\n

Павел Черталев За рассказ фотоистории я выставил Павлу 7 баллов из …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей.

Павел Черталев

За рассказ фотоистории я выставил Павлу 7 баллов из 10. Считаю, что в его репортаже активнее всего используются правила, что мы обсуждали в уроке «Как рассказать историю в фотографиях».

Снимки №1 и №2 – хорошее введение, из которого понятно, что в прогулке по Павловскому парку принимает участие вся большая и дружная семья.

На снимках №5, 15, 16, 18 и 23, 24 (левая) активно присутствует взаимодействие объектов в кадре. На фото 18 и 19 – восхищают эмоции и активность, не оставляющие равнодушным зрителя. На фотографии №7, 10 и 19 – я бы выразил английским словом «action», действие.

На снимке №6 обратил внимание на контраст: желтое и зеленое. Вообще, в советах многих опытных фотографов встречал советы чаще использовать контраст в кадре: живая природа и не живая, твердое и мягкое, теплое и холодное, большое и малое, красное и черное, стекло и сталь, и т.п.

Мне очень понравилась идея на фотографии №21, только считаю, что в данном случае средний план взят не к месту: изображение как бы зажато, хочется простора по краям.

Во время оценки фоторепортажа я заметил следующие минусы. Во-первых, слабое окончание рассказа. Паровоз здесь очень заметно вносит динамику «в фотоисторию», а не «из неё». Во-вторых, в репортаже не использовано ни одного крупного плана, что позволило бы расставить акценты в нужных местах рассказа.

Лучшие фотографии: 7, 15 и 18

Наверное, больше всего нравится снимок №7, поскольку у него правильная композиция (линии ограждения моста направляют взгляд зрителя к центру, на главные объекты) и присутствует сразу эмоции, движение, взаимодействие объектов в кадре.

Снимок №15 – те же три составляющие эмоционального воздействия на зрителя. Хорошая композиция: три направляющие линии (видимая – рука, невидимые – направление взгляда каждой из девочек).
Валентина в комментариях написала, что вставка белки и синички – лишние. Лично мне они не мешают, и вносят в кадр контекст: зритель, хотя этого нет в кадре, понимает, что девочки в этот день кормили не только синичку, но и белку. Другими словами, зритель начинает сам придумывать то, чего в кадре не показано – и это делает снимок более сильно эмоционально заряженным.

Замечание: если эти вставки убрать, нужно делать кадр вертикальным, иначе композиция выйдет неуравновешенной.

Фото №18. Хорошая композиция: радуга уравновешивает тяжелую, большую башню. Удачно взять общий план, позволяющий зрителю ощутить масштабность происходящего, «S”-образная линия реки и прямая линия указательного пальца жены ведут взгляд зрителя к радуге. Класс! Уверен, что Павел попросил жену позировать – и это было правильным решением, поскольку жест вносит действие в кадр.
Понравился снимок №3, но колоннада кажется зажатой в кадре, ей тесно, хочется простора по краям.

Худшие фотографии: 12, 13 и 15

На фото 12 нравится задумка, интересным треугольником выстроились утки… но на фотографии нет главного объекта: композиция распадается на 3 отдельных кадра – утки, лодка, прохожие. Наверное, нужно было концентрировать внимание на утках, о остальные служили бы фоном.

На фотографии №13 мне кажется тоже нет главного объекта. Им должно было стать дерево справа, но она находится слишком у края. Река идет s-линией, что хорошо, но она не спасает композицию. Не уверен, что я бы смог снять лучше этот пейзаж – наверное, тот случай, когда обстоятельства не позволяют выстроить композицию. Возможно, следовало подойди ближе к берегу слева и снять так, чтобы кустик оказался главным объектом, находящимся на линии золотого сечения.

Примерно так, только куст должен быть ближе к центру. Тогда дерево служит рамкой, русло реки s-линией ведет взгляд зрителя.

На фото №13 вроде всё снято правильно, но оно… скучное. Мне кажется, снят этот кадр из положения стоя, а можно было присесть и фотографировать отражение в воде.

Фото 2. Отражения смотрелись бы интереснее.

На фото №25 упущен момент съемки. В том виде, как представлено на снимке, люди и поезд уже не взаимодействуют друг с другом. По сути, здесь получилось два разных сюжета: поезд идет на зрителя, пешеходы идут домой. Мне кажется, нужно было фотографировать, когда люди были ближе к фотографу.

Фото 3. При такой композиции появилось бы 2 объекта в точках сечения, случилась бы история про людей, идущих навстречу поезду.

Сергей также прокомментировал записи

Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Благодарю за отзыв, Евгений! Даже если мы фотографируем без ошибок, всегда полезно остановиться, достать снимки и проанализировать, подумать о том, что делает их качественными, а что было бы неплохо улучшить.


Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Кстати, Вероника, снимки, что Вы сейчас прислали, заметно лучше по качеству. Такое чувство, что конкурсные фотки были сняты в формате JPEG, а эти портреты решили снять в РАВ и обработать?


Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Паша, еще раз спасибо за фоторюкзак. Приз, за 2-е место, в конкурсе репортажей добрался до города Каменск-Уральский. Я попросил Веронику и её команду прислать фото с приветом. 🙂 Вот соло.

А вот — вся дружная команда, принявшая участие в съемках фотоистории.

Вероника, спасибо за участие в конкурсе. Надеюсь, рюкзак тем, что он удобный, позволит больше сосредоточиться во время съемки и получить еще больше классных снимков! Удачи!


Последние комментарии читателя блога Сергей

Хороший фотоаппарат. Какую камеру лучше купить
Добрый день, Андрей! Ваш вопрос слишком расплывчатый, поскольку под вопросом о том, какой фотоаппарат снимает лучше ночью, может пониматься несколько ситуаций. Например, идет ли речь о съемке ночных пейзажей или портретов? Вообще, имеется ввиду ночная фотосъемка или в сумерках?

Дело в том, что ночные пейзажи, если стараться делать их профессионально, снимаются со штатива при минимальном значении светочувствительности (ISO). Поэтому этот важный в других ситуациях параметр для съемки ночью имеет не очень большое значение. Важнее – динамический диапазон матрицы, т.е. возможность показывать без искажений в кадре одновременно и яркие, и тёмные объекты.

А вот, если вы спрашиваете, какая камера лучше фотографирует ночью, имея ввиду съемку, например, фоторепортажей ночного города, тогда очень сильное влияние на результат оказывает рабочее ИСО. При этом нужно еще держать в уме, какой объектив вместе с фотоаппаратом вы собираетесь приобрести, и будете ли пользоваться внешней вспышкой.

Если сравнивать просто по характеристикам матрицы любительские зеркалки Canon EOS 750D и Nikon D5600, то преимущество будет у Никон, так как, согласно измерений лаборатории DxOmark, у этих моделей следующее соотношение параметров:

1) глубина цвета 22,7 vs 24,1 бит (разница заметна глазу при отличии в 1 бит) ;
2) динамический диапазон 12 vs 14 EV (0,5 EV);
3) рабочее ISO 919 vs 1306 единиц.

Как видно, формально, камера Nikon D5600 в сравнении с Canon EOS 750D снимает лучше ночью, так как и динамический диапазон у неё шире на 4 видимых глазу шага (поможет при съемке ночных пейзажей со штатива), и рабочее ISO на 50% выше.

Если говорить о том, какая камера снимает лучше фоторепортажи при недостаточной освещенности (в сумерках, ночью, на вечеринке, и т.п.), то многое зависит от оптики. Например, если Вы купите Nikon D5600 Kit 18-55mm f/3.5-5.6G, а кто-то возьмет Canon EOS 750D со светосильным объективом Canon EF-S 17-55/F2.8 IS USM, и, допустим, на Никоне потребуется выставить ISO 1250 единиц (почти на грани для съемки с хорошим качеством для этой модели) при максимально открытой диафрагме f/5.6, то на Кенон при f/2.8 та же выдержка получится при ISO 320.

Вообще, у владельца Nikon спрашивать, хуже или лучше он, чем Canon, очень опасно! 🙂 Потому что на вопрос, какой фотоаппарат снимает лучше ночью, не может быть ответа, что это – Кэнон. 🙂


Мой друг снимал на полный кадр Nikon D800, а сейчас перешел на кроп Fujifilm X-T2. Что из этого получилось?
Игорь, многое зависит от степени перфекционизма фотографа. Мне лично плёночные профили Fujfilm X нравятся… Но, когда смотрю фотоотчеты о путешествиях, например, постепенно начинают надоедать: хочется натурального цвета.

Но это не главное. Важно, что при внутрикамерной обработке у фотографа нет таких инструментов локальной обработки, как градиентный фильтр, кисть и штамп для удаления пятен, которые я использую практически повсеместно. Соответственно, в формате JPEG невозможно, в принципе, выжать 100% из того, на что способен фотоаппарат.

Допускаю, что Вашего товарища устраивает 70% от возможностей камеры Fujifilm X-T10… Сейчас я просто придрался к фразе «Примеры снимков на Fuji X-T10 без обработки». У Вашего фотолюбителя фотки обработанны также как и у Павла с его примерами на Fujifilm X-T2, только чуть хуже, чем он смог бы сделать в редакторе.


Nikon, Canon и другие фотоаппараты. Какие настройки использовать при съемке
Слушай, перечитал еще раз внимательно инструкцию по настройкам фокусировки, и решил, что нужно на Nikon D610 попробовать снимать в режиме «3D слежение» — после Nikon D5100 я ею ни разу не пользовался. Возможно, она и нормально работает — тогда спортивные соревнования было бы фотографировать проще.

Чувствую, может получиться всё как с работой функции «Auto ISO»: изначально неправильно понял её работу и не пользовался года четыре, пока не перешел на полный кадр Nikon D610, и не пофотографировавши им несколько месяцев, не дошли руки разобраться что и как.

Теперь большинство сников фотографирую с настройками «Приоритет дифрагмы», «Динамическая фокусировка AF-C», 9 точек, Auto ISO. Возможно, понравится режим «3D слежения». 🙂


Nikon, Canon и другие фотоаппараты. Какие настройки использовать при съемке
По поводу эффективности работы динамического слежения — тут мы вступаем на границу спора, который бурно проходил в комментариях к обзору Д610: достаточно ли фокуса Nikon D610 для любительской съемки. Для моих нужд, когда я такие спортивные соревнования практически не фотографирую, автофокус моей камеры нормальный.

Если бы пришлось фотографировать спортивные соревнования каждый день, для получения более предсказуемого результата захотел бы взять профессиональную камеру Nikon D5, у которой больше точек фокусировки, выше их чувствительность и в режиме AF-C она, по-любому, работает еще более качественно.


Nikon, Canon и другие фотоаппараты. Какие настройки использовать при съемке
Посмотрел сейчас инструкции на Nikon D5100 и на Nikon D610 — и на КРОПе, и на полном кадре есть режим 3D-слежения. Но, как я писал выше, никогда им не пользовался и снимал в режиме «Динамическая АФ» (AF-C) с фокусировкой по точке. На старенькой камере Никон Д5100 это была 1 точка, на новой Никон Д610 их 9 штук, но в видоискателе ты видишь только одну.

Еще хочу отметить свою личную, ничем не подтвержденную мысль. На видео с примерами работы режима фокусировки AF-C на камере Sony A6000, ссылку на которое я давал выше, человек водит по кадру игрушку и фокус «бегает» за ней. Мне кажется, на практике ни одна камера не успеет так следить за объектом съемки (например, за велосипедистами или волейболистами при спортивном фоторепортаже).

Фактическое назначение этой функции — чтобы камера успевала перефокусироваться в режиме серийной съемки (т.е. когда мы строчим по 6 кадров в секунду) между кадрами, поскольку в режиме AF-S смысла в точном фокусе нет: мы, все равно, сделаем резким лишь первый кадр.


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту