\n

Павел Черталев За рассказ фотоистории я выставил Павлу 7 баллов из …

ЭТО — КОММЕНТАРИЙ К СТАТЬЕ: Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий, оставленный читателем (нажмите на ссылку, чтобы почитать саму статью) Сергей.

Павел Черталев

За рассказ фотоистории я выставил Павлу 7 баллов из 10. Считаю, что в его репортаже активнее всего используются правила, что мы обсуждали в уроке «Как рассказать историю в фотографиях».

Снимки №1 и №2 – хорошее введение, из которого понятно, что в прогулке по Павловскому парку принимает участие вся большая и дружная семья.

На снимках №5, 15, 16, 18 и 23, 24 (левая) активно присутствует взаимодействие объектов в кадре. На фото 18 и 19 – восхищают эмоции и активность, не оставляющие равнодушным зрителя. На фотографии №7, 10 и 19 – я бы выразил английским словом «action», действие.

На снимке №6 обратил внимание на контраст: желтое и зеленое. Вообще, в советах многих опытных фотографов встречал советы чаще использовать контраст в кадре: живая природа и не живая, твердое и мягкое, теплое и холодное, большое и малое, красное и черное, стекло и сталь, и т.п.

Мне очень понравилась идея на фотографии №21, только считаю, что в данном случае средний план взят не к месту: изображение как бы зажато, хочется простора по краям.

Во время оценки фоторепортажа я заметил следующие минусы. Во-первых, слабое окончание рассказа. Паровоз здесь очень заметно вносит динамику «в фотоисторию», а не «из неё». Во-вторых, в репортаже не использовано ни одного крупного плана, что позволило бы расставить акценты в нужных местах рассказа.

Лучшие фотографии: 7, 15 и 18

Наверное, больше всего нравится снимок №7, поскольку у него правильная композиция (линии ограждения моста направляют взгляд зрителя к центру, на главные объекты) и присутствует сразу эмоции, движение, взаимодействие объектов в кадре.

Снимок №15 – те же три составляющие эмоционального воздействия на зрителя. Хорошая композиция: три направляющие линии (видимая – рука, невидимые – направление взгляда каждой из девочек).
Валентина в комментариях написала, что вставка белки и синички – лишние. Лично мне они не мешают, и вносят в кадр контекст: зритель, хотя этого нет в кадре, понимает, что девочки в этот день кормили не только синичку, но и белку. Другими словами, зритель начинает сам придумывать то, чего в кадре не показано – и это делает снимок более сильно эмоционально заряженным.

Замечание: если эти вставки убрать, нужно делать кадр вертикальным, иначе композиция выйдет неуравновешенной.

Фото №18. Хорошая композиция: радуга уравновешивает тяжелую, большую башню. Удачно взять общий план, позволяющий зрителю ощутить масштабность происходящего, «S”-образная линия реки и прямая линия указательного пальца жены ведут взгляд зрителя к радуге. Класс! Уверен, что Павел попросил жену позировать – и это было правильным решением, поскольку жест вносит действие в кадр.
Понравился снимок №3, но колоннада кажется зажатой в кадре, ей тесно, хочется простора по краям.

Худшие фотографии: 12, 13 и 15

На фото 12 нравится задумка, интересным треугольником выстроились утки… но на фотографии нет главного объекта: композиция распадается на 3 отдельных кадра – утки, лодка, прохожие. Наверное, нужно было концентрировать внимание на утках, о остальные служили бы фоном.

На фотографии №13 мне кажется тоже нет главного объекта. Им должно было стать дерево справа, но она находится слишком у края. Река идет s-линией, что хорошо, но она не спасает композицию. Не уверен, что я бы смог снять лучше этот пейзаж – наверное, тот случай, когда обстоятельства не позволяют выстроить композицию. Возможно, следовало подойди ближе к берегу слева и снять так, чтобы кустик оказался главным объектом, находящимся на линии золотого сечения.

Примерно так, только куст должен быть ближе к центру. Тогда дерево служит рамкой, русло реки s-линией ведет взгляд зрителя.

На фото №13 вроде всё снято правильно, но оно… скучное. Мне кажется, снят этот кадр из положения стоя, а можно было присесть и фотографировать отражение в воде.

