\n

Как закрепить фотоаппарат с тяжелым объективом в вертикальной позиции

Моим первым штативом был алюминиевый, легкий Era ECSA-3512, на который я устанавливал свою зеркалку Nikon D5100 KIT 18-55. Головка в нём слабенькая, но и фотоаппарат нетяжелый – худо-бедно держала. А вот, когда я стал обладателем массогабаритных объективов Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 и Samyang 14mm f/2.8, она просто-напросто отвалилась. На замену был приобретен мой любимый, намного более мощный, карбоновый трипод Sirui T-2204X с головой G-20KX, выдерживающей нагрузку до 20 кг. Когда фотоаппарат находится в горизонтальном положении, он – монолит с треногой. А вот, если ставишь мою полнокадровую тушку Nikon D610 с тяжелым зумом типа Nikon 24-70mm f/2.8G, приходится очень сильно завинчивать зажимной винт, и все равно кадр немного «уходит вниз». Но еще большее неудобство в том, что под тяжестью груза может провернуться быстросъемная площадка, и фотоаппарат повисает вниз головой, как куриная тушка на бойне. Сегодня расскажу, как я решил эту проблему, совсем недавно приобретя Г-образный кронштейн (его еще называют L-образный, L-Plate, L-bracket) для быстрой фиксации камеры в вертикальном или горизонтальном положении.


Начнем с конца: как снимаются вот такие пейзажи?

Фотография 1. Пейзаж, снятый на полнокадровый фотоаппарат Nikon D610 и сверхширокоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8. Данный снимок – HDR из трех кадров.

Фотография 1. Пейзаж, снятый на полнокадровый фотоаппарат Nikon D610 и сверхширокоугольный объектив Samyang 14mm f/2.8. Данный снимок – HDR из трех кадров.

Фотограф приезжает на место съемки в «золотой час фотографии» (в наших широтах – за полчаса до рассвета или в течение 2-х часов после восхода солнца, за 2 часа до заката и в течение получаса после захода). В это время суток свет очень мягкий, но его недостаточно – для съемки с рук без смаза придется поднимать ISO, чтобы обеспечить формулу минимальной выдержки В=1/ФР (или В=1/(2*ФР) для многопиксельных матриц), а из-за этого появляются цифровые шумы, как следствие – падает детализация изображения. Выход – использование штатива, который устраняет проблему микросмаза и позволяет фотолюбителю снимать при ISO 100 единиц (правильнее сказать, с минимальной нативной светочувствительностью вашей матрицы: у Fujifilm X это 200 единиц, у Nikon D5200 – 100 единиц, у некоторых полнокадровых камер Sony – 50 единиц).

Непосредственно снимок №1 снят по технологии ХДР (HDR – High Dynamic Range, расширенный динамические диапазон): снимаем три кадра с разной экспозицией (я отснял 3 снимка с -2EV, 0EV и +2EV), когда у нас получаются проработаны и полутона, и тени, и света, и «сшиваем» их в редакторе «Фотошоп». Настройки здесь: f/14.0 (чтобы продлить выдержку и «сгладить» волны, ISO 50 (чтобы еще больше продлить выдержку). Фотографировал в режиме приоритета диафрагмы, поэтому время экспонирования камера выбрала сама: 1.6, 6.0 и 25.0 секунд.

Примечание. Кто не знает, размывать воду «в молоко» можно и днем, если прикрутить на объектив нейтральный серый фильтр с достаточной плотностью (например, ND-1000). Правда, на Самъянг 14/2,8 с его выпуклой передней линзой его еще нужно постараться найти, и стоить он будет как космический аппарат Илона Маска.

Короче говоря, крепление полнокадрового фотоаппарата с тяжелым шириком в горизонтальной позиции проблем не вызывает, так как вес распределен равномерно, ближе к центральной штанге штатива. Проблема появляется, когда мы поворачиваем камеру для съемки вертикальных кадров (например, панорамы фотографируют чаще всего в такой позиции, поскольку потом их легче сшивать из-за меньших геометрических искажений).

Фото 2. Кронштейн L-Plate (другие названия: L-bracket (дословный перевод – L-образная скоба), угольник, L-образный кронштейн, Г-образный кронштейн). Предназначен для крепления на штативы с головой, имеющей фиксатор типа «arca-swiss quick release system». Снято на Nikon D610 с трансмиттером Yongnuo YN-622N и внешней вспышкой Yongnuo YN-685N.  1/13, +2.0, 8.0, 100, 70.

Фото 2. Кронштейн L-Plate (другие названия: L-bracket (дословный перевод – L-образная скоба), угольник, L-образный кронштейн, Г-образный кронштейн). Предназначен для крепления на штативы с головой, имеющей фиксатор типа «arca-swiss quick release system». Снято на Nikon D610 с трансмиттером Yongnuo YN-622N и внешней вспышкой Yongnuo YN-685N. 1/13, +2.0, 8.0, 100, 70.

Начнем с начала. Вот как выглядит Г-образный кронштейн-угольник для быстрой фиксации фотоаппарата на штативной головке в вертикальном или горизонтальном положении. В двух плоскостях он имеет разъем «ласточкин хвост» (arca-swiss), как у быстросъемной площадки (quick release plate).

Чтобы продемонстрировать фотосъемку с кронштейном L-Plate, я приехал после работы домой, схватил свой фоторюкзак Lowepro Flipside 400 AW со всем комплектом фототехники (полнокадровый Nikon D610, Nikon 24-70mm f/2.8G, Nikon 70-200mm f/2.8G, Samyang 14mm f/2.8, поляризационный фильтр Hoya Pro 1 Digital Circular Polarizer), штатив Sirui T-2204X с головкой G-20KX, кропнутый Nikon D5100 со светосильным зумом Nikon 17-55mm f/2.8G) и помчался в соседний с Екатеринбургом город Среднеуральск, чтобы отснять для этого обзора иллюстрации.

Итак, случай №1 – съемка пейзажа на камеру Никон Д610 с тяжелым объективом Никон 24-70/2.8 при установки её на карбоновый штатив в горизонтальном положении. Фотографируем 3 кадра с разной экспозицией, чтобы получить HDR.

Фотография 3. Съемка пейзажа на фотоаппарат с тяжелым объективом в горизонтальном положении проходит легче, чем в вертикальном. Настройки: f/9.0, ISO 100, ФР=24 мм. Выдержки: 0.1, 0.4 и 1.6 секунды.

Фотография 3. Съемка пейзажа на фотоаппарат с тяжелым объективом в горизонтальном положении проходит легче, чем в вертикальном. Настройки: f/9.0, ISO 100, ФР=24 мм. Выдержки: 0.1, 0.4 и 1.6 секунды.

Выглядит система «трипод + фотокамера + объектив» вот таким образом.

Фото 4. Съемка фотоаппаратом с тяжелой оптикой на штативе Sirui T-2204X с головкой Sirui G-20KX в горизонтальном положении, в принципе, проблем не вызывает. 1/500, -2.0, 5.6, 800, 17.

Фото 4. Съемка фотоаппаратом с тяжелой оптикой на штативе Sirui T-2204X с головкой Sirui G-20KX в горизонтальном положении, в принципе, проблем не вызывает. 1/500, -2.0, 5.6, 800, 17.

Все кадры в сегодняшнем обзоре L-bracket сняты на Nikon D5100 + Nikon 17-55mm f/2.8. Отмечу, что к хорошему быстро привыкаешь: на Nikon D610 работа функции «Авто ИСО» более универсальна – задаешь значение максимальной выдержки, а камера сама подбирает нужное ISO так, чтобы ее обеспечить при заданной диафрагме, начиная с минимальных значений светочувствительности.  В Никон Д5100 ты должен сам выбирать минимальное ИСО вручную. Я уже отвык это делать, и снял иллюстрации при завышенном значении: например, кадр выше камера Д610 получила бы при В=1/40 сек., для чего было бы достаточно поставить ISO 100 единиц, а не 800, как выбрал я.

Посмотрим ближе узел крепления камеры к штативу. Для скоростной установки и снятия фотоаппарата используется быстросъемная площадка с креплением «ласточкин хвост» (arca-swiss quick release plate).

Фотография 5. Крепление камеры с тяжелым объективом к штативу в горизонтальном положении через быстросъемную площадку. 1/60, 6.3, 800, 48.

Фотография 5. Крепление камеры с тяжелым объективом к штативу в горизонтальном положении через быстросъемную площадку. 1/60, 6.3, 800, 48.

В горизонтальном положении голова Siru G-20KX нормально держит даже тяжелую систему из полного кадра, телеконвертера Nikon TC-14E II и телеобъектива Nikon 70-200mm f/2.8G. Общий вес такого комплекта составляет 2,5 килограмма (0,76+0,2+1,54 кг).

Фото 6. Фиксация тяжелого фотоаппарата и объектива на штативе в горизонтальном положении не вызывает проблем. При съемке вертикальных кадров могут возникнуть неудобства. 1/400, -0.33, 2.8, 1000, 55.

