\n

Паша, по фотографии №21 мне хотелось больше воды по краям, …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей.

Паша, по фотографии №21 мне хотелось больше воды по краям, поскольку на твоем снимке у меня возникает чувство «зажатости фигуры в кадре». Вот – примерно то, о чем я говорю.

Фотографии №2, 5, 15 и 24 являются среднеплановыми. Паша, я знаю, как это сложно – находить крупные и сверхкрупные планы – ты видел, часто себя ругаю в отчетах. В твоем случае, например, на фото №15 крупным планом являлась бы ладошка с семечками и синичкой на ней (возможно, даже не вся птица, а только её голова). И вставки белки и птички – это средние планы для этих сюжетов, крупные – голова белочки с раскрытым ртом и зубами, кисточки на ушах, портрет птицы – только голова.

Кстати, жена критиковала фото №2 за обрезанную руку, настаивала, что нужно было поменять позу, чтобы вторая кисть появилась в кадре.
Для дальнейшего обсуждения фотографий нужно обговорить следующие моменты.

1) Пару лет назад я просмотрел шикарный курс видеоуроков «Foundations of Photography Composition» от компании Lynda. Он на английском языке – тем, кому это не проблема, горячо рекомендую. По-моему, там штук двенадцать уроков, в которых обсуждаются основы фотокомпозиции, использование света, цвета, линий, форм и т.п. при построении снимка. Так вот, последний урок заканчивается такой ситуацией: тренер приезжает в поле, там колосится рожь, дорога извивается змейкой. Идиллия! Он снимает – смотрится плохо. Как ни пытался, нормальный кадр не сделал, потому что всю эту красоту нужно снимать с возвышенности, а её там не оказалось. Фотограф складывает камеру и говорит: «Не всегда мы можем сделать красивый кадр. Пейзаж – не натюрморт, может не хватать нужного кустика, направления солнечных лучей, в кадре стоять какая-то бандура. Что остается делать? Расслабиться и получать удовольствие, созерцая эту прелесть. Сфотографировать нормально её не получится».

2) Представь, ты снимаешь группу в детском саду у своей дочери. Получилась шикарная картинка, но два малыша закрыли глаза в момент съемки, а дубль ты не сделал. «Эх, жалко!» – говоришь ты, — «Но оставлю, для семейного альбома сойдет…» Есть кадры, которые сгодятся для своей семьи (мы с тобой обсуждали – со временем понимаешь, что они и для семейного альбома не подходят), но, допустим, я – главный редактор National Geographic или, хотя бы, газеты «Коммерсант». Я приму у тебя фотографию на печать, на которой дети закрыли глаза? Наверное, если через минуту прилетят инопланетяне и вступят с ними в контакт, а других фоток не будет – возьму, в другом случае – знаешь ответ…

3)Съемка репортажа – это и случай, и подготовка, и видение кадра, и везение. Ты снимаешь выступление президента, и в момент съемки пролетает птица, портящая кадр… Ничего с этим не поделать – удалить фото, и плакать, что не повезло.
4) В любом нормальном учебнике фотокомпозиции сказано, что восприятие человека устроено так, что нерезкий передний план вызывает дискомфорт. Поэтому в 99% случаев нечеткий передний план – брак, который сразу должен идти в корзину. Именно поэтому я забраковал некоторые снимки Вероники: картинка снята с приемом «натуральная рамка», но она нерезкая…

Отсюда – предлагаемая замена снимку №3 – брак по определению из-за нерезкого переднего плана. И она – не крупноплановое, а среднеплановое фото.

Фото №19 – пример случая №2: обрезанную ногу я простил, но редактор National Geographic зарубил бы…

Фото №12 «Лодочники». Не настаиваю, что всегда должно быть золотое сечение. Но в данном случае нерезкие листья (можно оставить), не очень внятные утки… очень отвлекающие прохожие в яркой одежде на заднем плане. Взгляд проскальзывает мимо влюбленных и стремится к тётке с рыжими волосами в юбке.

Вариант с обрезанным верхом я воспринимаю лучше всего, но утки не только нерезкие, в данном случае они отвлекают тоже, служат визуальным мусором.

Третий вариант – с верхом, но без прохожих: у нас лодка посередине, береза посередине – статичная композиция, утки справа заваливают баланс вправо, нужен мощный урановешиватель слева. Вот, я попробовал березу перенести левее… Не очень спасает, но мне кажется – уравновешивает больше.

Фото №13 «Дерево с кустиком» — в принципе, это – случай №1. Но, ты рассказал про уток – я их не замечаю, когда смотрю. Если бы здесь была синяя лодка, плывущая в ту сторону, что птицы (по диагонали) – она бы уравновесила кадр. Здесь, из-за незаметных уток нарушен баланс.

Фото №14 «Лес и канал». Ты бы приводил эти аргументы про детализацию редактору National Geographic? 😉 Фото снято, вроде правильно, но оно у меня не вызывает эмоций. Он для меня ни хорошее, ни плохое. Классик говорил, что нет ничего страшнее равнодушия – значит, его в корзину… Ну, ты убеждаешь, что оно красиво, я смотрю – может что-то есть… А может, чего-то нету… У меня нет ярко выраженной позиции…

Сук на земле слева отвлекает взгляд. Осина слева слегка, чуть заметно, нарушает баланс. Симметричная композиция всегда статична, тяжеловесна. У Егора на фото №2 – такая же композиция, но машины придают живости картинке, оно меня захватывает больше, чем твое (была бы одна из машин ближе, было бы лучше). Еще один его снимок такой же — №6 еще сильнее: взгляд бежит по горочке и встречает памятник, фигуры пешеходов придают динамики (я писал, если бы черный мужик с авоськой стоял ближе, на пригорке, было бы 10 баллов).

Возможно, скучно то, что канал здесь – прямая линия (это всегда намного хуже, чем S-линия, и слабее, чем диагональ).

Либо, нужно ломать симметрию кадра. Посмотри фото №11 в отчете о походе в Оленьи ручьи зимой – сломанная дощечка вносит драму, конфликт в композицию.

На фото №21 в походе на Карстовый мост – еще одна центральная композиция, где Катя ломает симметрию.

Возможно, тут тебе не хватило длины канала, чтобы получилась более ярко выраженная перспектива, либо нужно было использовать фокусное 14 мм, чтобы «растянуть» канал.

Фото №25. Поезд. Есть несколько законов композиции, один из них – «Закон целостности», согласно которому в правильной фотокомпозиции нельзя убрать ни одного элемента или добавить элемент, чтобы это не привело к разрушению снимка.

На твоей фотографии этот закон не работает. Я вижу 2 совершенно не связанных друг с другом кадра.

Считаю, фото получилось бы связанным, если бы бабуля в окне смотрела на группу (а пешеходы на нее), либо мужик, либо девушка (а пешеходы на них).

В примере выше – достаточно, чтобы девушка в окне смотрела на пешеходов, так как они идут ей навстречу. К мужику они должны повернуться, и к бабуле тоже.

Они могли не смотреть на бабулю, но тогда либо стоять и разговаривать (а бабуся за ними наблюдать)… А так, они ускользают в сторону от бабушки – теряется баланс.

На этом фото велосипедист – та проклятая птичка из Случая №3 про президента: он стоит не там, наполовину спрятан забором и пешеходами. Вносит хаос. Чтобы он не мешал, он должен стоять  левее всех и его велосипед должен быть полностью открытым. Не повезло фотографу.

В предыдущей статье «Отчет о походе на мраморный карьер» есть фото с мальчишками на велосипедах. Я стоял в течение 10-ти минут и ждал, когда они поменяют позицию, так как изначально они перекрывали друг друга великами… Отснял 16 кадров, выбрал 2 штуки, лучший опубликовал в блоге.
https://img-fotki.yandex.ru/get/196102/43041190.8e/0_f9eb2_7eed54b3_orig

Что это: везение? Или фотоохота из засады? 😉 В рассказе про экскурсию в городе Гангкток в Индии я рассказал, как снимал фото №13: сидел 10 минут на лавочке и наблюдал за мужиками, пока они не стали в нужную мне позицию. В репортаже про Турнир косарей в поселке Арти изображение №9 и №44, 45 — результат такой же фотоохоты за кадром.

Фото №8 «Осенний пруд». Люблю отражения в воде, но в данном случае я оценивал фотки быстро, стараясь ориентироваться на первое впечатление. Так вот, отражение здесь у тебя, судя по всему, должно было быть передним планом, но в данном случае оно теряется… А фотки без переднего плана я ненавижу… 🙂 Поэтому сразу забраковал.

Сейчас ты обратил на него внимание. Что в нём мне нравится: яркие оранжевые листья деревьев (особенно на просвет справа), синее небо, здание в обрамлении естественной рамки.

Что не нравится? Дождаться, когда полосатая тетка повернет направо (тут – момент везения, за это время мужик уйдет далеко и нарушит баланс композиции). В том исполнении, как у тебя, баланс не нарушен, но 2 тетки стоят некрасиво – визуальный мусор. И, мне хочется иметь внятный передний план. Считаю, что нужно обрезать снизу.

Фото 4 «Император Павел». Я не смог его оценить сходу. Меня оно не оставляет равнодушным… но, скорей, не нравится… Не могу объяснить чем… Возможно, не нравится специфичная перспектива, некрасиво исказившая здания сзади. А вот поза памятника понравилась, поэтому из начальных 4-х балов поднял оценку до 7-ми. Хотелось бы увидеть этот же снимок, но снятый на 200 мм издалека.

Фото №17 – велосипеды сзади испортили задний план, в принципе, мешаниной в кадре (не повезло фотографу). Кроме того, они плохи тем, что велосипед и старинная карета не вяжутся, как смокинг и белые кроссовки. История и современность. Я писал, что нужен контраст, но этот визуальный мусор здесь явно мешает.

Даже, если бы велосипедов не было, мало места перед мордой лошади. Как минимум, нужно 1/3 размера лошади оставить перед ней, чтобы было куда идти. И вообще, здесь конь и карета так же зажаты в кадре, как отражение твоей дочери в воде. Кроме того, дубы отвлекают – наверное, пробовать открыть диафрагму и размыть их.

Забыл сказать – фото №22: сначала не обратил внимание, сейчас думаю, что не стоило его сюда помещать – для семейного альбома хорошо… но оно обычное, как «котики»… Хотя, сначала я его не забраковал, так как веет эмоциями.

Фото №23 мне нравится, жена придралась к куче сумок у тебя — визуальный мусор. 🙂

Посмотрел другие фотографии на Диске — ты использовал лучшие снимки. В твоем репортаже есть фото с ошибками композиции, но без них нельзя — распадется история.

Сергей также прокомментировал записи

Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Благодарю за отзыв, Евгений! Даже если мы фотографируем без ошибок, всегда полезно остановиться, достать снимки и проанализировать, подумать о том, что делает их качественными, а что было бы неплохо улучшить.


Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Кстати, Вероника, снимки, что Вы сейчас прислали, заметно лучше по качеству. Такое чувство, что конкурсные фотки были сняты в формате JPEG, а эти портреты решили снять в РАВ и обработать?


Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Паша, еще раз спасибо за фоторюкзак. Приз, за 2-е место, в конкурсе репортажей добрался до города Каменск-Уральский. Я попросил Веронику и её команду прислать фото с приветом. 🙂 Вот соло.

А вот — вся дружная команда, принявшая участие в съемках фотоистории.

Вероника, спасибо за участие в конкурсе. Надеюсь, рюкзак тем, что он удобный, позволит больше сосредоточиться во время съемки и получить еще больше классных снимков! Удачи!


Последние комментарии читателя блога Сергей

Мечтал купить Nikon D750, а стал владельцем Nikon D610. Почему?
На личную почту поступил вопрос по поводу выбора камеры. Поскольку всех гостей сайта прошу по общим вопросам общаться в комментариях, опубликую его здесь:

«Здравствуйте, Сергей! Большое спасибо за такой подробный обзор полнокадровых камер, и за сравнение Nikon D610 с кропнутой Nikon D7200. Скажите, пожалуйста, а что Вы думаете по поводу новинки Nikon D7500? Все таки, это — обновленная модель… Может быть, стоит лучше её взять, чем полный кадр? Анатолий.»

Мой ответ:

«Анатолий, спасибо за Ваш отзыв! Считаю, что фотограф сам должен решить, какие функции ему важнее. В статье с примерами фото на профессиональный кроп Nikon D300s я приводил детальное сравнение этой камеры Nikon D7500 с предшественником Nikon D7200. Считаю, что она неплохо подходит для 1% фотолюбителей. Для всех остальных, кто не фотографирует охоту львов на газелей в утренней саванне, она не нужна. Точнее, её приобретение – неразумная трата бюджета. Оговорюсь: если у вас стоит задача экономии средств, и вы не знаете как перераспределить затраты на покупку фототехники.

Сегодня тушка Nikon D7500 стоит 92’000 рублей, полнокадровая фотокамера Nikon D610 – 95’000 рублей.

Кроп Никон Д7500 оснащается матрицей от Никон Д500, но чтобы последнюю покупали, в новинке урезаны многие показатели: по сути, она хуже, чем Никон Д7200. Я говорю о том, что у неё нет второго слота для карты памяти, меньше срок службы аккумулятора, нет возможности поставить батарейную ручку и радиосинхронизатор подключается через разъем сбоку, что мешает держать фотоаппарат.

При этом, широко разрекламированная матрица Nikon D500, как я много раз показывал, по измерениям сайта Dxomark, не лучше, чем у Nikon D7200, и, по большому счету, не намного превосходит сенсор от Nikon D7100 или Nikon D7000. Покупка качественного объектива на Никон Д7000 даст намного больший эффект, чем использование дешевого КИТа на Никон Д7500.

Модель Nikon D7500 лучше, чем Nikon D610 по минимальной выдержке: 1/8000 против 1/4000 секунды. При этом, за 2.5 года работы с Д610, из-за отсутствия у меня линз со светосилой больше f/2.8, случаев, когда выдержки 1/4000 не хватало, было не больше трех-пяти штук…

В чем Nikon D610 превосходит Nikon D7500, так в рабочем ISO: 2925 vs 1324 единиц. А так же в том, что из-за более широкого угла обзора на полнокадровой матрице, фотограф может подойти ближе к объекту съемки (или использовать объектив с большим фокусным расстоянием), тем самым сыграв перспективой и получив «магию полного кадра».

Итого, вроде, Nikon D7500 лучше подходит для съемки активных событий. Фотограф сам должен решить, что ему важнее: получить 8 резких кадров из 10-ти, но шумных из-за невысокого рабочего ИСО у Д7500, или только 6 снимков на Д610, но качественных, поскольку матрица у него шумит меньше. А цена у обоих камер при этом одинаковая…»


10. Чем заняться в Кхаджурахо? Съездить к водопадам Raneh Falls в ущелье реки Ken river
Может, наши дети доживут до тех дней, когда на отдыхе будут изучать не только каньоны в Индии… но и на Марсе? 🙂


11. Про фотоохоту на тигров в заповеднике Panna National Park, что рядом с Кхаджурахо
А-а-а, не увидел этот нюанс про модификацию Сигмы 150-600. Соглашусь, что для фотоохоты было бы неплохо иметь в дополнение еще и такую линзу. Особенно, когда речь идет не о съемке в таком национальном парке, как «Панна», а о наших диких лесах в России.


11. Про фотоохоту на тигров в заповеднике Panna National Park, что рядом с Кхаджурахо
Я не защищаю Никон 70-200/2.8, но по качеству изображения, даже в комплекте с экстендером Никон ТС-14Е 2, в своем диапазоне фокусных 98-280 им, картинку он дает лучше, чем Сигма 150-600. При этом диафрагма f/4.0 вместо f/6.3 позволяет выставить ISO 2000 там, где Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Sports Nikon F заставит выставить ISO 5000 (cм. урок «Зачем мне светосильный объектив»).

Размеры только на бумаге мало отличаются: L=29 см, D=12.1 см, m=2.86 кг у Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Sports Nikon F вместо L=27.3 см, D=8.7 см, m=1.74 кг у Nikon 70-200mm f/2.8 с экстендером Nikon TC-14E II. Разница в весе 1 кг серьезно чувствуется.

В статье «Как снимать телевиком» есть фото связки Nikon D5100 + Nikon 70-200mm f/2.8 + Nikon TC-14e II. Мой телеобъектив значительно меньше по диаметру.

А в статье с обзором фоторюкзака «Lowepro Flipside AW 400» видно, что если отстегнуть телеконвертер, то линза станет еще меньше.

Вообще, хорошо бы эти 2 линзы иметь, собираясь на фотоохоту в Индию или в какое другое место! 🙂


11. Про фотоохоту на тигров в заповеднике Panna National Park, что рядом с Кхаджурахо
Олег, в 5-й главе отзыва (в отчете о фотоохоте на птиц в птичьем заповеднике «Кеоладео» возле Агры) я писал, что перед отпуском договорился взять в аренду телевик Sigma AF 50-500mm f/4.5-6.3 APO DG OS HSM. Но потом передумал — такую громадину в фототур брать можно, на отдых с женой — нецелесообразно.

Для сюжетов, представленных в этой главе (стоящие олени и обезьяны в парке «Панна»), неважно какая система АФ: я все равно фокусируюсь по центральной точке и потом блокирую фокус. А вот в 5-й части снимал птиц в полете — там, возможно, были бы претензии к фокусировке. Хотя, в том отчете из 40 фотографий, активных сюжетов не больше 4-х…


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту