\n

Паша, по фотографии №21 мне хотелось больше воды по краям, …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей.

Паша, по фотографии №21 мне хотелось больше воды по краям, поскольку на твоем снимке у меня возникает чувство «зажатости фигуры в кадре». Вот – примерно то, о чем я говорю.

Фотографии №2, 5, 15 и 24 являются среднеплановыми. Паша, я знаю, как это сложно – находить крупные и сверхкрупные планы – ты видел, часто себя ругаю в отчетах. В твоем случае, например, на фото №15 крупным планом являлась бы ладошка с семечками и синичкой на ней (возможно, даже не вся птица, а только её голова). И вставки белки и птички – это средние планы для этих сюжетов, крупные – голова белочки с раскрытым ртом и зубами, кисточки на ушах, портрет птицы – только голова.

Кстати, жена критиковала фото №2 за обрезанную руку, настаивала, что нужно было поменять позу, чтобы вторая кисть появилась в кадре.
Для дальнейшего обсуждения фотографий нужно обговорить следующие моменты.

1) Пару лет назад я просмотрел шикарный курс видеоуроков «Foundations of Photography Composition» от компании Lynda. Он на английском языке – тем, кому это не проблема, горячо рекомендую. По-моему, там штук двенадцать уроков, в которых обсуждаются основы фотокомпозиции, использование света, цвета, линий, форм и т.п. при построении снимка. Так вот, последний урок заканчивается такой ситуацией: тренер приезжает в поле, там колосится рожь, дорога извивается змейкой. Идиллия! Он снимает – смотрится плохо. Как ни пытался, нормальный кадр не сделал, потому что всю эту красоту нужно снимать с возвышенности, а её там не оказалось. Фотограф складывает камеру и говорит: «Не всегда мы можем сделать красивый кадр. Пейзаж – не натюрморт, может не хватать нужного кустика, направления солнечных лучей, в кадре стоять какая-то бандура. Что остается делать? Расслабиться и получать удовольствие, созерцая эту прелесть. Сфотографировать нормально её не получится».

2) Представь, ты снимаешь группу в детском саду у своей дочери. Получилась шикарная картинка, но два малыша закрыли глаза в момент съемки, а дубль ты не сделал. «Эх, жалко!» – говоришь ты, — «Но оставлю, для семейного альбома сойдет…» Есть кадры, которые сгодятся для своей семьи (мы с тобой обсуждали – со временем понимаешь, что они и для семейного альбома не подходят), но, допустим, я – главный редактор National Geographic или, хотя бы, газеты «Коммерсант». Я приму у тебя фотографию на печать, на которой дети закрыли глаза? Наверное, если через минуту прилетят инопланетяне и вступят с ними в контакт, а других фоток не будет – возьму, в другом случае – знаешь ответ…

3)Съемка репортажа – это и случай, и подготовка, и видение кадра, и везение. Ты снимаешь выступление президента, и в момент съемки пролетает птица, портящая кадр… Ничего с этим не поделать – удалить фото, и плакать, что не повезло.
4) В любом нормальном учебнике фотокомпозиции сказано, что восприятие человека устроено так, что нерезкий передний план вызывает дискомфорт. Поэтому в 99% случаев нечеткий передний план – брак, который сразу должен идти в корзину. Именно поэтому я забраковал некоторые снимки Вероники: картинка снята с приемом «натуральная рамка», но она нерезкая…

Отсюда – предлагаемая замена снимку №3 – брак по определению из-за нерезкого переднего плана. И она – не крупноплановое, а среднеплановое фото.

Фото №19 – пример случая №2: обрезанную ногу я простил, но редактор National Geographic зарубил бы…

Фото №12 «Лодочники». Не настаиваю, что всегда должно быть золотое сечение. Но в данном случае нерезкие листья (можно оставить), не очень внятные утки… очень отвлекающие прохожие в яркой одежде на заднем плане. Взгляд проскальзывает мимо влюбленных и стремится к тётке с рыжими волосами в юбке.

Вариант с обрезанным верхом я воспринимаю лучше всего, но утки не только нерезкие, в данном случае они отвлекают тоже, служат визуальным мусором.

Третий вариант – с верхом, но без прохожих: у нас лодка посередине, береза посередине – статичная композиция, утки справа заваливают баланс вправо, нужен мощный урановешиватель слева. Вот, я попробовал березу перенести левее… Не очень спасает, но мне кажется – уравновешивает больше.

