\n

Спокойный вечер в городе Монтрё (Montreux) – столице Швейцарской Ривьеры

Отчет о командировке в Швейцарию мы начали с того, какие настройки потребуется использовать при фотографировании на Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8 в клубах, барах, на концертах, в церкви или в музее. Собственно говоря, вся параметры съемки актуальны и для других зеркалок данного класса: Nikon D5200 или Nikon D5300, например. Только следует учесть, что матрица данных камер содержит больше пикселей, поэтому, возможно, формула для расчета самой длинной выдержки, на которой можно снять резкий кадр с рук, в знаменателе должна иметь двойное фокусное расстояние. Далее мы с вами погуляли немножко по набережной Женевы и отправились в Швейцарскую Ривьеру.


Так называют участок с курортами вдоль Женевского озера. Водоём хорошо защищен от северных ветров горами, поэтому здесь сложился климат, аналогичный тому, что в нашем Сочи. Весь берег усажен пальмами и цветами.

Мы приехали ночевать в столицу Ривьеры – город Монтрё (Montreux). Он расположен в северной части озера. Со стародавних времен здесь селились рыбаки и виноделы. Сейчас все террасы в долинах вокруг покрыты виноградниками Лаво  (Vignoble en Terrasses de Lavaux), занесенными в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Фото 1. Пейзажи на подъезде к городу Монтрё (Montreux) в Швейцарии. Снято на камеру Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8 через ветровое стекло автомобиля.

Фото 1. Пейзажи на подъезде к городу Монтрё (Montreux) в Швейцарии. Снято на камеру Nikon D5100 с объективом Nikon 17-55mm f/2.8 через ветровое стекло автомобиля.

Когда мы обсуждали настройки фотоаппарата при съемке в баре, я отмечал, что в тот вечер для моей камеры Nikon D5100 случился, практически, первый раз, когда потребовалось фотографировать в экстремальных условиях: сцена с артистами была слабо освещена. Данный швейцарский пейзаж – тоже пример нестандартных съемок. Он снят через ветровое стекло автомобиля, движущегося с большой скоростью. Вот еще один кадр, снятый подобным образом.

Фотография 2. Швейцарские Альпы из окна арендованного автомобиля. По дороге в город Монтрё.

Фотография 2. Швейцарские Альпы из окна арендованного автомобиля. По дороге в город Монтрё.

Мне кажется, что на данном фото не хватает пространства снизу. Его пришлось обрезать, так как мешает створка двери машины.

Нас заселили в восхитительный четрехзвездочный отель прямо на берегу женевского озера. Выходите на террасу с рестораном на третьем этаже, и у вас захватывает дух от красоты вокруг!

Фотография 3. Поездка в Швейцарию. Вид на Женевское озеро с террасы нашего отеля в Монтрё.

Фотография 3. Поездка в Швейцарию. Вид на Женевское озеро с террасы нашего отеля в Монтрё.

В прошлом году я опубликовал отчет о съемке одного и того же пейзажа разными объективами: широкоугольным Samyang 14mm f/2.8 и телевиком Nikon 70-300mm f/4.5-5.6. Там стало наглядно видно, что телеобъектив гораздо лучше передает всю громаду гор. Позже, я неоднократно пользовался этой информацией, что позволило хорошо сфотографировать скалу у озера Тальков камень в Природном парке «Бажовские места» или пейзаж с вершины горы Сигирия на Шри-Ланке.

Сегодня есть шанс, в очередной раз, подтвердить данное утверждение на примере камеры Nikon D5100 body и репортажного зума Nikon 17-5mm f/2.8. Сначала посмотрим, как выглядит горная гряда при съемке ее на широком угле.

Фото 4. Путешествие в Швейцарию. Отдых в Монтрё. Горный пейзаж, снятый на широком угле.

Фото 4. Путешествие в Швейцарию. Отдых в Монтрё. Горный пейзаж, снятый на широком угле.

Здесь использовалось фокусное расстояние ФР=23 мм. А на следующем фото объектив был выкручен на длинный конец (узкий угол съемки) ФР=44 мм.

Фотография 5. Отчет о поездке в Швейцарию. Курорт Монтрё (Montreux). Те же горы, но снятые на более длинном фокусном расстоянии.

Фотография 5. Отчет о поездке в Швейцарию. Курорт Монтрё (Montreux). Те же горы, но снятые на более длинном фокусном расстоянии.

Теперь я знаю ответ на вопрос «Какой объектив взять для съемок в горах». Нужно брать и ширик, чтобы в кадр входило больше деталей, и телевик – чтобы можно было показать грандиозность горного пейзажа.

Как всегда и везде, местные жители живо интересовались, чем это здесь в Швейцарии занимается начинающий фотолюбитель и путешественник.

Фото 6. Отчет о поездке в Швейцарию. Один вечер в городе Монтрё. Здесь диафрагма f/9 и точка фокусировки близко к объективу. Чтобы фон был тоже резким, нужно было "поджать" диафрагму сильнее (может до f/16 и менее). Камера Nikon D5100, объектив Nikon 17-55mm f/2.8G.

Фото 6. Отчет о поездке в Швейцарию. Один вечер в городе Монтрё. Здесь диафрагма f/9 и точка фокусировки близко к объективу. Чтобы фон был тоже резким, нужно было «поджать» диафрагму сильнее (может до f/16 и менее). Камера Nikon D5100, объектив Nikon 17-55mm f/2.8G.

Драматическая история и советы, как привезти из отпуска красивые фотографии на фоне достопримечательности

Хочу немного остановиться на такой простой вещи, как правильное кадрирование и выравнивание горизонта, позволяющие значительно улучшить впечатление от фотографий. В статье про настройки Canon и Nikon мы уже видели пример неправильного кадрирования снимка (фотография всадника на лошади). Очень часто, когда вы путешествуете по разным странам в отпуске, вы хотите сфотографироваться на фоне какой-нибудь достопримечательности и просите других туристов помочь вам. Обычно мы обращаемся к человеку с большой зеркалкой и здоровенным телеобъективом, который с немного снисходительным видом берется вас снять. Опыт показывает, что, в 9 случаях из 10-ти, результат будет, как на фото ниже:

Фотография 7. Отзыв о путешествии в Швейцарию. В отеле в городе Монтрё. На кривой горизонт и отрезанные руки у профессиональных фотографов аллергия

Фотография 7. Отзыв о путешествии в Швейцарию. В отеле в городе Монтрё. На кривой горизонт и отрезанные руки у профессиональных фотографов аллергия

Если завтра вечером вы будете идти по парку и увидите профессионального фотографа с большим штативом, снимающего пейзаж или фотосессию, и решите подойти и показать ему свои работы, чтобы получить совет профи, то упаси вас бог предъявить ему такую фотку!

Знаете как поступит любой профессионал? Он медленно снимет фотоаппарат со штатива, упакует его в фоторюкзак, сложит три ноги трипода вместе, чтобы придать дополнительную жесткость конструкции и… Как шандарахнет вас со всего размаху триподом по спине!.. А того и гляди – по вашей любительской зеркалке Canon EOS 650D или Nikon D5200 KIT 18-105. Он сорвется на истерику и будет кричать вам в лицо:

 — Это тебе раз! За заваленный горизонт… Пока не выучил правила композиции – не нарушай их. Это —  два! За то, что обрезал фотомодели пальцы на левой руке… Три – потому что не сказал модели поставить правую руку по-другому, чтобы она не выглядела инвалидом без кисти. Четвертый удар – заработал, поскольку не выбрал такой ракурс, чтобы правое ухо было чуть-чуть видно. Вот тебе и пятый раз – чтобы в следующий раз скомпоновал кадр так, чтобы глаза были в одной из точек пересечения «золотого сечения»!

В ответ вы закричите:

— Хватит, дяденька?!! Я буду учить уроки фотографии и снимать только красивые фотки!

Тут он остановится, переведет дух и скажет:

—  Скажи спасибо, что еще не шандарахнул штативом в шестой раз за то, что не посоветовал фотомодели выпрямить голову вертикально. А если бы из уха торчала ветка или линия горизонта «отрезала голову по шее», я бы тебя вообще камнями закидал!.. Ладно, сынок, прочитаешь фотоурок «25 правил композиции» и будешь из отпуска привозить отличные фотки, снятые на свой Nikon D5200. Вот тебе и от меня бесплатный совет: если бы ты снимал не в спешке и не на экскурсии, данное фото могло бы получиться лучше, если бы ассистент слева держал белый отражатель, подсвечивая затененный участок на лице фотографируемого. За такой портрет я бы тебя даже в ученики взял. Нужно стараться сразу фотографировать  красиво, а не надеяться на постобработку… Смотри, мы вынуждены ровнять линию горизонта.

Фото 8. Курорт Montreux в Швейцарии. Снимать нужно стараться сразу правильно. Здесь мы выровняли линию горизонта, но обрезали левую руку

Фото 8. Курорт Montreux в Швейцарии. Снимать нужно стараться сразу правильно. Здесь мы выровняли линию горизонта, но обрезали левую руку

В результате левая рука вообще попала под ампутацию. Такой портрет никуда не годится. Придется обрезать конечности выше локтевого сгиба.

Фотография 9. Отзыв о поездке в Швейцарию, курорт Монтрё. Обрезка рук выше локтевого сгиба и попытка кадрировать снимок так, чтобы глаза были ближе к точке "золотого сечения" немного улучшили фотографию... Только вот я хотел, чтобы было понятно, что я стою на террасе. А пришлось все обрезать...

Фотография 9. Отзыв о поездке в Швейцарию, курорт Монтрё. Обрезка рук выше локтевого сгиба и попытка кадрировать снимок так, чтобы глаза были ближе к точке «золотого сечения» немного улучшили фотографию… Только вот я хотел, чтобы было понятно, что я стою на террасе. А пришлось все обрезать…

Во! Не шедевр, конечно, но получше.

— Да, кажется, и первое фото ничего было, — говорите вы.

— Щас как дам больно!..

Наверное, вы не знали, что фотографическое ремесло столь опасно? Дорогие начинающие фотолюбители, согласитесь, что вам повезло, что вы не стали показывать подобное фото профессионалам, а посоветовались со мною, коллегой по увлечению! Отблагодарить меня за то, что спас вашу спину от синяков, можно нажав кнопку Google+ или поделиться в социальных сетях данным отчетом (см. кнопки внизу страницы).

Но и я – не бог фотографии. На снимке ниже – обрезал берег. Т.е., как минимум, один удар штативом я тоже заработал.

Фотография 10. Альпы в швейцарском курорте Монтрё. Слишком плотно обрезанный берег - повод для удара штативом по спине... :)

Фотография 10. Альпы в швейцарском курорте Монтрё. Слишком плотно обрезанный берег — повод для удара штативом по спине… 🙂

Кстати, на сайте в разделе «Фотодело» вы можете прочитать статью «Зачем нужен хороший штатив для начинающих и для профессионалов». В ней я рассказываю новичкам о случаях, когда снять качественное фото без треноги невозможно. Но что же делать, если вы находитесь в путешествии,  трипод с собой не брали, а освещение недостаточно для съемки с рук? В таком случае можно, как сделал ваш покорный слуга, положить камеру на что-нибудь твердое. Мне пришлось положить фотоаппарат на бетонный парапет набережной, чтобы снять вот этот ночной пейзаж Женевского озера (выдержка 10 секунд, диафрагма f/8, ISO 100, ФР=17 мм).

Фото 11. Поездка по Швейцарии. Вид с набережной в городе Монтрё (Montreux). Съемка велась на фотоаппарат Nikon D5100 и универсальный зум Nikon 17-55mm f/2.8G.

Фото 11. Поездка по Швейцарии. Вид с набережной в городе Монтрё (Montreux). Съемка велась на фотоаппарат Nikon D5100 и универсальный зум Nikon 17-55mm f/2.8G.

Фотография 12. Отдых в Швейцарии. Вечерний Монтрё (Montreux). Ночной пейзаж, снятый на зеркалку Никон Д5100 и объектив Никон 17-55/2,8.

Фотография 12. Отдых в Швейцарии. Вечерний Монтрё (Montreux). Ночной пейзаж, снятый на зеркалку Никон Д5100 и объектив Никон 17-55/2,8.

Здесь небо светлее, поэтому время экспозиции- 2,5 секунды при тех же настройках камеры.