Фото 2. Отражения смотрелись бы интереснее.

На фото №25 упущен момент съемки. В том виде, как представлено на снимке, люди и поезд уже не взаимодействуют друг с другом. По сути, здесь получилось два разных сюжета: поезд идет на зрителя, пешеходы идут домой. Мне кажется, нужно было фотографировать, когда люди были ближе к фотографу.

Фото 3. При такой композиции появилось бы 2 объекта в точках сечения, случилась бы история про людей, идущих навстречу поезду.

Сергей также прокомментировал записи

Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Благодарю за отзыв, Евгений! Даже если мы фотографируем без ошибок, всегда полезно остановиться, достать снимки и проанализировать, подумать о том, что делает их качественными, а что было бы неплохо улучшить.


Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Кстати, Вероника, снимки, что Вы сейчас прислали, заметно лучше по качеству. Такое чувство, что конкурсные фотки были сняты в формате JPEG, а эти портреты решили снять в РАВ и обработать?


Работы претендентов на конкурс фоторепортажей. Анализ фотографий
Паша, еще раз спасибо за фоторюкзак. Приз, за 2-е место, в конкурсе репортажей добрался до города Каменск-Уральский. Я попросил Веронику и её команду прислать фото с приветом. 🙂 Вот соло.

А вот — вся дружная команда, принявшая участие в съемках фотоистории.

Вероника, спасибо за участие в конкурсе. Надеюсь, рюкзак тем, что он удобный, позволит больше сосредоточиться во время съемки и получить еще больше классных снимков! Удачи!


Последние комментарии читателя блога Сергей

Упражнение «600 шагов» для тренировки видения кадра с Sony A6000 и не только
Тупой минус — отсутсвие крышки для горячего башмака. Я заказал его на Алиэкспрессе за 1 доллар. Но теперь мне нужно поехать на говнопочту «России» отстоять в очереди час за посылкой. Прикол почты в том, что они не сообщают, в какое отделение (из двух) она пришла. Приходится съездить в один конец города, получить там отказ и ехать в другой конец. И все это из-за того, что фирма «Сони» зажилила 10 центов на крышечку.


Упражнение «600 шагов» для тренировки видения кадра с Sony A6000 и не только
Олег, в течение 5-ти лет я веду этот блог. Вроде никогда меня не упрекали в необъективности. А если упрекали, и это было справедливо, то я соглашался. И все это время я писал о фотоаппаратах то, что о них думаю. Если мое мнение менялось, я в этом признавался. Так, когда-то я запорол пейзажные снимки из-за того, что не выключил АВТО ИСО при съемке со штатива на Nikon D5100 KIT 18-55mm f/3.5-5.6, и решил, что это — бесполезная функция. Года три я её вообще не включал, а ты все время твердил, что она хорошая, нужно только разобраться. Когда, наконец, я ее освоил, то теперь уж и жить без нее не могу. 🙂 Если окажется, что в Сони А6000 она работает лучше, я тоже в этом признаюсь.

А на сегодняшний день, я лишь могу повторить свои слова: «Беззеркалка Sony A6000 KIT 16-50mm f/3.5-5.6 имеет преимущество перед другими камерами с кроп-фактором Кф=1,5 своими малыми размерами. Ничего критически положительного, из-за чего я бы горячо ее советовал купить, в ней нет. Ничего критически отрицательного, из-за чего я бы отговаривал ее брать, тоже нет.

Плата за компактность — неудобство в управлении из-за того, что недостаточно кнопок и колесиков на малом корпусе. Досадные минусы: отсутсвие отдельного колеса поправки экспозиции, тупой режим «АВТО ИСО» при съемке в приоритете диафрагмы и невозможность снимать на автоспуске с брекетингом экспозиции без пульта ДУ, очень неудобный режим просмотра фотографий.

Бонус за эти неприятности — возможность положить Sony A6000 в рабочую сумку, и она там не мешает.

Неоспоримый плюс Sony A6000 перед любой зеркалкой — вывод гистограммы в видоискатель еще до спуска затвора (уменьшается количество брака и времени на «пристреливание», чтобы подобрать правильную экспозицию).


Упражнение «600 шагов» для тренировки видения кадра с Sony A6000 и не только
Привет, Павел! Спасибо за поздравление. Камера служебная. Но, кто знает, может спустя какое-то время влюблюсь в «Sony» и поменяю Nikon D610 на полный кадр от «тётки». 😉


Упражнение «600 шагов» для тренировки видения кадра с Sony A6000 и не только
Олег, я не пишу после каждого предложения фразу «по-моему мнению», поскольку и так понятно, что это мои мысли. К работе «Авто ИСО» на Сони А6000 у меня особо претензий нет, поскольку в режиме «М» она превращается в то, что я имею на Nikon D5100 в режиме «А» + Auto ISO.

Своими фотоаппаратами Nikon D5100 и Nikon D610 я 95% времени снимаю в режиме «А» + Авто ИСО и 5% в режиме «М», никогда не используюсь «S» и «P». Режимом «P» не пользуюсь поскольку никогда не знаешь, что выберет автомат. В режиме «S» мы не контролируем диафрагму (в уроке по настройкам выдержки, ИСО и диафрагмы на фото №11 и №12 приведены примеры ситуаций, когда это может сыграть злую шутку).

В камере Nikon D5100 в режиме «Авто ИСО» мы выбираем минимальное и максимальное ИСО, желаемую выдержку. Это очень удобно. В камерах Nikon D5200 и Nikon D610 можно не только задать желаемую выдержку, но и коэффициент, для формулы В=1/ФР, В=1/(2ФР), В=1(3ФР). Это повышает удобство пользования зумами на порядок: когда значение выдержки фиксированное, как в Д5100, тебе бывает лень или нет времени менять формулу и ты снимаешь с заведомо завышенным ISO (оно завышено потому что ты фотографируешь, скажем с выдержкой 1/200, когда достаточно 1/30 секунды, и в Д610 камера снизит выдержку автоматически).

Но я не всегда пользуюсь формулой В=1/(2ФР). Если я иду фотографировать стрижей на лету, я хочу поставить В=1/4000 секунды. И я хочу снимать в режиме «А», чтобы полностью контролировать ГРИП. Даже в этом примере я снимал машину с проводкой на выдержке 1/50 секунды при ФР=16 мм — т.е. В=1/(3.12*ФР). И камера Sony A6000 в режиме «А» не даст мне такого комфорта в съемке, как Nikon D5100 (в смысле, я в начале сказал — она позволит это сделать в «М»).

Поэтому: твое мнение услышано, но я с ним не соглашаюсь. Если бы я хотел, чтобы фотоаппарат Сони А6000 решал за меня, какую выдержку, диафрагму и ISO ставить, я бы снимал в режиме «Автомат» или «Сцены». Но я предпочитаю фотографировать в полуавтоматическом режиме «А» + Auto ISO, который в камерах Никон Д5100 позволяет фотографу самому выбрать выдержку, диафрагму и подбирает оптимальное ИСО. И в этом управление беззеркалками Сони сливает Никону и даже Fujifilm X-T10 (на момент тестирования её функция Авто ИСО работала, как в Д5100, нельзя было выставить формулу в зависимости от ФР)…


Упражнение «600 шагов» для тренировки видения кадра с Sony A6000 и не только
Спасибо, Олег, на добром слове! Точнее, ты их столько произнес, что уж чересчур! 🙂 Приятно, если какие-то знания, которыми я поделился, понадобятся и другим фотолюбителям. Значит, не зря старался.

Понравилось твое определение «фотоквест» — вот как нужно было статью назвать.

А что значит «друг, который писал программу Fill»? Этот инструмент встроен в «Photoshop» по умолчанию… Он программировал блок для «Фотошопа»?

То, что начал искать историю в снимках, означает, что перешел на новый уровень фотографирования. В этот раз у нас совпадение: я тоже отметил снимки 26, 34 и 38. Жаль, на 38-м лужа была далеко от машин — располагалась бы она поближе, интереснее кадр можно было снять.

Желаю и тебе удачных кадров!


Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 545 подписчикам сайта!

* indicates required



Комментариев нет

  1. Владимир:

    Сергей, большое спасибо за комментарии по использованию зеркальной камеры Nikon D5100. Я — обладатель данной модели. Учусь ей владеть, но не всё понятно мне в инструкции пользователя. Конкретно, на что влияет настройка изображения (L-большой, M-средний, S-маленький). Именно эта настройка нужна, если переводим снимок с камеры на фотобумагу, я правильно понимаю?

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Здравствуйте, Владимир! Спасибо большое за Ваш отзыв о моих трудах! 🙂

      Любительские зеркалки начального уровня (типа Nikon D5100 или Nikon D5200) могут снимать в двух форматах: NEF (он же — RAW) и в JPEG. Лучше всего для обработки и получения шедевров… 🙂 подходит формат NEF (сейчас не буду вдаваться в подробности, в чем его преимущество, но вы можете подробно прочитать в комментарии к статье с отзывом о полнокадровой зеркалке Nikon D610). В блоге у меня ВСЕ фотографии сняты в RAW и затем обработаны в графическом редакторе Lightroom.

      Формат JPEG был специально разработан для хранения фотографий. Матрица фотоаппарата (или смартфона, или планшета, или мыльницы, беззеркалки) изначально записывает информацию в RAW, а затем конвертирует в JPEG, как мы это делаем при обработке в Lightroom.

      Так вот, чтобы файлы весили меньше, Джипег их сжимает. В инструкции на Nikon D5100 указано, что:
      JPEG высокого качества – сжатие ¼.
      JPEG среднего качества – 1/8.
      JPEG низкого качества – 1/16.

      Для печати фотографии на бумаге нужно разрешение 300 dpi (точек на дюйм). У меня сейчас нет возможности посмотреть какое разрешение у этих трех форматов, возможно, у JPEG высокого качества – 300 точек. А у остальных, скажем, 150 и 76 точек на дюйм. Вы можете сами проверить в EXIF: наводим курсор на фото, правая кнопка мыши, свойства, подробно…
      Короче, если бы я снимал в формате JPEG, то выставлял бы качество изображения высокое. Тогда гарантированно фотографию можно напечатать без потери качества.
      А для просмотра на экране компьютера и для загрузки в интернет фотки всегда приходится готовить отдельно. Так, для FullHD монитора я перевожу снимки в размер 1980*1020px с разрешением 96 точек на дюйм. Тогда снимки весят немного и быстро пролистываются, без тормозов. А для соцсетей, например, Одноклассников – размер 1024px по длинной стороне, разрешение 76 точек на дюйм.

      Думаю, JPEG среднего качества будет меньше занимать места на диске и еще можно печатать снимки без потерь. JPEG низкого качества можно просматривать на экране компьютера и глазом потери заметить нельзя, но на печати уже будет заметно.
      Удачных снимков! 🙂

      View Comment
  2. Я Есть То, Я есть.:

    Ну вот, теперь и я — счастливый обладатель зеркальной камеры Nikon D5100. 😉

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, хороший подарок к Новому году себе! Рад, что счастливых владельцев Nikon D5100 становится всё больше! 🙂 Поздравляю Вас и желаю больше классных снимков! Какой объектив в результате взяли?

      View Comment
  3. Я Есть То, Я есть.:

    В комплекте шёл стандартный Nikon 18-55 VR KIT. Пока с ним разбираюсь. 😉 Обошёлся б/у комплект в 15000 рублей. 🙂 Плюсом — флэшка на 32 гб и сумка. 😉 А ещё — подставка желтая «Я Никон». 😮

    View Comment
    • Сергей Лахардов:

      Ну, удачное приобретение! Особенно, с подставкой повезло. Без нее совсем туго…. 😉 Никон Д5100 КИТ 18-55 — отличный и недорогой выбор, чтобы делать хорошие фото и понять, нужен ли вообще фотоаппарат.

      View Comment
  4. Евгения:

    Вот и я стала счастливым обладателем Никон 5200 Кит 18-105vr. И очень рада, что нашла этот сайт. Так, помимо того, что я люблю фотографировать с детства, я ещё и люблю путешествовать.

    View Comment

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 545 подписчикам сайта!

* indicates required