Фото №13 «Дерево с кустиком» — в принципе, это – случай №1. Но, ты рассказал про уток – я их не замечаю, когда смотрю. Если бы здесь была синяя лодка, плывущая в ту сторону, что птицы (по диагонали) – она бы уравновесила кадр. Здесь, из-за незаметных уток нарушен баланс.

Фото №14 «Лес и канал». Ты бы приводил эти аргументы про детализацию редактору National Geographic? 😉 Фото снято, вроде правильно, но оно у меня не вызывает эмоций. Он для меня ни хорошее, ни плохое. Классик говорил, что нет ничего страшнее равнодушия – значит, его в корзину… Ну, ты убеждаешь, что оно красиво, я смотрю – может что-то есть… А может, чего-то нету… У меня нет ярко выраженной позиции…

Сук на земле слева отвлекает взгляд. Осина слева слегка, чуть заметно, нарушает баланс. Симметричная композиция всегда статична, тяжеловесна. У Егора на фото №2 – такая же композиция, но машины придают живости картинке, оно меня захватывает больше, чем твое (была бы одна из машин ближе, было бы лучше). Еще один его снимок такой же — №6 еще сильнее: взгляд бежит по горочке и встречает памятник, фигуры пешеходов придают динамики (я писал, если бы черный мужик с авоськой стоял ближе, на пригорке, было бы 10 баллов).

Возможно, скучно то, что канал здесь – прямая линия (это всегда намного хуже, чем S-линия, и слабее, чем диагональ).

Либо, нужно ломать симметрию кадра. Посмотри фото №11 в отчете о походе в Оленьи ручьи зимой – сломанная дощечка вносит драму, конфликт в композицию.

На фото №21 в походе на Карстовый мост – еще одна центральная композиция, где Катя ломает симметрию.

Возможно, тут тебе не хватило длины канала, чтобы получилась более ярко выраженная перспектива, либо нужно было использовать фокусное 14 мм, чтобы «растянуть» канал.

Фото №25. Поезд. Есть несколько законов композиции, один из них – «Закон целостности», согласно которому в правильной фотокомпозиции нельзя убрать ни одного элемента или добавить элемент, чтобы это не привело к разрушению снимка.

На твоей фотографии этот закон не работает. Я вижу 2 совершенно не связанных друг с другом кадра.

Считаю, фото получилось бы связанным, если бы бабуля в окне смотрела на группу (а пешеходы на нее), либо мужик, либо девушка (а пешеходы на них).

В примере выше – достаточно, чтобы девушка в окне смотрела на пешеходов, так как они идут ей навстречу. К мужику они должны повернуться, и к бабуле тоже.

Они могли не смотреть на бабулю, но тогда либо стоять и разговаривать (а бабуся за ними наблюдать)… А так, они ускользают в сторону от бабушки – теряется баланс.

На этом фото велосипедист – та проклятая птичка из Случая №3 про президента: он стоит не там, наполовину спрятан забором и пешеходами. Вносит хаос. Чтобы он не мешал, он должен стоять  левее всех и его велосипед должен быть полностью открытым. Не повезло фотографу.

В предыдущей статье «Отчет о походе на мраморный карьер» есть фото с мальчишками на велосипедах. Я стоял в течение 10-ти минут и ждал, когда они поменяют позицию, так как изначально они перекрывали друг друга великами… Отснял 16 кадров, выбрал 2 штуки, лучший опубликовал в блоге.
https://img-fotki.yandex.ru/get/196102/43041190.8e/0_f9eb2_7eed54b3_orig

Что это: везение? Или фотоохота из засады? 😉 В рассказе про экскурсию в городе Гангкток в Индии я рассказал, как снимал фото №13: сидел 10 минут на лавочке и наблюдал за мужиками, пока они не стали в нужную мне позицию. В репортаже про Турнир косарей в поселке Арти изображение №9 и №44, 45 — результат такой же фотоохоты за кадром.

Фото №8 «Осенний пруд». Люблю отражения в воде, но в данном случае я оценивал фотки быстро, стараясь ориентироваться на первое впечатление. Так вот, отражение здесь у тебя, судя по всему, должно было быть передним планом, но в данном случае оно теряется… А фотки без переднего плана я ненавижу… 🙂 Поэтому сразу забраковал.

Сейчас ты обратил на него внимание. Что в нём мне нравится: яркие оранжевые листья деревьев (особенно на просвет справа), синее небо, здание в обрамлении естественной рамки.

Что не нравится? Дождаться, когда полосатая тетка повернет направо (тут – момент везения, за это время мужик уйдет далеко и нарушит баланс композиции). В том исполнении, как у тебя, баланс не нарушен, но 2 тетки стоят некрасиво – визуальный мусор. И, мне хочется иметь внятный передний план. Считаю, что нужно обрезать снизу.

Фото 4 «Император Павел». Я не смог его оценить сходу. Меня оно не оставляет равнодушным… но, скорей, не нравится… Не могу объяснить чем… Возможно, не нравится специфичная перспектива, некрасиво исказившая здания сзади. А вот поза памятника понравилась, поэтому из начальных 4-х балов поднял оценку до 7-ми. Хотелось бы увидеть этот же снимок, но снятый на 200 мм издалека.

Фото №17 – велосипеды сзади испортили задний план, в принципе, мешаниной в кадре (не повезло фотографу). Кроме того, они плохи тем, что велосипед и старинная карета не вяжутся, как смокинг и белые кроссовки. История и современность. Я писал, что нужен контраст, но этот визуальный мусор здесь явно мешает.

Даже, если бы велосипедов не было, мало места перед мордой лошади. Как минимум, нужно 1/3 размера лошади оставить перед ней, чтобы было куда идти. И вообще, здесь конь и карета так же зажаты в кадре, как отражение твоей дочери в воде. Кроме того, дубы отвлекают – наверное, пробовать открыть диафрагму и размыть их.

Забыл сказать – фото №22: сначала не обратил внимание, сейчас думаю, что не стоило его сюда помещать – для семейного альбома хорошо… но оно обычное, как «котики»… Хотя, сначала я его не забраковал, так как веет эмоциями.

Фото №23 мне нравится, жена придралась к куче сумок у тебя — визуальный мусор. 🙂

Посмотрел другие фотографии на Диске — ты использовал лучшие снимки. В твоем репортаже есть фото с ошибками композиции, но без них нельзя — распадется история.

Сергей также прокомментировал записи

Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Благодарю за отзыв, Евгений! Даже если мы фотографируем без ошибок, всегда полезно остановиться, достать снимки и проанализировать, подумать о том, что делает их качественными, а что было бы неплохо улучшить.


Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Кстати, Вероника, снимки, что Вы сейчас прислали, заметно лучше по качеству. Такое чувство, что конкурсные фотки были сняты в формате JPEG, а эти портреты решили снять в РАВ и обработать?


Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Паша, еще раз спасибо за фоторюкзак. Приз, за 2-е место, в конкурсе репортажей добрался до города Каменск-Уральский. Я попросил Веронику и её команду прислать фото с приветом. 🙂 Вот соло.

А вот — вся дружная команда, принявшая участие в съемках фотоистории.

Вероника, спасибо за участие в конкурсе. Надеюсь, рюкзак тем, что он удобный, позволит больше сосредоточиться во время съемки и получить еще больше классных снимков! Удачи!


Последние комментарии читателя блога Сергей

6. Один день в Сиане. Путеводитель по горе Хуашань
Перед отпуском я задавал вопрос на «Tripadvisor» по поводу того, как добраться до тропы на Хуашань. К сожалению, так получилось, что ответ я вовремя не увидел — обнаружил это только сегодня.

Размещу здесь переписку с путешественницей Ириной (_irina1zh) на данном ресурсе. Она ответила очень подробно. Может, кому-то пригодится эта информация — пусть уж зря не пропадает.

Вот, какой вопрос я задавал:

«Здравствуйте, Ирина.

Поясните, пожалуйста. Читаю путеводители и не пойму, как найти начало тропы. Судя по описаниям, с железнодорожного вокзала Хуашаня (Северного), на бесплатном зеленом автобусе доезжаем до Восточного входа (East Gate). И отсюда можно подняться либо по канатке на Северный пик, либо на него же по «Тропе солдата».

Как я понимаю, пешком поднимаются от Западного входа (West Gate), который находится около храма Yuquan Yuan (Jade Spring Temple).

Вопрос: как добраться от Северного вокзала или от East Gate до West Gate, где начинается пеший подъем?

Заранее спасибо. Сергей»

А вот ответ Ирины:

«Сергей, спасибо за вопрос. Конечная остановка бесплатного зеленого автобуса — у высокой красивой колонны с фонарем наверху в виде цветка лотоса, он ночью светится. Здесь заканчивается Xiyue Avenue, и перпендикулярно ей идет другая улица. На ее противоположной стороне, в 5-ти минутах от остановки, находится Визит-Центр. Там можно купить входной билет и билет на автобус до Восточного входа с канаткой или до нового Западного входа с канаткой.

А для того, чтобы попасть на тропу, в Визит-Центр заходить не надо. Надо идти к старому Западному входу. До того, как открыли новую канатку, это был единственный западный вход, а теперь их фактически два. От конечной остановки автобуса надо идти на запад, или направо, если стоять лицом к горам. Там везде висят указатели, заблудиться невозможно. Дорога простая — примерно 1 км или чуть больше прямо, затем по улице, ведущей к храму Yuquan Yuan (она так и называется), наверх налево, к горам.

Улица приметная, нарядная, там много всяких магазинчиков, ресторанов. По ней пройти метров 200-300, и окажетесь на площади перед храмом. В общем, весь путь от остановки автобуса до входа в храм занимает 30-45 минут, смотря с какой скоростью идти.

Успешного путешествия!»


3. Отчет об экскурсии в Белогорский монастырь
Спасибо, Миша. Как бы я ни относился к усилению мракобесия в нашем обществе, а съездить в Пермский край и полюбоваться красотами Белогорья было интересно. И с погодой, действительно, повезло.

По поводу РПЦ — в Фейсбуке по поводу Дня космонавтики кто-то выложил картинку, которая меня очень зацепила. Она состоит из 2-х крупнолицевых портретов Юрия Гагарина, звонящего по телефону.

1. Первый космонавт земли радостно звонит кому-то по телефону: «Привет, потомки! Как вы там в 2018 году, на Марс уже летаете?»
2. С удивленно-разочарованным взглядом: «Кто… плоская?..»

Такая вот грустная фотография, к сожалению, иллюстрирует то, что сейчас происходит в обществе и по поводу церкви, и по поводу веры в инопланетян, в силу экстрасенсов и т.п… Властям выгодно, чтобы люди были безграмотны — легче управлять.


Как создавали полнокадровую зеркальную камеру Nikon D750. Интервью с разработчиками
Еще раз спасибо, Димтрий. Делаю вывод, что у меня — плата за низкую цену и китайское производство. Я тоже провел эксперимент: подумал, что, возоможно, белая полоса на фотографиях появляется в режиме «вспышка на камере», а если управлять радиосинхронизатором, то будет все нормально.

По факту, на контроллере Yongnuo YN-622N-TX загорается значок «H» (означающий переход в режим высокоскоростной синхронизации HSS) при установке выдержки короче 1/200, но полоска не исчезает. Что же, придется немного кадрировать фотографии при обработке.


Старинная зеркалка Nikon D200. Обзор, тест и примеры фотографий с качественными объективами
Андрей, в данном критическом замечании г-на Шендера всё ясно: я согласен и с ним, и с Вами, что в обработке снимка есть ошибка. Но бывают ситуации, когда мне в личку пишут, что вот там-то и там-то я не прав, но при этом я считаю по-другому — и тогда непонятно, где истина. Если же такие комментарии публикуются в блоге, есть шансы, что и другие читатели выскажут свою точку зрения и станет понятнее. Кроме того, и другие начинающие фотографы могут увидеть нашу дискуссию и понять, где они тоже допускают ошибки.

Поэтому я всегда ратую за критику прямо в блоге при условии, конечно, уважительного отношения ко всем фотолюбителям, участвующим в обсуждении.

P.S. Спасибо за поддержку.


Старинная зеркалка Nikon D200. Обзор, тест и примеры фотографий с качественными объективами
Андрей, я совершенно не против критики на сайте, не нужно в личку писать — пусть все будет публично. Вот здесь, ведь, замечание по поводу кислотности моей обработки фото с Никон Д200 вполне правомерное, просто изложение мысли…

Критика бывает конструктивная и деструктивная. Если дедушка в 70 лет не научился общаться с людьми, можно пожалеть только его родных и близких.


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь и получайте извещения о новых публикациях на электронную почту

* indicates required



Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь и получайте извещения о новых публикациях на электронную почту

* indicates required