\n

Хочу разместить здесь еще рассказ про то, как краевед и …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей.

Хочу разместить здесь еще рассказ про то, как краевед и писатель Алексей Кожевников искал автора бюста Ленину в селе Мраморское (источник http://www.proza.ru/2014/03/23/628)

2. Кто автор бюста В. И. Ленина?

Далее наш путь лежал на мраморный карьер.

Этот огромный квадратный котлован с высокими ступенями вместо стен напомнил нам древнеримский амфитеатр.

Его сторож – седой и разговорчивый – вспоминал:
— Сейчас что! Вон сколько механизмов! А бывало ломку-то блоков вели ломами да кувалдами. А потом запрягут десять – пятнадцать лошадей (в нём, в блоке-то, чай, не менее десяти тонн весу) да и наверх тягают. Сколько маяты примут, пока до села доставят! А сейчас что!

Мы сфотографировались с Михаилом Ивановичем и с его неразлучной лайкой Саян, осмотрели сохранившиеся старинные домики, Доску почёта, где помещены фотографии передовиков-разработчиков карьера: тракториста А.Г. Давыдова, машиниста В.Н. Агафонова, экскаваторщика В.А. Шелегина и других.

Шёл третий час пополудни, а нам предстояло ещё узнать самое главное, во имя чего мы и приехали сюда – кто и когда создал установленный в селе памятник В.И. Ленину. Он представлял собой бюст Владимира Ильича метровой величины, высеченный из цельного блока местного мрамора и установленный на пирамиде из мраморных шлифованных блоков пятиметровой высоты.

Мы уже знали, что это был один из первых в стране памятников великому вождю. Ленина никто из сельчан не видел, а потому для изготовления памятника, ваятель использовал газетную фотографию. Он нашел подобную одежду, одел в неё сельчанина, который и стал моделью вождя. На слуху было несколько имён ваятеля и дат открытия памятника В.И. Ленину. Однако нужно было удалить сомнения и установить достоверности.

На кладбище мы долго любовались памятниками и плитами, возраст некоторых из них перевалил уже за сто лет. Возложили цветы на мраморную глыбу, установленную за околицей села, на месте расстрела белогвардейцами 27 июля 1918 года трёх защитников советской власти в селе: А.А. Шунайлова (50 лет от роду), С.Г. Петрова (26 лет) и Пустобаева (41 год).

Потом начались переходы от двора ко двору.
— Кто и когда делал наш бюст Ленина? Не помню, — говорили некоторые, виновато опуская седую голову.

Уроженец села, пенсионер Иван Николаевич Костоусов, всю жизнь имевший дело с мрамором, утвердительно воскликнул:
— Как не помнить! Сделать его могли только Алексей Иванович Комаров, Петровских Александр Александрович, а руководил работами Кондратий Иванович Ларищев.

Называли имя девяностолетнего А.В. Кляузова, но он сказал, что не участвовал в этой почётной работе.
— Знаете, кто точно ответит на ваш вопрос? – подсказал М.И. Петровских, сначала назвав, тоже предположительно, скульпторов бюста: преподавателей существовавшей в 1926-1930 годы в Мраморском школы ФЗУ – Проскурова, Титова и Никитина.
— Через пять домов от нашего живет Мария Семёновна Панова, — продолжил он. — Её покойный муж, наверняка, принимал в этом участие. Он тогда тоже в ФЗУ работал…

Внутреннее убранство избы Пановых во многом сохранило старинный облик: бревенчатые стены, низкий потолок.

У окна сидели две старушки. Одна из них пряла пряжу.
— Я тоже не помню имён, но уверена, что мой Семён Сергеевич здесь не участвовал, — сказала Мария Семёновна. – А вот позже он сделал портреты Ленина и Бажова. И за памятник Владимиру Ильичу даже был награждён. Да вы посмотрите сами – вон на стенке Грамота висит.

С волнением мы прочитали: выставочный комитет Свердловской областной выставки художественных работ из камня сообщал о награждении её участника Панова Семёна Сергеевича за представленные работы дипломом второй степени. Обрадовала и разочаровала нас дата: 23 сентября 1938 года.

Значит, и позже 1929 года мраморские мастера возвращались к образу вождя!
Из мраморчан в выставке участвовал один С.С. Панов. А сделанный им бюст В.И. Ленина хранится теперь в Свердловской картинной галерее.

Мы уже были в машине, когда из ворот Пановых вышла подруга Марии Семёновны.
— Мы нашли ещё один документ!

Она протянула нам выписку из постановления жюри первой областной художественной выставки от 13 августа 1938 года: «За предъявленные работы – бюст из мрамора «Ленин» — Панову С.С. присудить третью премию в сумме 500 рублей».

Это была вторая награда за участие в выставке.

Село мы покидали с гордостью за своих земляков, полные новых впечатлений. Однако выяснить имена авторов бюста вождя, установленного в центре села, нам так и не удалось.

Вернувшись домой, я просмотрел в домашней библиотеке всю краеведческую литературу, пытаясь найти ответ на этот вопрос.

В книге «Маршруты выходного дня» Е. Масленникова и Р.Рубель, вышедшей в Средне-Уральском издательстве 1969 года, так сказано о Мраморском: «Всё здесь связано с мрамором: о нём напоминают и старинные солнечные часы из мраморных кубов, сохранившиеся с 1773 года, и памятник В.И. Ленину, сделанный учащимися-камнерезами в 1927 году…».

Новая дата, новые авторы… Точны ли они? Может, и правда бюст вождя – творение мальчишеских рук?

Много лет спустя Л.В. Соколов вспоминал:

— Нам долго не удавалось установить имя скульптора. Потребовалась большая переписка с очевидцами, ныне не проживающими в Мраморском. Имя этого замечательного человека, скульптора-умельца — Куров Владимир Иванович. Когда в селе Мраморском существовала школа ФЗУ по подготовке камнерезов, то В.И. Куров в этой школе работал мастером обучения. Нам приходится только восхищаться — сколь велика была ответственность мастера, взявшего на себя смелость воссоздать образ великого Ленина. Мраморский памятник Владимиру Ильичу – один из удачных в нашей стране. Открытие его состоялось 1 Мая 1933 года. Вскоре В.И. Куров уехал из Мраморского. Дальнейшая судьба его нам неизвестна.

А ещё годы спустя, в городском архиве были обнаружены документы, из которых следовало, что самодеятельным скульптором был действительно Владимир Иванович Куров, а открытие памятника состоялось 30 мая 1929 года.

Июль 1976 г., март 2014 г.

Сергей также прокомментировал записи

Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
Здравствуйте, Галина! Спасибо Вам за добрые слова. У села Мраморское богатая история. Тоже присоединяюсь к Вашим словам: пусть в будущем жизнь в нем станет лучше, пусть остаются молодые люди, создают семьи и строят дома. Хотелось бы, чтобы была работа, было интересно жить.

Все мраморчанам — удачи!


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
Михаил, и Вас благодарю за отзыв! За последний год я дважды бывал в Ярославле, на машине из Москвы. Конечно, мимо Ростова Великого проезжали. Жаль, что в командировке был — не имел возможность фотоаппарат с собой брать. Город чудесный у Вас! Эх, представляю, как можно бы летом, на рассвете, когда вода тихая-тихая… Кремль у Вас какой красивый, русский…


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
P.S. Надеюсь, Лола, Вы не пропустили предыдущую статью с извещением об открытии фотоконкурса и примите в нем участие, рассказав про какое-нибудь интересное место в провинции Аликанте? 😉

В качестве поощрительного приза постараюсь сделать анализ, хотя бы одной, фотографии каждого участника: что хорошо, что можно улучшить.


Последние комментарии читателя блога Сергей

Задания по фотографии для самообучения начинающих фотографов
Добрый вечер, Геннадий! Рад видеть тебя снова на страницах блога — значит, делаю вывод, что не всегда есть что комментировать, но читаешь периодически. Приятно это осозновать. Спасибо и за это, и за твою поддержку.

Все мои статьи в блоге, в том числе эта с переченем упражнений для самостоятельного обучения фотографии, бесплатные. То есть это — подарки. В отличие от физических, виртуальные подарки можно принимать, можно отказаться. Так что я на Семёна зла не держу: не понравилось моё предложение — что же, всем невозможно угодить. Может быть где-то есть более эффективный способ повысить свои навыки фотографирования и он когда-нибудь поделится ими со мною и с другими гостями сайта.

Еще раз спасибо за поддержку и пожелания. Постараюсь не разочаровывать.


Задания по фотографии для самообучения начинающих фотографов
По поводу того, что делать упражнения по фотографии нет смысла, мне вспомнился один комментарий от Павла Черталёва к моему отчету о поездке в природный парк Оленьи ручьи, написанный три с половиной года назад. Павел показал снимки, снятые в отпуске в Финляндии, и мы разбирали тогда их недостатки.

Прошло время, таких ошибок он теперь не допускает, почти. Всё это — считаю, результат тренировок. Другое дело, что мы, фотолюбители, редко практикуемся целенаправленно: вышел из дому с заданием фотографировать «абстрактные фигуры, путем выделенения объектов телеобъективом» и снимаешь 100 фотографий. Чаще мы просто на прогулке снимаем то и это… Но, если есть конкретная задача «абстракции», ты сконцентрирован только на них, вдохновения приходит больше и результат лучше.


Задания по фотографии для самообучения начинающих фотографов
Спасибо, Михаил, за обратную связь. Согласен, что не всем подойдут именно эти упражнения. Но тренироваться начинающим все-таки придется. Начинающему фотографу, снимающему фото на документы, нужно экспериментировать с расстановкой света и мощностью источников, например.

И, надеюсь, за советы не побьют: кому эти практические занятия без надобности, тот прочитает и дальше своими делами займется.

Анализ фотографий, считаю, очень действенный способ научиться фотографировать. Важно не просто, разглядывая картинки, говорить себе «нравится» или «не нравится», а спрашивать «почему». Ну, в начале статьи есть ссылка на 13 вопросов для самоанализа, и они включают еще вопросы «как снять лучше».

Из своего опыта скажу, что анализировать свои снимки гораздо труднее, чем чужие, так как свои кажутся, поначалу, безупречными. Не зря, наверное, авторы Библии вложили в уста Христа его незабвенное: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь… Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». 🙂


Задания по фотографии для самообучения начинающих фотографов
Здравствуй, Паша. Благодарю еще раз за то, что согласился дать свои фотографии для этого урока. Согласен, что снимки несколько диссонируют с содержанием. Было бы лучше, если бы к каждому упражнению я приложил пример его выполнения. Но, во-первых, пришлось бы ждать 52 недели, пока я отсниму иллюстрации. Во-вторых, это было бы похоже, как в учебнике даётся задача и сразу же – ответ.

Твои фотографии – пример выполнения задания: снять сюжеты, где присутствуют параллели или ритм. Вот ты пошел и отснял 37 снимков на заданную тему. И по всем практическим упражнениям нужно сделать также: отснять минимум 100 кадров по каждому. Если использовать «рамку кадрирования» (о ней есть отдельный фотоурок, ссылка внизу статьи), можно и тысячу сюжетов сделать.

Думаю, что в том виде, как фотоурок получился, его нужно читать 2 раза: один раз – вникать в суть упражнения, второй – смотреть твои снимки (отдельно от текста).

Также считаю, что упражнения для фотографов, перечисленные в тексте, следует рассматривать, как набросок. Если ты не понимаешь, то или иное задание, придумай аналогичное: не знаешь, как дать почувствовать зрителю цвет на черно-белом снимке, замени на ч/б портрет.

К сожалению, я не смог найти, где у меня ссылка, но где-то встречал девушку-фотографа, которая выполняла на курсах более жёстки задания: сфотографировать чувства (благодарность, радость, сомнение, скуку), не показывая лица людей в кадре. Вот там – мастерство!


Задания по фотографии для самообучения начинающих фотографов
Семён, большое спасибо, что нашли время написать свой отзыв об этом фотоуроке.

Конечно, меня назвать специалистом в области критики, но мне кажется, что Ваша реплика слабоватая. Вот что имею ввиду. Бывает два типа критики: деструктивная и конструктивная. Если Вы хотели своим замечанием оскорбить, то не достигли этого. Мы блогеры – люди толстокожие, чтобы нас пронять, нужно действовать профессионально. Могу посоветовать Вам прямо сейчас найти и заказать книгу «Искусство словесной атаки», которую написал Карстен Бредемайер. Он приводит много приёмов, как отправить соперника вербально в нокдаун. Единственная проблема – он тоже говорит, что для развития мастерства нужно выполнять практические упражнения…

Если же Вы хотели сообщить о недостатках урока, то советую в Интернете поискать, как правильно критиковать. Если действовать неправильно, то Вы не добьетсесь своей цели. Один из вариантов следующий:
1. Похвала.
2. Представление своего опыта, факты «против».
3. Предложения, как улучшить результат.

Допустим, у Вас подъезде не моет уборщица долгое время. Вы звоните в ЖЭК и говорите: «Эй, негодяи! Вы что там совсем тупые? У нас подъезд две недели не убирают». Человек Вас выслушает, положит трубку и продолжит заниматься своими делами дальше. А если вы скажете: «Уважаемая, Лиза Петровна, мне нравится, что наш ЖЭК успевает сделать все важные дела: и забор починить, и электрические лампы над подъездами, вовремя лёд дворники отдолбали. Вот только проблема – уборщица забыла помыть подъезд. Согласно правил ЖЭК пункт 3, раздел 2, она должна убираться 2 раза в неделю. Предлагаю следующее: за последние 2 недели производим перерасчет квартплаты в сторону уменьшения, с понедельника начинается уборка по графику.» Не факт, что Вам начнут убирать вовремя, но шансы выше, чем в первом случае.

Если вернуться к нашему уроку с упражнениями для фотографов, Ваша конструктивная критика могла звучать следующим образом. Как пример: «Сергей, впечатляет затраченное время и набор приёмов для тренировки фотолюбителей. Может я и не эксперт в обучении, но, на мой взгляд, практиковаться красиво снимать – бред. Да, мы знаем, что в других областях практические занятия – неотъемлемая часть обучения. Актеры проигрывают короткие сценки. Музыканты сутками играют «до, ре, ми…» Ораторы делают упражнения на развитие речи (например, ставится на стол предмет, задание – в течение 20 минут, не делая паузу, говорить о нем историю). Менеджеры по продажам делают упражнения, как отвечать на возражения клиентов. Врачи тренируются делать операции на манекенах. Шахматисты разбирают этюды. Футболисты смотрят записи с игрой команды-конкурента и составляют план, как противодействовать ей, также сутками тренируются в поле. Парикмахеры стригут пенсионеров бесплатно, чтобы потренироваться.

Но, что касается фотографов, то всё это для них бесполезно. Нет никакого смысла тренироваться, делать практические занятия. Доказательства – диссертация такого-то ученого (ФИО), опубликованная в таком-то научном журнале (ссылка). Он безоговорочно доказывает, что фотографы рождаются профессионалами. Им не нужно практиковаться, они всё умеют от рождения».

Спасибо.


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту