\n

Хочу разместить здесь еще рассказ про то, как краевед и …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей.

Хочу разместить здесь еще рассказ про то, как краевед и писатель Алексей Кожевников искал автора бюста Ленину в селе Мраморское (источник http://www.proza.ru/2014/03/23/628)

2. Кто автор бюста В. И. Ленина?

Далее наш путь лежал на мраморный карьер.

Этот огромный квадратный котлован с высокими ступенями вместо стен напомнил нам древнеримский амфитеатр.

Его сторож – седой и разговорчивый – вспоминал:
— Сейчас что! Вон сколько механизмов! А бывало ломку-то блоков вели ломами да кувалдами. А потом запрягут десять – пятнадцать лошадей (в нём, в блоке-то, чай, не менее десяти тонн весу) да и наверх тягают. Сколько маяты примут, пока до села доставят! А сейчас что!

Мы сфотографировались с Михаилом Ивановичем и с его неразлучной лайкой Саян, осмотрели сохранившиеся старинные домики, Доску почёта, где помещены фотографии передовиков-разработчиков карьера: тракториста А.Г. Давыдова, машиниста В.Н. Агафонова, экскаваторщика В.А. Шелегина и других.

Шёл третий час пополудни, а нам предстояло ещё узнать самое главное, во имя чего мы и приехали сюда – кто и когда создал установленный в селе памятник В.И. Ленину. Он представлял собой бюст Владимира Ильича метровой величины, высеченный из цельного блока местного мрамора и установленный на пирамиде из мраморных шлифованных блоков пятиметровой высоты.

Мы уже знали, что это был один из первых в стране памятников великому вождю. Ленина никто из сельчан не видел, а потому для изготовления памятника, ваятель использовал газетную фотографию. Он нашел подобную одежду, одел в неё сельчанина, который и стал моделью вождя. На слуху было несколько имён ваятеля и дат открытия памятника В.И. Ленину. Однако нужно было удалить сомнения и установить достоверности.

На кладбище мы долго любовались памятниками и плитами, возраст некоторых из них перевалил уже за сто лет. Возложили цветы на мраморную глыбу, установленную за околицей села, на месте расстрела белогвардейцами 27 июля 1918 года трёх защитников советской власти в селе: А.А. Шунайлова (50 лет от роду), С.Г. Петрова (26 лет) и Пустобаева (41 год).

Потом начались переходы от двора ко двору.
— Кто и когда делал наш бюст Ленина? Не помню, — говорили некоторые, виновато опуская седую голову.

Уроженец села, пенсионер Иван Николаевич Костоусов, всю жизнь имевший дело с мрамором, утвердительно воскликнул:
— Как не помнить! Сделать его могли только Алексей Иванович Комаров, Петровских Александр Александрович, а руководил работами Кондратий Иванович Ларищев.

Называли имя девяностолетнего А.В. Кляузова, но он сказал, что не участвовал в этой почётной работе.
— Знаете, кто точно ответит на ваш вопрос? – подсказал М.И. Петровских, сначала назвав, тоже предположительно, скульпторов бюста: преподавателей существовавшей в 1926-1930 годы в Мраморском школы ФЗУ – Проскурова, Титова и Никитина.
— Через пять домов от нашего живет Мария Семёновна Панова, — продолжил он. — Её покойный муж, наверняка, принимал в этом участие. Он тогда тоже в ФЗУ работал…

Внутреннее убранство избы Пановых во многом сохранило старинный облик: бревенчатые стены, низкий потолок.

У окна сидели две старушки. Одна из них пряла пряжу.
— Я тоже не помню имён, но уверена, что мой Семён Сергеевич здесь не участвовал, — сказала Мария Семёновна. – А вот позже он сделал портреты Ленина и Бажова. И за памятник Владимиру Ильичу даже был награждён. Да вы посмотрите сами – вон на стенке Грамота висит.

С волнением мы прочитали: выставочный комитет Свердловской областной выставки художественных работ из камня сообщал о награждении её участника Панова Семёна Сергеевича за представленные работы дипломом второй степени. Обрадовала и разочаровала нас дата: 23 сентября 1938 года.

Значит, и позже 1929 года мраморские мастера возвращались к образу вождя!
Из мраморчан в выставке участвовал один С.С. Панов. А сделанный им бюст В.И. Ленина хранится теперь в Свердловской картинной галерее.

Мы уже были в машине, когда из ворот Пановых вышла подруга Марии Семёновны.
— Мы нашли ещё один документ!

Она протянула нам выписку из постановления жюри первой областной художественной выставки от 13 августа 1938 года: «За предъявленные работы – бюст из мрамора «Ленин» — Панову С.С. присудить третью премию в сумме 500 рублей».

Это была вторая награда за участие в выставке.

Село мы покидали с гордостью за своих земляков, полные новых впечатлений. Однако выяснить имена авторов бюста вождя, установленного в центре села, нам так и не удалось.

Вернувшись домой, я просмотрел в домашней библиотеке всю краеведческую литературу, пытаясь найти ответ на этот вопрос.

В книге «Маршруты выходного дня» Е. Масленникова и Р.Рубель, вышедшей в Средне-Уральском издательстве 1969 года, так сказано о Мраморском: «Всё здесь связано с мрамором: о нём напоминают и старинные солнечные часы из мраморных кубов, сохранившиеся с 1773 года, и памятник В.И. Ленину, сделанный учащимися-камнерезами в 1927 году…».

Новая дата, новые авторы… Точны ли они? Может, и правда бюст вождя – творение мальчишеских рук?

Много лет спустя Л.В. Соколов вспоминал:

— Нам долго не удавалось установить имя скульптора. Потребовалась большая переписка с очевидцами, ныне не проживающими в Мраморском. Имя этого замечательного человека, скульптора-умельца — Куров Владимир Иванович. Когда в селе Мраморском существовала школа ФЗУ по подготовке камнерезов, то В.И. Куров в этой школе работал мастером обучения. Нам приходится только восхищаться — сколь велика была ответственность мастера, взявшего на себя смелость воссоздать образ великого Ленина. Мраморский памятник Владимиру Ильичу – один из удачных в нашей стране. Открытие его состоялось 1 Мая 1933 года. Вскоре В.И. Куров уехал из Мраморского. Дальнейшая судьба его нам неизвестна.

А ещё годы спустя, в городском архиве были обнаружены документы, из которых следовало, что самодеятельным скульптором был действительно Владимир Иванович Куров, а открытие памятника состоялось 30 мая 1929 года.

Июль 1976 г., март 2014 г.

Сергей также прокомментировал записи

Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
Михаил, и Вас благодарю за отзыв! За последний год я дважды бывал в Ярославле, на машине из Москвы. Конечно, мимо Ростова Великого проезжали. Жаль, что в командировке был — не имел возможность фотоаппарат с собой брать. Город чудесный у Вас! Эх, представляю, как можно бы летом, на рассвете, когда вода тихая-тихая… Кремль у Вас какой красивый, русский…


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
P.S. Надеюсь, Лола, Вы не пропустили предыдущую статью с извещением об открытии фотоконкурса и примите в нем участие, рассказав про какое-нибудь интересное место в провинции Аликанте? 😉

В качестве поощрительного приза постараюсь сделать анализ, хотя бы одной, фотографии каждого участника: что хорошо, что можно улучшить.


Поход выходного дня в мраморный карьер в селе Мраморское
🙂 Заманчивое предложение, Лола! Буду иметь ввиду! Но в прошлом году я сделал большую ошибку: съездил в отпуск в Индию… и теперь она забрала все мои помыслы. 🙂 Если удастся в отпуск выбраться, то туда поедем. Не отпускает священный город Варанаси.

Спасибо и Вам за приглашение, за интерес к моим статьям. Буду стараться не разочаровывать.


Последние комментарии читателя блога Сергей

Мой друг снимал на полный кадр Nikon D800, а сейчас перешел на кроп Fujifilm X-T2. Что из этого получилось?

Сравнение Sony A6500 и Fujifilm X-T2 с точки зрения профессионального использования

На прошлой неделе опубликовал отзыв об использовании Fuji X-T10 в походе выходного дня. Хочу экстраполировать свои наблюдения на сравнение Sony A6500 vs Fujifilm X-T2 для использования в профессиональных целях. Здесь имеется ввиду под словом «профессиональный» получение оплачиваемых заказов, а не съемка шедевров (поскольку качественные фотки опытный и талантливый фотограф может снять и на Fujifilm X-M1 и на Sony A3500).

Так вот, предположим фотограф каждый день фотографирует свадьбы, Love Story, крестины и венчания, дни рождения и утренники в детском саду. Считаю, что в сравнении Х-Т2 и А6500 предпочтительнее будет Фуджик.

Во-первых, наличие светосильных зумов под КРОП в модельном ряду Фуджифильм Х – система получается более легкой и компактной, чем Sony с полнокадровыми объективами.

Во-вторых, более крупные размеры – удобнее держать камеру. В тесте Fujifilm X-T10 я отмечал, что со светосильным зумом Fujifilm XF 16-55mm f/2.8 R LM WR X у меня через какое-то время начало ладонь «скручивать». На обе беззеркалки можно поставить батарейную ручку, которая улучшит эргономику на практике, но внешне форма более крупной Х-Т2, на мой взгляд, более удобна, если камеру таскать нужно днями.

В-третьих, медленные карты памяти у Sony A6500: слот только для Memory Stick Duo/SD-карт. В отличие от неё, у Fujifilm X-T2 можно использовать несравнимо более скоростные UHS-II, т.е. серийная съемка будет шустрее, запись видео в формате 4K тоже проще.

В-четвертых, смертельный недостаток Sony A6500 – только один слот под карты памяти. Представьте, вы получили заказ на съемку свадьбы на Сейшелах, Заказчик оплатил перелет, проживание в гостинице… Отсняли Love Story, свадебное торжество… а карточка заглючила и фотографии пропали. Да вас утопят в море прямо там же! Считаю, что наличие слота на 2 карточки – огромный, жизненно важный плюс Fujfilm X-T2, если сравнивать две эти беззеркалки для профессионального применения.

В-пятых, настройка ISO в Х-Т2 производится диском на корпусе, в A6500 – через меню. Значит, фотограф, снимающий на Фуджик меньше упустит интересных кадров, так как настройка параметров съемки происходит быстрее.

В-шестых, управление выбором точек автофокуса на Фуджи Х-Т2 выполняется специальным джойстиком. Просто удобнее.

В-седьмых, у Соньки экран только откидной, у Фуджика – поворачивается и в другой плоскости. Если вы используете камеру для съемки видеообзоров и сами находитесь в кадре (селфи-видео), то на Х-Т2 вы можете смотреть, попали ли в фокус, на А6500 такой возможности не будет.

В общем, если для тревел-фотографии, для личного использования Sony A6500 может рассматриваться, как некий конкурент Fujifilm X-T2, то для заработка, как мне кажется, она имеет гораздо меньше сильных сторон…


Беззеркалка Fujifilm X-T10 — прародительница Fujifilm X-T20. Примеры фото из двухдневного путешествия на Южный Урал
Свое фото «Звёздное небо» на Fujifilm X-T10 я снял одним кадром, подсвечивая передний план фонариком. Сейчас в обсуждениях более опытных фотографов встретил ситуацию, когда сняты 2 кадра: 1-й низ в сумерках, 2-й — звездное небо ночью, когда полный млечный путь виден. Далее два слоя сведены в один в Фотошопе.

Если бы автор снимка не рассказал о таком подходе, я бы не заметил совсем. Нужно запомнить на будущее…


Мечтал купить Nikon D750, а стал владельцем Nikon D610. Почему?
Нашел разгадку: в новостях от 2012 года сообщается, что холдинг «Оптические системы и технологии» (сейчас это «Швабе») в ближайшие 5 лет планирует выйти на IPO. Соответственно, новости о том, что Красногорский завод им. С. А. Зверева будет выпускать полнокадровые беззеркальные фотоаппараты должна поднять стоимость акций.

Такие же всплески «информационных волн» можно очень часто и по другим крупным заводам видеть: нужно поднять на 0,5% цену за акцию, сообщают, что такое-то предприятие рассматривает возможность строительства нового цеха по выпуску чего-то там. На биржах сейчас, в основном, торгуют роботы. Они отслеживают новости и на их основе делают ставки на портфель акций. Соответственно, положительная новость о том, что КМЗ выпустит «Зенит», определенно повлияет на результаты IPO.


Мечтал купить Nikon D750, а стал владельцем Nikon D610. Почему?
Красногорский завод им. С. А. Зверева входит в состав холдинга «Швабе», который, вроде как, находится под санкциями (или часть его предприятий, но КМЗ, как я понял, пока свободен).

На сайте завода в перечне выпускаемой фотографической продукции: объективы Гелиос 40-2 и Зенитар 2,8/16, Зенитар 1,4/85 и Зенитар 1,2/50S. Конечно, я не могу советовать профессиональным маркетологам, но если бы я планировал захватить рынок полнокадровых беззеркальных фотоаппаратов, я бы начал с того, что выпустил автофокусные версии их знаменитых фиксов для фуллфрейма Sony Alpha ILCE-7RM2 и других камер…

Корейский «Samyang», например, пошел по этому пути: у них уже есть автофокусные модели для беззеркалок Sony (как, кстати, и оптика для матриц с высоким разрешением). Вчера читал интервью с кем-то из боссов Фуджифильм — говорит, что в ближайшие годы компания сконцентрируется на выпуске новых моделей кинообъективов Fujifilm.

Если учесть, что у Красногорского механического завода наработан имидж производителя высококачественной оптики, занять заметную нишу на рынке оптики для беззеркальных и зеркальных фотоаппаратов, очевидно, им было бы проще. А если посмотреть цены (например, Fujinon 14.5-45mm T2.0 Premier PL Zoom Lens стоит 90’000 долларов), то это направление еще и более маржинальное…


Мечтал купить Nikon D750, а стал владельцем Nikon D610. Почему?
Что же, Михаил, поживем — увидим. В любом случае, чем шире на рынке представлена линейка цифровых фотоаппаратов, тем лучше нам, потребителям, поскольку конкурентом, как бы свысока они не смотрели на новичков, придется более внимательно относиться к своей ценовой политике.


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту