удачных фотографий с такой отличной камерой, как Nikon D5100!


Хороший фотоаппарат. Какую камеру лучше купить
Рабочее ИСО, близкое к 3200, как у полного кадра, но в малом корпусе и небольшом весе и быстром автофокусе, как у зеркалок. Игнорирование «магического рисунка полного кадра» и «правильный скинтон». Наличие денег, чтобы не обращать внимание на стоимость тушки, объективов и аксессуаров. Какие еще аргументы нужны?


Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту