\n

Павел Черталев За рассказ фотоистории я выставил Павлу 7 баллов из …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей.

Павел Черталев

За рассказ фотоистории я выставил Павлу 7 баллов из 10. Считаю, что в его репортаже активнее всего используются правила, что мы обсуждали в уроке «Как рассказать историю в фотографиях».

Снимки №1 и №2 – хорошее введение, из которого понятно, что в прогулке по Павловскому парку принимает участие вся большая и дружная семья.

На снимках №5, 15, 16, 18 и 23, 24 (левая) активно присутствует взаимодействие объектов в кадре. На фото 18 и 19 – восхищают эмоции и активность, не оставляющие равнодушным зрителя. На фотографии №7, 10 и 19 – я бы выразил английским словом «action», действие.

На снимке №6 обратил внимание на контраст: желтое и зеленое. Вообще, в советах многих опытных фотографов встречал советы чаще использовать контраст в кадре: живая природа и не живая, твердое и мягкое, теплое и холодное, большое и малое, красное и черное, стекло и сталь, и т.п.

Мне очень понравилась идея на фотографии №21, только считаю, что в данном случае средний план взят не к месту: изображение как бы зажато, хочется простора по краям.

Во время оценки фоторепортажа я заметил следующие минусы. Во-первых, слабое окончание рассказа. Паровоз здесь очень заметно вносит динамику «в фотоисторию», а не «из неё». Во-вторых, в репортаже не использовано ни одного крупного плана, что позволило бы расставить акценты в нужных местах рассказа.

Лучшие фотографии: 7, 15 и 18

Наверное, больше всего нравится снимок №7, поскольку у него правильная композиция (линии ограждения моста направляют взгляд зрителя к центру, на главные объекты) и присутствует сразу эмоции, движение, взаимодействие объектов в кадре.

Снимок №15 – те же три составляющие эмоционального воздействия на зрителя. Хорошая композиция: три направляющие линии (видимая – рука, невидимые – направление взгляда каждой из девочек).
Валентина в комментариях написала, что вставка белки и синички – лишние. Лично мне они не мешают, и вносят в кадр контекст: зритель, хотя этого нет в кадре, понимает, что девочки в этот день кормили не только синичку, но и белку. Другими словами, зритель начинает сам придумывать то, чего в кадре не показано – и это делает снимок более сильно эмоционально заряженным.

Замечание: если эти вставки убрать, нужно делать кадр вертикальным, иначе композиция выйдет неуравновешенной.

Фото №18. Хорошая композиция: радуга уравновешивает тяжелую, большую башню. Удачно взять общий план, позволяющий зрителю ощутить масштабность происходящего, «S”-образная линия реки и прямая линия указательного пальца жены ведут взгляд зрителя к радуге. Класс! Уверен, что Павел попросил жену позировать – и это было правильным решением, поскольку жест вносит действие в кадр.
Понравился снимок №3, но колоннада кажется зажатой в кадре, ей тесно, хочется простора по краям.

Худшие фотографии: 12, 13 и 15

На фото 12 нравится задумка, интересным треугольником выстроились утки… но на фотографии нет главного объекта: композиция распадается на 3 отдельных кадра – утки, лодка, прохожие. Наверное, нужно было концентрировать внимание на утках, о остальные служили бы фоном.

На фотографии №13 мне кажется тоже нет главного объекта. Им должно было стать дерево справа, но она находится слишком у края. Река идет s-линией, что хорошо, но она не спасает композицию. Не уверен, что я бы смог снять лучше этот пейзаж – наверное, тот случай, когда обстоятельства не позволяют выстроить композицию. Возможно, следовало подойди ближе к берегу слева и снять так, чтобы кустик оказался главным объектом, находящимся на линии золотого сечения.

Примерно так, только куст должен быть ближе к центру. Тогда дерево служит рамкой, русло реки s-линией ведет взгляд зрителя.

На фото №13 вроде всё снято правильно, но оно… скучное. Мне кажется, снят этот кадр из положения стоя, а можно было присесть и фотографировать отражение в воде.

Фото 2. Отражения смотрелись бы интереснее.

На фото №25 упущен момент съемки. В том виде, как представлено на снимке, люди и поезд уже не взаимодействуют друг с другом. По сути, здесь получилось два разных сюжета: поезд идет на зрителя, пешеходы идут домой. Мне кажется, нужно было фотографировать, когда люди были ближе к фотографу.

Фото 3. При такой композиции появилось бы 2 объекта в точках сечения, случилась бы история про людей, идущих навстречу поезду.

Сергей также прокомментировал записи

Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Благодарю за отзыв, Евгений! Даже если мы фотографируем без ошибок, всегда полезно остановиться, достать снимки и проанализировать, подумать о том, что делает их качественными, а что было бы неплохо улучшить.


Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Кстати, Вероника, снимки, что Вы сейчас прислали, заметно лучше по качеству. Такое чувство, что конкурсные фотки были сняты в формате JPEG, а эти портреты решили снять в РАВ и обработать?


Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Паша, еще раз спасибо за фоторюкзак. Приз, за 2-е место, в конкурсе репортажей добрался до города Каменск-Уральский. Я попросил Веронику и её команду прислать фото с приветом. 🙂 Вот соло.

А вот — вся дружная команда, принявшая участие в съемках фотоистории.

Вероника, спасибо за участие в конкурсе. Надеюсь, рюкзак тем, что он удобный, позволит больше сосредоточиться во время съемки и получить еще больше классных снимков! Удачи!


Последние комментарии читателя блога Сергей

Мечтал купить Nikon D750, а стал владельцем Nikon D610. Почему?
На личную почту поступил вопрос по поводу выбора камеры. Поскольку всех гостей сайта прошу по общим вопросам общаться в комментариях, опубликую его здесь:

«Здравствуйте, Сергей! Большое спасибо за такой подробный обзор полнокадровых камер, и за сравнение Nikon D610 с кропнутой Nikon D7200. Скажите, пожалуйста, а что Вы думаете по поводу новинки Nikon D7500? Все таки, это — обновленная модель… Может быть, стоит лучше её взять, чем полный кадр? Анатолий.»

Мой ответ:

«Анатолий, спасибо за Ваш отзыв! Считаю, что фотограф сам должен решить, какие функции ему важнее. В статье с примерами фото на профессиональный кроп Nikon D300s я приводил детальное сравнение этой камеры Nikon D7500 с предшественником Nikon D7200. Считаю, что она неплохо подходит для 1% фотолюбителей. Для всех остальных, кто не фотографирует охоту львов на газелей в утренней саванне, она не нужна. Точнее, её приобретение – неразумная трата бюджета. Оговорюсь: если у вас стоит задача экономии средств, и вы не знаете как перераспределить затраты на покупку фототехники.

Сегодня тушка Nikon D7500 стоит 92’000 рублей, полнокадровая фотокамера Nikon D610 – 95’000 рублей.

Кроп Никон Д7500 оснащается матрицей от Никон Д500, но чтобы последнюю покупали, в новинке урезаны многие показатели: по сути, она хуже, чем Никон Д7200. Я говорю о том, что у неё нет второго слота для карты памяти, меньше срок службы аккумулятора, нет возможности поставить батарейную ручку и радиосинхронизатор подключается через разъем сбоку, что мешает держать фотоаппарат.

При этом, широко разрекламированная матрица Nikon D500, как я много раз показывал, по измерениям сайта Dxomark, не лучше, чем у Nikon D7200, и, по большому счету, не намного превосходит сенсор от Nikon D7100 или Nikon D7000. Покупка качественного объектива на Никон Д7000 даст намного больший эффект, чем использование дешевого КИТа на Никон Д7500.

Модель Nikon D7500 лучше, чем Nikon D610 по минимальной выдержке: 1/8000 против 1/4000 секунды. При этом, за 2.5 года работы с Д610, из-за отсутствия у меня линз со светосилой больше f/2.8, случаев, когда выдержки 1/4000 не хватало, было не больше трех-пяти штук…

В чем Nikon D610 превосходит Nikon D7500, так в рабочем ISO: 2925 vs 1324 единиц. А так же в том, что из-за более широкого угла обзора на полнокадровой матрице, фотограф может подойти ближе к объекту съемки (или использовать объектив с большим фокусным расстоянием), тем самым сыграв перспективой и получив «магию полного кадра».

Итого, вроде, Nikon D7500 лучше подходит для съемки активных событий. Фотограф сам должен решить, что ему важнее: получить 8 резких кадров из 10-ти, но шумных из-за невысокого рабочего ИСО у Д7500, или только 6 снимков на Д610, но качественных, поскольку матрица у него шумит меньше. А цена у обоих камер при этом одинаковая…»


10. Чем заняться в Кхаджурахо? Съездить к водопадам Raneh Falls в ущелье реки Ken river
Может, наши дети доживут до тех дней, когда на отдыхе будут изучать не только каньоны в Индии… но и на Марсе? 🙂


11. Про фотоохоту на тигров в заповеднике Panna National Park, что рядом с Кхаджурахо
А-а-а, не увидел этот нюанс про модификацию Сигмы 150-600. Соглашусь, что для фотоохоты было бы неплохо иметь в дополнение еще и такую линзу. Особенно, когда речь идет не о съемке в таком национальном парке, как «Панна», а о наших диких лесах в России.


11. Про фотоохоту на тигров в заповеднике Panna National Park, что рядом с Кхаджурахо
Я не защищаю Никон 70-200/2.8, но по качеству изображения, даже в комплекте с экстендером Никон ТС-14Е 2, в своем диапазоне фокусных 98-280 им, картинку он дает лучше, чем Сигма 150-600. При этом диафрагма f/4.0 вместо f/6.3 позволяет выставить ISO 2000 там, где Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Sports Nikon F заставит выставить ISO 5000 (cм. урок «Зачем мне светосильный объектив»).

Размеры только на бумаге мало отличаются: L=29 см, D=12.1 см, m=2.86 кг у Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM Sports Nikon F вместо L=27.3 см, D=8.7 см, m=1.74 кг у Nikon 70-200mm f/2.8 с экстендером Nikon TC-14E II. Разница в весе 1 кг серьезно чувствуется.

В статье «Как снимать телевиком» есть фото связки Nikon D5100 + Nikon 70-200mm f/2.8 + Nikon TC-14e II. Мой телеобъектив значительно меньше по диаметру.

А в статье с обзором фоторюкзака «Lowepro Flipside AW 400» видно, что если отстегнуть телеконвертер, то линза станет еще меньше.

Вообще, хорошо бы эти 2 линзы иметь, собираясь на фотоохоту в Индию или в какое другое место! 🙂


11. Про фотоохоту на тигров в заповеднике Panna National Park, что рядом с Кхаджурахо
Олег, в 5-й главе отзыва (в отчете о фотоохоте на птиц в птичьем заповеднике «Кеоладео» возле Агры) я писал, что перед отпуском договорился взять в аренду телевик Sigma AF 50-500mm f/4.5-6.3 APO DG OS HSM. Но потом передумал — такую громадину в фототур брать можно, на отдых с женой — нецелесообразно.

Для сюжетов, представленных в этой главе (стоящие олени и обезьяны в парке «Панна»), неважно какая система АФ: я все равно фокусируюсь по центральной точке и потом блокирую фокус. А вот в 5-й части снимал птиц в полете — там, возможно, были бы претензии к фокусировке. Хотя, в том отчете из 40 фотографий, активных сюжетов не больше 4-х…


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту




Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment

Вам понравилась статья? Не хотите пропускать новые? Тогда подпишитесь на RSS или получайте новые статьи мгновенно на электронную почту