Фото 6. Фиксация тяжелого фотоаппарата и объектива на штативе в горизонтальном положении не вызывает проблем. При съемке вертикальных кадров могут возникнуть неудобства. 1/400, -0.33, 2.8, 1000, 55.

Примечание. Если у вас еще более громоздкий сверхтелеобъектив (например, Sigma AF 150-600mm f/5.0-6.3 DG OS HSM или Nikon 200-500mm f/5.6E ED VR AF-S Nikkor, чтобы избежать проблем с повреждением байонета и повысить устойчивость системы, подумайте о приобретении специального держателя для телевиков «Telephoto Zoom Lens Bracket Long Focus Lens Support». Ну или «Gimbal Head».

Обратите внимание на фото выше: сбоку головы имеется специальная прорезь для поворота камеры в вертикальное положение. Когда мне нужно снять фото вертикально, просто отвинчиваю зажимную рукоятку и ставлю фотоаппарат под нужным углом.

Здесь возможны три проблемы. Во-первых, прорезь не позволяет повернуть голову больше, чем на 90 градусов, а это бывает нужно при съемке, например, на склоне горы. Во-вторых, тяжелый комплект (типа показанного выше полного кадра Nikon D610 и телевика с большим весом) головка с диаметром шара 38 мм держит плохо, как бы сильно ты ни зажимал её. Возможно, помогла бы голова с шаром D=54 мм, но весит она почти в два раза больше, что не очень удобно в путешествиях. Да и крепление тяжелого объектива под углом грозит выломать байонет в вашей тушке.

В-третьих, у меня самой частой неприятностью было проворачивание быстросъемной площадки относительно тушки: камера «клюёт», а зажимать еще сильнее крепежный винт страшновато – можно сорвать резьбу.

Фотография 7. Проблема с фиксацией тяжелой фототехники в вертикальном положении. Видим, что под весом объектива голова осталась в нужной позиции под углом 90 градусов, а быстросъемная площадка провернулась. 1/50, +0.33, 3.2, 500, 34.

Фотография 7. Проблема с фиксацией тяжелой фототехники в вертикальном положении. Видим, что под весом объектива голова осталась в нужной позиции под углом 90 градусов, а быстросъемная площадка провернулась. 1/50, +0.33, 3.2, 500, 34.

Вот тут нам и приходит на помощь кронштейн-угольник L-plate, который крепится к штативному гнезду тушки и имеет разъем «ласточкин хвост» (arca-swiss quick release plate) в двух плоскостях.

Фото 8. Пейзажи, предметку, фуд-фотографию, макросъемку и снимки в других жанрах, где требуется частая смена вертикальных и горизонтальных кадров, удобнее фотографировать, заменив быстросъемную площадку штативной головки на L-bracket (L-plate). ХДР из 3-х кадров с настройками: -0.33, 2.8, 1000, 24. Выдержки: 1/60, 1/100 и 1/250. Во всем отчете снимки на Никон Д5100 получены с рук. 

Фото 8. Пейзажи, предметку, фуд-фотографию, макросъемку и снимки в других жанрах, где требуется частая смена вертикальных и горизонтальных кадров, удобнее фотографировать, заменив быстросъемную площадку штативной головки на L-bracket (L-plate). ХДР из 3-х кадров с настройками: -0.33, 2.8, 1000, 24. Выдержки: 1/60, 1/100 и 1/250. Во всем отчете снимки на Никон Д5100 получены с рук.

Перед покупкой меня мучил вопрос, не будет ли такой кронштейн мешать держать камеру в руках; не придется ли его без конца откручивать и прикручивать обратно. В реальности я его не замечаю, и не снимаю с тушки – будто все три года владения полным кадром Никон Д610 им всегда и пользовался, не мучаясь с установкой Nikon 70-300mm f/4.5-5.6 или Samyang 14mm f/2.8 в вертикальное положение.

Фотография 9. Как зафиксировать тушку с большим объективом на штативе в верткальном положении. 1/160, -0.33, 2.8, 400, 45.

Фотография 9. Как зафиксировать тушку с большим объективом на штативе в верткальном положении. 1/160, -0.33, 2.8, 400, 45.

Западным фотографам такие простые приспособления предлагают за баснословные деньги. Наберите в «Гугл» поисковую фразу «Really Right Stuff BD600-L: L-plate for D600 (& D610)» — цена 140 USD. А по запросу «L-bracket for Nikon D610 with MB-D14» вообще жесть получим: кронштейн для крепления тушки с батарейным блоком, который продается за 185 USD. Наверное, они эти угольники из сплава платины и золота отливают.

На «Алиэкспресс» кронштейны L-plate продают по цене от 300 рублей до 3000 рублей. Я выбрал за 474,3 рубля с доставкой в Екатеринбург. Чем моя версия отличается от «Kirk» за 185 баксов, сказать не могу. Ну, может быть, входит в гнездо головки не так комфортно, как родная быстросъемная площадка Sirui (то ли я еще не приноровился, но в сравнении с оригиналом комфортность составляет 8 из 10 баллов против 10/10).

Посмотрите видео с обзором, зачем фотографу нужен крепежный кронштейн L-bracket. Оно на английском языке, но все и так понятно.

 

Вот такие новости. Маленькая штучка за 7,5 долларов привносит в съемку маленькие удобства, что доставляет больше радости от занятий любимым хобби. Посему, если у вас в хозяйстве имеется тяжелый объектив, не мучайтесь 5 лет, как ваш покорный слуга, а приобретайте L-plate сразу вместе со штативом. И будет вам счастье… и шедевральные снимки.

Fotourok dlia nachinaiushchikh fotografov o tom v kakikh sluchaiakh nam trebuetsia tripod Esli kratko to 80 snimkov ne poluchit ne ispolzuia dannoe prisposoblenie
Фотоурок для начинающих фотографов о том, в каких случаях нам требуется трипод. Если кратко, то 80% снимков не получить, не используя данное приспособление.
Obzor moego karbonovogo shtativa Sirui T-2204X s golovoi G-20KX Poiasnenie chem otlichaiutsia modeli dannogo proizvoditelia Tablitsa kharakteristik ego zhe shtativnykh golovok.
Обзор моего карбонового штатива Sirui T-2204X с головой G-20KX. Пояснение, чем отличаются модели данного производителя. Таблица характеристик его же штативных головок.
Pervuiu golovu Sirui G-20KX prishlos nemnogo dorabatyvat tak kak ona postoianno otkruchivalas Delo zakonchilos ee uterei Novaia golovka sluzhit uzhe 3 goda i problem s nei net.
Первую голову Sirui G-20KX пришлось немного дорабатывать, так как она постоянно откручивалась. Дело закончилось её утерей. Новая головка служит уже 3 года и проблем с ней нет.
Obzor aljuminievogo shtativa R-2004 s golovkoj G20-KX
1. В мои руки попала также более дешевая версия трипода. Написал статью с пояснением, какой штатив выбрать для фотокамеры Canon или Nikon? Алюминиевый трипод Sirui R-2004.
Odin iz chitatelei rasskazal kak snimal HDR-fotografii vo vremia svoego otpuska v Dubae na polnokadrovuiu kameru Canon EOS 6D s obieektivom Canon EF 17-40 4L USM.
Один из читателей рассказал, как снимал HDR-фотографии во время своего отпуска в Дубае на полнокадровую камеру Canon EOS 6D с объективом Canon EF 17-40/4L USM.
Urok fotografii dlia novichkov o vzaimosviazi vyderzhki diafragmy i ISO Eto bazovye nastroiki kotorye my dolzhny ponimat kak otche nash Primery parametrov sieemki v raznykh situatsiiakh
Урок фотографии для новичков о взаимосвязи выдержки, диафрагмы и ISO. Это базовые настройки, которые мы должны понимать, как отче наш. Примеры параметров съемки в разных ситуациях.

Как я обрабатываю фотографии для статей

Если интересно, можете почитать обзор о том, как я обрабатываю снимки для блога в программах Lightroom и Photoshop. В нём мы обсуждаем, чем отличаются форматы JPEG и RAW, какие основные шаги обработки существуют, и в чём разница между Лайтрумом и Фотошопом.

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 535-ти подписчикам сайта!

* indicates required



комментариев 18

  1. Сергей Лахардов:

    И от моей жены подарок: как снимались иллюстрации к этому обзору L-plate с советами, как крепить тяжелую фототехнику вертикально.

    Обзор L-bracket. Как фотографировать вертикальные кадры с тяжелым объективом.
    Обзор L-bracket. Как фотографировать вертикальные кадры с тяжелым объективом.
    View Comment
  2. Галина:

    Ага, Среднеуральск был, а заката не было?

    Что-то подобное купил и Павел Кравченко. Пользуемся вместе. Удобно, что говорить. Хоть и нет таких мощных объективов.

    View Comment
    • Сергей:

      Привет, Галина. Закат был, но я в это время дом снимал! 🙂 Да, Павел мне показал свою площадку «Z-Type» — удобная штука для малогабаритных фотоаппаратов, особенно, когда нужно высоко задирать объектив. Вот для других читателей видео покажу, о чем речь.

       
      У площадки L-Plate две функции: правильно распределять нагрузку на штативную головку и быстро менять ориентацию кадра с горизонтальной на вертикальную. Поэтому и с более легким фотоаппаратом я тоже её взял бы сейчас.

      View Comment
      • Павел Кравченко:

        ну… вообще то эта площадка позиционируется не только для малогабаритных камер… достаточная жесткость позволяет фиксировать в произвольном положении и достаточно тяжелые зеркальные камеры… При первой же возможности могу предоставить ее на испытание 🙂

        View Comment
  3. Галина:

    Посмотрю… Мне твой кронштейн L-Plate больше подходит по функционалу. Куплю себе такой тоже.

    View Comment
    • Сергей:

      Будешь покупать, читай отзывы на «Aliexpress»: я когда выбирал, по некоторым L-Plate писали, что не выдерживается угол 90 градусов, приходится «напильником дорабатывать».

      View Comment
      • Павел Кравченко:

        а на сколько это принципиально? при переходе с горизонтального на вертикальный кадр так или иначе придется менять кадрировку… именно поэтому я отказался от приобретения данной штуковины…

        View Comment
        • Сергей:

          Павел, о твоей головке для штатива Z type я раньше не слышал, пока не протестируем, не скажу, что удобнее. В кронштейне L-bracket если не обеспечить угол 90 градусов, наверное, крепить к камере будет неудобно.

          Пока, в связи с разъездами, встретиться для теста Z type не смогу. В июне теперь только, наверное.

          View Comment
  4. Андрей:

    Интересная штуковина, прочитал и заказал себе такую же с Ebay, 279 рублей с доставкой обошлось…

    View Comment
    • Сергей:

      Привет, Андрей. Я много раз говорил, что мой блог читать — одни расходы. 🙂 На самом деле, эта L-bracket — простое и недорогое приспособление, повышающее удобство съемки. Думаю, пригодится в работе.

      View Comment
    • Павел Кравченко:

      да ладно… когда присматривал для себя (вернее для своей соньки) она стоила от 1.5 до 2 т.р.

      View Comment
      • Сергей:

        Павел, некоторые из гостей сайта после моих статей не то, что L-plate покупали, но полный кадр или дорогие обьективы. Я этот момент имел ввиду. 🙂

        View Comment
      • Андрей:

        Для сонек за них так и просят, там форма немного другая )))

        View Comment
  5. Миша:

    Посмотрел видео и прикинул, что L-plate, возможно, и для меня будет не лишним.

    View Comment
    • Сергей:

      Миша, по идее, такой кронштейн не помешает любому фотографу, кто пытается снимать серьезно, так как во многих случаях он будет использовать штатив. А на нем — штативная головка, которую вместе с быстросъемной площадкой не очень удобно крепить в вертикальном положении.

      View Comment
  6. Nick:

    L-plate — отличная и нужная приблуда. Для меня у нее один небольшой недостаток: при просмотра будущего кадра в видоискатель, нос попадает на эту железку 🙂 (наверное, проблема в моем носе и моей камере). Летом не замечал, а этой зимой, снимая при температуре ниже -25, обморозил кончик носа (увлекшись, не обратил внимание). После чего стал больше пользоваться liveview (хотя видоискатель все равно привычнее) и стал надевать какую-то горнолыжную эластичную тряпку, закрывающую нос и рот.

    View Comment
    • Сергей:

      Какая драматическая история с Вами произошла! 🙂 Жаль, что не написали модель фотоаппарата (заодно, и объектива) — чтобы такие же владельцы сразу обматывали свой кронштейн для крепления камеры вертикально изолентой. 🙂

      Странно, на Никон Д610 у меня L-bracket не вылазит снизу и сбоку за пределы тушки. Там можно только обморозить пальцы зимой, но не нос.

      View Comment
      • Nick:

        Камера Nikon D7100, объектив не имеет значения. L-plate заказывал на ebay (не универсальный, а под свою модель, чтобы не перекрывались разные накамерные отсеки). За пределы тушки он тоже не вылазит, просто нижняя часть камеры приходится примерно в районе носа и иногда нос (видимо) попадает на L-plate.

        View Comment

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вам понравилась статья? Хотите получать извещения о новых публикациях? Тогда присоединяйтесь к 535-ти подписчикам сайта!

* indicates required