Первое фото смотрелось бы лучше, если бы камни на переднем плане простирались бы по всей ширине кадра. Будь у меня штатив, я бы снял, возможно, панораму из двух или трёх горизонтальных кадров, чтобы вошел и передний, и средний и задний план.

На рассвете свет был уже не тот, что накануне на закате. Лишнее подтверждение тому, что красивую фотографию можно снять только при хорошем, качественном освещении.

Фото 14. Поездка в Швейцарию. Вид из окна моего номера в Монтрё на следующее утро

Фото 14. Поездка в Швейцарию. Вид из окна моего номера в Монтрё на следующее утро

Фотография 15. Альпы в Швейцарии. Возвращение из сказки

Фотография 15. Альпы в Швейцарии. Возвращение из сказки

Думаю, что вас могут заинтересовать другие мои статьи на подобную тематику:

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




комментариев 20

  1. Олег:

    Это просто феерично :):) Во-первых, очень живописно. Во-вторых, каждая КРУПИЦА опыта подробно изложена. Ну и я догадывался, в общем-то, что родина Жванецкого, на самом деле — Могилёв 🙂 Дочь быстро списала себе этот фотоурок на iPad — сидит изучает :):) Спасибо!

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Олег, спасибо! Всегда так эмоционально расписываешь свои чувства! Тебе пора самому начинать блог вести. 🙂

      View Comment
  2. Апис Красноярский:

    Фотки классные, в большинстве своём, и поучительная информация тоже 😉 Вот только хотелось бы оригиналы в бОльшем разрешении ещё проглядывать, ты же знаешь, что я — эстет, и дома и на работе довольно приличные моники приобрёл специально чтоб с фотками работать.
    Кстати, на фотке, где ты себя обезручил, правая рука всё равно с культёй осталось, так что как ни бейся, приличного фото из этого кадра уже не сделаешь, разве что родственникам-лохам показать 🙂

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Спасибо, Олег! 🙂 По поводу разрешения фоток — тут дилемма: поисковые системы накладывают ограничения на объем статьи мегабайтах. Яндекс, например, рекомендует — не более 10 Мб. Если обратишь внимание, я и так использую размер больше, чем на многих сайтах. Если буду выкладывать фото в большем размере (сейчас 1024px по длинной стороне, а выложу, например, 1280px), то страницы станут медленнее грузиться, Гугл и Яша понизят сайт в рейтинге и тогда многие читатели не найдут его… 🙂

      А поскольку многие фотографии выкладываю только в блог, то я сразу их экспортирую из Лайтрум в размере 1024px. Т.е., у меня даже нет оригиналов в JPEG в бОльшем размере…

      По поводу того, что картинка, всё равно, не стала идеальной. Так именно это я и хотел сказать новичкам: «Снимайте сразу правильно. Ну, а если не получилось — хоть немного облагородьте фото».

      Зайди в «Одноклассники» и посмотри фотографии из отпуска у людей. Часто хочется сделать то, что совершил профессионал в моей статье… 😉

      View Comment
      • Апис Красноярский:

        Ны мы же не в Одноклассники выкладываем 😉

        View Comment
        • Сергей Лахардов:

          Ты же давно меня уже, Олег, знаешь… Тяжело болен перфекционизмом… 🙂

          View Comment
          • Виктор:

            Сергей, мы уже как-то встречались на Вашей страничке (если помните, мой «опус» по определению «профессиональной» камеры) 🙂 Мне нравятся Ваши публикации. Простите, но не удержался и «побезобразничал» с одной из Ваших фотографий из рассказа о прогулке по городу Монтрё в Швейцарии. Что скажете? Не согласны?

            View Comment
          • Сергей Лахардов:

            Здравствуйте, Виктор! Приятно, что заглядываете в гости! 🙂 Соглашусь с Вашей версией формирования кадра… Есть у меня такая проблема: часто выношу на передний план какие-то огромные предметы, о которые упирается взгляд зрителя. Лишние они… Спасибо за совет! Несколько раз ткнут носом, надеюсь, усвою урок композиции… 🙂

            View Comment
  3. shmakov.misha2012:

    Воспитывать вкус штативом? — Дорогое удовольствие!

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Не понял, что ты имел ввиду, Миша… Без штатива — никак не обойтись! Сам же знаешь…

      View Comment
    • Сергей Лахардов:

      А! Ты имел ввиду удары штативом по спине от профессионального фотографа? Так ведь даже уравновешенный человек не выдержит такого издевательства над композицией в кадре! 🙂

      View Comment
  4. shmakov.misha2012:

    Конечно — штука дорогая, мой еще и погнется, «люминий».

    View Comment
  5. БОРИС:

    Сергей, за что Вы так невзлюбили Никон Д5200?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Борис, наверное, каждый кулик хвалит своё болото! 🙂 Ну, а если серьезно, то упоминание зеркалки Nikon D5200 в данной статье производится лишь для того, что начинающие любители, независимо от модели фотоаппарата: хоть Canon EOS 700D, хоть — Никон Д3300, могут совершать типовые ошибки… А не только такие новички — владельцы Nikon D5100, как я… 🙂

      View Comment
  6. Shuld:

    По поводу фотографии с воробъем на переднем плане. В книге Брайан Петерсон «Как снимать шедевры любой камерой. Сила экспозиции. 2011» советуется такие фото снимать при диафрагме F/22 и устанавливать фокус в ручном режиме на расстояние 1.5 метра (кажется так).

    Заканчиваю читать эту книгу. На очереди — учебник Брайан Петерсон «Как снимать шедевры с помощью фотовспышки. Сила освещения.2012″…

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Могу предположить, что г-н Брайан советует зажать апертуру до f/22 в связи с тем, что нужна максимально возможная ГРИП. Рекомендует перевестись в режим ручной фокусировки, так как, в среднем, производитель гарантирует автофокусировку на «дырках» не уже, чем f/5.6 (имеется ввиду f/1.4 — f/5.6). Но почему именно 1,5 метра?..

      Я до этого дошел опытным путем. Если посмотрите первую главу отчета о поездке в Китай в 2014 году, там есть репортаж о путешествии коника Борьки. Первые фотки я снимал при стандартной «пейзажной» диафрагме f/8 — f/11 и фон настолько сильно размывался, что ничего не разглядеть (поскольку объект съемки очень близко к фотографу, а задний план — очень далеко). А вот в последних трех фотографиях диафрагма уже зажата максимально, так как я понял в чем моя ошибка… 🙂

      View Comment
      • Shuld:

        Вы моем тексте подправили F22 на F/22. Не уверен, но думаю, что это неправильно. Надо писать либо диафрагменное число F22, либо относительное отверстие f/22.

        View Comment
        • Сергей Лахардов:

          🙂 Никогда об этом не задумывался, сейчас проштудировал Википедию…. Видимо, вы оказались правы: f/22 — обозначение относительного отверстия, F22 — обозначение диафрагменного числа. Спасибо!

          View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Кстати, цифра 1,5 метра могла возникнуть, если используется широкоугольный объектив. У моего суперширика Samyang 14/2.8 гиперфокальное расстояние начинается именно с этой величины, т.е. все объекты от 1,5 метра и до бесконечности будут резкими…

      View Comment
      • Shuld:

        Цитирую из книги:
        «Если Вы снимаете камерой с кроп-фактором, а угол обзора … 18 мм, сначала установите диафрагму f/22, а затем сфокусируйтесь на чем-то приблизительно в полутора метрах от объектива. А затем, если Вы работаете в ручном режиме, настройте выдержку по встроенному экспонометру.

        (кстати, автофокус нужно выключить).
        Обладателям полноформатных фотоаппаратов, работающим на фокусных расстояниях от 12 до 24 мм, следует выбирать точку фокуса в метре от камеры. При диафрагме f/22 глубина резкости составит от полуметра до бесконечности.»
        ——
        Почему автор советуют отключать автофокус — понятно. Проще настроить его вручную на требуемое расстояние (а это — не ближний фон!) и решать остальные задачи по компоновке кадра. А в режиме автофокуса нужно что-то, типа, полу-нажать кнопку спуска на нужном объекте, и держать так, пока не скомпонуете кадр. Для следующего кадра — повторить. Это менее удобно.

        View Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту